ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
B.А. Васяйчева, канд. экон. наук, доцент
Самарский национальный исследовательский университет им. академика
C.П. Королева (Россия, г. Самара)
Аннотация. Высокая эффективность реализации инновационной деятельности промышленных предприятий напрямую зависит от рациональности их инновационной политики. Данная статья посвящена изучению особенностей управления последней и выявлению резервов для ее совершенствования. Предлагаемая автором технология носит универсальный характер и может быть реализована на любом промышленном предприятии, руководством которого было принято решение о реформировании текущей стратегии инновационного развития с целью повышения конкурентоспособности и расширения доли рынка.
Ключевые слова: инновационная деятельность; инновационная политика; конкурентоспособность; эффективность; развитие.
Инновационная политика (ИП) является платформой инновационной деятельности промышленного предприятия (ИДПП), определяет стратегию и тактику его инновационного развития, обеспечивает рациональность механизмов разработки и реализации приоритетных инновационных проектов. От ее оптимальности и адекватности внешним и внутренним условиям напрямую зависят экономическая эффективность и конкурентоспособность предприятия.
Необходимость технологического переоснащения и выработки наукоемкой продукции обуславливают потребность промышленных предприятий во внедрении передовых производственных технологий, освоении нового поколения техники и модернизации выпускаемой продукции [1, 2].
С одной стороны, данные задачи могут быть решены путем приобретения лицензий и патентов на известные технологии и виды продукции у крупных зарубежных компаний [3].
С другой стороны, усиление собственного инновационного потенциала является более перспективным направлением развития, активизирующим скрытые возможности предприятия и повышающим эффективность использования его внутренних ресурсов [4]. В этом случае инновационная политика должна:
базироваться на тенденциях развития не только отечественного, но и мирового научно-технического прогресса;
обеспечивать стабильность функционирования и высокую конкурентоспособность предприятия на рынке;
способствовать формированию инфраструктуру ИДПП;
обеспечивать развитие профессиональных компетенций руководителей и работников предприятия с целью разработки, внедрения и коммерциализации инновационных проектов, оперативного продвижения новых производственных технологий;
способствовать формированию системы рационального взаимодействия участников ИДПП, в т.ч. с внешними организациями (возможна конкуренция), ВУЗами и государственными учреждениями;
обеспечивать развитие механизма эффективного взаимодействия инновационных процессов (подпроцессов), позволяющего перейти на качественно новый уровень инновационного менеджмента;
рационализировать механизм финансирования инновационных проектов, имеющих приоритетное значение для развития экономического роста предприятия и т.д.
Таким образом, составной частью технологического переоснащения про-
мышленных предприятий становится формирование новой модели ИП, ориентированной на освоение базовых инноваций, позволяющих перестроиться на революционный этап развития и усиливающих конкурентные преимущества предприятий как на внутреннем, так и внешних рынках. При этом качество и оперативность решения поставленных задач обеспечивается за счет четкости и обоснованности управленческих, организационных, экономических и технологических приемов и методов, реализуемых в определенный момент
времени и способствующих поиску и внедрению результатов научных исследований и разработок в производственную деятельность промышленных предприятий [5].
Следует отметить, что сформированная новая модель ИП должна периодически переоцениваться с целью ее адаптации ко всем происходящим в окружении предприятия изменениям [6]. Авторское видение технологии управления инновационной политикой представлено на рис. 1.
Рисунок 1. Технология управления инновационной политикой промышленного предприятия
Определение необходимости корректировки инновационной политики предприятия. С целью мониторинга эффективности ИДПП и конкурентоспособности реализуемых инновационных проектов требуются четко установленные ориентиры, адекватные современным реалиям рынка и имеющимся возможностям предприятия. Однако под воздействием множества экзогенных и эндогенных факторов данные ориентиры могут сместиться. Для обеспечения высокой доходности от ИДПП и устойчивого развития промышленного предприятия в текущих, нестабильных условиях функционирования инновационная политика должна гибко подстраиваться под ключевые характеристики состояния новой экономики. В связи с этим диагностика ИП должна осуществляться на регулярной основе по заранее определенным признакам и значениям.
Принятие решения о диагностике инновационной политики предприятия осуществляется руководителем промышленного предприятия по результатам мониторинга ИП, оценки ее эффективности и соответствия тенденциям современной экономики.
Проведение диагностики инновационной политики консалтинговой фирмой происходит в том случае, если:
ранее проводимые самостоятельные исследования не привели к желаемым результатам;
для проведения диагностики собственными силами на промышленном предприятии отсутствуют необходимые компетентные специалисты;
сложность и специфика производства не позволяют самостоятельно обнаружить необходимые сведения для нивелирования имеющихся проблем.
