Вестник Томского государственного университета. 2024. № 499. С. 157-165 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 499. рр. 157-165
Научная статья УДК 796.92
doi: 10.17223/15617793/499/17
Технология управления системой физической подготовки лыжников-гонщиков
Анжелика Владимировна Кучерова1
1 Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, Могилев, Беларусь, [email protected]
Аннотация. Обосновывается технология управления системой физической подготовки лыжников-гонщиков. Представлены цели и содержание процессуальных компонентов системы физической подготовки лыжника-гонщика. Описаны процедуры управления, построения и взаимодействия компонентов системы физической подготовки и сущности этого процесса в спортивной тренировке лыжников-гонщиков.
Ключевые слова: технология, управление, система, физическая подготовка, процессуальные компоненты, лыжники-гонщики
Для цитирования: Кучерова А.В. Технология управления системой физической подготовки лыжников-гонщиков // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 499. С. 157-165. doi: 10.17223/15617793/499/17
Original article
doi: 10.17223/15617793/499/17
Technology for controlling the physical training system of ski racers
Anzhelika V. Kucherova1
1 Mogilev State A. Kuleshov University, Mogilev, Republic of Belarus, [email protected]
Abstract. The article substantiates the need to develop a technology for managing the physical training system of cross-country skiers. The goals and content of the procedural components of the ski racer's physical training system are presented. The procedures for managing, constructing and interacting the components of the physical training system and the essence of this process in the sports training of cross-country skiers are described. Based on a logical and methodological analysis of the periodization of ski racers' sports training and training process planning, the author's vision of the technology for managing the physical training system of ski racers is presented. The technology is presented as a certain order of procedures for the interaction of methods and techniques for managing the regulations of training influences on ski racers, during which the athlete's optimal readiness to realize their physical and psychological potential in training and competitive activities is formed. The technology includes a set of management procedures: diagnostics, forecasting, implementation, correction, organization, which allow regulating the procedural components of the physical training system. The article characterizes all control procedures stated in the technology. The diagnostic procedure includes the implementation of the cognitive-control component of the system. The essence of this component is to identify the athlete's physical readiness to master the content of physical training. Physical readiness is determined by the dependence of factors that inform about the ability of body systems to perform specific motor activities. The forecasting procedure includes the implementation of the model and forecast component of the system. Forecasting is related to management because it provides reasonable assumptions that the coach uses to make management decisions. The implementation procedure includes the development and implementation of the software and management component of the system. The purpose of the procedure is to develop the content of physical training and its implementation in the form of modular-block programming in the microcycle, mesocycle, and macrocycle. The author presents the modular-block programming of physical training as a comprehensive algorithm for the work of a coach, athlete and doctor to manage, develop and improve the athlete's educational and training activities. The main variables of the algorithm are the parameters of the loads performed by the athlete in modules and blocks. The correction procedure includes the development and implementation of the synergetic component of the system. The purpose of the procedure is to analyze and synthesize training and competitive results. The organization procedure includes the development and implementation of the organizational and management component of the system. The purpose of the procedure is to organize forms of the training process taking into account external factors.
Keywords: technology, management, system, physical training, procedural components, ski racers
For citation: Kucherova, A.V. (2024) Technology for controlling the physical training system of ski racers. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 499. pp. 157-165. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/499/17
© Кучерова А.В., 2024
Введение
Проанализировав периодизацию спортивной подготовки и все этапы планирования тренировочного процесса лыжников-гонщиков, мы пришли к выводу, что физическая подготовка растворилась в общем тренировочном процессе как добавочный компонент к некой спортивной форме, работоспособности, отдельным средствам тренировки. Мы не увидели, согласно принципам планирования Л.П. Матвеева, целостной, выстроенной системы, которая во многом подчиняется общим принципам управления и определяет спортивный результат в виде спорта «лыжные гонки». Обобщение данных позволяет вполне определенно говорить о недооценке процесса физической подготовки и отсутствии каких-либо вариантов ее системного планирования в общей структуре подготовки лыжников-гонщиков и отсутствии технологии управления системой физической подготовки. Уточнение информации позволит значительно оптимизировать процесс и обеспечить целевую направленность физической подготовки лыжников-гонщиков. В связи с этим данное исследование представляет актуальное направление в теории лыжного спорта.
Структуризация тренировочного процесса позволяет анализировать все виды подготовки и управлять ими в особой структуре, устанавливать между видами иерархичность в зависимости от этапа спортивной подготовки, выявлять между видами взаимосвязи, в целом исследовать процесс функционирования всей структуры и ее изменение во времени.
