УДК 311.213
В. М. ЛИТВИНОВИЧ,
Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, г. Минск
ТЕЛЕФОННОЕ ИНТЕРВЬю ПО ТЕхНОЛОГИИ CATI: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ
Проанализирована специфика применения телефонного интервью по технологии CATI, выявлены его преимущества и ограничения. Показано, что к главным преимуществам метода относятся: оперативность, сравнительно низкая стоимость, высокий уровень доступности респондентов. Среди основных проблем называются невозможность использования метода в регионах с низким уровнем телефонизации, небольшая продолжительность интервью, ограничение на применяемый инструментарий. Предлагаются варианты преодоления обозначенных проблем.
Ключевые слова: методы сбора данных, телефонное интервью, CATI, преимущества телефонного интервью, ограничения телефонного интервью.
Наглядным примером эффективного применения современных возможностей информационно-коммуникационной сферы при сборе социологических данных является телефонное интервью по технологии CATI. Первоначально сформировавшиеся как самостоятельный исследовательский метод, телефонные опросы были существенно усовершенствованы с внедрением компьютерных технологий.
Под телефонным интервью понимается один из методов сбора первичной социологической или маркетинговой информации, предполагающий проведение устного опосредованного (с помощью телефонной связи) опроса респондента и фиксацию интервьюером его ответов. На протяжении нескольких последних десятилетий телефонные опросы получили широкое распространение в исследовательской практике социологов и маркетологов. В профессиональной среде этот метод зарекомендовал себя как оперативный, сравнительно недорогой и эффективный способ сбора первичной информации. В 2008 г. по данным агентства ESOMAR в европейских государствах и России в общем обороте исследований (в денежном выражении) 16 % приходилось на метод телефонного интервью (для сравнения: на почтовый опрос - 5 %, личное интервью «face to face» - 10 %, онлайн-исследования - 20 %, другие (неколичественные) - 33 %) [1].
Термин CATI (computer assisted telephone interviewing) переводится с английского языка как «телефонное интервью с помощью компьютера». Рассматривая понятие CATI, необходимо различать технологию CATI и систему
САТ1. Смысл технологии САТ1 заключается в том, что процесс организации и проведения телефонных интервью управляется компьютером (специальным программным обеспечением). Функциональные возможности такого программного обеспечения чаще всего включают следующие составляющие:
управление выборкой (программное обеспечение контролирует выполнение заданных исследователем параметров выборочной совокупности);
планирование и распределение звонков (компьютер по заданному алгоритму выбирает номер телефона для участия в опросе и организует дозвон до респондента);
ведение интервью (на мониторах интервьюеров появляются вопросы и варианты ответов, которые необходимо зачитать, а затем зафиксировать полученные ответы респондентов);
онлайн-мониторинг (система позволяет контролировать работу интервьюеров в режиме реального времени и при необходимости вмешиваться в ход интервью для его корректировки);
автоматическая запись разговоров (все интервью: состоявшиеся и незавершенные автоматически записываются и сохраняются);
представление данных (программное обеспечение дает возможность получать как промежуточные данные опроса, так и итоговые результаты в виде отчетов, таблиц или графиков) [2].
В свою очередь система САТ1 (в отечественной литературе соответствует понятию «колл-центр», или звонковый центр) представляет собой аппаратно-программный комплекс для проведения телефонных интервью по технологии САТ1. Система САТ1 в большинстве случаев включает аппаратную часть, специализированное программное обеспечение, операторов-интервьюеров (которые зачитывают вопросы респондентам и фиксируют их ответы), а также супервайзера (организующего и контролирующего работу интервьюеров). Аппаратную часть этого комплекса составляют персональные компьютеры -рабочие места интервьюеров, средства телефонии, сервера, программную -специальные решения, непосредственно организующие и контролирующие процесс телефонного интервью.
Таким образом, телефонное интервью по технологии САТ1 - это один из методов сбора первичной социологической или маркетинговой информации, при котором с помощью специальных аппаратных устройств и программного обеспечения по каналам телефонной связи (как стационарной, так и мобильной) проводится устный опрос респондента и фиксация интервьюером его ответов.
