Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 21.03.2018; опубликована 15.05.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Тринитатская О.Г., Бочаров С.В., Назарчук О. А. Технологизация образовательного процесса школы в условиях внедрения инновационного менеджмента // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Trinitatskaya O.G., Bocharov S.V., Nazarchuk O.A. (2018). Technologization of the educational process of the school in terms of the introduction of innovative management. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN218.pdf (in Russian)
УДК 37
Тринитатская Ольга Гавриловна
ГБУ ДПО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону, Россия Заведующая кафедрой «Управления образованием» Доктор педагогических наук, профессор
Бочаров Сергей Викторович
ГБУ ДПО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону, Россия Профессор кафедры «Управления образованием» Доктор педагогических наук
Назарчук Ольга Александровна
ГБУ ДПО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону, Россия Доцент кафедры «Управления образованием» Кандидат педагогических наук МАОУ «Школа № 115», Ростов-на-Дону, Россия
Директор
Технологизация образовательного процесса школы в условиях внедрения инновационного менеджмента
Аннотация. В статье определены концептуальные основы инновационного управления образовательной организацией. Рассмотрены наиболее распространённые инновационные образовательные технологии. Обозначены условия успешности инновационного управления образовательной организации. Показаны основные факторы, влияющие на развитие инновационного потенциала школы. Проанализированы механизмы управления инновационными процессами в образовательном учреждении. Особый акцент сделан на использовании в управлении образовательной организацией современных информационно-коммуникационных технологий. Рассмотрены новые модели управленческой деятельности, основанные на инновационных методологических подходах. В качестве практического примера показана работа конкретной образовательной организации - МАОУ «Школа № 115» г. Ростов-на-Дону - по технологизация образовательного процесса в школе. Обосновано, что технологизация образовательного процесса в контексте внедрения инновационного менеджмента выступает эффективным средством развития образовательной организации.
Акцентирована необходимость рационального сочетания целевых и специфических функций управления, современных форм, методов и средств управления образовательным учреждением.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии; управленческая деятельность; инновационное управление; концептуальные параметры; педагогический коллектив; профессиональная компетентность; менеджер образования; методы управления; моделирование; проектирование; информационные технологии
Цель любой образовательной организации (ОО) - качественное образование. Покинув стены школы, выпускник должен иметь такой уровень знаний, умений, навыков (компетенций), способов деятельности, которые позволят реализовать планы и мечты, быть успешным в решении как личностных, так и профессиональных задач. Достижение этой цели зависит от многих факторов, но, по нашему мнению, прежде всего, от эффективного управления современной школой.
Любая технология служит для того, чтобы повысить уровень школьного образования. На сегодня существует большое количество классических и современных теорий, технологий и моделей управления. Именно поэтому первоочередной задачей директора является выбор такой технологии управления, с учетом типа образовательного учреждения, контингента учащихся, кадрового потенциала, которая выведет ОО на новый уровень, даст возможность быть конкурентоспособной и воплотить в жизнь задачу - стать «новой российской школой».
Использование инновационных образовательных технологий способствует улучшению эффективности управления педагогической системой ОО. Современные образовательные технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по результатам, оптимальными по времени, затратах сил и средств. Вместе с тем, они должны способствовать развитию социальной и профессиональной мобильности педагогов, их конкурентоспособности на рынке труда и быстрой адаптации к современным образовательным потребностям. Внедрение инноваций в управлении необходимо для активизации общественных и государственных усилий с тем, чтобы вывести образовательное учреждение на уровень международных стандартов и достижений, воспитание личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира.
Изучению проблемы внедрения современных инновационных технологий управления уделяют внимание отечественные и зарубежные ученые: Л.И. Даниленко, Г. Драйлен, О.И. Мармаза, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, О.Г. Тринитатская, Н.Г. Юсуфбекова, А.В. Хуторской, Д. Элснер и другие [1-4, 6, 7, 9-11].
Инновационный процесс в управлении образовательной организацией должен опираться на ведущие концептуальные параметры, основой которых можно считать те идеи, на которые указывает исследователь О.И. Мармаза:
• новая философия школьного образования;
• новая кадровая политика;
• внутришкольная культура;
• тотальное качество образовательных услуг;
• новая идеология воспитания;
• личностное развитие, развитие позитивной Я-концепции руководителя, учителя, ученика [3, С. 20].
Следовательно, овладение идеей инновационного подхода к управленческой деятельности - основная и самая мощная предпосылка прогрессивного стратегического развития школы. Вхождение в инновационное пространство начинается с создания или восприятия новых идей - идей нововведения.
