Научная статья на тему 'Текстильные технологии Египта: одежда'

Текстильные технологии Египта: одежда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история костюма / египетская одежда / туника-мешок / античная туника / кафтан / теория базовых выкроек / history of costume / Egyptian clothing / bag-like tunic / antique tunic / caftan / theory of basic patterns

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орфинская О. В.

When working with archaeological textiles, a problem of reconstructing an item from preserved fragments inevitably arises. At the moment, due to the lack of a convenient and scientifically based methodological base, each researcher solves it on his own in accordance with his personal ideas. This article offers a new approach to analysis of archaeological clothes on the example of Egyptian materials. This approach does not answer the question: ‘Why do changes in clothing occur?’ Here one can only speculate for now. However, a theory of basic patterns helps to answer the question: ‘How are various forms of clothing related?’ The history of clothing is directly related to the history of the cut, which, in its turn, is connected with the raw material base. To create clothes, a person had to have raw materials, tools or devices and skills to handle them, i. e. to be at a certain level of technological development. Analysis of archaeological materials allows us to conclude that a cutting system, which had been formed on basis of a particular raw material, became fixed in culture and then transferred to another raw material (most often fabric). In this stage, the pattern at first subdued the new material and later changed under the influence of the fabric. With all changes in the cut, it is possible to distinguish features of basic patterns that remained unchanged in the process of cultural development. This allows one to restore the ‘pedigree’ of individual forms of clothing in pre-industrial society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textile technologies of Egypt: clothing

При работе с археологическим текстилем неизбежно встает проблема реконструкции изделия по сохранившимся фрагментам. На данный момент в связи с отсутствием удобной и научно обоснованной методической базы каждый исследователь решает эту проблему самостоятельно в меру личных представлений. В статье предложен новый подход к анализу архео­логической одежды на примере египетского материала. Теория базовых выкроек не объясняет, почему происходят изменения в одежде; отвечая на этот вопрос, мы можем только строить предположения. Однако она помогает установить, как связаны между собой различные формы одежды. История одежды напрямую связана с историей кроя, а она, в свою очередь, — с сырьевой базой. Чтобы создать себе одежду, человек должен был иметь сырье, инструменты или приспособления и обладать навыками обращения с ними, т. е. находиться на определенном уровне технологического развития. Анализ археологического материала позволяет сделать вывод, что система кроя, которая сформировалась на базе того или иного сырья, закреплялась в культуре и затем переносилась на другое сырье (чаще всего ткань), причем выкройка на первых порах подчиняла себе новый материал, а в дальнейшем видоизменялась с учетом свойств ткани. При всех изменениях в крое можно выделить черты базовых выкроек, остававшиеся неизменными в процессе развития культуры. Эта особенность позволяет восстановить «родословную» отдельных форм одежды доиндустриального общества.

Текст научной работы на тему «Текстильные технологии Египта: одежда»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ

EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online journal Выпуск 1, 2022 Issue 1, 2022

DOI: 10.24412/2686-9276-2022-00003

Текстильные технологии Египта: одежда

О. В. Орфинская

Старший научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН

olgaorfi@mail.ru

При работе с археологическим текстилем неизбежно встает проблема реконструкции изделия по сохранившимся фрагментам. На данный момент в связи с отсутствием удобной и научно обоснованной методической базы каждый исследователь решает эту проблему самостоятельно в меру личных представлений. В статье предложен новый подход к анализу археологической одежды на примере египетского материала. Теория базовых выкроек не объясняет, почему происходят изменения в одежде; отвечая на этот вопрос, мы можем только строить предположения. Однако она помогает установить, как связаны между собой различные формы одежды.

История одежды напрямую связана с историей кроя, а она, в свою очередь, — с сырьевой базой. Чтобы создать себе одежду, человек должен был иметь сырье, инструменты или приспособления и обладать навыками обращения с ними, т. е. находиться на определенном уровне технологического развития. Анализ археологического материала позволяет сделать вывод, что система кроя, которая сформировалась на базе того или иного сырья, закреплялась в культуре и затем переносилась на другое сырье (чаще всего ткань), причем выкройка на первых порах подчиняла себе новый материал, а в дальнейшем видоизменялась с учетом свойств ткани. При всех изменениях в крое можно выделить черты базовых выкроек, остававшиеся неизменными в процессе развития культуры. Эта особенность позволяет восстановить «родословную» отдельных форм одежды доиндустриального общества.

Ключевые слова: история костюма, египетская одежда, туника-мешок, античная туника, кафтан, теория базовых выкроек.

Историей одежды занимаются различные специалисты — историки, археологи и, конечно, этнографы. Именно последние, рассматривая развитие костюма как отражение этногенеза, заложили основы исследования этнографической одежды по типам кроя. Так, Б. А. Куфтин 1 выделяет три типа кроя традиционной одежды — тунико-образный, поликовый и с лямками. В. Н. Белицер 2 классифицирует крой по времени его возникновения, в этой типологии самая древняя разновидность — наиболее простая. Г. С. Маслова 3, Н. И. Лебедева 4, Н. Ф. Прыткова 5 берут за основу своих классификаций ширину ткацкого куска. О. А. Сухарева помимо этого учитывает также приемы и средства кроя (рвали или резали, по прямой или по косой). Н. И. Гаген-Торн 6 отмечает, что крой связан с особенностями хозяйственной деятельности человека, и выделяет три системы: I система — одежда состоит из двух узких полотен; II система — одежда состоит из одного полотна; III система — поликовая форма. В. Л. Сычев 7 выделил три типа кроя: I тип — два полотна, распашная (из распашной в нераспашную) — земледельцы;

II тип — одно полотно, нераспашная (из нераспашной в распашную) — скотоводы;

III тип — с криволинейным разрезом — охотники, одежда из шкур 8.

