Научная статья на тему 'ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ МУХАММАДТАХИРА АЛ-КАРАХИ "ШАРХ АЛ-МАФРУД"'

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ МУХАММАДТАХИРА АЛ-КАРАХИ "ШАРХ АЛ-МАФРУД" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ИСЛАМСКОЕ ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ (АКИДА) / АБУ АЛ-ХАСАН АЛ-АШАРИ / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО (ФИКХ) / ШАФИИТСКИЙ МАЗХАБ / ХИДЖРА / ДЖИХАД / МУХАММАДТАХИР АЛ-КАРАХИ / ШАРХ АЛ-МАФРУД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедхабибов Магомед Саадуевич

В статье приводится текстологический анализ сочинения по мусульманскому праву «Шарх ал-мафруд», принадлежащего перу дагестанского богослова Мухаммадтахира ал-Карахи, которое было составлено в традиционном жанре правовых мусульманских трудов. Вместе с тем в нем имеется ряд особенностей, в общем отражающих характерные черты функционирования мусульманского права на Северном Кавказе в XIX веке. Выявлены причины написания этой книги, структура и характерные особенности сочинения. Особое внимание уделено рассмотрению некоторых тем, волновавших умы мусульман указанного периода, которые вызвали жаркие дискуссии в среде дагестанской интеллектуальной и духовной элиты. Ал-Карахи не остался в стороне от этих дискуссий, его позиция по определенным актуальным вопросам отражена в этой книге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTUAL ANALYSIS OF “SHARH AL-MAFRUD” BY MUHAMMAD TAHIR АL-KARAHI

The study is devoted to the textual analysis of the essay on Muslim law “Sharkh al-Mafrud”, written by Dagestani theologian Muhammadtahir al-Karahi. The essay is compiled in the traditional genre of legal Muslim works. At the same time, it has a number of peculiarities that generally reflect the characteristic features of Muslim law functioning in the North Caucasus in the 19th century. The study reveals the motives for composing this work, its structure and other specific features. Particular attention is paid to the topics that worried the minds of Muslims of that period and caused heated discussions in Dagestani intellectual and spiritual elite. Al-Karahi did not stay away from those discussions and his position on certain legal issues is reflected in the book.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ МУХАММАДТАХИРА АЛ-КАРАХИ "ШАРХ АЛ-МАФРУД"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Ответственный за рубрику: Музыкина Е.В. Э Исламоведение. 2022. Т. 13, № 4 (54)

ACADEMIC LIFE Person in charge of the section: Muzykina Ye. V. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2022. Vol. 13, no. 4 (54)_

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-4-85-93

УДК 297.17

Содержание статьи

Информация о статье

М.С. Ахмедхабибов1

Введение. О чем книга. Структура книги.

Теоретико-методологическая база труда «Шарх ал-мафруд». Отличительные особенности. Вклад в развитие мусульманского образования в Дагестане. Заключение. Приложение.

Поступила в редакцию: 24.10.2022 Передана на рецензию: 30.10.2022 Получена рецензия: 15.11.2022 Принята в номер: 02.12.2022

Текстологический анализ сочинения Мухаммадтахира ал-Карахи «Шарх ал-мафруд»

Образовательная религиозная организация высшего образования «Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа»; mguduberi@gmail.com

В статье приводится текстологический анализ сочинения по мусульманскому праву «Шарх ал-мафруд», принадлежащего перу дагестанского богослова Мухаммадтахира ал-Карахи, которое было составлено в традиционном жанре правовых мусульманских трудов. Вместе с тем в нем имеется ряд особенностей, в общем отражающих характерные черты функционирования мусульманского права на Северном Кавказе в XIX веке. Выявлены причины написания этой книги, структура и характерные особенности сочинения. Особое внимание уделено рассмотрению некоторых тем, волновавших умы мусульман указанного периода, которые вызвали жаркие дискуссии в среде дагестанской интеллектуальной и духовной элиты. Ал-Карахи не остался в стороне от этих дискуссий, его позиция по определенным актуальным вопросам отражена в этой книге.

