Научная статья на тему 'ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ТРЕНДЫ РЫНКА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В РОССИИ И МИРЕ'

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ТРЕНДЫ РЫНКА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В РОССИИ И МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Ольга Анатольевна

В России и в мире наблюдается рост рынка электрических автомобилей. Цель статьи заключается в составлении обоснованного прогноза развития отечественного рынка электромобилей. Для ее достижения автором проведена систематизация причин роста продаж электрокаров, проведен SWOT-анализ данного сегмента авторынка, установлены его сильные и слабые стороны. На основе анализа официальных данных о выбросах в атмосферу загрязняющих веществ, объема финансовых средств, направляемых на охрану окружающей среды, и другой статистической информации, обоснованы текущие характеристики российского рынка электрокаров, его региональной структуры и представленного модельного ряда. Автором установлены причины невысоких показателей динамики в данном сегменте, меры государственной поддержки и инфраструктурная составляющая. С использованием эконометрических методов сформирован прогноз рынка электрокаров Российской Федерации на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND TRENDS OF THE ELECTRIC CARS MARKET IN RUSSIA AND WORLD

The market for electric cars is growing in Russia and in the world. The purpose of the article was to draw up a well-founded forecast of the development of the domestic electric vehicle market. To achieve it, the author systematized the reasons for the growth in sales of electric cars, carried out a SWOT analysis of this segment of the car market, identified its strengths and weaknesses. Based on the analysis of official data on emissions of pollutants into the atmosphere, the amount of funds allocated for environmental protection and other statistical information, the current characteristics of the Russian electric car market, its regional structure and the presented model range are substantiated. The author has established the reasons for the low dynamics in this segment, including measures of state support and the infrastructure component, and the operation of market mechanisms. Using econometric methods, a forecast of the electric car market in the Russian Federation for the coming years has been formed.

Текст научной работы на тему «ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ТРЕНДЫ РЫНКА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В РОССИИ И МИРЕ»

ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 629.111 DOI: 10.24412/2071-6435-2021-6-131-143

Текущее состояние и тренды рынка электромобилей в России и мире

В России и в мире наблюдается рост рынка электрических автомобилей. Цель статьи заключается в составлении обоснованного прогноза развития отечественного рынка электромобилей. Для ее достижения автором проведена систематизация причин роста продаж электрокаров, проведен SWOT-анализ данного сегмента авторынка, установлены его сильные и слабые стороны. На основе анализа официальных данных о выбросах в атмосферу загрязняющих веществ, объема финансовых средств, направляемых на охрану окружающей среды, и другой статистической информации, обоснованы текущие характеристики российского рынка электрокаров, его региональной структуры и представленного модельного ряда. Автором установлены причины невысоких показателей динамики в данном сегменте, меры государственной поддержки и инфраструктурная составляющая. С использованием эконометрических методов сформирован прогноз рынка электрокаров Российской Федерации на ближайшие годы.

Ключевые слова: рынок электромобилей, загрязнение атмосферы, SWOT-анализ.

0S

Wm J к

*

О. А. Юсупова

Введение

Технологический прогресс, развитие альтернативных источников энергии, решение задач по улучшению экологической составляющей стимулируют развитие такого сектора транспортной отрасли, как производство и продажа электромобилей.

По оценкам рейтингового агентства Bloomberg, уже через двадцать лет, к 2040 году продажам электромобилей будет принадлежать 2/3 мирового авторынка, в количественном выражении прирост составит порядка 63 млн штук (с 3 млн штук до 66 млн штук) [1].

Цель исследования

Целью данного исследования выступает формирование обоснованного прогноза развития отечественного рынка элетрокаров. Учитывая сложность и масштабность задачи, в данной статье проведен SWOT-анализ данного сегмента авторынка, установлены наиболее значимые сильные и слабые стороны. На основе анализа официальных данных обоснованы текущие характеристики российского рынка электрокаров, выявлены причины

© О. А. Юсупова, 2021

невысоких показателей динамики в данном сегменте.

Автором использовались методы качественного (контент-анализ, обобщение и систематизация работ ученых-экономистов) и количественного анализа.

