Научная статья на тему 'ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале Республики Мордовия)'

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
российская идентичность / национальная идентичность / территориальная идентичность / национально-региональное содержание / текстовые задачи / младший школьник / Russian identity / national identity / territorial identity / national and regional content / story problems / primary school children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Светлана Валерьевна, Кузнецова Наталья Викторовна, Чиранова Ольга Ивановна

Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников российской идентичности с помощью работы над текстовыми задачами с национально-региональным содержанием. В работе приводится типизация задач с выделением религиозной, идеологической, национальной и территориальной идентичности. Отталкиваясь от анализа литературных источников, авторы статьи останавливаются на национальной и территориальной идентичности, демонстрируя возможности их формирования посредством текстовых математических задач. В статье предложена авторская классификация задач национально-регионального содержания, сформулированы цели каждого из выделенных блоков, представлены конкретные задачи, составленные на материале Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Светлана Валерьевна, Кузнецова Наталья Викторовна, Чиранова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORY PROBLEMS WITH NATIONAL AND REGIONAL CONTENT AS ONE OF THE MEANS OF FORMING THE RUSSIAN IDENTITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN (based on the material of the Republic of Mordovia)

The article is devoted to the problem of the Russian identity formation in primary school children by working on story problems with national and regional content. The paper provides a typification of tasks specifying religious, ideological, national and territorial identity. Starting from the analysis of literary sources, the authors of the article focus on national and territorial identity, demonstrating the possibilities of their formation through textual mathematical problems. The authors’ classification of tasks of national and regional content is proposed in the article, the goals of each of the selected blocks are formulated, specific tasks based on the material of the Republic of Mordovia are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале Республики Мордовия)»

УДК 373.3(470.345)(045) ББК 74.202.43

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-169-180

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ С НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале Республики Мордовия)

С. В. Маслова, Н. В. Кузнецова, О. И. Чиранова

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников российской идентичности с помощью работы над текстовыми задачами с национально-региональным содержанием. В работе приводится типизация задач с выделением религиозной, идеологической, национальной и территориальной идентичности. Отталкиваясь от анализа литературных источников, авторы статьи останавливаются на национальной и территориальной идентичности, демонстрируя возможности их формирования посредством текстовых математических задач. В статье предложена авторская классификация задач национально-регионального содержания, сформулированы цели каждого из выделенных блоков, представлены конкретные задачи, составленные на материале Республики Мордовия.

Ключевые слова: российская идентичность, национальная идентичность, территориальная идентичность, национально-региональное содержание, текстовые задачи, младший школьник.

Для цитирования: Маслова С. В., Кузнецова Н. В., Чиранова О. И. Текстовые задачи с национально-региональным содержанием как одно из средств формирования российской идентичности младших школьников (на материале Республики Мордовия) // Наука и школа.

2024. № 2. С. 169-180. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-169-180.

© Маслова С. В., Кузнецова Н. В., Чиранова О. И., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

STORY PROBLEMS WITH NATIONAL AND REGIONAL CONTENT AS ONE OF THE MEANS OF FORMING THE RUSSIAN IDENTITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN (based on the material of the Republic of Mordovia)

Maslova S. V., Kuznetsova N. V., Chiranova O. I.

Abstract. The article is devoted to the problem of the Russian identity formation in primary school children by working on story problems with national and regional content. The paper provides a typification of tasks specifying religious, ideological, national and territorial identity. Starting from the analysis of literary sources, the authors of the article focus on national and territorial identity, demonstrating the possibilities of their formation through textual mathematical problems. The authors' classification of tasks of national and regional content is proposed in the article, the goals of each of the selected blocks are formulated, specific tasks based on the material of the Republic of Mordovia are presented.

Keywords: Russian identity, national identity, territorial identity, national and regional content, story problems, primary school children.

Cite as: Maslova S. V., Kuznetsova N. V., Chiranova O. I. Story problems with national and regional content as one of the means of forming the Russian identity of primary school children (based on the material of the Republic of Mordovia). Nauka i shkola. 2024, No. 2, pp. 169-180. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-169-180.

В настоящее время ключевой задачей российского образования является формирование российской идентичности подрастающего поколения. Дать четкое, однозначное определение понятию «идентичность» достаточно сложно, что подтверждают современные ученые, вплотную занимающиеся данным направлением. Но у нас имеется возможность выделить некоторые ее аспекты (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие российской идентичности

Религиозная идентичность в исследованиях современных ученых представлена поиском подходов к ее формированию (е. Ю. Вавилова, Е. Н. Хандурова [1]), соотнесением религиозной идентичности с политической обстановкой в стране (Е. И. Буркова [2]), сопоставлением с другими аспектами российской идентичности в современном обществе [3].

