Научная статья на тему 'ТЕХНОСФЕРА И НООСФЕРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НИЗШЕГО И ВЫСШЕГО УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ'

ТЕХНОСФЕРА И НООСФЕРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НИЗШЕГО И ВЫСШЕГО УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / РАССУДОК / РАЗУМ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / «ТЕХНОРАЗНООБРАЗИЕ» / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДЫ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляруш А.А.

В статье обосновывается мысль о том, что техносфера есть продукт сознательной деятельности на уровне рассудка. Осмысление противоречий техносферы и решение экологических проблем возможно лишь в контексте восхождения мышления от рассудка к разуму. Ключевое доказательство основано на диалектическом тезисе об универсальности законов изменения природы человеком, где под природой подразумевается объективная реальность и субъективная человеческая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOSPHERE AND NOOSPHERE AS A MANIFESTATION OF LOWER AND HIGHER LEVELS OF CONSCIOUSNESS

The article substantiates the idea that the technosphere is a product of conscious activity at the level of the mind. Understanding the contradictions of the technosphere and solving environmental problems is possible only in the context of the ascent of thinking from reason to reason. The key proof is based on the dialectical thesis about the universality of the laws of human change in nature, where nature means objective reality and subjective human activity.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОСФЕРА И НООСФЕРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НИЗШЕГО И ВЫСШЕГО УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ»

ТЕХНОСФЕРА И НООСФЕРА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НИЗШЕГО И ВЫСШЕГО

УРОВНЕЙ СОЗНАНИЯ

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-1-79-82

Аннотация. В статье обосновывается мысль о том, что техносфера есть продукт сознательной деятельности на уровне рассудка. Осмысление противоречий техносферы и решение экологических проблем возможно лишь в контексте восхождения мышления от рассудка к разуму. Ключевое доказательство основано на диалектическом тезисе об универсальности законов изменения природы человеком, где под природой подразумевается объективная реальность и субъективная человеческая деятельность.

Ключевые слова: сознание, рассудок, разум, цивилизация, «техноразнообразие», биоразнообразие, преобразование природы, преобразование сознания.

Современная экологическая ситуация, представляющая собой небывалые в истории цивилизации масштабы и формы вызовов, побуждает обратиться к трудам В.И. Вернадского, к его идее ноосферы - сферы Разума - и осознать их глубокое содержание, увидеть в них гениальную прозорливость мыслителя.

Мы находимся в начальной стадии информационного общества. Нас ожидают ещё более масштабные проблемы. Стратегическая судьбоносная задача состоит в том, чтобы сохранить контроль над размножением этих новых проблем. Наше время настоятельно требует развития нового типа научного мышления, нацеленного в полной мере, как на производство новации, так и на оценку её последствий негативного характера [1].

Нижней ступенью познания выступает рассудок, высшей его ступенью является разум. Рассудок как видоспецифический признак заложен в качестве основы сознания и познания в мозг каждого человека от рождения, т.е. от природы. Однако, подобно тому, как в каждое природное тело заложена возможность его «окультуривания», так и рассудок (природа) имеет основания для его преобразования. Преобразовать сознание - значит, возвысить мыслительную деятельность с уровня рассудка на уровень разума! Следовательно, культурное мышление есть разумное мышление.

Рассудок улавливает лишь внешние признаки предметов, не видя их природы, сущности, скатываясь к догматизму, к неподвижным, устойчивым, «абсолютно -истинным» представлениям о предмете. Приставка «рас» в русском слове «рассудок» означает «распределять»: холодное -к холодному, количество - к количеству, конкретное - к конкретному и т.д.

Разум же (приставка «раз») принуждает сознание различать противоположности в одной и той же вещи, процессе, событии. По Гегелю: день - это уже ночь, а ночь -это уже день. Увидеть и схватить диалектические противоположности возможно лишь при анализе начала вещи, а далее необходимо смоделировать разнообразие условий, которые будут определять траекторию развития этой вещи, поскольку изменение условий меняет противоположности местами. Увидеть исход вещи в её истоке, отрицательное в положительном и наоборот - это и есть основанное на разуме мышление, диалектическое мышление.

