Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР'

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ / TECHNOLOGIZATION / DIGITALIZATION / PEDAGOGICAL SPACE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PRIORITIES / DESIGN ACTIVITY / ELECTRONIC INFORMATION EDUCATION SYSTEM / MODEL OF APPLICATION OF ONLINE SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Григорьева Марина Анатольевна

Вызовы современного развития общества в условиях растущей глобализации, сопровождаемой, с одной стороны, технологизацией и цифровизацией во всех общественных сферах, а с другой - утратой традиционных ценностей, разрушением духовно-нравственных и моральных устоев в обществе, побуждают научное сообщество к поиску новых образовательных ресурсов, педагогических технологий, отвечающих новым вызовам времени. Ученые различных научных областей в своих публикациях отмечают актуальность целого ряда научных направлений в поиске, разработке и реализации тактики и стратегии развития общества в современных условиях технологизации и цифровизации общества. В рамках данной статьи осуществляется ретроспективный обзор научных статей, опубликованных в журнале Kant за 2019 год, посвященных технологизации и цифровизации в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович, Григорьева Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologization and digitalization in the modern pedagogical space: retrospective review

The challenges of the modern development of society in the context of growing globalization, accompanied on the one hand by technologization and digitalization in all social spheres, and on the other - by the loss of traditional values, the destruction of spiritual, moral and moral foundations in society, encourage the scientific community to find new educational resources, pedagogical technologies that meet the new challenges of time. Scientists of various scientific fields in their publications note the relevance of a number of scientific directions in the search, development and implementation of tactics and strategies for the development of society in modern conditions of technologization and digitalization of society. Within the framework of this article, a retrospective review of scientific articles published in Kant magazine for 2019, devoted to technologization and digitalization in the educational space, is carried out.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР»

/ О.В. Иншаков, Д.П. Фролов // Пространственная экономика.- 2007. - №1. - С. 5-21.

6. Лаврикова Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона / Ю.Г. Лаврикова - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - 232 с.

7. Минакир П.А. Национальная стратегия пространственного развития: добросовестные заблуждения или намеренные упрощения / П.А. Минакир // Пространственная экономика. - 2016. -№3. - С. 7-15.

8. Нефедова Т.Г. Сельское Ставрополье глазами московского географа. Разнообразие районов на Юге России / Т.Г. Нефедова. - Ставрополь : СГУ, 2012.-81 с.

9. Овчинников В.Н. Силуэты региональной экономической политики на Юге России / В.Н. Ович-нников, Ю.С. Колесников. - Ростов-на-Дону: ЮФУ. - 2008. - 176 с.

10. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания / А. Н. Пилясов. - М.: Либроком, 2015. - 544 с. П.Татаркин А. И. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / А. И. Татаркин и др. - Екатеринбург, 1997. - 380 с.

12. Трейвиш А.И. Центр, периферия и фасад как дополняющие понятия геострановедения / А.И. Трейвиш // Социально-экономическая география. Вестник АРГО. - 2016. - № 5. - С. 4-16.

О си о си

I—

Q-<

=г со

TECHNOLOGIZATION AND DIGITALIZATION1NTHE MODERN PEDAGOGICAL SPACE: RETROSPECTIVE REVIEW

Grigoriev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Honored worker of arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, Professor Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Head editor of "KANT" magazine, Stavropol 'szzrig^

Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Chief-editor of the scientific journal "KANT" Director of ^ nt

Publishing house "Stavrolit", Stavropol

The challenges of the modern development of society in the context of growing globalization, accompanied on the one hand by technologization and digitalization in all social spheres, and on the other - by the loss of traditional values, the destruction of spiritual, moral and moral foundations in society, encourage the scientific community to find new educational resources, pedagogical technologies that meet the new challenges of time. Scientists of various scientific fields in their publications note the relevance of a number of scientific directions in the search, development and implementation of tactics and strategies for the development of society in modern conditions of technologization and digitalization of society. Within the framework of this article, a retrospective review of scientific articles published in Kant magazine for 2019, devoted to technologization and digitalization in the educational space, is carried out.

Keywords: technologization; digitalization; pedagogical space; pedagogical technologies; educational priorities; design activity; Electronic information education system; model of application of online services.