Ключевые слова: Дагестан, исламское вероубеждение (акида), Абу ал-хасан ал-Ашари, исламское право (фикх), шафиитский мазхаб, хиджра, джихад, Мухаммадтахир ал-Карахи, Шарх ал-Мафруд.

DOI: 10.21779/2077-8155-2022-13-4-85-93

UDC 297.17 intent of the article

M.S. Ahmedkhabibov '

Introduction.

Subject of the book.

The structure of the book.

Theoretical and methodological basis of the

work "Sharkh al-Mafrud".

Information about the article

Received: 24.10.2022 Submitted for review:30.10.2022 Review received: 15.11.2022 Accepted for publication: 02.12.2022

1 Магомед Саадуевич Ахмедхабибов - магистрант образовательной религиозной организации высшего образования «Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа».

2 Magomed Saaduevich Akhmedkhabibov - master's degree student of the educational religious organization of higher education "Sheikh Muhammad-Arif Dagestan Islamic University".

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Distinctive features.

Contribution to the development of Muslim

education in Dagestan.

Conclusion.

Appendix.

Textual Analysis of "Sharh al-Mafrud" by Muhammad Tahir al-Karahi

Educational religious organization of higher education "Sheikh Muhammad-Arif Dagestan Islamic University"; mguduberi@,gmailcom

The study is devoted to the textual analysis of the essay on Muslim law "Sharkh al-Mafrud", written by Dagestani theologian Muhammadtahir al-Karahi. The essay is compiled in the traditional genre of legal Muslim works. At the same time, it has a number of peculiarities that generally reflect the characteristic features of Muslim law functioning in the North Caucasus in the 19th century. The study reveals the motives for composing this work, its structure and other specific features. Particular attention is paid to the topics that worried the minds of Muslims of that period and caused heated discussions in Dagestani intellectual and spiritual elite. Al-Karahi did not stay away from those discussions and his position on certain legal issues is reflected in the book.

Keywords: Dagestan; Islamic faith (Aqida), Abu al-Hasan al-Ashari, Islamic law fiqh); Shaf 'i madhhab, Hijra, jihad, Muhammdtahir al-Karahi, Sharh al-Mafrud.

Введение

Процессы религиозного возрождения XIX века, происходившие под эгидой трех имамов, затронули весь Дагестан. Это послужило причиной расцвета арабоязычной литературы, что привело к появлению плеяды крупных ученых, знатоков арабо-мусульманских наук. Особое место среди них занимает Мухаммадтахир ал-Карахи, оставивший после себя богатое и многогранное творческое наследие. Он был интеллектуалом и энциклопедистом в богословии. Его труды охватывали многие области арабо-мусульманских наук, такие, как история, мусульманское право, грамматика арабского языка, догматика, поэтическое творчество, вероучение ислама. К нему часто обращались за консультацией по вопросам теории и практики мусульманского права, о чем свидетельствует множество его писем-ответов, получивших широкую известность в Дагестане. Всеобщее признание его богословских познаний вызвало интерес к его творчеству еще во второй половине XIX века. Мухаммадтахир ал-Карахи создал ряд оригинальных работ. Одной из наиболее известных и значимых из его книг является «Шарх ал-мафруд а'ла му'ади-л-фуруд» (Комментарии к книге «Самое необходимое исполняющему обязательное»). Как пишет Назир ад-Дургели, «книга «Шарх ал-мафруд» широко распространилась среди ученых Дагестана как учебное пособие и как книга для свободного чтения. Эта книга издана и состоит из нескольких частей. Первая часть о вероучении, вторая - о поклонении, третья - о сулуке». Книга была издана в Бахчисарае при поддержке М.-М. Мавраева в 1903 г. в типографии «Таржуман». Нам удалось обнаружить экземпляр «Шарх ал-мафруд» с автографом автора, который хранится в личной библиотеке ученого-богослова, в доме его потомков в с. Цулда.

