Научная статья на тему 'ТЕКСТЫ ПЕСЕН ГРУППЫ «ВА-БАНКЪ» (Публикация, вступительная статья и комментарии Д.О. Ступникова)'

ТЕКСТЫ ПЕСЕН ГРУППЫ «ВА-БАНКЪ» (Публикация, вступительная статья и комментарии Д.О. Ступникова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5570
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТЫ ПЕСЕН ГРУППЫ «ВА-БАНКЪ» (Публикация, вступительная статья и комментарии Д.О. Ступникова)»

ТЕКСТЫ ПЕСЕН ГРУППЫ «ВА-БАНКЪ» Публикация, вступительная статья и комментарии Д.О. Ступникова

Группа «Ва-банкъ» прочно вошла в первый эшелон московского рока. Однако сложившаяся оппозиция питерского и московского рока (не в пользу последнего), как правило, очень вредит внедрению столичных групп в культурное пространство России. Например, большинство питерских групп («Кино», «Аквариум», «Алиса», «НОМ» и др.) имеют великолепно изданные сборники песенных текстов - из столичных же рокеров такой чести удостоился на сей день разве что И. Сукачёв. Разумеется, нельзя сказать, что тексты прочих московских рок-поэтов вообще недоступны: их можно найти в нотных изданиях, на вкладышах кассет и CD или же прочитать авторские варианты в Интернете. Однако поэзию «Ва-бaнкъ» постигла печальная участь: образцы ее вообще не публиковались.

Тексты песен из «номерных» альбомов «Ва-банка» ещё появляются в небрежно изданных песенниках серии «...А не спеть ли мне песню», выпускаемых томским издательством «Камертон» («Эльдорадо», «Весна», «Маршруты московские») - напечатанные, разумеется, не «с листа», а с неизвестно кем расшифрованных фонограмм. То же можно сказать о подборке, помещённой на одном из интернетовских сайтов (www.mp.ru/texts/htmI): песни из альбомов «На кухне», «Живи, живое!!» и «Домой» явно не обработаны текстологически и не предоставлялись для утверждения «ва-банкерам». И это привело к досадным казусам - вроде сильно искаженной строки из песни «Аргентина»:

И пусть цыган Алеша Свистит, поёт, но все же...

- вместо «здесь не поет» (!!!). А некоторые тексты («Чёрное знамя») почему-то даже не до конца набраны.

Повезло лишь композиции «Я живу в Москве» (написана и исполнена совестно с группой «I.F.K»), официальный текст которой помещен на вкладышах СD и МС - вариантов альбома «I.F.K» «Mosquito Man») фирма «Fee Lee», I996 г.).

Все это и побудило нас обратиться непосредственно к А. Ф. Скляру с просьбой предоставить рукописи текстов «Ва-банка» для публикации. К счастью, Скляр пошёл нам навстречу - и в результате у нас в руках оказались машинописные варианты текстов из альбомов «На кухне» и «Живи, живое!!», а также несколько машинописей и рукописей песен, пока не включённых ни в один альбом. Особую ценность, на мой взгляд, представляют рукописи песен последнего альбома «Нижняя Тундра» (совместно с В. Пелевиным), позволяющие с достаточной полнотой судить об экспериментальной работе «Ва-банка». К сожалению, отсутствует песни из таких альбомов, как «ТАК NADO» (I994) и «Домой!!» (I997).

Все тексты по возможности публикуются без изменений, несмотря на отсутствие в них единого пунктуационного алгоритма. С этой точки зрения они распадаются на три группы: тексты, в которых соблюдены все пунктуационные нормы современного русского языка; тексты, в которых не проставлены знаки препинания в конце строк (так называемый западный канон); тексты, в которых изъяты все знаки препинания. Исправлению подверглись лишь явные орфографические и пунктуационные погрешности - к чести «ва-банкеров», их оказалось совсем немного.

Многие тексты трудно считать окончательными редакциями; об этом свидетельствуют разночтения между печатными и звучащими вариантами. Так, текст песни «Кухня», написанный гитаристом «Ва-банка» Е. Никоновым, Скляр настолько существенно корректировал, что упомянут на вкладыше диска «Ва-банкъ. Живая коллекция» (1998) в качестве соавтора Никонова. Тем не менее, предпочтение везде отдавалось печатному варианту: к нам попал уникальный материал, и мы просто не имели права искажать его своими поправками. Кристаллизация же канонических вариантов должна осуществляться в дальнейшем, силами многих исследователей.

Я прекрасно отдаю себе отчёт, что некоторые из опубликованных текстов имеют статус черновика. Многие считают, что рок-поэзия еще слишком молода, чтобы обнародовать различные забракованное версии. Между тем прецедент уже есть: совсем недавно лидер группы «Гражданская оборона» Егор Летов издал на коллекционных СЭ ретроспективу альбомов «ГО», поместив на вкладышах точные копии черновых вариантов песенных текстов. Его пример и побудил нас поместить, наряду с отредактированными текстами, несколько копий с машинописей и рукописей различных текстовиков «Ва-банка». К тому же мы пытались приблизить данную подборку к академическим, наподобие «Библиотеки поэта» - а, как известно, именно в этой серии постоянно используются в качестве иллюстративного материала автографы стихотворений.

