Таким образом, в результате исследований установлено, что мышечная работоспособность детей с нарушением зрения повышается с помощью внедрения в тренировочный процесс большого комплекса разнообразных упражнений, направленных на развитие всех физических качеств.
ВЫВОДЫ
1) Регулярные тренировки голболом слепых и слабовидящих детей в процессе роста и развития организма способствуют увеличению силы рук и плечевого пояса, как среди мальчиков, так и среди девочек.
2) Становление скоростно-силовых качеств слепых и слабовидящих детей за полугодовой период происходит неравномерно в группе мальчиков и девочек; это выразилось в том, что прирост основных показателей в первые три месяца эксперимента был больше по сравнению со вторым периодом наших наблюдений.
3) Голбол - мощный стимулятор двигательной активности детей с нарушением зрения, который способствует формированию жизненно важных умений и навыков, совершенствованию физических качеств, нормализации росто-весовых показателей, жизненной емкости легких.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмадуллина, И.А. Программа физического воспитания слабовидящих учащихся / И. А. Ахмадуллина, З.М. Кузнецова // Визуальный профиль и международный опыт реабилитации и образования людей с нарушениями зрения : материалы III междунар. науч.-практ. конф. / Пермский гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. - С. 35-43.
2. Гараева, Р.В. Физическая реабилитация лиц с ограниченными зрительными возможностями посредством изменения физических кондиций гимнастическими упражнениями / Р.В. Гарае-ва // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 4 (21). - С. 16-22.
REFERENCES
1. Ahmadullina, I.A. and Kuznetsova, Z.M. (2010), "Program of physical education of visually impaired pupils", Visual profile and international experience in rehabilitation and education of people with visual impairments: Proceedings of the III International scientific and practical. Conf., PGPU, pp. 35-43.
2. Garaeva, R.V. (2011), "Physical rehabilitation of persons with disabilities visual capabilities by changing physical conditions gymnastic exercises", Pedagogy-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (21), pp. 16-22.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.425
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛЯРНОЙ ПОДГОТОВКИ К БЕГУ НА МАРАФОНСКУЮ ДИСТАНЦИЮ
Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград
Аннотация
В статье представлены результаты реализации опытных программ подготовки спортсменов к марафонской дистанции, в основу которых положены, адаптированные к данному виду деятельности, алгоритмы управления рисками. Предлагается рассматривать процесс подготовки к соревнованиям на марафонской дистанции как последовательное выполнение следующих технологических операций: идентификации рисков; актуализация перечня рисков применительно к конкретному соревновательному событию; оценка риска; выбор адекватных действий по управлению риска-
ми; реализация и анализ результатов процесса. В результате эксперимента отмечен положительный эффект от реализации программ подготовки. У большинства испытуемых (70,5%) зафиксированы высокие (0,995^1,035) значения коэффициента выполнения запланированных показателей результативности. Отсутствие типичной для неудачных соревновательных попыток динамики показателей соревновательной деятельности, позволяет сделать заключение об эффективности предлагаемого подхода.
Ключевые слова: выносливость, марафон, управление рисками. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p244-249
TECHNOLOGY OF RISK MANAGEMENT IN TRAINING TO MARATHON
Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd
Annotation
The article presents the results of the pilot program to prepare the athletes for marathons, which are based on the adapted to this type of activity the algorithms for risk management. It is proposed to consider the process of preparation for the competition in marathon distance as the sequential execution of the following technological operations: the identification of risks; the updating of the list of risks in relation to the particular competitive event; the risk assessment; the selection of appropriate actions for risk management; the implementation and analysis of the results of the process. As a result of the pedagogical experiment there was a positive effect from the realization of the training programs. Most of the subjects (70.5 per cent) have shown the recorded values close to 1 (0,995^1,035) of the coefficient of the implementation of planned indicators. The lack of the typical for failed performances dynamics of the indicators of the competitive activity allows making the conclusion about the effectiveness of the proposed approach.
Keywords: endurance, marathon, risk management.