О чем книга

Книга состоит из трех частей. В первой части рассматриваются вопросы вероубеждения (исламской догматики) по школе Абуль Хасана ал-Ашари, вторая часть посвящена мусульманскому праву шафитского толка, в третьей раскрываются вопросы мусульманской морали и больших грехов.

В 1850 году ал-Карахи по просьбе своего ученика Даниял-бека Илисуйского написал краткое сочинение под названием «Ал-мафруд а'ла му'ади-л-фуруд», в котором в весьма сжатой и лаконичной форме изложил вопросы мусульманской веры, права и морали. В библиотеке ал-Карахи нами было обнаружено адресованное ему письмо Даниял-бека, в котором тот просит его взять с собой «сочинение, составленное ради меня». Очевидно, речь идет именно об этом сочинении (полный перевод письма дан в конце статьи). Примерно в 1880 году ал-Карахи написал обширный комментарий к этому сочинению, условно названный «Шарх ал-мафруд а'ла му'ади-л-фуруд». Необходимость в комментарии, по словам ал-Карахи, возникла в связи со сложностью лаконичного текста «ал-мафруда» для учеников медресе.

Структура книги

«Шарх ал-мафруд а'ла му'ади-л-фуруд» структурирован по аналогии классических трудов по вероучению Абулхасана ал-Ашари и суннитскому праву школы имама Шафии и разделен на главы - «китаб». В такой композиции из двух богословских направлений автор применил тематический принцип, традиционный для трудов по вероучению и фикху. Каждый раздел освещает определенную сферу мусульманского вероучения или права. В книге имеется девять «китабов», которые посвящены вопросам вероубеждения. Они поделены на два «фасла» (раздела). Главы, посвященные вопросам права, поделены на «баб» (разделы).

Первая книга охватывает вопросы суннитского вероубеждения (акиды) Абуль Хасана ал-Ашари и состоит из двух разделов. В первом освещаются темы божественных атрибутов, второй посвящен пророчеству. Вторая книга «Очищение» состоит из 7 разделов, в которых рассматриваются вопросы о нечистотах, проблемы ритуального очищения и чистоты. Третья книга «Молитва» состоит из 15 разделов, в которых рассматриваются фетвы, касающиеся различных аспектов совершения молитвы. Четвертая книга «Заупокойная молитва» не делится на разделы. Пятая книга «Закят» состоит из 5 разделов, в которых рассматриваются различные аспекты выплаты закята. Шестая книга «Жертвоприношение» («узхия») представлена одной главой. Седьмая книга «Пост», состоящая из одного раздела, исследует шариатские нормы, связанные с постом. Восьмая книга «И'тикаф» (благочестивое уединение в мечети с целью совершения богослужений). Девятая книга «Большие грехи» также не содержит глав. Завершается книга краткой характеристикой хаджа.

Как принято в научно-богословских классических трудах, ал-Карахи использует аббревиатуры и «нисбы» (часть мусульмансткого имени, обозначающая этническую, религиозную и др. принадлежность человека). Большая их часть соответствует традиции мусульманских правовых сочинений поздних поколений. Но есть и некоторые аббревиатуры, введенные ал-Карахи, например: «ч^» (хшг) - подразумевающая субкомментарий Азхаровского ученого ал-Байджури; (Алками) - указывающая на комментарий хадисоведа

Мухаммада ал-Алками к книге «Ал-Джами'у ас-сагир» имама ас-Суюти. Помимо

слов шафиитских правоведов в трактате приводятся цитаты и шариатские заключения ханафитских, маликитских и ханбалитских ученых. Автор в своем труде довольно точно цитирует высказывания богословов, а также дополняет их комментариями. Текст изобилует упоминанием большого количества терминов из методологии исламского права, что говорит о глубоких познаниях его автора в области мусульманского права.

