Научная статья на тему 'Технология технического обслуживания и ремонта средств спасения'

Технология технического обслуживания и ремонта средств спасения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
965
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТОРСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕМОНТ ИЗДЕЛИЙ / CONSTRUCTIVE ELEMENTS / TECHNICAL INSPECTION / MAINTENANCE / REPAIRING OF THE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Курбатов Максим Юрьевич, Румянцева Валентина Сидоровна

В статье рассмотрены конструкторские элементы, подвергаемые техническому осмотру при обслуживании и ремонте. Под термином ремонт понимается процесс восстановления работоспособности изделий путем устранения причин возможных отказов. Ремонт подразделяется на текущий или эксплуатационный мелкий и капитальный. Текущий ремонт направлен на устранение отказов и неисправностей, возникающих при эксплуатации машин (изделий) и выполняется, как правило, обслуживающим персоналом. Капитальный ремонт направлен на восстановление частично или полностью израсходованного ресурса изделия и выполняется обычно специализированными ремонтными службами в стационарных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Курбатов Максим Юрьевич, Румянцева Валентина Сидоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technology of Search and Rescue Means Technical Service and Maintenance

There are viewed constructive elements subject to technical inspection for maintenance and repair works. Under the term repair there is meant the process of restoration of working capacity of products by elimination of the possible failures causes. Repair works are divided into current or the operating minor and major. The current repair works are aimed at elimination of failures and malfunctions, arising during the operation of machines (products) and are executed, as a rule, by service personnel. Major overhaul is aimed at the restoration of partially or fully used lifetime of the product and is usually done by the specialized repair services in steady state conditions.

Текст научной работы на тему «Технология технического обслуживания и ремонта средств спасения»

УДК 614.8:62-1/9:658.512

Технология технического обслуживания и ремонта средств спасения

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

Л.Г. Одинцов, М.Ю. Курбатов, В.С. Румянцева

Аннотация

В статье рассмотрены конструкторские элементы, подвергаемые техническому осмотру при обслуживании и ремонте. Под термином ремонт понимается процесс восстановления работоспособности изделий путем устранения причин возможных отказов. Ремонт подразделяется на текущий или эксплуатационный мелкий и капитальный. Текущий ремонт направлен на устранение отказов и неисправностей, возникающих при эксплуатации машин (изделий) и выполняется, как правило, обслуживающим персоналом. Капитальный ремонт направлен на восстановление частично или полностью израсходованного ресурса изделия и выполняется обычно специализированными ремонтными службами в стационарных условиях.

Ключевые слова: конструкторские элементы; технический осмотр; техническое обслуживание; ремонт изделий.

The Technology of Search and Rescue Means Technical Service and Maintenance

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

L. Odintsov, M. Kurbatov, V. Rumyantseva

Abstract

There are viewed constructive elements subject to technical inspection for maintenance and repair works. Under the term repair there is meant the process of restoration of working capacity of products by elimination of the possible failures causes. Repair works are divided into current or the operating minor and major. The current repair works are aimed at elimination of failures and malfunctions, arising during the operation of machines (products) and are executed, as a rule, by service personnel. Major overhaul is aimed at the restoration of partially or fully used lifetime of the product and is usually done by the specialized repair services in steady state conditions.

Key words: constructive elements; technical inspection; maintenance; repairing of the products.

Техническое обслуживание представляет собой сочетание этапов эксплуатации изделий, включающих организационные и технические мероприятия, которые направлены на поддержание готовности изделий к применению и обеспечение их надежности. Оно охватывает работы по непосредственному обеспечению работоспособности (профилактика, текущий мелкий ремонт, контрольные мероприятия и т. д), а также конкретные мероприятия по подготовке к работе (развертывание, регулирование, заправка, смазка и др.). При этом работы выполняются, как правило, без снятия узлов и агрегатов с объекта и без его разборки.

Характеристики рассматриваемых средств спасения имеют огромные диапазоны различные по назначению и использованию, поэтому единого технологического процесса их ремонта и обслуживания быть не может.

Всякое изделие в процессе его использования обеспечивает максимальную производительность и эффективность в пределах оптимального срока службы лишь при условии систематического проведения по определенной системе технического обслуживания, ремонта и смены недолговечных конструкторских элементов.

При построении рациональной системы технического обслуживания и ремонта изделий необходимо:

1) определить периодичность (оптимальные сроки) проведения всех операций технического обслуживания и ремонта;

2) определить периодичность (оптимальные сроки) смены всех недолговечных конструкторских элементов;

3) сгруппировать операции технического обслуживания и ремонта машины с операциями смены недолговечных конструкторских элементов в определенные комплексы или системы исходя из принципа наименьших потерь.

