Научная статья на тему 'ТЕКТОНИЧЕСКОЕ «ПРОЧТЕНИЕ» АРХИТЕКТУРЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА В ВЕЧЕРНЕ-НОЧНОЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)'

ТЕКТОНИЧЕСКОЕ «ПРОЧТЕНИЕ» АРХИТЕКТУРЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА В ВЕЧЕРНЕ-НОЧНОЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / НЕОКЛАССИЦИЗМ / АРХИТЕКТУРНО-СВЕТОВАЯ СРЕДА / ТЕКТОНИКА / СВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шабиев Салават Галиевич, Прилукова Екатерина Григорьевна, Чудинова Виктория Геннадьевна, Бокова Ольга Романовна

Целью исследования является авторское осмысление архитектурной концепции неоклассицизма, сформированной вечерне-ночным освещением города Челябинска. Использование световых композиций придает художественную выразительность формам архитектуры в соответствии с требованиями экологизации среды жизнедеятельности. Для достижения поставленной цели осуществляется синтез интеллектуального капитала теории композиции с различными отраслями научного знания - от изучения нормативно-правовой документации и анализа существующих архитектурных объектов до воплощения новой идеологии формообразования на основе современных технологических возможностей. В работе исследованы отечественные и зарубежные источники по специфике тектоники, проявляющейся в новой интерпретации архитектурных конструкций и позволяющей создавать новую образность. Проанализированы сформировавшиеся в городе архитектурно-тектонические световые системы. Представлен обзор существующих концепций архитектурного освещения, позволяющий полноценно выявить и художественно осмыслить уникальность градостроительного наследия города. Можно заключить, что был освоен теоретический материал и определены возможные пути использования результатов исследования в разработке подходов к созданию светового генплана города Челябинска с учетом мирового опыта проектирования архитектурно-световой среды мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECTONIC “INTERPRETATION” OF NEOCLASSICISM IN THE EVENING AND NIGHTTIME (ON THE EXAMPLE OF CHELYABINSK)

The aim was to analyse the architectural concept of neoclassicism, formed by the evening and night illumination in Chelyabinsk. The use of light compositions imparts artistic expression to the forms of architecture according to the requirements of ecologisation of the living environment. The knowledge in composition theory is combined with various fields of scientific knowledge, including a study of regulatory documentation and an analysis of existing architectural structures and those implemented based on a new ideology of form-making using modern technologies. This work studies domestic and foreign sources on the characteristics of tectonics, which is manifected in a new interpretation of architectural structures and allowing new visualisation. We analysed the architectural-tectonic light systems formed in the city. A review of the existing concepts in architectural lighting is presented, which provides complete identification and artistic comprehension of the uniqueness associated with urban heritage. The collected theoretical material was assessed, and possible application of the research results was identified for developing the light master plan of Chelyabinsk following the international best practice in designing the architectural and light environment of a megapolis.

Текст научной работы на тему «ТЕКТОНИЧЕСКОЕ «ПРОЧТЕНИЕ» АРХИТЕКТУРЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА В ВЕЧЕРНЕ-НОЧНОЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)»

Оригинальная статья / Original article УДК 72.01+022.7

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-398-407

Тектоническое «прочтение» архитектуры неоклассицизма в вечерне-ночное время (на примере г. Челябинска)

© С.Г. Шабиев, Е.Г. Прилукова, В.Г. Чудинова, О.Р. Бокова

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), г. Челябинск, Россия

Резюме: Целью исследования является авторское осмысление архитектурной концепции неоклассицизма, сформированной вечерне-ночным освещением города Челябинска. Использование световых композиций придает художественную выразительность формам архитектуры в соответствии с требованиями экологизации среды жизнедеятельности. Для достижения поставленной цели осуществляется синтез интеллектуального капитала теории композиции с различными отраслями научного знания - от изучения нормативно-правовой документации и анализа существующих архитектурных объектов до воплощения новой идеологии формообразования на основе современных технологических возможностей. В работе исследованы отечественные и зарубежные источники по специфике тектоники, проявляющейся в новой интерпретации архитектурных конструкций и позволяющей создавать новую образность. Проанализированы сформировавшиеся в городе архитектурно-тектонические световые системы. Представлен обзор существующих концепций архитектурного освещения, позволяющий полноценно выявить и художественно осмыслить уникальность градостроительного наследия города. Можно заключить, что был освоен теоретический материал и определены возможные пути использования результатов исследования в разработке подходов к созданию светового генплана города Челябинска с учетом мирового опыта проектирования архитектурно-световой среды мегаполиса.

