2. Беляев А.Г. Духовно-нравственная направленность обучения в школе, работающей в сложном социально контексте, как педагогическая проблема // Религия. Общество. Человек: материалы I Международных научных чтений (27-29 апреля 2018 г.) / А.Г. Беляев. - Симферополь: Партенит, 2018. -С. 29-34.
3. Беляев А.Г., Петрова Е.Ю. Особенности преподавания географии в пенитенциарных учреждениях: учебно-методическое пособие / А.Г. Беляев, Е.Ю. Петрова. - Томск: Томский ЦНТИ, 2008 . - 80 с.
4. Деркач А.А. Социальная психология: уч. пос. для вузов / под ред. А.А. Деркача). - М.: Высшее образование, 2001. - 600 с.
5. Европа: проблемы интеграции и развития: монография / под общей редакцией О.А. Колобова. -Нижний Новгород: Издательство АГПИ им. А.П. Гайдара, 2008. - 226 с.
6. Козлова Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования: учеб. пос. для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и студентов психологических специальностей / Н.В. Козлова. - Томск: Издательство ТПУ, 2007. - С. 6.
7. Кудашов В.И. Исцеление тела и целостность телесности // Сибирское медицинское обозрение. - №4 (88). - 2014. - С. 88-91
8. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1989. - 281 с.
9. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. - М.: Детская литература, 1977. - 157 с.
10. Семенов И.Н. Обзор научных школ отечественной психологии творчества и рефлексии / И.Н. Семенов // Психология: журнал Высшей школы экономики. - № 4. - 2009. - С. 117-125.
Педагогика
УДК: 781.5
кандидат педагогических наук, доцент Безниско Оксана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);
студент Грибанова Софья Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛОСТНОГО АНАЛИЗА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАЛИЗ МУЗЫКИ КИНО» НА ПРИМЕРЕ КИНОФИЛЬМА «ФРИДА»
Аннотация. Данное исследование посвящено технологии целостного музыковедческого анализа на примере изучения вокальной и инструментальной музыки к фильму «Фрида», установлено значение и преобразование лейтмотивов главной героини, их преломление в фильме через танцевальные жанры.
Ключевые слова: технология, анализ, танцевальные жанры, музыкальная характеристика, лейтмотив, варьирование, музыка кино, Фрида Кало, Элиот Голденталь, Джулия Теймор.
An^tatton. This research is devoted to technology of the complete musicological analysis on the example of studying of vocal and instrumental music to the movie "Frida", the value and transformation of keynotes of the main character, their refraction in the movie through dancing genres is established.
Keywords: technology, analysis, dance genres, musical characterization, theme, variation, film music, Frida Calo, Elliot Goldenthal, Julie Taymor.
Введение. Вопросы восприятия прогрессивным человечеством современного киноискусства, как целостного явления, несущего синтез культурной, исторической, социальной, политической информации, являются актуальными в системе музыковедческого образования. Жизнеописания и достижения выдающихся людей, будь то выдающийся композитор, балерина или полководец первоначально занимали умы людей посредством литературного слова, а сейчас - с помощью телевизионных экранизаций. В отличие от прочтения книги, способного вызывать лишь внутренние, индивидуальные представления раскрываемого в ней мира, видеофильм наполнен законченным представлением конкретных образов, обстановки, исторического контекста. Кроме того, художественный или документальный фильм «одухотворен» или дополнен звуковым сопровождением, музыкальными темами, характеризующими главных героев. Этот музыкальный тематизм несёт в себе тайну смыслов, символов, которую музыковед-исследователь помогает раскрывать широкой публике, обозначив, тем самым, новые грани характеров, ключевых моментов структуры, драматургии фильма.
Aнализ музыки кино предполагает владение технологией целостного музыковедческого анализа музыкальных произведений, следовательно, является итогом историко-теоретического обучения будущего музыковеда, а также является важным компонентом актуализацией знаний, получаемых студентами в процессе изучения таких профессиональных дисциплин учебного плана бакалавров профиля «Музыковедение», как: «Шучно-исследовательская работа», «Драматургия музыкальных произведений», «Музыкальная критика и журналистика», «Aнализ музыки кино», «Массовая музыкальная культура», «Музыка в жанрах медиа», «История эстрадно-джазовой музыки и исполнительского искусства», «Музыкальная форма».