При этом наименьшие потери должны учитываться как для АСР, осуществляемых при помощи данных изделий так и для процессов технического обслуживания и ремонта, которыми обусловливается фактическая и потенциальная работоспособность изделия;

4) определить порядок материального возмещения затрат на проведение мероприятий системы технического обслуживания и ремонта изделий, особо выделив возмещение на возобновление недолговечных конструкторских элементов, смена которых заранее предусмотрена конструкцией и действующими нормами расходования запасных частей и может быть выполнена обслуживающим персоналом при любом виде технического обслуживания, без назначения какого-либо вида ремонта.

Изделия могут иметь различную структуру годности. В соответствии с этим и система технического обслуживания и ремонта изделий в процессе потребления может быть разной.

В общем случае справедливо такое правило: чем более однородно изделие по структурным составляющим годности и чем более стабилен режим его использования, тем проще и система технического обслуживания и ремонта.

С учетом особенности ремонта и технического обслуживанию средств спасения они условно разделены на шесть групп сложности (таблица).

Изделия I группы по структуре годности с конструкторскими и не конструкторскими элементами, выдерживающими полный срок службы, могут нормально функционировать при минимально простой системе технического обслуживания и ремонта, состоящей из внешнего наблюдения за работой, простейшего периодического осмотра и регулирования изделия. При этом имеется в виду, что изделие данной группы (как и всех других групп) за срок службы имеет нормальные условия хранения и транспортирования при перемене места использования.

Изделия II группы по структуре годности имеют недолговечный исходный монтаж и некоторые другие недолговечные не конструкторские элементы и через определенные сроки нуждаются в разборке, исправлении недостатков работающих (но несменяемых) конструкторских элементов, повторной сборке и регулировке.

По существу одинаковое положение занимают и те изделия, конструкторские элементы которых в течение всего срока службы не подлежат замене, но необходимо их ремонтировать для восстановления в известных пределах служебных свойств.

Система технического обслуживания и ремонта таких изделий включает осмотр, регулирование (что может быть обозначено как техническое обслуживание) и ремонт.

При этом не следует придавать значения названию отдельных видов ремонтов данной категории. Если технологически может быть определенный смысл в том, чтобы отличать более сложные ремонты от менее сложных, то экономически нет никакого смысла ставить в особое положение так называемый капитальный ремонт по сравнению со всеми другими видами ремонта и дезориентировать тем самым потребителей относительно действительной потребности изделия в разнообразных видах ремонта.

Изделия III группы имеют в составе годности не только недолговечный монтаж с разборкой и периодическим ремонтом, но и недолговечную еще более часто возобновляемую регулировку, смазку и т. п.

Система технического обслуживания и ремонта таких изделий будет отличаться от системы технического обслуживания и ремонта изделий II группы наличием периодического технического ухода; в целом эта система будет иметь ежедневное обслуживание, периодический технический уход, ремонт.

Изделия IV группы имеют в своем составе как несменяемые, так и сменяемые конструкторские эле-

менты; некоторое количество исходных конструкторских элементов выполняет свои функции только в продолжении части срока службы всего изделия, затем выбывает из строя.

Периодичность смены части конструкторских элементов изделий этой группы приблизительно совпадает с периодичностью перемонтажа, ремонта изделия и смены недолговечных элементов, которые выполняются одновременно с ремонтом таких изделий.

Система технического обслуживания и ремонта изделий IV группы такая же, как и изделий III группы; в нее входят: ежедневное обслуживание, периодический технический уход и ремонт, сопровождаемый заменой изношенных недолговечных конструктивных элементов новыми.

При этом для изделий IV группы замена изношенных недолговечных конструкторских элементов по существу не входит в систему технического обслуживания и ремонта, а лишь сопутствует ей.

Когда один изношенный предмет заменяют другим таким же, но новым, то в самом факте замены может не быть процесса ремонта. Так мы меняем на новые, например, старые перегоревшие электрические лампочки или разбитые стекла автомобильных фар, старые конденсаторы радиоприборов или разорванные прорезиненные шланги, старые катушки высокого напряжения (катушки зажигания) или старые звенья гусениц тракторов и т. п.

Если же замена конструкторских элементов сопровождается другими технологическими составляющими, то эти составляющие и определяют процесс ремонта, его объем и содержание.

По существу процесс замены (возобновления) отдельных конструкторских элементов изделия есть особый самостоятельный процесс. Но в сложных изделиях он совершается одновременно с ремонтом.