Идеологическая, или политическая, идентичность препарируется учеными не только с исторической (И. Н. Тимофеев [4]) и социально-психологической точек зрения (И. В. Зайцев [5]), но и с позиции, учитывающей реалии новой среды взаимодействий, - киберпространства (С. В. Бондаренко [6]).

Становление национальной идентичности вызывает опасение в основном по причине масштабной глобализации пространства (М. Ю. Бунаков, В. Н. Лукин [7], И. А. Гобозов [8], П. Г. Никифорова [9]).

Многочисленные трактовки нации и национальной идентичности укладываются в рамки двух парадигм - эссенциализма и номинализма. В основе первого подхода - нация и национальная идентичность - явления, имеющие природно-биологиче-ские либо культурные исторические корни. С позиции номинализма категория нации имеет искусственную сущность, сконструированную из-за политических целей, а наличие ее производных, таких как национальная идентичность, национальное самосознание, подвергаются сомнению.

Философ Курт Хюбнер [10], сторонник эссенциалистического подхода, культурно-исторической концепции науки, специалист по теориям мифа и нации, важную роль в формировании национальной идентичности видел не только в преданиях, сказаниях и эпическом наследии нации, но и в языковой общности людей.

Это соотносится с высказываниями других ученых о функциях языка. Например, известный литературовед Д. С. Лихачев констатировал, что «самая большая ценность народа - это язык - язык, на котором он пишет, говорит, думает» [11]. Как известно, сущность языка раскрывается в реализации его функций, прежде всего - в коммуникативной. «...Дискурс как сложное коммуникативное явление, включающее... культурологические представления и формы, воплощающиеся в процессе взаимодействия в неких лингвистических конструкциях и закрепляемые в тексте» [12, с. 30] также рассматривается как конструкт, который определяет национальное самосознание и конструирует территориальные различия. Дискурсивные практики являются важными факторами выделения территориальных систем - регионов.

Территориальную, или региональную, идентичность преимущественно рассматривают с позиций социологических (Н. А. Шматко, Ю. Л. Качанов [13]), социально-психологических (И. С. Самошкина [14]), социокультурных (М. П. Крылов [15]) исследований.

Не будем претендовать на формирование религиозной и идеологической (политической) идентичности. Рассмотрим возможности обращения к идентичности территориальной и национальной.

Ввиду отсутствия четко выстроенных видо-родовых связей между понятиями «территориальное» («региональное») и «национальное» (в каждой конкретной ситуации на первый план выходит либо первое, либо второе), уже продолжительное время используется термин «национально-региональное».

В литературе, обращенной к содержанию образования, встречаются различные сочетания терминов «национальный» и «региональный» (А. В. Даринский [16], Т. В. Сафонова [17]). Остановимся на возможности обращения к материалу с национально-региональным содержанием в рамках начального общего образования.

Могут быть задействованы различные средства для формирования национальной и территориальной идентичности, а значит, российской идентичности в целом. В качестве одного из них мы предлагаем в процессе обучения младших школьников использование задач с национально-региональным содержанием (на материале Республики Мордовия).

Представляемые нами математические задачи могут быть классифицированы по следующим блокам (рис. 2).

Рис. 2. Классификация задач с национально-региональным содержанием

Остановимся на каждой из групп.

Задачи блока «История региона» содержат исторические сведения той местности, которую в настоящее время территориально занимает Республика Мордовия. Для детей младшего школьного возраста значимым фактором в становлении их гражданской идентичности является осознание происходящих до их рождения событий именно на той земле, где они прибывают здесь и сейчас. В реальности происходит некое «перемещение в прошлое» на воображаемой машине времени. Эти задачи позволяют не только формировать предметные математические умения, но и дают возможность познакомить учеников с топонимами, о которых, возможно, они слышат впервые.

Приведем тексты таких задач; темы, при рассмотрении которых они могут быть использованы; примерные формулировки вопросов, направленных именно на формирование российской идентичности.

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Задача: В 1895 году в Больших Березниках была открыта первая библиотека, двадцатью годами позже - мужское двухклассное училище. Больница в Больших Березниках появилась через 15 лет после открытия мужского училища. Когда в Больших Березниках открыли больницу?