Инновационное управление может быть успешной лишь при условии создания в школе соответствующей образовательной среды, ориентированной на развитие педагога и учащегося путем прогрессивных нововведений. Это, в свою очередь, требует от руководства школы сосредоточенности на формировании в школьном коллективе (педагогическом, ученическом, родительском) общности интересов в совершенствовании образовательного учреждения как целостной социально-педагогической организации; общности целеобеспечения современного уровня организации учебно-воспитательного процесса и достижения максимально возможной степени качества образования (обученности, воспитанности, развития) учащихся и на основе такой общности - выработки единства действий всех участников учебно-воспитательного процесса.
Как форма деятельности, технология порождает систему необходимых управленческих действий и их результатов. Средствами управленческих технологий осуществляется взаимодействие руководителя с учителями, родителями, общественностью. К наиболее распространенным технологиям в управлении современной школой следует отнести:
технологии проектирования;
технологии планирования;
технологии принятия управленческого решения; технологии стимулирования инновационной деятельности; РЯ-технологии;
маркетинговые технологии [11, Б. 60].
Новые управленческие технологии, прежде всего, характеризуются новыми методами внутришкольного управления, среди которых моделирование и проектирование являются приоритетными.
Моделирование как процесс построения и исследования моделей позволяет менеджеру образования выделять стратегические объекты управления: проектирование новой модели учебного заведения, новых управленческих технологий и новых механизмов внутришкольного управления.
Технология проектирования позволяет реализовать стратегии развития образовательного учреждения и делает управление программно-целевым.
Содержание управления инновационными процессами в современной школе охватывает все составляющие управленческой деятельности от функций и методов управления до технологий менеджмента инноваций. Однако, при этом, необходимо учитывать основные факторы, которые влияют на развитие инновационного потенциала школы и составляют основу управления инновационными процессами. К ним можно отнести:
• наличие стратегии инновационного развития школы;
• готовность учителей к инновационной деятельности;
• благоприятные социально-психологические условия для инновационных изменений;
• ресурсное обеспечение инновационных изменений;
• профессиональная компетентность субъектов управления инновационными процессами [8, С. 64].
Важное значение в управлении инновационными процессами приобретают механизмы управления, а именно: обеспечение условий для инновационной деятельности (нормативно -правовое, организационно-управленческое, социально-психологическое); интенсификация инновационных процессов через стимулирование риска, поддержку инициатив, создание атмосферы инновационной среды; обеспечение системности, организованности (этапность, процедурность) инновационных процессов; оптимизация информационного обмена в инновационных процессах. Эффективность таких механизмов определяется способностью субъектов управления целенаправленно использовать организационно-педагогические, организационно-распорядительные, социально-психологические и экономические методы.
Управление инновационным процессом предполагает реализацию менеджером образования управленческого цикла: анализ - планирование - организация - контроль -регулирование - анализ (так называемое «колесо деминга»).
Приоритетным среди новых подходов к управлению учебным заведением является внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий, которые должны обеспечить доступность и эффективность образования, совершенствование учебно-воспитательного процесса, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в современном информационном обществе.
Инновационные методологические подходы образуют новые модели управленческой деятельности:
системный подход; ситуационный подход; программное управление; целевое управление; программно-целевое управление; управление с конечным результатом; кибернетическое управление; диалогическая, коллегиальное управление; управление развитием учреждения образования; управление качеством образования; адаптивное управление; фасилитативное управления; рефлексивное управление; личностно-ориентированное управление; оптимизационное управление; демократическое управление;
управление инновационными процессами [3, С. 91].
Основными направлениями инновации управленческой деятельности руководителя-менеджера ОО можно считать:
1) концептуальность в управлении учреждением;
2) целевой подход к управлению;
3) психологизация управления;
4) моделирование структуры управления, создание быстродействующих технологий и механизмов управленческой деятельности;
5) построение подвижной структуры горизонтальных связей;
6) приведение функций управления в соответствие с задачами образовательного учреждения;
7) рефлексивность деятельности руководителя;
8) управление качеством образования и выработки новых подходов к определению эффективности педагогического процесса;
9) компьютеризация, технологизация управления;
10) адаптация достижений науки менеджмента к управлению учреждением образования [11, S. 40].
Важную роль в менеджменте образовательных инноваций играют методы управления, которые основываются на характере источника управленческой информации (вербальные, исследовательские, иллюстративно-показательные, технико-технологические). К вербальным методам управления относятся: индивидуальная и групповая беседа, диалог, инструктаж, консультация, которые проводит руководитель с подчиненными; к исследовательским - анализ и синтез принятых управленческих решений администрацией школы, мониторинг качества учебно-воспитательного процесса; к иллюстративно-показательных - применение стендов, таблиц, графиков; к технико-технологическим - применение современных технических средств в управлении.
