Научная статья на тему 'Текст и личность в виртуальной реальности'

Текст и личность в виртуальной реальности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
398
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текст / языковая личность / виртуальная реальность / интернет / социальные сети / особенности языка интернет-общения. / text / language personality / virtual reality / Internet / social networks / features of the language of Internet communication.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондрашева Екатерина Владимировна, Тонких Максим Сергеевич

Статья посвящена трансформации языковой личности человека в связи с развитием интернета и общением в сети. Рассматриваются способы самопрезентации в интернет-ресурсах, которые использует современное поколение для самовыражения и самореализации. Это ведет к трансформации личности при создании определенного образа. Каждый текст содержит образ и говорящего, и слушающего, в случае общения в интернете – пишущего и отвечающего, то есть их текстовые личности. В работе рассматриваются универсальные языковые тенденции, связанные со сравнительно новым способом организации передачи сообщения, преимущественно наследуемые от устной разговорной речи. Сеть отражает особенности функционирования языка, наблюдаемые в реальной жизни. Явления, которые активизируются в разговорной речи, попадают в текст интернет-общения, сочетающего в себе признаки устной и письменной речи. Но и интернет является источником появления и распространения неологизмов. Благодаря насыщенности сети текстами разных жанров и форм можно наблюдать активизацию языковых процессов, не всегда заметных при наблюдении за живым языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT AND PERSONALITY IN VIRTUAL REALITY

The article is devoted to the transformation of the linguistic personality of a person in connection with the development of the Internet and communication on the network. The ways of self-presentation in Internet resources, which are used by the modern generation for self-expression and self-realization, are considered. This leads to the transformation of personality when creating a certain image. Each text contains an image of both the speaker and the listener, in the case of communication on the Internet – writing and answering, that is, their text personality. The paper deals with the universal language trends associated with a relatively new way of organizing the transmission of messages, mainly inherited from oral speech. The network reflects the peculiarities of language functioning observed in real life. Phenomena that aktiviziruyutsya colloquially, fall within the text of Internet communication that combines the characteristics of speech and writing. But the Internet is also a source of the emergence and spread of neologisms. Thanks to the richness of the network with texts of different genres and forms, it is possible to observe the activation of language processes, which are not always noticeable when observing a living language.

Текст научной работы на тему «Текст и личность в виртуальной реальности»

УДК 070.19:81'276.2

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11829

ТЕКСТ И ЛИЧНОСТЬ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Кондрашева Екатерина Владимировна

старший преподаватель кафедры журналистики ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Россия, г. Хабаровск Тонких Максим Сергеевич студент направления обучения «Журналистика» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Россия, г. Хабаровск

Аннотация: Статья посвящена трансформации языковой личности человека в связи с развитием интернета и общением в сети. Рассматриваются способы самопрезентации в интернет-ресурсах, которые использует современное поколение для самовыражения и самореализации. Это ведет к трансформации личности при создании определенного образа. Каждый текст содержит образ и говорящего, и слушающего, в случае общения в интернете - пишущего и отвечающего, то есть их текстовые личности. В работе рассматриваются универсальные языковые тенденции, связанные со сравнительно новым способом организации передачи сообщения, преимущественно наследуемые от устной разговорной речи. Сеть отражает особенности функционирования языка, наблюдаемые в реальной жизни. Явления, которые активизируются в разговорной речи, попадают в текст интернет-общения, сочетающего в себе признаки устной и письменной речи. Но и интернет является источником появления и распространения неологизмов. Благодаря насыщенности сети текстами разных жанров и форм можно наблюдать активизацию языковых процессов, не всегда заметных при наблюдении за живым языком.

Ключевые слова: текст, языковая личность, виртуальная реальность, интернет, социальные сети, особенности языка интернет-общения.

TEXT AND PERSONALITY IN VIRTUAL REALITY

Ekaterina V. Kondrasheva

Senior lecturer of journalism Department Pacific National University Russia, Khabarovsk Maksim S. Tonkikh student of the direction of training «Journalism» Pacific National University Russia, Khabarovsk

Abstract: The article is devoted to the transformation of the linguistic personality of a person in connection with the development of the Internet and communication on the network. The ways of self-presentation in Internet resources, which are used by the modern generation for self-expression and self-realization, are considered. This leads to the transformation of personality when creating a certain image. Each text contains an image of both the speaker and the listener, in

the case of communication on the Internet - writing and answering, that is, their text personality. The paper deals with the universal language trends associated with a relatively new way of organizing the transmission of messages, mainly inherited from oral speech. The network reflects the peculiarities of language functioning observed in real life. Phenomena that aktiviziruyutsya colloquially, fall within the text of Internet communication that combines the characteristics of speech and writing. But the Internet is also a source of the emergence and spread of neologisms. Thanks to the richness of the network with texts of different genres and forms, it is possible to observe the activation of language processes, which are not always noticeable when observing a living language.