Ключевые слова: архитектура, неоклассицизм, архитектурно-световая среда, тектоника, световые системы

Для цитирования: Шабиев С.Г., Прилукова Е.Г., Чудинова В.Г., Бокова О.Р. Тектоническое «прочтение» архитектуры неоклассицизма в вечерне-ночное время (на примере г. Челябинска). Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2021. Т. 11. № 2. С. 398-407. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-398-407

Tectonic "interpretation" of neoclassicism in the evening and nighttime (on the example of Chelyabinsk)

Salavat G. Shabiev, Ekaterina G. Prilukova, Viktoria G. Chudinova, Olga R. Bokova

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russia

Abstract: The aim was to analyse the architectural concept of neoclassicism, formed by the evening and night illumination in Chelyabinsk. The use of light compositions imparts artistic expression to the forms of architecture according to the requirements of ecologisation of the living environment. The knowledge in composition theory is combined with various fields of scientific knowledge, including a study of regulatory documentation and an analysis of existing architectural structures and those implemented based on a new ideology of form-making using modern technologies. This work studies domestic and foreign sources on the characteristics of tectonics, which is manifected in a new interpretation of architectural structures and allowing new visualisation. We analysed the architectural-tectonic light systems formed in the city. A review of the existing concepts in architectural lighting is presented, which provides complete identification and artistic comprehension of the uniqueness associated with urban heritage. The collected theoretical material was assessed, and possible application of the research results was identified for developing the light master plan of Chelyabinsk following the international best practice in designing the architectural and light environment of a megapolis.

Keywords: architecture, neoclassicism, architectural and light environment, tectonics, light systems

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 ООО (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 398-407 398 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 398-407

For citation: Shabiev SG, Prilukova EG, Chudinova VG, Bokova OR. Tectonic "interpretation" of neoclassicism in the evening and nighttime (on the example of Chelyabinsk). Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2021; 11 (2):398-407. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2021-2-398-407

Введение

Город Челябинск представляется типичным промышленным городом, заключившим в себе различные архитектурные стили [1]. Одним из них является неоклассицизм, отчетливо фиксирующий мировоззренческие установки различных эпох в своем стремлении к возрождению античных канонов красоты. Неоклассика в архитектуре реализовыва-лась во многих странах, то встречая соперничество с другими стилями, то объединяясь с ними. Сегодня неоклассицизм оказывается прочно вплетенным в полотно новых технологий, позволяющих внести новые смыслы в образы архитектурных конструкций. Использование новых, основанных на технологических приемах модификаций архитектурных конструкций придает им совершенно новую художественную выразительность. Применение высокотехнологичных материалов и способов конструирования осветительных приборов создаёт новый способ прочтения формы зданий в стиле неоклассицизма. Освещение архитектурных объектов отражает основные тенденции современного мира как вечно изменяющегося и неравновесно развивающегося техномира [2, 3]. Ключевой категорией современного формообразования в архитектуре становится тектоника.

Методы

Методологическими рамками исследования выступает синтез интеллектуального капитала теории композиции с различными отраслями научного знания - от изучения нормативно-правовой документации и анализа существующих архитектурных объектов до воплощения новой идеологии формообразования на основе современных технологических возможностей.