Необходимо отметить, что, несмотря на активное применение метода телефонного интервью, в том числе по технологии САТ1, в исследовательской практике ученых из США и ряда европейских стран, данный способ сбора первичной информации неоднозначно воспринимается среди российских и отечественных социологов. По мнению скептиков, телефонные опросы могут быть использованы только для исследований по общеизвестной,
понятной для респондентов тематике, но никак не для изучения сложных социальных процессов [3]. Высказываемые замечания, по всей вероятности, не лишены оснований, в то же время критическое отношение к методу, очевидно, вызвано отсутствием опыта его активного применения. Для объективного и целостного восприятия телефонного опроса как способа сбора социологической информации необходимы доскональная проработка его методических особенностей, анализ специфики и практики использования. Понимание преимуществ и ограничений конкретного исследовательского метода позволит не только получать валидные данные, но и совершенствовать его, устраняя при возможности недостатки.
Рассмотрим основные достоинства и ограничения метода телефонного интервью по технологии САТ1 путем его сравнения с наиболее распространенным в Республике Беларусь опросным методом - личным интервью по месту жительства респондентов.
Использование телефонного опроса на полевом этапе проведения исследований имеет ряд преимуществ. Одно из наиболее очевидных - это оперативность. В современных условиях ускоренного темпа жизни, когда обмен информацией и общественные процессы протекают стремительно, очень важно иметь возможность своевременно и в оперативном режиме оценивать восприятие населением происходящих событий. Использование новейших информационно-коммуникационных технологий при организации телефонных опросов позволяет это делать. Так, полевой этап исследования, проведенный методом телефонного интервью по технологии САТ1, в среднем занимает в 2,5-3 раза меньше времени по сравнению с методом личного интервью. Экономия временных ресурсов происходит в первую очередь за счет исключения некоторых этапов технологического процесса (печать бланков интервью, их пересылка интервьюерам и прием заполненных бланков, ввод собранной информации). В таблице приведено сравнение временных затрат при проведении опроса методами личного интервью и телефонного интервью по технологии САТ1 с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК).
Следующим важным преимуществом телефонного интервью по технологии САТ1 является его относительно низкая стоимость. Как показывает практика, организация полевого этапа исследования указанным методом обходится в среднем на 40-50 % дешевле по сравнению с личным интервью по месту жительства респондентов. Еще большему снижению стоимости будет способствовать внедрение новых видов телефонной связи (в первую очередь -ip-телефонии) [4]. Кроме того, поддержание в актуальном состоянии опросной сети интервьюеров требует весьма значительных финансовых затрат (командировки в регионы с целью подбора интервьюеров, их инструктажа и т. д.), несопоставимых с подготовкой и обучением операторов телефонных опросов, которые, как правило, размещаются в одном месте.
Применение метода телефонного интервью по технологии САТ1 обеспечивает высокий уровень автоматизации технологического процесса сбора
Сравнение временных затрат для проведения опросов методами личного интервью по месту жительства респондентов и телефонного интервью по технологии CATI
Этапы опроса Личное интервью по месту жительства Телефонное интервью по технологии САТ1
Подготовительный Определение населенных пунктов для опроса; расчет выборки; подбор интервьюеров; верстка бланка интервью; тиражирование, брошюровка бланков интервью; инструктирование, маршруты, удостоверения; рассылка пакетов документов 18 -21 день Определение населенных пунктов для опроса; расчет выборки; кодировка бланка интервью; выборка телефонных номеров 1-2 дня
Проведение опроса 1000 респондентов (25 интервьюеров) 10-14 дней 1000 респондентов (5 рабочих мест для интервьюеров-операторов) 8-10 дней
Обработка данных Компьютерный ввод и обработка данных 3-5 дней Получение результатов в режиме реального времени
ИТОГО: затраченное время 31-40 дней 9-12 дней
данных. Все необходимые процедуры полевого этапа исследования, как уже было показано выше, выполняются либо непосредственно компьютером, либо при его участии и контроле. Такая организация работы позволяет минимизировать ошибки, связанные с человеческим фактором.
Кроме того, высокий уровень использования информационно-коммуникационных технологий дает возможность «оцифровать» процесс сбора данных -все происходящее фиксируется и может применяться для повышения качества проводимых исследований. Появляется возможность собирать различного рода статистику, связанную непосредственно с ходом опроса, позволяющую оценивать его эффективность и качество, - так называемые параданные [5]. Например, можно рассчитать коэффициенты, характеризующие результативность опроса (коэффициент ответов, кооперации, отказов, контактов и т. д.), продуктивность каждого отдельного интервьюера или их группы, определить наиболее (наименее) продуктивное время для проведения полевого этапа и т. д. [6].
