Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МОНОЛОГИЧЕСКОЦЙ РЕЧИ / УРОК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА / SCAFFOLDING TECHNOLOGY / MONOLOGUE SPEECH / LEVELS OF FORMATION OF MONOLOGUE SPEECH / GERMAN LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Реднева Татьяна Андреевна

В данной статье рассматривается организация и реализация технологии скаффолдинг на уроках немецкого языка. Выявлены уровни сформированности монологических умений учащихся. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования технологии скаффолдинг для повышения мотивации, развития самостоятельности и творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Реднева Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKAFFOLDING TECHNOLOGY FOR TEACHING MONOLOGICAL SPEECH IN GERMAN LESSONS

This article discusses the organization and implementation of scaffolding technology in German lessons. The levels of formation of students' monologic skills are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the feasibility of using the scaffolding technology to increase motivation, development of independence and creativity.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

2. Копцева, Т.А. Страницы войны и мира в детском рисунке? [Текст] / Т.А.Копцева // Искусство в школе. - 2020. - № 3. - С. 36-42.

3.Копцева, Т.А. Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей 1945 и 2015 годов: по материалам коллекции детского рисунка ИХОиК РАО [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - 2015. - № 4. - URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.htm. - 0,5 п. л.

4. Левин, С.Д. Ваш ребенок рисует [Текст] / С.Д. Левин. - М.: Советский художник, 1979. - 270 с.

5. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флёрина. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.: ил.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент магистерской программы Реднева Татьяна Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ СКАФФОЛДИНГ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ

НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается организация и реализация технологии скаффолдинг на уроках немецкого языка. Выявлены уровни сформированности монологических умений учащихся. Представлены данные опытно-практической работы, которые подтверждают целесообразность использования технологии скаффолдинг для повышения мотивации, развития самостоятельности и творческих способностей.

Ключевые слова: технология скаффолдинг, монологическая речь, уровни сформированности монологическоцй речи, урок немецкого языка.

Annotation. This article discusses the organization and implementation of scaffolding technology in German lessons. The levels of formation of students' monologic skills are revealed. The data of experimental and practical work are presented, which confirm the feasibility of using the scaffolding technology to increase motivation, development of independence and creativity.

Keywords: scaffolding technology, monologue speech, levels of formation of monologue speech, German lesson.

Введение. В настоящее время ключевым понятием в сфере карьеры, образования и межличностного общения является коммуникация. Без умения коммуницировать с другими людьми невозможно быть полноценной частью современного общества. Особую роль играет также владение иностранными языками и способность изъясняться на том или ином языке. Развитие данного навыка зависит от ряда факторов, в том числе индивидуальных. Зачастую изучающие иностранный язык сталкиваются с так называемым языковым барьером, который мешает свободно понимать и использовать иностранную речь в общении. Более того, языковой барьер может стать причиной плохих оценок у школьников или студентов, так как скорость и качество усвоения материала у каждого изучающего разные. Однако в арсенале современного учителя имеется множество приемов и стратегий обучения иностранному языку, которые помогают адаптировать тот или иной материал или задание к учащимся всех возрастов и уровней владения языком.

В современном обществе чрезвычайно важно умение общаться с людьми. Школьные учебные программы по иностранным языкам в первую очередь ставят цель сформировать универсальные учебные действия, а также развить четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Особое место в данном случае занимает умение говорения, так как устная часть является одним из самых сложных моментов в изучении иностранного языка. К примеру, одной из основных задач современного обучения говорению на уроках немецкого языка является развитие способности успешно осуществлять общение с представителями разных культур [10].

Стоит отметить, что на данный момент многие учителя в школах сталкиваются не только с низкой мотивацией к учебе и рассеянным вниманием учеников, и с так называемой «выученной беспомощностью» [1].

Современные педагоги отмечают, что когда в процессе освоения какого-либо материала задание кажется ученику непосильно сложным конкретно для него и его уровня, то учащиеся с низкой мотивацией прекращают выполнение задания, не доделав его до конца, так как сомневаются в своих способностях. Главной задачей преподавателя в такой ситуации - повысить мотивацию в процессе изучения иностранного языка. Центральное место в таком случае занимает технология «Scaffolding».

Изложение основного материала статьи. Методикой обучения иностранному языку с применением технологии скаффолдинга занимались многие педагоги и ученые, среди которых выделяются педагогические и психологические труды И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, А.А. Леонтьева, Е.И. Пассова, В.Л. Скалкина, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, Е.А. Маслыко, Г.В. Роговой, Ф.М. Рабиновича, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Дж. Брунера, И. Веренкиной, Г. Дэниелса.

Технология скаффолдинга определяется современными авторами как особое взаимодействие ученика и учителя в решении поставленных учебных задач. Базовой характеристикой скаффолдинга является «угасающая помощь» со стороны учителя, которая в начале может быть подробной и частой, а к концу обучения сокращается или прекращается вообще [9].

