Научная статья на тему 'Текстообразующий потенциал перцептивных языковых единиц в интернет-журнале (на материале культурологического проекта «Arzamas»)'

Текстообразующий потенциал перцептивных языковых единиц в интернет-журнале (на материале культурологического проекта «Arzamas») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-журнал / перцептивная семантика / речевой жанр / текстообразующий потенциал / культурологический проект / Internet journal / perceptual semantics / speech genre / text-forming potential / cultural project

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лариса Борисовна Крюкова, Валерия Юрьевна Скирневская

Представлен анализ языковых единиц с перцептивной семантикой в интернет-журнале в аспекте текстообразования. Интернет-журнал определен как гипержанр, позволяющий объединить тексты различных жанров в единое макро-образование и актуализировать связь между участниками коммуникации в интернет-дискурсе. Выявлено, что текстообразующий потенциал перцептивных единиц обусловлен их соотнесенностью с основными жанровыми характеристиками: коммуникативной целью, образом автора, образом адресата, диктумным содержанием высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The text-forming potential of perceptual language units in the Internet journal (based on the material of the cultural project Arzamas)

The article aims to analyze the text-forming potential of perceptual units in Internet discourse based on the material of the cultural project Arzamas and to consider the phenomenon of perceptivity in the context of a speech genre model. The relevance of the work is due to the main properties of Internet discourse, which implies active genre formation and dialogicity. Publications whose genre affiliation is limited to an online magazine were selected as the research object. The material is the written texts of the block “Literature” published on the official website of the Arzamas project in the period from 2015 to 2022. More than 1000 statements with the semantics of sensory perception were analyzed. The main research methods were descriptive, linguistic-stylistic (with elements of discursive) text analysis, structural-semantic analysis of linguistic units of different levels. The systematization of the material in the main part of the article corresponds to the logic of discursive research: from the description of the specifics of Internet discourse and virtual genres to the characteristics of the specific educational project Arzamas and the structural and semantic analysis of statements with perceptual semantics. This makes it possible to demonstrate the text-forming potential of perceptual units in relation to the main constitutive features of the speech genre. The online magazine as a virtual genre and a special form of Internet communication has not been the subject of a separate linguistic study until now. In the context of this article, it is characterized as a hypergenre that combines various forms of electronic content. The Arzamas project presents the following speech genres within the framework of the Internet journal: literary commentary, letter, instruction, essay, review, lecture, diary, memoirs, interview. The study shows that the Internet journal is dominated by statements with the semantics of visual and auditory perception, as well as language units that actualize the interdependence of sensory perception and memory. Special attention should be paid to the author’s comments, in which the specifics of the implementation of perceptual semantics is due to the genre nature of the text, initially focused on the linguistic representation of the category of dialogicity (the image of the author and the image of the addressee). The results of the study allow concluding that statements and text fragments with perceptual semantics: 1) clearly represent the position of the subject of perception, which in most cases coincides with the narrator (verbalization of the author’s image); 2) are focused on establishing a dialogue (verbalization of the addressee’s image); 3) reflect the dictum content of the text fragment (the perception proposition is considered in the context of other event propositions); 4) verbalize modus meanings (communicative intention, evaluativeness, persistence, etc.). Thus, perceptual units play an important role in text formation and are directly related to the main features that make it possible to determine whether a text belongs to a particular speech genre.

Текст научной работы на тему «Текстообразующий потенциал перцептивных языковых единиц в интернет-журнале (на материале культурологического проекта «Arzamas»)»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 39-48 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 495. рр. 39-48

Научная статья УДК 81'42

doi: 10.17223/15617793/495/4

Текстообразующий потенциал перцептивных языковых единиц в интернет-журнале (на материале культурологического проекта «Arzamas»)

Лариса Борисовна Крюкова12, Валерия Юрьевна Скирневская1,3

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

2 lar-kryukova@yandex.ru 3 skivaleriya@mail.ru

Аннотация. Представлен анализ языковых единиц с перцептивной семантикой в интернет-журнале в аспекте текстообразования. Интернет-журнал определен как гипержанр, позволяющий объединить тексты различных жанров в единое макрообразование и актуализировать связь между участниками коммуникации в интернет-дискурсе. Выявлено, что текстообразующий потенциал перцептивных единиц обусловлен их соотнесенностью с основными жанровыми характеристиками: коммуникативной целью, образом автора, образом адресата, дик-тумным содержанием высказывания.

Ключевые слова: интернет-журнал, перцептивная семантика, речевой жанр, текстообразующий потенциал, культурологический проект

Для цитирования: Крюкова Л.Б., Скирневская В.Ю. Текстообразующий потенциал перцептивных языковых единиц в интернет-журнале (на материале культурологического проекта «Arzamas») // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 39-48. doi: 10.17223/15617793/495/4

Original article

doi: 10.17223/15617793/495/4

The text-forming potential of perceptual language units in the Internet journal (based on the material of the cultural project Arzamas)

Larisa B. Kryukova1,2, Valeriya Yu. Skirnevskaya1,3

1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 2 lar-kryukova@yandex. ru 3 skivaleriya@mail.ru

Abstract. The article aims to analyze the text-forming potential of perceptual units in Internet discourse based on the material of the cultural project Arzamas and to consider the phenomenon of perceptivity in the context of a speech genre model. The relevance of the work is due to the main properties of Internet discourse, which implies active genre formation and dialogicity. Publications whose genre affiliation is limited to an online magazine were selected as the research object. The material is the written texts of the block "Literature" published on the official website of the Arzamas project in the period from 2015 to 2022. More than 1000 statements with the semantics of sensory perception were analyzed. The main research methods were descriptive, linguistic-stylistic (with elements of discursive) text analysis, structural-semantic analysis of linguistic units of different levels. The systematization of the material in the main part of the article corresponds to the logic of discursive research: from the description of the specifics of Internet discourse and virtual genres to the characteristics of the specific educational project Arzamas and the structural and semantic analysis of statements with perceptual semantics. This makes it possible to demonstrate the text-forming potential of perceptual units in relation to the main constitutive features of the speech genre. The online magazine as a virtual genre and a special form of Internet communication has not been the subject of a separate linguistic study until now. In the context of this article, it is characterized as a hypergenre that combines various forms of electronic content. The Arzamas project presents the following speech genres within the framework of the Internet journal: literary commentary, letter, instruction, essay, review, lecture, diary, memoirs, interview. The study shows that the Internet journal is dominated by statements with the semantics of visual and auditory perception, as well as language units that actualize the interdependence of sensory perception and memory. Special attention should be paid to the author's comments, in which the specifics of the implementation of perceptual semantics is due to the genre nature of the text, initially focused on the linguistic representation of the category of dialogicity (the image of the author and the image of the addressee). The results of the study allow concluding that statements and text fragments with perceptual semantics: 1) clearly represent the position of the subject of perception, which in most cases coincides with the narrator (verbalization of the author's image); 2) are focused on establishing a dialogue (verbalization of the addressee's image); 3) reflect the dictum content of the text fragment (the perception proposition is considered in the context of other event propositions); 4) verbalize modus meanings (communicative intention, evaluativeness, persistence, etc.). Thus, perceptual units play an

© Крюкова Л.Б., Скирневская В.Ю., 2023

important role in text formation and are directly related to the main features that make it possible to determine whether a text belongs to a particular speech genre.