Музыкальный тематизм, характеризующий главную героиню фильма «Фрида» и танец, как жанровая основа музыкального тематизма, могут являться объектом и предметом теоретического исследования в этой области.
Формулировка цели статьи и задач. Целью целостного анализа в изучении музыки к кинофильму «Фрида» (реж. Голденталь) мы определили соотношение характера главной героини - Фриды Кало с жанровой основой музыкального тематизма, приемы его развития в многогранной музыкальной характеристике главной героини фильма «Фрида».
В ходе работы над анализом музыки к фильму были определены следующие задачи:
- определить ключевые моменты в фильме «Фрида», в которых четко прослеживаются музыкальные темы, характеризующие главную героиню;
- проанализировать средства музыкальной выразительности в музыкальном сопровождении образа главной героини;
- выявить жанровые закономерности в музыкальной характеристике мексиканской художницы.
Источником фактического материала для исследования являлись сбор и накопление нотного
музыкального материала, аудио и видеозаписи.
В своей работе мы опирались на методологическую основу анализа медиатекста, разработанную Т.Ф. Шак в работах «Анализ музыки в медиатексте: методологический подход» [6] и «О вариационном принципе развития тематизма в музыке кино» [8].
Изложение основного материала статьи. «Фрида» - фильм-биография, раскрывающий образ самой яркой, неординарной, талантливой личности мексиканской художницы Фриды Кало. Экранизация необычного жизненного пути призвана показать отвагу и жизнелюбие простого человека, настойчивость и отвагу перед лицом физических страданий.
Фрида Кало родилась в Мехико 6 июля 1907 года. Вся её жизнь - это череда испытаний, пронизанных успехами творчества, невероятными жизненными ситуациями, пёстрая канва любовных и профессиональных связей. С самого детства она отличалась незаурядностью характера, сочетала в себе черты милого ребёнка с мальчишескими повадками и увлечениями.
Когда Фриде исполнилось восемнадцать лет, она попала в автокатастрофу, получив серьёзные травмы, поставившие под сомнение жизнь. Но внутренняя сила и предназначение способствовали её возвращению. Затем преодоление долгого периода реабилитации в неподвижном бездействии. Он становится решающим в масштабе всей её жизни, отправной точкой творческого пути. Именно в этот момент она берёт в руки краски и кисть, чтобы отразить все чувства и переживания на холсте. Первой пробой кисти стал автопортрет, открывший серию картин в этом жанре, знаменующих различные этапы жизни художницы и со всей откровенностью изображающих её чувства и эмоции. Новое увлечение захватывает её, взгляд Фриды на искусство становится более серьёзным, и она обращается за советом и оценкой своих картин к самому известному в Мексике художнику - Диего Ривере, который отличается скандальной репутацией и прогрессивными политическими убеждениями.
С высоты значимости собственной персоны, он высоко оценивает картины Фриды, в ходе делового общения они обнаруживают, что у них много общего - от любви к искусству до политических взглядов. В дальнейшем Диего и Фрида образуют брачный союз, что будет обладать не меньшим значением в её жизни и творчестве. В живописи он был её учителем: под влиянием монументальной живописной манеры Риверы, цвет в её картинах трактуется большими локальными пятнами, формы упрощены и нарочито примитивны. По методам художественного воплощения в красках у них были существенные различия. Ривера мыслит отстранённо, абстрактно, охватывает всю необозримость видимого мира, он населяет фрески самыми разными людьми и сценами из истории. Объекты картин Фриды пришли из мира, находящегося тут же, рядом: это - друзья, животные, натюрморты и больше всего - она сама.