Вопросы: Знаете ли вы, где располагается населенный пункт Большие Березники? В какой части Республики Мордовия? Какие известные имена связаны с Большими Березниками?

Тема: Умножение двузначного числа на двузначное.

Задача: Сколько получали в год вольнонаемные рабочие XVIII века в Мордовии, если плата за месяц составляла 42 копейки?

Вопросы: Что нам известно об истории Российского государства в XVIII веке? Об истории Мордовии? Что хотелось бы узнать еще? Как вы понимаете словосочетание «вольнонаемные рабочие»? Что можно сказать о современных условиях труда в нашем государстве?

Тема: Деление многозначного числа на многозначное.

Задача: В Мордовии в XVIII веке 570 помещиков владели 69 540 крестьянами. Сколько крестьян приходилось в среднем на одного помещика?

Вопросы: Как вы понимаете выражение «помещики владели крестьянами»? Как работают сейчас труженики села в России и Мордовии? Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в нашем регионе?

Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Задача: В начале XX века крестьяне сел Большие Березники, Айкино, Русские Найманы ежегодно доставляли графу Головину в Москву 375 пудов свинины, сливочного масла - на 361 пуд меньше, чем свинины, а меда - на 9 пудов больше, чем масла. Сколько пудов меда доставляли ежегодно крестьяне графу Головину?

Вопросы: В каком районе Республики Мордовия находятся села Большие Березники, Айкино, Русские Найманы? Как вы думаете, сколько примерно времени затрачивали крестьяне в начале XX века на дорогу от своих сел до Москвы? Сколько нам сейчас требуется времени, чтобы доехать до Москвы? В какую точку России мы сейчас можем добрать за неделю?

Тема: Сложение многозначного числа и однозначного.

Задача: В 1893 году в Саранске открылась первая публичная платная библиотека. Через 6 лет была создана бесплатная народная библиотека. В каком году это произошло?

Вопросы: Как вы понимаете словосочетание «публичная библиотека»? Как вы считаете, почему библиотека была платной? Подразумевают ли оплату в настоящее время правила пользования библиотекой в России и в Мордовии?

Задача: Редактором и издателем первой газеты «Мужик» в Саранске был мордовский учитель Владимир Васильевич Бажанов. В каком году стала работать местная периодическая печать, если это произошло через 7 лет после открытия бесплатной народной библиотеки (см. предыдущую задачу)?

Вопросы: Какие мордовские издательства вы знаете? В каком российском издательстве выпущены наши учебники? Какие еще издательства вы знаете? Что они выпускают?

Тема: Сложение многозначного числа и двузначного.

Задача: В 1934 году стратостат «Осоавиахим I» установил рекорд высоты - 22 км над уровнем моря. Но стратостат потерпел крушение и все члены экипажа - Илья Усыскин, Павел Федосеенко, Андрей Васенко - разбились вблизи села Потижский Острог. Через 5 лет это село было переименовано в Усыскино, а еще через 29 лет в городе Саранске был поставлен памятник героям-стратонавтам. В каких годах случились эти события?

Вопросы: В каком районе Республики Мордовия находится село Усыскино? Знаете ли вы улицы города Саранска, которые носят имена героев-стратонавтов? Какие объекты города на них находятся?

Задачи блока «Региональная статистика» знакомят со статистическими демографическими данными Республики Мордовия. Понятие «демография» (наука о закономерностях численного развития населения) для восприятия младшими школьниками является достаточно абстрактным. Математические задачи, которые демонстрируют реальные примеры численности населения, частью которого в современное время являются и сами ученики, позволяют приблизить к детскому восприятию наукоемкие факты с практической стороны и осознавать себя причастными к происходящим событиям.

Примеры таких задач.

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Задача: В конце XIX века в Мордовии проживало 1 063 100 человек, в конце XX века - 963 500 человек. Как изменилась численность населения Мордовии за этот промежуток времени?

Вопросы: Как вы считаете, численность населения России в целом за этот же промежуток времени увеличилась или уменьшилась? С чем это связано? Какие грандиозные события произошли в России в XX веке?

Тема: Нахождение числа по его дроби.

Задача: В середине XIX века городское население Мордовии насчитывало 46 600 человек, что составляло 1/20 часть всего населения. Сколько человек насчитывало сельское население Мордовии в середине XIX века?