Использование метода телефонного интервью по технологии САТ1 предоставляет широкие возможности для контроля процесса сбора данных. Так, современное программное обеспечение позволяет в режиме онлайн контролировать выполнение выборки: исследователь перед началом опроса вводит параметры выборочной совокупности в соответствии с контролируемыми признаками, а компьютерная система впоследствии отслеживает реализацию
указанного алгоритма. Практически все системы САТ1 имеют опцию записи разговоров интервьюеров и респондентов. Эта функция является очень востребованной и позволяет детально проанализировать работу интервьюеров: как отбирались в домохозяйстве респонденты для опроса, правильно ли зачитывались вопросы и варианты ответов и т. д.
Необходимо отметить такое важное свойство телефонных опросов, как высокая степень управляемости. Так как телефонные интервью по технологии САТ1 проводятся из единого центра, то не составляет никаких проблем в случае появления необходимости даже в процессе исследования внести изменения в бланк интервью или скорректировать процесс отбора респондентов (время опроса, местожительство респондента и т. д.). Произвести аналогичные действия при использовании метода личного интервью с минимальными затратами практически невозможно, поскольку это связано с повторной печатью бланков интервью, их отправкой интервьюерам и другими трудностями.
Использование телефонной связи для изучения общественного мнения дает возможность проигнорировать фактор расстояния и проводить опросы территориально удаленной аудитории. Обязательными условиями для организации таких исследований являются: соответствие уровня телефонизации региона необходимым требованиям, доступ к базе телефонных номеров респондентов (это условие может быть преодолено с помощью генератора случайных чисел, который смоделирует номера телефонов).
По мнению ряда исследователей, метод телефонного интервью по технологии САТ1 обеспечивает высокий уровень доступности респондентов [4]. Действительно, социологи-практики отмечают, что в последнее время при применении метода личного интервью по месту жительства респондентов снижается уровень доступности населения [7]. Обусловлено это как физическими препятствиями (нежеланием открывать дверь незнакомым людям, появлением кодовых замков в подъездах и т. д.), так и просто отсутствием дома активного трудоспособного населения в силу высокой занятости.
Однако ситуация не такая однозначная, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, применение метода телефонного интервью при высоком уровне проникновения телефонной связи действительно упрощает процесс доступа к респонденту. С другой стороны, практики телефонных опросов сталкиваются с существованием так называемой «телефонной аудитории», когда к домашнему (стационарному) телефону чаще всего подходят люди определенных социальных категорий: женщины, домохозяйки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, безработные, пенсионеры. Активное же трудоспособное население опросить с помощью стационарного телефона также проблематично, ведь звонки по телефону обычно совершаются до 21.00. В это время жители крупных городов только добираются домой, а в малых городских и сельских населенных пунктах люди уже готовятся ко сну и беспокоить их крайне проблематично.
Существует несколько решений этой проблемы. Использование технологии САТ1 позволяет подстроиться под ритм жизни разных категорий насе-
ления: запрограммировать работу системы CATI таким образом, чтобы телефонная связь с респондентами, проживающими в небольших населенных пунктах, осуществлялась до 20.00, а проживающими в столице и областных центрах - до 21.30-22.00. Кроме того, эффективным способом изучения мнения труднодоступных категорий населения является проведение опросов с помощью мобильной телефонной связи.
Перечень приведенных выше преимуществ телефонного интервью по технологии CATI не является исчерпывающим и по итогам активного применения указанного способа сбора информации может быть дополнен. Перечисленные достоинства наиболее очевидны в исследовательской практике и минимально подвергаются сомнению в профессиональных кругах социологов. Для целостного и объективного понимания методических особенностей телефонного интервью необходимо детально рассмотреть и его ограничения.