Выбор той или иной консалтинговой фирмы и заключение с ней договора осуществляется исходя из информации о ее специализации и положения на ранке консалтинговых услуг, а также сведениях об основных клиентах и их положении на рынке и эффективности деятельности.
По результатам предоставляемого отчета об итогах проведенной диагно-
стики руководителем промышленного предприятия принимается решение о корректировке ИП.
Определение форм и методов диагностики инновационной политики. Системный подход к диагностике ИП позволяет раскрыть основные причинно-следственные связи, избежать односторонности в процессе управления ИДПП, достичь необходимой согласованности и сбалансированности в применяемых управленческих воздействиях. Он должен включать:
анализ инновационных процессов и подпроцессов и оценка их инновационного потенциала (изучение динамики, масштабов, форм и эффективности ИДПП в ретроспективе посредством применения методов экономико-математического моделирования);
оценка портфеля инновационных проектов и их конкурентоспособности (SWOT-анализ инновационных проектов, их ранжирование по степени значимости для развития предприятия, оценка их инвестиционной привлекательности и коммерческой значимости на рынке и пр.);
исследование инновационной активности предприятия в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры (экспертная оценка: оценка инновационного климата на предприятии, оценка компетентности и профессионализма руководителей и работников предприятия; экономико-математические методы: оценка эффективности использования имеющихся ресурсов, оценка уровня инновационного роста, уровень мобилизации инновационного потенциал и пр.);
анализ поставленных и достигнутых стратегических целей инновационного развития промышленного предприятия (оценка гудвилла, оценка конкурентоспособности, оценка ключевых показателей деятельности, анализ стратегических зон хозяйствования и пр.).
Диагностика ИП базируется на формах и методах экономического и функционального анализа, исследования коммерческой значимости ИДПП,
оценки ресурсообеспеченности ИДПП, технических и технологических возможностей промышленного предприятия.
Выбор ключевых показателей и их критериев для диагностики инновационной политики происходит в зависимости от уровня развития промышленного предприятия, специфики его деятельности, приоритетных целей, финансовых возможностей и пр.
Стратегический анализ деятельности и инновационного климата предприятия представляет собой исследование потенциальных вариантов ИДПП в зависимости от степени воздействия эндогенных и экзогенных факторов на эффективность деятельности промышленного предприятия [9]. Оно включает системный анализ инновационной активности в рамках отдельных функций предприятия (в т.ч. заинтересованности руководителей и работников в разработке и продвижении инновационных проектов) и идентификацию резервов ее успешного развития [10]. Результаты стратегического анализа деятельности предприятия заносятся в информационную базу и обновляются по результатам очередного исследования.
Анализ инновационного климата направлен на определение соответствия ИДПП и внутренних возможностей промышленного предприятия тенденциям новой экономики.
Оценка инновационного потенциала, эффективности ИДПП и конкурентоспособности предприятия производится с целью:
исследования ключевых факторов, определяющих его инновационную активность, качество и эффективность используемых производственных технологий, методов управления ИДПП на всех этапах жизненного цикла инновации;
оценка интеллектуального капитала предприятия, профессиональных компетенций персонала и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;
определения направлений инновационного развития, обеспечивающих воз-
можность внедрения наукоемких технологий, выпуска конкурентоспособной продукции, стабильность функционирования и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.
Оценка ресурсного потенциала предприятия осуществляется с позиций управления ИДПП по следующим направлениям [11]:
основные производственные и непроизводственные фонды;
запасы финансовых ресурсов и материальных ценностей в сфере производства и обращения;
персонал предприятия и его потенциал;
реализованную в производственных технологиях, инновационных проектах и инновационных продуктах научно-техническую информацию;
результаты научно-
исследовательских и опытных разработок.
Оценка эффективности инновационной политики производится на основе сопоставления инновационных возможностей промышленного предприятия с требованиями внутреннего и внешнего рынка [7].
После определения фактических результатов диагностики инновационной политики и их сопоставления с ожидаемыми результатами исследования выявляются основные причины возникновения проблем (слабые места промышленного предприятия) и принимается решение о корректировке инновационной политики.
Формулирование инновационных стратегических альтернатив осуществляется посредством выбора направления будущей инновационной стратегии (наступательная, оборонительная, имитационная и т.д.) [8]. При этом важно учитывать инновационные проекты, требующие немедленной реализации, и проекты, требующие более детального исследования и расширяющие будущую инновационную стратегию [14].
