Научная статья на тему 'Технология жанра'

Технология жанра Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3625
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ким М. Н.

The author presents a comprehensive analysis of the genre system in journalism, outlines their distinctive characteristics, describes the mechanisms of modern genre formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre technology

The author presents a comprehensive analysis of the genre system in journalism, outlines their distinctive characteristics, describes the mechanisms of modern genre formation.

Текст научной работы на тему «Технология жанра»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9, 2005, вып. 1

М.Н.Ким

ТЕХНОЛОГИЯ ЖАНРА

К определению понятия жанр. В процессе создания журналистского произведения каждый автор находится в ситуации выбора наиболее эффективного пути решения стоящей перед ним творче'ской задачи, которая может быть реализована в различных жанрах журналистики. Как считают теоретики, у каждого жанра есть свои познавательные и выразительные возможности, признаки и характеристики, без знания которых вряд ли можно успешно подготовить журналистское произведение для печати. Творчество журналиста, разворачиваясь в пространстве системы журналистских жанров, во многом определяет специфику его профессиональной деятельности. Не случайно в газетной практике существует специализация журналистов по жанровому признаку: хроникер, репортер, корреспондент, обозреватель, очеркист, фельетонист и др. Поэтому считается, что своеобразие журналистского творчества во многом определяется жанрами, а литературное мастерство автора — искусством перевоплощения речевого материала в определенную жанровую форму.

В данной статье мы подробно остановимся на рассмотрении такой уникальной категории, как «жанр»; попытаемся найти связи между журналистскими жанрами и художественной литературой; определим современную систему жанров; посмотрим на то, как разворачиваются процессы жанрового взаимопроникновения, наконец, выявим основные принципы оптимального подбора жанра для реализации конкретного редакционного задания.

В теориях литературоведения и журналистики существуют различные подходы в определении понятия «жанр». Это обусловлено многозначностью и разноплановостью данного понятия, так как в каждом виде искусства, литературы, а в нашем случае — журналистики, существует собственный «набор» жанров, который обладает своими специфическими свойствами и признаками. В литературоведении жанр определяется как «тип словесно-художественного произведения, а именно: 1) реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведения (эпопея, роман, повесть, новелла — в эпике; комедия, трагедия и др. — в области драмы; ода, элегия, баллада и пр. — в лирике); 2) «идеальный» тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта»1.

Применима ли данная трактовка термина «жанр» к журналистике? Наверное, нет, потому что законы, по которым происходило жанрообразование в этих видах словесного творчества, были совершенно разными. При этом отметим, что в журналистике к типу словесного творчества всегда относили публицистику как специфическое ответвление творческого труда журналиста. Публицистика, рассматриваемая как отрасль журналистики, охватывает, как справедливо отмечал П. С. Кара-сев, не все жанры и предполагает разделение их на публицистические и информационные2.

©М.Н. Ким, 2005

Что же обусловливает такое разделение? Прежде всего — форма отображения действительности. В информационных жанрах основным, цементирующим форму отображения действительности является факт, в художественной публицистике — художественный образ, в деловой публицистике — мысль.

В журналистике существуют свои исторически сложившиеся способы отражения действительности. Как отмечает А. А.Тертычный, в журналистике на сегодня сформировались три главных способа отображения: фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они, по его мнению, опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе, его художественного образа). Главное отличие первого способа от второго исследователь видит в степени глубины проникновения в суть предмета отображения.3

Если под журналистскими жанрами подразумевать устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, то теоретики называют подобного рода признаки жанрообразующими факторами. К ним, как правило, относят предмет отображения, целевую установку (функцию) отображения и метод отображения.4 Но проблема жанрового определения этим не исчерпывается, потому что в жанре скрещиваются и находят выражение важнейшие закономерности журналистского творчества: взаимодействие жанра и метода, соотношение содержания и формы, понятийного и образного в жанре, пространства и времени в жанре, авторского замысла и жанрового воплощения, целевой установки жанра и ожиданий читателей и др. Без комплексного рассмотрения данных проблем сложно подойти не только к характеристике системы жанров, но и к их классификации.