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯИЦИФРОВИЗАЦИЯВ СОВРЕМЕННОМ удк 378 ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВАК РФ 13.00.01

ОБЗОР

S

Вызовы современного развития общества в условиях растущей глобализации, сопровождаемой, с одной стороны, технологизацией и цифровизацией во всех общественных сферах, а с другой - утратой традиционных ценностей, разрушением духовно-нравственных и моральных устоев в обществе, побуждают научное сообщество к поиску новых образовательных ресурсов, педагогических технологий, отвечающих новым вызовам времени. Ученые различных научных областей в своих публикациях отмечают актуальность целого ряда научных направлений в поиске, разработке и реализации тактики и стратегии развития общества в современных условиях технологизации и цифро-визации общества. В рамках данной статьи осуществляется ретроспективный обзор научных статей, опубликованных в журнале Kant за 2019 год, посвященных технологизации и цифровизации в образовательном пространстве. Ключевые слова: технологизация; цифровизация; педагогическое пространство; педагогические технологии; образовательные приоритеты; проектная деятельность; электронная информационная образовательная система; модель применения онлайн-сервисов.

© ГригорьевА.Ф., 2020 © Григорьева М.А., 2020

11

То, что жизнь, трехгигабайтная последовательность генома, представляет собой основную кодирующую информацию, гораздо более понятно, чем то, что твердая материя сегодня понимается нау-

со Ж

LH

n

LH Q_

-0 Q_

О CO LQ

О

12

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАН (Сан-Марино), действительный член (академик) РАЕ, заслуженный деятель искусств 4P, член Союза композиторов Российской Федерации, профессор кафедры Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, главный редактор журнала "KANT" Ставрополь

ГРИГОРЬЕВА Марина Анатольевна, кандидат политических наук, шеф-редактор научного журнала "KANT", директор Издательства "Ставролит" Ставрополь

кой как информационный процесс. Когда мы стучим носком ботинка по ножке стола, нам точно не кажется, что мы стучим "по информации". Тем не менее, неоспоримо, что мы движемся в цифровом потоке, в которой информация - это содержание любого вида материи (вещи), ее суть, упорядоченность как внутренних структур материи, так и внешнего образа какого-либо материального носителя.

Когда технология меняется, она искажает культуру, которая изначально вращалась вокруг устного слова. Затем, около 500 лет назад, его место заняла технология. Изобретение металлического подвижного шрифта подняло письменность на новый уровень. С помощью дешевых и совершенных копий текст стал двигателем перемен и основой стабильности. Устройство распределения и отображения, которое мы называем печатью, привило обществу уважение к линейной логике (в предложении), страсть к объективности (печатному факту) и преданность авторитету (через авторов), чья истина была столь же неизменной и окончательной, как книга.

Новая технология распространения и отображения отодвигает книгу в сторону и "катапультирует" изображения, и особенно движущиеся изображения, в центр культуры. Мы становимся людьми экрана. Текучие и мимолетные символы на экране уводят нас от классических представлений о непреложности авторитетов. На экране субъективное снова превосходит объективное. Прошлое - это поток потоков данных, вырезанных и перестроенных в новый порядок, в то время как истина - это то, что мы собираем сами на своем экране, когда переходим от ссылки к ссылке. Сейчас мы находимся в середине второго сдвига революции наборного текста - от книжной беглости к экранной беглости, от грамотности к визуальности.

Вместе с тем, цифровая технология также дает профессионалу новый язык и подводит к необходимости поиска новых средств передачи информации в образовании, коммуникации и экономическом пространстве. В условиях стремительно развивающихся технологий в различных областях и сферах жизнедеятельности человека особую остроту приобретает проблематика технологизации и циф-ровизации общества.

С.И. Пелевин в своей статье осуществляет обзор основных вопросов в проблемном поле технологизации общества. По мысли автора, человечество стоит перед выбором в поиске "синтеза западных моделей техногенной цивилизации с традиционными формами культурной жизни, особенно на Востоке и в России" [1, 216]. Размышляя о специфике развития российского общества, он отмечает противоречивость развития техногенной цивилизации в российских условиях и подчеркивает "столкновение ценностей техногенной и традиционной цивилизаций", происходящих внутри страны, поскольку, как известно, любая техногенная цивилизация несет опасность роста социальной несправедливости, рисков для традиционных культур, появлению экологических катастроф техногенного характера и т.д. Нельзя не согласиться с автором с тем, что в условиях глобализации для российской цивилизации обостряется проблема цивилизационной идентичности, а следовательно, самобытности данного цивилизационного субъекта. При этом специфика российской цивилизационной идентичности, особенно с учетом ее многонациональности и конфессиональности, безусловно, может рассматриваться в качестве ресурса устойчивого и безопасного развития общества.