Среди названных методов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении особое место должно отводится методу диалогического общения руководителя с объектами управления и применению компьютерных технологий, благодаря чему руководитель гораздо быстрее решает управленческие задачи и может:
• создавать различные информационно-поисковые системы для школы (нормативно-правовую, кадровую, библиотечное и т. п);
• разработать обязательные указания и приказы для всех участников учебно-воспитательного процесса;
• подготовить каталоги различной школьной документации;
• разработать научно-методическую базу данных учебного процесса;
• предложить индивидуальные учебные планы для отдельных учащихся, обучающихся в дистанционном режиме;
• подготовить отчетную документацию по всем вопросам жизнедеятельности школы;
• разработать систему стимулирования учителей и учащихся [5, С. 19].
Осуществление инновационной деятельности в управленческом процессе руководителем учреждения образования предусматривает уменьшение времени, затраченного им и педагогическими работниками на выполнение своих функциональных обязанностей. Как правило, управленческие инновации связаны с применением коллегиальных и индивидуально-ориентированных форм воздействия на подчиненных, поэтому принятые управленческие решения являются согласованными и быстрее выполняются.
Рациональное сочетание целевых и специфических функций управления, современных форм, методов и средств управления образовательным учреждением, применение принципа инновационности в управлении обеспечивает эффективную деятельность по формированию творческого потенциала коллектива учителей и учащихся, профессионализма руководителя. Такое сочетание делает более открытыми и демократичными отношения между участниками учебно-воспитательного и управленческого процессов.
Управление инновационной деятельностью в ОО имеет свою специфику и обеспечивается:
• знаниями руководителя теоретических основ менеджмента образовательных инноваций;
• умениями руководителя обеспечить условия для осуществления системного психолого-педагогического эксперимента содержания образования и его научно-методического и организационного обеспечения; развивать собственные возможности, воспроизводя управленческую деятельность на творческом уровне; профессионально владеть управленческими функциями, формами и методами; рационально распределять управленческие функции между подчиненными на демократических началах, создавая творческие группы учителей, методические объединения;
• убеждениями руководителя о том, что ОО является открытой социально-педагогической системой, которая не является стабильной и обуславливается постоянными изменениями и преобразованиями [1, С. 112].
На сегодняшний день одним из важнейших способов повышения эффективности управления является именно использование современных информационных технологий. Под этим следует понимать гораздо больше, чем просто компьютеризация, переход на электронный документооборот и внедрение бухгалтерских систем. Применяя современные технологии в области электронной почты, электронного документооборота и телекоммуникации, можно существенно повысить эффективность работы за счет большей точности, полноты и достоверности накапливаемой информации; широких возможностей для контроля за выполнением решений; прозрачности процессов и снижения расходов.
В контексте вышесказанного стоит остановится на работе МАОУ «Школа № 115» г. Ростов-на-Дону по технологизация образовательного процесса ОО. Коллектив школы ставит перед собой сложные задачи, обусловленные кардинальными направлениями развития современного образования и спецификой образовательной организации (школа является крупнейшим образовательным учреждением в Южном Федеральном Округе и одним из крупнейших в Российской Федерации).
Внедрение инноваций в образовательный процесс обусловило необходимость создания новой системы управления школой, основанной на таких технологиях как:
• программно-целевое управление;
• управление по результатам;
• адаптивное управление;
• «Паблик рилейшнз»;
• рефлексивное управление;
• партисипативное (коллегиальное) управления;
• диалогический подход к управлению;
• мотивационное управление;
• управление по результатам;
• оптимизационное управление;
• демократическое управление;
• гуманистическое управление;
• государственно-общественное управление;
• фасилитативне управления;
• кибернетическое управление;
• экспертиза;
• мониторинг;
• социологические исследования;
• технология «Справедливого оценивания»;
• экспресс-диагностика;
• рейтинг-контроль и т. д.
Кроме того, в МАОУ «Школа № 115» активно внедряются современные инновационные технологии управления: коучинг, тайм-менеджмент, паблик рилейшнз, тимбилдинг, рейфрейминг и др.
Как результат разработки и реализации программы научно-теоретической подготовки администрации ОО - широко применяются компьютерные технологии, которые способствуют активизации деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Именно благодаря мультимедийным технологиям открываются новые возможности для творчества и развития коллектива. Созданная модель использования компьютерных технологий в управленческой деятельности школы имеет следующую структуру:
• ведение и оформление внутришкольной документации;
• составление расписания уроков;
• создание и использование базы данных работников и учащихся учреждения;
• мониторинг деятельности учителей;
• поиск и сбор информации с помощью Internet;
• использование электронной почты для связи с органами управления образования, с другими учебными заведениями;
• налаживание творческих связей с другими учебными заведениями; Страница 7 из 10
• психологическое тестирование педагогов и учащихся и тому подобное.