Вопросы: Почему сельское население Мордовии в середине XIX века было значительно больше городского? Как изменилось соотношение городского и сельского населения в настоящее время? Почему это произошло? Какие города Мордовии вы знаете?

К задачам блока «История населенных пунктов» отнесены задачи, связанные с датами основания городов и крупных церквей на территории Республики Мордовия. История населенных пунктов в цифрах позволяет развивать в детях познавательный интерес, почувствовать себя исследователями, открывает для учеников много новых фактов о тех объектах, которые находятся на их родной земле.

Представим только несколько примеров таких заданий.

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Задача: Эрзянское село Кочкурово (Дубенский район) основано беглыми мордовскими крестьянами с Алатыря. В 2022 году кочкуровцы отметили 330-летие своего села. В каком году было основано Кочкурово?

Вопросы: В какой республике в настоящее время находится населенный пункт Алатырь? С какими республиками и областями граничит современная Мордовия?

Задача: В 2070 году город Краснослободск будет отмечать свое 500-летие. Определи дату основания этого города.

Вопросы: В каком районе находится город Краснослободск? С какими районами Республики Мордовия он граничит?

Задача: С 1960 года поселок Ковылкино стал именоваться городом. Самый старый город Мордовии - Темников - основан в 1536 году. Какова разница в возрасте между самым молодым и самым старым городами Мордовии?

Вопросы: В какой части Мордовии находится город Ковылкино? Темников? С какими районами они граничат? Сколько всего районов в Республике Мордовия?

Тема: Сложение многозначного числа и двузначного.

Задача: Рождество-Богородицкий монастырь (село Пурдошки) был основан в 1591 году, через 68 лет - Санаксарский (город Темников). В каком году был построен Са-наксарский монастырь?

Вопросы: Какие еще монастыри на территории Республики Мордовия вы знаете? Где они находятся? Чем знамениты?

В задачах блока «География региона» используются данные о расположении, протяженности, площади географических объектов, параметрах территории районов. Задачи этой группы позволяют младшим школьникам, обучающимся в школах Республики Мордовия, убедиться в том факте, что география России складывается из географий ее отдельных регионов. Убедительно и доказательно ученики могут изучать объекты, которые находятся практически рядом.

Примеры задач блока.

Тема: Вычитание однозначных чисел.

Задача: Река Сура проходит по границам Кочкуровского, Большеберезниковско-го и Дубенского районов, а река Мокша течет через Ковылкинский, Краснослобод-ский, Ельниковский, Темниковский и Теньгушевский районы. На сколько больше районов Мордовии питает своей водой река Мокша, чем Сура?

Вопросы: Какие еще реки Мордовии вы знаете? Какие самые крупные реки России? На каких реках вы бывали?

Тема: Площадь прямоугольника.

Задача: Если представить площадь Республики Мордовия в виде прямоугольника, то у этого прямоугольника длина будет примерно равна 280 км, а ширина - 93 км. Найдите примерную площадь Республики Мордовии.

Вопросы: Где находится Республика Мордовия на карте России? С какими республиками и областями Российской Федерации граничит Мордовия?

Тема: Умножение трехзначного числа на смешанное число.

Задача: Площадь самого маленького района Мордовии, Кадошкинского, равна 600 кв. км. Найдите площадь самого большого района, Зубово-Полянского, если она в 4 с половиной раза больше наименьшего.

Вопросы: Какие еще районы Мордовии, кроме Кадошкинского и Зубово-Полянско-го, вы знаете? С какими районами граничит городской округ Саранск?

Тема: Проценты.

Задача: Площадь Большеберезниковского района составляет 960 кв. км. 2 % всей территории занимают леса. Сколько квадратных километров занимают леса в Боль-шеберезниковском районе?

Вопросы: В каких районах Мордовии, кроме Большеберезниковского, находятся леса? Зачем нужны леса людям? Почему Россию называют легкими планеты? Какая ответственность лежит на россиянах?

Тема: Задачи на движение.

Задача: От села Зайцево, название которого происходит от дохристианского мокшанского имени Сайця, до ближайшей железнодорожной станции Ковылкино -36 км. Сколько времени будет добираться от этого села до железнодорожной станции велосипедист, двигаясь со скоростью 12 км/ч?

Вопросы: Какие вы знаете названия населенных пунктов Мордовии, связанные с именами? Какие вы знаете названия городов России, связанные с именами? С названиями птиц и животных?