В статье И.Ю. Макарчука с социально-философских позиций рассматриваются различные аспекты образовательных приоритетов, приобретающих особое значение в условиях глобализации. Подчеркивая значимость проблематики, автор отмечает, что "проблема изучения социальных приоритетов приобретает особое значение в эпоху глобализации, так как в условиях интенсификации внутренних процессов, усиливающихся внешних воздействий на образовательные системы у последних возникает риск "сбиться" с заданных ориентиров развития, утратить самобытность и накопленные традиции [2,210]". Обобщая, автор справедливо заключает: "в эпоху активных глобализаци-онных процессов во всех сферах общественной жизни формирование новых, отвечающих вызовам и веяниям времени образовательных приоритетов, становится залогом эффективного функционирования и успешного долгосрочного развития региональных образовательных систем [2,212]".

В положениях действующего законодательства выделены образовательные приоритеты современной российской образовательной политики: права и интересы человека, семьи, общества и государства; всестороннее и комплексное развитие личности, ее социализация; создание системы условий и гарантий для полноценного самоопределения и саморазвития обучающегося; приобщение обучающихся к социокультурным, духовно-нравственным ценностям, а также принятым в обществе правилам и нормам поведения; овладение обучающимися соответствующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями в рамках различных уровней образования; развитие способностей и навыков, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни; и формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни, независимо от внешнихусловий. [2,211 ]

Образовательные приоритеты как бы задают стратегические ориентиры развития нашего общества и отечественного образования. Ряд статей в журнале посвящен разработке и реализации инновационных технологий в образовательном пространстве вуза, организации педагогических условий их реализации и т.д.

Одной из основных тенденций в мире является формирование условий и внедрение процессов цифровой трансформации в социально-экономическое развитие стран. Огромное внимание уделено внедрению стандартов третьего поколения и цифровизации образования. В статье Е.В. Плотниковой и М.О. Ефре-

мовой проведен анализ тенденций цифровизации ведущих российских университетов и определены основные точки роста для системы высшего образования с целью выявления основных направлений развития системы высшего образования и центров России с точки зрения модернизации подготовки будущих специалистов [3, 362]. Как справедливо отмечают авторы статьи, "основой цифровой трансформации общества является система высшего образования" [3, 362].

В статье С.В. Масягина рассмотрено одно из педагогических условий совершенствования педагогического обеспечения довузовской подготовки обучающихся для российской цифровой экономики. Автор отмечает, что "на практике для внедрения сетевой формы каждая образовательная организация высшего образования, имеющая в своем составе подразделение довузовской подготовки, на этапе. разработки дополнительной образовательной" профессиональной программы оценивает свои возможности и степень достаточности собственных ресурсов для её реализации" [4, 80]. В статье обоснованы основные принципы процесса повышения квалификации педагогических работников в области педагогического обеспечения довузовской подготовки: целенаправленность и непрерывность; многоуров-невость и поэтапность; инновационность; практическая направленность.^, 81]

В соответствии с требованиями ФГОС ВО третьего поколения по организации и осуществлению образовательного процесса и реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в каждом вузе создана своя электронная информационная образовательная система (ЭИОС). Очевидно, что в условиях подготовки специалистов для российской цифровой экономики необходимо самое пристальное внимание обратить на формирование и развитие у педагогических работников информационно-коммуникационной компетентности (ИК-компетентности), которая характеризуется уверенным владением ими знаниями, наличием умений и опыта работы в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) образовательной организации и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности. Ученые отмечают, что в повышении квалификации педагогических работников в области педагогического обеспечения довузовской подготовки следует более активно использовать возможности ЭИОС образовательной организации высшего образования.

