Научная статья на тему 'Текстовая пунктуация в условиях изменения лингвистической парадигмы'

Текстовая пунктуация в условиях изменения лингвистической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
355
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кольцова Л. М.

В статье обосновывается необходимость исследования пунктуации как особой системы средств, способов и приемов организации текста. Предлагаемый подход базируется на теории, в которой пунктуация рассматривается как иерархическая система единиц (позиций, фигур, сценариев), организующая текст путем объединения, членения, выделения и развертывания языковых элементов. Текстовая пунктуация определяется как структурообразующий компонент в совместном действии элементов разных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textual punctuation in the conditions of changing linguistic paradigm

Punctuation is regarded in the framework of concept-based text analysis. Punctuation means and techniques of organizing language units are defined as a system of structure – forming components belonging to different levels of the language. Punctuation system is understood as a complex of language means manifesting relations of adjunction, disjunction, attraction and expansion of linguistic elements to represent the author’s view of the world in language terms.

Текст научной работы на тему «Текстовая пунктуация в условиях изменения лингвистической парадигмы»

ЛИНГВИСТИКА

УДК 801.561.72:808.2

Л.М. Кольцова

ТЕКСТОВАЯ ПУНКТУАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

В статье обосновывается необходимость исследования пунктуации как особой системы средств, способов и приемов организации текста. Предлагаемый подход базируется на теории, в которой пунктуация рассматривается как иерархическая система единиц (позиций, фигур, сценариев), организующая текст путем объединения, членения, выделения и развертывания языковых элементов. Текстовая пунктуация определяется как структурообразующий компонент в совместном действии элементов разных уровней.

В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы.

Н. Виннер

Пунктуация в сфере лингвистической науки - давно и многосторонне исследуемый предмет. В этой сфере сложились определенные направления, аспекты, подходы, наиболее разработанными из которых можно считать

- исторический (Белов К.И., Булах М.И., Гаевская Т.И., Иванова В.Ф., Копы-лова С.А., Михайлов А.В., Орехова Н.Н., Осипов Б.И., Попова Л.А., Смирнова Л.Г., Шаролапова Ю.А. и др.);

- сопоставительный (Ангелова И., Беглиев М., Назаров Р.Г., Жажа С., Карапе-тян Г.А., Колегаева И.М.);

- методический (Абакумов СИ., Агейкин И.А., Бабайцева В.В., Блинов Г.И., Бондаренко С.М., Гац И.Ю., Граник Г.Г., Григорян Л.Т., Демидова А.Р., Дудников А.В., Конюкина Е.В., Ломизов А.Ф., Медведева Э.Э., Новикова Т.Ф., Сухотинская А.В. и др.);

- аспект изучения пунктуации с точки зрения нормы и кодификации (Баранов

A.Н., Букчина Б.В., Былинский К. И., Вал-гина Н.Н., Гостеева С.А., Никольский Н.Н., Наумович А. Н., Руденко А.К.);

-стилистический, в котором можно выделить изучение пунктуации с позиций функциональной стилистики (Акимова Г.Н., Брагина А. А., Дзякович Е. В., Коньков

B.И.) и исследования пунктуации в рамках

стилистики и поэтики художественной речи (Айзенштейн Е.О., Айхенвальд Ю., Бе-реговская Э.М., Боровой Л., Бурнашева Н.И., Бухмейер К.К., Валгина Н.Н., Глухих В.М., Григорьев В.П., Еремина Л.И., Ефимов А.И., Жильцова В.В., Зубова Л.В., Карпенко И.Е., Ковтунова И.И., Кодухов В.И., Лотман Ю.М., Маркштейн Э., Шварцкопф Б.С. и мн. др.).

Исследования проводятся на базе тех положений, которые сложились в результате попыток теоретического осмысления пунктуации с разных точек зрения: формально-синтаксической, коммуникативно-синтаксической, функционально-стилистической (М.В.Ломоносов, А.А.Барсов, А.Х.Востоков, Е.Филомафитский,

Н.И.Греч, А.Б.Шапиро, Б.С.Шварцкопф, Н. Л.Шубина и др.).