Живопись Фриды можно назвать автобиографией художницы, отображением специфической личности, которая ломает все условности, она обладает особой интенсивностью и силой, притягивающей зрителя. Всегда внутренне связанные с событиями личной жизни, образы отражают непосредственность жизненного опыта. Художница изображает безжалостную реальность, которая под её кистью преображается, обретая бесплотную обобщённость метафор. Кульминацией творчества по значимости для самой Фриды стала первая персональная выставка на родине в Мехико.
Фильм «Фрида» - экранизация биографии мексиканской художницы двадцатого века в жанре драмы, раскрывающем основные события, взаимоотношения и конфликты из её жизни, с акцентом на передачу психологического напряжения, эмоционального состояния героини, внутренних противоречий. Согласно основам жанра фильма-биографии его цель заключается не в хроникальном освещении фактов и событий, а влияние личности на их исход.
Американский фильм «Фрида» (2002) создан известнейшей личностью, общепризнанной в театральной деятельности и киноиндустрии, режиссером Джули Теймор. Её постановки опер «Царь Эдип» Стравинского в Японии, «Волшебная флейта» Моцарта во Флоренции, «Саломея» Штрауса в Санкт-Петербурге в 1994 году совместно с Валерием Гергиевым принесли ей всемирный успех и признание.
В одном из интервью Джули Теймор говорит о том, что сценарий много раз переписывался, за его воплощение брались различные студии, а кандидатура главной роли долгое время оставалась неутверждённой. За время разработки проекта на главную женскую роль претендовали и Дженнифер Лопез, и Мадонна. Приглашение Лауры Сан Джакомо обернулось протестом поклонников художницы, после чего продюсерам пришлось уступить и взять на эту роль настоящую мексиканку - Сайльму Хайек.
По мнению интернет-журнала The Look, Сальма представляет собой идеальный выбор. Они отмечают удивительное внешнее сходство, но оно не ограничивается чертами лица, ведь, как и у Фриды, внешность Хайек отличает необъяснимая внутренняя тайна. Имеет место быть и чисто портретное сходство, которое актриса ещё больше усугубляет, идя на определённые жертвы со своей внешностью. Это окончательно влияет на выбор героини компанией Miramax.
В процессе работы над фильмом Джули Теймор замечает, что все картины Фриды автобиографичны, поэтому старается выйти из рамок жанра биографического фильма, чтобы показать не только объективную сторону, но и субъективный взгляд на события жизни художницы. Она оживляет её видения, галлюцинации, метафоры. По поводу катастрофы, искалечившей ее на всю жизнь, Фрида записала в своем дневнике: «В тот день Смерть танцевала вокруг моей постели». Теймор обращается за помощью к замечательным аниматорам, братьям Куэй. Они вместе вникают в детали традиций, выясняют, как в Мексике празднуют День мертвых, говорят о карнавальных изображениях Смерти, о гротеске и макабре (танце мёртвых), без которых невозможно понять отношение к смерти в этой культуре.
Для иллюстраций галлюцинаций Фриды была приглашена известная фирма по созданию спецэффектов « Brothers Quay», славящаяся своей уникальной, эксцентричной манерой. В итоге фильм номинирован на шесть премий «Оскар», две из которых стали лауреатами: это «Лучшая музыка к фильму» и «Лучший грим».
В карьере Джули Теймор было большое количество удачных сотрудничеств. Одно из них нашло продолжение и в жизни. С 1980 года - это творческий союз с американским композитором Эллиотом
Голденталем, лауреатом множества премий, таких как «Оскар» и «Золотой глобус» за саундтрек к фильму «Фрида», Пулитцеровская премия - за оперу «Грендель»(2007); премия «Оби»(1988), приз на театральном фестивале в Эдинбурге (1990) за мюзикл «Хуан Дарьен: Карнавальная месса».
Американский композитор Голденталь, окончивший Манхэттенскую высшую школу музыки, работает в области композиции, сочиняет оперы, балеты, мюзиклы, оратории, руководит оркестрами, выступает продюсером в театральных и музыкальных постановках. В кинематографе имеет славу экспериментатора и оригинального стилиста.