О си о си

I—

О-<

=г со

сдмт С Ё

13

со X

LH

n

LH Q_

-0 Q_

О CO LQ

О

14

В статье Ю.П. Ветрова исследуется проблема организации и реализации проектной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза, а также обоснована необходимость внедрения проектной деятельности студентов, в зависимости от требований стандартов третьего поколения. Автор рассматривает характерные признаки проектной деятельности студентов в образовательном процессе, выявляет качества современного выпускника, предъявляемые работодателями и формируемые в процессе его включения в проектную деятельность. Автор дает обобщенную характеристику роли и деятельности педагога и студента, включенных в проектную деятельность, определяет цели и задачи проектной деятельности. [5, 37] В статье обосновано, что проектная деятельность выступает дидактическим средством профессионального обучения. На основе анализа теоретических данных, представлены основные трудности и ошибки реализации проектной деятельности студентов в образовательном процессе учреждений профессионального образования, определены условия, при которых организация проектной деятельности студентов в образовательном процессе организаций профессионального образования будет наиболее оптимальной.

Г.А. Алексанян и Э.П. Черняева рассматривают способ цифровизации обучения посредством применения Интернет-технологии "виртуальная доска" и планшетного компьютера. В статье описана модель организации дистанционных занятий с использованием Интернет-технологий, приведены плюсы и минусы данного подхода, дано описание дистанционного обучения и методов ее организации, а также аппаратной и программной составляющий процесса. Авторами рассмотрены Интернет-сервисы для организации контроля обучаемых и последующего анализа результатов контроля, определен алгоритм организации онлайн-урока. [6, 6]

В статье М.В. Мигачевой и В.А. Ивашовой анализируется роль образования в цифровом обществе и его влияние на формирование информационной культуры подрастающего поколения. Представлены результаты экспертного опроса педагогических работников системы общего образования Ставропольского края, проведена экспертная оценка цифровых компетенций педагогов школ и электронной образовательной среды образовательных организаций. В качестве важного вывода исследования сформулированы

проблемные области в общепользовательских, общепедагогических, предметно-педагогических цифровых компетенциях педагогов, которые работают сегодня в общеобразовательных организациях Юга России.[7,101]

Статья Е.К. Герасимовой посвящена применению сетевых технологий, в частности он-лайн-сервисов, которые рассматриваются как web-конструкторы для создания учебных материалов педагогом, даже не являющимся профессионалом в IT-сфере. Автором представлены примеры использования сервисов Mindomo, LearningApps.org, Google Sites в разработке сетевого контента учебного назначения, предложена модель применения онлайн-сервисов в работе с магистрантами как будущими педагогами, отражающая преемственное взаимодействие между вузом и школой в подготовке лидеров будущего с определенным набором навыков, включающих технологические компетенции, эффективную коммуникацию и умение работать в команде. [8,49]

В статье "Теоретические основы подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях цифровизации образования" раскрываются ключевые подходы к подготовке студентов - будущих учителей начальных классов к работе в условиях цифровизации образования. Значительное внимание авторами уделяется характеристике цифровизации образовательного процесса, выявляются основные пути решения проблемы подготовки студентов педагогических вузов к будущей профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования. [9,137]

В статье Э.П. Черняевой и Г.А. Алексаняна рассматривается способ цифровизации обучения посредством применения облачных технологий. Для организации информационно-образовательной среды с демонстрацией возможностей применения в учебного процессе, авторы приводят основные Интернет-сервисы, описывают пошаговый алгоритм создания электронных образовательных ресурсов для организации самостоятельной деятельности студентов бакалавров в системе высшего образования, а также приводят примеры наиболее эффективных и качественных информационных ресурсов для цифровизации обучения. [10,146]

В статье К.А. Киричек изучается вопрос использования активных и интерактивных технологий обучения при подготовке педагогов дошкольного образования к осуществлению математического развития детей. Справедли-

во отмечается, что современная подготовка бакалавров педагогического образования требует переосмысления с последующим переопределением цели,задач и содержания учебного процесса в высшей школе, а также корректировки методов и технологий, применяемых профессорско-преподавательским составом в осуществлении подготовки будущих педагогов, в том числе и дошкольного образования". [11,48]

Применяемые в настоящее время инновационные технологии помогают повысить у учащихся интерес к изучаемым предметам, способствуют улучшению памяти, а также облегчают процессконтроля полученныхзнаний с помощью тестирования. Статья В.Н. Стадни-ковой и Т.Г. Папиян посвящена эффективности использования инновационных технологий, способствующих улучшению процесса начального школьного образования. Исходя из специфики возрастного развития младших школьников, в статье дается подробное описание учебных компьютерных игр и их роль в модернизации обучения. [12,133]