Результаты и их обсуждение

Челябинск представляет собой промышленный город-миллионник, нуждающийся в формировании своего уникального облика, в том числе и в рамках архитектурно-световой среды [4-7]. Одной из необходимых составляющих облика города является освещение зданий, что предполагает единую концепцию развития, зафиксированную в соответствующих документах нормативно-правового по-

ля [8]. До появления первого комплексного генплана города композиционными осями служили улицы Сибирская (сейчас ул. Труда) и Христо-рождественская (сегодня ул. Цвиллинга). Первый генплан появился в 1936 г. на основе новой - советской - концепции градостроительства. Право быть главной городской артерией получила ул. Спартака, впоследствии названная проспектом Ленина, поскольку именно она вела к центральной проходной Челябинского тракторного завода - градообразующего предприятия [9]. Территория города была поделена на пять административных районов. Проект разрабатывался Ленинградским отделением института «Гипрогор», которое в 1947 г. скорректировало следующий этап развития генплана и занималось им практически до 1967 г.

Период 30-50 гг. прошлого столетия характеризовался множественным строительством архитектурных объектов преимущественно в стиле неоклассицизма, значительно повлиявших на образную составляющую города Челябинска. Следует заметить, что данный стиль в архитектуре города проявился еще в начале XX в. В 1900-1910-е гг. он был представлен небольшим количеством архитектурных сооружений, наиболее известное из них - Народный дом (1903 г., архитектор В. Карвовский), или Челябинский государственный молодёжный театр (более известный как Театр юного зрителя) [1]. Большинство зданий и сооружений этого стилевого направления хорошо вписываются днём в современную структуру мегаполиса. Покажем это на ряде примеров.

Челябинский государственный молодёжный театр украшает главную площадь города - площадь Революции. Днём фасады здания имеют чёткое композиционное прочтение (рис. 1). В вечерне-ночное время отсутствовал комплексный подход к светоцветовой концепции, приёмы освещения зачастую диктовались только функциональной необходимостью, не были взаимоувязаны в едином ключе с общим контекстом места1. Архитектурные детали практически не выявлялись в общем «заливающем» освещении. Утилитарное освещение совсем недавно было представлено в основном натриевыми источниками света, что не могло не сказаться на общем колорите здания (рис. 2, слева).

1 Калинина Н.С. Дизайн среды открытых пространств центра исторического города: дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01. М., 2015. 151 с.

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 398-407 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X pp. 398-407_(online)

Рис. 1. Здание Челябинского государственного молодёжного театра. Дневной вид Fig. 1. The building of Chelyabinsk State Youth Theater. Daytime view

Рис. 2. Здание Челябинского государственного молодёжного театра. Вечерне-ночной вид Fig. 2. The building of Chelyabinsk State Youth Theater. Evening-night view

На сегодняшний день сформировано архитектурно-художественное освещение данного объекта. Обращает внимание стремление выявить приёмами освещения доминантность входной группы (рис. 2, справа). Однако баннерная реклама, закрывающая часть фасада, значительно мешает целостности восприятия объекта. При этом фронтоны имеют концептуально необоснованно «холодную» цветовую температуру и завы-

шенные яркостные характеристики, создающие эффект «пересвета».

Еще одно знаковое сооружение в стиле неоклассицизма - Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И. Глинки (рис. 3) - расположено в исторической части города и за весь период своего существования имело несколько вариантов освещения в вечерне-ночное время (рис. 4).

Рис. 3. Челябинский театр оперы и балета имени М.И. Глинки. Дневной вид Fig. 3. Chelyabinsk Opera and Ballet Theater named after M.I. Glinka. Daytime view

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 ллл (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 398-407 400 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 398-407

Рис. 4. Челябинский театр оперы и балета имени М.И. Глинки. Вечерне-ночной вид Fig. 4. Chelyabinsk Opera and Ballet Theater named after M.I. Glinka. Evening-night view

Театральный фасад выполнен в рамках стилизации классических форм русской театральной архитектуры XIX в. Здание театра активно участвует в формировании облика центральной части города и воспринимается с различных визуальных точек восприятия. Учитывая насыщенность вечерне-ночной среды этой части города горожанами и гостями столицы Южного Урала, трансформация существующего подхода к освещению, как самого здания, так и данного участка города в целом, представляется крайне необходимой.

Несмотря на знаковую роль в архитектурном облике Челябинска, на данный момент здание имеет экономичный вариант архитектурного освещения [10].