Голденталь пишет музыку к таким популярным, высокорейтинговым и самым кассовым фильмам как «Интервью с вампиром», «Бэтмен навсегда», «Схватка», «Чужой», «Джонни Д». Он заполняет своим творчеством музыкальное пространство фильмов Джули Теймор «Буря», «Фрида», «Через вселенную», получившим общественное признание и высокую оценку критиков.
Режиссёр Теймор воплощает замысел огромного масштаба. Она сочетает пласты, не уступающие друг другу по значимости, раскрывает образ одной из самых неординарных личностей своей эпохи, показывая её в историческом и национальном аспекте. Картине, при всей её многоплановости, свойственно органическое единство всех составляющих элементов, каждый из которых наполнен глубоким смыслом и содержанием.
Один из них - музыкально-звуковой ряд. Он представлен двумя полярными сферами: музыкой, характеризующей национальный мексиканский колорит в слиянии с испанскими мотивами, и музыкой американской, воссоздающей гангстерскую атмосферу. Такое сопоставление контрастных по духу миров определяет конфликтный тип драматургии, раскрывающийся на основе яркого, стилистически развитого и насыщенного музыкального тематизма.
Весь музыкальный материал неразрывно связан с главной героиней. Он представлен авторской инструментальной (Эллиот Голденталь), песенной музыкой (Томас Мэндез, Эллиот Голденталь), сонористическими композициями, шумами различного характера и назначения.
Основу музыкального тематизма составляют лейтмотивы главных героев фильма. Один из них -лейттема-комплекс «Фрида» в жанре испанского фламенко. Он вбирает в себя характеристику основных личностных качеств: стального характера, выкованного множеством испытаний, страстного темперамента.
Этот лейтмотив сопровождает героиню на протяжении всего фильма. Он постоянно развивается, видоизменяется, варьируется под воздействием событий. Всего мы обнаружили в фильме семь вариантов основного лейтмотива, каждый из которых отличается либо колористически, тембрально, либо ритмически, инструментально, а, следовательно, передаёт различные внутренние эмоциональные состояния и внешний психологический фон событий. Следовательно, лейтмотив выполняет каждый раз различные функции в фильме: от характеризующей эмоциональное состояние главной героини до функции предвосхищения значимого события.
Нередко композиционный сюжет разных фильмов начинает разворачиваться от финальной сцены, демонстрирующей грустный итог событий фильма. Этого же прием применен и в композиции фильма «Фрида». Композиционно фильм выстроен в виде арки. Уже в начале мы видим Фриду какой она станет по прошествии всех испытаний. Её, полностью обездвиженную, выносят вместе с кроватью, чтобы отправиться на последнюю выставку на родине. Видеоряд в сочетании с музыкой даёт экспозицию образа Фриды. Сначала в целом - с такими атрибутами как кровать, костюм, украшения, причёска, затем уменьшая до масштаба лица и взгляда, сильного, отчасти воинственного, но при иронической улыбке.
Этот приём будто бы показывает перспективу рассмотрения её образа в дальнейшем, от общего к частному, от внешнего - к внутреннему. Всё это сопровождает основная тема Фриды. Её первое проведение -оригинальный вид: яркая, колоритная, очень темпераментная, ритмически напористая, местами грубая и резкая. Тема темброво насыщена и оригинальна: две гитары, гармошка, лютня, ксилофон, виолончель; обогащена разнообразными средствами выразительности, свойственными национальной мексиканской музыки с испанским влиянием. Фундаментом выступает ритмическая составляющая, что подчеркивает испанский танец фламенко. Начинается танец с хлопков, маракасов, ударов по гитаре, задающих мощный импульс движению, затем постепенно включаются инструменты. За каждым из них закреплена своя функция. Они создают многоплановую, полифоническую фактуру, потому что каждый тембр индивидуализирован и отчётливо выделяется на фоне другого. Гармошка своими длинными, тянущимися, мелодически выразительными нотами контрастирует со струнными - двумя гитарами, выполняющими ритмическую функцию. Основной тематический материал проводится лютней, в чеканном ритме восходящая мелодия движется к вершине, где звучит одна, она будто зависает в пространстве, которое заполняют удары по корпусу гитары, затем спускается, возвращается к прежнему инструментальному заполнению. Живой темперамент, энергичность темы в сочетание с мягкостью и женственностью характеризует двойственность натуры главной героини.