После подборки текстов следуют «Комментарии», объединившие функции двух публикуемых в «Библиотеке поэта» разделов: «Другие редакции и варианты» и «Примечания». Здесь оговорены все авторские исправления, а также указаны все известные мне разночтения между печатными и звучащими версиями. Для этой цели были внимательно проанализированы все официально изданные альбомы «Ва-банка», учтён мой личный опыт посещения концертов этой группы, а также беседы с А. Ф. Скляром. Кроме того, в комментариях изредка даётся отсылка к некоторым биографическим реалиям и соображения филологического порядка. Все это должны помочь будущим исследователям поэзии «Ва-банка», которых, надеюсь, в скором времени будет немало. В конце концов, группа достойна и отдельной книги, выпущенной массовым тиражом.

АЛЬБОМ «ВЫПЕЙ ЗА МЕНЯ!!» (1991)

Мальчишка1 (А. Ф. Скляр)

1. Зачем я не родился в семнадцатом году?

Меня бы приучили к полезному труду.

Мне путь бы указали

В счастливый, светлый рай.

А так я - тунеядец,

Я просто тунеядец и лентяй.

Грустно мне, ребята, грустно.

Грустно мне2.

2. Зачем я не родился в семье политрука?

Я б занимался спортом в команде ЦСКА.

Я б ездил бы на сборы

В Баку и Магадан.

Я был бы всем доволен.

А так я просто - злобный хулиган.

Грустно мне, ребята, грустно.

Грустно мне.

3. Зачем не взял я в жёны Мадонну - вот вопрос?

Я б ездил на курорты,

Пил ром и кальвадос.

Грустно мне, ребята, грустно.

Зачем я здесь родился?

Зачем?

Грустно мне.

Пой ...

(А. Никитин)

Мало нужно слов для дурацкой песни:

«Я тебя ждала - ты ушла с другой...»

Мне так нужно, чтобы мы были вместе,

Мне так нужно, чтобы ты была со мной!

Мало нужно слов для дурацкой песни:

«Ты меня ждала - я ушла с другой...»4 Мало нужно, чтоб мы снова были вместе:5 Сядь со мною рядом и песню пой.

Припев:

Пой, песню пой.

Пой, пой со мной Песню.

О том, как, пролетая над сараем, я увидел Колю,

А Коля, сняв очки, продрав6 глаза, меня увидел тоже.

Я выхватил лопату, Коля - грабли; мы попали в долю.

Рукопись ПОЙ

Мы любим песни петь, и в этом чрезвычайно схожи.

Соло на припев.

Мало нужно брюк в жаркую погоду,

Когда милый рядом, бережок крутой.

Рыбы с громким смехом плюхаются в воду,

Сядь со мною рядом и песню пой.

Припев:

Пой, песню пой.

Пой, пой со мной Песню!

АЛЬБОМ «НА КУХНЕ» (1992)

Пьяная песня

(А. Ф. Скляр)1

Возьми меня в пьяную песню.

Заткни мною в небе дыру.

И если я завтра воскресну,

Пускай я сегодня умру.

Не надо ночных магазинов.

Не надо кубинцев и драк .

Оставь песню блудному сыну.

Дай нищему медный пятак.

Припев:

Песню пропой,

Пусть играет гармонь.

Песню пропой,

До утра, до утра пусть играет гармонь.

Возьми меня в пьяную песню.

Возьми, незнакомый мой друг.

На лестнице в старом подъезде Одна папироса на круг.

Мечтая в последнем вагоне,

Помчусь из тоннеля в тоннель.

И где-то на дальнем перроне Мне лавка заменит постель.

Припев.

Возьми меня в пьяную песню.

Мы все перед небом в долгу.

Но тот, кто уходит, нас встретит Когда-то на том берегу.

Я знаю, что всё нам зачтётся -Скандалы, и драки, и мат.

Но пусть этот поезд несётся,

И нет нам дороги назад.

Припев.

Возьми меня в пьяную песню.

Возьми меня в пьяную песню.

Возьми меня в пьяную песню. Возьми...

Сашенька (А. Ф. Скляр)

Не называй меня Сашенькой Я давно стал Сан Санычем Я сменил брюки в клеточку На костюмчик в полосочку Я сменил водолазочку На рубашечку с галстучком Свои любимый родной портвейн Я сменил на чужой "Мартель"

Свою старую женушку Я сменил на молодушку Я давно стал хорошенький Не называй меня Сашенькой

Не буди меня поутру А буди меня заполдень И машину просторную Подгони прямо к дому мне Я поеду по улице Постовой мне поклонится У него память девичья Да добро не забудется Не груби - не советую Если дело - приди ко мне Посидим по-хорошему Не буди меня поутру

Нету сил - притуши мне свет Да не весь - оставь красненький Я давно уж не юноша Но еще побарахтаюсь Ты сними-ка рубашечку Да налей-ка мне рюмочку Что-то тошно сегодня мне Ты присядь со мной рядышком Что ты так недоверчива Что ты так несговорчива Где ж ты, старая женушка Для тебя я был Сашенькой...