ВВЕДЕНИЕ
Соревновательная деятельность марафонцев характеризуется нестандартностью и выраженной нестабильностью внешних условий, что делает влияние на спортивный результат комбинации различных факторов более значимым. Несмотря на то, что исследуемая легкоатлетическая дисциплина объективно является рискогенным видом человеческой деятельности и в плане угроз жизни и здоровью, и в плане не достижения целевых показателей, использование методологии управления рисками [1, 2] применительно к спортивной деятельности вообще и к данному виду спортивной деятельности в частности, остается крайне ограниченным. Предлагается рассматривать процесс подготовки к соревнованиям на марафонской дистанции как последовательность следующих технологических операций: идентификации рисков; актуализация рисков; оценка риска; выбор действий по нейтрализации и минимизации рисков; реализация программы по управлению рисками; анализ процесса.
ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основной задачей данного этапа исследований являлось внедрение технологии управления рисками в процесс подготовки к соревнованиям на марафонской дистанции и апробация предлагаемого подхода в ходе тренировочного процесса. Для решения данной задачи проведена серия педагогических экспериментов. Главным критерием эффективности предлагаемого подхода являлась успешность выступлений спортсменов в результате реализации опытных программ подготовки. Оценка результативности выступления проводилась путем сравнения планового и фактического спортивного результата (Кп/ф). Для обеспечения объективной оценки регистрировались и анализировались следующие параметры соревновательного упражнения: отношение времени пробегания первой и второй половины дистанции (К1/2); характеристики отклонения скорости бега от средней соревновательной (AV). Окончательная оценка результативности при реализации про-
грамм подготовки осуществлялась с учетом экспертной оценки участников проекта (спортсмен, тренер). В исследовании приняли участие 22 испытуемых со спортивной квалификацией от 2-го разряда до КМС. Индивидуальные тренировочные программы ре-ализовывались при подготовке к различным соревнованиям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
При проектировании программ подготовки реализовывался тезис о том, что управление рисками, на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки, необходимо осуществлять путем моделирования в процессе подготовки максимального числа экологических, хронологических и прочих характеристик будущего старта. Характеристики соревновательной деятельности, подлежащие моделированию в процессе подготовки к марафонской дистанции, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ха рактеристики, подлежащие моделированию в процессе подготовки к марафону
№ Характеристики
1 Температурные характеристики вне зоны комфорта
2 Экологические условия, увеличивающее негативное воздействие температурного фактора (солнечная радиация, влажность, встречный ветер)
3 Хронологические особенности предстоящего старта
4 Характеристики градиента (изменение высоты над уровнем моря) соревновательной дистанции
5 Характеристики покрытия
6 Специфические требования к спортивной экипировке
7 Планируемые к применению пищевые стратегии пополнения энергетических запасов накануне старта
8 Планируемые к применению пищевые стратегии пополнения энергетических ресурсов в ходе соревнований
9 Планируемые к применению средства для предотвращения развития дегидратации
10 Планируемые к применению средства оперативного самоконтроля
Операции по управлению рисками при подготовке к старту на марафонской дистанции проводились в следующей последовательности.
1. Оценка экологических условий предстоящего старта. Информация по климатическим характеристикам была заимствована из архивов специализированных сайтов (http://www.gismeteo.ru; http://www.meteolab.ru).
Информация по характеристикам профиля соревновательной дистанции была получена на официальном сайте организаторов марафона. Дальнейшая детализация полученной информации проводилась с использованием специализированных ресурсов (mymarathonpace.com, mapmyrun.com, marathonguid.com).
2. Оценка хронологических характеристик предстоящего старта, из которых основной интерес представляла следующая информация: время старта (утро, вечер); день недели, соответствующих старту; показатели разницы в часовых поясах относительно места постоянного проживания и подготовки.
3. Определение всего перечня модельных характеристик, подлежащих воспроизведению в ходе тренировочного процесса (при выборе стратегии подготовки учитывались доступные на текущий момент ресурсы).
4. Разработка плана применения пищевых стратегий в процессе подготовки к предстоящему старту.
5. Детализация в тренировочных планах средств моделирования, включенных в программу подготовки (организационно-методические указания в специальном приложении).
В таблице 2 представлены показатели результативности участников эксперимента, полностью реализовавших программу подготовки и принявших участие в запланированном старте (п=17).
Анализ показывает, что в большинстве случаев (п=12) выступление на марафонской дистанции участников эксперимента можно классифицировать как успешные, так
как в данных соревновательных попытках зафиксированы близкие к 1 (0,995^1,035) значения Кц/ф (коэффициента достижения плановых показателей), в 4 случаях отмечено установление личного рекорда (Кра > 1).