Второе проведение темы Фриды несёт функцию предвосхищения трагического события. Мелодия изложена в первоначальном варианте, сопровождает кадры спешки на автобус, который попадёт в аварию, навсегда изменившую судьбу Фриды.
Затем видоизменённая тема снова появляется, когда Фрида показывает родителям свои первые неуверенные шаги после аварии. Звучит только лютня, очень медленно, продлевая каждый звук темы репетиционным приёмом, чем передаёт ощущение замирания от каждого шага.
В следующем своём проведении тема Фриды лирически окрашивается. Это связано с появлением будущего возлюбленного, Диего. Тема становится легче, гитарные приёмы мягче, мелодия лютни напевнее. Тембр обогащается за счет появления струнных на фоне основной мелодии.
В четвёртом варианте изменяется инструментальный состав. Остаётся гитара с ритмически прихотливыми акцентами: чередование оттяжек, зависающих в воздухе - с ускорением, и струнная группа, углубляющая тембр, делающая тему более чувственной, нежной с нотами грустной задумчивости. В вербально - сюжетном ряде Фрида даёт согласие Диего Ривере на предложение и готовится к свадьбе.
Пятое проведение: Фрида рисует портрет бывшей жены Диего, в начале тема звучит отголоском; мелодическая линия только у гитары, по одной струне, что символизирует уединённость художницы, камерность творчества. Она дана в сопоставлении с творчеством Диего, более открытым и масштабным. К теме возвращается основной тонус, настрой. Интересны тембровые переклички-аккордеона и гитары.
Шестое проведение идентично первому. На первый план снова выходит характеристика сильной духом личности, готовой к преодолению любых препятствий (Фрида с Троцким взбираются на пирамиду).
В последний раз тема появляется во время пребывания Фриды в Париже, когда она пишет письмо Диего с признанием в любви. Снова звучит тема с трогательным, лирическим оттенком, достигающимся за счёт сопровождения струнной группы.
Вторая ключевая тема может быть названа темой творчества Фриды. Она сопровождает все моменты, связанные с её картинами напрямую или косвенно.
Ключевые моменты фильма и темы Фриды Кало систематизированы в таблице:
Лейттема Фриды пробуждение творчества Появление любви, счастья Вариант лейттемы Тема творчества Вознесение
Что происходит на экране Отец Фриды приносит мольберт Сцена с Диего Ривера Диего дарит ожерелье Диего говорит о Фриде на её выставке Символическое сожжение на картине Фриды её тела
Хронометраж фильма 18 минут 50 секунд 35 минут 35 секунд 50 минут 35 секунд 1 час 53 минуты 1 час 56 минут
Лейттема Фриды появляется впервые, когда Фрида, лежа в кровати во время реабилитационного периода, начинает рисовать свои автопортреты. Рождение Фриды-художницы напрямую связано с трагедией, обездвижившей её и способствовавшей творческому выражению. Интонации говорят о душевной боли и физических страданиях, переживаемых ею.
Второй раз звучит, когда Фрида едет к известному художнику Диего Ривере за оценкой своих картин. Тема при сохранении прежнего музыкального материала совсем иного характера, повторяется подряд дважды, трансформируясь темброво, динамически, первый раз - романсового плана, мелодия у гитары, аккордеон аккомпанирующий, во второй она быстрее, решительнее, мелодия у аккордеона. Она возникает снова, когда Диего смотрит на картину, оставленную Фридой. Ансамбль гитар в медленном темпе с ритмическими оттяжками передаёт задумчивость.
Жанровая основа лейттемы любви, страсти, непокорности - аргентинское танго. Это история любви, переполненная чувствами, создающими высокое эмоциональное напряжение.