Keywords: text, language personality, virtual reality, Internet, social networks, features of the language of Internet communication.

Интернет и виртуальная реальность прочно вошли в жизнь человека. Сегодня невозможно представить современное общество без социальных сетей, интернет-изданий, электронной почты и прочих благ, предоставляемой всемирной паутиной. На данный момент именно интернет определяет модели поведения людей и их манеру общения друг с другом.

Путей взаимодействия человека и интернета множество. Самыми популярными услугами интернета являются общение в разнообразных социальных сетях и поиск информации.

Современное поколение использует интернет-ресурсы для самовыражения и самореализации. Площадками для собственного PR становятся социальные сети. Пользователей привлекают удобства существования в сети: это и бесплатный доступ к сетям, легкость регистрации в них, возможность общаться с людьми в режиме реального времени и свой аккаунт рабочим пространством.

«Социальные сети в основном используются для простого общения с друзьями, коллегами, родственниками. Причем, они не уступают сайтам знакомств. <...> Однако самые предусмотрительные пользователи создают «рабочую» страницу, так как на подобных сервисах легче найти клиентов и набрать популярность. Так же для общения и работы используют блоги, форумы и различные информационно-новостные сайты с возможностью комментирования (посвященные хобби, кулинарии и т.п.)» [1].

Общаясь, люди выполняют определенные ролевые обязательства, которые формируются под воздействием обстоятельств, условий взаимодействия, отношениями между субъектами общения и т.д. Это ведет к трансформации личности при создании определенного образа, иначе говоря - «имиджа». Каждый текст содержит образ и говорящего, и слушающего, в случае общения в интернете - пишущего и отвечающего, то есть их текстовые личности.

Любой пользователь Интернета обладает способностью к коммуникации с другими членами сети. Следовательно, его можно назвать языковой личностью - носителем языка. Эту личность возможно описать на основе анализа произведённых ею текстов, которые наполнены своей точкой зрения на окружающую действительность, созданы для достижения определённых целей и задач в условиях интернет-коммуникации.

Сообщениям пользователей интернет-сетей присущи универсальные языковые тенденции, связанные со сравнительно новым способом организации передачи сообщения, преимущественно наследуемые от устной разговорной речи, а именно пренебрежение пунктуацией; частое использование эмотиконов (смайлов), которые иногда заменяют знаки препинания; склонность пользователей к языковой игре (каламбур, парадокс, обнажение внутренней формы слова); нередко применяются литуративы (зачеркивания слов или целых предложений; это явление подчеркивает двойственность коммуникативного намерения

пишущего человека). Также используется аббревиация, включение в текст специфических высказываний и символов, например, рисунков текстом и др. [2].

В XXI веке начинают стираться границы между реальным и виртуальным мирами настолько, что личность человека раздваивается. Он существует и в настоящем мире, и параллельно создает свой образ личности в виртуальной реальности, который не всегда совпадает с настоящим. Можно говорить о стремлении человека создать для себя некий имидж, который помогает пользователю добиваться задуманных целей.

Создается интернет-личность как совокупность гипертекстовых компонентов сетевого облика индивида, которая формируется в рамках онлайн-среды с целью самопрезентации, и она отражает реальные аспекты его личности.

Главным отличием сетевой личности от реальной является возможность контролировать первую, формировать ее и корректировать по своему желанию, настроению, целям, чтобы предстать перед другими пользователями в необходимом ракурсе. В отличие от реальной, личность виртуальная обладает явно выраженной мобильностью, то есть легко поддается корректировке или вообще заменяется на другую. Все эти отличия обусловлены особенностями онлайн-среды, в рамках которой сетевая личность создается. Этому помогает коммуникация между пользователями на дистанции, возможность в сети сохранять анонимность.

При создании профиля пользователь обычно должен указать некоторые личные данные. И вот тут перед человеком встает первая дилемма: дать о себе точную, достоверную информацию или ложную, выдуманную. Ответ зависит от цели создания личного аккаунта. Если пользователь хочет найти друзей или устроить личную жизнь, хочет расширить реальный круг общения, то он будет оперировать данными, соответствующими реальности. Это значительно облегчит поиск того, что ему нужно. Если же пользователь использует свою страницу, как рабочую площадку, то такой аккаунт подразумевает наличие информации, которая отражает рабочие цели и реальные профессиональные качества, которые помогут найти ему работу, новых клиентов и т.д. [3].