В переводе с англ. scaffolding - строительные леса. Учебный скаффолдиг - процесс, который предоставляет учащемуся шанс решить проблему, выполнить задание или достигнуть целей, которые находятся за пределами его возможностей или уровня знаний. Джером Брунер является основоположником

теории скаффолдинг. Учебные «леса» - это различные временные опоры, которые выступают в роли поддержки для обучающихся. Ключевая идея технологии состоит в том, что по мере овладения обучающимся знаниями и умениями, опоры убираются, так как ученик способен справиться самостоятельно [1].

Технология скаффолдинга базируется на главной идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, когда заложено расхождение между уровнем актуального развития (когда учащийся может сам решить учебную задачу) и уровнем потенциального развития (которого учащийся способен добиться при помощи учителя или в сотрудничестве с другими учащимися).

Однако, необходимо уточнить и разделить понятия «опора» и угасающая помощь в рамках технологии скаффолдинга. Опоры определяются как ориентиры речевой деятельности, сокращающие зону поиска, способствующие развертыванию мысли, ограничивающие меру неопределенности и соответственно некорректности речи [2].

Ученые определяют пять главных характеристик технологии скаффолдинга: намеренность действий, уместность действий, структура действий, сотрудничество в процессе выполнения заданий, натурализация (усвоение) действий [12].

Скаффолдинг подразумевает использование различных приемов:

1. разделение объемного задания на более мелкие;

2. использование тактики «размышление вслух», т.е. проговаривание или озвучивание обучающимися процесса размышления над заданием после его выполнения;

3. совместная работа студентов в группе, и диалог между участниками команды группы;

4. целенаправленные «подсказки» со стороны учителя (вопросы или визуальные подсказки) [12].

Необходимо отметить, что технология скаффолдинга с большим успехом может быть использована при

обучении монологической речи. В обучении данному виду речевой деятельности используется путь «сверху», когда учащемуся предстоит создать свое высказывание на основе эталонного текста [2].

Для пути «снизу», когда учащемуся необходимо построить высказывание на основе предложения, можно использовать технологию scaffolding, т.е. сформировать определенные опоры для говорения. Рекомендуется дать визуальные подсказки для создания высказывания, речевые клише для начала предложения или образец плана высказывания.

В роли опор может также выступать проблемно-поисковые задания, инструкции, схемы, вопросы, ключевые слова и так далее. В течение выполнения того или иного задания опоры убираются, обучающиеся «учатся учиться» и формируют навык самостоятельного выполнения задания [10].

Таким образом, технология скаффолдинга может помочь не только учащимся, но и учителям. Эта методика основана на постоянном мониторинге знаний учащихся, а это означает, что учитель может отслеживать прогресс учащихся и своевременно реагировать на те или иные изменения в процессе обучения. По окончании работы над заданиями с применением скаффолдинга, учащиеся понимают, что на определенном этапе работы они могут самостоятельно выполнять ранее трудные упражнения, что повышает их мотивацию к учебе.

Более того, технологию скаффолдинга можно успешно реализовать в условиях дистанционного обучения. На сегодняшний день такой способ обучения является основным из-за пандемии COVID-19. Однако стоит отметить, что, согласно статье №32 Закона об образовании к компетенции образовательного учреждения относятся: «использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [7]. Как показывают публичные опросы, 45% опрошенных школьников высказывались о нехватке общения в педагогом в период дистанционного обучения. Это может быть связано с незнанием педагогического коллектива способов общаться с учащимися, так как во время дистанционного обучения широко используются онлайн-платформы с автоматической проверкой результатов или уроки в приложениях ZOOM или Skype. Зачастую онлайн-урок повторяет ход реального урока, однако ввиду технических неполадок учащиеся могут пропустить часть информации. В таком случае на помощь приходит технология скаффолдинга, адаптированная под инструменты дистанционного обучения. Так, сайт Miro.com, Zumpad.de или Classroomscreen.com позволяют учителю в режиме реального времени демонстрировать учащимся различную информацию. Данные инструменты также предоставляют возможность создать красочные схемы, mind-map, памятки и подсказки. В совокупности с приложениями для онлайн-конференцийданные сайты создают условия для применения технологии скаффолодинга на уроке иностранного языка. Стоит также подчеркнуть, что данные инструменты позволяют сохранить созданные визуальные опоры, памятки и схемы и отправить их учащимся.

Таким образом, даже если интернет-соединение или технические возможности учащихся не позволяют им присутствовать на онлайн-уроке, учитель может оказывать поддержку учащимся дистанционно, эффективно соединяя приемы технологии скаффолдинга с инструментами дистанционного обучения.

Эффективность реализации скаффолдинга на практике зависит также от выполнения следующих условий:

1. Активизация знаний и создание контекста для усвоения нового материала. Понимание нового материала строится на базе уже имеющихся знаний. Эффективным способом реализации этого условия является «мозговой штурм» (brainstorming), по результатам которого можно систематизировать как уже известные предметные знания, так и имеющийся арсенал языковых средств [4].

2. Деление информации на части и презентация в удобном для восприятия виде.