Исходя из эффективности современных управленческих технологий, сформированы временные творческие группы по изучению и разработке отдельных средств инновационного менеджмента, а именно:
• маркетинга инноваций (изучение рынка потребителей инноваций, их запросов, интересов, разработка системы действий по реализации инновации, обеспечение ее рекламой);
• инжинирингу (обеспечивает проектно-консультационные услуги по разработке проектов, программ и внедрения инноваций) и реинжиниринга инноваций (инженерно-консультационные услуги);
• бенчмаркинга инноваций (средство изучения деятельности конкурентов с целью использования положительного опыта);
• бренд-стратегии инноваций (управление реализацией инновации, продвижение ее на рынке спроса).
Психологической службой школы изучена мотивация педагогического коллектива к использованию инноваций в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, технологизация образовательного процесса МАОУ «Школа № 115» носит всеобъемлющий характер и касается каждого педагога образовательной организации.
Вышеизложенные факты и их анализ позволяют сделать вывод о том, что эффективность управления инновационной деятельностью в условиях современного образовательного учреждения зависит от развития и обогащения всех характеристик системы, обновления функций управления и конкретных управленческих действий, совершенствования организационной системы управления, оптимизации технологий, механизмов управления, саморазвития руководителя учреждения, обновление его профессионализма, личностного развития. Все это требует четкой систематизации, современного моделирования управленческой деятельности, что может быть сделано благодаря разработке организационно-структурной модели управления инновационной деятельностью в условиях современной образовательной организации. Такая модель должна включать организационную структуру методической службы школы, программы, определяющие приоритеты в использовании прогрессивных технологий для обучения педагогов и научно-методическое сопровождение в виде активных методик развития ученика, мониторинг адаптивности образовательной среды, повышения качества обучения, роста профессионального мастерства педагогов.
Однако инновационность, как и технологизация не являются и не могут быть самоцелью в педагогической практике. Их цель заключается в оптимизации учебно-воспитательного процесса, в обеспечении его соответствия условиям и тенденциям общественной жизни на современном этапе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даниленко Л.1. Управлшня шновацшною дiяльнiстю в загальноосв^шх навчальних закладах [Текст]: Монографiя / Л.1. Даниленко - К.: Мшешум, 2004. - 358 с.
2. Драйлен Г. Революция в обучении / Гордон Драйлен, Дожонетт Вое; пер. с англ. [Текст] - М.: ПАРВИНЭ, 2003. - 650 с.
3. Мармаза О.1. 1нновацшш тдходи до управлшня навчальним закладом [Текст] / О. I. Мармаза. - Х.: Основа, 2004. - 240 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 368 с.
5. Российское образование: опыт работы инновационных образовательных учреждений // Вестник образования России. - М., 2006. - № 6. - 72 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 2012. - 256 с.
7. Тринитатская, О.Г. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении [Текст]: учебное пособие / О.Г. Тринитатская, Л.Г. Захарова, Т.А. Безматерных. - Ростов н/Д.: изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. - 296 с.
8. Управление организационными изменениями в школе в условиях новой стратегии образования [Текст]: учебное пособие / С.Ф. Хлебунова, С.В. Бочаров, Л.Г. Захарова, Г.А. Кислицина; под общ. ред. О.Г. Тринитатской. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК И ППРО, 2017. - 284 с.
9. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: УНЦДО, 2005. - 222 с.
10. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании [Текст] / Н.Р. Юсуфбекова. - М.: Педагогическое общество, 1991. - 91 с.
11. Екпег Б. Kierowanie zmian^ w szkole: nowy spos6b ту61еша i dzialania / Бог^а Екпег. - Warszawa: Wydawnictwo СОБК, 2005. - 143 б.
Trinitatskaya Olga Gavrilovna
Rostov institute of professional development and professional retraining of educators, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Bocharov Sergej Viktorovich
Rostov institute of professional development and professional retraining of educators, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Nazarchuk Olga Aleksandrovna
Rostov institute of professional development and professional retraining of educators, Rostov-on-Don, Russia Municipal autonomous educational institution of the city of Rostov-on-Don School No. 115, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
Тechnologization of the educational process of the school in terms of the introduction of innovative management
Abstract. The article defines the conceptual foundations of innovative management of educational organization. The most widespread innovative educational technologies are considered. Conditions of success of innovative management of the educational organization are designated. The main factors influencing development of innovative potential of school are shown. The mechanisms of management of innovative processes in educational institution are analyzed. Special emphasis is placed on the use of modern information and communication technologies in the management of the educational organization. New models of management activity based on innovative methodological approaches are considered. As a practical example, the work of a specific educational organization -MAOU "School № 115" in Rostov-on-don - on technologicalization of the educational process at school. It is proved that the technologicalization of the educational process in the context of the introduction of innovative management is an effective means of development of the educational organization. The necessity of rational combination of target and specific functions of management, modern forms, methods and means of management of educational institution is emphasized.
Keywords: innovative educational technologies; office of administrative activity; innovation management; conceptual parameters; teaching staff; professional competence; education Manager; management; modeling; design; information technology