Всеобщие законы изменения природы человеком - это есть всеобщие законы природы, в согласии с которыми человек только и может успешно её изменять. Их «специфика» заключается как раз в их универсальности, то есть в том, что они -законы не только субъективной деятельности, а законы, одинаково управляющие движением и объективной реальности, и субъективной человеческой деятельности.

Вот эта-то «специфика» - и есть та демаркационная линия, которая отделяет техносферу от ноосферы.

Техносфера - это преобразованная биосфера. Человечество неустанно познаёт законы природы. Качественно новый скачок произошёл в 17 веке с провозглашения Ф. Бэконом приоритета эмпирии (практики) над теорией.

Эйфория от кажущихся в 17-19 веках безграничных возможностей прикладной науки и техники придала невиданное ранее по темпам ускорение господства техносферы в биосфере. Сиюминутная выгода от внедрения новых машин и материалов отвергала осмысление разрушительных процессов, происходящих в природе, обществе и сознании человека. Подходы к пониманию механизмов воздействия техносферы на окружующую среду робко начали обозначать себя лишь в конце 20 века, когда человечество получило много горьких уроков в виде экологических катастроф. В.И. Вернадский: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой», что проявляется в значительном воздействии на планетарные потоки вещества и энергии, техносфера нарушает баланс физических и химических факторов, сложившийся на Земле в течение почти 3,5 млрд. лет эволюции биосферы [2].

К сожалению, человечество начинает предпринимать некоторые шаги по спасению биосферы. Но эти шаги - всего лишь борьба с последствиями, обнаруживающая себя на уровне того самого рассудка, который и создал техногенные проблемы. Так, альтернативные источники энергии создают проблемы с производством и утилизацией ветряных электростанций, солнечных батарей, что создаёт не меньшие проблемы, чем загрязнение атмосферы парниковыми газами при сжигании традиционных источников энергии. Эта задача лежит примерно в той же плоскости, что и психологические задачи типа: кого ты будешь спасать - мать или жену - при кораблекрушении? Понятно, что подобные задачи не имеют решения. Да, они не имеют решения только на уровне рассудка. Но они имеют решение на уровне разума. Разум-

ная деятельность, основанная на выявлении и удержании диалектики противоположностей и противоречий, конструируя множество условий, в которых придётся двигаться судну, создаст безопасный корабль.

Техника, как было сказано выше, преобразует природу. Однако «специфика» законов природы заключается как раз в их универсальности, то есть в том, что они одинаково управляют движением и объективной реальности, и субъективной человеческой деятельности. Преобразованная объективная реальность выступает в форме техносферы, а преобразование субъективной человеческой деятельности пока остаётся индифферентным для науки. Прагматизм, сиюминутные результаты, как в технике, так и в предпринимаемом устранении её последствий влияния на биосферу лежат в плоскости рассудочной деятельности. Преобразование природы не распространяется на преобразование сознания - в этом заключается беспомощность позитивизма, отрицающего диалектику как высший метод познания. Предельно точно выразил современное состояние человечества Э.В. Ильенков: «...люди чувствуют себя зажатыми в тиски неумолимых противоречий и вынуждены их решать, а старые, испытанные веками способы обнаруживают всю свою беспомощность» [3].

Эмпирическое знание, интересующее позитивизм, отражает наличное положение вещей и преобразует вещи, но лишь на поверхностном уровне, доступном не преобразованному сознанию, т.е. рассудку. Разум же работает с самими идеями. Он исследует логику появления и развития сущности вещи. Этим разумная деятельность сознательно, целесообразно и целенаправленно изменяет идею вещи, выражая через неё сущностные определения бытия и тем самым его всевозможные формы. Поэтому разумная деятельность мышления изменяет образы вещей, производит сдвиг в составе самих идей - и через эти идеи определяет характер последующей практической деятельности - деятельности, не нарушающей биосферы.