Теоретико-методологическая база труда «Шарх ал-мафруд»

В первой части данного сочинения, в которой излагается позиция ашаритского вероучения, содержатся в основном ссылки на труды ученого-богослова ас-Сануси, такие, как «ал-Акаид ас-сугра». Во второй части, в которой излагается исламское право шафиитской школы, автор ссылается на книгу «ал-Манхаж» Шейха ал-ислама Закария ал-Ансари и другие признанные богословские классические труды. Кроме того, автор опирается и на некоторые неопубликованные источники. Например, «Баст ал-Анвар» - комментарий египетского ученого Али бин Мухаммада ал-Ашмуни, «Ал-Кавкабу ал-мунир» хадисоведа Мухаммада бин Абдурахман ал-Алками. Довольно часто автор цитирует высказывания дагестанских ученых, таких, как Мухаммад сын Мусы (Мусалава) из села Кудутль, Мухаммад из с. Убра, Ибрахим из с. Урада, Дамадан из Мегеба, Хадис из Мачада, Хажидибир из Гоноха, Саид из Аракани, шейх Мухаммада Яраги и др.

Отличительные особенности

Исследование «Ал-мафруд 'ала му'ади-л-фуруд», этой маленькой по объему, но емкой по содержанию книги, дает представление о том, что автор глубоко изучил религиозные положения и нормы, беспокоящие умы дагестанцев его времени. К примеру, осмысливая вопрос о том, становится ли мусульманин вероотступником, если обращается к немусульманскому судопроизводству, ал-Карахи заключает, что если мусульманин не считает это дозволенным, т. е. не ставит другие законы выше исламских, то он не станет вероотступником, но будет грешником («фасик»). Более строгий спрос, по мнению ал-Карахи, с человека, который сам производит судейство по адатам. Такой человек становится вероотступником, так как пытается выступать в роли в некой инстанции, к которой обращаются люди. Ал-Карахи ссылается на ал-Хатиба аш-Ширбини (ум. в 1570). Если же имелись единичные случаи, когда человек производил судейство по адатам, то такой мусульманин не считается предавшим свою религию. При этом неважно, считал ли этот человек дозволенным обращаться к адатам или нет. Очевидно, данное решение было направлено против знатоков дагестанского адата («урафа»), вершивших суд по законам своих общин.

Ал-Карахи поднимает также вопрос о дозволенности употребления сахара, произведенного в России, т. к., по имеющимся у него сведениям, сахар производился с добавлением перемолотых костей мертвых животных. Он сообщает, что на этом основании Даниял-султан отказывался пить чай с сахаром. Узнав об этом, его наставник, известный шейх Джамалуддин ал-Казикумухи спросил ханафитского богослова хаджи Ибрахима ал-Чиркиси о положении костей мертвечины в ханафитском мазхабе. Ибрахим хаджи ал-Чиркиси ответил, что, по мнению четырех ханафитских имамов, они считаются чистыми. Шейх

Джамалуддин посоветовал Даниялу пить чай с сахаром, следуя в этом вопросе за ханафитскими богословами.

В Дагестане, начиная со второй половины XVII в. ученые-богословы вели бурные дебаты о желательности совершения обеденной молитвы после пятничной в том населенном пункте, где нет 40 человек, умеющих правильно декламировать суру ал-Фатиха. Автор исследовал данный вопрос и пришел к выводу, что совершение обеденной молитвы желательно. Во многих подобных населённых пунктах до сих пор мусульмане совершают обеденную молитву после пятничной, считая ее обязательной. Ал-Карахи обращает внимание на этот момент, говоря, что кадий селения должен ежегодно напоминать прихожанам о том, что обеденная молитва после пятничной совершается не потому, что эти молитвы являются обязательными. Он должен разъяснить им, что совершение обеденной молитвы в данном случае рекомендуется для того, чтобы учесть мнения всех авторитетных богословов. Он считает, что это необходимо для того, чтобы необразованные мусульмане не думали, что им предписано одновременно совершать две обязательные молитвы.