В XXI в. изучение истории одежды вышло на междисциплинарный уровень. Многоплановость и проблемность данного направления исследований нашли отражение в монографии С. А. Яценко 9. А. А. Красноперов выделил круг взаимосвязанных проблем методического характера и наметил потенциально возможные подходы к их решению 10. В работе И. А. Усовой 11, посвященной методике изучения костюма по археологическим материалам, особое внимание уделяется применению методов консервации, реставрации и реконструкции при исследовании фрагментов одежды из погребений. О. В. Гоп-кало и Э. Шультце приводят результаты анализа современного состояния этой области знания и выделяют основные направления в изучении костюма 12. Вводится понятие «текстильной археологии» как самостоятельной отрасли археологии, которая на основе текстильных остатков изучает уровень развития производства в древних обществах, в том числе способы изготовления одежды 13. Однако во всех перечисленных работах конкретные методы анализа кроя археологической одежды не рассматриваются.

Благодаря природным условиям Египта исследователям доступны для изучения не только фрагменты различных одежд, но и целые изделия. При этом они также могут привлекать большой массив изобразительных источников. В основе предлагаемого в настоящей статье подхода лежат методы анализа, принятые для этнографической одежды, с одной стороны, и для всех археологических артефактов (морфология и технология) — с другой. Под морфологией в данной работе понимается силуэт, а под технологией — базовая выкройка. Именно теория базовых выкроек и является новшеством в изучении археологического текстиля, так как история развития одежды — это история ее выкройки.

1 Куфтин 1926.

2 Белицер 1951; 1958; 1973.

3 Маслова 1956; 1987; Лебедева, Маслова 1967.

4 Лебедева 1996.

5 Прыткова 1976.

6 Гаген-Торн 1933; 1960.

7 Сычев 1977.

8 Подробнее о классификациях одежды см. Сычев 1977.

9 Яценко 2006: 15-26.

10 Красноперов.

11 Усова 2011.

12 Гопкало, Шультце 2014.

13 Гопкало, Шультце 2014: 136.

Теория базовых выкроек

Почти 90% одежды современного человека сшито по одной выкройке 14, в основе которой лежат параметры человеческого тела. Имея такую базовую выкройку и применяя различные варианты моделирования, можно сшить всё — от купальника до шубы. Однако на ранних ступенях развития общества отправной точкой при изготовлении одежды служил не конкретный человек со своими параметрами, а сырье. Главным условием выбора была его доступность. Приспосабливая сырье — шкуры, войлок или ткани — к человеческому телу, со временем люди выработали наиболее приемлемые способы создания различных одежд. Следовательно, особенности сырья напрямую влияют на выкройку. Развитие выкройки приводит к появлению новых форм одежды, но их крой несет в себе следы первоначальной, базовой выкройки, образовавшейся на основе определенного сырья.

Выкройка на основе шкуры животного

Когда человек впервые залез — в прямом смысле этого слова — в шкуру животного, неизвестно. Возможно, это связано с охотой 15, либо с верованиями и ритуалами 16, либо и с тем и с другим.

Впервые на одежду из шкур обратил внимание Г. Хатт 17, когда в 1914 г. анализировал костюм чукчей. Он высказал мысль о том, что основой выкройки послужила шкура крупного животного (медведя или северного оленя), т. е. такая, в которой уместится человек. М. Халд изучила одежду из болот бронзового и раннего железного века и сделала вывод, что она тоже была сшита по выкройке, сформированной на основе шкуры 18. Хотя здесь использовалась уже не шкура, а ткань (рис. 1), крой сохранил все свои особенности: отсутствуют боковой и плечевой швы; шов проходит ниже рукава по спине или груди. Так же скроено платье из Китая IV-III вв. до н. э. (рис. 2). Этот пример хорошо демонстрирует, насколько ткань диктует условия изначальной выкройке. Выкройка подстраивается под ткань, но при всех изменениях сохраняет свои основные характеристики — отсутствие швов по плечам и бокам.

На материале из Египта выявлено несколько форм одежд, изготовленных по выкройке, сложившейся на базе шкуры животного. Это так называемый «халат», найденный в Гебелейне, в женском захоронении № 3 19 (рис. 3). Опираясь на рисунок, представленный в работе Дж. Фогельзанг-Иствуд 20, можно предложить два варианта кроя данного изделия, причем оба очень близки к крою платья с ^образным вырезом и длинными рукавами 21. Их выкройка достаточно стандартна (рис. 4) и имеет характерные черты, свойственные выкройкам, сформированным на основе шкуры животного.

14 В настоящей работе слово «выкройка» используется в двух значених: 'лекало для кройки' и (как в данном случае) 'совокупность представлений о том, что в какой последовательности нужно делать, чтобы получить удобную одежду'.

15 Охота на северного оленя повлияла на одежду

чукчей: выбор сырья обусловлен их стремлением

уподобиться дичи (Вуквукай 2010: 282).

16 См. изображение шамана из пещеры Трау-Фрер (Придо 1979).

17 НаИ 1914: 49.

18 Hald 1980: 345-354.

19 Vogelsang-Eastwood 1993: 117.

20 Vogelsang-Eastwood 1993: 117, fig. 7.19.

21 См. Borla, Oliva 2015. Об этих платьях будет подробнее сказано ниже.

Рис. 1. Одежда, сшитая по выкройке, сформированной на основе шкуры крупного животного: 1 — схема общей базовой выкройки из шкуры; 2 — выкройка одежды из Эгтведа (Дания), ранний бронзовый век; 3 — выкройка одежды из Скридструпа (Дания), ранний бронзовый век (по Haid 1980: 345-346)

Рис. 2. Одежда из могилы № 1 из Машань (уезд Цзянлин), территория древнего царства Чу, рубеж ГУ-Ш вв. до н. э. (по Чжунго 1988: 27)

кромка

1 2 3

Рис. 3. Одежда из женского захоронения № 3 в Гебелейне: 1 — общий вид (по ВгиПоп 1940: р1. Ш (21)); 2 и 3 — варианты выкройки в зависимости от наличия или отсутствия шва на спине (рис. О. В. Орфинской)

Рис. 4. Платье с V-образным вырезом и длинными рукавами: 1 — общий вид; 2 — выкройка (по Borla, Oliva 2015: 104-123)

По этой же базовой выкройке были сшиты одежды из Антинои 22, называемые «костюмом всадника», «кафтаном всадника» или «одеждой в сасанидском стиле» (рис. 5.) и датированные 440-640 гг. (радиоуглеродная датировка, 95% точности) 23. На выкройках этих кафтанов прослеживаются характерные признаки кроя — отсутствие плечевого и боковых швов. Различные одежды одинаковой системы кроя, обнаруженные примерно на одной территории, но относящиеся к эпохам, сильно отстоящим друг от друга на временной шкале, нельзя считать генетически связанными. Вероятно, платье с ^образным вырезом и сасанидский кафтан как типы одежды формировались в различных местах, где люди занимались охотой на крупного зверя.