В ряде работ Ю.В. Верхошанского (1995, 1991, 1993), Л.П. Матвеева (2000), В.Н. Платонова (2013), А.П. Бондарчука (2005) структура тренировочного процесса представлена следующими компонентами:
- содержанием физической, технической, тактической, психологической, теоретической подготовки;
- соотношениями параметров нагрузки (интенсивности и объема) в тренировочном и соревновательном процессах;
- последовательностью планирования циклов, периодов, этапов отдельных занятий, частей, которые выражают его закономерные изменения во времени [1-6].
Следует отметить, что при наличии достаточного количества научных разработок относительно состава и содержания компонентов структуры тренировочного процесса в теории спорта недостаточно сведений о взаимодействии этих компонентов в тренировочном процессе лыжников-гонщиков как микроцикле, так и в мезоциклах и макроциклах. Недостаточно сведений и об определенных закономерностях, по которым формируется структура тренировочного процесса лыжников-гонщиков и одного из его видов, а именно -физической подготовки.
Чтобы обозначить структуру физической подготовки, необходимо проанализировать структурные элементы тренировочного процесса лыжников-гонщиков и выделить позиции, которые по своим целям и содержанию будут определять компоненты физической подготовки. Вместе с тем необходимо подчеркнуть
необходимость создания технологии управления, подчеркивающей специфику системы физической подготовки и повышающей качество тренировочного процесса.
Цель исследования: разработать технологию управления системой физической подготовки лыжников-гонщиков.
Задачи исследования:
- определить процедуры управления процессуальными компонентами системы физической подготовки лыжников-гонщиков;
- охарактеризовать комплекс процедур управления: диагностику, прогнозирование, реализацию, коррекцию, организацию;
- разработать комплексный алгоритм работы тренера, спортсмена и врача по управлению, развитию и совершенствованию учебно-тренировочной деятельности спортсмена.
Методы исследования
Информационной базой исследования послужил логико-методологический анализ периодизации спортивной подготовки и все этапы планирования тренировочного процесса лыжников-гонщиков. Результат анализа представлен авторским видением процессуальных компонентов системы физической подготовки: познавательно-контрольным, модельно-прогностическим, программно-управленческим, синергетическим, организационно-управленческим.
Результаты и их обсуждение
Для того чтобы разработать технологию управления системой физической подготовки лыжников-гонщиков, необходимо познать смысл самих определений «технология управления» и «технология в спорте».
В словаре спортивных терминов технология в спорте определяется как «совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик тренировки и обучения. Особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящая от естественнонаучных исследований к методическим разработкам в цепи наука - технология - методика» [7].
В определении «технология управления» заложено смысловое назначение процедур управления: методы, приемы, способы, порядок, регламент выполнения процесса управления, отражающие последовательность и взаимосвязь процедур, операций и этапов, составляющих этот процесс. В спортивной практике технология должна иметь фиксированный результат. Вместе с тем результат не всегда является конечным звеном в цепи педагогической системы. Иногда это стартовая позиция для более успешного финала в решении спортивных задач. И в этом процессе немаловажную роль играют такие процессы, как контроль и регулирование.
По мнению В.С. Сосуновского, А.И. Загревской, «управленческий смысл системы заключается в контроле и регулировании образовательной деятельности, направленной на ее совершенствование» [8. С. 206].
Технологию управления системой физической подготовки лыжников-гонщиков мы представили как определенный порядок процедур взаимодействия методов, приемов и способов управления регламентом тренирующих воздействий на лыжников-гонщиков, в ходе которых формируется оптимальная готовность спортсмена реали-зовывать свой физический и психологический потенциал в тренировочной и соревновательной деятельности.
Процедура диагностики включает реализацию познавательно-контрольного компонента системы. Сущность данного компонента заключается в выявлении физической готовности спортсмена к освоению содержания физической подготовки. Физическая готовность обусловлена зависимостью факторов, которые информируют о возможности систем организма выполнять специфическую двигательную деятельность. К этим факторам относятся: физиологические, личностно-психические.
Физиологические факторы:
- функциональная готовность опорно-двигательной системы, собственно-мышечные показатели которой определяют уровень проявления силовых показателей;
- функциональная готовность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показатели которой определяют уровень проявления аэробной выносливости;
- функциональная готовность центральной и вегетативной нервной системы, показатели которой определяют уровень проявления скоростных и координационных способностей лыжника-гонщика;
- функциональная готовность эндокринной системы, показатели которой определяют и регулируют стрессовые и адаптационные состояния.
Технология управления системой физической подготовки включает комплекс процедур управления: диагностику, прогнозирование, реализацию, коррекцию, организацию, которые позволяют регулировать процессуальные компоненты системы физической подготовки.