В последнее десятилетие ХХ века начинает активно складываться и развиваться новый аспект - пунктуация текста (Жильцова В.В., Жовтис А., Клюканов И.Э., Критская В.И., Месхишвили Н.В., Пли-сенко А.А., Плотников Б.А., Полторацкий А.И., Страхова В.С., Шварцкопф Б.С., Шубина Н.Л. и др.).

© Кольцова Л.М., 2006

Исследования, проведенные в этом направлении, все более убеждают в том, что пунктуация текста как особая система знаков позволяет выявить, понять и объяснить несколько уровней смысла, поскольку эта система дает возможность пишущему передать, а читающему - воспринять одновременное существование нескольких измерений текста.

Таким образом, в филологической науке, которую Г.О.Винокур определяет как «искусство чтения и мастерство понимания», в области познания, связанной с пониманием вообще, проблема интерпретации пунктуационно-графической организации текста занимает весьма важное место и требует нового осмысления. Это вызвано и тем фактом, что пунктуационно-графическая организация современного художественного текста усложнилась чрезвычайно как за счет увеличения средств, способов и приемов визуального «предъявления» смыслов, так и за счет изменения функций привычных знаков препинания, расширения возможностей варьирования и комбинаторики знаков.

Все это требует от человека пишущего и читающего особых знаний, умений, навыков и компетенции, к чему давно призывают мастера художественного слова: «... навык к художественному чтению необходим, как необходима перекоординация слуховых центров от трепака к Девятой симфонии» (А. Белый, 1988, с. 18).

Настоятельная потребность в создании современной теории текстовой пунктуации диктуется несколькими причинами, важнейшими из которых представляются следующие.

В первую очередь эта потребность обусловлена сменой лингвистической парадигмы и формированием в ее рамках новых направлений, теорий, идей, обладающих большей объяснительной силой для множества (кажущихся разрозненными и несистемными) языковых и речевых фактов, не получавших освещения или игнорируемых прежними концепциями пунктуации.

В сфере существующей теории пунктуации обнаруживается парадоксальная ситуация: вопросы

-о принципах и назначении пунктуации,

-о функциях пунктуационных знаков, -о пределах возможности варьирования знаков,

-о правилах употребления знаков препинания, являющихся ядром пунктуационной системы

решаются до сих пор исключительно на уровне предложения и в границах предложения, с позиции синтаксиса предложения, в то время как сами границы предложения часто определяются знаками препинания, и сами предложения извлекаются из текста, который реализует свою архитектонику, свое содержание, свои эксплицитные и имплицитные смыслы благодаря системе средств, способов и приемов пунк-туационно-графической организации.

Система эта развивается и усложняется, становится областью, порождающей концепты, входящие в модели осмысления мира. И только поняв и объяснив это сложное целое, можно понять и объяснить относительно простое - пунктуацию предложения, вписанного в текст.

Тем не менее практически все пособия по пунктуации (в том числе и своды правил) описывают и объясняют только пунктуацию отдельного предложения, используя в качестве примеров структуры, извлеченные из текста, как правило художественного, в отрыве от целого, где действуют другие законы.

Этот факт очевиден, и в новом проекте правил правописания справедливо отмечается, что «пунктуация связного текста, пунктуация «творческая», связанная с поиском оптимального варианта для выражения единственно возможного смысла, «подчиняется» правилам, диктуемым «условиями контекста» («Свод правил русского правописания. Орфография и пунктуация», М., 2003, с. 237).

Современная лингвистика, развивающаяся в условиях изменения парадигмы гуманитарного знания, обеспеченного исследованиями философского, лингвофило-софского, социолингвистического, психолингвистического характера (Р.Барт, З.Бауман, В.С.Библер, Ю.Н.Караулов,

A.М.Ломов, Ю.М.Лотман, Ж.-Ф.Лиотар, М.К.Мамардашвили, А.С. Панарин, З.Д. Попова, М.К. Рыклин, Ю.С. Степанов и мн. др.), включает в себя такие направления, которые обеспечивают концептуальное исследование текста и его конституирующих элементов.