Такие же характеристики присущи и другим одеждам, происходящим из разных регионов и относящимся к различным периодам. Черты выкройки на основе шкуры животного присутствуют в крое вещей из современных журналов мод.

Следовательно, можно предположить, что рассматриваемая базовая выкройка появилась в нескольких не связанных друг с другом местах, где люди занимались охотой на крупного зверя, закрепилась в сознании и впоследствии по ней стали изготавливаться изделия из ткани, которая, в свою очередь, постепенно начала влиять на выкройку.

Выкройка на основе войлока

Хочется обратить внимание на два кафтана (халата) — сасанидский и манчьжур-ский. Они имеют несколько схожих черт: расширяющиеся книзу силуэт и манжеты, называемые копытцами, неровную линию борта. По мнению Д. Фоллмера, манчьжур-ский халат имеет в основе кроя шкуру крупного животного 24 (рис. 6). Однако даже неспециалисту видно, что выкройка не помещается в контур шкуры. Встает вопрос: что послужило основой для такой выкройки?

Если посмотреть на наиболее ранние предметы обуви, то становится ясно, как они были сконструированы. Человек ставил на фрагмент кожи стопу и обводил ее контур, а оставшаяся часть этого куска служила для фиксации получившейся подошвы. Тот же подход, вероятно, был применен и к одежде. И материал, на котором человек запечатлел очертания своего тела, это, скорей всего, войлок. Именно он мог служить основой для формирования выкройки с плавными линиями бокового шва (рис. 7). Размеры нетканого полотна целиком зависят от конечной цели мастера, что позволяло валять войлок нужной формы и размера. Будучи перенесенной на ткань, эта выкройка имеет следующие непременные характеристики: плавная линия бокового шва; нити основы на стане и рукаве идут в одном направлении (в основном вдоль тела). В Египте по этой выкройке были сшиты детские кафтанчики VII-IX вв. С археологических памятников различных эпох происходит одежда, созданная по выкройке, образованной на базе войлока. Это мужские аланские кафтаны VШ-IX вв.25, платье из Гнездово X в.26, многочисленные кафтаны и халаты

27

золотоордынского времени 27.

22 Mälck 2004: fig 67, 68; Tilke 1945: Tab. 4. 25 Orfinskaya, Arzhantseva 2013.

23 Fluck 2012: 171. 26 Орфинская 2012.

24 Vollmer 2002: 46-47. Л. П. Потапов полагает, что 27 Лантратова и др. 2002.

его прообразом была одежда, которую изготовляли

из бараньих шкур (Потапов 1969: 207).

Рис. 5. Кафтан в сасанидском стиле (по Malck 2004: fig. 67-68): 1 — общий вид; 2 — выкройка кафтана

Рис. 6. Манчьжурский халат: (а) — выкройка; (b) — выкройка, наложенная на шкуру; (с) — общий вид (по Vollmer 2002: 46)

Рис. 7. Возможная схема появления базовой выкройки из одного куска войлока: 1 — контур выкройки повторяет контур человеческого тела с учетом свободного движения рук и ног; 2 — общий вид одежды, построенной по базовой выкройке (рис. О. В. Орфинской)

Изделий, сшитых по этой выкройке непосредственно из войлока, пока не обнаружено, но материал из Лисаковского могильника 28 позволил сделать некоторые предположения. В этом могильнике, в одном из погребений, был найден многослойный фрагмент, состоящий из сшитых между собой полосок тесьмы. По мнению Э. Р. Ус-мановой, это край куртки 29. Вероятно, не обладая навыками ткачества, население, оставившее после себя могильник, плело узкие полоски тесьмы, а затем сшивало их в единое полотно, необходимое для пошива одежды. Более наглядно этот процесс можно реконструировать на примере аланского женского платья из могильника Моще-вая балка 30. На выкройке видно, что из нескольких кусков ткани было сформировано единое полотно, на которое наложили выкройку и вырезали платье. Следовательно, закрепившаяся в сознании выкройка была перенесена на ткань. На первом этапе она не изменилась, но постепенно новый материал начал диктовать свои условия. Этот процесс можно проследить на примере двух аланских мужских кафтанов из скальных могильников Северного Кавказа 31. Мягкая линия рукава занимает на ткани достаточно много места. На более поздней модели кафтана рукав разбит на прямоугольники и треугольники, которые плотно скомпонованы на полотне. В результате при производстве одежды остается минимальное количество обрезков ткани. Та же картина наблюдается в случае с детскими кафтанчиками из Египта (рис. 8).

Выкройка на основе ткани

По данным этнографии известны две формы простейшей одежды — тунико-образная и поликовая. Основное отличие между ними заключается в том, что для изготовления туникообразной рубахи требуется существенно более длинный кусок ткани. При этом длина ткацкого куска напрямую зависит от ткацкого станка. Отсюда можно построить логическую цепочку: ткацкий станок — длина ткацкого куска — форма одежды.

Длинный ткацкий кусок лежит в основе туникообразной рубахи, или туники-мешка в терминологии, принятой для Египта. Эта выкройка имеет ряд характерных черт: нити основы направлены вдоль стана и вдоль рукава; вырезанный ворот имеет в основном круглую форму; декор выполняется после ткачества, т. е. декоративные элементы нашиваются на готовое изделие. В случае с этой формой одежды нити основы в ткани идут вдоль тела человека.

Самые ранние и длинные льняные полотна происходят из Египта. Они вырабатывались на земляном ткацком станке 32, который имел достаточно простую конструкцию: четыре колышка забивались в землю, на них укреплялись два вала, на которые натягивались нити основы. Поскольку расстояние между колышками не ограничено внешними факторами, на таком станке можно ткать очень длинные полотна.

