УДК 069
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
Кулемзин Анатолий Михайлович,
доктор культурологии, профессор, ведущий научный сотрудник, ФБГУО «Кемеровский государственный институт культуры» (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: [email protected]
В настоящее время в России наблюдается интенсивное расширение внутреннего и внешнего туризма, повышается интерес к историческому и культурному наследию. Большую роль в этом играют
-
ние в социокультурной жизни страны теоретически разработаны на достаточно высоком научном уровне. Однако технология создания музеев-заповедников довольно непростая практическая задача, поэтому их создание ведется не всегда в строгом соответствии с законодательством о культурном наследии и соблюдением методических требований.
В статье предлагается четкая поэтапная технология создания музея-заповедника, начиная от первого шага в выборе объекта музеефикации на подготовительном этапе. Последовательно рассматриваются все ступени второго этапа официального оформления документации на создание музея, третьего этапа по разработке проекта и четвертого этапа - реализации проекта, т.е. строительство музея.
Ключевые слова: музей-заповедник, музеефикация, научная концепция, разработка проекта, охранная зона, памятник истории и культуры, объекты культурного наследия.
TECHNOLOGY OF A MUSEUM-PRESERVE
Kulemzin Anatoly Mikhaylovich,
doctor of Culturology, Full Professor, leading researcher, Kemerovo state Institute of culture (Kemerovo, Rusian Federation). E-mail: [email protected]
We are currently observing a significant increase in internal and external tourism, as well as heightened interest in historical and cultural heritage. Museum-preserves, whose network is continuously becoming more widespread, play an important role in this process. The methodology of museum-preserves, their importance in the social and cultural life of the country have been theorized on a high enough level by various scholars. However, the technology of museum-preserves is a complicated issue in terms of its practical implementation, which accounts for their establishment not always being carried out in compliance with cultural heritage laws and methodological requirements.
The article suggests a thorough step-by-step technology for creation of a museum-preserve, starting with the choice of an object to be preserved at the preliminary stage. We sequentially examine all the stages of the second step of preparation and legalization of documentation to set up the museum, the third step, which involves drawing up the project and the fourth one - the realization of the project, i.e. construction of the museum.
Keywords: musem-preserve, museumification, scientific concept, project development, conservation area, historical and cultural landmark, objects of cultural heritage.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к историческому, культурному и природному наследию нашей страны, как со стороны соотечественников, так и со стороны граждан других стран. В связи с этим резко расширяются масштабы внутреннего туризма, повышается приток иностранных туристов. Ежегодное количество внутренних туристов превышает более 30 млн.
человек, число внешних туристов приближается
-
ляют несколько десятков миллиардов долларов. Туризм превратился в настоящую экономическую индустрию.
Немаловажную роль в привлечении туристов
имеют музеи-заповедники, представляющие
-
ного наследия в своей естественной среде возникновения и бытования. Однако, туристская инфраструктура в этой сфере у нас еще далека от полного удовлетворения запросов туристов. В огромной стране, насчитывающей более 150 тыс. памятников, имеется только около 150 музеев-заповедников. Рост их числа идет очень медленными темпами. В связи с этим перед государственными органами по охране культурного и природного наследия, перед специалистами музейного дела
76
Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.
имеется необходимость расширения сети музеев-заповедников.
Создание музеев-заповедников - это организационно непростая задача, связанная, в том числе,
и с недостаточной разработанностью технологии
-
ют создаваться при отсутствии достаточного обоснования научной и общественной потребности в них и без должной подготовки предпроектной и проектной документации.
-
тывать и, так называемую, «музейную потребность» в конкретном регионе. Уровень музейной потребности зависит, прежде всего, от позиции государства и местной власти по отношению к историко-культурному и природному наследию, от уровня развития гуманитарной науки, состояния
музееведческой и краеведческой деятельности,
-
ческой интеллигенции. Немаловажное значение имеет общий уровень образования и культуры населения в данном районе.
-
тапной работы по созданию музея-заповедника.
-
никновения идеи до его открытия можно условно разделить на четыре этапа: подготовительный, официальное оформление, разработка проекта, реализация проекта.
I. Подготовительный этап
Главной задачей этого этапа работы является
-
поведника и принятие официального решения о его создании.
