Научная статья на тему 'Текст как многомерный феномен современности'

Текст как многомерный феномен современности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
538
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ТЕКСТА / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / СЕМИОТИКА / ПОЭТИКА / РИТОРИКА / ГЕРМЕНЕВТИКА / КОГНИТИВИСТИКА / ПРАГМАТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамова Галина Алексеевна

В статье говорится о важных изменениях в подходах к анализу современного текста, в интерпретации его сущности, свойств и места в системе языка. Важным условием успешного осмысления феномена многомерности текста с позиций новых стратегий научного познания становится объединение усилий различных научных направлений: текстологии и семиотики, риторики и прагматики, герменевтика и стилистика, культурологи и философии и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Текст как многомерный феномен современности»

на радио «Максимум» в «отбивке» «Я тебя научу радио выключать! «Максимум» создает комический парадокс, доводя до сведения аудитории, что будет произведено действие, обратное обозначенному глаголом. Влияние просодии вызывает деформацию семантики, создавая смысл, противоположный выраженному вербально. В крайнем проявлении этот процесс приводит к семантизации звучания, когда становится возможным замещение просодией слов, фраз и даже фрагментов текста. В радиорекламе этому способствует наличие клишированных просодических форм. Так, обычным становится пропуск вербального объяснения причинно-следственной связи между частями объявлений, например, «Магазин женского белья «Татьяна» Вы неотразимы». Или «Теперь это стало доступно даже студентам. Вертикальный солярий». Просодия в спотах сигнализирует информантам о необходимости «домысливания» пропущенного звена стереотипным замедлением темпа, насыщенным напряженным тембром и восходящим акцентом на реме первого предложения, сменяющимся контрастным ускорением темпа и характерным акцентом «вызова» в следующей фразе.

Таким образом, действие просодической составляющей в рекламном тексте на радио обусловлено нарушениями коммуникативной и лингвистической нормы и нацелено на создание различного типа импликатур. Последние формируются благодаря механизму сегментного и суперсегментного звукосимволизма и базируются на игровых конструирующих признаках.

Литература

1. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986. С. 95.

2. Исаева Л. А. Художественный текст: скрытые смыслы и способы их представления Краснодар, 1996. С. 26.

3. ИртеньеваН. Ф. О лингвистической пресуппозиции // Проблемы семантического синтаксиса. Пятигорск, 1975.

4. Пирогова Ю. К. Имплицитная информация в рекламе // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М., 2000.

5. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

E. G. SOMOVA. IMPLIKATURS IN THE RADIOTEXT ADVERTISING

Subject of the article is a special function оf the prosodies in radiotext advertising, which is connected with process of the semantization. In the course of perceptions of the message phonetic side of the text can send the listener additional latent advertising information.

Key words: text, advertising, latent information, prosodies.

Г. А. АБРАМОВА

ТЕКСТ КАК МНОГОМЕРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

В статье говорится о важных изменениях в подходах к анализу современного текста, в интерпретации его сущности, свойств и места в системе языка. Важным условием успешного осмысления феномена многомерности текста с позиций новых стратегий научного познания становится объединение усилий различных научных направлений: текстологии и семиотики, риторики и прагматики, герменевтики и стилистики, культурологии и философии и др.

Ключевые слова: теория текста, психолингвистика, семиотика, поэтика, риторика, герменевтика, когни-тивистика, прагматика.

Основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением, является текст, выступающий как форма коммуникации, источник информации. Известны различные подходы к определению понятия «текст». По данным Ю. А. Сорокина, известно около 250 определений понятия «текст». Это свидетельствует о его многомерности, порождающей возможность различных подходов к его исследованию.

Лингвистика ХХ-ХХ1 вв. отличается важными изменениями в подходах к тексту, в интерпретации его сущности, свойств и месте в системе языка.

В языкознании текст - это «последовательность вербальных знаков, обладающая внешней

связностью, внутренней осмысленностью, которую возможно своевременно воспринимать при осуществлении необходимых условий коммуникации» [1].

И. Р. Гальперин рассматривает текст как продукт речевой деятельности, функционально обусловленный, структурно оформленный, семантически завершенный. «Текст - это произведение речетвор-ческого процесса, обладающее завершенностью, объектированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (СФЕ), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи,

№ 4 (55), 2014

"Филология. Документоведение"

имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [2].

«Текст представляет собой последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым смыслом. Это словесное речевое произведение, в котором отражаются все языковые единицы, начиная от простой фонемы и заканчивая сложно построенным предложением» [3].

В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, основными свойствами которой являются связность и цельность.

Текст - это самый сложный знак языка и речи, специфика которого проявляется в следующем: в свойствах самого уровня текста, выделяемого в иерархии языковой структуры; в особой организации компонентов, образующих единство; в особых законах, по которым это единство развивается.

В широком смысле слова под текстом понимается «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц», основными свойствами которой являются связность и цельность, «связная и полная последовательность знаков» [4].

Текст сегодня выступает предметом изучения самых разных наук, каждая из которых рассматривает текст со своих позиций, вычленяя те аспекты, которые в большей степени отражают интересы осваиваемой ею области научного познания. В их числе филология, социология, культурология.

Понимаемый в широком смысле слова как связная и полная последовательность знаков текст попадает в сферу интересов различных гуманитарных дисциплин, каждая из которых рассматривает текст со своих позиций и опирается на свои методы исследования.