Авторское видение технологии управления системой физической подготовки представлено в таблице.
Личностно-психические факторы:
- мотивационная готовность к проявлению двигательной активности;
- эмоционально-волевая готовность к проявлению максимально интенсивных или длительных мышечных усилий;
- теоретическая (когнитивная) готовность к осознанному выполнению двигательных действий и самоконтролю функционального состояния.
Взаимодействие перечисленных факторов имеет корреляционную зависимость от процессов технической, тактической, теоретической подготовки. Данный аспект еще раз подчеркивает, что физическая подготовка является матрицей для построения алгоритма тренировочного процесса.
Определение исходных показателей физиологического фактора осуществляется методом тестирования физической готовности лыжника-гонщика к процессу освоения им содержания физической подготовки.
В системе управления физической подготовкой тестирование физической готовности является методом обеспечения тренера информацией о состоянии организма спортсмена до начала тренировочного этапа физической подготовки. Следует отличать этот метод от
Авторское видение технологии управления системой физической подготовки лыжников-гонщиков
Процедуры управления Процессуальные компоненты системы физической подготовки лыжников-гонщиков Цель процессуального компонента Содержание процессуального компонента
Диагностика
Познавательно-контрольный Выявить и оценить состояние субъекта и его готовность к освоению содержания физической подготовки Определение исходных показателей: - определение уровня физической и функциональной подготовленности; - выявление мотивов спортивной деятельности; - установление уровня когнитивного физкультурно-знаниевого компонента
Прогнозирование
Модельно-прогностический Прогнозирование результатов текущей деятельности, от которых зависит саморазвитие лыжника-гонщика Построение модели физической подготовленности лыжника-гонщика. Перспективное планирование и композиционно-деятельное построение содержания физической подготовки, постановка задач, заданий и способов их решения микроциклов в виде модулей и блоков
Реализация
Программно-управленческий Разработка содержания физической подготовки лыжников-гонщиков Модульно-блочное программирование физической подготовки в макроцикле, мезоцикле, микроцикле
Коррекция
Синергетический Анализ и синтез тренировочных и соревновательных результатов Мониторинг физической подготовленности: функциональной и психологической диагностики, контроль физической подготовленности лыжников-гонщиков
Организация
Организационно-управленческий Организация форм тренировочного процесса лыжников-гонщиков с учетом внешних факторов Организация тренировочных занятий с учетом задач физической подготовки на данном этапе
общепринятого контроля физической подготовленности, который используется многими специалистами как средство оценки эффективности тренировочного процесса после завершения определенного этапа подготовки.
Тестирование физической готовности в зависимости от этапа его проведения имеет следующие разновидности: тестирование этапной готовности состояния спортсмена; тестирование текущей готовности - определение повседневных (текущих) колебаний в состоянии спортсмена; тестирование оперативной готовности - экспресс-оценка состояния спортсмена в настоящий момент.
Определение показателей личностно-психического фактора подразумевает выявление мотивов спортивной деятельности. Мотив деятельности спортсмена является побуждающей силой к выполнению тренировочной нагрузки и занимает ключевую позицию в установлении контакта между тренером и спортсменом.
По мнению ученых, мотив в спортивной деятельности является одной из главных побудительных, направляющих сил в поведении спортсмена. Мотивы довольно разнообразны на различных этапах многолетнего тренировочного процесса. В связи с этим одной из задач тренера является своевременное выявление мотивов и целевое стимулирование активности спортсмена.
Теоретическая (когнитивная) готовность определяется прежде всего мотивом получения знаний по самоконтролю. Как показало исследование, спортсмены практически не имеют мотивации к получению знани-евого компонента, т.е. теоретического арсенала знаний, для самостоятельной организации тренировочных занятий. Отсюда следует, что на практике спортсменам трудно самостоятельно подобрать необходимые упражнения, определить нагрузку для своего организма и осуществить самоконтроль.
Включение спортсменов в процесс планирования физической подготовки - это прежде всего умение и знание, как планомерно распределить нагрузку не только по внешним показателям объема и интенсивности, а также своевременно уметь анализировать внутренние параметры, в частности, контроль ответной реакции организма на данное воздействие. Эти процессы взаимосвязаны и требуют тщательного теоретического изучения с использованием современных информационно-технических средств оценки и контроля тренировочного процесса, что в целом носит название «технологизация».