К таким направлениям относятся -логико-философская теория речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серль, З. Вандлер, П.Р. Стросон, Дж. Лич);

-прагматические теории (П. Грайс, Л. Линский, П. Стросон, В.Г. Гак, Г.Г.Почепцова);

-когнитивные теории (А. Пейвио, Е.С.Кубрякова, М.Минский, Ч.Филлмор, Дж. Лакофф);

-теория функциональных стилей, заложившая основы изучения единиц разных сфер функционирования современного русского языка (В.В.Виноградов, М.Н.Кожина, М.П.Котюрова, О.А.Лаптева, Т.В.Матвеева, О.Б.Сиротинина, Д.Н.Шмелев,

B.Г.Костомаров, Н.Н.Кохтев, К.А.Рогова, Г.Я.Солганик и мн. др.);

-теория лингвистики текста (А.Г. Баранов, С.А. Васильев, А.А. Вейзе, И.Р. Гальперин, И.В. Дмитриевская, О.Л. Каменская, О.И. Москальская, Л.Н. Мурзин,

A.И. Новиков, В.Я. Шабес, Т.М. Николаева,

B.В. Одинцов, Е.С. Троянская и др.); -коммуникативно ориентированные

исследования текста (М.М. Бахтин, А. Вежбицка, Т.А. ван Дейк, Т.М. Дридзе, М.Н. Кожина, Г.В. Колшанский, М.П. Ко-тюрова, Н.А. Купина, А.А. Леонтьев, Ю.М. Лотман, Т.В. Матвеева, Е.В. Сидоров, М.Ю. Сидорова, Ю.А. Сорокин и др.)

Результаты этих новых направлений исследования создают необходимое теоретические подходы к разным лингвистическим подсистемам и единицам, в том числе и к сфере пунктуации текста, являющейся структурообразующим компонентом в совместном действии элементов разных уровней, в целях реализации ритмичности, соразмерности текстовой композиции, обеспечения единства целого и его частей.

Таким образом, теория текстовой пунктуации с неизбежностью вписывается в выходящую за пределы лингвистики сферу исследования явлений и объектов, обла-

дающих синергетическими свойствами, эстетическим характером воздействия, то есть становятся необходимой составной частью синергетики, исследующей сложные, неформализуемые, самоорганизующиеся системы, в которые включен воспринимающий их человек, и решает кардинальные научные проблемы во многих областях знания, касающихся анализа разных рода информации и «выявления степени эстетической предпочтительности» (Крейцер А.В., Спиваковский А.М., 1998, с. 238).

Вторая причина, настойчиво подталкивающая к обобщению «пунктуационных фактов» в русле единой теории, - то огромное количество эмпирического материала, представленного в описаниях и анализе пунктуационной практики (различных по стилям и жанрам произведений), которые накоплены современной отечественной лингвистической наукой и которые обнаруживают сходные явления, нуждающиеся в осмыслении и систематизации на новых теоретических основаниях.

В последние годы предметом лингвистического изучения стала пунктуация широкого круга писателей и поэтов от Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского и А.М. Горького до А.А. Блока, М.И. Цветаевой (особенно - Цветаевой!), В. Распутина, Т. Толстой и др.

Опыт анализа, представленный в работах Н.С. Поспелова, А.М. Пешковского, Н.Н. Арват, И.В. Арнольд, Б.С. Шварцкоп-фа, Е.В. Дзякович, В.В. Жильцовой, Н.С. Валгиной, С.А. Гостеевой, Е.А. Иванчико-вой, О.Г. Ревзиной, Т.Ю. Потаповой, А.В. Канафьевой, В.И. Кодухова, А.Д. Дударе-вой, Л.И. Ереминой и мн. других, дает возможность синтезировать отдельные наблюдения и осуществить теоретическое обобщение их результатов. До сих пор понятие «авторская пунктуация», роль которой в системе изобразительно-выразительных средств чрезвычайно велика, более того, сами способы композиционно-графической организации текста непосредственно связаны с авторским видением мира, моделируемым творческим сознанием, недостаточно разработано и весьма неопределённо.

Признание за авторской пунктуацией функций акцентирования, усиления и выделения компонентов текста ни в коей мере не приближает к пониманию ее содержательных свойств.

Исследование авторской пунктуации должно опираться на положения теоретического, обобщающего характера, без которых сложно ориентироваться в этой области «познавательного поля». Как писал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Когда кусочков наберется много, то из них образуется не картина и даже не собрание полезных материалов, а пустая куча хламу, в которой едва ли можно разобрать, что куда принадлежит. Рыться в этой куче, вытаскивая наудачу то один, то другой осколок - работа унизительная и совершенно бесплодная» (Салтыков-Щедрин М.Е. К читателю).