Сигаретный блюз (А. Ф. Скляр)9 Я курю сигарету,

Наблюдаю за дымом.

Я один в целом мире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никого мне не надо.

Тонких струн я небрежно Чуть касаюсь рукою.

Наплевать мне на это.

Я курю сигарету.

Я курю сигарету С лёгким сердцем и грустью.

Мои мысли в Майами.

Бич бичует бредущих.

Море дышит прохладой.

Тело дышит уютом.

Дева голая стонет.

Я один в целом мире.

Никого мне не надо.

Я брожу по квартире.

Я спокоен как будто.

Бродит следом за мною Чёрный кот дон Фернандо.

Он ленив и спокоен.

Он - побочный сын гранда.

Я курю сигарету,

Пью дымящийся кофе.

Рассуждаю попутно О вреде для здоровья.

Сигарета потухла.

Я опять неспокоен.

И дрожащей рукою Зажигаю другую.

Я курю сигарету.

Наблюдаю за дымом.

Я один в целом мире.

Никого мне не надо.

Тонких струн я небрежно Чуть касаюсь рукою.

Я курю сигарету.

Всё ОК. Я спокоен.

Черное знамя (А. Ф. Скляр)110 Справа скачет генерал На гнедой кобыле Слева едет комиссар На автомобиле А посередине Прямо между ними Едет, едет молодой Парень на дрезине

В правой ручке у него Сабелька играет В левой ручке - кистенёк Воздух рассекает Ну, а за спиною Знамя удалое Едет, едет молодец Песню распевает Эх, моё чёрное знамя Эх, да мой череп с костями11 Да за родную сторону Да за любушку-жену Я пошел воевать с врагами

Справа сабелькою раз-Пополам плешивый Слева кистенёчком в глаз Чтобы не пришили А сам потихоньку Своротил в сторонку В чистом поле не найдёшь Убежал служивый

А с собою прихватил Сабельку да знамя А под знаменем лихим Собралася стая Что ни день - то больше Что ни год - страшней Едут, едут по степи12 Песню распевают Эх, наше чёрное знамя Эх, пропадёт, кто не с нами Да за родную сторону За Расею за страну Мы пошли воевать с врагами

А врагов который год Всё не убывает

А народ сидит и ждёт Чья возьмёт - не знает То ли правит батько То ли сатана И кого теперь в расход Каждый день гадает

И давным-давно гниёт

Большевик в канаве

А слепого не трясёт

Он на пьедестале

Крылья расправляет

Чёрный беспредел

Бродит, бродит по стране

Волком завывает

Эх, наше чёрное знамя

Эх, пропадём вместе с нами13

Да за вчерашний разговор

Да за сегодняшний позор

Да за вечный раздор с врагами14

20.08.90, Купавна

Друг15

(А. Ф. Скляр)

Прости его короткий век Он жить хотел как человек

не получилось Он был как нищий под дождем Ему кричали "подождем"

а сердце билось А сердце билось все слабей Он не искал себе друзей Повсюду он искал врагов

и находил их

Ах мой милый друг Пусто все вокруг Незачем и не о чем тужить До свидания, брат16 Нет пути назад

Юношам гулять а нам как видно уходить

Я остаюсь с самим собой Я буду петь под струнный бой

про то что было Нет ничего ни там ни тут Другие после нас придут

а нам хватило Хватило сабель и штыков Мы не бежали от врагов

мы их любили

Ах мой милый друг Будем танцевать Нам с тобою нечего терять Пусть придет конвой Я готов с тобой

Лечь за пулемет и до последнего стрелять

17

Русская душа (На кухне)18 (Е. Никонов)

Мы сидим на кухне и курим "Пегас"

Эй, Пегас, что ты хочешь от нас Нам сидеть на кухне абсолютно не лень На кухне приятно провести день.

Тихо и спокойно всё вокруг Тихо и спокойно - это не вдруг19

Мы сидим на кухне и пьём свой чай Некуда спешить,20 нам некогда скучать Вот один чайник, за ним другой Хорошая заварка приносит покой.

Тихо и спокойно...

Ласково журчит в кране вода Уличная жизнь не доходит сюда И нам приятен такой оборот У кого нет кухни - тот не поймёт.

Тихо и спокойно...

Мы сидим на кухне и смотрим в окно

Затем берём табуретку и разбиваем говно21

22

И нам совсем не скучно, хоть нет ни гроша

23

Загадочна и странна русская душа.

Тихо и спокойно...

АЛЬБОМ «ЖИВИ, ЖИВОЕ!» (1995) Азиатская любовь24 (А. Скляр — Е. Никонов)

Подойди, подойди поближе Не такой уж я мерзкий и гадкий Я тебя.

Подойди, подойди поближе Всё равно ты меня полюбишь

Я тебя...

Да, мы скифы, да, мы азиаты Наш аркан приторочен к сёдлам Мы тебя...

Эх, хороша ты, азиатская любовь.

Ты - моя добыча, брось свой мерзкий город Ты увидишь степи, ты увидишь море У курганов серых,25 на коврах зеленых Ты меня полюбишь, ты родишь мне воина.

