Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ НА ОТРАСЛЕВОМ ПРЕДПРИЯТИИ'

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ НА ОТРАСЛЕВОМ ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНЫЕ РИСКИ / РЕАЛИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / РЕКОМЕНДАЦИИ / АНТИРИСКОВЫЕ МЕРЫ / НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленкова Ольга Викторовна, Чунихин Сергей Александрович

В статье рассмотрены риски, которые могут повлиять на продуктивность и результативность работы проектируемого к вводу в перспективе подразделения крупного нефтетранспортного предприятия. При этом после использования экспертных оценок, позволяющих выявить ключевые риски проекта, их вероятность и силу проявления (воздействия на объект), рекомендованы методы их дальнейшего анализа (АВС-методология), а также предложена комплексная стратегия управления рисками на рассматриваемом предприятии. В статье приводится авторская последовательность реализации приемов проектного менеджмента на нефтетранспортном предприятии. В результате последовательной декомпозиции работ по управлению рисками предложено формирование конкретных рекомендаций по участию в процессе управления рисками ключевых отделов и служб предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT RISK MANAGEMENT TECHNOLOGY AT AN INDUSTRY ENTERPRISE

The article discusses the risks that may affect the productivity and performance of the unit designed for commissioning in the future. At the same time, after using expert assessments to identify the key risks of the project, their likelihood and manifestation (impact on the object), methods for their further analysis (ABC methodology) are recommended, and a comprehensive risk management strategy for the enterprise under consideration is proposed. The article presents the author’s sequence of implementation of project management techniques at an oil transportation enterprise. As a result of consistent decomposition of risk management activities, it was proposed to formulate specific recommendations for participation in the risk management process of key departments and services of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ РИСКАМИ НА ОТРАСЛЕВОМ ПРЕДПРИЯТИИ»

Технология управления проектными рисками на отраслевом предприятии Project risk management technology at an industry enterprise

b É МОСКОВСКИЙ ■p ЭКО НОМНМЕСКИЙ

УДК 338.28 DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10055 Ленкова Ольга Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», Контактные данные: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д.38, email: lenkovaov@tyuiu.ru

Чунихин Сергей Александрович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», Контактные данные: Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, д.38, e-mail: chunihinsa@tyuiu.ru

Lenkova Olga Viktorovna, candidate of economic sciences, associate professor, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen», Contact details: Russia, 625000, Tyumen, Volodarskogo St., 38, e-mail: lenkovaov@tyuiu.ru

Chunikhin Sergey Alexandrovich, candidate of geological and mineralogical sciences, associate professor, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen», Contact details: Russia, 625000, Tyumen, Volodarskogo St., 38, e-mail: chunihinsa@tyuiu.ru Аннотация. В статье рассмотрены риски, которые могут повлиять на продуктивность и результативность работы проектируемого к вводу в перспективе подразделения крупного нефтетранспортного предприятия. При этом после использования экспертных оценок, позволяющих выявить ключевые риски проекта, их вероятность и силу проявления (воздействия на объект), рекомендованы методы их дальнейшего анализа (АВС-методология), а также предложена комплексная стратегия управления рисками на рассматриваемом предприятии. В статье приводится авторская последовательность реализации приемов проектного менеджмента на нефтетранспортном предприятии. В

результате последовательной декомпозиции работ по управлению рисками предложено формирование конкретных рекомендаций по участию в процессе управления рисками ключевых отделов и служб предприятия.

Summary. The article discusses the risks that may affect the productivity and performance of the unit designed for commissioning in the future. At the same time, after using expert assessments to identify the key risks of the project, their likelihood and manifestation (impact on the object), methods for their further analysis (ABC methodology) are recommended, and a comprehensive risk management strategy for the enterprise under consideration is proposed. The article presents the author's sequence of implementation of project management techniques at an oil transportation enterprise. As a result of consistent decomposition of risk management activities, it was proposed to formulate specific recommendations for participation in the risk management process of key departments and services of the enterprise.

Ключевые слова: реализация проектов, проектные риски, реализация, стратегии, рекомендации, антирисковые меры, нейтрализация рисков.

Key words: implementation of projects, project risks, implementation strategy, recommendations, anti-risk measures, neutralization of the risks.