Ал-Карахи затрагивает и весьма щепетильный в послевоенное время вопрос о необходимости и законности ведения джихада на территории Дагестана. Он утверждает, что после того, как «снизошло великое бедствие вследствие оккупации неверными», в Дагестане перестали действовать условия обязательности ведения джихада. Дагестанцы должны прибегнуть к принципу «такийи»: внешне проявлять к неверным дружелюбие, но при этом придерживаться заповедей и принципов своей религии.

Говоря о необходимости переселения из Дагестана в мусульманские земли, ал-Карахи ссылается на фетву египетского богослова шейха Хасана ал-'Идви ал-Малики, в которой утверждается, что для дагестанцев это не обязательно. Ал-Карахи пишет, что в 1286 г. по хиджре дагестанские богословы подняли этот вопрос перед шейхуль-азхаром Ибрахимом Сака аш-Шафии и другими мекканскими и мединскими учеными. На полях книги ал-Карахи добавляет, что среди задававших этот вопрос сторонников обязательности переселения для дагестанцев присутствовал и имам Шамиль. Те дали им ответ, ссылаясь на книгу Ибн Хаджара «Тухфат ал-мухтадж» и субкомментарий к ней Саййид Умара.

Автор приводит цитаты из этих книг. В первой из них утверждается, что переселение (хиджра) обязательно в том случае, если в данной местности широко распространились грехи и нет возможности с ними бороться. В примечании к этой цитате ал-Карахи замечает, что одним из таких грехов может быть и судейство не по законам шариата. Этот грех широко распространился среди простых мусульман, несмотря на запреты и предостережения богословов. Во второй книге говорится, что хиджра действительна при условии переселения в близлежащие местности, в которых не совершаются грехи, например, высоко в горы. Последняя цитата приводится для того, чтобы указать дагестанцам, что им достаточно не переезжать в крупные населённые пункты и города Дагестана. Автор обращается в первую очередь к тем дагестанцам, которые тесно сотрудничают с иноверцами, облачаются в их одежды и носят их отличительные знаки (погоны, медали), чтобы они возвеличивали заповеди ислама и не пренебрегали шариатскими нормами и предписаниями.

Вклад в развитие мусульманского образования в Дагестане

«Шарх ал-мафруд» включен в программу некоторых исламских учебных заведений Дагестана. На просторах Интернета, в газетах и журналах можно найти много богословских статей, авторы которых ссылаются на эту книгу. Это свидетельствует о том, что данный труд получил широкое признание среди дагестанских ученых. Об этом пишет Карахи на титульной странице («унване») книги «Тахрирул мурад»:

Vj jli-Ul JjUu"jj^ll j. jj''^ l; ¿i^jlj tjlj^ll ^l^ul jj£i l^ijSa ..«^¿jjAAil« -jillnj l.lj tliA«

.l^Jli j. Vj ¿jJj jjll ^ fllo 'j*

sj—it л!| j^lj tl;J <-_iljjVlj J- '^ll <_i2£ll jjln jt 4j ^jltl цЛ 4jljjlj 4j2£ ^i 1л l.lj

4jic sAjjjVl .Jn 4.j—j s-iaitii ljj П—j t^lrll J-** ^ -—-1 iJjJij JJJ^ ^i J-** ^ USij tAj*^

.» jylUl t_JJ ^ Ч*- llj S^^oll

«Моя книга «Ал-мафруд» получила признание среди большинства крупных ученых Дагестана, и некоторые из них в своих трудах ссылаются на нее». Особенно популярна она среди студентов среднего уровня богословского образования.

«Мои комментарии к книге «Ал-мафруд» могут послужить источником актуальной информации. Прочитав их, студент может удовлетвориться полученной информацией и не будет нуждаться в обращении к большим трудам. Пусть Аллах поможет в больших и маленьких делах, оживит нас знаниями и воскресит нас вместе с учеными ради уважения к господину пророков, наилучшая милость и благословление им, хвала Всевышнему Господу миров».

