Научная статья на тему 'Текущий контроль в ходе обучения иностранных граждан'

Текущий контроль в ходе обучения иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонов Альберт Васильевич

В статье раскрыто значение текущего контроля (рейтинга) обучения в ходе выполнения учебной работы каждым иностранным гражданином на лекционных и практических занятиях по расписанию и в соответствии с графиком СРС, на развитие у студентов мотивации и планомерной активной познавательной деятельности, выявление отстающих от учебного графика студентов, принятие мер по активизации их работы и оказание помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агафонов Альберт Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CHECKING THE LEARNING THE FOREING PEOPLE

In article is revealled role of the current checking in the course of process of the learning the foreign people, in motivations and active cognitive activity. Helps to reveal lagging behind from scholastic graphics and take measures help on rendering him.

Текст научной работы на тему «Текущий контроль в ходе обучения иностранных граждан»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

УДК 378.1

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

А.В. АГАФОНОВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.

В статье раскрыто значение текущего контроля (рейтинга) обучения в ходе выполнения учебной работы каждым иностранным гражданином на лекционных и практических занятиях по расписанию и в соответствии с графиком СРС, на развитие у студентов мотивации и планомерной активной познавательной деятельности, выявление отстающих от учебного графика студентов, принятие мер по активизации их работы и оказание помощи.

В журналах «Научный вестник» МГТУ ГА серии Международная деятельность вузов №94 (2005г.) и № 116 (2007г.), в статьях «Психология и педагогика» в ходе обучения иностранных студентов» и «Конфликтология» в ходе обучения иностранных граждан», соответственно раскрывалось значение этих предметов для подготовки специалистов, отмечались трудности, с которыми наиболее часто приходится встречаться не только студентам, но и преподавателям. Настоящая статья является продолжением начатого разговора и затрагивает вопросы организации и проведения текущего контроля в ходе обучения иностранных граждан по вышеперечисленным гуманитарным дисциплинам.

Проверка знаний, умений и навыков является составной частью процесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования.

Контроль означает проверку чего-либо, является важной и необходимой составной частью обучения; осуществляет «обратную связь» в обучении, т.е. дает возможность видеть результаты совместной работы преподавателя и обучающихся; позволяет преподавателю привести в систему усвоенный обучающимися за определенный период времени учебный материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество изученного; позволяет каждому обучающемуся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки.

Контроль выполняет ряд функций: собственно контролирующую, обучающую, воспитывающую и развивающую. Собственно контролирующая функция контроля позволяет выявить состояние знаний, умений и навыков обучающихся и определить возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала. Обучающая функция контроля состоит в том, что, отчитываясь в усвоенных знаниях, обучающиеся еще раз повторяют учебный материал, выполняют упражнения и, таким образом, закрепляют знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе проверки и оценки они выслушивают дополнительные объяснения преподавателя, которые позволяют ликвидировать недостатки в усвоении учебного материала. Воспитывающая функция контроля заключается в приучении обучающихся к систематической учебной работе, что способствует воспитанию у них таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность. Развивающая функции контроля способствует правильной организации учебной работы и усвоению социального опыта, заключенного в содержании образования, что обеспечивает личностное развитие обучающихся.

Разнообразие видов контроля (текущий, тематический, промежуточный, итоговый и др.) обусловливает необходимость применении различных методов контроля за учебной деятельностью (методов проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся).

Текущий контроль успеваемости студентов по учебной дисциплине (УД) направляется, прежде всего, на оценку выполнения учебной работы каждым студентом на лекционных и

практических занятиях по расписанию и в соответствии с графиком самостоятельной работы студентов (СРС), развитие у студентов мотивации к планомерной и активной познавательной деятельности, выявление отстающих от учебного графика студентов для принятия мер по активизации их работы и оказанию помощи.

Временное положение 2005 г. «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов в МГТУ ГА» определяет методику организации и проведения текущего контроля успеваемости студентов: текущий контроль осуществляется в ходе аудиторных занятий по расписанию, консультаций и по итогам выполнения запланированных видов индивидуальных занятий. При этом с учетом специфики учебной дисциплины и вида занятия могут применяться различные формы контроля: устный опрос, письменная контрольная работа, коллоквиум, компьютерное тестирование и другие. Формы контроля выбираются ведущим преподавателем по данной дисциплине.