Одним из основных недостатков метода телефонного интервью по технологии CATI является невозможность его использования в регионах (населенных пунктах) с низким уровнем телефонизации. В случае игнорирования этого обстоятельства повышается вероятность возникновения ошибки неохвата (относящейся к систематическим ошибкам), которые, как известно, могут стать источником серьезных искажений выборки. Вместе с тем необходимо понимать, что доступность абсолютно всех жителей определенного региона через телефонную сеть - это идеальная ситуация, которая труднодостижима в реальных условиях. В связи с этим возникает закономерный вопрос: каков минимальный порог телефонизации для проведения репрезентативных опросов методом телефонного интервью? Наиболее распространенное мнение по данной проблеме приводят российские социологи В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, утверждающие, что «проводить опросы населения, которые требуют построения репрезентативной выборки, методом телефонного интервью можно только в населенных пунктах (регионах) с уровнем телефонизации свыше 75 %» [8, с. 441].
Необходимо отметить, что для Республики Беларусь проблема низкой телефонизации не актуальна. Уровень обеспеченности населения страны квартирными телефонными аппаратами является самым высоким в СНГ: по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2009 г. 90,6 % домашних хозяйств страны имели стационарный телефон [9, с. 90]. Кроме сети фиксированной телефонной связи общего пользования в Беларуси действуют три GSM оператора (МТС, Velcom, Life), общая численность абонентов которых составляет 11,1 млн, что превышает население всей республики в целом [10].
Важным элементом организации полевого этапа исследования является процесс подготовки основы выборки. При проведении телефонных опросов роль основы выборки могут выполнять телефонные справочники, где приводится номер телефона, фамилия пользователя и его адрес. Впрочем, использование этого источника информации о респондентах не всегда является
возможным. Во-первых, не все населенные пункты имеют свои телефонные справочники. Во-вторых, телефонные справочники не всегда содержат информацию обо всех абонентах телефонной связи (не все номера телефонов по разным причинам находятся в общем доступе). В-третьих, не вся информация является достоверной - справочники издаются не часто, и со временем данные изменяются по причине переездов, смерти и т. д. В этой связи одним из недостатков телефонных опросов называются проблемы с подготовкой основы выборки.
Вместе с тем эта проблема имеет свои пути решения. Так, основа выборки может быть сформирована на компьютере с помощью метода генерации случайных чисел (RDD - аббревиатура, в переводе «набор случайных номеров»). То есть, зная количество цифр в номерах телефонов, а также особенности набора определенной местности (код, с каких цифр начинается номер), можно подготовить некоторое множество телефонных номеров для осуществления звонков. Впрочем, этот вариант имеет свои недостатки. Значительное число номеров, которые сгенерирует компьютер, могут оказаться либо несуществующими, либо принадлежать юридическим лицам, что будет неприемлемым при опросах населения. В результате придется совершить существенное число лишних звонков, которые приведут к увеличению как временных, так и финансовых затрат. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом для подготовки основы выборки может стать использование, при наличии возможностей, информации операторов телефонной связи, которые обладают всей полнотой необходимых данных.
Ряд ограничений в применении метода телефонного интервью по технологии САТ1 связан с тем, что коммуникация «интервьюер - респондент» происходит не в прямом, а в опосредованном аудио-режиме. По мнению В. Г. Андреенкова, «опосредованная форма общения видоизменяет процедуру установления контакта с респондентом, процесс интервью предъявляет специфические требования к проектированию инструмента сбора данных, к индивидуальным качествам интервьюера и принципам их отбора» [11, с. 8].
Практический опыт многих социологов-исследователей показывает, что для успешного интервью очень важны первые минуты общения интервьюера и респондента - большинство отказов от опроса приходится именно на это время [12, с. 89]. Вместе с тем, как резонно отмечают В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, «отказаться по телефону психологически гораздо легче, нежели в личном или уличном опросе» [8, с. 442]. Таким образом, применение метода телефонного интервью по технологии САТ1 сопряжено с трудностями установления контакта интервьюера с респондентом. Однако на сегодняшний день разработаны и используются на практике методики ведения беседы, которые дают возможность максимально снизить актуальность названной проблемы, более того, в последнее время в русскоязычной научной литературе стали появляться работы, непосредственно посвященные приемам успешного ведения телефонной беседы [13; 14].