Таблица 2
Характеристики соревновательной деятельности марафонцев после освоения экспериментальных программ подготовки_
№ Спортсмен Критерии оценки Эксп. оценка*
Кп/ф Кра К1/2 Д V""" с т
1 Ч.Н. 1,035 1,082 0,992 3,23 1 1
2 А.Е. 0,989 1,011 0,983 4,23 2 1
3 И.В. 0,946 - 1,012 3,02 3
4 Ф.Е. 1,001 0,994 0,982 5,23 1 1
5 п.д. 0,998 1,018 1,020 4,82 1 1
6 З.М. 0,978 0,995 0,985 6,31 2
7 Б. Г. 1,008 - 1,041 5,21 1 1
8 Г.В. 0,991 - 0,990 7,12 1 1
9 Ч.А. 1,000 - 0,984 5,91 1 1
10 М.А. 0,998 - 1,011 6,25 1 1
11 П.Н. 1,004 - 1,017 4,65 1 1
12 М.И. 0,985 0,987 0,982 2,23 2 1
13 Г.Е. 0,983 0,981 0,994 3,11 2
14 Л.В. 1,046 1,004 0,991 4,13 1 1
15 О.И. 1,015 0,995 0,996 4,31 1 1
16 П.К. БОТ - - - 3 3
17 С.В. БОТ - - - 3 3
* Примечание: экспертная оценка - с - спортсмен; т - тренер: 1-удачное; 2-нейтральное; 3-неудачное
Три выступления признаны неудачными, из которых два выступления однозначно идентифицированы как нерезультативные, поскольку завершились вынужденным сходом с дистанции. В одном случае причиной схода с дистанции стала травма, в другом был диагностирован тепловой удар после преодоления 38 км дистанции. Анализ показал, что данный результат в значительной степени явился следствием неполной реализации комплекса предложенных рекомендаций. Одно из выступлений было классифицировано как неудачное по результатом экспертной оценки (при Кп/ф=0,946), при анализе не были отмечены тенденции, характерные для неудачных соревновательных попыток в плане изменения динамики соревновательной скорости (К1/2=1,012; АУмакс=3,02). Поскольку в исследуемой нами группе испытуемых 8 участников уже имели предварительный опыт подготовки и участия в соревнованиях на марафонской дистанции, существовала возможность сравнить достигнутые ими показатели результативности. Сравнению были подвергнуты результаты спортсменов в ситуации ординарной организации тренировочного процесса (программы подготовки - вариант 1) и в ситуации, когда практические рекомендации были формализованы и встроены в содержание экспериментальных тренировочных программ (вариант 2, таблица 3).
Таблица 3
Характеристика результативности выступления на марафонской дистанции при
реализации различных программ подготовки
Варианты программ Критерии оценки
Кп/ф К1/2 д ■vмакс *
1 0,985±0,002 0,987±0,003 4,726±0,291
2 1,003±0,008 0,992±0,004 4,178±0,432
Примечание: указано значение падения скорости бега
Сравнительный анализ успешности выступления участников эксперимента в соревнованиях на марафонской дистанции при реализации различных программ подготовки свидетельствует о преобладании значений исследуемых показателей, зафиксированных при реализации экспериментальных программ подготовки.
Таблица 4
Результаты оценки выступления на марафонской дистанции _при реализации экспериментальных программ_
Количество соревновательных попыток, n / % Выступление идентифицировано как
удачное, n / % нейтральное, n / % неудачное, n / %
17 / 100 12 / 70,58 2 / 11,76 3 / 18,75
9 - по критериям 3 - по экспертной оценке 2 - по критериям 1 - по критериям 2 - DNF
Проверка гипотезы о равенстве средних значений указывает на статистически достоверное различие в исследуемых показателях (при p<0,05) по значениям коэффициента
Кп/ф.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Достижение целевых показателей при реализации текущего уровня подготовленности в процессе апробации тренировочных программ и методических рекомендаций, разработанных в логике презентуемого подхода, позволяет говорить об эффективности использования предлагаемых решений. В эксперименте удалось получить положительный эффект от реализации опытных программ спортивной подготовки в большинстве случаев (70,5%) Демонстрация плановых соревновательных результатов (Кп/ф>1), при отсутствии характерной для неудачных соревновательных попыток негативной динамики показателей соревновательной деятельности, отсутствии неадекватных реакций на действие рискогенных факторов, позволяет говорить об эффективности предлагаемого нами подхода. Целесообразной представляется конкретизация существующих рекомендаций по моделированию условий предстоящего старта [3, 4, 5, 7] на основе учета: уникальности конкретного соревновательного события; индивидуальной реактивности (или толерантности) спортсмена на действие различного рода факторов; наличие ресурсов для реализации комплекса воспроизводимых характеристик.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альгин, А.П. Рискология / А.П. Альгин. - М. : [б. и.], 2009. - 322 с.
