Научная статья на тему 'ТЕКСТИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ: СТРЕМЛЕНИЕ РЕГИОНОВ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ'

ТЕКСТИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ: СТРЕМЛЕНИЕ РЕГИОНОВ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регионы / экспорт / текстильная продукция / производство / конкурентные пре­ имущества / потенциал / диверсификация / территориальная сбалансированность / внешний рынок / страны­партнеры / возможности. / regions / exports / textile products / production / competitive advantages / potential / diversification / territorial balance / foreign market / partner countries / opportunities.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубова Элнора-хан Талабхановна

В статье представлена общая характеристика текстильной промышленности Узбекистана, выяв­ лены конкурентные преимущества регионов, проанализированы факторы территориальной сба­лансированности экспорта текстильной продукции, описаны перспективы расширения производ­ ственного и экспортного потенциала отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTILE INDUSTRY: THE TENTIONS OF THE REGIONS FOR NEW HORIZONS

In the article is presented the general characteristics of the textile industry of Uzbekistan, identified the competitive advantages of the regions, analyzed the factors of territorial balance of textile exports, described the prospects for expanding the production and export potential of the sector.

Текст научной работы на тему «ТЕКСТИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ: СТРЕМЛЕНИЕ РЕГИОНОВ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ»

Якубова Элнора-Хан Талабхановна,

заместитель руководителя проекта, PhD, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований

ТЕКСТИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ: СТРЕМЛЕНИЕ РЕГИОНОВ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ

УДК: 332.14

DOI: 10.34920/Е^^_2022_^иЕ_10_3

ЯКУБОВА Э.Т. ТЕКСТИЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ: СТРЕМЛЕНИЕ РЕГИОНОВ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ

В статье представлена общая характеристика текстильной промышленности Узбекистана, выявлены конкурентные преимущества регионов, проанализированы факторы территориальной сбалансированности экспорта текстильной продукции, описаны перспективы расширения производственного и экспортного потенциала отрасли.

Ключевые слова: регионы, экспорт, текстильная продукция, производство, конкурентные преимущества, потенциал, диверсификация, территориальная сбалансированность, внешний рынок, страны-партнеры, возможности.

ЯКУБОВА Э.Т. ТЩИМАЧИЛИК САНОАТИ: ЯНГИ УФ^ЛАРГА ИНТИЛАЁТГАН ЦУДУДЛАР

Мак,олада Узбекистан тукимачилик саноатининг умумий тавсифи келтирилган, худудларнинг ракобат устунликлари, тукимачилик экспортининг худудий мутаносиблик омиллари бахоланган, ишлаб чикариш ва экспорт салохиятини кенгайтириш истикболлари ёритилган.

Калит сузлари: худудлар, экспорт, тукимачилик махсулотлари, ишлаб чикариш, ракобат устунликлари, салохият, диверсификация, худудий мутаносиблик, ташки бозор, хамкор мамлакатлар, имко-ниятлар.

YAKUBOVA Е.Т. TEXTILE INDUSTRY: THE TENTIONS OF THE REGIONS FOR NEW HORIZONS

In the article is presented the general characteristics of the textile industry of Uzbekistan, identified the competitive advantages of the regions, analyzed the factors of territorial balance of textile exports, described the prospects for expanding the production and export potential of the sector.

Key words: regions, exports, textile products, production, competitive advantages, potential, diversification, territorial balance, foreign market, partner countries, opportunities.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)

Введение. Мировой опыт свидетельствует, что при благоприятных условиях развитие и экспортная ориентация текстильной отрасли может стать прорывной точкой экономического роста страны и ее регионов. Текстильная отрасль в развитых и ускоренно развивающихся странах рассматривается как драйвер экономического роста и сокращения бедности населения (Heymann E., 2011; Raichurkar H., 2015; Irun B., 2017). В этом аспекте для регионов Узбекистана, обладающих определенными конкурентными преимуществами и потенциалом, приоритетным направлением является обеспечение сбалансированного территориального развития за счет диверсификации экспорта текстильной продукции.