Технологизация физической подготовки лыжника-гонщика обеспечивает переход на более высокий уровень учета уникальных личностных качеств спортсмена - индивидуальное программирование тренировочного процесса с использованием спортивных га-джетов. Более того, информативность и оперативная интеграция всех составляющих реакции организма на нагрузку должны быть оперативны и доступны как для спортсмена, так и для тренера в «полевых» условиях. Оперативный анализ реакции организма на нагрузку позволяет регулировать и контролировать тренировочное воздействие, тем самым повышая качество тренировочного процесса.
Процедура прогнозирования включает реализацию модельно-прогностического компонента системы. Прогнозирование результатов текущей деятельности спортсменов является процессом и видом познавательной деятельности. Прогнозирование связано с управлением в силу того, что оно обеспечивает обоснованные предпосылки, которые тренер использует для принятия управленческого решения.
В спортивной литературе многие авторы [9-11] спортивное прогнозирование представляют как научное предвидение перспектив развития спорта на основе анализа тенденций его развития.
Как отмечают О.А. Ерохина, Т.Е. Фатьянова, Т.В. Синицына, «процесс прогнозирования направлен на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем» [9. С. 1]. И.В. Бестужев-Лада понятие «прогноз» в узком смысле этого слова описывает как «специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления» [10. С. 15].
К основным методам прогнозирования относятся методы экспертных оценок, экстраполяции, моделирования [11].
Метод экспертных оценок - это процесс получения оценки чего-либо на основе мнения специалистов, их личного опыта, интуиции с целью последующего принятия решения или прогноза.
Метод экстраполяции основан на распространении прошлых и настоящих тенденций, закономерностей, связей, оказывающих непосредственное влияние на будущее развитие объекта прогнозирования [11]. Суть метода экстраполяции заключается в том, что тренер на основе показателей физической, функциональной и психической подготовленности спортсмена, которые были установлены в ходе этапного или текущего контроля по окончании мезоцикла или макроцикла строит график динамики указанных показателей. Далее он продолжает кривую, которая выходит за пределы рассматриваемого промежутка. Показатели в пределах этой кривой информируют о предполагаемых результатах в интересующий период времени. Важно отслеживание линии подъёмов. Если линии подъема прорисовываются не поступательно, это означает, что степень освоения техники и развития физических качеств происходит скачкообразно, что в динамике развития имеется фаза застоя или это может быть связано с периодом адаптации, приспособлением к каким-то новым задачам, переменным условиям тренировочного процесса. В этом случае тренер не должен терять предел возможностей своего ученика, а продолжить процесс изучения причин, влияющих на динамику становления его физической формы и физической подготовленности.
Моделирование предполагает создание модели как аналога изучаемого объекта на основе определения и установления взаимосвязи между спортивными результатами с определенной периодичностью при помощи компьютерной программы Excel.
Анализ специальной литературы [9-12] показал, что в практике спорта используются четыре модели:
модель соответствия, модель подготовленности, модель соревновательной деятельности, модель соревновательных условий. Для нашего исследования интерес представляет модель подготовленности, где объектом изучения являются лыжник-гонщик и особенности его спортивной деятельности. В качестве параметров модели выступают модельные характеристики, которые определят его высокий уровень физической подготовленности и результат. В основе соразмерности и функциональных компонентов выступают антропометрические и качественные признаки: вес, рост, показатели физической, психической и функциональной подготовленности спортсмена. Модельные показатели позволяют адекватно оценить или определить направленность процесса физической подготовки и оценить уровень развития спортсмена на определенном этапе.
Значимость и прикладная ценность модельных характеристик может быть повышена, если предусматривать динамичность и вариативность их структуры. Личностные же качества имеют непосредственное значение, так как именно от них зависит деятельность спортсмена в данном виде спорта. В ряде научных исследований отмечается значение аналоговых моделей, но вместе с тем рост спортивных результатов требует постоянной коррекции этих моделей.
Процедура реализации включает разработку и реализацию программно-управленческого компонента системы. Цель процедуры состоит в разработке содержания физической подготовки и ее реализации в виде модульно-блочного программирования в микроцикле, мезоцикле, макроцикле.
Разработка содержания физической подготовки включает подбор средств, методов, определение нагрузочных компонентов и установление сроков контроля за изменением функционального состояния спортсмена и уровнем его физической подготовленности. В сущности это процесс планирования, который мы предлагаем реализовывать в виде модульно-блочного программирования.
Полагаясь на классические принципы планирования эмпирической теории Л.П. Матвеева и В.П. Плато-
нова, синтезировав ключевые положения модели блоковой периодизации Ю.В. Верхошанского и В.Б. Иссу-рина, биологическую основу теории спортивной адап-тологии В.Н. Селуянова, Е.Б. Мякинченко и А.Ю. Вер-тышева, мы предлагаем относительно новый вариант, учитывающий современные достижения спортивной науки и биологии. Предлагаемый нами вариант планирования также синтезирует накопленный методический опыт российских тренеров в современный подход к процессу проектирования содержания физической подготовки - технологизации процесса управления системой физической подготовки [3, 5, 6, 13, 14].