Результаты и обсуждение

Эксперты считают, что лидерами в продаже электрокаров будут оставаться Европа и Китай, где приобретение экологичного транспорта активно поощряется государством, а инфраструктурная оставляющая для его использования наиболее развита. Снижение себестоимости производства аккумуляторов обусловило достижение паритета цен в европейских странах на электромобили и традиционные авто.

В 2020 году мировые продажи электромобилей выросли на 43% до более чем 3,24 млн единиц, несмотря на то, что общие продажи легковых автомобилей упали на 14% во время пандемии коронавируса ОДУТО-^.

Распределение стран, исходя из доли электромобилей с подзарядкой от электросети, в продажах новых легковых автомобилей в 2020 году представлено на рисунке 1.

Рисунок1.Доля электромобилей в продажахновыхавто, 2020год Источник: составлено автором на основе [8]

Поскольку в 2021 году рынок ожидает появления около 150 новых моделей электро- и гибридных автомобилей, можно предположить, что в дальнейшем будет продолжаться рост их продаж.

Для систематизации причин роста продаж электрокаров проведем SWOT-анализ, выявив круг сильных и слабых сторон данного сегмента авторынка, а также состав наиболее уязвимых мест, препятствующих его развитию (рисунок 2).

Сильные стороны

•Положительная реакция рынка на целенаправленные меры поддержки

•Положительная экологическая составляющая

•Низкий уровень шума в работе

•Низкие эксплуатационные расходы

•Использование альтернативной энергии

•Положительный общественный имидж

Слабые стороны

•Меньший запас хода и длительное время подзарядки •Отсутствие достаточной инфраструктуры для подзарядки •Высокие цены на аккумуляторы •Ограниченный выбор моделей и послепродажное обслуживание •Завышенный сертифицированный срок службы •Повышенные затраты в электроэнергетике •Низкий уровень осведомленности потребителей

Возможности •Повышение осведомленности пользователей о стимулах и новых технологиях

•Привилегированный доступ к полосам движения, бесплатная парковка и зарядка •Повышение энергетической безопасности

•Связь транспортных средств с энергосистемой и между странами

•Ускорение декарбонизации энергетического сектора •Разработка альтернативных технологий аккумуляторов и элементов

Угрозы

•Ошибочные представления потребителей об электромобилях •Низкие цены на нефть и рост цен на электроэнергию •Улучшение других вариантов мобильности с низким/нулевым уровнем выбросов •Инциденты, связанные с безопасностью •Стимулы для использования традиционных автомобилей •Бесшумность как угроза для пешеходов

Рисунок 2. SWOT-анализ факторов, влияющих на развитие рынка электромобилей Источник: составлено автором

По результатам SWOT-анализа можно заключить, что современные конструкции электромобилейтехнологически совпадают, или они лучше, чем обычные альтернативы. Для заметного стимулирования продаж решающим фактором может стать оборудованиедостаточного количествазарядныхстанцийи сниже-ниестоимости аккумулятора, чтообеспечит болеенизкую по сравнению с альтернативами стоимость владения.

К числу сильных сторон электрокаров стоит отнести комфорт вождения,

более низкие эксплуатационные расходы, положительный экологический имидж, а в более длительной перспективе — глобальное сокращение использования ископаемого топлива, отсутствие выбросов выхлопных газов и улучшение качества воздуха. Технические характеристики электромобилей таковы, что предполагают намного меньше подвижных деталей по сравнению с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в результате чего отсутствует необходимость в регулярном техническом обслуживании и замене технических жидкостей. У электромобиля значительно дольше служат диски и тормозные колодки благодаря системе рекуперации, когда энергия торможения преобразуется в энергию подзарядки батареи.

Помимо высоких издержек постоянного владения, до того, как электромобили смогут добиться полномасштабного и устойчивого успеха на рынке, остается ряд слабых мест и угроз.

