17 января 2012 г. 10:33
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ
Телематическая транспортная система в составе информационной среды технологической интеграции различных видов транспорта и участников транспортного процесса, ее структура и задачи
Разработаны предложения по возможной структуре информационной среды развития интеллектуальных транспортных систем. Представлен состав задач, которые могут решаться телематическими транспортными системами. Показана инвариантность большей части компонентов указанных систем к решаемым задачам. Обоснованы рациональные направления создания телематических транспортных систем: разработка базовой открытой архитектуры системы, инвариантной к функциональным задачам, и разработка компонентов, обеспечивающих решение специфических функциональных задач.
Комаров В.В.,
первый заместитель Генерального директора НИИАТ по научной работе, к. т. м., [email protected]
Гараган СА.,
главный научный сотрудник НИИАТ, д т. н, дагодап@ niior.ru
Одной из основных эодрч поставленных в Транспортной стратегии Российской Федерации да 2030года (11 является создание единой информационной среды взаимодействия различных видов транспорта, участников транспортного процесса, таможенных и других государственных контрольных органов при форм* ровании единого транспортного пространства Росам на базе сбалансцжзеанного развития эффективной транспортной инфраструктуры.
В Транспортной стратегии отмечается, что "Единая информационная среда транспортного комплекса «вляется частью инфраструктуры транспортной отрасли и состоит из:
управленческого уровня (информационная среда верхнего уровня управления транспортным комплексом — Министерство транспорта Российской Федерации, наход ящиеся в его ведении службы и агентства);
технологического уровня (информационная среда технологической интеграции различных видав транспорта и участников траиспортного процесса развития интеллектуальных транспортных систем);
пользовательского уровня (информационная среда транспортных услуг и информац ионного обслуживания клиентов)...
Единая информационная среда развития интеллектуальных транспортных систем реша-
ет задачи унификации и стандартизации применения и интеграции в составе интеллектуальных транспортах систем разлинных составляющих элементов идентификации, навигации и позиционирования телематического мониторила и вкдеонаблюдения.
Единая информационная среда польэово-тельского уровня должна предоставить клиентам д оступ к информации по услугам в сфере транспорта и обеспечить наиболее эффективный сбыт этих услуг.
С метадопоонесхкх позиций едоная информационная среда является частью новой информационной модэ/ви управления транспортным комплексом Российской Федерации."
В дальнейших (хк суждениях будем использовать следующие определения
1елематическая транспортная система (ТТС) — это информационная система, обеспе-чиюющая автоматизированной сбор, обра ботку, передачу и представление потребителям данных о местоположение и состоянии транспортных средств, а также информации, получаемой на основе этих данных в целях эффективного и безопасного использования транспортных средств различного назначения и принад
Интеллектуальная транспортная система (ИТС) — эго телематическая транспортная система. обеспечивающая реализацию функций высокой сложности по обработке информавви и вьфюботке оптимальных (рациональных) решений и управляющих воздействий
О возможной структуре информационной среды развития интеллектуальных транспортных систем
Современная ситуация в сфере создавня тепемслинеских и в том числе интеллектуальных
транспортных систем характеризуется некоторыми специалистами следующим образом [2} "стихийное развитие локальных и корпоративных систем формирует среду, в которой интеграция в единую интеллектуальную транспортную систему России может оказаться технически невозможной. Имеются и внешние угрозы -существующие проекты разрозненных элемен-гое российских систем в ситу несогласованности с международными стандартами, могут спровоцировать переключение международных транзитных перевозок в обход территории России"
Поэтому д ля корректного формульований задач и определения рациональной структуры телематических и интеллектуальных транспортных систем целесообразно на основе анагвиза материалов по созданию систем разливного назначения представить хотя бы в общих чертах облис системы более высокого уровня, место в ней ИТС а также характер ее взоимодей-ствия со смежными информационными системами.
Исходя из вышеприведенных положений Іранспортной стратегии РФ, а также Концепции создания автоматизированной системы управления транспортным комплексом Российской Федерации (АСУ ТК) (31 можно заключить, что информационная среда верхнего уровня управления транспортным комплексом создается в виде АСУ Ж (рис 1).
Информационную среду технологического уровня (информационная среда технологической интеграции различил видов транспорта и участников транспортного процесса развития интеллектуальных транспортных систем) предлагается форьврсвспь в состсве трех гругп систем
— обще транспортное функциональные системы, предназначенные для решения задач
40
Спецвыпуск "ИТС", 2011
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ
агацио такой системы.
Альтернативный путь, I в. разработка каждой системы отдельно без взаимной увязки и коорд инации, может привести к достаточно абсурдном результатам К примеру, тяжелый грузовой автомобиль в соответствии с требованиями нормативных документов (действующих и разрабатьваемых) должен быть оснащен телематические средствами, обеспечивающими как минимум решение следующих эддач:
— в зимание платы за проезд транспортных средств по дорогам (участкам улично-дорожной сети), на которых установлена тосая плато;
— д истанционный контроль и надзор при осуществлении перевозок олаовде и ценных грузов;
— контроль времени работы и отдыха вод и тс лей и пресечение нарушений устансвленно го режима,'
— экстренное реапировавие на аварийные ситуации.