Поликовая форма одежды, вероятнее всего, происходит от греческого хитона, который состоял из прямоугольного куска ткани, обернутого вокруг тела. Хитону обязана своим появлением и классическая форма античной туники. Во всех случаях ткачество

28 Могильник датируется XVI-XIII вв. до н. э.

29 Орфинская, Голиков 2010: 115.

30 Иерусалимская 1992: 43, кат. 10.

31 Orfinskaya, Arzhantseva 2013.

32 Орфинская 2021.

Рис. 8. Варианты выкроек детских кафтанчиков из Египта (по Kwaspen, УеАескеп^атте^ 2015: 153)

начиналось от первого рукава, переходило на стан и заканчивалось вторым рукавом, т. е. нити основы в ткани шли поперек тела человека. Для изготовления подобных предметов одежды требовался не очень длинный, но зато широкий ткацкий кусок. Соткать такой можно было на вертикальном ткацком станке с грузиками 33. Самая простая его разновидность имела высоту человеческого роста, тогда как ширина могла быть любой. Если появлялась потребность в более длинных полотнах, то могли рыть ямы или строить специальные конструкции, позволявшие увеличивать длину нитей основы. Однако для создания одежды в домашних условия годилась самая простая конструкция.

Туника ткалась по форме и сразу с декором, т. е. после снятия со станка в ней ничего не вырезали. Она имеет четкие характеристики: нити основы расположены поперек стана и поперек рукава; ворот щелевидный, сформированный в процессе ткачества. Даже когда туники стали ткать из нескольких частей, всё равно направление нитей основы оставалось неизменным — поперек человеческого тела 34.

Основные выводы по теории базовых выкроек

В зависимости от используемого сырья базовая выкройка может иметь в своей основе:

1 — шкуру крупного животного;

2 — войлок;

3 — ткань: 3.а — туника-мешок и 3.б — античная туника.

Эти выкройки развивались. Можно выделить три этапа развития системы кроя:

1 этап: сырье диктует систему кроя (выкройку).

2 этап: выкройка закрепляется в культуре (т. е. закрепляется знание о том, что и как нужно делать, чтобы достичь желаемого результата) и переносится на другие материалы (ткань).

3 этап: выкройка начинает изменяться с учетом особенностей нового материала — ткани. При этом неизменными остаются основные характеристики первоначальной системы кроя.

Одежда из Египта

На рис. 9 представлена относительная временная шкала и отмечены различные формы одежд, известные по изобразительным и археологическим источникам. Условные обозначения в красном цвете даны по публикации Дж. Фогельзанг-Иствуд 35, а черные линии и точки — это материал, полученный в ходе археологических раскопок ЦЕИ РАН в Фаюме 36 и Луксоре 37. Пунктир в горизонтальных линиях означает отсутствие информации о точном времени появления или исчезновения конкретной формы одежды. Материал из раскопок Центра полностью укладывается во временные рамки, установленные для аналогичного материала, полученного другими археологическими экспедициями на территории Египта.

33 Орфинская 2021.

34 Орфинская 2010: 37.

35 Vogelsang-Eastwood 1993.

36 Некрополь Дейр-эль-Банат, подробнее об этом памятнике см. Belova, Ivanov 2019.

37 Гробница ТТ-23, см. Ivanov 2018.

з -

----5# б# 8

Рис. 9. Относительная временная шкала: I — Раннее царство; II — Древнее царство; III — Первый переходный период; IV — Среднее царство; V — Второй переходный период; VI — Новое царство;

VII — Третий переходный период; VIII — Поздний период; IX — эллинистический период; X — римский период; XI — византийский период; XII — арабский период: 1 — архаичная туника; 2 — платье с ^образным вырезом без рукавов; 3 — платье с ^образным вырезом с рукавами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 — туника-мешок; 5 — туники-мешки из гробницы ТТ-23 и с некрополя Дейр-эль-Банат (датировки объектов приблизительные); 6 — римская туника из Дейр-эль-Баната (датировка по аналогиям); 7 — античные туники из Дейр-эль-Баната (датировка по аналогиям); 8 — детские кафтанчики из Дейр-эль-Баната (датировка по аналогиям). Серые прямоугольники показывают расположение ткацкого куска относительно тела человека (рис. О. В. Орфинской)

На шкале отмечено шесть форм одежды:

1. Архаичная туника. Она известна по многочисленным изобразительным источникам. Это прямоугольный кусок ткани, обернутый один или несколько раз вокруг верхней части туловища. Выделяется несколько различных способов ношения данных

одежд 38.

2. Платье с V-образным вырезом без рукавов. Оно известно по изобразительным источникам и упоминаниям в археологических дневниках 39.

3. Платье с V-образным вырезом и рукавами. Эта форма одежды хорошо представлена среди находок археологов. Все платья, а их на настоящий момент в разных музеях около 10 40, льняные, в основном с плиссировкой. Платья имеют одинаковый крой, состоящий из стана (юбки) и рукавов, объединенных с кокеткой (см. рис. 4). Находки зафиксированы по всему Египту 41. Они датированы методом радиоуглеродного анализа в основном концом Древнего царства и началом Первого переходного периода (с V по IX династию). За пределами этого интервала находится платье из Тархана, относящееся к 3482-3102 гг. до н. э. (95%) 42. По археологическому контексту датировки простираются от I до XII династии 43. К платьям с ^образным воротом и рукавами можно

38 Vogelsang-Eastwood 1993: 107.

39 Vogelsang-Eastwood 1993: 112.

40 Borla, Oliva 2015:

41 Borla, Oliva 2015:

130. 125.

42 См. https://www.wikiwand.com/en/Tarkhan_dress (дата обращения: 13.03.2022).

43 Borla, Oliva 2015: 125.

отнести близкую по форме одежду, найденную в женском погребении № 3 в Гебелейне (см. рис. 3). Дж. Фогельзанг-Иствуд приводит описание этого платья по работе Г. Бран-тона 44: оно сшито как свободный халат, крой которого точно такой же, как у туринского платья (платье с V-образным вырезом и рукавами), но без складок 45.