Комплекс зданий с угловой доминантой, носящей условное название «Башня», над которым в свое время работали знаменитые архитекторы Ф. Серебровский, Б.В. Петров и К.Д. Евтеев, расположился на ул. Горького. Жилой дом является своего рода символом

Тракторозаводского района, поскольку возводился как молодежное общежитие с большим магазином на первом этаже и кафе. Архитектурный образ здания в дневное время в значительной степени определяет восприятие всего ансамбля этой части улицы (рис. 5). Главный элемент, формирующий тектонику здания, -угловая часть. Спроектирована она как ротонда и имеет два яруса [11].

Именно она служит доминантой всего сложного архитектурного ансамбля. Предполагаемое завершение в виде шпиля так и не было достроено, однако образ всего здания получился законченным. В сумерки и на рассвете здание хорошо силуэтно читается. Однако в ночное время освещение отсутствует. Крупные арочные окна первого этажа при искусственном освещении позволяют в какой-то мере выявить тектонику здания, однако ротонда без источников света теряется, слабо освещаясь при включении уличного освещения в тёмное время суток (рис. 6).

Рис. 5. Жилой дом по ул. Салютной, 32, с магазином «Башня». Дневной вид Fig. 5. Residential building on Salyutnaya Street, 32 with a shop "Tower". Daytime view

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

с. 398-407 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 11 No. 2 2021 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X pp. 398-407_(online)

Рис. 6. Жилой дом по ул. Салютной, 32, с магазином «Башня». Вечерне-ночной вид Fig. 6. Residential building on Salyutnaya Street, 32 with a shop "Tower". Evening-night view

«Старое» здание Челябинского аэропорта (рис. 7) было построено в 1954 году. Проект считался типовым, на территории бывшего СССР было построено 5 таких сооружений. Центрально-симметричное здание ассоциируется с устойчивостью, характерной для общего тектонического построения такого рода объектов. Четыре колонны слева и справа от центрального входа создают строгий ритм. Челябинское здание долго служило визитной карточкой городских ворот. Предпринимались многочисленные попытки гармонично интегрировать архитектурный объект в стремительно развивающуюся архитектурно-световую структуру аэропорта. Здание сложно интегрируется в существующий архитектурный ансамбль, особенно остро этот вопрос встал после строительства нового корпуса аэропорта им. Игоря Курчатова. Складывающаяся концепция архитектурного освещения предполагает доминантность этого нового здания. Общественная дискуссия о судьбе старой постройки продолжается до сих пор. Одним из главных вопросов остаётся включение здания в перечень объектов культурного наследия.

Вышеперечисленные примеры показывают, что одна из самых древних систем, стоечно-балочная, до сих пор актуальна. Следует отметить, что основные части лю-

бого из трёх существующих классических ордеров остались неизменными: это колонны, антаблемент и стилобат. Распределение яркост-ных характеристик для лучшего выявления тектонических качеств архитектурного объекта исследовалось многими авторами.

В частности, было выявлено, что тектонику объектов ордерной системы формирует контрастное светотеневое решение ближнего плана по отношению к обобщенному дальнему, плавный и однородный характер светотеневых границ [12, 13].

Лучшие примеры архитектурного освещения классических зданий позволяют отметить стремление выявить тектонику ордерной структуры фасадов, которая могла бы повторить её дневное восприятие.

Здание крупнейшего вуза города, ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ), замыкает главный проспект Челябинска, являясь его своеобразной визитной карточкой. Высота шпиля составляет 86 метров2 (рис. 8, 9) [14, 15].

Данный архитектурный объект имеет классическое ритмическое построение, триаду пилястр левой и правой частей. Шесть центральных пилястр создают выразительность центральной части. Пропорции центральной части главного корпуса создают целостный образ. Шпиль центральной части также масштабно выверен.

2Ваганов А. Челябинский генплан: история в четырех документах [Электронный ресурс] // Вечерний Челябинск. URL: https://vecherka.su/articles/society/146505/ (20.04.2021).