Модульно-блочное программирование системы физической подготовки мы представляем как комплексный алгоритм работы тренера, спортсмена и врача по управлению, развитию и совершенствованию учебно-тренировочной деятельности спортсмена. Основными переменными работы алгоритма являются параметры нагрузок,выполняемых спортсменом в модулях и блоках.
Исходя из анализа научных работ [3, 5, 6, 13, 14], мы полагаем, что модульно-блочное программирование должно иметь определенную структуру построения, содержание модуля и нагрузок в блоках. Мы предлагаем следующую структуру (рис. 1).
Модули - это структурно-содержательные единицы относительно завершенного тренировочного периода по целенаправленному развитию какого-либо физического качества. Каждый из модулей имеет цель и специфические задачи, решением которых является определение параметров нагрузки и средств тренировки.
Основанием для распределения целевых установок и задач по очередности в модулях являются биохимические и физиологические процессы мышечной активности при выполнении специфической физической работы. Поэтому продолжительность модуля обусловлена выполнением определенных целевых установок, решением задач по подготовке функциональных систем организма, органов и органелл в мышечном волокне к ответной реакции на физиологическую нагрузку с более значительной активацией биосинтеза [14].
Рис. 1. Структура модульно-блочного программирования
Модуль включает параметры перспективного планирования, которые основываются на структуре тренировочных нагрузок в мезоциклах. Мезоциклы могут объединяться в зависимости от поставленных задач и отличаться от общепринятых правил построения макроцикла в лыжных гонках. Начинать и заканчивать модуль предлагается комплексным или текущим контролем.
Следует отметить, что данная структура, на первый взгляд, кажется общепринятой в спортивной тренировке: макроцикл, включающий в себя мезоциклы и микроциклы. Однако представленный вариант мо-дульно-блочного программирования тренировочного процесса лыжников-гонщиков отличается от традиционного целями, задачами, содержанием представленных структур модуля и специфичностью методов воздействия. Особенность в том, что цель и основные задачи направлены на устранение лимитирующих факторов физической и функциональной подготовленности, ограничивающие спортивный результат спортсмена.
Отличие основано на целенаправленном воздействии не на физические качества (превалирующие или отстающие в своем развитии), а на гетерохронность адаптационных процессов, которая основана на гиперплазии миофибрилл при рекрутировании МВ при аэробном гликолизе или митохондрий при аэробном гликолизе. Именно изменения в формировании конкретных органелл в ММВ (ОМВ), ПМВ и БМВ (ГМВ) вместе с ними и системы энергообеспечения являются биологическим основанием определения уровня развития физического качества. Поэтому предлагаемая структура модуля рассчитана прежде всего на доминирующее и вместе тем комплексное развитие посред-ствам дозированных мышечных нагрузок различной длительности на формирование органелл, рассчитанных на основании данных комплексного контроля. Это направление планирования представляется нам наиболее эффективным в отличие от традиционного.
Организация блоков осуществляется по принципу текущего планирования и оптимальному с точки зрения адаптации подбору внешних параметров нагрузки по объему и интенсивности, а также по оценке внутренних параметров, по которым тренер, спортсмен и врач могут отслеживать эффективность дозирования нагрузки, ее длительность, интенсивность, количество подходов, повторений в подходах, продолжительность интервалов отдыха, характер отдыха.
Важным аспектом программирования является определение средств тренировки и методов. В состав средств физической подготовки должны войти специальные упражнения лыжника, моделирующие упражнения и соревновательные.
Анализ исследований, проведенных российскими коллегами [15, 16], показывает, что современные технические параметры движений лыжника-гонщика диктуют саму методику подбора упражнений физической подготовки. Главное условие - это направленность на экономичность движений, которая во многом обеспечивает увеличение скоростных параметров. Особое значение следует уделить моделирующим упражнениям, позволяющим воспроизводить движения мышц
и их режим в соответствии с соревновательными требованиями. Эти упражнения избирательно воздействуют на основные структурные компоненты техники и на динамические характеристики взаимодействия структурных компонентов соревновательного способа передвижения.
Соревновательные упражнения следует включать по причине формирования динамического стереотипа движений, адаптации функционального состояния к соревновательным нагрузкам и психологической готовности.