Взаимодействие метода и жанра. Мы обозначаем термином «метод» те творческие принципы, на основе которых, с одной стороны, осваивается содержание реальной действительности, а с другой — созидается содержательная целостность журналистского произведения. Такое понимание метода устанавливает качественное различие данного понятия от жанра и вместе с тем предусматривает их живое взаимодействие относительно общей целостности журналистского творчества.

Для журналиста выбор метода предопределяется теми познавательными задачами, которые стоят перед ним. При этом различные способы отражения действительности в каждом жанре напрямую зависят не только от познавательных установок автора, но и от применяемых журналистом методов. Взаимодействие метода и жанра проявляется в том, что «для каждого жанра, помимо особого предмета и функции, характерен специфический метод отображения действительности и ее анализа. Этот метод отображения включает своеобразный характер отобранных для анализа фактов, свою систему аргументации (содержательный уровень жанра) и выбранный автором способ ознакомления читателя с этими фактами, способ их сопоставления и представления читателю, т.е. особенности повествования (уровень формы)».5

Считается, что каждому жанру журналистики соответствуют определенные методы работы с информацией и репрезентации фактологических данных в кон-

кретном произведении. Данное соответствие вырабатывалось многими поколениями журналистов, которые закрепляли за каждым конкретным жанром лучшие технологии работы с информацией, наиболее эффективные познавательные операции, а также различные способы и приемы предъявления выразительных средств. Знание этого совокупного опыта позволяет начинающим журналистам достичь более продуктивных результатов в процессе создания журналистского произведения.

Какие же методы сбора, анализа и подачи информации наиболее соответствуют той или иной группе жанров?

Для группы информационных жанров (заметка, репортаж, интервью) больше присущи такие методы сбора информации, как наблюдение, интервью, работа с документальными источниками и т.д. Современная новостная журналистика, как отмечает Л. А. Васильева, выработала многообразие форм и методов работы. В абсолютно новом качестве, по ее мнению, выступают исторически сложившиеся методы подачи таких оперативных материалов, как «Эвент Экшн» (провоцированное событие), «Испытано на себе», «Информтейнмент» (разыгрывание новости), «Бильдизация, «Финишинг» (журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе), акции типа «Птичку жалко», «Хейдпайн», «Слоеный пирог», «Опрокинутая воронка», «Мелодия события», «Накат вопросов», «Жесткая новость», «Мягкая новость» и др.6 Все обозначенные Л.А. Васильевой методы подачи новостей ориентированы на разнообразную игру различными гранями события, на более эффектное их предъявление читателям.

Для группы аналитических жанров (корреспонденция, статья, обозрение, рецензия, отчет и др.) наиболее приемлемыми являются методы, основанные на логических операциях: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и сопоставление и т.п. Среди сравнительно новых методов, активно используемых журналистами, можно назвать журналистское расследование, которое основывается на множестве источников информации— людях, документах, данных и личном наблюдении. У данного творческого направления сложились не только определенные подходы и приемы в разработке расследовательской работы, но и сам метод «переродился» в новый жанр журналистики.

Не менее интересны в группе аналитических жанров и методы подачи интерпретирующей информации. Например, А. А.Тертычный к ним относит: метод драматизации изложения, которая достигается за счет фиксации фактов, явлений, событий, за которыми стоит какая-то опасность для героев публикации либо возможность, скажем, получить какое-то наслаждение...); метод квантификации изложения, когда текст представляет сборку из отдельных «квантов» (отрезков); метод хронологически упорядоченного изложения и т.п.7

В связи со спецификой применяемых методов в журналистике выделяют и художественно-публицистические жанры, в которых активно используются не только методы науки, но и искусства. Давно признано, что научные методы публицистического познания получают свое отражение в принципах отбора фактов, в характере потока информации в соответствии создаваемой печатью картины действительности тенденциям развития общества. При этом особенностью публицистического познания действительности, как в свое время отмечал М.С.Черепахов, в различных

ее связях и опосредованиях являются непрерывность, многоаспектность исследования определенных проблем, явлений действительности, осмысление фактов жизни на множестве хотя и различных, но в принципе однородных объектов.8 Именно такой метод изучения действительности позволяет, на наш взгляд, выйти журналисту на уровень публицистических обобщений в оценке фактов. Методы искусства используются в художественно-публицистических жанрах для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа. Как и в художественном творчестве, в публицистическом произведении может использоваться метод типизации в обрисовке той или иной жизненной ситуации, образная трактовка фактов, поэтическая стилистика и др. В силу этого родства с наукой и искусством многие публицистические публикации могут быть отнесены к разряду научных, художественных, литературно-критических произведений.

