Научная статья на тему 'Текущее состояние и перспективы роста мирового рынка авиатоплива для гражданских авиаперевозок'

Текущее состояние и перспективы роста мирового рынка авиатоплива для гражданских авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК / АВИАКЕРОСИН / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ГРАЖДАНСКИЕ АВИА ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридов Николай Олегович, Халов Осман Мурадович

В статье анализируется текущее состояние и перспективы роста мирового рынка авиатоплива для гражданских авиаперевозок. За 20002015 гг. на рынке авиатоплива для гражданских авиаперевозок произошли серьезные изменения, наблюдался рост пассажирооборота воздушного транспорта в мире, а также количества перевезенных пассажиров. Составной частью мирового рынка авиаперевозок для таких стран, как США, Латинской Америки и Китая. Одной из причин роста мирового рынка авиаперевозок стало падение цен на нефть, вызвавшее падение цен на авиакеросин. Это привело к снижению цен на авиабилеты, тем самым вызвало рост рынка гражданских авиаперевозок. Дальнейший рост авиаперевозок будет поддерживать устойчивый спрос на авиационное топливо в мире. На сегодняшний день сохраняется положительная динамика роста мирового потребления авиакеросина. Лидерами по потреблению авиакеросина являются США и страны АТР. В статье отмечается, лидерство производства авиакеросина на данный момент перешло от Северной Америки к странам АТР, что логично, так как именно в странах АТР происходит бурное развитие авиаперевозок, созданы избыточные мощности по производству авиакеросина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текущее состояние и перспективы роста мирового рынка авиатоплива для гражданских авиаперевозок»

Текущее состояние и перспективы роста мирового рынка авиатоплива для гражданских авиаперевозок

сч cJ £

Б

а

2 ©

Свиридов Николай Олегович

магистрант факультета международного энергетического бизнеса рГу нефти и газа имени И.М. Губкина, nikolai—1994@mail.ru Халов Осман Мурадович магистрант Московской авиационного института, osman96@bk.ru

В статье анализируется текущее состояние и перспективы роста мирового рынка авиатоплива для гражданских авиаперевозок. За 2000-2015 гг. на рынке авиатоплива для гражданских авиаперевозок произошли серьезные изменения, наблюдался рост пассажирооборота воздушного транспорта в мире, а также количества перевезенных пассажиров. Составной частью мирового рынка авиаперевозок для таких стран, как США, Латинской Америки и Китая. Одной из причин роста мирового рынка авиаперевозок стало падение цен на нефть, вызвавшее падение цен на авиакеросин. Это привело к снижению цен на авиабилеты,тем самым вызвало рост рынка гражданских авиаперевозок. Дальнейший рост авиаперевозок будет поддерживать устойчивый спрос на авиационное топливо в мире. На сегодняшний день сохраняется положительная динамика роста мирового потребления авиакеросина. Лидерами по потреблению авиакеросина являются США и страны АТР. В статье отмечается, лидерство производства авиакеросина на данный момент перешло от Северной Америки к странам АТР, что логично, так как именно в странах АТР происходит бурное развитие авиаперевозок, созданы избыточные мощности по производству авиакеросина.

Ключевые слова: гражданские авиаперевозки, мировой рынок, авиатопливо, авиакеросин, потребление, производство.

Рыночная система гражданской авиации представляет собой сложную систему взаимодействия разнообразных рынков. Однако деятельность всех рыночных структур гражданской авиации, в конечном счете, определяется главной составляющей -рынком авиаперевозок. Спрос на авиаперевозки находится в прямой зависимости от стоимости авиатоплива.

Текущее состояние мирового рынка авиаперевозок

Основными показателями, характеризующими развитие рынка авиаперевозок, являются: пассажирооборот (измеряется в пассажиро-километрах, пкм), грузооборот (измеряется в то-километрах, т-км), а также объемы перевозки пассажиров и грузов.

За период 2000-2015 гг. пассажирооборот воздушного транспорта в мире (рис. 1) увеличился почти в 2,2 раза и в 2015 году составил 6,5 трлн пкм. Количество перевезенных пассажиров составило 3,5 млрд чел. (рост по отношению к 2000 г. - в 2,1 раза).