1. Небольшой запас хода в условиях слабо развитой инфраструктуры. Станций зарядки электромобилей не хватает для комфортного пользования, что обусловливает необходимость для водителя экономить энергию батареи, за счет отключения опций дополнительного комфорта. Несмотря на то, что в мае этого года число публичных зарядных терминалов для электрокаров в мире, по подсчетам BloombergNEF, превысило 1 миллион, половина из этих зарядок заработала только в последние три года. В последние годы к постройке зарядных терминалов присоединился концерн General Motors, что не может не сказаться на их числе [12].

2. Низкий реальный срок службы по сравнению с сертифицированным.

3. Бесшумность электромобиля хороша для водителя и окружающей среды, но это недостаток для пешеходов. В целях безопасности есть вероятность, что имитацию звука работы двигателя для электрокаров сделают обязательной.

4. Недостаточный уровень знаний потребителей об электромобилях.

5. Высокая совокупная цена владения за счет стоимости аккумуляторов. Величина совокупных затрат на их производство и цена реализации ежегодно снижаются, однако на текущий момент этот факт все еще не компенсирует разрыв между стоимостью электрокаров и автомобилей с ДВС. Проведенное монографическое исследование свидетельствует о том, что диапазон цен, внутри которого располагается стоимость аккумуляторов достаточно велик и включает значения от 100 до 400 долларов за 1 кВтч. Это является проблемой не только для покупателей при принятии решения и осуществлении потребительского выбора, но и для самих производителей и тех, кто поддерживает их инвестициями.

В части нейтрализации данного фактора в ближайшем будущем, есть наметившиеся положительные тренды. Так, учеными из Мюнстерского университета были исследованы прогнозы стоимости аккумуляторов за последние несколько десятилетий. В исследование вошло более полусотни публикаций, содержащих анализ стоимости литий-ионных, литий-серных, литий-воздушных и твердотельных аккумуляторов. Общий итог всех исследований сводится к тому, что стоимость аккумуляторов будет снижаться независимо от влияния внешних и внутренних факторов, причем через 30 лет снижение может произойти в двухкратном размере. Также по прогнозам ученых, к 2030 году емкость аккумулятор-

ных электромобилей вырастет на 350—400 км, что соответствует емкости батарей 70-80 кВтч.

После примерно 120 лет, в течение которых электромобилям не удавалось добиться устойчивого успеха на рынке, они стали теперь технологически более оснащены, чтобы конкурировать с традиционными альтернативами. Однако и сеГОДШ1 электркгаескиемашины всеещенркдаютсяв мерахподцеряжи, чтобы бытьполностью рыноае^1^^м^рорлле^ением дыя зюыенциалысых

покупателей автомобилей.

Страны по всему миру активно разрабатывают и применяют комплексные стимрлррующие ыещы, способствующие увел1даекию сидор» ньэлеюромоащш кихи льтраы лри 1^1^]дсер^а (лсрдЩ^;жееа^ие; лы отдельная в,

льготное налогообложение, предоставление скидок при совершении/регистрации сделки в государственной системе учета), при эксплуатации (расширенный доступ кыыраничсжды м отьм дорижней ссвн1е паж кс^^с^^^пым ммстем, субсидщюлани е тарифов наэлектроэнаргиюь, ксограммы поддержки акологаганойщгилсщелии (дрнусныд программР1 на полщпкт е^с^^а^п^са ьскзы^^^еолс)]!)]. Стоис етмееж^^от-дельно программу Европейского союза Horizon 2020 — финансовый инструмент, peдыlдры>щий рнициативу, наиравеьнщзю нае&се ечение глесaленовкoньлеан -Eаккпы.Ылигечммг иЩъедишгет еьыг^^я исследований и инноваций в отношьниивеиросоь, гаязaнеьы е aажрмy(:штopaмв чэгы влгеIpккapoв.