Существенным недостатком телефонных опросов, по мнению ряда исследователей, выступает ограничение по продолжительности интервью. В специализированной литературе указывается, что длительность одной беседы не может превышать 10-15 минут, поскольку дольше удерживать внимание респондента является проблематичным [15, с. 328]. В то же время практика показывает, что возможно проведение опросов с большей продолжительностью. Важным в данном случае является заинтересованность респондентов в тематике исследования и качество инструментария: если респондент заинтересован высказать свое мнение по исследуемой проблематике, ему понятны задаваемые вопросы, то продолжительность интервью может превышать вышеуказанные 10-15 минут без потери качества собираемых данных. Так, в работе В. Г. Андреенкова среди причин, побуждающих вести более длительную беседу, выделен, прежде всего, интерес к тематике исследования: «желание высказать свое мнение по наиболее острым и злободневным вопросам, оказаться причастным к решению актуальных проблем, безусловно, стимулирует у людей готовность довести начатую беседу до конца» [11, с. 22].
Используемый в процессе интервью опосредованный способ коммуникации также накладывает значительные ограничения и на применяемый инструментарий. Так, вопросы бланка интервью должны быть максимально короткими и простыми для легкого восприятия на слух, количество вариантов ответов также должно быть минимальным (до 7-9), инструментарий должен вызывать у респондента заинтересованность и тем самым способствовать налаживанию взаимодействия. Кроме того, метод телефонного интервью, в том числе по технологии САТ1, не позволяет использовать какие-либо элементы визуализации: картинки, карточки, фото и т. д. (что особенно важно при проведении маркетинговых исследований).
Отчасти нестандартные условия проведения телефонных интервью (в большинстве случаев респондент поднимает трубку телефона, не зная заранее о предстоящей беседе; не готов к ней; возможно, был оторван от каких-либо личных дел; не видит своего собеседника и т. д.) затрудняют качественный сбор информации по сложной, глубинной проблематике. Как показывает практика, большую эффективность телефонные опросы демонстрируют при их использовании для проведения установочных исследований, оперативных, экспресс-опросов, которые направлены на изучение информированности о каком-либо факте или событии, медиа-поведения населения.
Специфика телефонной коммуникации, а именно слабость эмоциональных связей между взаимодействующими сторонами, сказывается на искренности респондентов при ответах на вопросы, что затрудняет возможность обсуждения по телефону сенситивной (чувствительной) проблематики: деликатных и острых тем, вопросов о социально осуждаемом поведении, а также требующих сильного умственного напряжения и большого количества времени на обдумывание [16]. Кроме того, при таком способе коммуникации легче скрыть свое отношение или уклониться от ответа, прервав разговор по телефону.
Некоторые из проводимых исследований показывают, что респонденты при участии в телефонных опросах чаще, чем при других опросных методиках, выбирают общественно одобряемые варианты ответов [15]. Для преодоления такого поведения респондентов «выработан ряд специальных коммуникативных приемов, позволяющих снизить субъективную остроту обсуждаемых тем за счет особого подхода к составлению инструментария и формулировке вопросов» [16, с. 81]. Например, проектные вопросы, «поддерживающие» преамбулы, ссылки на авторитетные мнения, «уважительные» причины и другое.
Не менее актуальной является и проблема обеспечения анонимности при проведении телефонного интервью. Исследования, проведенные российским социологом А. Ю. Мягковым, показывают, что в восприятии участников опросов анкетирование и личное интервью, «опирающиеся на очный контакт с исследователями и использующие визуальный канал коммуникации... наилучшим образом могут гарантировать конфиденциальность ответов. Телефонные опросы, по мнению респондентов, обладают меньшими возможностями для обеспечения анонимности» [17, с. 18].
Как показывает проведенный анализ, метод телефонного интервью по технологии CATI обладает рядом существенных достоинств по сравнению с наиболее часто используемым на сегодняшний день в республике опросным методом - личным интервью по месту жительства респондентов. В первую очередь, это высокая скорость, низкая стоимость, лучшие возможности для контроля, высокая управляемость. Эти преимущества делают метод телефонного интервью более привлекательным для использования социологами в своей исследовательской практике. В то же время изучение методических особенностей указанного способа сбора информации показывает ряд ограничений, присущих телефонным опросам: невозможность его применения в регионах с низким уровнем телефонизации, проблемы с подготовкой основы выборки, трудности коммуникации «интервьюер - респондент» в опосредованном аудио-режиме, вопросы искренности респондентов и т. д. Как показано выше, часть проблем в рамках метода телефонного интервью решить довольно затруднительно, какие-то из обозначенных ограничений могут быть успешно устранены.
В то же время для целостной оценки возможностей применения указанного метода в Республике Беларусь необходимо дальнейшее изучение и обсуждение в профессиональной среде методических особенностей этого способа сбора первичной социологической информации.