Преобразованное сознание, отвергшее рассудок и основанные на нём принципы современной техники, также продолжит преобразование природы, обеспечивая условия жизни людей. Но это уже будет качественно новый подход к преобразованию природы - подход, который свяжет в неразрывном, симбиотическом, единстве биосферу и техносферу так, что не только человек со своей техникой будет извлекать выгоду из природы, но и природа ощутит своё благополучие и устойчивость от взаимодействия с человеком, овладевшим совсем иной техникой. Тогда утратит смысл выражение «природные ресурсы», в котором скрыта паразитическая сущность. Именно этот смысл В.И. Вернадский и вкладывал в идею Ноосферы.

Для сравнения: биомасса, сотворенная планетой за всю ее историю, в том числе и сам Homo Sapiens, весит около 2,5 триллиона тонн.

Но помимо трудноразлагаемых материалов свидетельством антропоцена могут стать кости домашних кур. Невероятно, но начиная с середины XX века курица стала самой распространенной птицей на планете. В места, где раньше обитали только дикие животные, вслед за человеком пришла одомашненная фауна. Численность коров, которых люди интенсивно разводят для удовлетворения своих нужд, превышает 1,3 миллиарда, в то время как большие панды (1860 особей), снежный барс (около 4 тысяч), горные гориллы (1 тысяча осо-

бей) и многие другие удивительные существа находятся на грани исчезновения.

Человечеству свойственно забывать, что запасной планеты у него нет. Люди уже давно вышли за «бюджет потребления» и берут у Земли гораздо больше ресурсов, чем она способна восстановить. Сейчас техносфера больше похожа на паразита, обосновавшегося в биосфере, чем на гармонично развивающуюся систему. С одной стороны, техносферу нужно поддерживать в «рабочем» состоянии, ведь для всех людей она стала неотъемлемой частью жизни. С другой стороны, она должна стать более устойчивой по отношению к окружающей среде.

Концепция антропоцена становится все более популярной, и уже почти ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что человеческая деятельность значительно изменила весь мир. По поводу того, стоят ли эти изменения выделения новой геологической эпохи, споры не будут прекращаться еще долго. Похожий эффект на социум в свое время произвела дарвиновская теория эволюции. Учение Дарвина вызвало гнев, возмущение и недоверие, но никак не угрожало жизни общества.

Антропоцен же незримо влияет на все системы планеты, меняет ее устройство, негативно сказывается на условиях обитания, а также ставит под угрозу существование самого Homo Sapiens. Так что в интересах человечества — уделять больше внимания здоровью планеты, ведь от него

зависит наше собственное благополучие.

Библиографический список

1. Поляруш А.А. Диалектический подход к образованию как ответ на вызовы постне-классической рациональности. URL: https://cyberlenmka.m/article/n/dialekticheskiy-podhod-k-obrazovaniyu-kak-otvet-na-vyzovy-postneklassicheskoy-ratsionalnosti (дата обращения 04. 10. 2021).

2. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Текст научной статьи по специальности «История и археология». URL: https://cyberleninka.m/artide/n/neskolko-slov-o-noosfere-1 (обращения 05.10.2021).

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

TECHNOSPHERE AND NOOSPHERE AS A MANIFESTATION OF LOWER AND

HIGHER LEVELS OF CONSCIOUSNESS

A.A. Polyarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk Branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article substantiates the idea that the technosphere is a product of conscious activity at the level of the mind. Understanding the contradictions of the technosphere and solving environmental problems is possible only in the context of the ascent of thinking from reason to reason. The key proof is based on the dialectical thesis about the universality of the laws of human change in nature, where nature means objective reality and subjective human activity.

Keywords: consciousness, reason, reason, civilization, "techno-diversity", biodiversity, transformation of nature, transformation of consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.