Архаичная туника и платье с V-образным вырезом, вероятно, полностью исчезли в эпоху Нового царства 46.

4. Туника-мешок. Такие туники были обнаружены в гробницах и на поселениях, также они известны по изображениям 47. Их носило большинство жителей Египта, независимо от возраста и пола. Они бывают короткие и длинные. Первые носили мужчины, вторые — и мужчины, и женщины. Короткие туники встречались со времени Среднего царства 48, а длинные — с Нового. Туники такого типа могли быть как с рукавами, так и без них 49.

Туника-мешок шилась из прямоугольного куска ткани, который складывали пополам, сшивали бока, оставляя незашитые участки для рук, и вырезали круглую горловину с небольшим вертикальным разрезом (форма замочной скважины). Встречаются вороты и других форм. Так, горловина туники из Тархана сделана в виде узкого прямоугольника 50. Такой же вырез имеют детская туника из гробницы ТТ-23 51 и туника из погребения № 350 на некрополе Дейр-эль-Банат (рис. 10А-Б). Находка туники-мешка в погребении позволяет датировать туники с такой формой горловины постдинастическим временем. Нити основы в ткани подобных туник всегда шли вдоль тела человека.

5. Римская туника. Она известна по археологическим материалам 52. Эта туника представляет собой два куска ткани, сшитых по плечам и бокам. На плечах они соединяются внахлест, образовывая своеобразные «погоны» (рис. 11). В отдельных случаях на «погонах» укреплен шнур, вероятно, для подтягивания края отверстия для руки. На туниках могут присутствовать декоративные строчки из стежков, расположенные поперек стана. Эти строчки выполнены небрежно, часто без определенного порядка. Возможно, это система укрепления ткани. Нити основы в ткани таких туник всегда расположены поперек тела человека.

6. Античная туника известна по многочисленным археологическим находкам.

Изменение погребального обряда в Египте 53 привело к тому, что для пеленания

умерших стали использовать большие куски тканей, ранее являвшихся туниками. Так, в оазисе Харга, на некрополе Багават, встречаются погребения III в. с деревянными антропоморфными гробами, украшенными изображениями древнеегипетских богов. Тела умерших были обернуты в льняные полотнища — куски разорванных туник с гобеленовыми вставками 54. С V в. мертвых стали хоронить одетыми 55, благодаря чему сохранились многие предметы одежды.

44 Brunton 1940: 526-527.

45 Vogelsang-Eastwood 1993: 118.

46 Vogelsang-Eastwood 1993: 154.

47 Vogelsang-Eastwood 1993: 130.

48 Vogelsang-Eastwood 1993: 131. Датировка, вероятно, осуществлена по изображениям.

49 Vogelsang-Eastwood 1993: 136-137.

50 Туника находится в Музее Ф. Питри в Лондоне

(Hall 1981: 33-34; Vogelsang-Eastwood 1993: 143,

fig. 8.6). Она датируется Третьим переходным периодом (ок. 800 г. до н. э.) (Granger-Taylor, Quirke 2003).

51 Орфинская, Толмачева 2019: 176.

52 Huber 2007; 2013.

53 Изменения произошли примерно в III в. н. э. (Rooijakkers 2015: 28).

54 Kajitani 2006.

55 Rooijakkers 2015: 28.

Рис. 10А. Туника-мешок из заполнения могилы № 350 на некрополе Дейр-эль-Банат: А — фрагмент туники в процессе реставрации; Б — прорисовка фрагмента туники (1 — обработанный край выреза горловины; 2 — красная нить, пришитая на ткань; 3 — участки со штопкой; 4 — заплатка); В — участок в районе выреза горловины; Г — участок отверстия для руки; Д — боковой шов по кромкам (фото из архива ЦЕИ РАН; схема О. В. Орфинской)

Рис. 10Б. Реконструкция туники-мешка из заполнения могилы № 350 (рис. О. В. Орфинской)

Рис. 11. Римская туника с некрополя Дейр-эль-Банат (подъемный материал): А — фрагмент туники; Б — прорисовка фрагмента (1 — шнур, продетый через два слоя ткани на плече; 2 — отверстие для шнура;

3 — подшитый по кромке край ткани на плече; 4 — укрепленный край ворота; 5 — участок со штопкой; 6 — ряды с толстыми нитями утка — клавы, спускающиеся от края ворота; 7 — швы, выполненные толстой нитью); В — участок ткани со швами; Г — реконструкция римской туники; Д — участок «погона» со шнуром; Е — микрофотография нити, которой выполнены швы на ткани (фото и схемы О. В. Орфинской)

Изначально туника ткалась одним большим куском с щелевидной горловиной (ткачество по форме) (рис. 12). Около V в. появились туники, изготовленные из двух, а чаще из трех частей, с горизонтальным швом, расположенным слегка выше талии 56. С VII в. большинство туник состояло из трех частей. Горловина в них часто вырезалась в форме полукруга, круга, квадрата или прямоугольника 57.

До VII в. декор выполнялся в процессе ткачества 58 и был достаточно стандартным: он включал в себя вертикальные полосы-клавы, круглые или квадратные вставки на коленях и плечах, а также отделку на рукавах. После VII в. появились и начали преобладать туники с аппликациями 59. Часто вставки ткались отдельно от туник в специальных мастерских 60 и затем нашивались на одежду. Подол некоторых туник украшен нашитой лентой 61. Лента могла декорировать ворот и рукава, как на тунике из детского погребения на некрополе Дейр-эль-Банат 62.

7. Кафтанчики известны по археологическим находкам 63. Судя по данным радиоуглеродного анализа, эта форма одежды появилась на территории Египта между VII и X вв., т. е. после арабского завоевания 64. Для кафтанчика характерна расширяющаяся к подолу форма стана. Часто боковой шов нисходит от рукава до подола мягкой линией, на смену которой в более поздних вариантах пришли клинья. Находки фрагментов со швами, проходящими под углом друг к другу, позволяют идентифицировать их как части кафтанчиков (рис. 13). Нити основы в ткани кафтанчиков чаще всего ориентированы вдоль тела человека.

