Научная статья на тему 'Тексто-графическое описание сценариев моделирования'

Тексто-графическое описание сценариев моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тексто-графическое описание сценариев моделирования»

Коваленко В.А.

ТЕКСТО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СЦЕНАРИЕВ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Основными целями практической тренажёрной подготовки лётного состава являются:

привитие навыков и умений пилотирования, навигации, боевого применения АК;

привитие умственных навыков и умений принятия решений в ходе выполнения полётного задания;

привитие навыков и умений действий в нештатных ситуациях.

Для комплексных АТ все эти задачи должны решаться в полном составе, соответствующем отрабатываемым полётным заданиям. Поэтому сценарии моделирования в комплексных АТ должны соответствовать всем задачам, решаемым лётным экипажем в воздухе и на земле на реальном авиационном комплексе. Исключения могут делаться лишь для некоторых задач, имитация которых при существующем уровне тренажёростроения пока практически невозможна.

Текстовое описание сценария

Сценарии составляются на основе инструкций членам лётного экипажа, наставлений, технических описаний АК и другой разнообразной лётной и технической документации.

Фрагменты упрощённого словесного (текстового) описания действий лётчика одноместного самолёта на нескольких этапах выполнения полётного задания приведены в табл.1.

Что подобное функциональное описание является одной из форм модели деятельности лётчика. Оно используется уже на начальной стадии эргономического проектирования для обеспечения баланса времени и степени занятости.

Таблица 1

Фрагменты словесного описания сценария

Этап Действия лётчика

Руление Контроль подготовки к взлёту, выпуск и включение фар ночью, управление тормозами и силовой установкой, выдерживание ограничений по скорости руления, выпуск закрылков и предкрылков во взлётное положение

Разбег и взлёт Установка ручки управления двигателя (РУД) в положение "Максимал" или "Форсаж", рас-тормаживание, контроль текущего положения относительно оси ВПП, управление тормозами и рулём направления, парирования влияния бокового ветра, отрыв переднего колеса, перевод самолёта во взлётное положение, выдерживание ограничений. В нештатных ситуациях принятие решения "Прерванный взлёт, экстренное торможение"

Набор высоты и скорости Управление самолётом с включённой САУ, управление РУД, выдерживание ограничений, уборка шасси, предкрылков, закрылков

Крейсерский режим, маршрутный полёт Включение стабилизации барометрической высоты, контроль работы пилотажнонавигационного комплекса (ПНК), управление силовой установкой, контроль дальности до очередного промежуточного пункта маршрута (ППМ). В случае необходимости включение режима оперативного выхода в заданную навигационную точку (НТ) или аэродром посадки

Заход на посадку Включение режимов захода на посадку, отсчёт времени, контроль отклонений. В случае отказа исполнительной части САУ переход на директорное управление по КПП, в случае отказа вычислителя САУ переход на ручное управление. Установление визуального контакта с ВПП. Принятие решения на посадку или ухода на второй круг

В сценарии тренажёрной подготовки это описание выступает как эталон (инструкция) состава и порядка действий на каждом режиме и этапе полёта.

Графическое описание сценария

Что касается последовательности режимов и этапов, то она обычно представляется графически. В качестве примера на рис.1 приведены иллюстрации полётных заданий тактического истребителя короткого взлёта [1] . Рис.1,а соответствует заданию на перехват воздушной цели. Здесь обозначены укрупнённые этапы:

1-2 - запуск двигателя, разбег, взлёт;

2-3 - набор оптимальной высоты и скорости крейсерского полёта; 3-4 - крейсерский полёт на оптимальном режиме;

4-5 - воздушный бой на средних и малых дистанциях (разгон, маневрирование, пуск ракет средней дальности, сближение, снижение скорости, боевое маневрирование, атака в ближнем бою, выход из атаки);

5-6 - набор высоты;

6-7 - крейсерский полёт в оптимальном режиме;

7-8 - снижение;

8-9 - патрулирование в районе аэродрома (посадочной площадки);

9-1 - посадка.

Рис.1,б иллюстрирует полётное задание для того же самолёта при действии по наземным целям (воздушная поддержка, изоляция сил противника в зоне боевых действий):

1-2 - запуск двигателя, руление, взлёт;

2-З - набор высоты и скорости;

3-4 - крейсерский полёт;

4-5 - снижение до предельно малой высоты;

5-6 - полёт на предельно малой высоте, прорыв ПВО;

6-7 - боевое маневрирование, применение оружия;

7-8 - уход от цели на предельно малой высоте;

8-9 - набор высоты;

9-10 - крейсерский полёт;

10-11 - снижение;

11-12 - патрулирование в районе аэродрома;

12-13 - предпосадочное маневрирование, посадка.

Усвоение полётного задания можно рассматривать как запоминание плана действий, формирование оперативной концептуальной модели, усвоение последовательности промежуточных и конечной целей полётного задания.

В свете общей описательной функциональной системы П.К. Анохина это можно представить как афферентный синтез, базирующийся, однако, в основном на умственных представлениях, воображении. Получая начальную информацию (пусковую афферентацию) в речевой, тексто-графической или

иной форме, лётчик должен в своем сознании построить и запомнить план выполнения полётного задания, последовательность и цели решаемых задач.

Это имеет первостепенное значение в профессиональной лётной деятельности лётчика и в его тренажёрной подготовке.

Так, в [2] приводятся высказывания лётчиков:

1

а)

б)

Рис. 1 Графические полётные задания

"Перед выполнением любого полёта лётчик мысленно представляет этот полёт в целом" (лётчик К.) . "В мыслях лётчик как бы проигрывает весь полёт и психологически готовит себя заранее к его выполнению" (лётчик И.). "Настоящий лётчик, как артист перед выходом на сцену, должен вжиться в образ полёта, т.е. продумать порядок полёта, возможные действия в особых условиях. Чем лучше он войдёт в образ полёта, тем успешнее будет полёт" (лётчик Т.).

Традиционно для сообщения полётного задания используются речевые указания командира (инструктора), полётные и топографические карты, плакаты, макеты (физические модели), в частности, для уяснения группового и индивидуального маневрирования. Видеосредства, синтезирующие системы имитации визуальной обстановки (ССИВО), особенно стереоскопического типа, с успехом могут использоваться для демонстрации лётчику полётного задания, образа полёта.

Следует отметить при этом, что само проектирование полётного задания в современных условиях во многом может быть автоматизировано [3] и создание соответствующих видеофильмов, образов действий может совмещаться с процессом оптимизации при автоматизированном проектировании полёта.

Не следует, однако, полагать, что детальное запоминание чрезвычайно подробного полётного задания, сценария полёта составляют идеал подготовки лётчика к полёту или тренажу.

Во-первых, лётчик должен понимать смысл действий, опираясь на фундаментальные знания.

Во-вторых, усвоив поставленные цели и имеющиеся ограничения, лётчик должен иметь возможность творческого решения поставленных задач.

В-третьих, лётчик должен быть подготовлен к действиям в нештатных ситуациях.

Поэтому полётное задание, сценарий не должны иметь чрезмерной детализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Установки для моделирования боевых действий самолётов и эффективность их применения (по материалам открытой иностранной печати). //Обзор. - М: ЦАГИ, 1986. - № 688.

1. Боднер В.А., Закиров Р.А., Смирнов И.И. Авиационные тренажёры. - М.: Машиностроение, 197 8.

1. Красовский А.А., Ермилов А.С. Боевое применение и эффективность пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов. - М.: Изд-во ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.