Вопрос об использовании электромобилей является актуальным и для нашей сдщнср Одлкм изютюеевыл лрткменеов в дго полтьу выкт^аеь ларлсздаеных oгаIаккcы е aтмоьфeро зaтиоьняющер ечщеслв стациоолинынил переддкищыми источнендми (реьунокыр

40000 35000 30000 25000

х х

° 20000

и

л

15000 10000 5000 0

35835

32327

32301 32353 31269

18820 20425 19116

13973

стационарными источниками

передвижными источниками

222222222222222222

15410

13481

13237

Рисунок 3. Выбросызагрязняющихатмосферувеществстационарными и передвижными источниками Источник: составлено автором на основе [5]

Как видно на рисунке, совокупный объем выбросов в 2018 году составил 32,3 млн тонн, при этом объем выбросов стационарными источниками (дымовыми трубами электростанций, котельными, технологическими установками, печами, вентиляционными трубами предприятий) снижается и на 2018 год составляет примерно 17 млн тонн, в то время как возрастает количество выбросов передвижными источниками — различными видами транспорта (15 млн тонн на 2018 год) [4].

Основной составляющей вредных выбросов является токсичный газ бен-запирен, представляющий собой продукт сгорания топлива при эксплуатации автомобиля с ДВС. Если принимать во внимание плотность городского трафика, становится очевидным масштаб экологической проблемы. На рисунке 4 показан объем финансовых средств, направляемый на охрану окружающей среды.

250000

Всего водных ресурсов атмосферного воздуха — земель

Рисунок 4. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации (млн рублей, в фактически действовавших ценах) Источник: составлено автором на основе [7]

Рисунок иллюстрирует рост объема инвестиций за последнее 20-летие на охрану окружающей среды в совокупном размере 173623 млн рублей (7,7%), где наибольший объем ресурсов приходится на охрану атмосферного воздуха — 35% или 61614 млн рублей, рост также превысил 7-процентный барьер за 20 последних лет, в то время как решение этой проблемы может быть достигнуто в том числе благодаря вложениям в развитие использования экологически чистых видов топлива и технологий.

В таблице 1 можно увидеть количественные характеристики транспорта, имеющего возможность использовать экологичное топливо.

Представленные данные иллюстрируют рост доли легковых автомобилей, имеющих возможность использовать электроэнергию в качестве моторного топлива, в общем количестве легковых автомобилей в 2019 году, однако этот пока-

затель по-прежнему уступает аналогичному для легковых автомобилей, имеющих возможность использовать природный газ.

Таблица 1

Доля транспорта в Российской Федерации, имеющего возможность использовать природный газ и электроэнергию в качестве моторного топлива, в общем количестве,%

Легковые автомобили Автобусы Грузовые автомобили

Природный Электро- Природ- Электро- Природ- Электро-

газ двигатели ный газ двигатели ный газ двигатели

2014 1,8 0,02 8,8 0,01 6,9 0,03

2015 2,2 0,02 7,5 0,02 6,0 0,03

2016 2,1 0,03 7,8 0,02 5,9 0,03

2017 2,2 0,03 8,9 0,03 6,3 0,03

2018 2,1 0,04 7,9 0,05 5,8 0,03

2019 2,1 0,10 8,2 0,10 6,0 0,03

Источник: составлено автором на основе [6]

Если говорить о региональной составляющей, то в 2019 году самая большая доля легковых автомобилей, имеющих возможность использовать электроэнергию в качестве моторного топлива, приходилась на Дальневосточный федеральный округ — 0,3%. Причиной такого роста является более дорогой завозной бензин и дешевые подержанные электромобили из соседней Японии. В основном импортируют электромобили марки Nissan Leaf. Самая низкая доля 0,01% приходится на Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральный округа.

По данным агентства «АВТОСТАТ», в октябре 2020 года жителями России было приобретено 112 новых электромобилей, что в 3 раза больше, чем в октябре 2019 года. В октябре 2020 года был опубликован рейтинг ТОП-5 самых популярных моделей новых электромобилей.

1. Audi e-tron. Около трети рынка пришлось именно на эту модель. В октябре было продано 33 электромобиля этой марки.

2. Tesla Model 3. В октябре модели Tesla продемонстрировали значительный рост. Было продано 27 штук данной модели, рост произошел в 5,4 раза.

3. Tesla Model X. Продажи этого авто в количестве 23 штук сформировали рост в 3,8 раз.

4. Nissan Leaf. Было реализовано 11 штук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tesla Model S. Было реализовано 6 штук.

