Научная статья на тему 'Текущие проблемы функционирования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов Дальрыбвтуза'

Текущие проблемы функционирования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов Дальрыбвтуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
168
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ганнесен В. В.

Рассматриваются проблемы, выявленные в результате анализа функционирования в Дальрыбвтузе системы балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов за 2008/09 учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ганнесен В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текущие проблемы функционирования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов Дальрыбвтуза»

УДК 378.14+681.3

В.В. Ганнесен, Дальрыбвтуз, Владивосток

ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬРЫБВТУЗА

Рассматриваются проблемы, выявленные в результате анализа функционирования в Дальрыбвтузе системы балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов за 2008/09 учебный год.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов была введена в Дальрыбвтузе в 2008 г. Актуальность введения данного инструмента была очевидна, так как традиционный метод подведения итогов по результатам сессии не обеспечивал информации о состоянии успеваемости на протяжении семестра, а следовательно, не позволял в течение семестра принимать корректирующие меры, что в значительной степени способствовало накоплению студентами задолженностей по дисциплинам. Накопившиеся за семестр задолженности в дальнейшем было необходимо ликвидировать в короткий сессионный период, сдавая при этом плановые зачеты и экзамены. Кроме того, необходимо было каким-то образом стимулировать студентов к равномерному освоению дисциплин в течение семестра. Традиционный метод контроля успеваемости, основанный на самоорганизованности студента, в последние годы перестал давать должный эффект, что выражалось в большом количестве отчислений студентов по причине неуспеваемости.

Необходимость повышения качества образовательного процесса через стимулирование равномерного распределения работы студента в течение семестра привела к введению балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости. Введение в учебный процесс этой системы позволило контролировать успеваемость студентов в течение семестра и при необходимости, вводить корректирующие действия. Однако, эффективность системы зависит, главным образом, от полноты и своевременности предоставления информации.

Анализ функционирования системы показал ряд недостатков, мешающих оперативному контролю состояния успеваемости. Эти недостатки можно условно разделить на три группы - системные, технические и организационные.

Системные недостатки

1. Низкая автоматизация обработки результатов.

Сбор информации о текущей успеваемости построен на использовании в качестве ведомостей таблиц Excel. Для обработки информации Excel обращается к именам файлов, присвоенным каждой ведомости. Это требует от лица, ответственного за обработку результатов, либо хорошего уровня знания программы Excel и большого количества времени на создание сводных таблиц, либо

выполнения всей обработки вручную. Кроме того, сводные ведомости, созданные для одного семестра, не могут быть автоматически применены в следующем семестре, так как новым ведомостям присваиваются другие имена, ассоциированные с другими дисциплинами.

2. Недостаточность позиций собираемой информации.

Как показывает анализ успеваемости студентов, кроме низкого общеобразовательного уровня, что влияет на способность изучать дисциплины, одной из основных причин низкой успеваемости является низкая посещаемость занятий. Но именно эта позиция отсутствует в собираемой информации.

Для решения данной проблемы необходимо внедрить новую форму отчетности, как минимум, включающую данные о посещаемости.

3. Несогласованность ведомостей.

В настоящее время существуют ведомость балльно-рейтинговая и ведомость экзаменационная/зачетная. Эти ведомости между собой не согласовываются автоматически, что приводит к тому, что экзаменационная ведомость формируется без учета допуска к экзамену лишь по списку учебной группы.

По этой же причине возникают ошибки внесения оценки в зачетную книжку. Согласно ДП 2-7.5-2008, в зачетку должна ставиться оценка, рассчитанная по количеству набранных баллов с учетом экзамена. Однако некоторые преподаватели, выставляя оценку за экзамен в ведомость, эту же оценку вносят в зачетную книжку по забывчивости. В итоге дисциплина закрывается оценкой, не соответствующей действующему положению.

Для исключения этой проблемы следует отказаться от традиционной экзаменационной/зачетной ведомости, а внедрить новую форму на базе существующей электронной ведомости, в которой будут указаны набранные в течения семестра баллы и наличие допуска к экзамену/зачету. В этом случае, преподаватель не сможет принимать экзамен/зачет у не прошедших программу обучения, и, заполнив колонку баллов за экзамен/зачет, выведет итоговую оценку по дисциплине согласно принятой ДП 2-7.5-2008.

Технические проблемы

1. Нестабильность работы компьютерной сети.

Периодически возникающие проблемы с работой компьютеров в

сети приводят к нестабильности обмена информацией при помощи электронной почты. Передача же информации при помощи различных съемных носителей приводит, с одной стороны, к отсутствию протоколирования входящей и исходящей корреспонденции, а с другой стороны, к неоправданным временным затратам.

2. Отсутствие установленного и настроенного программного обеспечения для работы с электронной почтой.

Уровень компьютерной грамотности большей части преподавательского состава не недостаточен для самостоятельной настройки программного обеспечения электронной почты. При этом, в университете нет службы, в обязанность которой бы входила настройка программного обеспечения персональных компьютеров преподавателей на кафедрах. Такие работы были проведены только на компьютерах заведующих кафедрами. Однако, любой сбой в работе этих компьютеров лишает кафедру возможности пользоваться электронной почтой на неопределенное время, поскольку штат департамента Информатизации недостаточен для оперативного устранения проблем.

В данной статье не предлагаются пути решения технических проблем, поскольку в департаменте информатизации работают более квалифицированные специалисты в этой области.

Организационные проблемы

1. Несвоевременность подачи информации.

Согласно ДП 2-7.5-2008 заполненную ведомость за текущую аттестацию преподаватель должен предоставить в дирекцию в течение недели, следующей за аттестацией. Практика такова, что в этот срок подается не более 30 % ведомостей. Предоставление еще 30 % ведомостей растягивается на следующие 2-3 недели, остальные - еще позже. Около 20 % ведомостей не предоставляются вообще.

В качестве причин задержки ведомостей, как правило, называют технические проблемы - отсутствие доступного компьютера с установленным программным обеспечением для работы с электронной почтой, стабильно работающего в сети. Однако реальными причинами являются, главным образом, отсутствие ответственности и низкая компьютерная грамотность.

2. Низкая компьютерная грамотность преподавательского состава.

Уровень компьютерной грамотности многих преподавателей является таким, что они не в состоянии заполнить самостоятельно электронную форму ведомости. За них это делают другие преподаватели или учебно-вспомогательный персонал. Такое положение ведет к созданию негативной атмосферы вокруг всей системы балльнорейтинговой оценки успеваемости, поскольку недовольны и те, кто самостоятельно выполнять работу не в состоянии, и те, кто вынужден работать за других.

3. Формальное заполнение ведомостей

Анализ рабочих программ в части составленного рейтинг-плана и заполненных ведомостей показывает, что большое количество ведомостей заполняется по приблизительному представлению преподавателя об успеваемости студента, но никак не опираясь на рейтинг-план.

В результате наложения выше перечисленных проблем наблюдалась недостаточно полная и объективная картина состояния успеваемости.

Существенный сдвиг в улучшении функционирования системы можно добиться, внедрив программное обеспечение, автоматически вычисляющее все необходимые данные. Роль преподавателя в данной системе должна сводиться к минимуму - составлению рейтинг-плана и предоставлению в процессе учебы сведений о посещаемости и оценках за выполненную работу согласно тем критериям, которые в рейтинг-плане прописаны. Это позволит на стадии разработки исключить системные ошибки, а на стадии эксплуатации - большую часть организационных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.