Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА СРЕДСТВАМИ ИКТ В ДОУ'

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА СРЕДСТВАМИ ИКТ В ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
мультфильм / аудиовизуальные оборудования / пластилин / анимация / Киностудия Windows Live / специальные программы / cartoon / audiovisual equipment / plasticine / animation / Windows Live Film Studio / special programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банзаракцаева Я.Ш.

Сегодня ИКТ является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Использование ИКТ доступно и привычно для детей нового поколения, но и это удобно для современного педагога. В статье рассмотрены алгоритм создания мультфильма с дошкольниками старшей (подготовительной) группы. Представлена последовательность работы по изготовлению мультфильма. Даны краткие характеристики специальных программ для создания мультфильма, они наиболее просты в использовании и обладают очень широким функционалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR CREATING A CARTOON BY ICT MEANS IN DOW

Today, ICT is an integral part of the learning process for preschoolers. The use of ICT is accessible and familiar to children of a new generation, but it is also convenient for a modern teacher. The article discusses the algorithm for creating a cartoon with preschool children of the senior (preparatory) group. The sequence of cartoon production is presented. Brief characteristics of special programs for creating a cartoon are given, they are the easiest to use and have very wide functionality.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА СРЕДСТВАМИ ИКТ В ДОУ»

УДК 37.012

Банзаракцаева Я.Ш. ст. преподаватель

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Россия, г. Норильск

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА СРЕДСТВАМИ ИКТ В

ДОУ

Аннотация: Сегодня ИКТ является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Использование ИКТ доступно и привычно для детей нового поколения, но и это удобно для современного педагога.

В статье рассмотрены алгоритм создания мультфильма с дошкольниками старшей (подготовительной) группы. Представлена последовательность работы по изготовлению мультфильма. Даны краткие характеристики специальных программ для создания мультфильма, они наиболее просты в использовании и обладают очень широким функционалом.

Ключевые слова: мультфильм, аудиовизуальные оборудования, пластилин, анимация, Киностудия Windows Live, специальные программы.

Banzaraktsaeva Ya.S.

art. teacher

Krasnoyarsk regional institute of advanced training and

professional retraining of educators

Russia, Norilsk

TECHNOLOGY FOR CREATING A CARTOON BY ICT MEANS IN

DOW

Annotation: Today, ICT is an integral part of the learning process for preschoolers. The use of ICT is accessible and familiar to children of a new generation, but it is also convenient for a modern teacher.

The article discusses the algorithm for creating a cartoon with preschool children of the senior (preparatory) group. The sequence of cartoon production is presented. Brief characteristics of special programs for creating a cartoon are given, they are the easiest to use and have very wide functionality.

Key words: cartoon, audiovisual equipment, plasticine, animation, Windows Live Film Studio, special programs.

Использование информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтом

уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Под ИКТ подразумевается не только использование компьютера и их программного обеспечения, но и Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуальные оборудования (магнитофоны, диктофоны, проигрыватели, плееры, фотоаппараты, видеокамеры, информационные табло и т.д.).

Самым доступным источником информации для детей дошкольного возраста являются мультфильмы, они смотрят его в детском саду и дома. И не осознают сложность создания мультфильма. Мотивировать детей дошкольного возраста особенно в старшей группе на создание пластилинового мультфильма всегда очень просто, и на предложение попробовать создать самим мультфильм и побыть в роли «режиссера» дети откликаются охотно. Чтобы создать мультипликационное кино своими руками необходимо написать текста сценария, или выбрать известную сказку, рассказ, стихотворение, выбрать музыку, озвучивание. Придумывая сценарии своего фильма, у детей развивается воображение, фантазия, наблюдательность и другие важные качества. Создавая героев своего фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина. Например, лепка различных форм, лепка героев своего мультфильма, обследование предмета, деление пластилина (глины) на равные части, отрезание, отщипывание одинаковых кусков пластилина, составление орнамента с чередующимися элементами -все это способствует развитию глазодвигательных координаций и глазомера.

Кроме того, следующие приемы в лепке и рисовании способствуют подготовке руки к письму. В лепке формируются навыки дозирования силы нажима при письме, переноса веса на руку, усвоение способа правильно держать ручку при использовании следующих приемов:

- раскатывание глины скалкой;

- разминание, смешивание пластилина;

- вытягивание мелких элементов.