Так, текстология - наука о текстах, изучающая рукописные и печатные тексты различных художественных, литературно-критических, литературоведческих, публицистических произведений для их издания и интерпретации. Герменевтика занимается толкованием текстов, пониманием смысла высказывания. Основными понятиями герменевтики считаются: понимание, интерпретация, смысл (в том числе скрытый).

Поэтика анализирует, как текст описывает композицию и структуру. Поэтика является одной из старейших литературоведческих дисциплин, являясь наукой о системе средств выражения в литературе. Так как эти средства сводятся к языку, поэтику называют наукой о художественном использовании средств языка.

Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем. Знаки делятся на естественные и искусственные. Семиотика находит свои объекты: в языке, художественной литературе и др. Семиотическое пространство воспринимается как «многослойное пересечение различных текстов, складывающихся в определенный пласт, со сложными внутренними соотношениями, разной степенью переводимости и пространствами непереводимости» [5].

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтактика (правила построения знаков в рамках знаковой системы); семантика (содержание знаков); прагматика (исследование проблемы).

Риторика изучает способы построения художественно выразительной речи, близко соприкасается со стилистикой и поэтикой. Риторику больше интересуют «отдельные фигуры, чем текст, а если и текст, то текст небольшого объема и стандартного состава» [6].

Стилистика исследует принципы и эффект выбора и использования тех языковых средств, которые предают мысли и эмоции в разных условиях общения. Специфика рассмотрения текста стилистикой во многом зависит от трактовки стиля. Однако стилистика направлена не на сам текст, а на характеризующие его языковые явления.

Самостоятельным предметом научного исследования текст выступает для лингвистики текста. Лингвистика текста формулирует правила построения связного текста, изучает выражаемые по ним смысловые категории, обращается к проблемам построения типологии текста по коммуникативным параметрам и соотносимым с ними лингвистическим признакам, описывает единицы текста. Лингвистика текста как наука оформилась в середине XX в. основные работы по филологическому анализу текста написаны М. М. Бахтиным, В. В. Виноградовым, Л. В. Щербой и др.

Среди основ лингвистики текста можно выделить следующие: целостный филологический анализ литературных произведений; теорию языка художественной литературы; учение о сложном синтаксическом целом; традиционную стилистику; функциональную стилистику; теорию актуального членения; теорию деривации; семантический синтаксис.

С начала 1970 г. термин «лингвистика текста» стал употребляться как обобщающий наименованиям «семантика текста», «структура текста», «грамматика текста».

Со второй половины XX в. лингвистика текста рассматривается как часть общих междисциплинарных наук - науки о текстах или теории текста. Теория текста возникает на пересечении текстологии, поэтики, семиотики, лингвистики текста, риторики, прагматики, герменевтики.

Понятие «наука о текстах» обозначает междисциплинарную науку, интегрирующую такие направления в науке, как когнитивная и социальная психология, литературоведение, лингвистика и др. В лингвистике выделяются прагматика текста и грамматика текста. Грамматика текста выделяет синтаксис текста и семантику текста [7].

Таким образом, можно сделать вывод о правомерности выделения исследователями-лингвистами науки, которая бы занималась проблемами текста во всей многогранности.

Современный подход в изучении текста дает возможность рассматривать текст с точки зрения

когнитивной лингвистики, психолингвистики и социолингвистики.

Важным условием успешного осмысления феномена многомерности текста с позиций новых стратегий научного познания становится объединение усилий различных научных сообществ. Текст выступает предметом изучения текстологии и семиотики, риторики и прагматики, герменевтики и стилистики, культурологи и философии и других наук. И только лингвистика текста является самостоятельным предметом для анализа текста. Лингвистика текста формирует правила построения связного текста, изучает выражаемые по ним смысловые категории, описывает единицы текста, обращается к проблемам построения типологии текста по коммуникативным параметрам и самостоятельным с ними лингвистическим признакам.

Итак, на протяжении истории текст как многомерный феномен развивается вместе с системой языка и проявляет себя в разнообразных ипостасях.

Сегодня текст понимается как иерархическое единство высшего ранга, многомерное, многофункциональное и многоаспектное системное образование, сочетающее характеристики сложного знака и коммуникативного целого.

Литература

1. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Русская словесность. М., 1997.

2. Гальпрерин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

3. Мирошниченко И. В. Лингвистический анализ текста. М., 2009.

4. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

5. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.

6. Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л., 1988.

7. Филиппов К. А. Лингвистика текста. СПб., 2003.

8. Абрамов В. П., Абрамова Г. А. Новые возможности лингвистики текста // Мир русского слова и русское слово в мире. Т. 1. Sofia, 2007. С.4.

9. Дымарский М. Я. Проблема текстообразова-ния и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). СПб., 1999.

10. Николаева Т. М. Текст // Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.

11. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985.

G. A. ABRAMOVА. TEXT AS A MULTIDIMENSIONAL PHENOMENON OF MODERNITY

Artical examines a significant modifications to the approaches of modernity analysis of the text in it's essence interpretation, property and place in the language system. An important term of successful comprehension of the phenomenon of multidemensionality of the text from the position of science strategies is the unification of the efforts of different science assignments: textual criticism and semiotics, rhetoric and pragmatics, hermeneutics and stylistics, culture and philosophy e.t.c.

Key words: theory of the text, psycholinguistics, semiotics, poetics, rhetoric, hermeneutics, cognitive science, pragmatics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.