Таким образом, определив взаимодействие метода и жанра, мы можем сказать, что в каждом жанре существует свой тип изучения, свой вариант анализа и отображения действительности в конкретном журналистском произведении. Именно в этом смысле метод выступает в качестве своеобразного мостика между содержанием и формой. Содержательный аспект в методе проявляется в характере отобранных для анализа фактов, а формообразующий — в различных способах изображения (описание, повествование, рассуждение).

Соотношение формы и содержания. Диалектика содержания и формы всегда полнее выявляется в творческом процессе журналиста. Форма «оживает» и наполняется содержанием в ходе создания журналистского произведения. Вне этого процесса любая форма воспринимается как некое отвердевшее, опредметившееся содержание. При этом, как отмечал М.М.Бахтин, «форма не может быть понята независимо от содержания, форма обусловлена данным содержанием, с одной стороны, и особенностью материала и способами его обработки, с другой стороны».9

Что же мы будем подразумевать под содержанием и формой журналистского произведения? Содержание журналистского произведения всегда представляет собой органическое единство отображения, осмысления и оценки фактов действительности. При этом существование этого неразрывного сплава фактов, мыслей и чувств возможно только в определенной жанровой форме. Не случайно, что большинство опытных журналистов, прежде чем приступить к воплощению замысла произведения, всерьез задумываются о выборе соответствующей формы. Исследователями замечено, что предпочтение отдается, как правило, проверенным временем и привычным формам даже тогда, когда журналист имеет дело с оригинальным жизненным материалом. Это объясняется тем, что изменение той или иной формы— процесс долговременный, зависящий от многих факторов: традиций, общелитературных норм и правил, наконец, от творческих установок автора. Как писал М. Бахтин, каждому писателю, а в нашем случае журналисту, «приходится бороться со старыми или не старыми литературными формами, пользоваться ими и комбинировать их, преодолевать их сопротивление или находить в них опору, но в основе этого движения лежит самая существенная, определяющая, первичная художественная борьба с познавательно-этической направленностью жизни и ее значимым жизненным упорством, здесь точка высшего напряжения творческого акта, для которого все остальное только средство. Каждый художник в своем творчестве,

если оно значительно и серьезно, является первым художником, то есть непосредственно сталкивается и борется с сырой познавательно-этической жизненной стихией, хаосом и только это столкновение высекает чисто художественную искру».10 По Бахтину, именно автор создает форму посредством того или иного жизненного материала, выступающего в качестве содержания. Но и формы, по мнению Н. Пирсона, могут управлять автором. Таким образом, Н. Пирсон утверждает, что «формы могут быть рассмотрены как институциональные императивы, которые управляют и, в свою очередь, управляются писателем».11

Но как же данный «институциональный императив» проявляется в конкретном журналистском творчестве?

В журналистике, как и в литературе, произведение любого жанра определяется двумя формами: «внешней» и «внутренней». К «внешней» мы отнесем размер и структуру произведения, а к «внутренней» — замысел, тему, настроение, отношение к жизненному материалу. Взаимосвязь между «внешней» и «внутренней» формами проявляется на всех стадиях творческого процесса по созданию журналистского произведения. Исходя из «внешних» параметров, журналист конструирует структуру произведения и его объем. При этом отметим, что данные параметры имеют четкую заданность. Заметка не может быть пространной, а очерк — кратким. Исходя же из «внутренних» характеристик, журналист определяет, в каком жанре лучше всего реализовать тот или иной замысел или раскрыть тему своего выступления. Для конфликтной темы лучше всего подойдет корреспонденция или статья, для выражения личностного отношения к реалиям действительности — репортаж, зарисовка или очерк. Как видим, «внешние» и «внутренние» параметры той или иной жанровой формы могут влиять на творческое сознание автора, задавая, как подчеркивал М.М. Бахтин, определенные «формы видения и осмысления определенных сторон мира». В журналистском творчестве форма, понятая как вид, жанр и т.д., устанавливает для автора не только познавательные, но и изобразительные границы избранной формы. Вот что по этому поводу пишет Л.Е.Кройчик: «Если публицист не видит в отрицательном факте заложенного в него комического противоречия, то на свет появляется критический текст, если автор выявляет комическое содержание факта, возникает фельетон».12