С 2009 года наблюдается ускорение роста показателей как пассажирооборота, так и количества перевезенных пассажиров. Только за один 2015 г. мировой пассажирооборот увеличился на 6,5% к уровню 2014 г., а количество перевезенных пассажиров -на 6,0% к показателю 2014 года.

По данным отчета IATA, рост трафика в 2015 году зафиксирован во всех рынках. Совокупные провозные емкости в 2015 году у авиакомпаний увеличились на 5,6%. При этом эффективность использования самолетов в среднем за год стала выше. Коэффициент загрузки салонов вырос на 0,6 процентных пункта, достигнув рекордного годового максимума в 80,3%.

Пассажиропоток в пределах одного государства в 2015 году, в среднем, вырос на 6,3% по всему миру. Внутренние линии оказываются наиболее важным для ряда стран и регионов. Это важнейший сектор для США и Латинской Америки. На Африканском континенте на внутренние перелеты приходится около 10% перевозок. При этом на динамику показателя оказали наибольшее, правда, разнонаправленное влияние Китай, где рост трафика составил 8,2% и Бразилия, потерявшая за год 4,0% пассажиропотока.

Снижение мировых цен на нефть, как следствие - на авиатопливо повлияло на снижение цен на авиабилеты, а это в свою очередь, привело к росту рынка гражданских авиаперевозок. По мнению главного экономиста IATA Брайана Пирса, которое приводит The Wall Street Journal, основной эффект от нынешнего падения цен на авиабилеты наступит на рынке в 2017 году1.

Благодаря низким ценам на топливо, не только падают цены на билеты, но и растут доходы в сегменте авиаперевозок, а за ними и капитализация бизнеса. Так, по итогам девяти месяцев 2015 г. акции большинства авиакомпаний мира подорожали, в среднем, на 9%.

Это свидетельствует о росте доступности и популярности пассажирских авиаперевозок, а, следовательно, о хороших перспективах дальнейшего развития этого сегмента мирового авиарынка.

Перспектива такова, что дальнейший рост авиаперевозок будет поддерживать устойчивый спрос на авиационное топливо в мире. Вместе с тем, важным фактором, определяющим будущие объемы потребления авиакеросина, будет рост эффективности авиационных двигателей.

Так, по данным ИНЭИ РАН, удельный расход топлива для авиации снизился за последнее десятилетие на 30% за счет использования в авиастроении современных материалов обшивки, увеличения эффективности реактивных двигателей и увеличения грузо- и пассажироподъемности современных авиалайнеров. К 2040 году ИНЭИ РАН, основываясь на прогнозах компании Boeing, ожидает снижения удельного расхода топлива в авиации еще на 30% (рис. 2).

Рис. 1. Динамика изменения объемов регулярных пассажирских авиационных

перевозок в мире в 2000-2015 гг.

Источник: Составлено авторами по отчету IATA

Рис. 2. Ретроспективная динамика и прогноз снижения среднего удельного расхода топлива на авиационном транспорте, 1990-2040 гг. Источник: ИНЭИ РАН

1\ 1 fkiA fVÄ

Л АЛ \ J / rfVs г Ц

А г / V \

шшпмшТш FTiTi ЗЙЙЙ^ЙЯЯЙЗЙЙЙЙЯЙЙЙ

ишшшннн * =<,5£ £ <* = < | шшнннщшмн I Jj < ä : ! £ g i

Рис. 3. Динамика основных биржевых котировок на авиакеросин, 2000-2015 гг. Источник: Составлено авторами по данным Platts

Динамика мировых цен на авиатопливо

Стоимость топлива влияет не только на величину спроса на пассажирские пе-

ревозки, но и на размер затрат авиаперевозчиков и соответственно величину их прибыли. А на стоимость авиационного топлива оказывают влияние множество

глобальных, региональных и местных факторов. В конечном счете, все это отражается на общем количестве поставляемых продуктов нефтепереработки.

Как видно из рис. 2 и 3, мировые биржевые котировки на авиакеросин (цены в Роттердаме, Средиземноморской Европе и Сингапуре) практически синхронно реагировали на динамику мировых цен на нефть в период 2000-2014 гг. Не стал исключением и 2015 год.