И, наконец, теория текстовой пунктуации - необходимый инструмент для правильной интерпретации текста, то есть составляющая герменевтики как науки о понимании текста, трактуемом как «работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении» (Рикер П., 1995, с. 18).

Такая работа предполагает творческое участие читателя, учащегося, исследователя над актуальным содержанием знака, языковую рефлексию, развивающую способность познания и осознания множественных, многозначных смыслов.

Для того чтобы осуществить интерпретацию, имеющую место «там, где есть многосложный смысл, и именно в интерпретации обнаруживается множественность смыслов (Рикер П., 1995, с. 18), необходимо вооружиться знанием большим, нежели знания о правилах постановки знаков препинания.

Необходимо знание о возможности, способности и творческом использовании пунктуации в целях организации внутренних связей текста.

Идеи связности, соединения, непрерывности - основа речемыслительной деятельности. И сила языкового сознания, разума, здравого смысла настолько велика, что вопреки дефинициям, правилам, мето-

дам обучения пишущий (и читающий) интерпретирует пунктуацию именно так, как диктует ее предназначение - соединение смыслов.

В отечественной лингвистике идею единства развивал Л.В. Щерба, определяющий в качестве основной единицы в процессе «речи-мысли» синтагму как основную синтаксическую единицу, выражающую единое смысловое целое и фонетически сложенную усилением последнего словесного ударения. Л.В. Щерба впервые предложил и классификацию знаков препинания, которую можно было бы определить как семантическую классификацию.

Идеи Л.В. Щербы вполне соответствуют тем требованиям, которые предъявляет описанию явлений языка и речи номинативно-прагматическая лингвистическая парадигма. Установить соответствие между -дискретностью и континуальностью, -произвольностью и непроизвольностью,

-интенциональностью и непреднамеренностью,

-определенностью и неопределенностью,

-устойчивостью и вариабельностью, -однозначностью и неоднозначностью,

-линейностью и нелинейностью и т.д. в пространственно-временной целостности, репрезентируемой текстом, - задача новых исследований, базирующихся на герменевтическом, синергетическом, интегративном подходе к языковым явлениям.

Современное описание и интерпретация «текстовой реальности» предполагает выявление тех общих закономерностей, которые выводят на поверхность, эксплицируют своеобразие (общеязыковое, функционально-стилистическое, индивидуально-авторское) объединяющего и членящего языкового сознания. Именно поэтому лингвистические теории и концепции текста, кода, дискурса не могут быть полными без соответствующей теории текстовой пунктуации, где пунктуация должна рассматриваться как иерархически организованная система единиц (пунктуационных позиций, пунктуационных фигур и

пунктуационных сценариев), организующая текст путем объединения, членения, выделения и развертывания языковых элементов, воплощая тем самым представление автора о мире в виде детализированной языковой картины.

Выявление участия знаков в смыс-лопорождении и их роли в смысловосста-новлении не только в линейном ряду, но и в вертикали при анализе текста, несомненно, будет способствовать пониманию того, что мышление организуется не только горизонтальными, но и вертикальными комплексами, что имеет существенное когнитивное значение и дидактическое применение.

Теория текстовой пунктуации предполагает

- обоснование положения о системном характере пунктуации текста;

- определение основных единиц текстовой пунктуации;

- описание содержательных свойств единиц текстовой пунктуации;

- выявление инвариантных форм и возможности варьирования форм, обеспечивающих графически-пунктуационную организацию текста;

- прогнозирование тенденций развития текстовой пунктуации.

Системность пунктуации художественного текста реализуется и обнаруживается в целом ряде формально выраженных элементов, компонентов, единиц внешней, поверхностной структуры, которые обеспечивают особую упорядоченность как неотъемлемое свойство многофункциональной, многоплановой и многозначной семантической макрострукты, обладающей глубинными, основополагающими свойствами и качествами, определяющими специфику художественного «перевода» картины мира, моделируемой фантазирующим сознанием художника в завершенную языковую форму тщательно выстроенного, целостного произведения, рассчитанного на адекватное восприятие и понимание другим творящим сознанием.

Это взаимодействие возможно лишь на основе общего знания о средствах, спо-

собах и приемах репрезентации установок, которые лежат в основе выбора форм, оказывающих наивысшее воздействие на языковое сознание и расширяющих его возможности.