При текущем контроле успеваемости студентов используются процедуры оценивания результатов учебной работы, позволяющие дифференцировать студентов по степени их активности и результативности в освоении учебной дисциплины; используются условия соревновательности и организации взаимопомощи в студенческом коллективе. Дается методика подсчета балла активности - Я (рейтинг), начисляемый студентам сначала за первую, а затем за вторую половины семестра. На рис. 1 приведен график результатов (рейтинги) студентов третьего курса механического факультета смешанной учебной группы, в составе которой проходили обучение 12 иностранных граждан (на рис.1 они отмечены знаком «звездочка»- *), в период февраль

- июнь 2007 г. Пунктиром отмечены баллы, полученные студентами в первой половине семестра, сплошной - во второй половине в виде итогового балла.

Рис.1. Результаты (рейтинги) студентов МБ3-1 в первой и второй половинах семестра (февраль-июнь 2007 г.)

Как сами студенты различных учебных групп, курсов воспринимают и оценивают результаты текущего контроля в виде рейтинга? Этот анализ, учитывая то, что каждый студент составлял индивидуально-психологическую характеристику личности [3], рассмотрим с точки зрения направленности и темперамента личности (экстравертированные студенты по своему темпераменту являются сангвиниками или холериками - см. табл. 1; интровертированные студенты

- флегматиками и меланхоликами - см. табл. 2). Экстравертированные личности ориентированы на внешний мир, активны, открыты в эмоциональных проявлениях, общительны, любят движение, риск, социально адаптированы, отличные организаторы и руководители.

Таблица 1

ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ

сангвиник холерик

Рейтинговый контроль: - придает элемент соперничества в группе, стимулирует студентов на выполнение дополнительных заданий; - понятен, результат (рейтинг) адекватен оценке знаний студента, помогает качественно подойти к зачету, вовлекает студентов в учебный процесс; - помогает мобилизоваться на обучение, т.к. хочется быть в первых рядах; - нравится, вполне честно оценивались студенты; - дает возможность в течение практических занятий набрать «К-е» количество баллов; - дает возможность в конце семестра наглядно оценить работу, проделанную каждым студентом; - прививает старание, стремление достичь большего балла, и это должно поощряться; - повышает мотивацию обучающихся; - отличный стимул для студентов; - ориентирован на активную работу в ходе практических занятий. - эффективный контроль посещаемости занятий студентами и их активности; - позволяет отстающим студентам догонять отличников - это очень важный момент в обучении; - обязателен для всех, у студентов возникает соревнование; - необходимо обязательно поощрять тех студентов, которые работали на протяжении всего семестра и имели большой рейтинговый балл; - продуман отлично и показывает верную картину успеваемости студентов; - ставит цели и помогает в стремлении быть отличным; - поставлен хорошо, но вначале надо больше акцентировать внимание на важность рейтинга, т. к. нашлись такие студенты, которым рейтинг был безразличен; - помогает различать студентов исходя из полученного балла (рейтинга); - очень хорошо выявляет тех, кто занимается предметом и тех, кто не занимается.

Для интровертированных личностей наибольший интерес представляет собственный внутренний мир, что выражается в склонности к размышлениям, самоанализу, замкнутости. Интроверт хорошо справляется с монотонной работой, неплохой руководитель, если не требуется постоянного общения с людьми. Между экстравертами и интровертами по направленности личности расположены диаверты.

Таблица 2

ИНТРОВЕРТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ ДИАВЕРТ

флегматик

Рейтинговый контроль: - помогает поощрять тех студентов, которые занимались в течение всего семестра, выполняли все задания; - заставляет тех, у кого маленький балл (рейтинг), заниматься и разбираться с учебным материалом, хотя бы перед зачетом; - помогает в обучении, так как стремишься набрать как можно больше баллов и незаметно для себя осваиваешь учебный материал с приличной успеваемостью; - больший балл позволяет иметь меньше вопросов на зачете; - очень полезен. - приводит к соревновательности среди студентов, желанию набрать как можно больше баллов, отсюда хорошая активность на занятиях; - воспитывает у студентов обязательность, соревнование друг с другом; - говорит о необходимости более жестко подходить к безответственным студентам.

Чтобы сделать выводы по результатам промежуточных и итоговых баллов (рейтингам) иностранных граждан, приведу еще два графика результатов текущего контроля студентов первого курса СО-1 (рис. 2) и третьего курса ЭВМ-3 (рис. 3). Обозначения на этих графиках аналогичны обозначениям графика рис. 1.

Рис. 2. Результаты (рейтинги) студентов СО-1 в первой и второй половинах семестра (февраль-июнь 2007 г.)