Если с помощью формы журналист решает вопрос, как сказать о том или ином явлении действительности, то, обращаясь к содержанию, он определяет что сказать в тексте. Именно поэтому считается, что, с одной стороны, форма вытекает из содержания, а с другой— сама воспроизводит многоплановость содержания. По мнению литературоведов, содержание есть не что иное, как переход формы в содержание и содержания в форму. «Только с учетом этой взаимопереходности, — пишет М.М. Гиршман, — может осуществляться конкретизация категорий "содержание" и "форма" в характеристике строения произведения, составляющих его значимых элементов и структурных слоев, каждый из которых представляет собой диалектическое единство изображаемой жизни и изображающего слова».13

Таким образом, содержание и форма в журналистском произведении образуют нерасторжимое единство, которое выражается во взаимопроникновении и в тесной взаимосвязи. Любая художественная форма, заданная автору извне, творится им заново в процессе создания журналистского произведения. Обогащение формы происходит за счет нового содержания и творческих нововведений автора.

Жанр как категория художественного мышления автора. При разработке замысла будущего произведения каждый автор для себя решает, в каком жанре будет исполнено очередное его выступление. Выбор жанра обусловливается, как правило, кругом тех задач, которые необходимо решить журналисту в ходе познавательной деятельности. Данный подход можно обозначить как функционально-предметный, так как именно с функциональной точки зрения все жанры предназначены для решения определенных задач. Теоретики считают, что разновидность задач рождает разновидности жанров. Такие задачи можно подразделить на несколько групп: информационные — сообщение фактов; исследовательско-аналити-ческие— оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений; исследова-тельско-образные — образно-аналитическое изображение фактов, событий, явлений.

Этим группам задач соответствуют и определенные группы журналистских жанров: информационные (заметка, репортаж, интервью и др.), аналитические (корреспонденция, статья, обзор, рецензия и др.), документально-художественные (очерк, фельетон, памфлет и др.). Конечно, на практике журналисту приходится сталкиваться с разнообразными задачами. Например, если ему необходимо не просто подготовить репортаж с места события, но и объяснить его значимость, то на свет выйдет аналитический репортаж. Если необходимо прокомментировать событие, то для этого лучше всего подойдет репортаж-комментарий. В зависимости от конкретной задачи журналист может использовать в репортаже элементы различных жанров: отчета, заметки, комментария, корреспонденции, интервью, зарисовки и т.д. Все это говорит о том, что с усложнением задачи усложняются и те технологические приемы, которые используются журналистом в ходе воплощения первоначального замысла в готовую жанровую форму.

Знание разнообразных жанровых форм, используемых для решения соответствующих познавательных задач, необходимо автору потому, что «в бытующих жанровых вариантах закрепляются наиболее устойчивые, продуктивные структуры произведений, дающие возможность результативного достижения целей той или иной деятельности. В жанровых конфигурациях запечатлеваются самые оптимальные сущностно-выразительные структуры, способствующие качественному решению текущих творческих задач».14 Действительно, в каждой «жанровой конфигурации» заложены определенные познавательные и выразительные возможности. В этом смысле жанры способны подсказать журналисту основные пути решения той или иной творческой задачи. Одни жанры, отмечает Л. Шибаева, ориентированы на решение информационных задач; другие — для объяснения ситуации; третьи преследуют цели полемики (статья, памфлет, реплика, открытое письмо). «Функции других жанров распределяются таким образом, что с их помощью обеспечивается решение наиболее распространенных, «типовых» познавательных задач. Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?», репортаж показывает, как это происходит, корреспонденция объясняет «почему», интервью — «что об этом думают?».., обзор помогает представить положение дел в целом, обозрение — увидеть в этом целом перспективные тенденции вот почему так важно для газеты разнообразие жанров: при разделении труда все вместе обеспечивает полноту и всесторонность знания о «мире сегодня».15

Но нельзя забывать о том, что творчески ориентированный журналист подхо-

дит к реализации замысла произведения с индивидуальными целями, с желанием привнести в готовую жанровую форму что-то новое и оригинальное, в чем-то видоизменить жанр или вообще отойти от существующих структурных шаблонов. Именно в этом смысле мы считаем, что жанр является категорией художественного мышления журналиста. Выбор жанра автором, его трансформация всегда так или иначе связаны с решением проблемы: что в жанре должно быть постоянным и нерушимым, а что — подвижным и свободным к изменениям.