Таким образом, следует сказать, что в текущих условиях низких цен на нефть резко упала и цена на авиационные керосин, привязанная к нефти. По сути, это означает, что авиакеросин вновь стал привлекательным топливом для международной авиации и следует ожидать оживления спроса на него со стороны мировой авиации.

Текущее состояние и перспективы мирового потребления авиакеросина

По данным EIA, общий объем потребления авиакеросина в мире за период с 2000-2012 гг. увеличился на 18,8% и составил в 2012 г. 5,4 млн барр./сутки или 269,8 млн т. По предварительным оценкам, в 2013-2016 гг. положительная динамика прироста мирового потребления авиакеросина сохранялась.

Лидерство по потреблению авиакеросина с огромным отрывом от других стран удерживают США, где сектор авиаперевозок является, пожалуй, самым развитым в мире. Однако, наиболее быстрорастущим макрорегионом мира по потреблению авиатоплива стал регион АТР, где потребление авиакеросина с 2000 по 2016 год выросло почти в 1,2 раза.

В целом,динамика потребления авиатоплива за последние 16 лет наглядно свидетельствует о наличии двух полюсов спроса: Северная Америка и быстрорастущие страны АТР. Бесспорными лидерами по потребления авиатоплива являются США и Китай. При этом, если в США объемы потребления авиатоплива постепенно снижаются, вследствие постоянного роста энергоэффективности эксплуатируемого авиационного парка, то в Китае они растут средними темпами выше 10% в год.

В России в рассматриваемый период ситуация складывалась несколько иначе, происходило снижение объемов потребления авиатоплива по причине ухода некоторых иностранных авиакомпаний с российского рынка, авиакомпании «Трансаэро», а также снижение пассажиропотока вследствие закрытия ряда туристических направлений, что повлекло за собой сокращение частоты полетов.

О

3

ю

S

г 2

сч cJ £

Б

а

2 ©

Только в 2016 году ситуация несколько улучшилась.

Согласно прогнозам ИНЭИ РАН, к 2040 г. общий спрос на жидкие топлива в мире вырастет примерно на четверть, по сравнению с 2010 г., и достигнет 5160 млн т (рис. 4).

Очевидно, что основной прирост мирового спроса на жидкие топлива будет обеспечиваться за счет развивающихся стран - потребление в странах, не входящих в ОЭСР, возрастет к 2040 г. на 60% по сравнению с 2010 г. (рис. 5).

Важно отметить, что в абсолютном выражении один только Китай обеспечит прирост спроса в 320 млн т жидких топлив.

При этом в структуре спроса на нефтепродукты (по видам нефтепродуктов) доля авиакеросина несколько вырастет (с 7,5% в 2010 г. до 8,0% в 2040 г.) -рис. 6.

Таким образом, согласно прогнозам ИНЭИ РАН, общий объем спроса на авиакеросин вырастет с 2010 г. по 2040 гг. примерно на 100 млн т (с 315 млн т в 2010 г. до 412 млн т к 2040 г.).

При этом на региональном уровне наибольший прирост спроса на авиакеросин ожидается в развивающихся странах Азии, главным образом в Китае и Индии, которые станут основными драйверами будущего роста потребления авиатоплива в мире (рис.7).

Динамика мирового предложения авиатоплива

Так же, как и по потреблению авиатоплива, лидерство в его производстве перешло от Северной Америки к странам АТР.

На уровне крупных макрорегионов мира лидерами по производству авиакеросина являются страны АТР и Северная Америка. Замыкает лидирующие позиции страны Европы. Существенные изменения за последние годы произошли и в десятке стран-лидеров по производству авиатоплива (рис.8).

Безусловным лидером в сфере производства авиатоплива остаются США. Однако объемы производства авиакеросина в стране падают по мере снижения спроса на него. Так, за период с 2000 по 2012 гг. производство авиакеросина в США снизилось на 8,1%.