в первой и второй половинах семестра (сент.- дек. 2007 г.)

.Для совершенствования методики организации и проведения текущего контроля с выставлением промежуточного и итогового балла (рейтинга) интересны следующие предложения, замечания и пожелания, высказанные студентами по окончании осеннего семестра 22007/2008 учебного года:

- если студент хороший, но работает на производстве и учится, то ему надо давать возможность получить больше баллов за активность на занятии, чем другим;

- балл за работу в качестве инструктора по оказанию помощи в выполнении тестов не должен превышать балл за ответ по теории;

- рейтинговый балл должен учитывать периодичность и последовательность задаваемых вопросов всем студентам группы;

- учитывать в итоговом балле количество пропущенных часов ( определить число штрафных баллов);

- больше поощрять тех, кто всегда помогает и, как правило, имеет больший итоговый балл; им можно «автоматом» ставить зачет;

- отличная мотивация, если студентам, занявших призовые места, будет выставляться «автомат» по зачету;

- хочется занять призовое место и это отличный стимул для обучения, эту практику надо продолжать, это хороший стимул для самостоятельной деятельности;

- рейтинговый контроль - это справедливо; кто работал в течение семестра, чувствуют себя на зачетах уверенно, потому что информацию воспринимали и запоминали небольшими порциями, с постоянным повторением пройденного материала и знали свой уровень;

- рейтинговый контроль пробуждал интерес к предмету, стремление к знанию материала, стимулировал трудовую деятельность студентов;

- рейтинговый контроль лично для меня был как соревнование между однокурсниками, был как стимул к достижению первого места;

- рейтинговый контроль возбуждал в студентах дух соперничества, который положительно повлиял на усвоение знаний студентами; практика выставления рейтинга необходима и в будущем.

Особое место в организации и учете текущего контроля с выставлением промежуточного и итогового балла (рейтинга) студентам занимает ведение Журнала учета текущей успеваемости студентов. Конечно, это дополнительная нагрузка на преподавателя, особенно на тех, кто ведет в течение одного семестра 8 - 10 и более учебных групп. Чтобы как-то оптимизировать учетный процесс, мне пришлось отказаться от всех дополнительных записей на отдельных бланках, тетрадях и блокнотах и сделать Журнал учета текущей успеваемости одним и основным рабочим документом. Это помогло мне как в ходе подготовки и проведения занятий, так и в ходе заполнения таких отчетных документов, как Сведения о пропусках занятий текущей успеваемости студентов за 5 недель учебы, за первую половину семестра (10-я неделя учебы), за вторую половину семестра с выведением итогового суммарного балла (рейтинга) за семестр.

Для этого Журнал учета текущей успеваемости студентов был мною дополнен двумя разворотами (рис.4): слева - учет посещаемости лекционных занятий (в Журнале он не был предусмотрен, а в Сведениях надо было указывать количество пропущенных часов лекционных); справа - учет результатов выполняемых тестов (11 тестов для студентов 1, 2 и 3-го курсов, изучающих «Психологию и педагогику», и 13 тестов для студентов 5-го курса, изучающих «Конфликтологию»).

В левом развороте Журнала учета текущей успеваемости студентов для каждой учебной группы отмечались даты проведения и номера тем лекционных занятий, посещаемость студентов, учитывались баллы за ответы на контрольные вопросы по основным положениям структурно-логических схем (СЛС) ранее пройденных учебных тем.

На страницах первой и второй половины семестра Журнала учета текущей успеваемости студентов учитывались оценки (баллы) за ответы на поставленные контрольные вопросы пройденных учебных тем, за работу в качестве инструктора в оказании помощи студентам, не выполнивших запланированные тесты, за домашние задания и презентации за их оппонирование, своевременность выполнения и анализ результатов тестов.

В правом развороте Журнала учета текущей успеваемости студентов для каждой учебной группы отмечались результаты выполнения тестов или по психологическому практикуму студентам 1, 2, 3, и 4-го курсов, изучающим «Психологию и педагогику», или по конфликтологическому практикуму студентам 5-го курса, изучающим «Конфликтологию».