Keywords: Internet journal, perceptual semantics, speech genre, text-forming potential, cultural project

For citation: Kryukova, L.B. & Skirnevskaya, V.Yu. (2023) The text-forming potential of perceptual language units in the Internet journal (based on the material of the cultural project Arzamas). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 495. pp. 39-48. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/495/4

Введение

В современной лингвистике восприятие рассматривается как важный фактор познания, формирующий универсальные принципы языковых явлений. Такие категории, как пространство, время, реальность, состояние души и др., осмыслены и репрезентированы благодаря перцепции, которая включается во взаимосвязь явлений реального мира, порождая и преобразуя чувственные образы, что находит свое отражение в языке.

Подробный анализ актуальных направлений перцептивной лингвистики и описание ее базовых понятий представлены в работах О.Ю. Авдевниной [1], С.Ю. Лавровой [2] и др. На современном этапе наиболее перспективным видится анализ функциональной нагрузки языковых единиц с семантикой восприятия в различных типах дискурсивных практик. Текстообра-зующие возможности перцептивных единиц не раз попадали в фокус внимания лингвистов, и в первую очередь это касалось художественного дискурса (обзор работ см.: [2. С. 40-42; 3. С. 29-33 и др.], о проблемах художественной перцептивности см.: [4 и др.]).

В.К. Харченко в монографии 2012 г. «Лингвосен-сорика: Фундаментальные и прикладные аспекты» [5] определяет место лингвосенсорики в кругу смежных дисциплин и последовательно рассматривает реализацию перцептивной семантики в разговорном, художественном, мемуарном, религиозном дискурсах. Отдельная глава посвящена анализу перцептивных единиц в текстах малых жанров: пословицах, загадках, поговорках, приметах, афоризмах, и, возможно, это становится точкой отсчета «жанрового направления» в перцептивной лингвистике. Например, особенности репрезентации ситуации восприятия в современном публицистическом дискурсе на примере жанра feature рассматриваются в статье Л.Б. Крюковой, С.И. Ефимовой [6], о модальностях восприятия в русском верлибре XX - нач. XXI в. пишет в своей монографии С.Ю. Лаврова [2. С. 217-221]. В конце 2022 г. в журнале «Жанры речи» опубликована статья Ю.Н. Мухиной, посвященная сенсорному своеобразию некоторых речевых жанров (стихотворение, научная статья, туристический путеводитель) [7]. Исследователь отмечает, что «соотношение и сравнение сенсорного оформления текстов разных жанров видится как путь к изучению функциональности сенсорной лексики, ее жанро-образующих свойств, а в широком смысле - участие в осмыслении окружающей действительности и внутреннего мира», «сенсорное оформление определенных жанров усиливает их эмоциональность и степень воздействия на адресата», при этом могут быть дополнены «традиционные характеристики жанров, в том числе связанные с их языковым оформлением, пересмотрены ключевые семантические акценты» [7. С. 169].

Развитие современных технологий свидетельствует о необходимости изучения способов вербализации перцептивной семантики в интернет-дискурсе, который отражает все активные процессы, происходящие в языке в последние десятилетия. Актуальность предлагаемого исследования обусловлена основными свойствами интернет-дискурса, подразумевающего активное жанрообразование и диалогичность. Большая часть жанров в Сети обслуживает межличностное общение. В данной группе прослеживается четкая дифференцированность (чаты, форумы, блоги, социальные сети и др.). Другие жанры, ранее существовавшие в различных сферах коммуникации, в процессе попадания в интернет-сферу приобретают новые характеристики (например, заметка, аннотация, рецензия, анонс, комментарий и др.). Непрерывное обновление контента неизменно влечет за собой различные трансформации внутри системы интернет-жанров, что усиливает научный интерес к данному типу дискурса, в том числе и в перцептивном аспекте.

Целью предлагаемой статьи является выявление текстообразующего потенциала перцептивных единиц в интернет-журнале на материале культурологического проекта «Arzamas» [8]. Основные задачи: 1) рассмотреть феномен интернет-журнала в современном интернет-дискурсе и выявить его жанровые признаки; 2) описать роль интернет-журнала в культурологическом проекте «Arzamas»; 3) проанализировать семантику перцептивности в интернет-журнале в контексте «модели речевого жанра». Таким образом, решение поставленных задач определяет новизну работы, которая, с одной стороны, обусловлена выбором материала, с другой - связана с развитием жанрового направления перцептивной лингвистики.

Материалом для исследования выступают письменные тексты раздела «Литература», опубликованные на официальном сайте проекта «Arzamas» в период с 2015 по 2022 г. Основные методы, используемые в статье: описательный, лингвостилистический анализ текста (с элементами дискурсивного), структурно-семантический анализ языковых единиц разных уровней.

Интернет-дискурс и виртуальные жанры в контексте современной лингвистической парадигмы

Рассмотрение специфики интернет-дискурса и конкретных виртуальных жанров видится целесообразным с опорой на определение дискурса, предложенное в работах В.И. Карасика и других исследователей: «дискурс - это общение людей, рассматриваемое с позиций их принадлежности к той или иной социальной группе

или применительно к той или иной типичной речепове-денческой ситуации» [9. С. 194]. Комплексное понимание дискурса включает коммуникативный (вербальное общение), структурно-семантический (фрагмент текста выше уровня предложения), структурно-стилистический (нетекстовая организация разговорной речи), социально-прагматический (текст, погруженный в ситуацию общения) аспекты. Согласно типологии В.И. Кара-сика, в зависимости от статусно-ролевых характеристик участников общения можно выделить личностный и институциональный тип дискурса [9. С. 200-208]. Исходя из этой парадигмы, интернет-дискурс, являющийся объектом рассмотрения в данной статье, может быть персональным и институциональным [10].

Существует ряд параллельных терминов: интернет-дискурс, виртуальный дискурс, сетевой дискурс и др., которые в большинстве исследований рассматриваются как понятия, находящиеся в гиперо-гипонимических отношениях [11-13]. Обобщая существующие определения, можно говорить об интернет-дискурсе как о форме вербальной и невербальной коммуникации, опосредованной цифровыми технологиями, в результате которой формируется новая система жанров и создаются тексты, обладающие особыми характеристиками.

Как уже было отмечено, постоянное обновление контента обусловливает «подвижность» и разнообразие интернет-жанров. Виртуальное жанроведение рассматривается как новая отрасль теории речевых жанров [14]. Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина уточняют термин виртуального жанра (интернет-жанра), выделяя его из ряда смежных понятий: «вербально-знаковое оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей посредством сети Интернет» [14. С. 107]. Актуальным является рассмотрение проблемы эволюции, типологии и функционирования интернет-жанров, с опорой на классическое представление о речевом жанре как относительно устойчивом типе высказывания, обладающем определенными характеристиками [15].

С опорой на уже имеющиеся классификации жанров и их признаков [9, 15 и др.] Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина предлагают систему критериев для характеристики виртуальных жанров: коммуникативная цель, концепция адресанта, концепция адресата, событийное содержание, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего, формальная структура, лингвистический дизайн. На основании этого выделяются гипержанры (сайт, блог, социальная сеть, электронная библиотека) и интернет-жанры (электронное письмо, форум, чат, доски объявлений, рекламные баннеры, коммуникация с помощью программ мгновенного обмена сообщениями, виртуальная конференция, пост, или заметка автора, комментарий). Гипержанр определяется как «жанровое макрообразование, сопровождающее социально-коммуникативные ситуации в сети Интернет и объединяющее в своем составе несколько жанров» [14. С. 114-115].