Введение. Роль трубопроводного транспорта нефти для экономики России в настоящее время трудно переоценить. Являясь связующим звеном между добывающими и перерабатывающими компаниями в условиях высокой дальности и сложности условий транспортировки трубопроводные магистрали являются наиболее дешевым видом транспорта. При этом в данной сфере хозяйствования наблюдаются проблемы, которые могут быть устранены только кардинальными способами, требующими инвестирования значительных средств и предварительной оценки рисков реализации проектных решений.

В качестве объекта исследования, апробационной площадкой, на информационном массиве которой проводились расчетно-аналитические процедуры, послужило одно из специализированных структурных подразделений отечественной компании, оказывающей услуги в области транспортировки нефти.

Примечательно, что рассматриваемый объект оказывает серьезное внимание проектному анализу и управлению и получает активную поддержку от органов управления субъектом федерации (областью)в реализации крупных инвестиционных проектов.

Следует отметить, что в настоящее время множество источников научно-методического и практического характера посвящены вопросам проектного управления. Однако сложность, междисциплинарность и большое количество рискообразующих

факторов предопределяют необходимость адаптирования общеметодологических подходов к практике функционирования подобных субъектов хозяйствования.

Теория. Проведение капитальных и планово-предупредительных ремонтов существующих объектов магистральных нефтепроводов - объективная необходимость и часть делового цикла отраслевых предприятий. При этом осуществление ремонтных работ требует соотвествующего оборудования, которое позволило бы проводить ремонты в местах с повышенной заболоченностью, и прочего технологического оснащения. Растущая потребность в подобном специализированном оборудовании диктует необходимость в реализации крепного инвестиционного проекта по расширению действующего ремонтно-механического завода путем строительства нового цеха. Всесторонний анализ данного проекта доказал необходимость его реализации и наличие ожидаемых положительных эффектов в будущем. Однако расчетные данные говорят о высокой степени рискованности данного проекта, что предопределяет целесообразность рассмотрения вопросов управления рисками для обозначенного объекта исследования для последующей разработки стратегических решений по преодолению каждого вида риска.

Предварительный анализ рассматриваемого проекта позволяет структурировать ожидаемые эффекты по уровням и характеру (таблица 1).

Таблица 1

Ожидаемые эффекты от реализации проекта

Уровень Ожидаемые последствия

Положительные Отрицательные

Нефтетранспортная компания 1 .повышение экономической безопасности и обеспечение устойчивости развития компании, снижение общекорпоративного уровня риска: 2 .увеличение объемов производства, увеличение показателей выручки: Диверсификация корпоративного портфеля (портфеля продукции, работ, услуг): 3 .использование эффекта масштаба (экономия логистических, трансакционных и пр.расходов): 4.повышение степени оперативности решения задач по ремонту трубопровода Непосредственно связанных с расширением нет. Косвенно: потребуются дополнительные инвестиции на длительный срок

Регион 1.создание новых рабочих мест и= как следствие. возможное снижение уровня безработицы в регионе: 2 .увеличение налоговых поступлений в бюджет: повышение привлекательности (имиджа, рейтинга) региона. Непосредственно связанных с расширением нет. Косвенно: дополнительная нагрузка на экологию региона

Как видно из таблицы, у данного проекта преимущественно положительные ожидаемые эффекты. Однако рассматриваемый проект сопровождается большим количеством рисков, перечень основных из которых был составлен экспертно (табл.2).

Таблица 2

Идентификация проектных рисков

Процент возможного

№ Вир риска Бес Вероятность возникновения °/а снижения прибыли, ожидаемой от реализации проекта. %