Кроме того, в процессе лепки, рисования, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, и способствует психологической разгрузке.

Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды

изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Мультипликация, анимация - вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Процесс создания мультфильма - это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится главным художником и скульптором этого произведения. При создании мультфильма используется фотоаппарат, здесь дети могут сами фотографировать, делая фотоснимки покадрово, пошагово вручную передвигают фигурки, также могут озвучить его. В дальнейшем воспитатель фотоснимки совмещает в единый видеоряд, используя компьютер и программу для создания/редактирования фото/видео.

Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:

- фотоаппарат, видеокамера с функцией покадровой съемки;

- штатив, на который крепится видеокамера;

- настольная лампа;

- компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Киностудия Windows Live);

- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);

- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);

- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).

- диски для записи и хранения материалов;

- устройство для просмотра мультипликационных фильмов: DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.

Для создания мультфильма воспитатели могут использовать специальные программы, они наиболее простые в использовании и обладают очень широким функционалом, такие как:

1. Toon Boom Harmony-многие эксперты считают лучшей программой для создания мультиков.

2. Autodesk Мауа-одна из самых популярных профессиональных программ, которая базируется на трехмерном моделировании и дальнейшем анимировании персонажей и различных сцен.

3. Adobe Animate-программу можно использовать при работе с фотографиями, видео и графикой.

4. Pivot Animator- приложение для анимирования картинок, фотографий

Кроме платных программ есть и бесплатные:

5. Express Animateв этой программе редактировать мультик можно буквально по кадрам, готовый мультфильм можно конвертировать в самые разные форматы, кроме изображения можно также добавлять фоновые звуки.

6. Hippani Animator-программа предназначена для учебных заведений и распространяется бесплатно.

7. Tupi-имеет простой интерфейс, так что даже дошкольник поймет как в ней работать. Здесь множество готовых объектов и элементов, из которых можно создавать собственные картинки и анимировать их.

8. Scratch- образовательная программа, она поможет детям обрести первые навыки создания анимации.

Алгоритм создания мультфильма с дошкольниками старшей (подготовительной) группы

1. Формирование творческой группы. В создании мультфильмов участвуют дети старшей (подготовительной) группы в возрасте от 5 до 7 лет. Снимать мультфильм помогают и родители.

2. Чтение литературы и выбор произведения. Подбор материала.

3. Подготовка сценария (написать текста сценария, или выбрать известную сказку, рассказ, стихотворение и др.).

4. Выбор анимационной техники (аудиовизуальные оборудования).

5. Изготовление фонов, декорации.

6. Изготовление персонажей, лепка пластилиновых героев, (конструктор ЛЕГО, готовые куклы) к будущему мультфильму.

7. Фотосъемка героев фильма. Съёмочный процесс. Каждое маленькое движение снимается фотокамерой или видеокамерой в режим покадровой съемки.

8. Звуковое оформление, или «озвучивание». Распределение между детьми реплики персонажей, возможные комментарии автора. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Важно, чтобы произнесённый текст совпадал с движениями персонажей.

9. Монтаж фильма. Перенести отснятые фотографии на компьютер в данном случае в программу Киностудия Windows Live-программа для создания/редактирования фото/видео. Разместить фотоснимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе и монтировать фильм.

10. Просмотр мультфильма, обсуждение. Дети вместе с приглашенными гостями устраивают презентацию (просмотр) получившегося мультфильма. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильме, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма.

Создание мультфильма - это многогранный процесс, интегрирующий познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Использование информационных технологий в ДОУ позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. В условиях детского сада необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная деятельность воспитателя с детьми должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудиовизуального оборудования, с ее мультимедийными возможностями.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Использованные источники:

1. Кудашкина О.П. «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» ,19с.

2. Мальцева М.В., «Сказки-краски»: методические рекомендации по созданию мультстудии в детской библиотеке / Сыктывкар: Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака, 2016. - 38 с.: ил.

3. Новацкая Марья. Пластилиновые картинки: рисуем пластилином с детьми. СПб. : Питер, 2015. - 64 с.

4. Почивалов А., «Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик», 2005. - 66с.

5. Тухтасинова Ш.Г., «Проект Мультфильм своими руками», г. Белоярский, 2016. - 54с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.