Представив интернет-журнал как некое жанровое единство, можно, с одной стороны, вписать его в систему виртуальных жанров, выделив его конститутивные признаки согласно приведенной выше системе

критериев. С другой стороны, необходимо учитывать наличие ряда жанров внутри интернет-журнала, что позволяет охарактеризовать его как гипержанр.

Развитие интернет-дискурса и виртуальных жанров тесно связано с эволюцией конвергентных медиа. В современной медиакоммуникации обозначился переход от однонаправленного распространения информации (СМИ-модель) к разнонаправленному сетевому распространению информации посредством средств массовой коммуникации (СМК). Это обусловлено конститутивными признаками виртуальной коммуникации -возможностью сменять роль «адресанта» и «адресата», т.е. вести диалог [16. С. 54].

Интернет-журнал как виртуальное периодическое издание заимствован из медиакоммуникации. М.А. Уланова, сопоставляя существующие классификации периодических изданий с учетом их реализации в виртуальном пространстве, выделяет следующие типологические характеристики интернет-журнала: мультимедийность (результат особого вида материальной конструкции и технологии создания); гипертекстуальность; интерактивность, нивелирующая границы, принятые при традиционном делении участников коммуникации на отправителей и получателей; непрерывность разнопоточного процесса пополнения актуальной информации [17. С. 6].

Интернет-журнал как особая форма интернет-коммуникации до настоящего момента не являлся предметом отдельного лингвистического исследования. В контексте данной статьи он рассматривается как гипержанр, объединяющий в себе различные речевые жанры. Среди основных характеристик (коммуникативной цели, концепции адресанта/адресата, диктум-ного содержания, факторов прошлого/будущего, формальной структуры, лингвистического дизайна) ключевой является информативная коммуникативная цель. Она позволяет объединить тексты различных речевых жанров в единое макрообразование, служащее оформлению широкого событийного культурного контекста. Адресантом анализируемого гипержанра является автор-эксперт, адресатом - читатель - пользователь просветительского ресурса. При этом особенности интернет-пространства (мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность) оказывают влияние в первую очередь на коммуникативную и формальную структуру гипержанра.

Просветительский интернет-проект «Arzamas» как разновидность интернет-дискурса

В первые десятилетия XXI в. наблюдается активное развитие просветительских медиа как источников популяризации искусства, науки и культуры, целью которых является формирование и распространение национальных ценностей и научного потенциала страны [18]. В этот период появляется множество научно-популярных и образовательных виртуальных проектов («Arzamas», «Гефтер», «ПостНаука», «Антропогенез» и др.), что свидетельствует о возросшем интересе общества к научным открытиям и различным явлениям культуры. Наибольшую устойчивость среди

них имеет просветительский проект «Arzamas», технический доступ к которому осуществляется через вебсайт (около 1,3 млн просмотров в январе 2023 г.) и приложение (более 100 тыс. скачиваний в Play Market). Официальные страницы проекта доступны во всех известных социальных сетях (данные на 1.02.2023): ВКонтакте (546,8 тыс.), Одноклассники (173 тыс.), Telegram (45,6 тыс.) и YouTube (1,52 млн подписчиков).

Актуализация просветительских проектов и их реализация в виртуальном пространстве привлекают внимание исследователей, однако на данный момент отсутствует единая типология подобных интернет-ресурсов. Е.Е. Макарова проанализировала научно-популярные сайты с точки зрения специфики аудитории, тематики, жанровых особенностей [19]. Описывая жанровую модель, исследователь исходит из традиционного деления жанров периодики на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Е.Е. Макарова приходит к выводу, что «какая именно модель по преимуществу реализуется или стратегии создателей будет реализована на сайтах, зависит от информационной интернет-ресурсов, точности их представления о том, каким должен быть сайт, чтобы он в максимальной мере мог быть востребован конкретной аудиторией глобальной Сети» [19]. Понятие «просветительские» по отношению к предложенным форматам использует А.С. Колоев. Рассматривая просветительские ресурсы, автор выделяет их типологические признаки: аудиторию, предметную область, целевое назначение (в том числе жанрово-форматные характеристики) [20].

Целевое направление подобных проектов - реализация просветительской функции журналистики, основой которой является духовное творчество, включающее науку, искусство и культуру, а необходимым инструментом - популяризация [18, 21]. Принципу популяризации соответствует также рекреативная функция, отвечающая за доступность восприятия сложной проблемы. Доминируя в просветительском дискурсе, названные функции требуют определенного выбора форм представления контента.

Интернет-ресурс «Arzamas» был запущен в 2015 г. и посвящен истории, культуре, литературе, антропологии. Создатели проекта (Филипп Дзядко, Данил Перушев и др.) позиционировали его как просветительский с высокой долей академической достоверности: «Хотим предложить посетителям качественный и ценный продукт. Мы несем знания и у нас нет права на ошибку, академическая достоверность - главный приоритет» [22].

С опорой на появившиеся в последние годы исследования [23, 24] можно выделить ключевые характеристики проекта:

1. Широкий перечень форматов. Для реализации просветительской и рекреационной функции используются традиционные журналистские жанры (интервью, научно-популярная статья, справочная заметка, путеводитель), новые виртуальные форматы, характерные и для других мультимедийных ресурсов (лонгриды, тайм-лайны, тесты, игры), собственные форматы, используемые в «Arzamas» (ликбез, шпаргалка и др.).

2. Проницаемость создается за счет модульной структуры, разной степени охвата тематики и погружения в предмет.

4. Формирование единого гуманитарного контекста осуществляется посредством системы гиперссылок, тегов и мини-форматов, устанавливающих новые связи между разными семиотическими системами.

5. Возможность обратной связи за счет широкого охвата в социальных сетях.

Постоянная обновляемость материалов на различных интернет-платформах способствует развитию виртуального жанроведения. «Взаимопритяжение и взаимоотталкивание чистых журналистских жанров, их "сцепление" во многом и происходит в результате их размещения на конкретном веб-ресурсе, определяемом сегодня в филологической науке как интернет-жанр. И это взаимодействие зависит от навигации по сайту, от количества ссылок, от того, какие задачи и какими средствами рассказчик излагает свои мысли по той или иной тематике» [25].

Гипотезу о возникновении и развитии «сетевого просветительского жанра» выдвигают О.В. Трофимова и Е.А. Набиева. Они отмечают гармоничное сочетание авторских просветительских интенций и принципов текстопорождающей практики [26]. Важным видится выделение двух групп жанровых форм: 1) «разновидности традиционных журналистских жанров»; 2) «жанры, появление которых обусловлено дигиталь-ной основой функционирования новых медиа» [27. С. 59]. Интернет-журнал как гипержанр, существующий в интернет-дискурсе, относится ко второй группе. В рамках просветительского проекта «Arzamas» он занимает ведущее место, являясь ключевой составляющей наряду с курсами и подкастами, не только дополняя их, но и выступая самостоятельным ресурсом [8].