-
зеефикации должен быть уникальный, редкий,
аттрактивный памятник истории и культуры
-
ного наследия, репрезентативно отражающий
-
ление. То есть, обладающий высокой музейной
ценностью. Немаловажным фактором для выбора
-
цию, реставрацию, возможность экспонирования
-
учных, образовательных, культурно-познавательных и туристических целях. Для долгосрочного и безбедного существования музея-заповедника необходимым условием является его транспортная доступность для массового посетителя на личном, общественном или специальном туристическом транспорте.
Научное обоснование создания музея-заповедника: Обоснование актуальности создания музея. Доказательство ценности объекта музеефика-ции для науки, культуры, образования и просвещения. Написание научных статей, возможно,
монографии, доклады на научно-практических конференциях.
Популяризация объекта: Издание научно-популярной литературы. Создание общественного
-
передачи). Издание открыток, буклетов и другого иллюстративного материала. Поиск спонсора или туристической фирмы, могущей взять на себя расходы по организации туристической базы на основе музея-заповедника.
Предварительное обсуждение концепции музея в общественной палате субъекта РФ, в крупных музеях, научных и природоохранных организациях.
II этап. Официальное оформление музея.
Принятие официального решения: Подготовка проекта решения о создании музея-заповедника. Представлениепроекта основ концепции музея (социальная миссия, научная, культурная, социальная значимость, смета, штат), возможный спонсор или туристическая фирма, выступающая в роли спонсора, заключения от заинтересованных
организаций в государственный орган охраны
-
следия, в соответствии со статусом музея (муниципальный, областной, региональный, республиканский, федеральный).
-
ректора музея, формирование штата научных
-
ников бухгалтерии и хозяйственной части.
Определение местонахождения администрации:
-
ность) помещений для офиса, хозяйственной части, фондов, библиотеки, экспозиционных помещений, лабораторий и складов.
Ill этап. Разработка проекта.
-
ботка научной концепции и проекта музея-заповедника - основного инженерно-технического документа для создания и развития музея. Разработка научной концепции:
Описание предметной базы музея: недвижимые
-
ного наследия, движимые музейные предметы,
нематериальное культурное наследие, уникальные
-
графических и природных условий. Описание естественного и антропогенного ландшафта.
-
поведника. Обозначение целей, задач, социальной
миссии музея-заповедника и перспектив развития.
-
гической, социальной значимости для развития региона. Расчет экономической эффективности музея.
Разработка структуры музея (экспозиционная
-
ристско-рекреационная зона).
-
рования застройки, заповедных зон охраняемого
ландшафта. Проектирование реставрационных,
-
тельных работ.
Разработка плана мероприятийпо сохранению
-
родного наследия в научных, просветительских и туристских целях.
-
ние проектной организации, имеющей лицензию на проектирование музеев. Заключение договора о разработке проекта. Разработка и утверждение проекта. Разработка генерального плана развития музея.
Землеотвод: Подготовка и принятие постановления (муниципального, областного, республиканского, федерального) органа власти
-
ного назначения. Производство землеотвода. Топографическая съемка. Определение границ музея-заповедника, границ охранных зон, границ зон регулирования застройки.
Составление учетной документации: Подготовка учетной документации на объекты исторического, культурногои природного наследия (паспортов
и учетных карточек), находящихся на территории
-
рико-культурного значения и государственной
-
нальный, муниципальный). Утверждение учетной документации Росохранкультурой Министерства
культуры РФ. Внесение объектов культурного
-
ектов культурного наследия народов Российской Федерации.
IV этап. Реализация проекта (строительство музея)
Основной этап создания музея-заповедника.
-
собного принимать и обслуживать посетителей. На этом этапе возможна корректировка проекта. Создание административно-хозяйственной
зоны: Строительство или приспособление здания
-
щений для хозяйственного комплекса.
Строительство или приспособление здания для музейно-выставочного павильона. Музеефикация объектов наследия: реставрация, консервация,
реконструкция. Создание открытых экспозиций
-
ция (перемещение) объектов культурного наследия для открытых экспозиций. Установка указателей, аншлагов.
Создание зоны ландшафтных открытых экспозиций: Создание экологических троп познания,
-
ных щитов, пояснительных текстов, устройство ограждений.
-
тельство или приспособление помещения для гостиницы, торговых точек, пищеблока, пункта первичного приема посетителей, автостоянки. Оборудование рекреационной зоны.
-
мятникоохранительного, природоохранного. Возможна корректировка проекта.