Актуальность. Регионы Узбекистана обладают богатым опытом и местными традициями текстильного производства1. Наличие сырьевых ресурсов, трудового потенциала, накопленный опыт с учетом внедрения передовых практик мира создают возможности преодоления сырьевой зависимости экономики, диверсификации производства, перехода на более высокие технологические циклы.

Мировая практика текстильной отрасли является ярким примером обеспечения успешного экономического роста за счет приоритета развития стран на экспорт текстиля и одежды (Великобритания, США, Япония, Южная Корея). С учетом производственного потенциала и преимуществ с целью укрепления позиций на мировых рынках Узбекистан также взял курс перехода экспорта от сырьевой продукции (хлопка-волокна) на экспорт готовых товаров с высокой добавленной стоимостью.

По данным исследовательского агентства Research and Market в мировых рейтингах Узбекистан в 2018-2020 годах занимал 6-е место по производству хлопка, 3-е место - по экспорту хлопка, 2-е место - по экспорту хлопка-волокна2. Согласно расчетам, доля текстильной промышленности в валовой добавленной стоимости, произведенной в экономике Узбекистана, составляет

1 И.С.Глебова, С.С.Берман, Р.Р.Садыртдинов, А.А.Воробьев, Ф.Т.Эгамбердиев, А.А.Каюмов, А.Т.Умаров, Н.Г.Муминов, Г.К. Жанназарова, А.Ю.Макушина. Социально-экономическое положение территорий: международный опыт и перспективы развития. Коллективная монография - Казань: «Рокета», 2019. 276 стр.

2 http://www.techportal.ru/market/research-and-

markets

2,9% (2021 г.), в том числе текстильных изделий

- 2,2%, одежды - 0,7%. В сравнении с 2020 г. наибольшие структурные изменения произошли в выпуске текстильных изделий (с 2,0% до 2,2%). Вместе с тем текстильная отрасль занимает ведущее место в экспорте товаров и услуг страны (порядка 17,5% в общем объеме экспорта товаров и услуг).

На очередном селекторном совещании, посвященном вопросам развития местной промышленности, главой государства Ш.Мирзиёевым отмечена «важность развития текстильной отрасли

- одной из крупнейших отраслей местной промышленности и поставлена задача - достижения экспорта текстильной продукции до 5 млрд. сум в 2023 г.3

Цель исследования заключается в оценке факторов диверсификации экспорта и территориальной сбалансированности экспорта текстильной продукции, определения перспектив расширения экспортного потенциала с учетом конкурентных преимуществ, потенциала и возможностей территорий.

Методы исследования. При оценке особенностей экспорта текстильной отрасли регионов применены следующие методы исследования:

1. Индекс Revealed comparative advantage (RCA), дающий представление о региональных конкурентных преимуществах. При этом RCA > 1,000 - наличие конкурентных преимуществ региона.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), характеризующий уровень территориальной концентрации экспорта. При этом HHI 0 означает идентичность территориальной структуры (декон-центрация).

Для расчетов использованы данные Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за 2021 год, учитывающие объемы экспорта текстильной продукции в разрезе Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.

Основные анализы и результаты.

Максимальное использование природно-экономического потенциала, местных ресурсов и возможностей, наряду с реализацией мер по поддержке местных товаропроизводителей, стимулированию деятельности предприятий-экспортеров готовой продукции за счет предоставления налоговых и таможенных преференций,

3 https://xs.uz/ru/post/opredeleny-mery-po-razvitiyu-promyshlennosti-v-regionakh

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)

внедрению международных стандартов по обеспечению качества продукции, дала возможность укрепления конкурентных преимуществ текстильной продукции страны и ее регионов на мировом рынке1.

Благодаря этому достигнуты определенные результаты качественной диверсификации экспорта.