Текстообразующие возможности перцептивных единиц в интернет-журнале проекта «Arzamas»

Как уже было отмечено, интернет-журнал до настоящего момента не являлся предметом отдельного лингвистического исследования, в связи с чем сложно говорить о том, что он имеет какую-либо специфику в рамках проекта «Arzamas». Интернет-журнал, представленный на платформе названного просветительского проекта, рассматривается как пример реализации гипержанра.

Интернет-журнал, являясь сложным жанровым образованием интернет-дискурса, обладает такими характеристиками, как мультимедийность, интерактивность, гипертекстуальность и непрерывная обновляемость. Среди перечисленных характеристик интерактивность и гипертекстуальность имеют непосредственное отношение к реализации в анализируемых текстах семантической категории перцептивности. «Категориальный характер перцептивности формируется благодаря наличию в языке некоего целостного плана содержания, организованного вокруг и относительно субъекта восприятия <.. .> эта семантика отличается спецификой, регулярностью, закономерностью и системностью выражения» [1.

С. 64]). В контексте изучения интернет-журнала как гипержанра в фокусе внимания оказывается позиция субъекта восприятия, которую может «занимать» как автор публикации (адресант), так и читатель (адресат).

Структурно-семантический анализ перцептивных единиц (уровень высказывания и межфразового единства) в текстах интернет-журнала позволяет продемонстрировать их потенциал в процессе текстообразова-ния в соотношении с такими основными конститутивными признаками речевого жанра (далее РЖ), как образ автора - образ адресата и диктумное содержание высказывания [15]. Нельзя обойти вниманием признак языкового воплощения РЖ, при этом сложно утверждать, что языковые маркеры, выявленные в интернет-журнале, не могут быть реализованы в текстах иной природы. Текстообразующий потенциал перцептивных единиц также обусловлен их способностью являться средством выражения модусных смыслов [28. С. 23], которые тесно связаны с реализацией уже названных базовых характеристик РЖ (например, о категории модуса в языковой картине мира субъекта восприятия см. [2. С. 23]).

В интернет-журнале просветительского проекта «Arzamas» (раздел «Литература»1) из 295 публикаций с 2015 по 2022 г. релевантными для анализа оказались 220 письменных текстов (видеоряд, тесты, игры не рассматриваются), представленных воспоминаниями (рубрика «Ученый совет»), литературоведческими и историческими комментариями, фрагментами научно-публицистических произведений (рубрика «Чтение на 15 минут»), путеводителями, книжными обзорами (рубрика «Книжная полка») и др. Выявлено более 1 000 высказываний с семантикой чувственного восприятия.

Все высказывания были классифицированы по типам восприятия. В процессе систематизации материала обязательно фиксировался жанр, что позволит в дальнейших исследованиях феномена гипержанра проводить сопоставительный анализ перцептивных единиц сразу по нескольким основаниям. Традиционно наибольшее количество примеров репрезентирует ситуацию зрительного и слухового восприятия (см.: [13]). Среди проанализированных высказываний в интернет-журнале выявлено более 850 контекстов с визуальной и аудиальной семантикой: Потом мы отправились в Оружейную палату, где осматривали троны, короны и драгоценности до тех пор, пока в глазах у нас не зарябило от них, словно от ежевики (Дневник Льюиса Кэрролла; дневник, 4.12.2017); Плакать от радости, что я увидела человека прекрасным, я тоже не раз хотела (О проигранной битве: нобелевская лекция Светланы Алексиевич; лекция, 7.12.2015); Кое-кто из соседей говорит, что слышал странный звук -будто бы удары чего-то металлического о камень (Письма читателей Льву Толстому; письмо, 27.06.2016); В то же самое время какой-то жужжащий, свистящий звук, сопровождающийся невнятным бормотанием, заполнил мой слух (Письма и дневники Эдварда Лира; дневник, 14.11.2017). Стоит обратить внимание на то, что в ряде случаев указание на жанр входит в название публикации (например,

«Воспоминания Владимира Паперного о Зиновии Па-перном»), при этом жанровая принадлежность других текстов может быть определена только после соответствующего лингвистического анализа (например, «Как читать Честертона», «7 секретов «Бесов» - комментарий).

Во всех жанрах интернет-журнала представлено большое количество синтаксических конструкций, отражающих комплексное восприятие в его различных проявлениях:

- зрительное - тактильное: Благодаря ее иллюстрациям книгу можно долго рассматривать, ее приятно держать в руке и хочется обязательно иметь у себя в библиотеке (Лучшие детские книги на non/fiction: выбор Arzamas; обзор, 27.11.2015); Вцепились в этого старшину, так и так, мол, хотим потолкаться и на ялтинцев посмотреть (Как Маяковского не пустили в крымский клуб; воспоминания, 16.09.2015);

- зрительное - слуховое: В этот момент сестры Епанчины начинают смеяться, поясняя, что они сами и видели, и слышали осла (7 секретов «Идиота»; комментарий, 18.12.2017); Его воображение и мистическое чувство постоянно балансировали между признанием и непризнанием увиденных и услышанных им «явлений» (7 историй о русских писателях и приведениях; история, 20.03.2019);

- зрительное - слуховое - тактильное - обонятельное: Радиацию нельзя было увидеть, потрогать, услышать ее запах... (О проигранной битве: нобелевская лекция Светланы Алексиевич; лекция, 7.12.2015) и др.

Среди проанализированных контекстов не встретилось примеров синестетических сочетаний, характерных для художественного дискурса [3. С. 77-94]. Можно предположить, что вербализация интермодальности (синестезии) затрудняет читательское восприятия и предполагает различные варианты интерпретации, что не характерно для просветительского проекта.

Регулярно встречаются высказывания и межфразовые единства, актуализирующие взаимообусловленность чувственного восприятия и памяти: Минимальный талант поэта состоит в памяти: в удержании в одном сознании видений, звуков, смыслов прошлого и настоящего, а также в особой памяти человека, не полностью присутствующего в мире, улавливающего нечто за пределами видимого, - памяти, близкой предвидению (5 новых книг о литературе; обзор, 5.04.2016). В текстах воспоминаний эта взаимообусловленность на языковом уровне может быть представлена различными способами, например с помощью темпоративов: Даже теперь, непонятно, по какой логике, некоторые строчки вдруг начинают звучать в ушах (Воспоминания Владимира Паперного о Зиновии Паперном; воспоминание, 28.01.2019). Как и в художественном дискурсе [3. С. 45], с помощью высказываний с перцептивной семантикой репрезентируется тема творчества: Воздух жизни наполняет мои легкие, свет победы озаряет все вокруг, и я верю, я вижу, я творю (Дневник Генри Джеймса; дневник, 22.01.2018).

Выявленные в интернет-журнале языковые единицы свидетельствуют о том, что чувственное восприятие становится точкой отчета для дальнейшего развития событий: ...ибо столь счастлив был бы я видеть Ваше сиятельство благоденствующим в Испании, что это могло бы вдохнуть в меня жизнь (Предсмертное письмо Сервантеса; письмо, 11.04.2018); Толстой спокойно выслушал меня, и слова мои, похоже, затронули что-то важное и чувствительное в его духовной жизни, он спросил меня живо, весело, почти шутливо (80-летний Лев Толстой - о Боге, Анне Карениной и здоровье; воспоминания, 4.05.2018); <...> он ничего не сказал, а только молча пристально смотрел мне в глаза на протяжении, наверное, минут пяти, и за это время что-то во мне переменилось, и я уже смог с этим справиться (Михаил Мейлах: «Я специалист по микрооткрытиям»; воспоминания, 10.06.2022).