Результаты анализа одежды

Опираясь на теорию базовых выкроек, можно попытаться ответить на вопрос: чем были вызваны изменения в египетском костюме — постепенным (внутренним) развитием одежды или появлением ее новых форм (внешние воздействия)?

Одежду, относящуюся ко времени до эпохи Нового царства, можно разделить на две группы — архаичные туники и платья с ^образным воротом и рукавами. Платья имеют выкройку, которая сложилась на базе шкуры крупного животного и прошла три этапа формирования (т. е. выкройка уже подстроилась под ткань). Это отражает определенный уровень технологического развития культуры, носители которой изготавливали и надевали данную одежду. Одновременно с платьем на территории Египта использовалась одежда, состоящая из куска ткани, в который человек заворачивался. Это начальный этап освоения ткани, на котором идет поиск наиболее удобных форм ее использования для изготовления одежды. Следовательно, можно допустить, что вплоть до эпохи Нового царства в Египте проживали две группы населения с разной историей. Владельцы платьев ранее обитали по соседству с крупными животными; они обладали навыками ткачества, кроя и пошива. Люди, которые заворачивались в ткань, умели

56 Pritchard 2006: 60.

57 Rooijakkers 2015: 26.

58 Pritchard 2006: 48.

59 Pritchard 2006: 81.

60 Pritchard 2006: 83.

61 Pritchard 2006: 82.

62 Орфинская 2019.

63 Детская льняная туника-кафтанчик: https://www. metmuseum.org/art/collection/search/443530 (дата обращения: 13.03.2022); детские шерстяные туники-кафтанчики: https://awalimofstormhold.wordpress. com/2015/06/09/some-childrens-wool-tunics-from-early-medieval-egypt/ (дата обращения: 13.03.2022).

64 Рг^ай 2006: 100; Fluck 2012: 160.

1

Рис. 12. Шерстяная туника из погребения № 345/1 на некрополе Дейр-эль-Банат: — реконструкция; 2 — микрофотография шерстяной ткани туники (фото и рис. О. В. Орфинской)

Рис. 13. Фрагменты кафтанчика из могилы на некрополе Дейр-эль-Банат: 1 и 2 — два фрагмента одного кафтанчика; 3 — микрофотография шерстяной ткани кафтанчика; 4 — реконструкция части туники (фото и рис. О. В. Орфинской)

только ткать 65. Можно высказать очень осторожное предположение о том, что предки владельцев платьев были охотниками, а архаичных туник — земледельцами. Первые пришли на территорию Египта в одежде из шкур и в результате контакта с людьми, обладавшими навыками ткачества, переложили уже знакомую им выкройку на ткань.

В эпоху Нового царства одежда стала однородной, на археологическом материале хорошо фиксируется туника-мешок. Нити основы в ткани расположены вдоль человеческого тела. В связи с этим можно высказать два предположения:

1. Туника-мешок — это более совершенная форма архаичной туники 66. В пользу данной гипотезы выступает датировка некоторых изображений короткой туники-мешка временем Среднего царства 67.

2. Туника-мешок попала в Египет извне и вытеснила другие формы одежды, поскольку была удобнее. Основанием для этого предположения является тот факт, что она появилась во Второй переходный период, когда страну захватили гиксосы 68.

В греко-римский и византийский периоды Египет стал частью единого Средиземноморского мира. При этом античная туника была основной формой одежды для всего населения Египта. Смена туники-мешка на античную тунику — это заимствование не просто новой одежды, по силуэту схожей со старой, но в первую очередь технологии ее изготовления. При внешней схожести изделий мастер ткал вещь с другого края. Этот факт отражает степень влияния античного мира: изменение положения ткани на станке (ее развернули на 90°) свидетельсвует о столь же радикальных переменах в сознании людей. Смена технологии изготовления одежды происходила, скорей всего, постепенно. Зафиксированы туники, имеющие все характеристики античных, но с вырезанным круглым воротом, как у туники-мешка (рис. 14).

В арабский период в Египте появились кафтанчики. Считается, что эта форма одежды возникла в среде азиатских кочевников 69. В отличие от Т-образных туник кафтаны имеют силуэт в виде знака Х, который позволяет плотно прижать одежду к телу в районе талии (без излишков ткани), оставляя свободу движения для рук и ног. Интересно, что на территории Египта встречаются детские и подростковые кафтанчики, но не найдено ни одной взрослой вещи 70. Влияние кафтана на одежду из Египта выражено не только в появлении новой формы как таковой. Люди ткали туники, декорировали их как обычно, а затем перешивали по форме кафтанчиков 71. Под влиянием кафтанов в моду вошел округлый вырез горловины, часто с «погонами» (рис. 15), которые видно на росписи северной стены помещения № 1 объекта VI в Пенджикенте 72 (рис. 16).

Таким образом, теория базовых выкроек позволяет по-новому посмотреть на историю одежды.

65 Чтобы соткать льняное полотно, нужно сначала вырастить лен, обработать его, превратить в нить и только затем приступать к работе на станке.

66 Некоторые ученые предполагают, что туника-мешок произошла от платья с V-образным вырезом (Tamer 2013).

67 Датировки приведены работе Дж. Фогельзанг-Иствуд (Vogelsang-Eastwood 1993: 131) без каких бы то ни было комментариев.

68 Чтобы остановиться на одной из гипотез, необ-

ходимо уточнить датировки изображений и находок,

а также попробовать отыскать более ранние туники-мешки на сопредельных с Египтом территориях.

69 Ииск 2012: 160.

70 Можно предположить, что кафтан — одежда воина и всадника — не отвечал потребностям основной массы населения.

71 Льняная утепленная туника, перешитая в кафтан: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/44 4374?rpp=30&pg=2&ft=Coptic+Tunic&pos=56 (дата обращения: 13.03.2022).

72 Подольский 1954: табл. XXXVII.