Что да нами - ветер и свобода Лук тугой да колчан и стрелы Конь лихой да степные песни Ты готова26. Ты уходишь с нами.

Эх, хороша ты, азиатская любовь!

27

Сказки (А. Скляр — Е. Никонов)

Жарко... в душу лезут разные мыслишки Штампы... книжки перестели быть подарком Жалко... что я подарю своей малышке Своей коротконожке

Своей голубоглазке Сказки...

Душно... мухи прыгают по стенам

их любовь колышется на брюшке

28

Скучно ... что тебе смогу я дать

чтоб нам с тобою было интересно Гадко... может брому нам по кружке

выпить за любовь, моя малышка Моя коротконожка Моя голубоглазка

Сказки29...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Письма из Стамбула, гости из Шанхая

Сказки...

Будем притворяться, все мы из Китая

Сказки...

Прыгать30 по экрану, шляться на курорты Русские паяцы, все мы идиоты...

31

Сказки... Сказки .

Жарко... что бы сделать нам такого

чтобы сразу стало Интересно... может, развестись, да я боюсь

отрежут ногу

Рукопись СКАЗКИ

Понапрасну... может, лучше не стараться

пусть всё будет так

Моя малышка Моя коротконожка Моя голубоглазка Сказки...

Жарко... в душу лезут разные мыслишки Штампы... книжки перестали быть подарком

Жалко33...

Колыбельная для Люсьен (А. Ф. Скляр)

Спи, Люсьен.

Засни скорей.

Ты увидишь сказочный сон.

Сладких слов Нежный плен

Посвятит тебя в души цветов.

Лунный лес Ночных чудес Раскрывает объятья тебе.

Стебли тонких Нежных рук

Незаметно заменят постель.

Шорох трав, крик совы.

Тихо стонет лес.

Волосы Мегеры Падают на грудь,

Полную земных чудес.

В час ночной Сонный пёс

Вдруг заскулит на луну.

Млечный путь В тихий плёс Случайно уронит звезду.

Спи, усни.

Лучше спать,

Чем о прошлом грустить.

Может, повезёт Заснуть навсегда.

Спи, Люсьен, спи.

Спи, Люсьен, спи.

Спи, Люсьен, спи...

Гурзуф - Москва, 197 634.

АЛЬБОМ «НИЖНЯЯ ТУНДРА» (2000) Путешествие в Китай (Е. Головин)

Мы на палубе собрались - впереди девятый вал Грандиозная попойка - рулевой, держи штурвал Если больше пить не в силах - лучше книгу 35 почитай Завлекательные байки про любовь и про Китай.

Обмелело сине море, мы плывём уже по суше Наши мачты обломались, а дела всё хуже, хуже Мы плывем в болотной гнили, это гибельная тундра Самолёты, самосвалы, кто нас вытащит оттуда36.

Будь капитаном! Просим! Просим!

Вместо весла вручаем жердь...

Только в Китае мы якорь бросим,

Хоть на пути и встретим смерть!

К нам подходит пограничник: стоп, ребята, не болтай За селедку и за водку переправлю вас в Китай Я закончил институты, заявляю вам резонно Здесь вам светит только зона, только зона.

Над серебряною ивой месяц вытянул рога И течёт неторопливо ярко-жёлтая река Манит, манит заграница, где мы, где мы, угадай!

Это шёлковая птица, это сказочный Китай.

Будь капитаном - просим, просим!

Будь капитаном - вручаем жердь Будь капитаном - мы якорь бросим

37

Будь капитаном - мы встретим смерть .

Кукла-мандарин (Е. Головин)

Играй, старайся на простых аккордах Нет ничего прекраснее трень-брень Обидят, ударят - спокойно целься в морду А коль похвалят - покупай сирень.

Ты можешь влезть на Эйфелеву башню Ты можешь прыгнуть в бешеный Мальстрем На этой планете, в конце концов, неважно Зачем живёшь ты и умрёшь зачем.

Побольше денег накопи с любовью Потом зайди в ближайший магазин Спокойно, серьёзно там качает головою

38

Под звон браслетов кукла-мандарин.

И если ты - китайский император И водку пьёшь в нефритовом дворце Пусть эти троглодиты свой расщепляют атом И размышляют о своём конце.

Ты плюй на всё, качайся на качелях И ноги в небо лихо задирай Ласкай свой бумажник, потом грызи печенье Потом спокойно отправляйся в рай.

39

Парафраз на Джона Донна (Е. Головин)

Между нами пустыни, границы,

Ты - мой единственный друг Мы с тобой - строптивые птицы,

Образуем единый круг.

Циркуль - наше с тобой сравнение И ты - моё остриё,

Я мотаюсь на пьяной линии,

Ты выравниваешь её.

Мы с тобой похожи на компас Я верчусь туда и сюда,

Но ты - мой Северный полюс И невидимая звезда.