На этом фоне бурный рост производства авиатоплива демонстрируют Южная Корея (в 2,2 раза к уровню 2000 г.) и Китай (в 2,5 раза к уровню 2000 г.). Несмотря на то, что Россия также нарастила производство авиакеросина (в 1,5 раза к уровню 2000 г.), она уступила свое

Германия

■ Япония США

Прочие страны ОЭСР □ Прочая развивающаяся Азия

■ И [-ЛИЯ

■ Китай

■ Прочие страны не-ОЭСР 2010 2040

Рис. 4. Спрос на жидкие виды топлива по регионам и крупнейшим странам мира в 2010 и 2040 годах Источник: ИНЭИ РАН

Рис. 5. Прирост спроса на жидкие виды топлива в период с 2010 по 2040 год по регионам и крупнейшим странам мира Источник: ИНЭИ РАН

15,5«

Бензин «Дизель > Керосин ИНаотэ ■ Мэлут ■ СУГ Прочие

Рис. 6. Структура спроса на нефтепродукты в мире в 2010 и 2040 годах Источник: ИНЭИ РАН

1S00 1600 1400 1200 1000 яоо 600 400

;оо

■J ■ 1.1.1

¡010 ¡(МО

сиг

5»mw аДТ IKrpHMH ■ Haina ■ Нгт/т ■ СУГ Пртис

Рис. 7. Структура спроса на нефтепродукты по регионам мира Источник: ИНЭИ РАН

2000 год

2012 год

OAS ■ 105.0 Великобритания ■ 1Ä3

Китай - ш Нидерланды ■ ш

Сингапур - 126.6 ОАЭ - 143.Э

Франция - 13.3 Сингапур ™ п

Великобритания ■ I4Z5 Индия — 218.9

Нидерланды - Ш Япония ■■ щ

Южная Корея - 1624 Potcilñ — 279,5

Япония " 180.3 Китай — 2312

Ро«ия США в i BS. 9 Южная Корея IG0&5 США ^ 356,7

тыс. барр./сутки

тыс. бэрр./сутки

Рис. 8. Страны-лидеры по производству авиатоплива, 2000 и 2012 гг. Источник: Составлено авторами по данным EIA

2 место, Южной Корее и опустилась на 4 позицию, пропустив вперед еще и Китай.

Текущее развитие мирового рынка авиаперевозок в целом свидетельствует о его устойчивости и довольно серьезных перспективах будущего роста, что, безусловно, будет способствовать росту спроса на авиатопливо.

Как видно из анализа производства и потребления авиатоплива по крупным макрорегионам мира, в самом быстро-развивающемся регионе в части развития авиаперевозок и потребления авиатоплива - АТР - созданы избыточные мощности по производству авиакеросина. Также избыток производства авиакеросина характерен для стран Ближнего Востока и Северной Америки.

Вместе с тем, наиболее существенный дефицит собственного производства авиатоплив характерен для европейских стран и евразийского региона, включающего страны Центральной Азии, Россию и страны Ближнего зарубежья (за исключением Прибалтики).

Таким образом, для России как страны, обладающей возможностями по наращиванию производства авиатоплива, наибольший интерес представляет европейский рынок и рынок стран Ближнего зарубежья, где позиции российских нефтяных компаний были традиционно сильны. В перспективе, учитывая огромный потенциал рынка стран АТР, Россия могла бы развивать поставки своего авиатоплива в этот регион, однако в ближайшей перспективе это представляется маловероятным, учитывая существенный избыток производственных мощностей в регионе. Также нельзя забывать и о внут-рироссийском рынке авиаперевозок, который имеет огромный потенциал развития, учитывая протяженность территории нашей страны.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГОСТ 32595-2013 Топливо авиационное для газотурбинных двигателей Джет А-1 (JET A-1). Технические условия (Дата введения 2015-01-01) // ТЕХЭКС-ПЕРТ

2. ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия (Изменения №№ 4, 5 действуют только на территории Российской Федерации (дата введения ГОСТ 10227-2013 перенесена с 01.01.2015 на 01.01.2017) // Стандарт ГОСТ

3. ГОСТ 12308-89 Топлива термостабильные Т-6 и Т-8В для реактивныхдвигате-лей. Технические условия // Стандарт ГОСТ

4. ГОСТ 32595-2013 Топливо авиационное для газотурбинных двигателей Джет А-1 (JET A-1). Технические условия // Стандарт ГОСТ

5. Стандарт ASTM D1655-12 Standard specification for aviation turbine fuels («Стандартные технические условия для авиационных турбинных топлив») // Сatalogue Normdocs

6. DEF STAN 91-91/7 Standards for Defense - Turbine fuel, aviation kerosine type, Jet A-1. NATO Code: F-35. JSD: AVTUR («Топлива для газотурбинных двигателей, тип авиационный керосин Jet А-1») // Стандарт ГОСТ

7. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (с изменениями на 11 октября 2012 года) // Гарант

8. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года // Институт энергетических исследований РАН Аналитический центр при Правительстве РФ, 2013 - 105 с.