Процедура разработки мероприятий по корректировке инновационной политики опирается на инновационных стратегических альтернативах, ото-
бранных на предыдущем этапе. Особую важность имеют мероприятия, связанные с прогнозированием инновационного портфеля, ожидаемых результатов ИДПП и оценкой перспектив инновационных продуктов на рынке.
Для разрабатываемых мероприятий оформляются дорожная карта их реализации с указанием необходимых сроков и лиц, ответственных за корректировку ИП и т.д. [15] В результате реализации данного этапа формируется общее представление о желаемой ИП и тенденциях развития ИДПП в ближайшей перспективе.
После принятия решения о реализации корректировочных мероприятий лицам, задействованным в ИДПП, направляются новый план инновационного развития и график выполнения работ [17].
Контроль реализации корректировочных мероприятий заключается в наблюдении за инновационными процессами (подпроцессами), оценке показателей эффективности ИДПП и достижения инновационных целей. Вовремя зафиксированные отклонения от заданных характеристик инновационного развития могут быть устранены посредством реализации соответствующих корректировочных мер [12].
Эффективная система контроля ИДПП должна быть ы соответствии с [16]:
Библиографический список
1. Мищенко Л.Я., Арутюнов Э.Ю. Формирование механизма управления развитием промышленной корпорации. Краснодар, 2002. 128 с.
2. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления. 1999. №2. С.71-78.
3. Васяйчева В.А. Развитие организационно-экономического механизма управления промышленными предприятиями // Управленческий учет. 2016. № 12. С. 3-11.
4. Васяйчева В.А. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий транспортного машиностроения на основе управления инновационными проектами. Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С П. Королева, 2017. 177 с.
5. Васяйчева В.А. Теоретико-методические вопросы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. 160 с.
6. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. Об одном применении математических методов в экономике // Основы экономики, управления и права. 2014. №2(14). С. 96-99.
интегрированной: коррелировать с общей системой управления промышленным предприятием;
объективной: базироваться на подтвержденных сведениях и проверенных источниках их формирования;
своевременной: производиться в соответствии с установленными контрольными точками;
гибкой: осуществляться параллельно с происходящими во внешней и внутренней среде изменениями.
Основные действия, реализуемые в каждом из выше описанных этапов, могут быть внесены в должностные инструкции лиц, ответственных за их осуществление. В случае отсутствия у работников соответствующих компетенций производится их обучение.
Таким образом, технология управления ИП промышленного предприятия представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов, выстроенных в определенной последовательности [13]. Благодаря их осуществлению принимаются важные управленческие решения, связанные с рационализацией ИП.
Реализация разработанной технологии управления ИП позволит обеспечить гибкость системы управления инновациями, повысить эффективность ИДПП и конкурентоспособность промышленного предприятия.
7. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. Анализ проблем функционирования предприятий отрасли транспортного машиностроения РФ // Вестник Самарского государственного университета. 2G15. №9-1(131). С. 68-79.
8. Васяйчева В.А. Основополагающие факторы конкурентоспособности отечественной промышленности // Управленческий учет. 2G16. №6. С. 10-17.
9. Герасимов Б.Н. Реинжиниринг процессов организации. М.: ИНФРА-М, 2016. 256 с. Научная книга
1G. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91-1GG.
11. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: процессы, структура, система. Самара: САГМУ, 2014. 272 с.
12. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия её элементов // Russian Journal of Management. 2015. Т. 3. №. 3. C. 240-247.
13. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б., Морозов В.В. Менеджмент маркетинга: содержание, структура, процессы. Самара: УДЦ, 2002. 164 с.
14. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / пер. с англ. СПб.: СПбГУ, 1997. 352 с.
15. Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента. СПб.: BestBusinessBooks, 2013. 28G с.
16. Davenport Т.H. Process Innovation: reengineering work through information technology. Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. 337 p.
17. Gerasimov K., Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // The International Journal of Educational Management. - 2G17. - T.31. - №1. - С. 45-55.
THE MANAGEMENT TECHNOLOGY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
INNOVATIVE POLICY
V.A. Vasyaycheva, candidate of economic sciences, associate professor Samara national research university (Russia, Samara)
Abstract. The industrial enterprises innovative activity high efficiency directly depends on the rationality of the innovation policy. This article is devoted to the study of its management features and the identification of reserves for its improvement. The technology proposed by the author is universal. It can be implemented in any industrial enterprise where the top-managers decided to reform the current strategy of innovative development with the aim of increasing competitiveness and expanding market share.
Keywords: innovation activity; innovation policy; competitiveness; efficiency; development.