Чувственное восприятие неразрывно связано с процессом мыслительной деятельности: Могу заниматься Пушкиным, могу заниматься Фишкиным. Потому что линии - важнее всего. Там для меня сходятся и чувства, и мысли, и ощущения, и осязание, и обоняние (Борис Равдин: «Что же, черт возьми, содержится в этом тексте?»; интервью, 2.04.2019). «Взаимообусловленность» перцептивных и ментальных процессов регулярно представлена в жанре комментария, который преобладает в разделе «Литература» исследуемого интернет-журнала: Однако, если все-таки прочитать серию в хронологическом порядке, можно заметить довольно важный мотив: как взрослеет Муми-тролль, как меняется его взгляд на мир (История муми-трол-лей; комментарий, 21.05.2018); Интерпретации классических текстов <... > заставляют по-новому взглянуть и на текст-оригинал (Премьера альбома! Федоров и Крутоголов поют стихи Пушкина; комментарий, 7.01.2019).

В текстах литературных комментариев специфика реализации чувственного восприятия обусловлена жанровой природой текста (ориентацией на диалогич-ность), что наглядно демонстрирует необходимость дальнейшей разработки жанрового аспекта реализации перцептивной семантики: Краска стекает по карте -очертания материка на наших глазах меняются и расширяются, разрушая и размывая, казалось бы, навеки застывшие контуры обыденности; В начале автор ясно дает понять читателю, что он смотрит на звезды как на плевочки, а жемчужину в них видит кто-то другой (Для кого писал Маяковский; комментарий, 12.09.201б).

Диалогичность как текстовая категория, реализуемая в субкатегориях субъектности и адресованности (образ автора и образ адресата), является ключевым фактором текстообразования. «Автор и адресат как ключевые компоненты единой модели коммуникации, связанные с порождением и восприятием текста, не только диалектически сопрягаются, но и "взаимопро-никаемы" в функциональном и коммуникативном отношении» [29. С. 240-241]. Перцептивные высказывания являются одним из ключевых средств репрезентации диалогичности в интернет-журнале: В прошлом

году я вгляделся в черновик - а там написано не «священный сладостный», а «мятежный сладостный обман». Я увидел, что букву «м» Пушкин пишет с нижним хвостиком, который похож на начало «в». Поэтому можно прочесть «священный» вместо «мятежный». Вы можете себе представить, какая разница? (Николай Перцов: «Настоящее свое призвание я ощутил в пятьдесят с лишним лет»: воспоминания, 2.09.2022).

С опорой на исследования Н.С. Болотновой, посвященные анализу возможностей языковых единиц разных уровней в процессе текстового развертывания [29. С. 264-273], можно утверждать, что рассматриваемые высказывания с семантикой восприятия, выявленные в текстах интернет-журнала, выполняют текстообразую-щую функцию. «Текстообразующие возможности высказывания определяются его способностью актуализировать определенную ситуацию, связанную с последующим или предыдущим развертыванием текста. Роль высказываний в текстообразовании зависит от характера синтаксической конструкции и ее семантико-синтаксических связей с ближайшим и дальнейшим окружением» [29. С. 267]. Приведем в качестве наглядного примера развернутый текстовый фрагмент (межфразовое единство) с перцептивной семантикой в РЖ инструкции: Ни в коем случае не нужно углубляться в пучину мелких обстоятельств. Нужно выбирать самое главное, то, что интересно. Нужно всякую секунду следить, не устал ли читатель, не слишком ли вы его загрузили <... >. Если же ты не видишь свою аудиторию, надо все время мысленно представлять этих людей и их реакцию и следить за тем, чтобы они не устали. В нужных местах расставлять какие-то приманки, награждать читателей вкусной историей (Как написать научно-популярную книгу - рассказывает Сергей Иванов; инструкция, 28.11.2016). На уровне предикатов очевидна правосторонняя и левосторонняя связь, демонстрирующая принципы текстового развертывания: не нужно углубляться, нужно следить - надо представлять и следить - расставлять, награждать.

В исследованиях, посвященных изучению категории перцептивности в различных типах дискурса [1, 2, 4, 5 и др.], авторы в первую очередь анализировали диктумное содержание высказывания [28. С. 7]. Проведенный анализ свидетельствует о том, что тексты, опубликованные в интернет-журнале, не являются исключением и в них реализуется базовая пропозиция восприятия - субъект, предикат, объект (подробное описание событийной пропозиции восприятия и вариативности ее репрезентации см.: [3, 4 и др.]): ...я просмотрела в индексе знакомые мне имена; <... > и как высокомерно взглянул на меня юный миллионер (Корней Чуковский о набоковской лжи; письмо, 22.02.2016); <...> тот внимательно слушает друга (7 секретов романа «Обломов»; 18.01.2017); <...> а зрители услышат ее голос (История Питера Пэна; комментарий, 9.11.2017); <...> я окунулась в собственное детство (Лучшие детские книги на non/fiction: выбор Arzamas; обзор, 27.11.2015); я замечаю сначала только черный рояль (80-летний Лев Толстой

- о Боге, Анне Карениной, здоровье; воспоминание, 4.05.2018) и др.

Рассмотрение перцептивной семантики в жанровом аспекте видится продуктивным с учетом анализа мо-дусных категорий (само понятие речевого жанра в семантическом синтаксисе относится к метакатегориям модуса [28. С. 26]). Среди модусных категорий в исследованиях по перцептивной лингвистике чаще всего в фокус внимания попадает оценочность. Например, в монографии С.Ю. Лавровой оценочность рассматривается как один из модусных смыслов субъекта восприятия [2. С. 45-48]. Как отмечает Т.В. Шмелева, оценоч-ность, отражая авторское позитивное или негативное отношение к диктумному содержанию в целом или к какому-то из его элементов, располагает различными средствами выражения [28. С. 31]. В проанализированных перцептивных высказываниях для выражения семантики оценки регулярно используются следующие языковые показатели:

1) включение в высказывание определений (ква-лификаторов) и их актуализация (например, через повтор): Мне вспомнилось детство в Хрущеве, когда на Пасхе меня вынесли из церкви на волю и тут, оживая, я увидел возле церкви зеленеющие березки, а женщины обо мне говорили: «Порченый!» Долго мне казалось потом, что эта радость встречи на Пасхе с зеленеющими березками была как бы моим грехом, чем-то вроде язычества (Пришвин: «Путь веры в миссию своей войны закончится войной»; дневник, 8.12.2015). Повтор определения зеленеющие (березки) в совокупности со словосочетанием радость встречи свидетельствует о значимости перцептивного признака, отражающего оценку происходящего субъектом восприятия не только в контексте отдельного высказывания, но и всего текстового фрагмента;

2) «нанизывание» перцептивных предикатов, демонстрирующих усиление/интенсификацию [28. С. 8] действия или состояния: а) повтор - Я почувствовал себя такой мелочью, ничтожеством, мальчишкой! Мне хотелось его слушать и слушать без конца (9 цитат из писем Ильи Репина; письмо, 13.03.2019); б) включение в глагольный ряд стилистически окрашенных единиц - Я следил за ним в маленькое заднее окошко и видел, как он отпустил наконец ручку и отшвырнул зонт ногой в сточную канаву. Тот валялся там, дымясь, и толпа с любопытством пялилась на него, прежде чем разойтись (Ивлин Во - о ночном загуле в Париже; воспоминания, 28.05.2018); в) использование в функции предиката фразеологических сочетаний - Видимо, на черном рынке, где меня все знали, я уже намозолил глаза не только друзьям, но и стукачам, и кагэбэшникам (Лев Турчинский: «Коллекционируйте тех, кто неизвестен и недооценен»; воспоминания, 13.06.2018).