С точки зрения потребителей изделий в определенной мере он предпочтительнее ремонта конструкторских элементов того же назначения и должен рассматриваться как более прогрессивный способ снижения трудовых затрат на поддержание работоспособности машин.

Для изделий V группы, к которым относится большинство современных машин и приборов, система технического обслуживания и ремонта в общем случае должна иметь:

а) ежедневное обслуживание;

б) периодический технический уход, сопровождаемый сменой самых недолговечных изношенных конструкторских элементов;

в) периодический технический осмотр;

г) ремонт, также сопровождаемый сменой недолговечных изношенных конструкторских элементов.

В отличие от предыдущего в этом случае замена недолговечных конструкторских элементов будет сопровождать не только ремонт изделий, но и периодические технические осмотры.

Из практики известно, что условия использования оказывают большое влияние на износ изделий и их конструкторских и не конструкторских элементов. В сельском хозяйстве, например, различные почвен-но-климатические условия существенно влияют на сроки службы многих деталей тракторов и сельскохозяйственных машин.

Чтобы система технического обслуживания и ремонта была достаточно гибкой и могла своевременно улавливать изменения состояния изделий и ее конструкторских и не конструкторских элементов при различных условиях эксплуатации необходимо периодически уточнять объемы смены изношенных конструкторских и возобновления потерявших годность не конструкторских элементов; должны быть обязательно предусмотрены периодические технические осмотры всех изделий.

В качестве нормативов, определяющих объемы и периодичность технического обслуживания и ремонта изделий V группы всегда следует иметь в виду средние показатели по объему и трудоемкости различных видов ремонта.

Из-за необратимости общего процесса старения машин, их агрегатов, узлов и деталей содержание ремонта всегда будет отличаться нестабильностью (по мере старения объекта оно усложняется). При обезличивании деталей, узлов и агрегатов при ремонте конкретных изделий в них могут быть поставлены элементы с большим разнообразием ресурса работоспособности, что усложняет не только задачу ремонта, но и задачу дефектации при ремонте и последующем комплектовании деталями и дополнительно искажает закономерности этого процесса. Все это подчеркивает значимость периодических технических осмотров в системе технического обслуживания и ремонта всех современных изделий, т. е. изделий V группы.

В связи с этим необходимо несколько более подробно коснуться вопроса о капитальном ремонте изделий.

Капитальный ремонт, введенный более 100 лет тому назад, до сих пор по соответствующим рекомендациям экономистов и финансовых работников является единственной формой частичного возмещения утраты годности изделий, вызванной их износом. Эти рекомендации долгие годы оказывались обязательными для всех современных изделий, в том числе и для тех, в которых по новейшим методам проектирования и производства главенствующую роль в поддержании работоспособности приобрела замена недолговечных деталей, узлов и агрегатов, а не ремонт.

Кроме того, во многих современных изделиях, например грузовых и легковых автомобилях, закладывается высокий исходный ресурс их работоспособности без сложного планового ремонта, равный 70—75% общего их ресурса до списания. Исходный

ресурс до ремонта для новейших грузовых автомобилей составляет 160—200 тыс. км. Для многих моделей легковых автомобилей исходный ресурс еще выше.

По существу с тех пор как изделия стали выпускать расчлененными на агрегаты и узлы, появилась возможность отдельно ремонтировать эти агрегаты и узлы в разные сроки их службы, в связи с чем потерял свое прежнее значение и устаревший капитальный ремонт целых изделий.

Большинство современных машин капитального ремонта не имеют и в нем не нуждаются. Применительно к современным изделиям, несколько по-другому следует понимать и эксплуатационные ремонты изделий, которые часто еще называются текущими ремонтами. Под эксплуатационным ремонтом современных изделий должна пониматься вся сумма монтажных, подгоночных, регулировочных и собственно ремонтных работ, выполняемых при всех видах технического ухода и осмотра изделий, необходимых для обеспечения нормальной работы любого современного изделия и всех его агрегатов, узлов и отдельных деталей, изнашиваемых вместе с ними в течение всего соответствующего периода эксплуатации.

По существу все виды ремонта современных комплектных изделий можно считать эксплуатационными, поскольку они касаются отдельных узлов и агрегатов, в то время как ряд других узлов и деталей при этом не требуют никакого ремонта ввиду неоднократности соответствующих сроков службы.

Таким образом, для изделий V группы, кроме технических уходов, требуются периодические техни-

ческие осмотры, а также эксплуатационные и сложные ремонты различного технологического содержания, что обусловливается разбросанностью сроков годности частей современных изделий.