Во-первых, за счет роста переработки местного сырья внутри регионов в 2017 г. переработано 40%, в 2019 г. - 88%, в 2020 г. 93% хлопка-волокна, в 2021 г. осуществлена 100%ная переработка хлопка-волокна. Таким образом, обеспечено прекращение экспорта сырьевой продукции (хлопок-волокно) и повышение доли полуфабрикатов и готовых промышленных товаров (пряжа, ткань, одежда). В товарной структуре экспорта доля текстильной пряжи и ткани - 13,5%, одежды - 4,0%.

Для справки:

Формирование цепочки добавленной стоимости в текстильной промышленности характеризуется следующими этапами производственного цикла:

• производство 862,3 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи (в 2 раза больше показателя в 2017 г., 1,4 раза больше показателя в 2019 г.) за счет полной переработки хлопка-волокна;

• производство 716,2 млн.кв.м хлопчатобумажного полотна (рост в 1,9 раза по сравнению с 2017 г.), 203,8 тыс.тонн трикотажной ткани (рост в 2,8 раза), 1997,8 млн.шт. швейно-трикотажных (рост в 4,4 раза), 458,4 млн.пар чулочно-носочных (рост в 4,7 раза) изделий за счет переработки 43% хлопчатобумажной пряжи.

Во-вторых, налажен экспорт порядка 500 наименований текстильной продукции в ближнее и дальнее зарубежье. Основными экспортоориенти-рованными товарами текстильной отрасли являются: пряжа (560 тыс.тонн в 2021 г., т.е. порядка 65% всей продукции, произведенной в стране), ткани хлопчатобумажные (297 млн.кв м, т.е. более 40% произведенной продукции), ковры и ковро-

1 Nozim G. Muminov, Ramziddin X. Abdusatarov, Anastas A. Ambartsumyan and Diyor M. Karimov (2022) Peculiarities of Manufacturing Policy in Uzbekistan in the Conditions of Modernization of the Economy. Webology, Volume 19, Number 1, Pages: 2945-2963. DOI: 10.14704/WEB/V19I1 /WEB 19195. https://www. webology.org/data-cms/articles/20220123080923am WEB19195.pdf

вые изделия (11,2 млн.кв.м), мужские и женские костюмы, пиджаки, рубашки (76,2 млн.шт).

Трансформация промышленного производства отразилась на качестве структурных изменений экспорта текстильной продукции:

• за счет освоения экспортоориентирован-ного производства продукции высоких переделов2 в товарной структуре экспорта возросла доля текстильной продукции (с 11,7% в 2017 г., 11,0% в 2019 г. до 17,6% в 2021 г.);

• реализация первого этапа (постепенное сокращение и полный отказ от экспорта хлопка-волокна в период 2017-2021 гг.) перехода к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечила повышение доли хлопчатобумажной пряжи (46,6%), швейных изделий (35,0%) в общем объеме экспорта текстиля.

• несмотря на низкий вклад ковров и ковровых изделий в экспорте текстильной продукции (1,5%), на сегодняшний день местная продукция завоевала достойное место на внешнем рынке (ковры Узбекистана могут свободно конкурировать с аналогичными товарами из Турции).

В-третьих, за счет выхода на новые ниши мирового рынка Узбекистан наладил поставки местной текстильной продукции в более 65 стран мира. Основными торговыми партнерами являются Россия, Китай, Турция и Кыргызстан (экспортируется порядка 80% текстильной продукции страны). Вместе с тем с присоединением Узбекистана к системе преференций GSP+ Европейского Союза налажен экспорт в Европейские страны (порядка 6% экспорта текстильной продукции).

GSP (Generalized System of Preferences) -система преференций, заключающаяся в уменьшении или отмене тарифных ставок на определенные виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых развивающимися странами на территорию развитых стран. Присоединение Узбекистана к системе преференций GSP+ позволяет беспошлинно экспортировать 6200 видов местных товаров в Евросоюз3.