Если ты великий властитель,

Никогда не бросай свой трон,

Я тебя никогда не видел,

Но знаю:40 твой враг - это он,

Он, который тебя боится И спешит говорить по душам,

Эти губы злобной мокрицей Подползают к твоим ушам,

Я тебя никогда не видел,

Но ты - мой единственный щит,

И при всякой твоей обиде Моё сердце больно стучит.41

Рукопись Джон Донн

Агрессия созвучий (Е. Головин)

Ночью над розой кружит мотылёк

С чёрных крыльев слетает пыльца

Длинные пальцы наматывают клок волос42 43

И вырывают глаза.

Эра мажорных трезвучий Навсегда покинула нас Лучше, гораздо лучше Дьявольский диссонанс.

Каждой твари по паре Музыки вновь и вновь Пусть на нашей гитаре Проступает кровь.

Друзья любовались девицей голой Они друг другу улыбались тепло Но вдруг один схватил другого за горло И ткнул в него электросверлом.

Агрессия созвучий Звезду ненавидит звезда Дружить хорошо, но лучше Смертельная вражда.

Холодный взгляд василиска Гвоздем прошибает мозг Эра лязга и визга

44

Эра холодных звёзд.

Небесные грибы

(А. Исмагилов)45 Рыжее небо Великой Реки Стрекот цикад, ночные дороги Струи дождя - пальцы тоски46 Странные сны и пустые зрачки

Ты меня слышишь - я тебя нет Чем объяснить себе эту потерю Ливнями звёзд, потоками слов Запахом мёда, камней и небесных грибов

Ты меня видишь, я тебя нет

47

Шёлковый шнур - путеводная вена Тихая музыка, плавный разбег Озерный камыш что-то шепчет мне вслед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тёмный дракон из зелёной травы

Уносит меня по тропинке забвения В белые руки колючих ветров В повозке из мёда, камней и небесных грибов

Снежные боги, духи огня Реки из крови и красного льда Я вне законов ночи и дня Ты меня помнишь, но это не я

Рыжее небо, пальцы тоски

Осенние ветры, пустые зрачки

Нежная песня чёрных дроздов

Повозка из мёда, камней и небесных грибов

Шаман (А. Скляр)

Я хочу принести тебя в жертву тому Кто когда-то придёт за тобой Я хочу, чтобы ты не досталась ему Он стоит за моею спиной Тот, другой

о - “48

За моею спиной, за моею спиной

Он давно уже ждёт, чтобы я ослабел Он крадётся за мной по пятам Он хитёр и силён, и по-своему смел

Но тебя я ему не отдам Никогда

Я тебя никому никогда не отдам49

Я тебя никому не отдам Припев:

Ведь я родом из древних ацтеков Мои предки на утлых ладьях Переплыли когда-то земной50 океан Я шаман!

Я припудрю роскошные кудри твои Сединой с предрассветных болот Я тебя настоящую скрою внутри Так что он ничего не поймёт Там, внутри Он увидит, но он не поймёт, ничего не поймёт51

Я лицо твоё спрячу под сетью морщин Я задую тебя, как свечу

Рукопись ШАМАН

И, когда он придёт, я скажу: на, бери Я такую её не хочу

На, бери

Я её не хочу, я её не хочу, я такую ее не хочу52 Припев.

И чужое, как смерть, отраженье твоё Он увидит во всех зеркалах И позорно бежит, и оставит наш дом Словно мертвую розу в шипах Он уйдёт

53

И оставит мне розу в шипах

И тогда я раскрою тебя, как бутон Как прекрасный и чудный цветок И тебя посажу королевой на трон И покорно присяду у ног Тот, другой Он бежит, а я сяду у ног54

Ведь я родом из древних ацтеков Мои предки на утлых ладьях Переплыли когда-то земной океан Я шаман!

Пилот55 (А. Скляр)

Когда повсюду ночь и горизонт размыт Когда Земля уходит из-под ног Я знаю - мой мотор по-прежнему стучит А это значит - я не одинок

И пусть немного нас, но мы пока что есть Г отовые всегда лететь на Марс Мы не жалели сил, но мы хранили честь Мы знали, что вы вспомните о нас.

Ведь мы - всегда Пилоты 56 Пилот всегда нацелен в Космос Пилоты навсегда!

Мы падали, дымясь, сгорая на лету

Но уходили вновь за облака

Нам небо дарит власть, мы верим в высоту

Мы будем жить в легендах и стихах

И пусть пока я здесь, но лишь мотор взревёт Я ринусь в небо огненной стрелой Я улечу опять туда, за горизонт

И распрощаюсь навсегда с Землёй.

Ведь мы всегда Пилоты Пилот всегда нацелен в космос Пилоты навсегда!

57

Пилоты навсегда.

За гагарой с черным пером

(А. Скляр)

Я спрошу тебя, где, ты ответишь, не мучай Может, нет её здесь, может, сказки всё, брат Но какой-то седой перепившийся чукча Мне о ней говорил, пряча руки в халат Он твердил о великом шамане с варганом Что-то плёл про грибы и потерянный дом Где-то между Кремлём и Курским вокзалом За гагарой с чёрным пером.

Мы потом разогнали в пивной по пол-банки Он немного обмяк, отогрелся душой Г оворил, что со мной - хоть в Тибет, хоть под танки А потом вдруг заплакал и стал звать домой Он казался озябшим, больным и усталым Мы на улицу вышли искать его дом Где-то между Кремлём и Курским вокзалом За гагарой с чёрным пером.