В целом танго - музыкально-танцевальное направление, зародившееся в Южной Америке, но вбирающее в себя европейские традиции. Синкретическое искусство, основанное на ритмах и мелодиях Испании, Италии, Африки.
В фильме оно звучит внутрикадрово. Его символ бандонеон-небольшая гармошка, делает музыку богаче, наполненнее, добавляет характерную ритмику и нежную лирику. Не уступает по значимости и выразительности вокал, в замедленных моментах сливается в дуэт с инструментом на основе одной мелодии и видеорядом (страстный танец Фриды с женщиной). Он будто обволакивает каждое движение, создаёт органическое единство. Упругий ритм танцу задаёт гитарное сопровождение и хлопки в разрез с акцентуацией.
Самое масштабное, кульминационное звучание танго в оркестровом изложении передаёт то, как Фрида рассматривает и восхищается монументальной работой своего мужа под куполом собора. Помимо этого, тема танго несёт функцию предвосхищения его измены. Начинается мелодия тангов другом тембре, более низком регистре с грубых приёмов гитары, оркестр динамически вырастает на фоне и выходит на эпическую кульминацию широкой мелодической линией струнных.
Выводы. Итак, в процессе анализа музыки кинофильма «Фрида», мы установили, что тематизм, характеризующий главную героиню фильма, основан на танцевальных жанрах - медленном вальсе-бостон, танго, фламенко. Основной принцип развития тематизма в музыке - вариационный. Сопоставления национальной испано-мексиканской музыки и американской основывается на жанровом, темброво-колористическом, ритмическом контрасте. Такое противопоставление компонентов культуры различных этносов, проявляемых в музыкальном сопровождении фильма, вносит элементы сюрреализма, как уникального художественного течения, которое более полувека доминировало в мировом искусстве, определяя облик художественной действительности.
Сюрреализм - «искусство высшей реальности» - является выразителем внутренних противоречий и душевного разлада человечества. Он вбирает в себя всё причудливое, иррациональное, не соответствующее общепринятым стандартам. Основной целью такого искусства является раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом, разрешение противоречия между мечтой и действительностью, создание некой сверхреальности. Все эти черты свойственны работам Фриды Кало, хотя она и отрицает связь своего искусства с данным направлением.
Литература:
1. Егорова Т.К. Теоретические аспекты изучения музыки кино. // Педагогическое образование и наука. -2013. - № 6. - С. 108-111.
2. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический Проект, 2015. - 448 с.
3. Пивень М. Национальный художественный музей Мехико. - Электронный ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=553245&p=1
4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.
5. Холопов Ю.Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. // Советская музыка. - 1988. - № 10. - С. 87-94.
6. Шак Т.Ф. Анализ музыки в медиатексте: методологический подход. // Культурная жизнь Юга России, 2010. - № 1 (35). - С. 25-27.
7. Шак Т.Ф. Методология анализа киномузыки в аспекте музыкального формообразования. // Художественная культура, 2014. - № 1 (10). - Электронный ресурс: http://artculturestudies.sias.ru/2014-1^уЫ/845.Мт1
8. Шак Т.Ф. О вариационном принципе развития тематизма в музыке кино. // Музыкальная летопись российских регионов. Ред. - сост. С.И. Хватова. - Майкоп, 2015. - С. 162-172.
Педагогика
УДК 378.2.
старший преподаватель, аспирант Бойко Мария Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСПЕКТА BUSINESS ENGLISH DIARY КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассмотрены традиционные формы контроля языковых навыков и речевых умений на занятиях по иностранному языку в вузе, а также предложена новая форма контроля - Business English Diary - «дневник делового английского».
Ключевые слова: контроль, деловой английский, дневник делового английского, оценивание, разделы, деловая беседа, профессионально-значимые умения.
Annotation. The article reflects on traditional forms of assessment of foreign language skills in a university, and offers a new assessment form - Business English Diary.
Keywords: control, business English, Business English Diary, assessment, units, business conversation, profession-related skills.