Задача: Из Саранска, столицы Мордовии, выехал поезд. В это же время навстречу ему выехал скоростной поезд из Москвы, столицы России. Скорость одного поезда 66 км/ч, скорость второго - 72 км/ч. Каково расстояние между Саранском и Москвой, если поезда встретились через 4 часа 30 минут?

Вопросы: Как географически расположена столица Республики Мордовия относительно столицы Российской Федерации? Какие республики и области находятся южнее Мордовии?

Задачи блока «Знаменитые земляки» затрагивают имена людей, прославивших своими достижениями Мордовию. Эти задачи позволяют воспитывать в детях чувство гордости за своих земляков. Важной составляющей работы с содержанием таких заданий является осознание того, что своей деятельностью каждый из ребят может прославить родную землю.

Приведем примеры многочисленных заданий.

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Задача: Александр Петрович Орлов - сейсмолог, исследователь. Родился в городе Инсар в 1840 году. В 1869 году он издал программу наблюдений сейсмических явлений. Сколько лет было Орлову в это время?

Вопросы: В каком районе Мордовии находится город Инсар? С какими районами он граничит? Каких еще знаменитых земляков этого района вы знаете?

Задача: В 1910 году скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, уроженец села Баево, переехал во Францию, а возвратился в Россию в 1914 году. Сколько лет пробыл Эрьзя за границей?

Вопросы: Где находится музей знаменитого скульптора? С какими материалами он работал? С какими работами Эрьзи вы знакомы? Где в Саранске находится улица, названная в честь скульптора?

Задача: Художник Федот Васильевич Сычков родился в 1870 году в селе Кочела-ево. В 1892 году Сычков переехал в Петербург и поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Сколько лет было будущему известному художнику, когда он поступил в Рисовальную школу?

Вопросы: В каком музее города Саранска выставлены работы Сычкова? С какими произведениями этого художника вы знакомы? Где в Саранске находится улица, названная в честь художника? Каких еще мордовских художников вы знаете?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема: Сложение многозначного числа и двузначного.

Задача: Мордовский композитор Леонид Иванович Воинов родился в 1898 году в городе Темникове. В возрасте 20 лет он стал руководителем созданного им оркестра русских народных инструментов. В каком году произошло это событие?

Вопросы: С какими произведениями Воинова вы знакомы? Где в Саранске находится улица, названная в честь композитора? Каких еще мордовских композиторов вы знаете?

Задача: Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) родился в 1876 году в селе Баево. В каком году умер выдающийся скульптор, если он прожил 83 года?

Вопросы: Почему Степан Дмитриевич Нефедов взял псевдоним Эрьзя? В каком районе Мордовии находится село Баево?

В задачах блока «Национальный состав» отражается соотношение русских, мордвы (мокша и эрзя) и татар, проживающих на территории Республики Мордовия.

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Задача: В 1897 году мордвы в Мордовии было 290 200 человек, а в 2010 году -333 112 человек. Как изменилась численность мордвы за эти годы?

Вопросы: Дети какой национальности учатся в вашем классе? На какие этнические группы делится мордва? Чем они отличаются друг от друга?

Тема: Нахождение доли числа.

Задача: В середине XIX века в Мордовии проживало 450 000 человек. 1/4 часть составляли мордва. Сколько русских и сколько мордвы жило в то время на территории нынешней Мордовии, если татар было 40 000 человек?

Вопросы: Какие национальности, кроме русских, мордвы и татар, населяют территорию России? С людьми каких национальностей вы общались? С какими национальными особенностями вы столкнулись?

Задачи блока «Природа региона» отражают многообразие природного мира Мордовии. Эти задания демонстрируют множество фактов, которые возможно использовать для краеведческой проектной деятельности детей.

Примеры задач.

Тема: Умножение однозначных чисел.

Задача: Высота самой высокой травы в Мордовии, тростника, 5 метров. А самые высокие хвойные деревья - в 7 раз выше. Какова высота хвойных деревьев в Мордовии?

Вопросы: В каких районах Мордовии располагаются хвойные леса? По берегам каких озер Мордовии может расти тростник?

Тема: Деление с остатком.

Задача: Площадь самого большого озера Мордовии, Инерки, 44 га, а самого маленького озера, Детство, 32 кв. м. Во сколько раз площадь Инерки больше площади озера Детство?

Вопросы: В каком районе Мордовии находится озеро Инерка? Озеро Детство? Какие еще озера в Республике Мордовия вы знаете?