2 Продукция высоких переделов - это продукт, полученный на основе нескольких стадий переработки исходного сырья, которые представляют собой отдельные технологические процессы / https://www.aluminas.ru/aluminum/article/high-value-added-products/

3 GSP+. Преимущества и обязательства Узбекистана. https://www.gazeta.uz/ru/2021/04/12/gsp/#!

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)

Таблица 1. Конкурентные преимущества регионов в экспорте текстильной продукции за 2021 году1

Наименование товара Вклад товара в респ. экспорте, % Регионы - ведущие экспортеры (КСА>1,000)

Категория «Промышленные товары»

Текстильная пряжа, ткани 13,5 Андижанская (2,202), Бухарская (2,394), Джизакская (4,278), Кашкадарьинская (4,209), Наманганская (3,712), Самаркандская (1,653), Сурхандарьинская (3,123), Сырдарьинская (1,578), Ферганская (3,603), Хорезмская (3,371)

Категория «Готовые изделия»

Одежда и одежные принадлежности 4,0 Андижанская (5,478), Джизакская (2,189), Наманганская (4,615), Самаркандская (1,575), Сырдарьинская (2,042), Ташкентская (1,599), Ферганская (1,040)

Анализ региональных особенностей экспорта текстильной продукции дает возможность оценить конкурентные преимущества территорий:

• по уровню экспорта текстильной продукции ведущие позиции занимают Андижанская (17,3% от общего объема экспорта текстильной продукции), Ферганская (14,5%), Наманганская (11,7%), Ташкентская (11,0%) области и г. Ташкент (12,1%). Экспорт на душу населения этих регионов составляет 110,0-157,0 долл. США, что на 1,3-1,9 раза выше средних показателей по республике (83,8 долл. США). Вместе с тем, в Самаркандской, Сурхандарьинской областях, Республике Каракал-пакстан экспорт текстильной продукции в расчете на душу населения сохраняется относительно низким (24,4-38,8 долл. США или в 2-3,5 раза ниже республиканского параметра).

• большинство регионов (Андижанская, Бухарская, Джизакская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Ферганская, Хорезмская области) ориентированы на экспорт пряжи и ткани (в экспортной корзине региона доля продукции составляет 21,0%-58,0%, КСА=1,578-4,209);

• Андижанская, Джизакская, Наманганская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ташкентская, Ферганская области обладают преимуществом экспорта готовой продукции (в сумме более 80% от республиканского объема экспорта одежды, её аксессуаров и принадлежностей, Г1СА=1,040-5,478);

• В экспорте текстильной пряжи и тканей (0,065), готовых изделий (0,227) отмечается отно-

1 Источник: рассчитано автором по данным статистического бюллетеня «Экспорт-импорт товаров и услуг за январь-декабрь 2021 года». Ташкент -2022 г. 153 стр.

сительная территориальная диверсификация (НН1<0,300, т.е. деконцентрация), сопровождающаяся наличием конкурентных преимуществ экспорта данных видов продукции в большинстве регионах страны.

Выводы и рекомендации. Как показывает мировая и отечественная практика, при диверсифицированном экспорте экономика страны и ее регионы более устойчивы к внутренним и внешним факторам. С учетом этого расширение экспорта текстильной продукции предлагается за счет решение следующих вопросов:

• реализация следующего этапа перехода к экспорту продукции с высокой добавленной стоимостью, подразумевающего достижение полной переработки хлопчатобумажной пряжи. В этом плане обеспечение последующей производственной переработки пряжи и тканей целесообразно за счет создания дополнительных перерабатывающих производств (малых промышленных объектов, махаллинских специализированных цехов при территориальных Центрах ремесел). Вместе с тем актуальным становится формирование схемы создания единой цепочки добавленной стоимости продукции в текстильных кластерах.