9. Состояние и перспективы развития парка воздушных судов гражданской авиации России // ГосНИИ ГА, 2014. - 16 с.

10. Е.Островский «Пути реформирования рынка авиатоплива России» // AEx.

- 2012. - №1. - С. 25-40.

11. Анализ состояния рынка авиатоплива в России // Petromarket, 2012. - 20 с.

12. Отчет международной конференции «Авиатопливо - 2015» // Thomson Reuters, 2015. - 100 с.

13. Отчет международной конференции «Авиатопливо - 2016» // Argus, 2016.

- 130 с.

14. А. Фридлянд «Экономика авиакомпаний на сегодняшнем рынке авиаперевозок» // ATO. - 2016. - №2. - С. 15-29.

15. Прогноз Boeing на ближайшие 20 лет // BOEING / Aviation Explorer, 2015. -150 с.

16. Прогноз ИКАО о дальнейшем росте объема авиаперевозок в период до 2015 года // ICAO, 2013. - 80 с.

17. Прогнозы развития рынка международных авиаперевозок // Транспорт, 2013. - 50 с.

18. Прогноз мирового и российского рынка авиаперевозок // Aviaport, 2013. -65 с.

19. В. Шапкин «Состояние и перспективы развития гражданской авиации России» // ГосНИИ ГА. - 2011. - №1. - С. 60-78.

20. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.indexmundi.com/ commodities/?commodity=jetfuel&m onths=180&commodity=crude-oil

21. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.theglobaleconomy.com/ rankings/jet_fuel_consumption/

22. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.eia.gov/cfapps/ipdbproject/ iedindex3.cfm?tid=5&pid=63&aid=1&cid=r3,& syid=2013&eyid=2013&unit=TBPD

23. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/ statistic/index.php?syear=

24. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/

25. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.ato.ru/content/rynok-aviacionnogo-kerosina-vstupaet-v-sostoyanie-neopredelennosti

26. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/news/ aviaperevozki/obzor-rynka-gruzovykh-aviaperevozok-avgust-2015-g/

27. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.aex.ru/docs/4/2010/10/25/ 1194/

28. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://gosniiga.ru/2015/02/

О À

BS

I

£ N

сч cJ £

29. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.iata.org/publications/pages/ annual-review.aspx

30. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://avia.pro

31. Интернет-ресурс - Режим доступа: http://www.ato.ru

32. Интернет-ресурс - Режим доступа: https://www.eriras.ru

Ссылки:

1 Константин Пукемов, Gudok.ru. 2015 год был лучшим для мировой авиации за последние пять лет. URL: http:// www.gudok.ru/passengertrans/ ?ID=1326642

Current state and prospects for growth of the world market of aviation fuel for civil air transportation Sviridov N.O., Khalov O.M. Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin, Moscow Aviation Institute The article analyzes the current status and prospects of the global market of aviation fuel for civilian air traffic. For the 2000-2015 biennium. the aviation fuel market for civil air traffic has changed dramatically, there was an increase in passenger air transport in the world, as well as the number of passengers. An integral part of the global air transportation market for countries such as the United States, Latin America and China. One reason for the growth of the world market of air transportation was the fall in oil prices caused by falling prices for jet fuel. This has led to lower prices for air tickets, thus caused the growth of the market of civil air traffic. Further growth in air traffic will maintain strong demand for jet fuel in the world. To date, positive dynamics of growth of the global jet fuel consumption. Leaders in jet fuel consumption are the United States and Asia-Pacific countries. The article notes, jet fuel production leadership at this time moved from North America to Asia-Pacific countries, which is logical, since it is in the Asia-Pacific countries are the rapid development of air travel,

created excess capacity for the production of jet fuel. Keywords: civilian air transportation, the world market of aviation fuel, jet fuel, consumption, production. References

