прав российских граждан за рубежом видится намного шире и включает не только права туристов, но также и всех наших соотечественников, нуждающихся в ней за пределами Российской Федерации.
Список литературы
1. Конституция РФ М.: Издательство Айрисс-пресс, 2006 г.
2. Федеральный Закон от 24 ноября 1996 года № '132-ФЭ «Об основах туристской
деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями)
3. Сапрыкин С.Ю. Комментарий к поправкам к закону об основах туристской
деятельности - М. ГроссМедиа: РосБух, 2007 г.
4. Гражданский Кодекс РФ. Части первая, вторая и третья. Официальный текст. _ М.: ИКФ Омега _Л, 2006 г. - 416 стр.
5. Федеральный Закон от 17 декабря 1999 г. № 212 ФЗ «О защите прав
потребителей» М.: издательство Тандем, 2006 г.
6. Н.И. Волошин « Туристская деятельность как предмет правового регулирования» Экономика и право. - 1999. - №11. - С. 55-59.
7. Газета «Заутра» - завтра делаем мы» «Договор с турфирмой: как вычислить «кидалово»?» 01.07.2006 г.
8. Поправки в закон о туризме приведут к росту капитализации туркомпаний и выходу операторов на "белый" финансовый оборот - Ростуризм. «Прайм - Тасс. Агентство экономической информации» 09.02.2007 г.
VI. КУЛЬТУРА, МОДА, ДИЗАЙН
УДК 7.03
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ МОЗАИКИ В СТИЛЕ МАРКЕТРИ Богданов И.В.
ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»
г. Москва
Мозаика - это орнаментальное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу элементов (стекло, керамическая плитка, дерево).
Мозаика является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений. Мозаику используют для украшения предметов декоративно-прикладного искусства (мебель, музыкальные инструменты, оружие). Технику мозаики иногда применяют и при создании станковых картин.
В зависимости от используемых материалов, технических приемов выполнения и художественных особенностей мозаика имеет несколько разновидностей, среди которых особое место занимает мозаика по дереву - инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.
Инкрустация представляет собой украшение изделия врезанными в его поверхность пластинками из металла, слоновой кости, перламутра и других материалов. При этом врезки (вставки) находятся на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличаются от нее цветом или материалом.
Известны два способа выполнения инкрустации. При первом способе, когда вставка имеет большой размер и несложную форму, сначала вырезают вставку. Затем ее накладывают на изделие и делают контур острым предметом. По полученному рисунку делают выемку (гнездо), в которую вкладывают вставку.
При сложном ажурном орнаменте применяют второй способ. Сначала на поверхность изделия наносят рисунок вставки. Затем по контуру рисунка делают неглубокий разрез (чтобы не было сколов и защепов древесины) и выбирают стамеской выемку с чуть скошенными ровными краями. После этого в соответствии с выемками подгоняют вставки. На обратной стороне вставок и на дне выемок делают насечки для лучшего сцепления (относится к обоим способам). Вставки закрепляют в выемках с помощью клея или мастики, после чего тщательно выравнивают. Инкрустация широко использовалась в Древней Греции и Риме для украшения изделий из дерева.
Интарсия - это инкрустация деревом по дереву, при которой в углубления деревянной основы вкладывают деревянные пластинки - вставки, отличающиеся от основы цветом и текстурой. Названия "инкрустация" и "интарсия" часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. Это не является ошибкой, хотя понятие "инкрустация" более широкое. Техника выполнения интарсии та же, что и при выполнении инкрустации, и требует такой же точности и аккуратности. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте.
Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в том, что по заданному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки, которые затем разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковым рисунком. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность деревянных изделий. Родина мозаики - Древний Восток.
Маркетри (от франц. шащиег - размечать, расчерчивать) - вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.
Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины.
В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка, облицовка и наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в шпоновый набор существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет). Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую
нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заполняют кусочками шпона.
Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Её широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642-1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т.д. В Германии, в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который делал и декоративные настенные панно.
Русские мебельщики - краснодеревщики начали применять облицовывание и деревянную мозаику в начале XVIII в., когда в Россию начали ввозить древесину экзотических пород. Известными мастерами-мозаичниками были Никифор Васильев, Федор Пряхин, Матвей Веретенников.
Наиболее широкое применение в настоящее время получила техника маркетри. Она имеет целый ряд преимуществ перед другими способами изготовления мозаичных наборов. Именно в шпоне в полной мере проявляются особенности древесины как декоративного материала, красота ее текстуры. В то же время шпон -наиболее доступный материал. Техника маркетри проста, не требует применения сложного инструмента. Процесс изготовления деталей мозаики может быть механизирован, что позволяет организовать серийный выпуск изделий. Вместе с тем благодаря разнообразию текстуры и цвета древесины при одном и том же рисунке набора каждое изделие оригинально.
В технике маркетри можно создавать простые орнаментальные украшения для мебели и других деревянных изделий и сложные тематические композиции, а также собственные картины-мозаики.