Что касается региональной структуры рынка новых электромобилей, то почти половина таких транспортных средств пришлась на Москву (42 единицы) и Санкт-Петербург (13 единиц). В Краснодарском крае и Подмосковье было куплено по 6 новых электромобилей, в Приморском крае и Новосибирской области — по 5 единиц, в Пермском крае и Самарской области — по 3 штуки [1].

С 1 июня 2020 года в России стартовали новые государственные меры под-

держки автопрома. Электромобили попали в обновленные госпрограммы льготного автокредитования. Государство предоставляет скидку в 25% на покупку экологически чистой машины жителям в любом регионе России, но при условии, что транспорт собран на территории страны. В этом и заключается одна из проблем, так как в России до сих пор не производят электромобили, они поступают только из-за рубежа, и, следовательно, воспользоваться скидкой невозможно.

Единственным отечественным электрокаром был Lada Ellada, выпущенный в лимитированном количестве — 100 штук в 2013 году. Однако тестовая партия не нашла отклика у потребителей, в связи с чем производство было прекращено. Рыночная стоимость авто на момент создания оценивалась в 1,25 млн рублей.

В таблице 2 показано количество автозаправочных станций (АЗС) в Российской Федерации.

Таблица 2

Количество АЗС в Российской Федерации, штуки

АЗС на автомобильных дорогах общего пользования федерального, реги-

онального или межмуниципального и местного значения

Всего многото- автомобиль- автомо- криогенные элек-

пливные за- ные газона- бильные газоза- троза-

правочные полнительные газоза- правочные пра-

станции компрессор- правочные станции вочные

(МТЗС) ные станции (АГНКС) станции (АГЗС) (КриоГЗС) станции (ЭЗС)

2013 29 027 8 887 270 2 980 41 -

2014 29 942 9 445 280 3 319 37 -

2015 28 912 8 467 283 3 118 27 6

2016 29 500 8 772 317 3 193 24 4

2017 29 732 8 320 323 3 388 22 13

2018 29 722 8 381 296 3 456 22 24

2019 29 783 8 272 332 3 460 1 56

Источник: составлено автором на основе [7]

На основе таблицы 2 можно сделать вывод, что рост числа автозаправочных станций в Российской Федерации в 2019 году составил 756 единиц, из них 7% приходится на электрозаправочные станции (ЭЗС). По данным таблицы мы можем отметить, что в 2013 и в 2014 годах данных станций на территории Российской Федерации не было и их рост начался с 2015 года. Наибольшее их число приходится на Северо-Западный федеральный округ — 34 единицы, из них в самом Санкт-Петербурге 29 единиц. Однако даже при столь положительной динамике их число остается недостаточным. В таблице 3 отражена обеспеченность заправочными станциями.

Таблица 3

Динамика обеспеченности электрозаправочными станциями в Российской

Федерации

Годы Легковые Легковые автомо- Количество Обеспеченность легковых

автомоби- били, имеющие электро- автомобилей, имеющих

ли — все- возможность ис- заправочных возможность использо-

го, млн ед. пользовать электродвигатели, млн ед. станций, ед. вать электродвигатель заправками на 1млн ед.

2014 43,4 1,30 - 0,15

2015 44,3 0,89 6 0,34

2016 45,2 1,35 4 0,11

2017 46,9 1,41 13 0,08

2018 47,4 1,90 24 0,05

2019 48,4 2,91 56 0,15

Источник: составлено автором на основе: [1; 8]

Как видно из таблицы, рост числа автомобилей в нашей стране происходит ежегодно (в открытых данных в число автомобилей с электродвигателем включены также и гибридные легковые автомобили). За период с 2014 по 2019 год он составил в количественном выражении 1,01 млн шт. На фоне растущих количественных характеристик по автомобилям, стоит отметить отстающий по темпам рост числа электрозаправочных станций: с 2015 по 2019 год —50 единиц, сложившаяся ситуация замедляет процесс электромобилизации в Российской Федерации.