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 лпп (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 398-407 402 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 398-407_

Рис. 7. Здание Челябинского аэропорта Fig. 7. The building of Chelyabinsk Airport

Рис. 8. Главный корпус Южно-Уральского государственного университета. Дневной вид Fig. 8. The main building of the South Ural State University. Daytime view

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

Рис. 9. Главный корпус Южно-Уральского государственного университета. Ночной вид Fig. 9. The main building of the South Ural State University. Night view

Дневной образ здания гармоничен и визуально комфортно воспринимается (главный архитектор проекта - С.Г. Шабиев). Закономерное и архитектурно обоснованное решение осветить последовательно каждую из башен послужило основой для создания новой концепции освещения этой знаковой градостроительной доминанты [16]. В настоящий момент существует предложение по архитек-

турному освещению, позволяющему полноценно выявить уникальную тектонику здания. Масштабность здания, его доминирующее положение в городской среде, функциональные особенности диктуют определённые архитектурно-композиционные приёмы построения образа в искусственной световой среде. Предполагается использовать три основных режима архитектурно-художественного освещения (рис. 10).

Рис. 10. Главный корпус Южно-Уральского государственного университета. Предложения по концепции освещения Fig. 10. The main building of the South Ural State University. Suggestions for the lighting concept

В городе довольно много архитектурных строений неоклассического стиля, таких как ФГБОУ «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», бывший кинотеатр «Родина», бывший магазин «Ритм», Законодательное собрание Челябинской области (ранее - здание Госбанка и бывшего обкома КПСС и жилой Дом для работников облисполкома), Дом культуры

Челябинского металлургического комбината, Дом культуры им. Колющенко и многие другие. Анализ перечисленных объектов может стать предметом самостоятельного исследования.

В рамках данной статьи мы остановились на наиболее знаковых представителях неоклассического стиля, позволяющих понять возможности формирования новой образности средствами освещения3 [17].

3Батова А.Г. Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.21. М., 2012. 198 с.;

Червяков М.М. Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения: дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20. М., 2012. 180 с.;

История сносит «Башню»: во что превратилось самое необычное общежитие Челябинска спустя 70 лет [Электронный ресурс]. URL: https://74.ru/text/gorod/2021/05/20/69910697/ (20.04.2021).

Том 11 № 2 2021

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 398-407 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _pp. 398-407

ISSN 2227-2917

Заключение

В Челябинске сохранились многие знаковые архитектурные здания периода советской архитектуры, что обусловливает необходимость разработки концепции формирования архитектурно-световой среды. Одним из эффективных инструментов для выявления тектонических индивидуальных особенностей зданий будут существующие в настоящей момент технологии освещения. Свето-

вой генплан города - требование времени. Думается, что использование объектов культурно-исторического наследия как кульминационных связующих в общем световом решении города будет концептуально оправдано. В дальнейшем представляются необходимыми не только процессы реставрации исторических объектов, но и выявление их архитектурно-художественных качеств в контексте значимых фрагментов городской семантики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bokova O.R. Window display in formation of safe perception of urban light and colour environment // IOP Conference. Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 451. p. 012155. https://doi.org/10.1088/1757-899X/451/1/012155

2. Гурьянова А.Э. О различных методиках изучения тектоники архитектурного ордера // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тезисы докладов междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов: в 2 т. (04-08 апреля 2016 г., Москва). Т. 1. М.: МАРХИ, 2016. С. 188-189.

3. Щепетков Н.И. О концепции создания единой светоцветовой среды города Москвы // Светотехника. 2012. № 6. С. 49-52.

4. Александров Е.В. Моя архитектурная судьба. Челябинск: Автограф, 2007. 96 с.

5. Огни большого города: инвестиционная привлекательность современного мегаполиса: сб. докладов междунар. науч.-практ. конф. (18-19 апреля 2012 г., Челябинск) / под ред. С.Г. Шабиева. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2012. 146 с.

6. Осиков М.В, Гизингер О.А., Бокова О.Р., Огнева О.И., Зимич В.В., Шабиев С.Г. и др. Медико-биологические аспекты использования светодиодных источников освещения в архитектурно-световой среде: монография. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2016. 112 с.