Тема: Вычитание двузначного числа из двузначного.

Задача: У реки Мокша, притока Оки, 35 притоков, а у реки Сивинь, притока Мокши, их на 16 меньше. Сколько притоков имеет река Сивинь?

Вопросы: Через какие районы Мордовии протекает река Мокша? Река Сивинь? Какие реки Мордовии вы еще знаете?

Тема: Вычитание однозначных чисел.

Задача: Река Инсар, приток Алатыря, протекает через 4 района Мордовии. Через сколько районов течет река Барахманка, приток той же реки Алатырь, если на своем пути она встречает на 2 района Мордовии меньше, чем река Инсар?

Вопросы: Через какие республики и области России протекает река Алатырь? Река Инсар? Река Барахманка?

Тема: Вычитание двузначного числа из трехзначного.

Задача: Всего на территории Мордовии протекает 364 реки и ручья. Ручьев, притоков различных рек, протекает 55. Сколько рек протекает по территории Мордовии?

Вопросы: Какие реки протекают по территории Мордовии? Какие из них самые крупные?

Тема: Проценты.

Задача: На долю самой распространенной лесной породы Мордовии, сосны, приходится 30 % леса. Сколько процентов приходится на все остальные лесные породы?

Вопросы: Какие лесные породы произрастают на территории Мордовии? На территории России?

Тема: Нахождение доли числа.

Задача: Мордовский государственный заповедник имени Петра Гермагеновича Смидовича имеет площадь 32 000 га. 1/2 всей площади занимают хвойные леса. Сколько гектаров занимают смешанные леса заповедника?

Вопросы: В каком районе Республики Мордовия находится Мордовский государственный заповедник? Какие еще заповедники на территории России вы знаете?

Решая в системе на уроках математики и во внеурочное время с младшими школьниками задачи национально-регионального содержания, учитель

поднимает целый пласт воспитательных и развивающих проблем. Предложенные нами задачи задают лишь вектор движения для творчески мыслящего педагога. В настоящее время продолжается работа по созданию полноценного комплекса математических задач с национально-региональным содержанием. Сталкиваясь с конкретизацией изучаемого числового материала, с демонстрацией реальности использования изучаемых математических понятий, ребенок соприкасается с историческим и статистическим материалом, который касается его малой родины. Формирование российской идентичности младшего школьника происходит постепенно, начиная со становления идентичности национальной и территориальной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вавилова Е. Ю., Хандурова Е. Н. Религиозная идентичность: современные подходы // Инновационная наука. 2018. № 7-8. С. 78-81.

2. Буркова Е. И. Религиозная идентичность как фактор политического развития России // Дискурс-Пи. 2021. № 1 (42). С. 91-113.

3. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред.

B. С. Магун. М.: Изд-во ИС РАН, 2006. 327 с.

4. Тимофеев И. Н. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции: моногр. М.: МГИМО-Университет, 2008. 176 с.

5. Зайцев И. В. Опыт социально-психологического исследования особенностей политической идентичности // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13, № 3. С. 37-41.

6. Бондаренко С. В. Политическая идентичность в киберпространстве // Политическая наука. 2011. № 3. С. 76-92.

7. Бунаков М. Ю., Лукин В. Н. Национализм и национальная идентичность в условиях глобализации: проблемы концептуализации // CREDO NEW. 2006. № 2. URL: http://credonew.ru/content/ view/553/58/ (дата обращения: 17.04.2023).

8. Гобозов И. А. Государство и национальная идентичность. Глобализация или интернационализация? М.: Либроком, 2018. 200 с.

9. Никифорова П. Г. Проблема национальной идентичности в условиях глобализации // Вестн. Башкирского ун-та. 2008. № 2 (13). С. 382-386.

10. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М.: Канон+; РООИ; Реабилитация, 2001. 404 с.

11. Лихачев Д. С. О языке устном и письменном, старом и новом // Новосибирский епархиальный вестник. 2007. № 2 (63). URL: http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm (дата обращения: 11.05.2023).

12. Атрощенко И. Г. Анализ определений понятия «дискурс» в современной лингвистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (54): в 4 ч. Ч. 1. С. 26-31. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2015/12-1/5.html (дата обращения: 16.04.2023).

13. Шматко H. А., Качанов Ю. Л. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // Социологические исследования. 1998. № 4. С. 94-98.