На изменение числа эксплуатируемых электромобилей в России влияет множество факторов. Среди них, помимо недостаточного числа электрозаправочных станций, низкая заинтересованность со стороны зарубежных производителей в поставке моделей на стагнирующий авторынок, отсутствие официальной сервисной поддержки, отсутствие на государственном уровне цели стимулирования развития электротранспорта даже на уровне городских программ, высокая цена покупки и совокупной эксплуатации, налог на роскошь в составе транспортного налога, возможность перевода авто с ДВС на газомоторное топливо, развитие внутригородского общественного транспорта, каршеринга и велопроката. Также в развитии рынка электромобилей стоит отметить региональную составляющую. Так в Москве и Московской области есть возможности для поддержки и развития общественного электротранспорта. В настоящее время в столице уже задействовано 490 электробусов. Наиболее перспективным может оказаться сегмент мелких коммерческих перевозок, таких как такси, каршеринг и службы доставки, так как электромобили будут окупаться быстрее за счет большего пробега [2], в то время как в регионах таких возможностей нет.

Используя метод линейной регрессии, определим динамику числа легковых автомобилей с электродвигателем в Российской Федерации на 2020—2022 годы (рисунок 5), дополним линию тренда значением квадрата смешанной корреляции — Я2, он отражает близость значений линии тренда к фактическим данным и представляет собой значение в пределах от 0 до 1.

1,5 1 0,5 0

У ♦ = 0,3183х -640,2 R2 = 0 7107 2,91

♦ 1,9

♦ 1,3 ♦ 1,35 ♦ 1,41

♦ 0,89

▲ 0,34 К2 = 0,2203 0,15

▲ 0,08 0,05------------------

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

♦ Легковые автомобили, имеющие возможность использовать электродвигатели, млн. ед.

А Обеспеченность легковых автомобилей, имеющих возможность использовать электродвигатель заправками на 1млн. ед.

-----Линейная (Легковые автомобили, имеющие возможность использовать электродвигатели, млн.

ед.)

-------------Линейная (Обеспеченность легковых автомобилей, имеющих возможность использовать

электродвигатель заправками на 1млн. ед. )

3,5

3

2,5

2

Рисунок 5. Динамика развития рынка легковых автомобилей с возможностью использования электродвигателя в Российской Федерации Источник: составлено автором на основе [8]

Расчет прогнозных значений содержится в таблице 4.

Таблица 4

Прогнозные значения

Год Расчетное значение количества легковых автомобилей, имеющих возможность использовать электродвигатель, млн ед. Расчетное значение обеспеченности легковых автомобилей, имеющих возможность использовать электродвигатель, заправочными станциями на 1млн ед.

2020 2,77 0,09

2021 3,08 0,06

2022 3,40 0,03

Источник: составлено автором

Представленные на рисунке и в таблице вычисления с достаточно высокой вероятностью 71,07% позволяют сделать прогноз об увеличении емкости рынка автомобилей с возможностью использования электродвигателя в 2022 году до 3,40 млн штук. Противоположную направленность, согласно прогнозу, имеет динамика числа электрозаправочных станций. Однако поскольку значение аппроксимации находится на отметке 22,03%, можно предположить наличие нелинейной зависимости, подверженной воздействию на прогнозируемый показатель

иных, неучтенных факторов, к примеру, спроса на электромобили.

Выводы

Подводя итог проведенным исследованиям, можно заключить, что на текущий момент нельзя говорить о 100-процентной готовности нашей страны к глобальной электромобилизации. Более реалистичной альтернативой на сегодняшний день является природный газ, использование которого представляет собой коммерчески выгодное решение для транспортного сектора. Однако при условии качественного развития инфраструктуры подзарядки электромобилей, а также при государственном стимулировании отечественного электромобилестроения у исследуемой транспортной отрасли имеются оптимистичные сценарии развития.