Использование методов осуществляется на основе принципов специфики и адаптации локальных биологических структур. При чередовании, в зависимости от поставленной задачи, методов гиперплазии миофибрилл, митохондрий, суперкомпенсации гликогена и дилатации миокардиоцитов дозируемая нагрузка вызывает адаптатационные перестройки в организме спортсмена, которые связаны с повышением или снижением синтеза белка в клетках. Синтез белка зависит от концентрации гормонов, которые образуются при предельном напряжении мышц (стрессовый фактор). Следовательно, чередование методов, вызывающих максимальный метаболизм на уровне АнП с интервалами на восстановление эндокринной системы для гиперплазии клеток желез внутренней секреции, должно происходить в течение 4-5 дней.
Методы гиперплазии миофибрилл в ММВ (ОМВ) и БМВ (ГМВ) направлены на увеличение силы основных мышечных групп, которыми лыжник-гонщик выполняет соревновательное упражнение. Методы гиперплазии митохондрий в ПМВ и ГМВ (БМВ) направлены на повышение скоростной выносливости. Методы дила-тации миокардиоцитов направлены на увеличение максимального объема сердечной мышцы. Метод суперкомпенсации гликогена направлен на обеспечение высокого содержания гликогена в работающих мышцах и печени. Использование метода отмечается преимущественно в соревновательном мезоцикле.
Создание доминирующего тренирующего воздействия на конкретные функциональные системы организма при использовании средств и методов физической подготовки является крайне важной составляющей в процедуре модульно-блочного программирования.
Процедура коррекции включает разработку и реализацию синергетического компонента системы. Цель процедуры состоит в анализе и синтезе тренировочных и соревновательных результатов. В процессе реализации содержания физической подготовки очень важно отслеживать показатели лимитирующих факторов. К таким показателям следует отнести работоспособность ССС. У детей и подростков, тренирующихся в группах начальной подготовки, начальной и углубленной специализации, до 17-18 лет работоспособность ССС является лимитирующим фактором и требует включения определенных микроциклов на устранение дистрофических явлений в миокарде.
В исследованиях Д.О. Малеева установлено, что «ведущим механизмом достижения устойчивой адап-тоспособности лыжников-гонщиков к высоким нагрузкам является индивидуальная спортивная подготовка
лыжников-гонщиков на основе систематического анализа уровня физической и функциональной подготовленности и определения порогов аэробного и анаэробного обмена исходя из показателей сердечной деятельности» [17. С. 160].
Вместе с тем выявлен общий фактор, являющийся лимитирующим во всех возрастных группах, - это мышечная система. Данное суждение подтверждено А.В. Шишкиной на основании результатов тестирования физической работоспособности квалифицированных лыжников (п=598) в возрасте от 15 до 36 лет. При тесте со ступенчато возрастающей скоростью передвижения на лыжероллерах, лыжах и бегом, было установлено, что у 454 спортсменов (75,92%) фактором, лимитирующим физическую работоспособность, является развитие мышечной системы. Следовательно, одним из лимитирующих факторов необходимо считать недостаточную мышечную массу спортсмена, которая нужна ему для утилизации поставляемого достаточно развитой сердечно-сосудистой системой кислорода [18].
В связи с этим возникает необходимость установить основные параметры функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, состояние мышечной системы у каждого спортсмена индивидуально. Поэтому одной из задач модуля является проведение мониторинга физической подготовленности: функциональной и психологической диагностики, контроль физической подготовленности.
Следовательно, с помощью функциональной диагностики необходимо определить, совершенствованию какой из систем организма спортсмена следует уделить основное внимание в определенном микроцикле или мезоцикле. Поэтому тренировочный процесс на уровне мезоцикла, микроцикла, тренировочного дня (при двухразовых тренировках в день), по нашему мнению, должен сочетать такие методы тренировки, которые путем использования сопряжено-последовательной формы организации этих методов могли эффективно воздействовать на процессы адаптации к аэробным и анаэробным нагрузкам.
В качестве средств мониторинга функциональной и физической подготовленности можно использовать: электронные устройства (фитнесс-трекеры, смарт-часы, пульсометры и др.), программное обеспечение.
Процедура организации включает разработку и реализацию организационно-управленческого компонента системы. Цель процедуры состоит в организации форм тренировочного процесса с учетом внешних факторов.