В рамках статьи нет возможности проанализировать все выявленные высказывания. Хаотичный набор примеров разных типов восприятия не позволит актуализировать жанровые характеристики, так как семантические модели разных типов восприятия имеют свои

особенности (например, для выражения восприятия запаха нормой является импликация субъекта восприятия и т.д.). Авторы статьи считают возможным остановиться на высказываниях, включающих в свой состав перцептивные лексические единицы глаза, взгляд, взор. Во-первых, зрительное восприятие является ведущим каналом восприятия, во-вторых, данные лексические единицы могут входить в состав любого компонента семантической модели - предиката, субъекта, объекта, квалификатора. В процессе изучения художественного дискурса соответствующие словосочетания не раз попадали в фокус внимания в том числе и в аспекте текстообразования (например, о текстообразую-щей функции лексемы глаза в художественном дискурсе см.: [3. С. 46-48]).

Проведенный анализ выявленных перцептивных единиц в контексте модели речевого жанра Т.В. Шмелевой [15] позволяет говорить о том, что они являются иллюстративными, так как репрезентируют основные жанровые признаки: 1) наглядно представляют позицию субъекта восприятия, который в большинстве случае совпадает с рассказчиком (вербализация образа автора); 2) ориентированы на установление диалога (вербализация образа адресата); 3) отражают диктум-ное содержание текстового фрагмента (пропозиция восприятия рассматривается в контексте других событийных пропозиций). Так как все модусные категории передают субъективное отношение автора к диктум-ному содержанию высказывания [28], то описанные выше средства выражения оценочности в рассматриваемых ниже примерах квалифицируются в первую очередь как средства репрезентации авторской позиции (образа адресата).

1. Если Вы не против, то я попросил бы Вас закрыть глаза, нарисовать свинью - и открыть их, уже чтобы поставить подпись (Письма Шерлоку Холмсу; письмо, 13.07.2016); Неужели никогда, никогда в жизни я не смогу посмотреть в его глаза (с Вашим любимым косым разрезом), взять его за руку, уже такую мужественную, и поговорить с ним обо всем (Чтение на 15 минут: письма Екатерины Лившиц Ольге Арбениной из лагеря: письмо, 10.05.2019). Среди славянских гостей, приехавших на гоголевский юбилей, я увидел и вашу фамилию, так что был уверен, что вы заглянете к нам (80-летний Лев Толстой - о Боге, Анне Карениной; воспоминания, 4.05.2018). В примерах такого типа (в большинстве случаев жанр письма) ярко выражена ориентация на адресата (Вы, Вас, Вашу). Диктумное содержание высказывания включает пропозицию зрительного восприятия.

2. Гордон Карлайл был джентльменом и выругаться не мог, но все, что нужно, выразил взглядом, противоречащим предположению о дружбе <...>; Оглядевшись вокруг, я поймал на себе пристальный взгляд скотчтерьера Бартоломью, недвусмысленно свидетельствующий о дурных намерениях, столь характерных для тварей этой породы (Как стать джентльменом; фрагмент худ. текста, 17.06.2016); Из тех лиц, которые оставались доступны взору -большая их часть была закутана мусульманскими по-

крывалами, - несколько показались мне симпатичными, но остальные были измождены трудом и заботами (Письма и дневники Эдварда Лира; дневник,

14.11.2017). В подобных высказываниях актуализируется диктумное содержание высказывания: в первом примере взгляд как способ выражения внутреннего состояния субъекта и его отношения к окружающей действительности, во втором - взгляд как средство воздействия на субъекта перцепции, в третьем - взор как инструмент восприятия (доступный взору - «видимый»). Позиция автора (рассказчика) представлена опосредовано.

3. Куда важнее обратить внимание на глаза с портрета: «живущие» вне временного «протяжения», они превращаются у Хлебникова в протяженные во времени «взоры» (Как читать Хлебникова; комментарий, 28.09.2016); <... > в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начи-наетрасплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последовательную картинку

(5 вопросов о «Мертвых душах», комментарий, 6.06.2018). В подобных примерах (жанр комментария) ярко выражена диалогичность, при этом в отличие от высказываний первой группы и автор, и адресат (читатель) являются активными равноправными субъектами восприятия. Диктумное содержание представлено разными типами описания, включающего перцептивную семантику.

4. Месяц до свадьбы прошел, понятно, в миловании, страстных ласках, и (бросаю опытный взгляд назад), и если бы не благоразумие жениха, я могла бы «пасть», и (прибавляю теперь) это было бы вполне естественно и нравственно <... > (Письма читателей Льву Толстому; письмо, 27.06.2016); Озарение, дай-то бог, придет, надо только дать ему хоть какой-то шанс. Ведь оно здесь, оно живо, оно ждет; картина вновь заиграет красками, стоит мне обратить на нее свой взор (Дневник Генри Джеймса; дневник,

22.01.2018). В подобных высказываниях представлена диалогичность иного типа - рефлексия субъекта восприятия, стремление рассмотреть ситуацию (диктум-ное содержание) с разных сторон (бросаю опытный взгляд, стоит мне обратить свой взор).

5. Как же сладостно было вновь узреть его! Сидит, опустив голову, а глаза сверкают от радости! Сколь же выразительны наши глаза! (Вирджиния Вулф: фрагменты биографии; биография, 6.07.2018); Невообразимый, чистейший восторг: лежать, слушать волну, видеть свет, знать про себя, что это почти невероятно - быть здесь (Вирджиния Вулф: фрагменты биографии; биография, 6.07.2018). Дик-тумное содержание (ситуация зрительной деятельности) осложнено ярко выраженной авторской оценкой (узреть, выразительны, невероятно).

В большинстве проанализированных примеров, представленных в разделе «Литература», перцептивные единицы либо самостоятельно, либо в совокупности с другими языковыми средствами актуализируют указанные выше жанровые признаки, при этом их сочетаемость и степень значимости в контексте может

быть абсолютно различной (образ адресата / диктумное содержание, образ автора /диктумное содержание, образ автора / образ адресата / диктумное содержание и др.). Только внимательное контекстное прочтение позволяет выявить все смысловые оттенки и определить текстообразующий потенциал перцептивных высказываний в рамках целого текста.

Проанализированные в статье примеры не позволяют охарактеризовать все типы транспозиционных и внутрипропозиционных переносов [3. С. 208], представленных в текстах интернет-журнала (раздел «Литература»), но их актуализация является очевидной даже на примере высказываний с лексемами глаза, взгляд, взор: моделирование ситуации зрительной деятельности - рябить в глазах, внутреннего состояния - выразить взглядом, действия - бросить взгляд, изменения признака - протяженные во времени взоры и т.д..