7. Osikov M.V., Gizinger O.G., Ogneva O.I., Bokova O.R., Chudinova V.G. А comparative analysis of the influence artificial illumination on behaviour of laboratory animals // Light & Engineering. 2017. Vol. 25. № 2. p. 94-102.

8. Лекус Е.Ю., Быстрянцева Н.В. Световой дизайн: свет как материал, технология, форма // Материал-технология-форма как универсальная триада в дизайне, архитекту-

ре, изобразительном и декоративном искусстве: мат-лы междунар. науч. конф. (Москва, 18 мая 2018 г.). М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2018. С.447-451.

9. Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра / сост. С.Н. Поливанов. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1986. 160 с.

10. Jackson D. Superlux: smart light art, design and architecture for cities. London: Thames & Hudson, 2015. 272 р.

11. Arnheim R. Art and Visual Perception. Berkeley: University of California Press, 1974. 508 p.

12. Богданова О.В., Филатова Ю.Д. Определение роли цвета и света в архитектуре // Тенденции развития науки и образования. 2016. № 171. С. 6-8. https://doi.org/10.18411/lj2016-8-1-02

13. Schielke T. The Language of Lighting: How to Read Light and Shadow in Architecture. 2021. URL: https://www.archdaily.com/961546/the-language-of-lighting-how-to-read-light-and-shadow-in-architecture (20.04.2021).

14. Худин А.А. Открытость произведения и метафора в постмодернистской архитектуре // Academia. Архитектура и строительство. 2021. № 1. С. 58-63. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2021-1-58-63

15. Gibson J.J. On the Concept of Formless Invariants in Visual Perception // Leonardo. 1973. Vol. 6. No. 1. P. 43-45. https://doi.org/10.2307/1572424

16. Chudinova V.G., Bokova O.R. Possibilities of Architectural Lighting to Create New Style // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety (ICCATS 2017). 2017. Vol. 262. p. 012147. https://doi.org/10.1088/1757-899X/262/1/012147

17. Гейл Я., Сварре Б. Как изучать городскую жизнь / пер. с англ. М.: Наука, 2016. 196 с.

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

REFERENCES

1. Bokova OR. Window display in formation of safe perception of urban light and colour environment. ¡OP Conference. Series: Materials Science and Engineering. 2018;451:012155. https://doi.org/10.1088/1757-899X/451/1/012155

2. Guryanova AE. On various methods of studying the tectonics of the architectural order. Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proek-tirovanie v MARKhI: tezisy dokladov mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodykh uchenykh i studentov: in 2 vol. (04-08 April 2016, Moscow). Vol. 1. Moscow: Moscow Architectural Institute; 2016. p. 188-189. (In Russ.)

3. Shchepetkov NI. On the concept of creating a unified light-color environment for the city of Moscow. Svetotekhnika. 2012;6:49-52. (In Russ.)

4. Aleksandrov EV. My architectural destiny. Chelyabinsk: Avtograf; 2007. 96 p. (In Russ.)

5. Shabiev SG. (eds.) Ogni bol'shogo goroda: investicionnaya privlekatel'nost' sovremennogo megapolisa: sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (18-19 April 2012, Chelyabinsk). Chelyabinsk: South Ural State University; 2012. 146 p.

6. Osikov MV, Gizinger OA, Bokova OR, Ogneva OI, Zimich VV, Shabiev SG, et al. Biomedical aspects of the use of LED lighting sources in the architectural and light environment: monograph. Moscow: GEOTAR-Media; 2016. 112 p. (In Russ.)

7. Osikov MV, Gizinger OG, Ogneva OI, Bokova OR, Chudinova VG. A comparative analysis of the influence artificial illumination on behaviour of laboratory animals. Light & Engineering. 2017;25(2):94-102.

8. Lekus EYu, Bystryanceva NV. Light design: light as material, technology, form. Material-tekhnologiya-forma kak universal'naya triada v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dizaine, arkhitekture, izobrazitel'nom i dekora-tivnom iskusstve: mat-ly mezhdunar. nauch. konf. (18 May 2018, Moscow). Moscow: Stroganov Moscow State University of Arts and Industry; 2018. p. 447-451. (In Russ.)