По мнению ростовского исследователя Л. Шибаевой, постоянными и нерушимыми в жанре остаются: предметно-функциональная природа жанра, т.е. зависимость «порядка осмотра мира» от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией; постоянная связь каждого жанра с определенным типом жизненного материала: статья «работает» только с проблемами, интервью — с мнениями, рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с ее отражением в фильме, книге, спектакле... И так для каждого жанра — свой материал; предназначенность жанра для решения определенной информационной задачи; соответствие каждого жанра определенному методу работы с информацией. Нарушение этих порядков, заключает ученый, приводит либо к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр.16 Но что в жанре может быть подвижно и подвержено свободным изменениям?

На наш взгляд, к этим наиболее подвижным жанровым элементам можно отнести: набор интеллектуальных операций, применяемых журналистом в реализации творческой задачи; индивидуальный стиль автора; различные способы авторского самовыявления в том или ином жанре; способы и методы взаимодействия с читателем в рамках одного произведения. Эти жанровые приемы могут быть расширены и дополнены другими, потому что любой жанр, задавая лишь общий путь в достижении цели, предоставляет автору большой простор для самовыражения. В силу того что в каждом жанре, по мнению В. В. Смирнова, «проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям»,17 каждый жанр имеет разную степень авторского самовыражения. Многие журналистские произведения, написанные в одном жанровом ключе и на одну и ту же тему, могут разительно отличаться друг от друга и по авторскому стилю, и по форме построения, и по способам авторского самовыявления в тексте.

Жанр, определяя способ деятельности журналиста в самых общих чертах, не содержит готовых «рецептов» в реализации конкретной творческой задачи. Поэтому даже зная, какие виды лидов существуют или какими композиционными формами лучше всего пользоваться в том или ином жанре, многие авторы испытывают муки творчества при реализации своего замысла.

Любая жанровая форма без индивидуального авторского стиля — безлика. Заметку можно написать строгим официальным стилем и тем самым весь текст обезличить, а можно подать весь материал энергичным, живым и нестандартным языком. .. Любой жанр, являясь определенной формой организации жизненного материала, тем не менее в пределах своей формы предоставляет автору свободу композиционного построения. Например, корреспонденция может быть написана по принципу кольцевой композиции, а может иметь четкую логическую схему и т.д. В рамках одного жанра автор может использовать многообразные внутренние связи, которые сложились у объекта изучения.

Как видим, журналист может активно экспериментировать в области композиции, излагать собственным стилем, искать оригинальные формы подачи материала и др. На наш взгляд, в практике журналистской деятельности подобного рода творческие находки в рамках определенного жанра могут сделать произведение более разнообразным и интересным по многим параметрам. Например, ряд современных газет в подаче новостей действуют по-простому: новость, крупный заголовок, фотография. А вот сотрудники газеты «Комсомольская правда» в рамках информационных жанров придумали совершенно оригинальную концепцию «упаковки новостей». Они, как пишет в своей книге Л.А. Васильева, постоянно думают о том, «как новость разложить, чтобы ее было просто переварить — как блюдо в ресторане — чтобы к мясу был и гарнир, то есть и сама "еда" должна хорошо выглядеть (броский заголовок) и рядом — рисунок или график, облегчающие понимание проблемы. Они разлагают новости на детали, "клип-подачи" и мн. др.».18

Таким образом, на жанровый поиск влияют два фактора: с одной стороны, конкретные творческие задачи, стоящие перед журналистом, а с другой — личные пристрастия журналиста. Жанровые законы, по которым существуют современные жанры, не сковывают творческую свободу журналиста. В рамках одного жанра автор имеет широкие возможности для индивидуального самовыявления. И последнее. Не только жанры «управляют» журналистами, но и сами управляются авторами. В процессе этого взаимовлияния модифицируются или рождаются новые жанровые формы.