Процедура реализуется для каждой категории спортсменов в зависимости от уровня их физической подготовленности. В ходе реализации учитываются различные целевые установки физической подготовки в тренировочном процессе. Для начинающих лыжников приоритетом являются те формы занятий, в которых процессы системы физической подготовки направлены на гармоничное физическое развитие и развитие качеств, необходимых для формирования технических навыков. Для юниоров в приоритете процессы совершенствования функциональных систем
техники и специфическое развитие качеств в зависимости от специализации. Реализация технологии управления предусматривает планомерную и систематизированную организацию ряда процедур проектирования по упорядоченным этапам. На каждом этапе необходимо поставить цель, задачи, разработать содержание, определить сроки выполнения, выбрать режимы выполнения нагрузочных компонентов, установить контроль и самоконтроль. Такая организация позволяет качественно управлять адаптацией организма спортсмена к нагрузкам и своевременно вносить коррективы в тренировочный процесс.
Специфика разработанной технологии заключается в следующем:
- основана на планировании годичной подготовки лыжников-гонщиков, состоящей из двух макроциклов;
- осуществляется на основе суперпозиционного развития физических качеств, доминирующего тренирующего воздействия на конкретные функциональные системы организма при использовании средств физической подготовки и формировании мотивационно-психологической готовности к тренировочной и соревновательной деятельности;
- направлена на взаимодействие суперпозиции тренировочных нагрузок, которое предусматривает последовательное наложение более интенсивных и специфически направленных тренирующих воздействий на адаптивные следы предшествующих нагрузок;
- стимулирует согласование методов развития физических качеств с программированием индивидуального дозирования физической нагрузки;
- создает условия для самостоятельного программирования нагрузки исходя из функциональных возможностей спортсмена, путем смены нагрузок на основании биологических закономерностей развития процессов адаптации организма к напряженной мышечной деятельности;
- вовлекает спортсмена в процесс познавательно-интелектуальной деятельности по самоконтролю за своим функциональным состоянием и формирует мо-тивационно-ценностное отношение к постановке и решению задач тренировочного и соревновательного процессов.
Этапность реализации технологии управления системой физической подготовки в многолетнем плане обусловлена динамикой роста физической подготовленности спортсмена.
Заключение
Технология управления системой физической подготовки представляет определенный порядок процедур взаимодействия: диагностику, планирование, реализацию, коррекцию, организацию, которые позволяют управлять процессуальными компонентами системы физической подготовки: познавательно-контрольным; модельно-прогностическим; программно-управленческим; синергетическим; организационно-управленческим.
Содержание системы физической подготовки, представленное в технологии специальными методиками, реализуется в виде модульно-блочного программирования, предусматривающего рациональную последовательность реализации методов развития специфических физических качеств лыжников-гонщиков в общей структуре годичной подготовки.
В качестве комплексного алгоритма работы тренера, спортсмена и врача по управлению, развитию и совершенствованию учебно-тренировочной деятельности спортсмена мы предлагаем модульно-блочное программирование системы физической подготовки. Основными переменными работы алгоритма являются параметры нагрузок выполняемых спортсменом в модулях и блоках.
Список источников
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М. : Физкультура и спорт, 1985. 176 с.
2. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. 1991. № 2. С. 24-31.
3. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1993. № 8. С. 21-27.
4. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. 2000. № 3. С. 28-37.
5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев : Олимп. лит., 1997. 584 с.
6. Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки. Киев : Олимп. лит., 2005. 304 с.
7. Технология в спорте // Словарь спортивных терминов. URL: https://gufo.me/dict/sport_terms/технология_в_спорте (дата обращения: 18.09.2019).
8. Сосуновский В.С., Загревская А.И. Теоретико-методологические основы системного подхода в педагогической науке // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 201-207. doi: 10.17223/15617793/476/22
9. Ерохина О.А., Фатьянова Т.Е., Синицына Т.В. Прогнозирование в легкой атлетике // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49-2. С. 141-147.
10. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М. : Наука, 1984. 278 с.
11. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1986. 192 с.
12. Иссурин В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки. М. : Сов. спорт, 2010. 288 с.
13. Мякинченко Е.Б., Гаврилов В.Г. и др. Спортивная адаптология. Физическая подготовка в циклических видах спорта / под ред. В.Н. Се-луянова. М. : ТВТ Дивизион, 2021. 520 с.
14. Вертышев А.Ю. Тема 2. Схемы применявшихся микроциклов. Ч. 2 // YouTube. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=kRY4eDMc-3E&t=420s (дата обращения: 23.08.2022).
15. Гурский А.В., Ермаков В.В., Кобзева Л.Ф. и др. Лыжные гонки : учеб. Пособие. Смоленск : СГИФК, 1990. 78 с.
16. Ермаков В.В., Гурский А.В., Яковлев И.Т., Солодухин О.Ю. Специальная подготовка лыжника-гонщика : учеб. пособие. Смоленск : СГИФК, 1985. 41 с.