Этот старый туркмен всё болтал о гагаре Без неё, мол, не выбраться нам из Москвы А потом мы бухали на Курском вокзале С нами пил Вася-Совесть, бывший зэк с Колымы И уж так получилось, забыли о главном Я его потерял, убежав за вином Где-то между Кремлём и Курским вокзалом За гагарой с чёрным пером.

58

Я спрошу тебя, где, ты ответишь, не знаю Я б давно убежал, мне обрыдло здесь всё Я ищу старика, я всё время мотаюсь Между шумным вокзалом и скучным Кремлём Этот чукча всё знал, и в бреду нашем пьяном Я почти что нашёл свой потерянный дом Где-то между Кремлём и Курским вокзалом За гагарой с чёрным пером.

ПЕСНИ, НЕВОШЕДШИЕ В АЛЬБОМЫ Твой путь (А. Скляр)

Ночью мы все, как тени Ночью всё шито-крыто

Ночью ты был, как Ленин Днём, как свинья в корыте

Днём ты врубаешь ящик Или сдаёшь посуду Ставишь на кухне чайник Дёргаешь вяло струны

Ты подгоняешь вечер Чтобы бежать из дома Там, где стрела на Пушке59 Или Маяк на Садовом

Это твой путь, твоя дорога...

Ночью друзья на Луже Встретят здоровым матом Ночью ты снова нужен Здесь, как в кино, всё рядом

Перекусить в "подкове"

Или нагрянуть в Рашку И на менте зелёном Весело сбить фуражку

Или по Ленинградке Врезать за сто всей бандой Чтобы, как в лихорадке Чтоб было всё, как надо

Это твой путь, твоя дорога!

Анархист (А. Скляр)

Я лучше буду просто анархист Я против демократии с кнутом Вчера еврей, а завтра он фашист Сегодня коммунист, а что потом

Я лучше буду пить, пока дают Чем брать из их поганых рук кусок Крысиный яд не лучшее из блюд Но лучше яд, чем очередь в висок.

Анархия, а на хрена

Они к нам жопой, а мы к ним лицом

Анархия, своим горбом

ст 60

Я не хочу поддерживать их трон

Я жду, пока созреют их плоды Из каждой фиги вырастет кулак

У них для нас ментура и суды У нас для них разруха и бардак.

Они придут с ружьём, а мы с кнутом Они услышат кожей этот свист Я сам разбил окно и прыгнул вниз61 Я лучше буду просто анархист Анархия, а на хрена Они к нам жопой, а мы к ним лицом Анархия, своим горбом Я не хочу поддерживать их трон!

23.08.90, Купавна

Полночь (парафраз на Тома Уэйтса)

(А. Скляр)

Время близится к полуночи

И редкие прохожие имеют такие странные имена Что их трудно произнести

И следы зубов хищной луны как прорехи на одеяле

Которое ночь накинула на всё вокруг

И сломанные прутья ограды

Похожи на остовы нереальных птиц

И дымок, поднимающийся над крышей, выглядит так

Как будто весь этот чёртов город

Вот-вот взлетит на воздух.

И стены дома испещрены татуировками Как в тюрьме

И ты чувствуешь себя обречённым И машины бесшумно скользят по пустынной улице И скорбно застыл одинокий памятник.

И комнаты хранят мечты тех,

Кто когда-то здесь спал.

И я потерян на фоне окна Я прячусь на лестнице Я распластался на занавеске Я сплю в твоей шляпе.

И в этот дом уже давно никто не заходит Просто так

И каждый, кто вышел отсюда

Рано или поздно сбился с правильного пути.

И одинокая девочка,

С вытатуированной слезинкой на щеке Верит, что каждый год Кто-то приходит и уходит А она остаётся Всегда одна

И её печаль острая как бритва Становится ещё невыносимей

Когда из ночи вдруг доносятся гудки уходящих кораблей

И часы шикают, словно капли из-под крана

До тех пор, пока

Вода горечь и одиночество

Не заполнят тебя до краёв

И ты выплёскиваешь всё это

Любому, кто может тебя услышать...

18.03.87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращение (А. Скляр)

Улыбки - в карман вам привет из Парижа Враги не дождались, друзьям повезло Мы все возвратились оттуда, нам ближе Родная пивная, чем ихний бистро.

И Мулен Руж И казино

Всё продано давно Все пропито давно Осталось лишь одно...

Цунами в Нью-Йорке, пожары в Разливе Жара в Казахстане, в Сибири мороз А я доливаю имбирную в пиво Я кружку пивную целую взасос62

Сиамский синдром - обыватель в испуге Единое сердце стучит, как часы Ах, милые сестры, родные подруги Ах, Маша и Даша,63 вы - гордость страны

И Воркута И Сахалин Не надо лишних слов Мы тоже за любовь Мы тоже не хотим...

Мы тоже больны национальным вопросом Мы русские люди, и наш бронепо...