Для изделий VI группы, которые можно считать изделиями будущего, система технического обслуживания и ремонта будет весьма простой и состоять из ежедневного и периодического технического обслуживания, сопровождаемого сменой изношенных недолговечных неремонтопригодных конструкторских элементов, выполняемого самим обслуживающим персоналом. Следовательно не будет собственно ремонта изделий как формы частичного возмещения утраты их годности, вызванной износом. Частичное возмещение утраты годности таких изделий будет заключаться в простой их замене. Изменится и функции современных специализированных предприятий, которые превращаются в поставщиков (вместе с предприятиями промышленности) всего необходимого количества сменяемых недолговечных элементов машин. Это означает, что конструкторам и технологам надлежит сделать еще многое, чтобы для реальных изделий можно было применять такую совершенную систему технического обслуживания.

Рациональная организация технического обслуживания и ремонта конкретных современных изделий, как правило, потребует разделения общего объема трудовых и материальных затрат. Одна часть затрат будет обеспечивать техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт изделий с заменой недолговечных и выбывающих по случайным причинам (из-за недостаточной надежности) деталей, узлов и агрегатов. Этот объем работ будет вы-

Техническое обслуживание и ремонт изделий по группам сложности

Таблица

№ п/п Содержание работ Примеры изделий средств спасения

I Внешнее наблюдение, периодический осмотр и регулирование Средства связи и навигации, приборы ночного видения, приборы оповещения и поиска пострадавших, средства медицинского обеспечения, противопожарные средства и др.

II Периодический осмотр с регулировкой, замена конструкторских элементов, эксплуатационный ремонт; частичная разборка, исправление недостатков с ликвидацией дефектов и сборка Аварийно-спасательный инструмент, вспомогательное оборудование и оснастка, средства жизнеобеспечения, средства индивидуальной защиты

III Ежедневное обслуживание, периодический ремонт с заменой изношенных элементов, частичная разборка — сборка изделий, совмещенные по периодичности заменой некоторых элементов Средства спасения с высотных объектов, специальные аварийно-спасательные машины, механизированный инструмент и др.

IV То же, что и III, но замена изношенных элементов вызывает необходимость выполнения дополнительных работ Аварийно-спасательные машины раз-личных классов и типов, другие средства доставки, машины инженерного обеспечения и т. д.

V Ежедневное обслуживание; периодические технический осмотр, технический уход, сопровождаемые сменой многих заменяемых элементов в т. ч элементов среднего ремонта и эксплуатационных Авиационные средства, плавсредства, машины инженерного обеспечения и др. важные и эффективные средства спасения, включая робототехнические комплексы и машины специального назначения

VI Ежедневное и периодическое техническое обслуживание, смена отдельных элементов и др. подобные работы, выполняемые силами самого обслуживающего персонала К этой группе со временем, по мере развития техники и технологии, могут относиться все изделия I—V групп

полняться мастерскими хозяйств, эксплуатирующих изделия, или по их поручению — мастерскими общего назначения и станциями регулярного технического обслуживания (применительно к оборудованию промышленных предприятий — ремонтными цехами этих предприятий).

Другая часть затрат будет обеспечивать выполнение всех сложных видов ремонтных работ, требующих высококвалифицированного персонала и использования высокопроизводительного и точного оборудования. Этот объем работ должен выполняться специализированными ремонтными предприятиями.

Литература

1. Общетехнический справочник / Под ред. Е.А. Скороходова. 1982. 416 с.

2. Радин Ю.А., Соборов Л.М., Маслов Н.И. Справочное пособие авторемонтника. Куйбышев, 1988. 223 с.

3. Стеричков В.С. Практикум по слесарным работам. М.: Машиностроение, 1983. 223 с.

4. Черницкий И.И., Потупикаев И.Л. Ремонт бытовых электроприборов и машин в домашних условиях. М.: Машиностроение, 1992. 159 с.

5. Крылов Ю.В. Слесарные и слесарно-сборочные работы. Л.: Лениздат, 1987. 270 с.

Сведения об авторах

Одинцов Леонид Григорьевич: д. т. н, проф., засл. деят. науки РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-99-91, доб. 49-91. E-mail cent_sas7sas@mail.ru

Курбатов Максим Юрьевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-99-91, доб. 49-91. E-mail cent_sas7sas@mail.ru

Румянцева Валентина Сидоровна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-99-91, доб. 49-91. E-mail cent_sas7sas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.