1 Непредвиденные затраты 070б 30 1,8

Недобросовестность подрядчика-поставщика 070б 10 07б

3 Колебания спроса 070б 0

4 Появление альтернативного продукта 070б 10 0,6

5 Ценовое конкурентное давление 070б 0

5 Увеличение производства у конкурентов 070б 0

7 Увеличение налогов 070б 20 1.2

3 Неплатежеспособность потребителей 070б 0

9 Рост цен на сырье, материалы, перевозки 070б 50 3

10 Сложности кадрового обеспечения прсекта 0Г06 20

11 Угроза забастовки 0Г06 5

12 Недостаточный уровень заработной платы 0Г06 10 0Г6

Поставки сырья и

13 комплектующим низкого качества 0Г06 10 0Г6

14 Снижение уровня дооычи и перекачки нефти 0Г06 10 0Г6

Изменение тарифной

15 пслнтики (по транспорту нефтн) 0Г06 10 0Г6

16 Ужесточение санкций ЕС в отношении компании 0Г06 10 0Г6

ИТОГО 11.7

Согласно авторской логике, из представленного перечня следует исключить риски, вероятность наступления которых и ожидаемое влияние на результирующие показатели деятельности предприятия равна нулю. То есть, из дальнейших аналитических процедур могут быть исключены такие факторы, как колебания спроса, ценовое конкурентное давление, увеличение производства у конкурентов и неплатежеспособность потребителей). Оставшиеся риски целесообразно проранжировать и структурировать по группам (А, В и С), в основе которых лежит приоритетность рассмотрения и управления организацией. Например, в первую очередь, руководству предприятия следует обращать внимание и предпринимать необходимые меры в отношении рисков, попадающих в группу «А». В то время, как риски группы «С» являются менее значимыми, так как

вероятность их наступления мала или последствия от реализации ничтожны (затраты на управление данными рисками могут значительно превышать потери компании в случае наступления указанных рисков). (рис. 1)[5].

Рост цен на сырье, материалы, ирниии Не предвиденные эатрлгы, в т.ч. из-за инфляции

Рост налогов

Трудности С набором квалифицированной раб. силы

Недобросовестность подрядчика

Появление альтернативного продукта

Недостаточный уровень мработной планы

Нестабильность качества сырья

Снижение Vровня добычи и перекачки нефти

Иалленнние тарифной политики (по транспорту нефгн) Ужесточение санкций ЕС е отношении компании

У гроза забастовки

Рис. 1 — Результаты распределения рисков по вероятности их

наступления, %

Таблица 3

Выбор стратегий управления проектными рисками отраслевого

предп риятия

Проектный риск Стратегия управления рисками

уклонение передача снижение принятие

Рост цен на сырье, перевозки + -

Непредвиденные затраты -

Рост налогов +

Недобросовестность подрядчика -

Альтернативный продукт -

Недостаточный уровень заработной платы +

Нестабильность качества сырья + -

Снижение уровня добычи и перекачки нефти +

Изменение тарифной политики (по транспорту нефти) +

Ужесточение санкций ЕС в отношении компании +

Угроза забастовки - +

Примечательно, что большинство рисков рассматриваемого проекта можно считать управляемыми. При этом в отношении многих рисков из приоритетной группы («А») целесообразно применение стратегии «Снижение». Это говорит о том, что существует возможность принятия превентивных решений, которые позволят не допустить данные риски. Некоторые риски предусматривают возможность реализации стратегии по их «передаче» посредством страхования или пересмотрения договоров с контрагентами. Также следует отметить, что для рассматриваемого проекта характерно достаточно большое количество рисков, которые необходимо принять, так как эти риски базируются на влиянии внешней макросреды, факторы воздействия которой неподконтрольны организации (природно-климатические, транспортно-коммуникационные и пр.).

В продолжение исследования следует конкретизировать рекомендации в отношении разных рисков с уточнением ответственных лиц, за реализацию данных рекомендаций на нефтетранспортном предприятии (табл. 4).

Таблица 4

Рекомендации до удравлёнию проектными рисками_

Проектный риск Группа Стратегия Рекомевдацнн Исполнитель

Рост цен на сырье, мате риалы, перевозка А передача, снижение Рассмотрение возможности фиксирования цен б долгосрочных. договорах поставок; формирование оанка данных о потенциальных поставщиках. и его регулярная актуализация Договорной отдел (служба): юридический отдел: служба МТО

Непредвцценные затраты, б т.ч. из-за инфляции А снижение

Сложности кадрового обеспеченна прсекта А снижение Определение параметров долгосрочной стратегнн кадрового обеспечения проекта на разных стадиях его реализации и ее дальнейшее осуществление: определение целевого заказа образовательным учреждениям; рассмотрение возможностей внешнего приема и найма; формирование адекватной целям проекта системы оплаты и стимулирования труда Кадровая служба