На ваши запросы ответим доносом На ваш супермаркет - районным сельпо

Мы вырастим гениев струнных ансамблей Мы станем бодрей под свинцовым дождём И Роя Медведей64 мы выберем самых Отважных и сильных - на Запад пошлём И берегись!

И возвратись Спаси и сохрани Не дай Бог, как они Мы тоже отдохнём. ..

КОММЕНТАРИИ

1 Под этим заглавием включена также в альбом «На кухне» (1992) и в «Боцман и Бродяга» (1996). В альбоме «Выпей за меня!!» носит название «Хулиган».

2 В «Выпей за меня!!» рефрен звучит следующим образом:

Грустно мне, ребята

Грустно мне...

- а после второго куплета он отсутствует вовсе.

3 Печатается по рукописи, сделанной рукой самого А. Никитина, с незначительными пунктуационными уточнениями. На диске «Выпей за меня!!», выпущенном компанией «Альба» в 1997 г., озаглавлена как «Пой песню!!».

4 На диске звучит несколько иной вариант этой строки:

Ты меня ждала - я ушел с другой...

5 На диске вместо этой строки повторён 3-й стих предыдущей строфы:

Мне так нужно, чтобы мы были вместе...

6 На диске спето не «продрав глаза», а «задрав глаза»; тем самым окончательно снимается противопоставление абсурдной реальности нормальному ее восприятию.

7 Входит также в альбомы: «Боцман и Бродяга» (совместно с И. Сукачевым), «Цыганский рок-н-ролл» (1997, А. Ф. Скляр совместно с ансамблем «Братья Жемчужные») и «Ва-банкъ. Живая коллекция» (1998). На «Цыганском рок-н-ролле» («живая» запись с концерта в Санкт-Петербурге) Скляр представил эту песню так: «А сейчас - привет всем вам от московских рокеров... Самая московская из всех ва-банковских песен...».

8 На некоторых концертах Скляр вместо «кубинцев» поёт «бандитов», подчеркивая общечеловеческое значение выраженных в песне идей. Данный вариант пока не зафиксирован ни в одном официальном альбоме «Ва-банкъ».

9 Вошла только в СБ-вариант альбома «На кухне».

10 Судя по датировке, написана летом 1990 г. на даче А. Ф. Скляра в Купавне. Вместе с сочиненным там же несколькими днями позже «Анархистом» (см. раздел «Песни, не вошедшие в альбомы»), образует своеобразный микроцикл. Кроме того, еще два варианта этой песни - по-луакустический и «тяжелый» - помещены в альбоме «Ва-банкъ. Живая коллекция» и компиляции из концертных записей «АНТИЛОГИЯ. ВОЛ. I» (1997). Все указанные ниже несоответствия между напечатанным и звучащим прослеживаются на каждой из «официальных» версий песни.

11 Вариант строки:

Эх, моя сабля кривая...

12 Вариант:

Бродят, бродят по степи...

13 Вариант:

Эх, пропадай вместе с нами ...

14 Печатается по рукописи А. Ф. Скляра, с некоторыми орфографическими правками.

15 Вероятнее всего, под «другом» подразумевается Женя «Круглый» - знакомый Скляра, скончавшийся в 1991 г. от передозировки наркотиков.

16 При подготовке текста к печати я сначала хотел изъять запятую перед словом «брат» - единственный знак препинания во всем стихотворении, - однако решил, что она здесь вовсе не случайна, т. к. отражает динамику превращения «друга» в «брата».

17 Каноническое заглавие - «Кухня», так песня называется и в альбоме «На кухне», и в «Антилогии. Вол.1», и в сборнике «Ва-банкъ. Живая коллекция».

18 Второе заглавие вписано рукой А. Ф. Скляра.

19 Во всех версиях песни рефрен повторён лишь после 2-го и 4-го куплетов, а после 1-го и 3-го следует инструментальный проигрыш.

20 Вариант:

Нам некуда спешить...

21 Канонический вариант строки (альбом «На кухне»):

Затем берем табурет и разбиваем в говно.

Часто во время концертного исполнения Скляр выпускает последнее слово в строке, заменяя его экспрессивным «вау!» («Антилогия. Вол. I». «Ва-банкъ. Живая коллекция»).

22 Вариант:

И нам совсем не грустно...

23 Вариант:

Загадочна и странна ты, русская душа...

24 Исполнено также на диске «Живой коллекции» - с меньшим эмоциональным накалом.

25 Во всех звучащих вариантах вместо «серых» спето «древних».

26 «Готова» вписано Скляром поверх зачёркнутого «согласна».

27 Вошла также в альбомы: «Жизнь на колесах» (1989 - ранняя редакция, заметно отличающаяся от «номерного» варианта) и «Ва-банкъ. Живая коллекция».

28 Вариант ранней редакции:

Грустно...

Канонический вариант:

Пусто...

29 В ранней редакции после данной строфы - рефрен:

Так писал великий Карл Маркс

Главное, чтобы костюмчик сидел Так писал великий Карабас Это - главное (х3)

Этот же рефрен повторён и в финале. Каноническая версия строфы «о Марксе» (поется однажды):

Так писал великий Карл Маркс Надо, чтоб костюмчик сидел Надо, чтоб крысы в мозгах Надо, чтоб мозги набекрень Так писал великий Карабас И это - главное Это главное (х2)

30 Спето не «прыгать», а «ползать».