17. Малеев Д.О. Формирование адаптоспособности лыжников-гонщиков в условиях интегративного тренировочного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 463. С. 156-161. doi: 10.17223/15617793/463/20
18. Шишкина А.В., Тарбеева Н.М. Специальная силовая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2008. 91 с.
References
1. Verkhoshanskiy, Yu.V. (1985) Programmirovanie i organizatsiya trenirovochnogo protsessa [Programming and organization of the training process]. Moscow: Fizkul'tura i sport.
2. Verkhoshanskiy, Yu.V. (1991) Printsipy organizatsii trenirovki sportsmenov vysokogo klassa v godichnom tsikle [Principles of organizing training for high-class athletes in the annual cycle]. Teoriya ipraktikafizicheskoy kul'tury. 2. pp. 24-31.
3. Verkhoshanskiy, Yu.V. (1993) Aktual'nye problemy sovremennoy teorii i metodiki sportivnoy trenirovki [Current problems of modern theory and methods of sports training]. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury. 8. pp. 21-27.
4. Matveev, L.P. (2000) Model'no-tselevoy podkhod k postroeniyu sportivnoy podgotovki [Model-target approach to the design of sports training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 3. pp. 28-37.
5. Platonov, V.N. (1997) Obshchaya teoriya podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte [General theory of training athletes in Olympic sports]. Kyiv: Olimp. lit.
6. Bondarchuk, A.P. (2005) Periodizatsiya sportivnoy trenirovki [Periodization of sports training]. Kyiv: Olimp. lit.
7. Gufo.me. (2019) Tekhnologiya v sporte [Technology in sports]. In: Slovar' sportivnykh terminov [Dictionary of sports terms]. [Online] Available from: https://gufo.me/dict/sport_terms/tekhnologiya_v_sporte (Accessed: 18.09.2019).
8. Sosunovskiy, V.S. & Zagrevskaya, A.I. (2022) Theoretical and Methodological Foundations of a Systems Approach in Pedagogical Science.
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 476. pp. 201-207. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/476/22
9. Erokhina, O.A., Fat'yanova, T.E. & Sinitsyna, T.V. (2016) Prognozirovanie v legkoy atletike [Forecasting in athletics]. Psikhologiya ipedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 49-2. pp. 141-147.
10. Bestuzhev-Lada, I.V. (1984) Poiskovoe sotsial'noe prognozirovanie: perspektivnye problemy obshchestva [Search social forecasting: promising problems of society]. Moscow: Nauka.
11. Balandin, V.I., Bludov, Yu.M. & Plakhtienko, V.A. (1986) Prognozirovanie v sporte [Forecasting in sports]. Moscow: Fizkul'tura i sport.
12. Issurin, V.B. (2010) Blokovayaperiodizatsiya sportivnoy trenirovki [Block periodization of sports training]. Moscow: Sov. sport.
13. Seluyanov, V.N. (ed.) (2021) Sportivnaya adaptologiya. Fizicheskaya podgotovka v tsiklicheskikh vidakh sporta [Sports adaptology. Physical training in cyclic sports]. Moscow: TVT Divizion.
14. Vertyshev, A.Yu. (2022) Tema 2. Skhemy primenyavshikhsya mikrotsiklov. Ch. 2 [Topic 2. Schemes of the microcycles used. Part 2]. YouTube. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=kRY4eDMc-3E&t=420s (Accessed: 23.08.2022).
15. Gurskiy, A.V. et al. (1990) Lyzhnye gonki [Ski racing]. Smolensk: SGIFK.
16. Ermakov, V.V. et al. (1985) Spetsial'nayapodgotovka lyzhnika-gonshchika [Special training of a ski racer]. Smolensk: SGIFK.
17. Maleev, D.O. (2021) Formation of ski racers' adaptability in the conditions of an integrative training process. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 463. pp. 156-161. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/463/20
18. Shishkina, A.V. & Tarbeeva, N.M. (2008) Spetsial'naya silovayapodgotovka kvalifitsirovannykh lyzhnikov-gonshchikov [Special strength training of qualified cross-country skiers]. Yekaterinburg: UGTU-UPI.
Информация об авторе:
Кучерова А.В. - канд. пед. наук, зав. кафедрой теории и методики физического воспитания Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова (Могилев, Беларусь). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
A.V. Kucherova, Cand. Sci. (Pedagogics), head of the Department of Theory and Methods of Physical Education, Mogilev State A. Kuleshov University (Mogilev, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.12.2023; одобрена после рецензирования 05.02.2024; принята к публикации 29.02.2024.
The article was submitted 22.12.2023; approved after reviewing 05.02.2024; accepted for publication 29.02.2024.