ЖУРНАЛ

учета текущей успеваемости студентов

ЛЕВЫЙ РАЗВОРОТ ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА СЕМЕСТРА ВТОРАЯ ПОЛОВИНА СЕМЕСТРА ПРАВЫЙ РАЗВОРОТ

ФИП ■Номера учебных тем и даты проведения лекционных занятий, -¡-¡ümsdí! аудиторий, ■посещаемость занятий студентами, ■ баплы за ответы на коьггрольные вопросы по основным положениям структурно-логических схем (СЛС: ранее пройденных учебных тем. ■ЗИП ■Даты групповых занятий и вид (П.З.. С, ЯР), ■индивидуальные задания, всего пропущено часов 'балл активности, -мены по активизации работы. ФИЛ. ■Даш групповых занятий и вид [П,3, С, ,Г| Р], -индивидуальные задания, ■всего пропущено часов. тп ■ Результаты выполнения тестов по психологическому практикуму (11 тестов) студентами i,2,3.4 - го курсов по предмету "Психология и педагогика4, ■ Результаты выполнения тестов по конфликтологическому гіракіикуму (13 тестов) студентами ¡5-го курса по предмету "Конфликтология".

І 1 1 1

2 2 2 2

3 3 3 3

4 4 4 4

5 5 5 ■итоговый балл активности за семестр. 5

G 6 е 6

7 7 1 7

24 24 24 24

Рис. 4. Журнал учета текущей успеваемости студентов с дополненными левым и правым разворотами

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации студентов, в том числе иностранных граждан, с определением баллов активности в первой и второй половинах семестра, итогового балла активности за семестр, безусловно, необходим, и это высказали в своих пожеланиях как наши, так и иностранные студенты. Результаты опроса приведены в табл. 1, 2.

2. Определение балла активности в ходе текущего контроля, по мнению большинства наших студентов и иностранных граждан, развивает у студентов мотивацию к планомерной и активной познавательной деятельности, выявляет отстающих от учебного графика для принятия мер по активизации их работы и оказанию помощи.

3. Рейтинговый балл активности - это путь к соревновательности, повышению дисциплинированности и исполнительности. Результаты рейтингов студентов, приведенные на рис. 1, 2 и 3, говорят о многом, как для студентов, так и для преподавателей. Наглядно видно «кто есть кто»: кто из студентов входит в группу призеров, а кто отстающий. Рейтинг студентов в первой половине семестра для преподавателя говорит о том, с кем из студентов, особенно

иностранных граждан, усилить индивидуальную работу не только преподавателю, но и наиболее подготовленным студентам в качестве инструкторов.

4. Важно с самого начала семестра, как видно из графика (рис.1), с каждым иностранным студентом (позиции 13,16,18,19,20) работать постоянно, используя метод индивидуальных заданий, особенно это важно при наличии у них задолженностей по другим предметам. Опыт работы с иностранными гражданами говорит о необходимости совместно с методистами факультета ФОИГ рассматривать причины каждого отсутствия студентов на лекционных и практических занятиях.

5. Проведенный анализ результатов текущего контроля будет хорошим материалом в ходе проведения вводной лекции в начале каждого семестра как по предмету «Психология и педагогика», так и «Конфликтология».

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Часть I. Психология: Тексты лекций. - М.: МГТУ ГА, 2004. С.65-

111.

2. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Компьютерный психологический практикум для студентов старших курсов (методические указания к практическим занятиям). - М.: МГТУ ГА, 2000.

3. Агафонов А.В. «Психология и педагогика» в ходе обучения иностранных студентов//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Международная деятельность вузов, № 94, 2005. С. 80-86.

4. Агафонов А.В. «Конфликтология» в ходе обучения иностранных граждан//Научный Вестник МГТУ ГА, серия Международная деятельность вузов, № 116, 2007. С. 83-90.

5. Агафонов А.В. Психология и педагогика. Пособие по изучению дисциплины и методические рекомендации по выполнению контрольных домашних заданий. - М.: МГТУ ГА, 2006. - 48с.

6. Агафонов А.В. Конфликтология. Пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий. - М.: МГТУ ГА, 2007. - 64 с.

7. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -3-е изд. пере-раб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001, - 326 с.

CURRENT CHECKING THE LEARNING THE FOREING PEOPLE

Agafonov A.V.

In article is revealled role of the current checking in the course of process of the learning the foreign people, in motivations and active cognitive activity. Helps to reveal lagging behind from scholastic graphics and take measures help on rendering him.

Сведения об авторе

Агафонов Альберт Васильевич, 1939 г.р., окончил Военную инженерную академию ВПВО (1971), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий НИЛ-17 МГТУ ГА, доцент кафедры связей с общественностью, автор 56 научных работ, область научных интересов - компьютеризация образовательного процесса, теория и методика систем интенсивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.