Литература
1. Häder, S. Introduction: Telephone Surveys in Europe / S. Häder, M. Häder, M. Kühne // Telephone Surveys in Europe: Research and Practice / eds.: S. Häder, M. Häder, M. Kühne. -Heidelberg : Springer, 2012. - P. 7-13.
2. Nicholls II, W. L. The status of Computer-Assisted Telephone Interviewing: Part I -Introduction and Impact on Cost and Timeliness of Survey Data / W. L. Nicholls II, R. M. Groves // J. of Official Statistics. - 1986. - Vol. 2, N 2. - P. 93-115.
3. Andreenkova, A. Russia / A. Andreenkova // Telephone Surveys in Europe: Research and Practice / eds.: S. Hader, M. Hader, M. Kühne. - Heidelberg : Springer, 2012. - P. 3-16.
4. Османов, Т. Э. Методическое представление общероссийского опроса по мобильным телефонам, или процедуры оценки качества выборочного исследования на примере опроса трудоспособного населения России / Т. Э. Османов, Д. М. Рогозин // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 2. - С. 40-54.
5. Kreuter, F. Paradata [Electronic resource] / F. Kreuter, C. Casas-Cordero // German Council for Social and Economic Data (RatSWD), working paper. 136, 2010. - Mode of access: http://www. ratswd.de/download/RatSWD_WP_2010/RatSWD_WP_136.pdf. - Date of access: 01.10.2015.
6. Стандартные определения: систематическое описание диспозиционных кодов и коэффициентов результативности для массовых опросов. 3-е изд. 2004 год / Американская ассоциация исследователей общественного мнения ; пер. с англ. Д. М. Рогозина, Е. М. Киселева // Социол. журн. - 2005. - № 2. - С. 78-120.
7. Паниотто, В. Кризис в методах опроса и пути его преодоления / В. Паниотто, Н. Хар-ченко // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2012. - № 1. - С. 3-19.
8. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко - М. : ИНФРА-М, 2009. - 768 с.
9. Информационное общество Республики Беларусь : ст. сб. Минск, 2011.
10. «Наконец, может, операторы полюбят своих абонентов». Как в Беларуси защищают права абонентов? [Электронный ресурс] // Портал TUT.BY. - Режим доступа: http://it.tut. by/390272. - Дата доступа: 01.10.2015.
11. Андреенков, В. Г. Телефонные опросы населения (Методические рекомендации организации и проведения выборочных массовых опросов) / В. Г. Андреенков, Г. Н. Сотникова. -М. : ИСИ АН СССР, 1985. - 59 с.
12. Рогозин, Д. М. Влияние интервьюера на доступность респондентов в телефонном опросе / Д. М. Рогозин // Социол. журн. - 2004. - № 1/2. - С. 75-106.
13. Ипатова, А. А. Условия коммуникативного успеха в стандартизированном телефонном интервью / А. А. Ипатова, Д. М. Рогозин // Социол. журн. - 2014. - № 1. - С. 21-54.
14. Рогозин, Д. М. Как быстро, эффективно и безопасно сфабриковать телефонный опрос / Д. М. Рогозин, А. А. Ипатова // Социол. журн. - 2012. - № 2. - С. 80-97.
15. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология : в 15 т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2004. - Т. 3 : Методика и техника исследования. - 932 с.
16. Мягков, А. Ю. О достоверности ответов респондентов в телефонном интервью (экспериментальное тестирование ряда приемов) / А. Ю. Мягков, С. Л. Журавлева // Социол. ис-след. - 2010. - № 10. - С. 81-93.
17. Мягков, А. Ю. Восприятие респондентами метода телефонного интервью / А. Ю. Мягков // Телескоп. - 2010. - № 4. - С. 14-20.
v. m. litvinovich
CATI: ADVANTAGES AND LIMITATIONS Summary
The specifics of CATI application was analyzed and its advantages and limitations were revealed. It is shown that the main advantage of the method includes: efficiency, relatively low cost, high level of respondents approachability. Among the main problems are the following: impossibility of method using in areas with low installation of phones, low duration of the interview, restriction on the tools applied. Available options for overcoming the identified problems are suggested.
Keywords: data collection methods, telephone interview, CATI, the advantages of telephone interviews, telephone interviews limitations.
Поступила 10.10.2015 г.