Когда пользователь преследует иные цели (например, выпустить отрицательные эмоции, по той или иной причине стать тем, кем никогда не был), то создаются вымышленные личности - так называемые виртуалы, которые приписывают себе нереальные данные. Получается, что такой образ, такая личность существует только в сети

[3].

Профессор И. Н. Блохин в своей статье «Функции и виды поведения личности в сетевой среде» выделил четыре вида поведения личностей в интернете: «потребитель, коммуникатор, автор и навигатор» [4].

Потребитель - это пользователь, который активно использует предоставленные ему ресурсы сети. «Потребитель информации в онтологическом смысле демонстрирует тождественность субъекта и объекта взаимодействия, создающую новое качество. Механизм тождества состоит в идентификации - процессе принятия потребителем роли, задаваемой и определяемой сообщением. Идентификация для потребителя является способом усвоения установок и ценностей, предлагаемых сообщением, как своих собственных» [4].

Коммуникатор общается в интернете с другими пользователями, занимается производством и передачей сообщений. Коммуникаторы дают толчок к возникновению новых социальных сетей.

Следующий тип - это авторы. Они создают свой контент, который, в большинстве случаев, является уникальным. Некоторая часть авторов берет за основу чужую идею и, немного видоизменив ее, выдают за свою.

Последний тип - навигаторы, то есть работники мировой паутины. Это, пожалуй, самая продуктивная активность: «Его задача состоит в регулировании информационных потоков, управлении маршрутами. Он - оператор ракурсов, контекстов и смыслов. В его

функции, в том числе, входит "слежка" за потребителями, коммуникаторами и авторами»

[4].

Пол, национальность, особенность внешности отходят на второй план, когда человек участвует в процессе виртуального общения [1]. Появляются новые ценности, заметно меняется отношение к языку. Ценным становится более простой характер общения, в котором одним является общение на «ты» даже между незнакомыми людьми. Помимо «ты-общения» лексические средства часто принадлежат к разговорному стилю, хотя имеют графическую форму выражения. Исследователь Т. А. Буданова считает, что подобная раскрепощённость в общении выражается в актуализации динамики языковой личности и, как следствие этого, происходит стимулирование её лингвокреативного потенциала [5].

Коммуникация в сети происходит в большинстве случаев именно с помощью текста, причем постоянным спутником текста является графика, анимации. По сути это гипертекст. Интересно, что общение в интернете способствует фиксации устной речи, всех ее особенностей и, безусловно, ее ошибок. Этому способствует спонтанность, неподготовленность, одномоментность сетевого общения.

В языке интернет-общения явно видно сочетание кодифицированного литературного языка с некодифицированной разговорной речи. Виртуальное сообщество, которое живет иначе, чем реальное, по свободным правилам, способствует расшатыванию нормы. Именно по этой причине литературные нормы в сетевом общении в основном не соблюдаются.

Таким образом, наблюдая и анализируя общие тенденции развития языка в интернет-пространстве, можно говорить о влиянии виртуальной реальности на речь человека. Сеть отражает особенности функционирования языка, наблюдаемые в реальной жизни. Явления, которые активизируются в разговорной речи, например, появление нового значения у уже известного слова или появление новой грамматической конструкции, попадают в текст интернет-общения, сочетающего в себе признаки устной и письменной речи. Но и интернет является источником появления и распространения неологизмов. Благодаря насыщенности сетевого архива текстами разных жанров и форм можно наблюдать активизацию языковых процессов, не всегда заметных при наблюдении за живым языком.

Список литературы:

1. Косякова Я. С., Ткачева В. Р. Языковая личность в Интернете // Молодой ученый. - 2017. - №22.1. - С. 19-23. - [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/156/44303/ (дата обращения: 11.04.2019).

2. Ахапкина Я. Э. О грамматике устно-письменного высказывания // Сборник работ «Современный русский язык в интернете» / ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. -М.: Языки славянской культуры, 2014. - С.181-183.

3. Аббазова Л. О. Проблемы формирования виртуальной личности в Интернет-пространстве. [Электронный ресурс]. - URL: http://mic.org.ru/1-vypusk/428-problemy-formirovaniya-virtualnoj-lichnosti-v- (дата обращения: 11.04.2019).

4. Блохин И.Н. Функции и виды поведения личности в сетевой среде. [Электронный ресурс]. - URL: http://mim.org.ru/publikatsii/103-funktsii-i-vidy-povedeniya-lichnosti-v-setevoj-srede (дата обращения: 11.04.2019).

5. Буданова Т.А. О динамике языковой личности // Русская литература в формировании современной языковой личности: сб. материалов междунар. конгресса. Т. 2: Современная языковая личность: проблемы и функционирование. Языковая личность в иноязычной среде: литературные традиции и новации. - СПб., 2007. - С. 219-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.