Тот факт, что авторитетные ученые Дагестана положительно отзывались о данном труде и оставляли свои рецензии (братья Мухаммад и Хажияв из села Гонох, Али из села Салта, Нажмуддин и Абдулатиф из села Гоцоб) говорит о его значимости для развития мусульманского образования в Дагестане.

Ученый Али из сел. Салта в своей рецензии пишет следующее:

4» л^ '"'^j ..' 'llj Цл ^'ll JJJ-'l ^lj'll liA ^i j^jll t "V*».1 laij«

yli tllbjl 4jljjt ' **"It. ^ Цла tiiij ^i'1" ¿)£l (J; u 4-^.j i'-i'll л y-JJ* ^Ic -»JJJ Isjjl 4 ij ■ "J*j

:''ljI.'ll Цл (JJ-^j 'lii ..4l jc^l

4 'Uaj jj; (ilj (Jj Jt * 4tl 'П Дл^ ^ (j-ujij 4Jj3i <_jl^ll jj.J j. ■ * iSj 4<.Ги ^i jill ijSt

4;->- j (I j. 4L V* ¿}j-— (J-J l^ (jlS ¿Л »4-aji j. (^^jji. ^It * » jV -jll^ -ji

«Когда прочитал данную книгу с намерением подвергнуть научной редакции и критике, обнаружил, что она собрана в лаконичной форме, аккуратно структурирована, метод преподношения информации выделяется с легкостью. Вся фиксируемая в книге информация подкреплена ссылками из достоверных источников. Книга послужит источником знаний и источником для ссылок в научно-богословских трудах.

После этого я написал эти стихи в заголовке книги: Драгоценная книга, не утомляющая слушающего, Словами остроумного ученого из Цулда написана она. Словно нанизывает жемчуг на нити, компилирует ее, Все тонкости, содержащиеся в книгах, охватывает она. Пытливым умом, старающийся познать, Все, что в ней есть, поймет и примет. О, ищущий, постоянствуй в чтении, усердствуй».

В результате анализа трудов по фикху, а также сборников фетв поздних дагестанских ученых мы пришли к выводу, что все они цитируют «Шарх ал-мафруд». Можно назвать сборники фетв Мухаммада из села Чох, Муслима из села Урада, Халила из Ангида, Ибну Хажара из села Гонох, Ахмада Хажи из села Хартикуни и т. д.

Значимость этого труда подтверждает и письмо, адресованное Мавраевым сыну ал-Карахи Хабибуллаху: «...издание и распространение сочинения вашего покойного отца «Шарх ал-Мафруд» является крайне важной задачей, так как от него получат пользу все обучающиеся. Следовательно, я собираюсь издать его на свои собственные средства. ».

Заключение

Книга ал-Карахи высоко ценится в научно-богословских кругах кавказских ученых, она и сегодня сохраняет свою актуальность. Ее автор был одним из самых крупных ученых своего времени и оставил после себя множество трудов. «Шарх ал-мафруд» рассматривает такие злободневные для мусульман вопросы, как дозволенность или недозволенность отдельных продуктов, совершение обеденного намаза после пятничного намаза, обязательность или необязательность джихада или переселения дагестанцев и пр. Помимо шариатских вопросов и религиозных догм автор затрагивает и отдельные исторические события своего времени с целью их разъяснения с шариатско-богословских позиций, освещает биографии известных религиозных деятелей и ученых (имам Шамиль, Аш-Шафия, Абу Ханиф и т. д.). Мы перевели на русский язык найденные нами в ходе полевых исследований рецензии и отзывы, содержащиеся в копиях его книги.