1. GOST 32595-2013 Fuel for aviation

gas turbine engines Jet A-1 (JET A-1). Technical conditions (Date of introduction 01.01.2015) // Techexpert

2. GOST 10227-86 Fuel for jet engines.

Technical conditions (changes №№ 4, 5 are valid only in the territory of the Russian Federation (GOST 10227-2013 date of introduction postponed from 01.01.2015 to 01.01.2017) // Standard GOST

3. GOST 12308-89 Fuel thermostable T-

6 and T-8B jet. Specifications // Standard GOST

4. GOST 32595-2013 Fuel for aviation

gas turbine engines Jet A-1 (JET A-1). Specifications // Standard GOST

5. Standard ASTM D1655-12 Standard

specification for aviation turbine fuels ( «Standard Specification for Aviation Turbine Fuels») // Satalogue Normdocs

6. DEF STAN 91-91 / 7 Standards for

Defense - Turbine fuel, aviation kerosine type, Jet A-1. NATO Code: F-35. JSD: AVTUR ( «fuel for gas turbine engines, the type of aviation kerosene Jet A-1 ") // Standard GOST

7. RF Government Decree of 27 February

2008 N 118 «On approval of the technical regulation» On requirements for automobile and aviation gasoline, diesel and marine fuel, jet fuel and heating oil «(as amended on October 11, 2012) // Garant

8. FORECAST OF ENERGY WORLD AND

RUSSIA 2040 // Energy Research Institute RAS Analytical Centre under the Government of the Russian Federation, 2013 - 105 p.

9. Status and prospects of development of the fleet Russian State Research Institute of Civil Aviation // Aviation, 2014. - 16 p.

10. E.Ostrovsky «Ways of Russian jet fuel market reform» // AEX. - 2012. - №1. - S. 25-40.

11. An analysis of the state of the aviation fuel market in Russia // Petromarket, 2012. - 20 p.

12. Report of the International Conference «Aviation fuel - 2015» / / Thomson Reuters, 2015. - 100 p.

13. Report of the International Conference «Aviation fuel - 2016» / / Argus, 2016. - 130 p.

14. Friedland «Economics of airlines on the market of air transportation» // ATO. - 2016. - №2. - S. 15-29.

15. Boeing forecast for the next 20 years // BOEING / Aviation EXplorer, 2015. - 150 p.

16. ICAO forecast a further increase in air traffic volume in the period up to 2015 // ICAO, 2013. - 80 p.

17. Forecasts of market development of international air transport // Transport, 2013. - 50 p.

18. The forecast of world and Russian air transportation market // Aviaport, 2013. - 65 p.

19. B. Shapkin «Status and prospects of development of civil aviation of Russia» // State Research Institute of Civil Aviation. - 2011. - №1. - S. 60-78.

20. Internet resource - Access: http:// www.indexmundi.com/ commodities/ ?commodity = jetfuel&mon ths=180&commodity=crude-oil

21. Internet resource - Access: http:// www.theglobaleconomy.com/ rankings/jet_fuel_consumption/

22. Internet resource - Access: http:// www.eiagov/cfapps/ipdbproject/ iedindex3.cfm?tid=5&pid=63&aid=1&cid =r3,&syid=2013&eyid=2013&unit=TBPD

23. Internet resource - Access: http:// minenergo.gov.ru/activity/statistic/ index.php?syear=

24. Internet resource - Access: http:// cbsd.gks.ru/

25. Internet resource - Access: http:// www.ato.ru/content/rynok-aviacionnogo-kerosina-vstupaet-v-sostoyanie-neopredelennosti

26. Internet resource - Access: http:// www.rzd-partner.ru/news/ aviaperevozki/obzor-rynka-gruzovykh-aviaperevozok—avgust-2015-g/

27. Internet resource - Access: http:// www.aex.ru/docs/4/2010/10/25/ 1194/

28. Internet resource - Access: http:// gosniiga.ru/2015/02/

29. Internet resource - Access: http:// www.iata.org/publications/pages/ annual-review.aspx

30. Internet resource - Access: http:// aviapro

31. Internet resource - Access: http:// www.ato.ru

32. Internet resource - Access: https:// www.eriras.ru

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.