Очевидно, что развитие современного общества, модернизация российского образования невозможны без совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров, подготовка которых в свою очередь невозможна без педагогических кадров, способных обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной компетенции современного работника. Как справедливо отмечено в статье А.Г. Майбурова "Существование совокупности уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки позволяет гражданам Российской Федерации выбирать различные траектории получения профессионального образования и повышения квалификации". [13, 73]

В принятой сегодня Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020 отражается также и область образования, включающая реализацию образовательных программ, результаты подготовки по которым соответствуют с 1 по 6 уровням квалификаций для разработки проф-стандартов. [13, 73] В статье А.Г. Майбурова рассматриваются проблемы реализации непрерывной подготовки педагога для системы среднего профессионального образования. Автор отмечает, что для решения подготовки педагогических кадров особенно в области профессионально-технического образования

необходимо создание соответствующих условий непрерывного образования в системе высшего образования при подготовке бакалавров и магистров. Предлагаются пути решения на примере реализации программ профессионального обучения бакалавров и магистров по направлению Профессиональное обучение по (отраслям). [13, 73]

Таким образом, технологизация и цифро-визация как прогресс общественно-экономического развития актуализируют проблематику поиска новых образовательных ресурсов и педагогических технологий, отвечающих вызовам и современным тенденциям. Научные публикации, посвященные поиску, разработке, реализации тактики и стратегии развития общества в современных условиях технологиза-ции и цифровизации общества, актуализируют проблематику сохранения гуманистических культурных ценностей в обществе, сохранения-российской идентичности, культурного кода нации, что представляется важнейшим условием сохранения государственности в условиях мировой глобализации.

Примечания:

1. Пелевин С.И. Современное общество в контексте технологических процессов: социально-философский анализ //Kant. - 2019,- №1(30).- С. 213217.

2. Макарчук И.Ю. К вопросу об образовательных приоритетах в эпоху глобализации: с социально-философских позиций// Kant. - 2019. - №1 (30). -С. 209-213.

3. Плотникова Е.В., Ефремова М.О. Диагностика тенденций цифровизации системы высшего образования на примере ведущих российских университетов // Kant. - 2019. - № 2(31). - С. 362-370.

4. Масягин C.B. О принципах непрерывного повышения квалификации педагогических работников в области педагогического обеспечения довузовской подготовки обучающихся для российской цифровой экономики // Kant. - 2019. -№1(30). -С. 77-81.

5. Ветров Ю.П. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства в современном вузе// Kant. - 2019. - №2(31). -С. 37-42.

6. Алексанян Г.А., Черняева Э.П. Использование информационных технологий в цифровизации образования на примере планшетного компьютера и электронной доски// Kant. - 2019. - № 2(31). -С 6-10.

7. Мигачева М.В., Ивашова В.А. Цифровая компетентность современного педагога в условиях электронной образовательной среды // Kant. - 2019. -№2(31).-С. 101-104.

8. Герасимова Е. К. Применение онлайн-сервисов в обучении магистрантов, получающих педагогическое образование // Kant. - 2019. - № 2(31). -С. 49-54.

О си о си

I—

Q-<

=г со

сдмт С

s

15

9. Тавадян A.M.; Зима В.А., Хусаинова Н. Б. Теоретические основы подготовки студентов к педагогической деятельности в условиях цифровизации образования // Kant. - 2019. - № 3(32). - С. 137-141. Ю.Черняева Э.П., Алексанян Г.А.Электронные образовательные ресурсы в организации самостоятельной работы студентов бакалавров в системе высшего образования// Kant. - 2019. - №2(31). -С. 146-151.

П.Киричек К.А. Использование активных и интерактивных технологий обучения при подготов-

ке педагогов дошкольного образования к осуществлению математического развития детей // Kant. - 2019. - №3(32). - С. 48-53.

12.Стадникова В.Н., Папиян Т.Г. Инновационные технологии и их роль в усовершенствовании учебного процесса // Kant. - 2019. - №3(32). - С. 133-137.

13.Майбуров А.Г. Непрерывная подготовка педагога профессионального образования в условиях реализации профессионального стандарта // Kant. - 2019. - №1 (30). - С. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.