Заключение

Проведенный анализ материала позволяет говорить о том, что в контексте изучения современного интернет-дискурса интернет-журнал может быть определен как гипержанр, включающий различные формы контента. Он функционирует как самостоятельный ресурс, который постоянно обновляется и характеризуется мультимедийностью, интерактивностью и гипертекстуальностью. Основной жанрообразующей характеристикой интернет-журнала является коммуникативная цель, которая, с одной стороны, позволяет объединить тексты различных речевых жанров в единое макрообразование, с другой - актуализировать связь между адресантом (автором-экспертом) и адресатом (читателем-пользователем).

В культурологическом просветительском проекте «Arzamas» в рамках интернет-журнала представлены следующие речевые жанры: литературоведческий комментарий, письмо, инструкция, эссе, обзор, лекция, дневник, воспоминания, интервью. В разделе «Литература» преобладают тексты, относящиеся к жанрам комментария и воспоминания, что наглядно демонстрирует актуализацию перцептивной семантики как в аспекте авторизации (воспоминание), так и в аспекте адресованности (комментарий).

Текстообразующий потенциал перцептивных единиц в интернет-журнале обусловлен их непосредственной соотнесенностью с моделью речевого жанра, т.е. признаками, позволяющими определить жанровую принадлежность текста. В первую очередь это касается образа автора и образа адресата (реализация текстовой категории диалогичности -субъектности и адресованности). Не менее значима функция перцептивных высказываний в семантической организации текстового пространства. Особенность рассматриваемых единиц заключается в том, что они способны вербализовать как диктумные, так и модусные смыслы, что видится принципиально значимым для интернет-журнала, включающего различные жанровые образования.

Примечание

'Далее в тексте статьи приведены примеры с указанием названия, жанра и даты публикации.

Список источников

1. Авдевнина О.Ю. Перцептивная семантика: закономерности формирования и потенциал художественной реализации. Саратов : Изд-во Са-

рат. ун-та, 2013. 340 с.

2. Лаврова С.Ю. Говорящий как наблюдатель: лингвоаксиологический аспект. Череповец : ЧГУ, 2017. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Корычанкова С., Крюкова Л., Хизниченко А. Поэтическая картина мира сквозь призму категории перцептивности. Brno, 2016. 236 с.

4. Крюкова Л.Б. Перцептивный строй поэтического текста: к вопросу о терминологическом аппарате исследования // Вестник Томского го-

сударственного университета. 2019. № 447. С. 47-54.

5. Харченко В.К. Лингвосенсорика. Фундаментальные и прикладные аспекты. М. : Книжный дом «Либроком», 2012. 216 с.

6. Крюкова Л.Б., Ефимова С.И. Ситуация восприятия и языковые особенности ее репрезентации в современном публицистическом тексте

(жанр feature, на материале журналов «GEO» и «GEO Traveller») // Текст. Книга. Книгоиздание. 2013. № 1 (3). С. 30-37.

7. Мухина Ю.Н. Сенсорное своеобразие жанров // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 3 (35). С. 168-175.

8. Arzamas. Журнал. URL: https://arzamas.academy/mag

9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград : Перемена, 2002. 477 с.

10. Грибовод Е.Г. Интернет-дискурс // Дискурс-Пи. 2013. № 3. С. 118-119.

11. Галичкина Е.Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 10. С. 55-59.

12. Щипицина Л.Ю. Классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации по их функции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 114. С. 171-178.

13. Дементьев В.В. Онлайн-тесты в новостном браузере: лингвистические и речежанровые характеристики // Жанры речи. 2020. № 1 (25). С. 62-78.

14. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105-123.

15. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. 1997. № 1. С. 88-98.

16. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М. : Либроком, 2012. 200 с.

17. Уланова М.А. Интернет-журнал. Типология, принципы создания, методика редактирования : дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 239 с.

18. Гордиенко Н.Н. Просветительская деятельность современных СМИ // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 1. С. 123-128.

19. Макарова Е.Е. Типологические модели научно-популярных сайтов // Медиаскоп. 2012. № 4. URL: https:// http://www.mediascope.ru /node/1216 (дата обращения: 22.11.2022).

20. Колоев А.С. Научно-просветительские издания как типологическая ниша // Медиаскоп. 2012. Вып. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/en/node/1089 (дата обращения: 22.11.2022).

21. Суворова С.П. Реализация просветительной функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. № 6. С. 11-15.

22. Arzamas: про бизнес, а не про просвещение // Roem.ru. 2015. 29 янв. URL: https://roem.ru/29-01-2015/181908/arzamas-pro-biznes/ (дата обращения: 25.11.2022).

23. Чередниченко Л.В., Лапко А.В. Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского медиапроекта Arzamas) // Litera. 2021. № 5. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35663 (дата обращения: 27.11.2022).

24. Павлова Е.Д., Гридчина А.А. Особенности популяризации гуманитарного знания (на примере проекта Arzamas) // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа : сб. материалов каф. журналистики. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2018. С. 88-95.

25. Коханов Е.Ф., Кравцов В.В., Шкондин М.В. Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-novyh-media-v-usloviyah-transformatsii-mediasistemy (дата обращения: 24.11.2022).

26. Трофимова О.В., Набиева Е.А. Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew // Медиалингви-стика. 2018. № 5 (3). С. 314-329. URL: https://medialing.ru/issledovaniesetevogo-prosvetitelskogo-zhanra-na-primere-mediaproekta-newtonew/ (дата обращения: 24.11.2021).

27. Воловецкий Д.С., Белковский С.В. Вклад новых медиа в отечественную научно-популярную журналистику // Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа : сб. материалов каф. журналистики. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2018. С. 52-63. URL: http://fil.msite.unn.ru/wp-content/uploads/sites/4/Nauchno-populyarnaya-zhurnalistika-opyt-sistemnogo-analiza.-Sb.-materialov-kaf.-zhurnalis-tiki.-Nizhnij-Novgorod-Izd-vo-NNGU-2018.-104-s.pdf (дата обращения: 25.11.2022).

28. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. Текст лекций. Красноярск, 1994. 43 с.

29. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус. Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.

References

1. Avdevnina, O.Yu. (2013) Pertseptivnaya semantika: zakonomernosti formirovaniya ipotentsial khudozhestvennoy realizatsii [Perceptual semantics:

patterns of formation and potential for artistic realization]. Saratov: Saratov State University.

2. Lavrova, S.Yu. (2017) Govoryashchiy kak nablyudatel': lingvoaksiologicheskiy aspekt [Speaker as an observer: linguoaxiological aspect]. Cherepo-

vets: Cherepovets State University.

3. Korychankova, S., Kryukova, L. & Khiznichenko, A. (2016) Poeticheskaya kartina mira skvoz'prizmu kategorii pertseptivnosti [Poetic picture of

the world through the prism of the category of perceptivity]. Brno.

4. Kryukova, L.B. (2019) The Perceptual Structure of the Poetic Text: On the Terms of the Research. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta

— Tomsk State University Journal. 447. pp. 47-54. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/447/6

5. Kharchenko, V.K. (2012) Lingvosensorika. Fundamental'nye i prikladnye aspekty [Linguosensorics. Fundamental and applied aspects]. Moscow:

Knizhnyy dom "Librokom".