• освоение производства и экспорта инновационной текстильной продукции, как перспективного направления конкурентоспособного экспорта. В этом плане в некоторых регионах имеются возможности расширения производства искусственных волокон, синтетических тканей и готовой продукции из них на базе развитой нефтехимической промышленности страны (Республика Каракалпакстан, Андижанская, Каш-кадарьинская, Сурхандарьинская, Ташкентская области).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)

• для эффективного использования производственных мощностей (обеспечения полной загрузки) следует проработать вопросы импорта сырьевых ресурсов. Преимуществом данного мероприятия являются: относительно невысокие цены на сырье на мировом рынке; наличие местных промышленных объектов, функционирующих не на полную мощность; преимущество и опыт регионов Узбекистана в производстве материалов и полотна, трикотажных изделий.

• для продвижения местной текстильной продукции на внешние рынки необходимо формирование «умного»1 экспорта, заключающе-

гося в вовлечении в процесс мировых брендов и технологий, маркетинговой поддержки предприятий-экспортеров.

• Проведение международных региональных форумов готовой текстильной продукции с учетом национального колорита территории, местных традиций, современного дизайна и моды. В этом плане обмен опыта и знаний, привлечение зарубежных дизайнеров, ведущих технологов мира позволит расширить ассортимент швейной и трикотажной продукции, имеющих широкий спрос на внешнем рынке.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» . https://lex.uz/ru/pdfs/5841077

2. Туман (шах,ар) иктисодиётининг усиш драйверларини аниклаш: методология ва ама-лиёт. Ш.Отабоев ва бошк. - Тошкент "Firdavs-Shoh" нашриёти, 2022 - 224 б.

3. Статистический бюллетень "Экспорт-импорт Узбекистана за 2021 год". - Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Ташкент, 2022 - 130 с.

4. BCPD совместно с QazTrade Academy провели первый бизнес-практикум «Умный экспорт».

5. Heymann E. Textile and clothing industry. Innovation and internationalisation as success factors. Deutsche Bank Research. July, 2011. https://www.dbresearch.com/PROD/RPS_ENPROD/ PROD0000000000474576/Textile_and_clothing_industry%3AJnnovation_and_inte.pdf?undefine d&realload=uf1FgeAyN7Ylt1IiulkrlthuHKFSXb0~l0gcW2XFQOk/2d3aemPD4KmmppWaEJFI

6. И.С.Глебова, С.С.Берман, Р.Р.Садыртдинов, А.А.Воробьев, Ф.Т.Эгамбердиев, А.А.Каюмов, А.Т.Умаров, Н.Г.Муминов, Г.К. Жанназарова, А.Ю.Макушина. Социально-экономическое положение территорий: международный опыт и перспективы развития. Коллективная монография - Казань: «Рокета», 2019. 276 стр.

7. Raichurkar H., Running a successful textile diploma course in a Remote Indian Town - a case study. Journal of Engineering Transformations. Volume 29, №1, July 2015. ISSN 2349-2473, eISSN 2394-1707. P - 38-42. https://www.researchgate.net/publication/282389229_Running_a_ Successful_Textile_Diploma_Course_in_a_Remote_Indian_Town_-_A_Case_Study

8. Irun, B. (2017). Business Opportunities and Challenges in the Textile and Apparel Market in China, EU SME Centre, Beijing, China. https://docplayer.net/53713279-Business-opportunities-and-challenges-in-the-textile-and-apparel-market-in-china.html

9. Nozim G. Muminov, Ramziddin X. Abdusatarov, Anastas A. Ambartsumyan and Diyor M. Karimov (2022) Peculiarities of Manufacturing Policy in Uzbekistan in the Conditions of Modernization of the Economy. Webology, Volume 19, Number 1, Pages: 2945-2963. DOI: 10.14704/WEB/V19I1/WEB19195. https://www.webology.org/data-cms/articles/20220123 080923amWEB19195.pdf

1 Умный экспорт - экспорт идей, брендов и технологий. https://egotranslating.com/pressroom/mass-media-about-us/print-publications/umnyy-eksport-eksport-idey-brendov-i-tekhnologiy-peterburg-predlagaet-1 -28/

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.