Современная система жанров журналистики. Включаясь в творческий процесс по созданию журналистского произведения, автор, как и художник, в своем распоряжении имеет целую палитру жанров, которая позволяет ему составлять жанровую цветовую гамму. Именно за счет этого любой жанр журналистики можно обогатить элементами других жанров, создав тем самым оригинальное произведение. Но и в данном случае журналисту необходимо знать возможности жанрового взаимопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса перестройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, проблемы жанровой преемственности, наконец, типологическую структуру жанров журналистики, так как без системного взгляда на жанр сложно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.

Как справедливо отмечал М.М.Бахтин, «жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра... Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр — представитель творческой памяти в процессе литературного развития».19 Данную мысль дополним высказыванием академика Д.С.Лихачева, который писал, что «жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически».20 В этом смысл жанр — категория историческая.

Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой, теми задачами, которые стояли перед каждым поколением публицистов, наконец, насущными требованиями того или другого времени. Как отмечают теоретики, причина возникновения жанров — практическая потребность общества, требование момен-

та, определенных общественно-политических отношений. Сама жизнь диктует определенные способы отображения текущей действительности.21

Так, со времен первой печатной газеты петровские «Ведомости» (1702 г.) стали формироваться информационные жанры журналистики. С развитием печати начали появляться аналитические публикации, такие, как статья и рецензия. С появлением в XVIII в. российской сатирической журналистики наступает эпоха развития следующих ее жанров: басня, эпиграмма, памфлет и др.22

На сегодня современные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что, с одной стороны, она отличается определенной стабильностью, а с другой — подвижностью. Современная система жанров журналистики— это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества — публицистическим, а внешняя — тем, что каждый жанр журналистики, в отличие, например, от жанра литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве системообразующих характеристик журналистских жанров.

Почему столь важно рассмотрение отдельно взятого жанра в системе? Данный подход позволяет определить место жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами. По утверждению ученых, «существование системы жанров предопределяет внутреннюю взаимозависимость всех ее элементов. Обладая относительной самостоятельностью, любой жанр в то же время является элементом системы, т.е. компонентом, зависящим от функционирования всей системы.23

Изменения, происходящие в жанровой системе и повлиявшие на каждый жанр в отдельности, можно было наблюдать в 90-х годах XX столетия. Именно в этот период происходят жанровые трансформации. Это была эпоха разрушения традиционных взглядов на жанр, возникновения новых и исчезновения старых жанров, смены творческих парагдим, выработки новых подходов в подаче информации и др. В это время, отмечает Л. Е. Кройчик, произошел кардинальный процесс «пересмотра» жанровых границ, который и привел к тому, что некоторые жанры — отчет, интервью, корреспонденция, репортаж — перестали жестко атрибутироваться только как информационные и аналитические. Кроме того, по мнению того же исследователя, произошла переоценка жанровых ценностей: одни жанры просто ушли с газетной полосы (например, очерк), уступив место другим; развитие новых информационных технологий (сети Интернет, в частности) создало естественные предпосылки для унификации жанров; само понятие «жанр» было заметно потеснено понятием «текст»..,24

Данные жанровые трансформации можно объяснить объективными причинами, прежде всего общественным переустройством страны, когда Россия, отказавшись от тоталитарной модели государственного устройства, пошла по пути построения открытого гражданского и демократического общества. Как известно, в бывшем СССР главным идеологическим рупором была коммунистическая партия. Моноидеология культивировала и развила монологические жанры журналистики,

такие, как пропагандистская и агитационная статья, портретный очерк о передовиках коммунистического труда,25 отчет, обозрение и др. В передовых редакционных статьях, которые публиковались во всех общественно-политических изданиях без исключения, давались четкие идеологические указания и целевые установки в плане реализации различных партийных решений.

В 90-х годах XX столетия моноидеология сменяется плюрализмом мнений. В Конституции Российской Федерации на законодательном уровне закрепляются свобода слова, гласность, отменяется цензура. На смену монологическим жанрам журналистики приходят диалогические: интервью, беседа, опросы, ответы на звонки, дискуссии и всевозможные публичные обсуждения актуальных вопросов современности.