-
тие с приглашением всех принимавших участие в создании музея-заповедника, наибольшего количества посетителей, СМИ, представителей местной власти, Министерства культуры РФ.
Литература
1. Археологические памятники: выявление, охранное изучение и музеефикация [Archaeological sites: the identification, security study and museumification]: тез. докл. науч.-практ. конф. - Воронеж, 1989.
2. Беглецова, С. В. Стандарты описания историко-культурного наследия / С. В. Беглецова // Современные тенденции по сохранению историко-культурного наследия. - Йоршкар-Ола, 2003.
-
вания музеев под открытым небом/Б. В. Гнедовский. - Москва, 1983. -Ч. 2: Методика и последовательность подготовки предпроектных материалов и проектной документации.
-
ры. - Кемерово, 2015.
-
ев-заповедников, историко-культурных заповедников». - Москва, 2005.
6. Каулен, М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России.М. Е. Каулен. - М.: Этерна, 2012. - 432 с.
7. Кимеев, В. М. Экомузеи Притомья в постиндустриальном обществе: генезис, архитектоника, функции / В. М. Кимеев. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 452 с.
8. Кулемзин, А. М. Методика сохранения и использования памятников истории и культуры: учеб.пособие для вузов / А. М. Кулемзин. - Кемерово: КемГУКИ, 2009. - 106 с.
18 Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.
9. Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация: науч.-информ. сб. / Российская государственная, библи-
отека, НИЦ Информкультура. - Москва: РГБ, 2005. - Вып. 5. 10. Медведь, А. Н. Музеефикация памятников археологии в России (прошлое и настоящее) / А. Н. Медведь,
Москва, 2004. 80 с.
References:
1. Arkheologicheskie pamyatniki: vyyavlenie, okhrannoe izuchenie i muzeefikatsiya: tez. dokl. nauch.-prakt. konf. -Voronezh, 1989. (In Russ.)
2. Begletsova, S. V. Standarty opisaniya istoriko-kul'turnogo naslediya / S. V. Begletsova [The standards describe the historical and cultural heritage] // Sovremennye tendentsii po sokhraneniyu istoriko-kul'turnogo naslediya. - Yor-shkar-Ola, 2003. (In Russ.).
3. Gnedovskiy, В. V. Metodicheskie rekomendatsii dlya podgotovki predproektnoy dokumentatsii i proektirovaniya
muzeev pod otkrytym nebom [Guidelines for preparation writing project documentation and design of mu-seum's
-
tnykh materialov i proektnoy dokumentatsii. (In Russ.).
4. Glushkova P. V., Kimeev V. M. Muzei pod otkrytym nebom. [The Museum under the open sky] Uchebnoe posobie: Kemerovskiy gos. inst. Kul'tury. - Kemerovo, 2015. (In Russ.).
-
vennoy podderzhki muzeev-zapovednikov, istoriko-kul'turnykh zapovednikov [The report of the Ministry of Culture and Mass Communications of the Russian Federation to a meeting of the Government of the Russian Federation «About measures of the state support of memorial estates, historical and cultural reserves» the]. - Moscow, 2005. -P. 1-42. (In Russ.).
6. Kaulen, M. E. Muzeefikatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii. [The museumification of historical and cultural heritage of Russia] - M.: Eterna, 2012. - 432 p. (In Russ.).
7. Kimeev, V. M. Ekomuzei Pritom'ya v postindustrial'nom obshchestve: genezis, arkhitektonika, funktsii. [Ecomusee Pretoma in post-industrial society: Genesis, structure and functions] Tomsk: Izd-vo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2008,452 p. (In Russ.).
8. Kulemzin, A. M. Metodika sokhraneniya i ispol'zovaniya pamyatnikov istorii i kul'tury: ucheb.posobie dlya vuzov. [The method of preservation and use of monuments of history and culture] - Kemerovo: KemGUKI, 2009. - 106 p. (In Russ.).
9. Materialy IKOMOS. Konservatsiya i restavratsiya [Conservation and restoration] : nauch.-inform. sb. / Ros. gos. b-ka, NITs Inform-kul'tura. - Moskva: RGB, 2005. - Vyp. 5. (In Russ.).
10. Medved', A. N. Muzeefikatsiya pamyatnikov arkheologii v Rossii (proshloe i nastoyashchee) [The museumification of archaeological monuments in Russia (past and present)] / A. N. Medved'. - Moskva, 2004. 80 s.