2. Виленская, Т.Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации (на примере процесса физического воспитания младших школьников) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Виленская Т.Е. - Краснодар, 2011. - 51 с.
3. Коновалов, В.Н. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Коновалов В.Н. - Омск, 1999. - 48 с.
4. Ленц, Н.А. Подготовка и соревновательная деятельность спортсменов высшей квалификации в различных природно-географических условиях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / Ленц Н.А. - М., 2004. - 50 с.
5. Полунин, А.И. Теоретико-методические основы управления тренировочным процессом в беге на длинные и сверхдлинные дистанции при организации самостоятельных занятий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Полунин А.И. - М., 1995. - 61 с.
6. Фатьянов, И.А. Проблема формирования специфического профиля энергообеспечения при подготовке к марафонской дистанции // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 11. - С. 121-127.
7. Фатьянов, И.А. Результаты идентификации рискогенных факторов соревновательной деятельности в марафонском беге / И.А. Фатьянов, В.В. Чемов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 203-208.
REFERENCES
1. Algin, A.P. (2009), Riskology, Moscow.
2. Vilenskaya T.E. (2011), Objective risks of process of physical education teaching and ways to minimize them (for example, the process of physical education of younger schoolchildren), dissertation,
Krasnodar.
3. Konovalov, V.N. (1999), Optimizing the management of sports training in sports with a primary display of endurance, dissertation, Omsk.
4. Lenz, N.A. (2004), Preparation and competitive activity of highly qualified athletes in a variety of natural and geographical conditions, dissertation, Moscow.
5. Polunin, A.I. (1995), Theoretical and methodological bases of self-management of training process in the women's long and extra-long distance, dissertation, Moscow.
6. Fatyanov, I.A. (2013), "Problem of formation of the specific profile power supply by preparation for the marathon distance", Science-education, No. 11, рр. 121-127.
7. Fatyanov, I.A. and Chemov, V.V. (2015), "Results of risk-taking factors of competitive activities in marathon race identification", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 203-208.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2016
УДК 796.332
ХРОНО- И БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО
ФУТБОЛА
Виктор Николаевич Шелепень, тренер по игровым видам спорта, Людмила Дмитриевна Хода, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Технический институт (филиал) «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Амосова» (ТИ (ф) СВФУ), г. Нерюнгри
Аннотация
Футбол является значительным социальным явлением планетарного масштаба, прогресс которого тесно связан с поиском все новых научно обоснованных резервов повышения эффективности современной футбольной индустрии. Такие турниры как Чемпионаты мира, Чемпионаты Европы, Лиги чемпионов УЕФА, являются вершиной в профессиональной карьере практически любого футболиста и тренера. Именно в это время человеческий организм (как биосистема) и личность (как социальная система) претерпевают максимальные и запредельные нагрузки. В подобных условиях для достижения максимального результата «организм» и «личность» вынуждены мобилизовать все свои базовые функционально-динамические ресурсы, необходимые для данного вида деятельности. А финальные матчи являются «моментом истины» относительно профессионально значимых качеств, как для самих участников, так и для исследователей данного явления.
Ключевые слова: биологическая система, социальная система, функционально-динамические ресурсы, тренеры сборных команд финалистов Чемпионата Мира 2014 года, футболисты высшей квалификации.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p249-255
CHRONO & BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE WORLD FOOTBALL
DEVELOPMENT
Viktor Nikolaevich Shelepen, the lecturer, Lyudmila Dmitrievna Khoda, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Department chairman,
Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov in Neryungri, the Republic of Sakha (Yakutia), Neryungri
Annotation
Football is a significant social phenomenon of planetary scale, the progress of which is closely linked to the new science-based reserves for increasing the efficiency of the modern football industry. Such tournaments as the World Championships, European Championships, UEFA Champions League are