31 Данная строка в варианте альбома «Жизнь на колёсах» отсутствует. Последние слова вписаны Скляром.

32 Вариант ранней редакции:

Жарко... Что бы сделать нам такого чтобы нам с тобою

Интересно...

33 Последние три строки вписаны рукой Скляра.

34 Вписано Скляром.

35 На концертах Скляр чаще всего поёт не «книгу», а «книжку».

36

На диске спето «отсюда».

37 На диске сначала повторяется первый рефрен, затем следует второй.

38 После 3-й и 5-й строф на диске спето:

Кукла, кукла, кукла-мандарин.

а затем следует абсурдистский вокализ Скляра, в котором слышны полувнятные буддийские мантры и презрительное «бр-р!».

39 Печатается по рукописи Е. Головина (поэт, давно сотрудничавший с группой «Ва-банкъ», ныне проживает в Латинской Америке). Когда «Нижняя тундра» была уже почти завершена, Скляр посчитал необходимым добавить песню, которая выражала бы квинтэссенцию всего альбома. Тогда он вновь обратился к Е. Головину - и тот написал парафраз на стихотворение Дж. Донна (английского поэта XVII века, принадлежавшего к «плеяде метафизиков») «Прощание, запрещающее печаль». Распространённая идея об истинной бессмертной сущности человека, находящейся за пределами его земного «я», передана в этом стихотворении Донна метафорическим образом циркуля. Название «Парафраз» Скляр изменил на «Джон Донн-2000».

40 На диске спето:

Но я знаю...

41 На диске в самом конце вновь повторяется первая и последняя строфа.

42 На диске строка повторена трижды.

43 Приведенный в тексте вариант разбивки последних двух строк сделан А. Скляром. У Головина было:

Длинные пальцы наматывают клок Волос - и вырывают глаза.

44 На диске в финале несколько раз вразнобой повторяются фразы:

Эра лязга и визга ...

Эра холодных звезд ...

Агрессия созвучий .

45 Рукопись А. Ф. Скляра.

46 Тире между этими полустишиями помогает отличить метафору «с ключом» от простой каталогизации понятий, вообще очень характерной для индивидуальной манеры А. Исмагилова, бас-гитариста «Ва-банка» (пишущего некоторые тексты - русская часть текста «Я живу в Москве», окончательное редактирование текста «Маршрутов московских» и пр.).

47 См. предыдущее примечание.

48 Вариант строки на диске:

Тот, другой, за моею спиной...

49 В альбоме не спета.

50 Во всех рефренах «земной» вписано поверх зачёркнутого «шестой». Такое снижение заглавного образа («шестой» океан, видимо, эфирный - после четырех географических и пятого воздушного, а «земной» происходит не случайно. Ведь в литературном первоисточнике Шаман говорит, что он не настоящий, а так, для фольклорного ансамбля. Настоящий же шаман должен освободиться от земных привязанностей - как от банальной гордости за смертных предков, так и от страсти к женщине.

51 Вариант строки:

Он увидит, но он не поймёт...

52 Спето: «На, бери, я её не хочу».

53 «Мне» вписано поверг зачеркнутого «увядшую». Вычеркнута и следующая строка - «В колючих шипах».

54 «Он бежит» вписано вместо «Тот, другой убежит». Далее следует еще одна вычеркнутая строка - «Я покорно присяду у ног».

55 На диске песня озаглавлена «Пилоты». Она полемична по отношению к ранней песне «Ва-банкъ» - «Высший пилотаж» («Антилогия. Вол. I»).

56 В обоих рефренах строчка вписана вместо «Я пилот». Кроме того позднее вписаны все фразы «Пилоты навсегда».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 В финале песни несколько раз вразброс повторены фразы: «Мы всегда Пилоты / Пилоты навсегда!»

58 На диске спето: «Я спрошу его - где, он ответит - не знаю...». Любопытно, что канонический вариант текста заявлен именно в рукописи. Подробнее об этом см.: Ступников Д. О. «Московский текст» в творчестве «Ва-банка» и В. Пелевина (в печати).

59 Расшифровка сленговых топонимов, упомянутых в песне: Пушка - пл. Пушкина, Маяк - пл. Маяковского, Садовый - Садовое кольцо, «Подкова» - кафе в Лужниках, Рашка - гостиница «Россия», Ленинградка - Ленинградское шоссе.

60 Вместо зачеркнутого «Мы не хотим поддерживать их трон».

61 Вместо зачёркнутого «Скорей разбей окно и прыгни вон».

62 Строфа напечатана вместо зачёркнутого четверостишия:

Подводные лодки в Персидском заливе

Пожары в Сахаре, в Сибири мороз А я попиваю холодное пиво Я кружку пивную целую взасос ...

63 Вполне реальные лица - сиамские близнецы, обитатели одного из российских приютов, о которых именно во время написания песни неумеренно шумели СМИ.

64 Имеется в виду Рой Медведев - опальный советский историк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.