Введение. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина на факультете управления и социально-технических сервисов проводится обучения студентов управленческих профилей «Менеджмент организации», «Управление человеческими ресурсами», «Экономика предприятий и организаций», «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» и т.д.). Будущие управленцы должны быть готовы успешно организовать процесс межкультурного делового общения с англоязычным партнером, учиться достойно представлять интересы своей стороны, участвовать в профессиональном общениями с иностранными партнерами в различных ситуациях делового общения, таких как проведение переговоров, совещаний, презентаций, собеседований, заключение договоров и т.д. Согласно Шамову А.Н., «в методический науке было даже введено такое понятие, как «английский язык для профессиональных целей». В образовательных учреждениях для взрослых за рубежом вводились такие курсы, как Business English, Financial English, English for Tourism, English for Administrative Purposes. Данной проблемой плодотворно занимались такие ученые, как T. Hutchionson, P. Lengrand, H.B. Long, P. Robinson, A. Waters и другие» [1].
На занятиях по иностранному языку в вузе студентов-менеджеров необходимо обучать на языковом материале делового английского. Необходимо знакомство и погружение в профессиональные ситуации, формирование концептосферы управленца, работа над языковыми навыками и речевыми умениями английского языка, обслуживающего деловую сферу общения. Занятия, построенные на базе делового английского, отвечают профессиональным требованиям обучающихся, повышают мотивацию и интерес к изучению языка, возбуждают профессиональную любознательность, удовлетворяют потребность в изучении иностранного языка с перспективой на будущую работу.
По мнению Смирновой Ж.Б., «в последнее время оценивание результатов обучения неразрывно связано с качеством предоставляемого учебным учреждением образования. Из-за внедрения компетентностного подхода у выпускников теперь формируется не просто определенный объем знаний и умений, а способность ими пользоваться, применять полученный опыт на практике, поэтому современное оценивание должно быть принципиально новым и отличаться от традиционных методов» [2].
При обучении студентов направления подготовки «Менеджмент» 38.03.02 (квалификация «Бакалавр»), мы экспериментировали с использованием новой формы контроля - Business English Diary - «дневник делового английского». Студенты изучали иностранный язык на протяжении многих лет, процесс обучения достаточно стандартизирован, они привыкли к традиционным формам контроля (самостоятельные и контрольные работы, тесты, диктанты, устные монологические и диалогические высказывания, письма, сочинения, эссе и т.д.), поэтому используя новые, необычные для уроков иностранного языка технологии, мы смогли привлечь внимание студентов и повысить уровень их мотивации к изучению языка.
Изложение основного материала статьи. Согласно Новому словарю методических терминов и понятий, контроль есть «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [3]. Классическая методическая наука гласит, что контроль помогает реализовать следующие педагогические функции в процессе обучения: 1. обучающая - обеспечивая учащихся системой контрольных упражнений и заданий, обеспечивающих закрепление ранее усвоенного материала; 2. диагностическая - позволяет своевременно оценить успешность или неуспешность обучения, и в зависимости от его результатов строить дальнейшую работу; 3. Корректировочная - выявляет уровень сформированности навыков и устанавливает степень соответствия используемых приемов и заданий целям обучения; управленческая - обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями; оценочная. Объектами контроля на уроках иностранного языка являются речевые навыки и умения в говорении (в диалогической и монологической речи), в аудировании, в чтении и письме (количественные и качественные показатели). Наиболее распространенными формами контроля устной речи являются устный контроль, фронтальная устная проверка, ответы на коммуникативные вопросы по опорам, монологические высказывания по опорам, а также письменные работы речевого характера. Проверка понимания аудирования проводится с помощью выполнения заданий после прослушивания аутентичных записей в соответствии с четкой последовательностью действий технологии проведения аудирования. Умения в чтении принято проверять с позиции проверки техники чтения и чтения как вида речевой деятельности, при проверке письменных речевых и условно-речевых упражнений учитывается в первую очередь содержание, во вторую лексическая и грамматическая правильность, в последнюю -орфографическая правильность. В условиях обучения студентов непрофильных специальностей письмо является средством, а не целью обучения, поэтому нереально добиться безошибочного пользования