Психолингвистика в образовании
Л.С. ЧЕЧУЛИНА
(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 372.881.161.1’2 ББК Ш141.12-9
ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Аннотация. Программа знакомит студентов с грамматическими и лексико-грамматическими средствами, выражающими меж-фразовые связи в тексте.
Ключевые слова: текст, категории текста, межфразовые связи, грамматические средства, лексико-грамматические средства.
Введение
Цель дисциплины:
Познакомить студентов с грамматическими и лексикограмматическими средствами связи в тексте.
Задачи дисциплины:
1. Охарактеризовать разные подходы к пониманию природы текста.
2. Рассмотреть текстообразующие функции отдельных частей речи и их морфологических категорий.
3. Научить студентов выявлять и анализировать текстообразующие функции лексико-грамматических и грамматических категорий.
Специфика содержания программы
Текст как единица языка и речи изучается со второй половины XX века. В научной и научно-методической литературе текст охарактеризован как семантическое и структурнофункциональное единство, но при этом мало внимания уделяется грамматической связности, лексико-грамматическим и грамматическим средствам межфразовой связи, без тщательного рассмотрения которых анализ текста не может быть полным и глубоким.
В данном спецкурсе текст будет охарактеризован прежде всего как структурно-семантическое единство. Предполагается представление основных средств межфразовой связи и выявление текстообразующих возможностей языковых единиц морфологического уровня.
Формы и методы реализации практического компонента дисциплины
Чтобы студенты хорошо усвоили теоретический материал, изложенный в лекционном курсе, каждому слушателю предлагается индивидуальное задание: в конкретном тексте выявить и проанализировать текстообразующие функции всех языковых единиц морфологического уровня, это позволит студенту к зачетному занятию научиться давать полную характеристику грамматических средств межфразовой связи на примере одного текста.
Содержание дисциплины
№ Тема
1 Место текста в системе языка.
1.1 Два подхода к пониманию природы текста: текст как единица языка; текст как явление речевого характера.
1.2. Категории текста. Категория информативности. Пресуппозиция. Ретроспекция и проспекция. Модальность текста. Связность, цельность, интеграция, завершенность.
1.3. Структурные элементы текста. Межфразовая связь и средства ее выражения. Цепная связь. Параллельная связь. Контактная и дистантная связь.
2 Средства выражения грамматической связности как одна их групп средств межфразовой связи в тексте.
2.1. Собственно лексические средства связи: слова одной лексико-семантической или тематической группы, слова одного семантического поля, слова, между которыми устанавливается ассоциативная связь; повторы, гиперонимы, гипонимы.
2.2. Лексико-грамматические средства связи: личноуказательные местоимения, указательные, притяжательные местоимения.
2.3. Грамматические средства связи: союзы, союзные слова, повтор грамматических форм; формы грамматического (морфологического и синтаксического) времени; обстоятельства времени, места, причины, цели, условия, уступки, определяющие логические отношения между предложениями; вводно-модальные слова, неполнота предложений и эллипсис.
3 Текстообразующие функции лексико-грамматических и грамматических категорий.
3.1. Местоимение как лексико-грамматическое средство межфразовой связи: анафоры, катафоры, отсылки к компонентам предшествующего и последующего текста.
3.2. Союзные слова и местоименные наречия, употребляющиеся в начале предложения, как синсемантические элементы, отсылающие к предшествующему тексту.
3.3. Союзы, употребляющиеся в начале предложений, как средство межфразовой связи в ССЦ и тексте. Присоединительные союзы в тексте.
3.4. Вводно-модальные слова, указывающие на порядок изложения или обобщающие сказанное.
1Л 3. Вид глагола и формы грамматического времени, указывающие на одновременность и последовательность ситуации.
3.6. Деепричастные обороты в текстовой функции, имеющие детерминантное временное значение, которое относится к событиям, описываемым в текстовом фрагменте или в целом тексте.
3.7. Повтор незнаменательных слов и грамматической формы знаменательных слов как средство межфразовой связи, актуализирующее ту или иную грамматическую семантику в тексте.
4 Характеристика грамматических средств межфразовой связи в тексте. Анализ текстообразующих связей и средств, их выражающих.
Самостоятельная работа Примерные темы курсовых работ
1. Функционирование временных глагольных форм в тексте.
2. Функционирование имени прилагательного в оценочной структуре текста.
3. Функционирование имени прилагательного в текстовом оценочном атрибутиве.
Примерные темы выпускных квалификационных работ
1. Союз как специфическое средство выражения логикосмысловых отношений в тексте.
2. Местоимение как лексико-грамматическое средство межфразовой связи.
3. Союзные слова как средство выражения межфразовой связи.
4. Деепричастный оборот в текстовой функции.
5. Специфика функционирования вводно-модальных слов в тексте.
Контрольные вопросы и задания для зачета
1. Проанализируйте разные определения текста. К какой системе относят текст лингвисты - к системе языка или к явлениям речевого уровня? Прокомментируйте свои выводы.
2. В подобранном тексте определите количество ССЦ и способы их соединения.
3. Проиллюстрируйте примерами реализацию цепной и параллельной связи между предложениями. Чем обусловлен выбор того или иного способа межфразовой связи в ваших примерах?
4. Проанализируйте строение ССЦ в подобранном вами тексте: определите границы зачина, средней части, концовки и способы их оформления. Как композиция текста связана с его содержанием, с замыслом автора текста? Какими средствами передается коммуникативное намерение автора текста?
5. Найдите свободное предложение в подобранном вами тексте. Какую роль они играют в строении текста, в его композиционном оформлении.
Психолингвистика в образовании
6. В процессе анализа подобранного вами текста докажите правомерность следующего положения: «Вообще говоря, все уровни языка интегрируются под влиянием названия для того, чтобы по возможности точнее определить предмет высказывания, сделав его понятным партнеру по коммуникации» [Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982. С. 82].
7. Анализируя подобранный вами текст покажите, как реализуются в нем основные текстовые категории (целостность, связность и др.), определите, какими средствами реализуются эти категории.
8. Найдите в тексте грамматические средства связи и определите их текстообразующие функции.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Студент должен знать:
• терминологический минимум по теме данного спецкурса;
• проблемные вопросы данной темы.
Студент должен уметь:
• реферировать научную литературу;
• проводить анализ текстообразующих грамматических связей и средств, их выражающих.
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактическое и материально-техническое обеспечение дисциплины: художественные тексты русской классической литературы; мультимедийный комплекс.
Основная литература
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 140 с.
Москальская О.И. Грамматика текста. - М.: Высшая школа, 1981. - 183 с.
Психолингвистика в образовании
Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Екатеринбург: Урал. ун-т , 2000. - 533 с.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Высшая школа, 1973. - 214 с.
Дополнительная литература
Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории. Аналитический минимум. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Ось - 89», 2005. - 560 с.
Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
© Чечулина Л.С., 2012