Приложение

Письмо, отправленное Даниял-беком Мухаммадтахиру ал-Карахи

-1*11 ¿д. ¿1 ¿VI Л Л^Ь алл^ ¿л"

^д! ^^^

Л у! '-^¿11 JДJ lj.it ¿£1^1 л 1л ^^1

. ' V у! ^ ^ .я-? Jlj 4.1 л

".■ Ци! Л

«От раба Аллаха, нуждающегося в Его милости, Данияла. Мир вам и вашей семье. Пусть Аллах поможет вам. Затем, если ты вознамеришься к нам на некоторое время, то возьми с собой произведение, которое ты составил для меня. Этого я очень желаю в эти дни. Твой друг и брат, Мулла Мухаммад ал-Курали, тоже поселился у нас, ждет твоего приезда. Право, в какое время возвращаться, спустя месяц или в меньший срок, остается за тобой. Быть может, Аллах оправдает наши надежды. И передай салам от нас нашему целомудренному отцу Хажалаву. Мир вам».

Необходимость в комментариях к основному тексту была связана с тем, что для многих мусульман он оказался слишком сложным.

Письмо Даниял-бека Мухаммадтахиру ал-Карахи Литература

1. Абдулмажидов Р.С., Маламагомедов Д.М., Шехмагомедов М.Г. Мухаммадтахир ал-Карахи: жизнь и творческое наследие (исследования и тексты). - Махачкала, 2021. - 224 с.

2. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских ученых: Дагестанские ученые и их сочинения / пер. с араб., коммент., факс. изд., указ. библиогр. подг. А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. - М.: Изд. Дом «Маржани», 2012. - 441 с.

3. Мухаммадтахир ал-Карахи. Книга о значимости стремления улучшать свои деяния по мере сил / пер. с араб. и коммент. Р.С. Абдулмажидова, Д.М. Маламагомедова, М.Г. Шехмагомедова. - М., 2014. - 134 с.

4. Алибеков Х.Г. «Светильники муслима для горцев мусульман» -сочинение Муслима Ал-Уради о «Мухаджирстве» // История, археология и этнография Кавказа. 2020. Т. 16, № 4. - С. 900-916.

5. Харизов Ш.М., Шехмагомедов М.Г Карах в XII - начале XX в. (исторические и этнографические очерки). - Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 2019. -656 с.

6. Абдулмажидов Р.С., Алибеков Х.Г. Полемика дагестанских богословов о правилах совершения молитвы таравих в конце XIX - нач. XX в. // История, археология и этнография Кавказа. 2021. Т. 17, № 3. - С. 568-580.

References

1. Abdulmazhidov R.S., Malamagomedov D.M., Shekhmagomedov M.G. Mukhammadtakhir al-Karahi: Life and Heritage (Studies and Texts). Makhachkala, 2021.

- P. 224.

2. Nazir ad-Durgeli. The Enjoyment of Mind in the Biographies of Dagestani Scholars: Dagestani Scholars and Their Works / transl. from Arabic, comments, preparation of fascimile edition and bibliography by A.R. Shikhsaidov, M. Kemper, A.K. Bostanov. - Moscow: Marzhani Publishers, 2012. - 441 p.

3. Mukhammadtakhir al-Karahi. A Book about the Importance of Striving to Improve One's Deeds as Best as One Can / transl. from Arabic аnd commented by R.S. of Abdulmazhidov, D M. Malamagomedov, M.G. Shekhmagomedov. - M., 2014. - P. 134.

4. Alibekov H.G. "Muslim's Lamps for Moslem Highlanders" - Muslim Al-Uradi's essay on "Muhajirism". History, Archeology and Ethnography of the Caucasus.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2020. Vol. 16, no. 4. - Pp. 900-916.

5. Kharizov Sh.M., Shekhmagomedov M.G. Karakh in the 12th - Early 20th Century (Historical and Ethnographic Essays). - Makhachkala: IHAE DFRC RAS, 2019.

- P. 656.

6. Abdulmazhidov R.S., Alibekov H.G. The Controversy of Dagestani Theologians about the Rules of the Taravih Prayer in the Late 19th - Early 20th Centuries // History, Archeology and Ethnography of the Caucasus. 2021. Vol. 17, no. 3. - Pp. 568580.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.