6. Kryukova, L.B. & Efimova, S.I. (2013) Situation of Perception and Language Features of Its Representation in Modern Journalistic Text ("Feature"

Genre, on the Material of GEO and GEO Traveller Magazines). Tekst. Kniga. Knigoizdanie — Text. Book. Publishing. 1 (3). pp. 30-37. (In Russian).

7. Mukhina, Yu.N. (2022) Sensornoe svoeobrazie zhanrov [Sensory originality of genres]. Zhanry rechi. 17:3 (35). pp. 168-175.

8. Arzamas. [Online] Available from: https://arzamas.academy/mag

9. Karasik, V.I. (20020 Yazykovoy krug: lichnost', kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd: Peremena.

10. Gribovod, E.G. (2013) Internet-diskurs [Internet discourse]. Diskurs-Pi. 3. pp. 118-119.

11. Galichkina, E.N. (2004) Kharakteristiki komp'yuternogo diskursa [Characteristics of computer discourse]. Vestnik OGU. 10. pp. 55-59.

12. Shchipitsina, L.Yu. (2009) Klassifikatsiya zhanrov komp'yuterno-oposredovannoy kommunikatsii po ikh funktsii [Classification of genres of computer-mediated communication by their function]. IzvestiyaRGPUim. A.I. Gertsena. 114. pp. 171-178.

13. Dement'ev, V.V. (2020) Onlayn-testy v novostnom brauzere: lingvisticheskie i rechezhanrovye kharakteristiki [Online tests in a news browser: linguistic and speech genre characteristics]. Zhanry rechi. 1 (25). pp. 62-78.

14. Goroshko, E.I. & Zhigalina, E.A. (2010) Virtual'noe zhanrovedenie: ustoyavsheesya i spornoe [Virtual genre studies: established and controversial].

Voprosy psikholingvistiki. 12. pp. 105-123.

15. Shmeleva, T.V. (1997) Model' rechevogo zhanra [Model of speech genre]. Zhanry rechi. 1. pp. 88-98.

16. Tavokin, E.P. (2012) Massovaya kommunikatsiya: sushchnost' i sostoyanie v sovremennoy Rossii [Mass communication: essence and state in modern Russia]. Moscow: Librokom.

17. Ulanova, M.A. (2005) Internet-zhurnal. Tipologiya, printsipy sozdaniya, metodika redaktirovaniya [Internet magazine. Typology, principles of creation, editing techniques]. Philology Cand. Diss. Moscow.

18. Gordienko, N.N. (2022) Prosvetitel'skaya deyatel'nost' sovremennykh SMI [Educational activities of modern media]. VestnikKostromskogo gosu-darstvennogo universiteta. 28 (1). pp. 123-128.

19. Makarova, E.E. (2012) Tipologicheskie modeli nauchno-populyarnykh saytov [Typological models of popular science sites].Mediaskop. 4. [Online]

Available from: https:// http://www.mediascope.ru/node/1216 (Accessed: 22.11.2022).

20. Koloev, A.S. (2012) Nauchno-prosvetitel'skie izdaniya kak tipologicheskaya nisha [Scientific and educational publications as a typological niche]. Mediaskop. 2. [Online] Available from: http://www.mediascope.ru/en/node/1089 (Accessed: 22.11.2022).

21. Suvorova, S.P. (2006) Realizatsiya prosvetitel'noy funktsii zhurnalistiki na stranitsakh sovremennykh obshcherossiiskikh gazet [Implementation of the educational function of journalism on the pages of modern all-Russian newspapers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 6. pp. 11-15.

22. Roem.ru. (2015) Arzamas: pro biznes, a ne pro prosveshchenie [Arzamas: about business, not about education]. 29 January. [Online] Available from: https://roem.ru/29-01-2015/181908/arzamas-pro-biznes/ (Accessed: 25.11.2022).

23. Cherednichenko, L.V. & Lapko, A.V. (2021) Formy predstavleniya kontenta v prosvetitel'skikh media (na primere prosvetitel'skogo mediaproekta Arzamas) [Forms of content presentation in educational media (using the example of the educational media project Arzamas)]. Litera. 5. [Online] Available from: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35663 (Accessed: 27.11.2022).

24. Pavlova, E.D. & Gridchina, A.A. (2018) Osobennosti populyarizatsii gumanitarnogo znaniya (na primere proekta Arzamas) [Features of popularization of humanitarian knowledge (on the example of the Arzamas project)]. In: Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza [Popular science journalism: experience of system analysis]. Nizhniy Novgorod: NNSU. pp. 88-95.

25. Kokhanov, E.F., Kravtsov, V.V. & Shkondin, M.V. (2015) Zhanrovaya struktura novykh media v usloviyakh transformatsii mediasistemy [Genre structure of new media in the conditions of the media system transformation]. Vestnik VUiT. 2 (18). [Online] Available from: https://cyber-leninka.ru/article/n/zhanrovaya-struktura-novyh-media-v-usloviyah-transformatsii-mediasistemy (Accessed: 24.11.2022).

26. Trofimova, O.V. & Nabieva, E.A. Issledovanie setevogo prosvetitel'skogo zhanra na primere mediaproekta Newtonew [Study of the network educational genre using the example of the Newtonew media project]. Medialingvistika. 5 (3). pp. 314-329. [Online] Available from: https://medial-ing.ru/issledovaniesetevogo-prosvetitelskogo-zhanra-na-primere-mediaproekta-newtonew/ (Accessed: 24.11.2021).

27. Volovetskii, D.S. & Belkovskii, S.V. (2018) Vklad novykh media v otechestvennuyu nauchno-populyarnuyu zhurnalistiku [The contribution of new media to domestic popular science journalism]. In: Nauchno-populyarnaya zhurnalistika: opyt sistemnogo analiza [Popular science journalism: experience of system analysis]. Nizhny Novgorod: NNSU. pp. 52-63. [Online] Available from: http://fil.msite.unn.ru/wp-content/up-loads/sites/4/Nauchno-populyarnaya-zhurnalistika-opyt-sistemnogo-analiza.-Sb.-materialov-kaf.-zhurnalistiki.-Nizhnij-Novgorod-Izd-vo-NNGU-2018.-104-s.pdf (Accessed: 25.11.2022).

28. Shmeleva, T.V. (1994) Semanticheskiy sintaksis. Tekst lektsiy [Semantic syntax. Text of lectures]. Krasnoyarsk.

29. Bolotnova, N.S. (2008) Kommunikativnaya stilistika teksta: Slovar'-tezaurus [Communicative stylistics of the text: Thesaurus dictionary]. Tomsk: TSPU.

Информация об авторах:

Крюкова Л.Б. - канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: lar-kryukova@yandex.ru

Скирневская В.Ю. - аспирант кафедры русского языка Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: skivaleriya@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

L.B. Kryukova, Cand. Sci. (Philology), associate professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: lar-kryukova@yandex.ru

V.Yu. Skirnevskaya, postgraduate student, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: skiva-

leriya@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования 29.06.2023; принята к публикации

The article was submitted approved after reviewing 29.06.2023; accepted for publication

02.03.2023; 06.11.2023.

02.03.2023; 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.