Рис. 14. Туника, сотканная по форме, но с горловиной, характерной для туники-мешка (по Vogelsang-Eastwood 1993: 152)

Рис. 15. Льняная туника из могилы № 280 на некрополе Дейр-эль-Банат: 1 — реконструкция общего вида туники; 2 — фрагмент участка туники в районе горловины; 3 — реконструкция части туники (фото С. В. Иванова, рис. О. В. Орфинской)

Рис. 16. Два согдийца с фрески VII — начала VIII в. Пенджикенте (реконструкция С. А. Яценко; по Подольский 1954: табл. XXXVI-XXXVII)

Библиография

Белицер 1951 Белицер В. Н., Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу (Москва,

1951).

Белицер В. Н., Очерки этнографии коми XIX — начала XX вв. (Москва, 1958). Белицер В. Н., Народная одежда мордвы (Москва, 1973).

Вуквукай Н. И., Символические аспекты в традиционном костюме чукчей // Интеграция археологических и этнографических исследований: сборник научных трудов. Часть I / отв. ред. М. Л. Бережнова, С. Н. Корусенко, Р. С. Хакимов, Н. А. Томилов (Казань, 2010): 282-284.

Гаген-Торн Н. И., К методике изучения одежды в этнографии СССР // Советская этнография 3-4 (1933): 119-135.

Гаген-Торн Н. И., Женская одежда народов Поволжья (Чебоксары, 1960). Гопкало О. В., Шультце Э., Современные тенденции изучения костюма народов европейского Барбарикума периода поздней античности // Археолопя i давня ютс^я Украши 2 (13) (2014): 120-140.

Иерусалимская А. А., Кавказ на шелковом пути. Каталог временной выставки (Санкт-Петербург, 1992).

Красноперов А. А., Логико-археологический трактат: о методологии, методике, проблемах и решениях изучения археологического костюма: [рукопись]. URL: https://www.academia.edu/1757469/Красноперов_А.А._Логико-археологический_ трактат_О_методологии_методике_проблемах_и_решениях_изучения_археоло-гического_костюма_ (дата обращения: 20.02.2022).

Куфтин Б. А., Материальная культура русской мещеры. Ч. I (Москва, 1926). Лантратова О. Б., Голиков В. П., Орфинская О. В., Владимирова О. Ф. [и др.], Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного исторического музея — комплексов одежд XIII-XIV вв. (Москва, 2002).

Лебедева Н. И., Научные труды. Т. 2 (Рязань, 1996).

Лебедева Н. И., Маслова Г. С., Русская крестьянская одежда XIX — начала XX века // Русские. Историко-этнографический атлас (Москва, 1967): 193-267. Маслова Г. С., Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX — начале XX века // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев, белорусов в XIX — начале XX века (Москва, 1956): 543-766.

Маслова Г. С., Одежда // Этнография восточных славян (Москва, 1987): 259-291. Орфинская О. В., Техника, материалы и способы производства текстиля в коптском Египте // Лечицкая О., Коптские ткани (Москва, 2010): 30-38. Орфинская О. В., Парчовое платье X в. из Гнездовского некрополя // Археологические вести 18 (2012): 97-108.

Орфинская О. В., Лента, тканная на дощечках, с некрополя Дейр-аль-Банат: к вопросу о тканье на дощечках // Египет и сопредельные страны 1 (2019): 1-13. Орфинская О. В., Текстильные технологии Египта: ткацкие станки // Египет и сопредельные страны 2 (2021): 39-77. Орфинская, Голиков 2010 Орфинская О. В., Голиков В. П., Экспериментальное исследование текстильных изделий из раскопок могильника Лисаковский II. Приложение 1 // Усма-нова Э. Р., Костюм женщины эпохи бронзы Казахстана. Опыт реконструкции (Караганда-Лисаковск, 2010): 114-123. Орфинская, Толмачева 2019 Орфинская О. В., Толмачева Е. Г., Проблемы изучения и реконструкции древнеегипетской одежды по данным археологии: из раскопок ЦЕИ РАН в фиванской гробнице ТТ 23 (Луксор) // Искусство древнего текстиля. Методы изучения, сохранность, реконструкция / отв. ред. И. И. Елкина (Москва, 2019): 168-181.

Белицер 1958 Белицер 1973 Вуквукай 2010

Гаген-Торн 1933

Гаген-Торн 1960 Гопкало, Шультце 2014

Иерусалимская 1992 Красноперов

Куфтин 1926 Лантратова и др. 2002

Лебедева 1996 Лебедева, Маслова 1967

Маслова 1956

Маслова 1987 Орфинская 2010

Орфинская 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Орфинская 2019

Орфинская 2021

Подольский 1954 Подольский А. Д. (ред.), Живопись древнего Пянджикента (Москва, 1954).

Потапов 1969 Потапов Л. П., Очерки народного быта тувинцев (Москва, 1969).

Придо 1979 Придо Т., Кроманьонский человек / пер. с англ. И. Гуровой; ред. и предисл.

Ю. Г. Рычкова (Москва, 1979). URL: http://paleontologylib.ru/books/item/fD0/s00/ z0000010/st034.shtml (дата обращения: 12.02.2022).

Прыткова Н. Ф., Одежда чукчей, коряков, ительменов // Материальная культура народов Сибири и Севера / отв. ред. И. С. Вдовин (Ленинград, 1976): 5-88. Сычев В. Л., Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии (к проблеме классификации) // Советская этнография 3 (1977): 32-46. Усова И. А., Методика изучения костюма по археологическим материалам: историографический аспект // Известия Алтайского государственного университета 4 (1) (2011): 214-218.

Чжунго Г. Ф., Древнекитайская одежда / под ред. Шэнь Ц. (Шанхай, 1988). (На китайском).

Яценко С. А., Костюм древней Евразии: ираноязычные народы (Москва, 2006). Belova G. A., Ivanov S. V., Preliminary report on the work of the CES RAS archaeological mission at Deir el-Banat (Fayoum). The 14th season (March 3 — April 24, 2019) // Egypt and neighbouring countries 2 (2019): 1-30. DOI: 10.24411/2686-92762019-00014.

Borla M., Oliva C., Pleated dresses from the Museo Egizio of Turin: study of the technical data of fabrics. Preliminary results // De Moor A., Fluck C., Linscheid P. (ed.), Textiles, tools and techniques of the 1st millennium AD from Egypt and neighboring countries. Proceedings of the 8th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp 2013 (Tielt, 2015): 104-130.