Жанровые трансформации непосредственным образом сказались и на работе журналистов. В эпоху конкурентной борьбы изданий за скорость передачи информации у журналистов стали ценится такие качества, как умение быстро добывать необходимую информацию и оперативно подготавливать ее для печати. Проблема темпа, или скорости, повлияла и на отбор соответствующих жанров. В силу того что газетчики в подаче новостей явно отставали от радио- и тележурналистов, многие из них перешли или на эксклюзивную подачу новостей, или на их комментирование. Поэтому жанр комментария становится наиболее популярным среди газетчиков.

Жанровая трансформация коснулась и традиционных подходов жанрообразо-вания, присущих российской и западной журналистике. По мнению журналистки М. Токаревой, «мы сейчас примеряем западную традицию — жесткую аналитику, основанную на фактах. В этой традиции реально существуют три типа материалов: это информация, комментарий на основе этой же информации и аналитика. Но нужно очень много веков демократии за спиной, как минимум три, чтобы все это было продуктивно, интересно и органично. Мне кажется, очень немногие издания сейчас выигрывают от этой информации. И вдобавок мало кто сумел по-настоящему освоить новый стиль. Существует традиция русской журналистики, и я считаю, она будет жить до тех пор, пока в России существует, скажем, литература. Но есть люди, которые воспринимают эту традицию, а есть — которые не воспринимают. Традиция заключается в конкретном, внимательном и подробном обращении к внутреннему миру человека».26 Можно, конечно, спорить, какая из традиций эффективнее, но ясно одно, что новая общественная формация требует иного отражения фактов, иных творческих подходов в подаче новостей, иных, более адекватных действительности жанровых форм. Данный поиск, на наш взгляд, еще не окончился. Но уже сегодня, видимо, можно говорить об основных тенденциях, которые наметились в системе жанрообразования:

— процесс перестройки жанровой системы происходит на современном этапе за счет смещения одних жанров другими. В системе жанров журналистики на периферию отошли такие крупномасштабные жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров;

— возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых на вооружение из других сфер человеческой деятельности, например социологическое резюме или статья-прогноз;

— процесс размывания жанровых границ приводит не только к образованию

гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование), но и постоянному жанровому взаимообогащению.

Изменяясь и трансформируясь, жанры в своем развитии сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров.

Summary

The author presents a comprehensive analysis of the genre system in journalism, outlines their distinctive characteristics, describes the mechanisms of modern genre formation.

1 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Науч. ред. Т.Г.Юрченко. М., 2001. С. 263.

2 Карасев П. С. Проблемы теории публицистики. Л., 1973. С. 16.

3 Тертычный A.A. Жанры периодической печати. M., 2000. С. 4.

4 Данный аспект вопроса подробно и основательно рассмотрен А. А. Тертычным в кн. «Жанры периодической печати» (М., 2000).

5 Колосов Г. В., Кройчик Л. Е., Худякова Э.А. Корреспонденция — жанр публицистики. Воронеж, 1987.

С. И.

6 Васильева Л. А. Делаем новости! M., 2002. С. 18.

7 Тертычный A.A. Аналитическая журналистика. M., 1998. С. 196.

8 Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. М., 1973. С. 45.

9 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 176-177.

10 Бахтин М.М. Проблема автор // Вопросы философии. 1967. № 7. С. 155.

11 Pearson N. H. Literary forms and types or defence of Polonius / / Inglish Institute Annual, 1940 (Reprinted). New York, 1965. Vol.1. P. 70.

12 Кройчик Л. E. Система журналистских жанров / / Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

13 Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991. С. 60.

14 Ученова В. В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Конаныхин К. В. Реклама: палитра жанров. М., 2000. С. 6.

15 Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики /http: / / www.relga.rsu.ru.

16 Там же.

17 Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002. С. 35.

18 Васильева Л. А. Делаем новости! М., 2002. С. 8.

19 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 178-179.

20 Цит. по: Радиожурналистика / Под ред. А. А. Шереля. М., 2000. С. 183.

21 Пелып В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984. С. 8.

22 Там же. С. 8-9.

23 Радиожурналистика. С. 186.

24 КроггчикЛ. Е. Указ. соч. С. 137.

25 В этом смысле очерк, отмечает Л. Шибаева, кроме постоянной информационной функции, имел дополнительную социальную функцию — наградную. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания...» (Шибаева Л. Указ. соч.).

26 Интервью с М. Токаревой. Из архива автора за 2000 г.

Статья поступила в редакцию 22 ноября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.