Материал. Для выполнения мозаичных работ в технике маркетри применяют все породы древесины в виде строганного или лущеного шпона. Художественные достоинства мозаичного набора во многом зависят от правильного использования природных декоративных свойств древесины - её текстуры, цвета, блеска.
Текстура древесины. Текстура - это рисунок, образующийся на поверхности древесины вследствие перерезания элементов ее строения. Чем сложнее строение древесины и разнообразнее сочетания отдельных ее элементов, тем богаче текстура.
Выбор породы древесины с текстурой, соответствующей рисунку мозаики, требует внимания и высокой квалификации, как художника, дающего принципиальное решение, так и мастера, осуществляющего его замысел.
Цвет. Цвета отдельных кусочков шпона в мозаичном наборе влияют друг на друга, т.е. вступают в определенные отношения, создавая цветовую гамму. Отношение цветов может быть построено на контрасте, нюансе или тождестве, что определяется конкретной задачей. Часто в наборах при неправильно выбранной степени интенсивности цвета, светлоты или контрастности, отдельные элементы "вырываются" или "проваливаются", нарушая колористическую цельность мозаики.
Моё рабочее место - небольшой верстак или устойчивый стол. Работу выполняю сидя. Поверхность стола должна быть хорошо освещена равномерным, рассеянным светом. Шпон режу на специально подложенном щите, который предохраняет крышку стола или верстака от повреждений.
Мои инструменты. Основным инструментом служит плоский нож-резак с лезвием в виде косячка. Ручка ножа имеет овальную форму, на конце ручки - плоский косой срез, которым притираю полоски клеевой ленты при склеивании частей набора. Такие ножи обычно изготовляю сам. Применяю также ножи со сменными резцами, форма которых может быть различна. Для резания узких полосок-штапиков использую двойной нож-резак, изготовленный из двух пластинок с вклеенным между ними деревянным брусочком. Циркулем - резаком вырезаю элементы круглой формы с большим радиусом кривизны.
При соединении крупных деталей мозаики для притирки клеевой ленты применяю притирочный деревянный молоток или металлический с рифленым роликом.
Заточка и правка ножа-резака. Острота инструмента - основное условие быстрой и качественной моей работы. Для заточки ножа использую электроточило, точильные бруски и оселки.
Выполнение мозаики: сделал эскизы, стараясь передать характеры собаки и тигра. «Борзую» делал как добрую, спокойную, как верного друга человека. С тигром я такого себе позволить не мог, ведь он дикое животное, в нём должна присутствовать опасность, за которую его уважают и боятся. Затем разделил эскиз на вставки и выполнил их в цвете с помощью красок, определив цветовую гамму. После этого стал по цвету подбирать шпон. Для «Борзой» (см. рис.1) я выбрал следующий шпон: липу, грушу, орех, мареный ясень, зрачки глаз выполнены из марёной груши. Фон сделал из красного дерева.
У тигра (см. рис.2) на туловище и на правой стороне головы я подобрал ясень, грушу, на носу и спине использовал разновидности красного дерева. Для чёрных полос подобрал марёный ясень, а для фона орех, вставки обозначил определёнными номерами, которые соответствуют шпону. И только после этого я приступил к резанию мозаики: вырезал обозначенную бумажную вставку, на её место подставлял шпон, обводил его по контуру, прорезая насквозь. Для того, чтобы вставки держались, скреплял бумагу со шпоном с помощью клейкой гумирочной ленты. На завершающем этапе работы сделал фон. Когда мозаика была вырезана, я наклеил её на фанеру и зажал в прессе на три дня. Вынув мозаику из пресса, я содрал с неё гумирочную ленту, отстрогал кромки под размер и наклеил на них кромочную ленту, смягчив кромки. После этого отшкурил мозаику с обеих сторон, а затем покрыл её лаком. На этом процесс изготовления мозаики закончился.
Мозаики «Борзая» и «Тигр» получились такими, какими я их и планировал: собака - спокойная и добрая, тигр - настоящий хозяин природы.
На мой взгляд, самое сложное в мозаике - это создание рисунка и подбор шпона, поскольку, если что-то из этого сделано не правильно, то в конечном
результате можно получить весьма некрасивую работу, особенно это касается не столько сюжетного набора, сколько создания портрета человека. Поэтому эта часть процесса требует повышенного внимания и мастерства.
Рис.1. Борзая Рис.2. Тигр
УДК 7.03
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ В СТИЛЕ ЭЛЕКТРИКА НА ТЕМУ «ВРЕМЕНА ГОДА»
Ермакова Д.С., Нерослова Н.Н., Храпова Ю.Г., Чупина И.В.
ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»
г. Москва
Изготовленная композиция называется «Времена года». Она состоит из подноса, графина и четырех стаканов.
Первоначально идея состояла в том, чтобы сделать кованый поднос, но такое решение было бы не практичным, кроме того ковка достаточно трудоемкий процесс. Поэтому было решено сделать имитацию ковки и расписать стеклянное основание подноса. Стекло было выбрано в качестве материала, потому что оно облегчает ковку.