14. Самошкина И. С. Территориальная идентичность как социально-психологический феномен: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 29 с.

15. Крылов М. П. Российская региональная идентичность как фокус социокультурной ситуации (на примере европейской России) // Логос. 2005. № 1 (46). С. 275-289.

16. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. № 1.

C. 18-20.

17. Сафонова Т. В. Концептуальная модель реализации национально-регионального компонента в образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2006. 43 с.

REFERENCES

1. Vavilova E. Yu., Khandurova E. N. Religioznaya identichnost: sovremennye podkhody. Innovatsionnaya nauka. 2018, No. 7-8, pp. 78-81.

2. Burkova E. I. Religioznaya identichnost kak faktor politicheskogo razvitiya Rossii. Diskurs-Pi. 2021, No. 1 (42), pp. 91-113.

3. Grazhdanskie, etnicheskie i religioznye identichnosti v sovremennoy Rossii. Ed. by V. S. Magun. Moscow: Izd-vo IS RAN, 2006. 327 p.

4. Timofeev I. N Politicheskaya identichnost Rossii v postsovetskiy period: alternativy i tendentsii: monogr. Moscow: MGIMO-Universitet, 2008. 176 p.

5. Zaytsev I. V. Opyt sotsialno-psikhologicheskogo issledovaniya osobennostey politicheskoy identichnosti. Vestn. Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. 2007, Vol. 13, No. 3, pp. 37-41.

6. Bondarenko S. V. Politicheskaya identichnost v kiberprostranstve. Politicheskaya nauka. 2011, No. 3, pp. 76-92.

7. Bunakov M. Yu., Lukin V. N. Natsionalizm i natsionalnaya identichnost v usloviyakh globalizatsii: problemy kontseptualizatsii. CREDO NEW. 2006, No. 2. Available at: http://credonew.ru/content/ view/553/58/ (accessed: 17.04.2023).

8. Gobozov I. A. Gosudarstvo i natsionalnaya identichnost. Globalizatsiya ili internatsionalizatsiya? Moscow: Librokom, 2018. 200 p.

9. Nikiforova P. G. Problema natsionalnoy identichnosti v usloviyakh globalizatsii. Vestn. Bashkirskogo un-ta. 2008, No. 2 (13), pp. 382-386.

10. Khyubner K. Natsiya: ot zabveniya k vozrozhdeniyu. Moscow: Kanon+; ROOI; Reabilitatsiya, 2001. 404 p.

11. Likhachev D. S. O yazyke ustnom i pismennom, starom i novom. Novosibirskiy eparkhialnyy vestnik. 2007, No. 2 (63). Available at: http://www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm (accessed: 11.05.2023).

12. Atroshchenko I. G. Analiz opredeleniy ponyatiya "diskurs" v sovremennoy lingvistike. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2015, No. 12 (54). In 4 vols. Vol. 1. Pp. 26-31. Available at: https:// www.gramota.net/materials/2/2015/12-1/5.html (accessed: 16.04.2023).

13. Shmatko H. A., Kachanov Yu. L. Territorialnaya identichnost kak predmet sotsiologicheskogo issledovaniya. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1998, No. 4, pp. 94-98.

14. Samoshkina I. S. Territorialnaya identichnost kak sotsialno-psikhologicheskiy fenomen. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 2008. 29 p.

15. Krylov M. P. Rossiyskaya regionalnaya identichnost kak fokus sotsiokulturnoy situatsii (na primere evropeyskoy Rossii). Logos. 2005, No. 1 (46), pp. 275-289.

16. Darinskiy A. V. Regionalnyy komponent soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogika. 1996, No. 1, pp. 18-20.

17. Safonova T. V. Kontseptualnaya model realizatsii natsionalno-regionalnogo komponenta v obrazovanii. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Izhevsk, 2006. 43 p.

Маслова Светлана Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева

e-mail: maslovasv@mail.ru

Maslova Svetlana V., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Methods of Preschool and Primary Education Department, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev e-mail: maslovasv@mail.ru

Кузнецова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева

e-mail: kuz_nv75@mail.ru

Kuznetsova Natalia V., PhD in Education, Associate Professor, Head, Methods of Preschool and Primary Education Department, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev

e-mail: kuz_nv75@mail.ru

Чиранова Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева e-mail: chiranovao@yandex.ru

Chiranova Olga I., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Methods of Preschool and Primary Education Department, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev e-mail: chiranovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2023 The article was received on 22.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.