При несогласованной разработке ТТС, предназначенных для решения этих задач, может возникнуть необходимость оснащения автомобиля четырьмя бортовыми терминалами, каждый из которых будет передавать в основном ту же информацию, что и остальные. Потребуется заключение четырех договоров с провайдерами услуг связи, оплата этих услуг и г д Очевидно, что подобное решение трудно считать эффективным со всех точек зрения кроме точки зрени) разработчик.» этих систем поскольку плата за их создание наверняка будет выше, чем оплата разработки одной еотофуисциэнапьной гибкой системы, позволяющей применительно к каждом/ ТС решать как все перечисленные задочи и при необход имости иные зад ам, так и любой их набор.
Создание базовой архитектуры телемсли чесхсй трсис портной системы соответствует зарубежному опыту. Так, в США разработана Национальная архитектура ИТС, которая представляет собой целый комплекс весьма объемных документов (только описание логической архитектуры состоит из 3 томов общим объемом окало 1200 страниц), описывающих различные ее аспекты и их применение при разработке проектов ИТС, включая комплекс стандартов, учебные курсы, а тасже программный продукт ТигЬо АгсЬЛескле, обеспечивающий автоматизацию проекту^хэеания Эти материалы (текущая версия 6.1) поддерживаются и бесплатно распространяются Министерством транспорта США и доступны по адресу hlp://\л^vw.Іeriscofтv^fec»ch/indexJ^lrn. В соат-
ветствии с американским законом о финанси ровании транспортного комплекса в XXI веке (Tronsportcrfion Equiy Ad for the 21 * Century, сокращенно TEA-21) любой фоект ИТС полностью либо частично финансируемый за счет Highway Trusl Fund и иных установленных законом фондов, должен соответствовать этой архитектуре.
В Европейском союзе в рамках проекта FRAME [7] также разработана базовая архитектура (European ITS Framework Architecture), использование которой предусмотрено Планом действий для развертывания интеллекту апыных транспортних систем в Европе [8]. В материалах злого проекта имеется интересный раздел "внски в случае, когда Архитектура ИТС не используется" следующего содержа»***
» пробле,
<е долгое роч
Возможно, что первоначагъно вам не будут известны никосие особые неудобства особенно если будет только несколько внедрений ИТС в Вашей стране, городе или регионе.
Однако с течением времени станет очевидно, что без Архитектуры развернутая вами ИТС рискует быть;
— неспособной оказать ожидаемые услуги, потому что компоненты, как общественные, так и частные, не полностью совместимы;
— трудно расш^ояемой или изменяемой для удовлетворения изменявшихся требований к предоставляемым услугам
— непригодеой для адоптации к появляющимся новым технологиям
Вы обнаружите, что это приведет к
— высокой стоимости обновлений и включения более новых технологий;
— ограничениям в предоставлении услуг из-за недостаточных возможностей вэаимо действия;
— невозможности полного испальзовамя потенциала развернутой ИТС
В худшем случае вы можете обнаружить серьезный дефект в палмостыо развернутой ИТС из-за неудачной оценки патого использования фактора интеграции. Или вы можете обнаружить, что у вас есть система, которая технически пригодна, но не может работать эффективно по организационным причинам
Неиспользование Архитектуры ИТС может привести к созданио "технологических островов". Через определенное время, когда грани цы островов будут достигнуты - в результате потребности расширить игн связать эти острова -обнаружатся несовместимости.
Являетесь ли вы национальным правитель ствам муниципальной администрацией или поставщикам ИТС, Архитектура ИТС помогает вам достичь большей ценности своих инвести ций и успеха в долгосрочной перспективе."
Вышеприведенные соображения, очевидно, справедливы не тогъко для стран Евросоюза, но и для России. К сожалению, в отечественной практике они пека не учитываются
Таким образом мы описали возможные общие структуры информелцюиной сред ы развития интеллектуальных транспортных систем и телематической транспортной системы, а также основные направления рациональной организации созд ания таких систем
Литература
1. Транспортное стратегия Российской Федерации до 2030 г
2 ЛН. Коалсв, ЮМ. Уряиич, Б£ Цислис.
О кощептуальньос подходах формирования и раэ-вити! интеллектуальных транспортных систем в России. Транспорт Российской Феоврсцин", №3-4 (22231 2009.
3. Концепций создания автоматизированной системы управлении транспортным комплексом Российской Федорами (АСУ ТК). Министерство транспорта Российской Федерации, 2010.
4 Отчет о НИР по теме Тазработка концепции платформы интеграции интеллектуальных транспортных систем в тронспорпном комплекс» Российской Федерации* [этот 2). М.; ФГУП ‘ЗаиитаИнфо-Тронс", 2011.
5 AM Иване», АН Солнцев. Перспективы развития интедлектуапьнл бортовых систем автотранспортных средств в Российской Федерации “Журнал Автомобильных Инженеров" N*6 (651 2010.
6 Б.В. Кисутюнсо. Интеллектуальные бортовые системы автомобилей: Состояние и перспективы "Вестник конреоса ИТС России", приложение к информационно-аналитической газете "Транспорт Росони" Специальный выпуск № 1,2010.
7 Planning о Modem Transport System. A Guide «о Inteftgent Transport System Architecture. Htp//www-frame-cdinenet/top^nenu/lirst-vie w/Kjt-iher4eading/PlannhgGuide pdf
8. Action Plan for be Deployment of Irteibgert Transport Systems in Europe Сотгтюгйссвоп from the commission Commission of the European CommuniSes. Brussels. 16.12.2008. С0м{2008) 886 final.
44
Спецвыпуск "ИТС", 2011