Литература

1. АВТОСТАТ Аналитическое агентство. Рынок новых электромобилей. URL: https://autostat-ru.turbopages.Org/autostat.ru/s/news/46477/7utm_ source=turbo_turbo (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

2. Дубинкин Е. Электромобили: Будет инфраструктура — будет и спрос // Энергетика и промышленность России № 20—400. URL: https://www. eprussia.ru/epr/400/3262168.htm (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

3. Ратнер С. В., Маслова С. С. Государственное стимулирование развития рынка электрических транспортных средств: мировой опыт // Финансы и кредит. 2017. № 22(742). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvennoe-stimulirovanie-razvitiya-rynka-elektricheskih-transportnyh-sredstv-mirovoy-opyt (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

4. РБК. Загрязнение атмосферного воздуха. URL: https://www.rbc.ru/soci ety/17/11/2020/5fb26d119a7947780c13f546 (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

5. Федеральная служба государственной статистики. Выбросы загрязняю -щих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

6. Федеральная служба государственной статистики. Доля транспорта в Российской Федерации, имеющих возможность использовать природный газ и электроэнергию в качестве моторного топлива. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

7. Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

8. Федеральная служба государственной статистики. Количество автоза-

правочных станций (АЗС) в Российской Федерации. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/42Bkti7b/azs.xls (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

9. Электромобили (мировой рынок). URL: https://www.tadviser.ru/index. php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%AD %D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0 %BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8_(%D0%BC%D0%B8%D1%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD% D0%BE%D0%BA) (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

10. At Least Two-Thirds of Global Car Sales Will Be Electric by 2040. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-08-09/at-least-two-thirds-of-global-car-sales-will-be-electric-by-2040?srnd=markets-vp&sref=fgHqaWRV (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

11. Electric vehicle outlook 2020. Bloomberg NEF. URL: https://about.bnef. com/electric-vehicle-outlook/ (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

12. Global electricvehiclecords top 1 million. URL: https://www.iol.co.za/business-report/international/global-electric-vehicle-cords-top-1-million-923f4a69-5aa4-4568-969a-42cda7bc2dfa (дата обращения: 18 декабря 2021 года).

References

1. AUTOSTAT Analytical Agency. The market for new electric vehicles. Available at: https://autostat-ru.turbopages.org/autostat.ru/s/news/46477/?utm_ source=turbo_turbo (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

2. Dubinkin E. Electric vehicles: If there is infrastructure— there will be demand Available at: https://www.eprussia.ru/epr/400/3262168.htm (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

3. Ratner S. V., Maslova S. S. State stimulation of the development of the electric vehicle market: world experience. Finansy ikredit [Finance and credit], 2017, no. 22(742). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-stimulirovanie-razvitiya-rynka-elektricheskih-transportnyh-sredstv-mirovoy-opyt (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

4. RBC. Atmospheric air pollution. URL: https://www.rbc.ru/society/17/11/2 020/5fb26d119a7947780c13f546 (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

5. Federal State Statistics Service. Emissions of air pollutants from stationary and mobile sources. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

6. Federal State Statistics Service. The share of transport in the Russian Federation that has the ability to use natural gas and electricity as motor fuel. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

7. Federal State Statistics Service. Investments in fixed assets aimed at environmental protection and rational use of natural resources in the Russian Federation. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (accessed: 18 December, 2021)

(in Russian).

8. Federal State Statistics Service. The number of gas stations (gas stations) in the Russian Federation. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/42Bkti7b/azs.xls (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

9. Electric vehicles (world market). Available at: https://www.tadviser.ru/index. php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%AD %D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0 %BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8_(%D0%BC%D0%B8%D1%8 0%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD% D0%BE%D0%BA) (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

10. At Least Two-Thirds of Global Car Sales Will Be Electric by 2040. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-08-09/at-least-two-thirds-of-global-car-sales-will-be-electric-by-2040?srnd=markets-vp&sref=fgHqaWRV (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

11. 11. Electric vehicle outlook 2020. Bloomberg NEF. Available at: https://about. bnef.com/electric-vehicle-outlook / (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

12. Global electric vehicle cords top 1 million. Available at: https://www.iol.co.za/business-report/international/global-electric-vehicle-cords-top-1-million-923f4a69-5aa4-4568-969a-42cda7bc2dfa (accessed: 18 December, 2021) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.