Недобросовестность подрядчика В снижение Корректировка требовании, предъявляемых к подрядчикам; повышение эффективности организации конкурсных закупок; инсорсинг выполнения отдельных работ Договорной отдел (служба): юридический отдел

Появление альтернативного продукта В принятие Упорядочение взаимодействия предприятия с научно-исследовательскими структурами холдинга; выстраивание партнерских взаимоотношений с научно-исследовательскими н научно-образовательными организациями; мониторинг рынка Служба НИОКР

Недостаточный уровень заработной платы В снижение Использование новейших разработок б области регулировании оплаты труда на основе результатов мониторинга уровня оплаты труда в регионах и отрасли: проведение работы по формированию высокого имиджа организации б качестве работодателя ОТиЗ

Поставки сырьл и комплектующих низкого качества В передача, снижение Пересмотр условий договорных отношении б части усиления ответственности поставщика требовании к качеству поставляемого сырья н комплектующих Юридическая служба, МТО

Угроза забастовки С снижение, принятие Регулярная ажутапнзация коллективного договора; привлечение исполнителей к участию в обсуждениях хода проекта и т.п. Кадровая служба, юристы

Заключение. В данном исследовании предпринята попытка реализации конвергентного подхода к управлению рисками в сложнопостроенных отраслевых структурах. Предложенный авторами подход предполагает последовательные осуществление расчетно-аналитических процедур для концентрирования усилий на наиболее актуальных видах риска для конкретного отраслевого проекта.

Предложенные рекомендации по управлению каждым видом рисков возможно и целесообразно осуществить на нефтетранспортном предприятии. Следует отметить, что для повышения степени реализуемости данного проекта, может возникнуть необходимость получения поддержки областных органов власти в виде предоставления предприятию разного рода преференций (налоговые льготы, финансирование и пр.). Это может помочь значительно снизить практически все обозначенные риски и, как следствие, общий уровень риска проекта.

При этом в продолжение исследования видится возможным решение вопросов количественной оценки рисков и последствий от реализации управляющих воздействий, построение организационной модели системы управления проектными рисками на исследуемом предприятии и т.д.

Список литературы

1. Давиденко, Н., Кудашев А. Финансовый менеджмент: эволюция взглядов и уточнение предмета / Проблемы теории и практики управления. — 2008. — №1. — С. 116-118.

2. Романюк, Н. Ф. Затраты предприятия как объект управления и источник риска [Электронный ресурс] // Известия Тульского Государ-ственного Университета. - 2011. — №2. - с. 137-151. - Режим доступа: http://elibrary.unecon.ru/materials_files/refer/A5293_b.pdf

3. Устав ПАО «Траснефть» [Электронный ресурс]. - Режим до-ступа: http://www.transneft.ru/information/104/

4. Шмидт, А.П. Мониторинг рисков нефтетранспортного пред-приятия / А. П. Шмидт // Журнал: Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, — 2012, №1, с.19-22

5. Пленкина В.В., Ленкова О.В. Управление рисками нефтегазовой компании в условиях стратегических преобразований // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1 (59-1). С. 487-491.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Davidenko, N., Kudashev A. Financial management: evolution of views and refinement of the subject / problems of theory and practice of management. — 2008. — №1. — P. 116-118.

2. Romaniuk, N. F. costs of the enterprise as an object of management and a source of risk [Electronic resource] // proceedings of the Tula State University. — 2011.-№2.-p.137-151.-Mode of access: http://elibrary.unecon.ru/materials_files/refer/A5293_b.pdf

3. Charter of PJSC «Trasneft» [Electronic resource]. - Mode to access: http://www.transneft.ru/information/104/

4. Schmidt, A. P. monitoring of risks of oil transportation enterprise / A. p. Schmidt / / Journal: news of higher education institutions. Sociology. Economy. Politics, — 2012, №1, p. 19-22

5. Plenkina, V. V., Lenkova O. V. Risk management oil and gas companies in terms of strategic reforms // Economics and entrepreneurship. 2015. № 6-1 (59-1). P. 487-491.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.