Системность пунктуации художественного текста проявляется

- в иерархической организации пунктуационных единиц;

- в многомерности содержательных свойств единиц пунктуации;

- в наличии отношений многомерных оппозиций между единицами пунктуации;

- в явно прослеживающемся процессе последовательного усложнения системы, движения к многозначности, нечеткости значений, что характерно для сложных систем.

К пунктуации как системе применимы те подходы, которые получают право на жизнь в рамках синергетических исследований, предполагающие возможность некоторого множества интерпретаций одного текста, гипотетичности, вероятностного характера знаний, выявление неявных, скрытых смыслов и значений и т.д.

Пунктуация художественного текста -составная часть той системы, которая характеризуется порой неуловимой и необъяснимой особенностью, заключающейся в совместном (кооперативном) действии элементов, частей и всего произведения в целом. Справедливо утверждение, что «подобный принцип согласованного взаимодействия целостного объекта и его компонентов представляет собой не простую аддитивную сумму, а значительно более сложную совокупность перекрестных комбинаций компонентов, различающихся структурообразующими категориями и пространственно-временными закономерностями, системообразующими факторами и качественно-количественными характеристиками, ритмичностью и соразмерностью композиционного воплощения» (Крейцер А.В., Спиваковский А.М., 1998, с. 237).

Библиографический список

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация / Н.С.Валгина. - М. : Высш. шк., 1989. - 176 с.

2. Волков А.А. Грамматология. Семиотика письменной речи / А.А.Волков. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 176 с.

3. Ковтунова И.И. Поэтика пунктуации (функции тире) / И.И.Ковтунова // Язык как творчество : Сб. статей к 70-летию В.П.Григорьева. - М. : ИРЯ РАН, 1996. - С. 330-334.

4. Кольцова Л.М. Пунктуационный эксперимент в художественном тексте / Л.М.Кольцова // Русский синтаксис в лингвистике третьего тысячелетия : Материалы международной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения проф. А.М.Ломова. -Воронеж : ВГПУ, 2006. - C. 28-35.

5. Крейцер А.В. Синергетические аспекты анализа нечетной информации / А.В.Крейцер, А.М. Спиваковский // Синергетика и методы науки. - СПб.: Наука, 1998. - С. 236-259.

6. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П.Рикер. - М. : Akademia-Центр: Медиум, 1995. - 411 с.

7. Щерба Л.В. Теория русского письма / Л.В.Щерба. - Л. : Наука, 1983. - 136 с.

Textual punctuation in the conditions of changing linguistic paradigm

L.M. Koltsova

Punctuation is regarded in the framework of concept-based text analysis. Punctuation means and techniques of organizing language units are defined as a system of structure - forming components belonging to different levels of the language. Punctuation system is understood as a complex of language means manifesting relations of adjunction, disjunction, attraction and expansion of linguistic elements to represent the author's view of the world in language terms.

Воронежский государственный университет

УДК 801.561.72:808.2

О.В. Новикова

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ЭКСПРЕССИВНОСТИ РЕЧИ

В статье рассматривается один из случаев создания эмоционально-экспрессивного плана речи - синтаксическая фразеологизация, которая возникает в СПП, постороенных по модели «такой - что/чтобы», в результате фразеологизации одной из ПЕ (придаточной или главной). Синтаксическая семантика данных экспрессивных построений квалифицируется как совмещение качественно- или количественно-характеризующего и интенсифицирующего значений.

Говоря о русском менталитете, С.Л. Франк писал, что русская литература и философия своеобразие русского мировоззрения усматривали в антирационалистичности: оно «изначально основывается на интуиции» и состоит «в религиозно-эмоциональ-ном толковании жизни» [1]. О важной роли категории красоты в русской ментальности говорят многие исследователи. Так, В.В. Воробьев, исследуя культурологическое поле «красота», отмечает, что

высшая красота для русского человека -это красота, встречаемая в действительности; говоря словами Н.Г. Чернышевского, «прекрасное есть жизнь» [2]. «Красота важнее пользы», - гласит народная мудрость. Может быть, поэтому в русском язы-ке так много оценочных, эмоционально - окрашенных слов, богатство интонации и синтаксических конструкций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Новикова О.В., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.