Brunton G., Objects from Fifth Dynasty burials at Gebelein // Annales du Service des antiquités de l'Egypte 40 (1940): 521-531.

Fluck C., Dress styles from Syria to Libya // Evans H. C., Ratlif B., Byzantium and Islam — age of transition (New York, 2012): 160, 170-171. Granger-Taylor, Quirke 2003 Granger-Taylor H., Quirke S., Textile production and clothing (London, 2003). URL: http://www.digitalegypt.ucl.ac.uk/textil/dress.html (дата обращения: 12.02.2022).

Най G., Arktiske Skinddragter i Eurasien og Amerika (K0benhavn, 1914). Hald М., Ancient Danish textiles from bogs and burials. A comparative study of costume and Iron Age textiles (Copenhagen, 1980).

Hall R., The Pharaonic mss tunic as a smock? // Göttinger Miszellen 43 (1981): 29-37. Huber B., The textiles of an early Christian burial from el-Kom el-Ah.mar/Saruna (Middle Egypt) // De Moor A., Fluck C. (ed.), Methods of dating ancient textiles of the 1st millenium AD from Egypt and neighbouring countries. Proceedings of the 4th conference of the study group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp 2005 (Tielt, 2007): 37-66.

Huber B., Eine Tunika fürs Jenseits. Textiles from excavations // De Moor A., Fluck C., Lindscheid P. (ed.), Drawing the threads together. Textiles and footwear of the 1st millenium AD from Egypt. Proceedings of the 7th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp 2011 (Tielt, 2013): 13-21. Ivanov S. V., The tomb of Tjay (TT 23). Progress report // Egypt and neighbouring countries 2 (2018): 1-17. DOI: 10.24411/2686-9276-2018-7.

Kajitani N., Textiles and their context in the third- to fourth-century CE cemetery of al-Bagawat // Schrenk S. (ed.), Textiles in situ: their find spots in Egypt and neighboring countries in the first millennium CE (Riggisberg, 2006): 103-104. Kwaspen, Verhecken-Lammens 2015 Kwaspen A., Verhecken-Lammens C., Measurements and fitting of Egyptian children's tunics of the 1st millennium AD // De Moor A., Fluck C., Linscheid P. (ed.), Textiles, tools and techniques of the 1st millennium AD from Egypt and neighboring countries. Proceedings of the 8th conference of the research group 'Textiles from the Nile Valley', Antwerp 2013 (Tielt, 2015): 152-167.

Прыткова 1976

Сычев 1977

Усова 2011

Чжунго 1988

Яценко 2006 Belova, Ivanov 2019

Borla, Oliva 2015

Brunton 1940

Fluck 2012

ШИ 1914 Hald 1980

Hall 1981 Huber 2007

Huber 2013

Ivanov 2018

Kajitani 2006

Mälck 2004 Mälck K., Technische Analyse der Berliner Reitermäntel und Beinlinge // Fluck C.,

Vogelsang-Eastwood G. (ed.), Riding costume in Egypt: origin and appearance (Boston, 2004): 163-174.

Orfinskaya, Arzhantseva 2013 Orfinskaya О., Arzhantseva I., The cut of the clothes of North Caucasian Alans // Archaeological textiles review 55 (2013): 86-97.

Pritchard 2006 Pritchard F., Clothing culture: dress in Egypt in the first millennium AD. Clothing from

Egypt in the collection of the Whitworth Art Gallery (Manchester, 2006).

Rooijakkers 2015 Rooijakkers C. T., Een stoffige geschiedenis: Egyptische kleding in het eerste millen-

nium n. Chr. // Phoenix Amsterdam (2015): 23-37.

Tamer 2013 Tamer F., Tunic for all segment of ancient Egyptian society // Arab archaeolo-

gists (2013). URL: https://www.researchgate.net/publication/260312065_Tunic_ for_all_segment_of_ancient_Egyptian_society_Tunic_for_All_Segments_of_An-cient_Egyptian_Society_Tunic_for_all_segment_of_ancient_Egyptian_society (дата обращения: 12.02.2022).

Tilke 1945 Tilke M., Kostümschnitte und Gewandformen (Tübingen, 1945).

Vogelsang-Eastwood 1993 Vogelsang-Eastwood G., Pharaohs Egyptian clothing (Leiden — New York —Köln, 1993).

Vollmer 2002 Vollmer J. E., Ruling from the Dragon Throne: costume of the Qing Dynasty (1644-

1911) (Toronto, 2002).

Textile technologies of Egypt: clothing

O. V. Orfinskaya

When working with archaeological textiles, a problem of reconstructing an item from preserved fragments inevitably arises. At the moment, due to the lack of a convenient and scientifically based methodological base, each researcher solves it on his own in accordance with his personal ideas. This article offers a new approach to analysis of archaeological clothes on the example of Egyptian materials. This approach does not answer the question: 'Why do changes in clothing occur?' Here one can only speculate for now. However, a theory of basic patterns helps to answer the question: 'How are various forms of clothing related?'

The history of clothing is directly related to the history of the cut, which, in its turn, is connected with the raw material base. To create clothes, a person had to have raw materials, tools or devices and skills to handle them, i. e. to be at a certain level of technological development. Analysis of archaeological materials allows us to conclude that a cutting system, which had been formed on basis of a particular raw material, became fixed in culture and then transferred to another raw material (most often fabric). In this stage, the pattern at first subdued the new material and later changed under the influence of the fabric. With all changes in the cut, it is possible to distinguish features of basic patterns that remained unchanged in the process of cultural development. This allows one to restore the 'pedigree' of individual forms of clothing in pre-industrial society.

Keywords: history of costume, Egyptian clothing, bag-like tunic, antique tunic, caftan, theory of basic patterns.

Ссылка для цитирования / reference:

Орфинская О. В. Текстильные технологии Египта: одежда // Египет и сопредельные страны 1 (2022): 40-67. DOI: 10.24412/2686-9276-2022-00003.

Orfinskaya O. V. Textile technologies of Egypt: clothing [in Russian] // Egypt and neighbouring countries 1 (2022): 40-67. DOI: 10.24412/2686-9276-2022-00003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.