9. Polivanov SN (comp.). Chelyabinsk: city planning in the past, today, in future. Chelyabinsk: Southern-Ural Publ.; 1986. 160 s. (In Russ.)

10. Jackson D. Superlux: smart light art, design and architecture for cities. London: Thames & Hudson, 2015. 272 p.

11. Arnheim R. Art and Visual Perception. Berkeley: University of California Press; 1974. 508 p.

12. Bogdanova OV, Filatova YuD. Determining the role of color and light in architecture. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2016;17-1:6-8. https://doi.org/10.18411/lj2016-8-1-02 (In Russ.)

13. Schielke T. The Language of Lighting: How to Read Light and Shadow in Architecture. 2021. Available from: https://www.archdaily.com/961546/ the-language-of-lighting-how-to-read-light-and-shadow-in-architecture [Accessed 20th April 2021].

14. Khudin AA. The openness of work and metaphor in postmodern architecture. Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2021;1:58-63. https://doi.org/10.22337/2077-9038-2021-1-58-63 (In Russ.)

15. Gibson JJ. On the Concept of Formless Invariants in Visual Perception. Leonardo. 1973;6(1): 43-45. https://doi.org/10.2307/1572424

16. Chudinova VG, Bokova OR. Possibilities of Architectural Lighting to Create New Style. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Conference on Construction, Architecture and Technosphere Safety (ICCATS 2017). 2017;262:012147. https://doi.org/10.1088/1757-899X/262/1/012147

17. Gehl J, Svarre B. How to study public life. Moscow: Nauka; 2016. 196 p. (In Russ.)

Сведения об авторах

Шабиев Салават Галиевич,

доктор архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектуры, Южно-Уральский государственный университет,

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, Россия,

Ие-таП: shabievsg@susu.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9405-2079

Information about the authors

Salavat G. Shabiev,

Doctor of Architecture, Professor,

Head of the Department of Architecture,

South Ural State University,

76, Lenin prospekt, Chelyabinsk, 454080, Russia,

He-mail: shabievsg@susu.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9405-2079

ISSN 2227-2917 Том 11 № 2 2021 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 398-407 406 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 11 No. 2 2021 _(online)_pp. 398-407

Прилукова Екатерина Григорьевна,

доктор философских наук, профессор кафедры философии, Южно-Уральский государственный университет,

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, Россия,

e-mail: prilukova74@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0502-2917

Чудинова Виктория Геннадьевна,

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры, Южно-Уральский государственный университет,

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, Россия,

e-mail: chudinovavg@susu.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5306-7768

Бокова Ольга Романовна,

доцент кафедры архитектуры, Южно-Уральский государственный университет,

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, Россия,

e-mail: prilukova74@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3467-9464

Заявленный вклад авторов

Шабиев С.Г., Прилукова Е.Г., Чудинова В.Г., Бокова О.Р. имеют равные авторские права. Бокова О.Р. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Статья поступила в редакцию 22.04.2021. Одобрена после рецензирования 25.05.2021. Принята к публикации 27.05.2021.

Ekaterina G. Prilukova,

Dr. Sci. (Philos.),

Professor of the Department of Philosophy,

South Ural State University,

76, Lenin prospekt, Chelyabinsk, 454080, Russia,

e-mail: prilukova74@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0502-2917

Viktoriya G. Chudinova,

Cand. of Architecture, Associate Professor

of the Department of Architecture,

South Ural State University,

76, Lenin prospekt, Chelyabinsk, 454080, Russia,

e-mail: chudinovavg@susu.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5306-7768

Olga R. Bokova,

Associate Professor of the Department

of Architecture,

South Ural State University,

76, Lenin prospekt, Chelyabinsk, 454080, Russia,

e-mail: prilukova74@gmail.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3467-9464

Contribution of the authors

Shabiev S.G., Prilukova E.G., Chudinova V.G., Bokova O.R. have equal author's rights. Bokova O.R. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

The article was submitted 22.04.2021. Approved after reviewing 25.05.2021. Accepted for publication 27.05.2021.

Том 11 № 2 2021 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.