3. Наличие обратной связи от учителя. Особенно важно давать учащимся обратную связь на ранних этапах, когда навык выполнения задания самостоятельно еще не сформировался.

4. Наличие схемы и модели результата [12].

Технология скаффолдинга, согласно теории автора множества методических пособий П. Гиббонс, состоит из четырех "строительных блоков" [12]: анализ потребностей; анализ уровня обучения; планирование уроков; взаимодействие с обучением.

Помимо технологии скаффролдинга и видов деятельности, которые можно выполнить в рамках этой технологии, важно учесть способы и методы оценивания результатов деятельности учащихся. В данном

вопросе на помощь приходит методика формирующего оценивания, главными характеристиками которого является регулярность, критериальность, индивидуальный подход. С помощью этого метода можно разнообразить процесс оценивания. В арсенал приёмов формирующего оценивания входят такие способы как «Недельный отчет», «Лестница успеха», «Минутное эссе» и так далее. Большим преимуществом данного подходя является то, что критерии оценивания известны заранее как учителям, так и учащимся, что в свою очередь гарантирует объективность и направленную деятельность учеников.

Для того, чтобы удостовериться, действительно ли технология скаффолдинга помогает развивать умение монологической речи, нами была проведена опытно-практическая работа.

Работа проводилась на базе МАОУ «Гимназия №184» г. Нижнего Новгорода. Для опытно-практической работы нами был выбран 11 «б» класс.

Опытно-практическая работа проводилась в 3 этапа:

1. Подготовительный этап. На данном этапе нами был проведен входной контроль сформированности умения монологической речи. Сначала учащиеся самостоятельно прорабатывали текст о писателях "Mein Lieblingsschriftsteller", затем на основе этого текста учащимся предлагалось составить свой монолог о любимых писателях. Нами был выбран путь «сверху», так как данный путь обучения монологической речи используется на старших уровнях обучения. В группе немецкого языка 11 «б» класса 7 человек. По итогам входного тестирования 3 (42%) человека написали монолог на отметку «4», 4 (58%) человека справились с данным заданием на отметку «3». Таким образом, до проведения опытно-практической работы 58% учащихся находились на среднем уровне сформированности монологической речи, 42% -на низком уровне. Все учащиеся отметили, что составлять монолог было сложно.

2. Формирующий этап. На данном этапе нами была применена технология скаффолдинга для обучения монологической речи. Как известно, у технологии скаффолдинга есть несколько стадий. Стадия анализа потребностей включала в себя методику «Мозгового штурма». В начале работы вся группа обучающихся предлагала свои идеи и формулировки темы своих монологов, которые сразу записывались на доску. На втором уроке была реализована стадия анализа уровня потребностей и уровня обучения. Сначала учащиеся формулировали тему, затем произошло деление 2 подгруппы для того, чтобы каждая подгруппа составила и предложила лексический и грамматический арсенал будущих монологов. Одна подгруппа предлагала прилагательные и существительные, другая подгруппа - глаголы и слова-связки, которые также были записаны. На каждом этапе работы была реализована главная характеристика технологии скаффолдинг -угасающая помощь со стороны учителя. Учитель постепенно снижал количество подсказок и наводящих вопросов, но не убирал их окончательно. В результате проведённой работы было сформировано представление о том, какие лексические единицы и грамматические структуры необходимы учащимся для выполнения задания, а также по каким именно пунктам требовалась наиболее интенсивная помощь со стороны учителя.

Третий этап скаффолдинга - планирование - заключалось в совместной разработке плана высказывания. План высказывания состоял из следующих пунктов: а) Einleitende Phrase (вводная фраза); б) Die Biografie (биография писателя); в) Information über die Arbeit des Schriftstellers (информация о творчестве писателя); 4) Lieblings-literarische Werke (любимые произведения); 5) Welche Werke würden Sie empfehlen zu Lesen und warum? (какие произведения вы бы порекомендовали прочитать и почему?).

Согласно ФГОС, высказывание в 11 классе должно быть объемом 12-15 предложений. На первом уроке совместно с учителем учащимися был создан план, выделены ключевые слова, уточнена тема монолога. Далее учитель представил критерии оценивания работы и примерный образец конечного результата (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки монологического высказывания

Отметка «5» 1. Объем высказывания равен 12-15 предложений. 2. Использованы средства логической связи. 3. Допущено не более 4-х грамматических и\или лексических ошибок. 4. Соответствие плану. 5. Умеренный темп речи.

Отметка «4» 1. Объем высказывания составляет 12 предложений. 2. Использовано мало средств логической связи. 3. Допущено 4-5 грамматических и\или лексических ошибок. 4. Не выполнен 1 пункт плана.

Отметка «3» 1. Объем высказывания составляет 10-11 предложений. 2. Допущено более 5 грамматических или лексических ошибок. 3. Длинные паузы в темпе речи.

После этого учащимся было задано составить свое монологическое высказывание по теме «Mein Lieblingsschrifsteller». Формирующий этап занял 4 урока немецкого языка. На втором уроке учитель предложил другую тему для подготовки монолога: «Mein Lieblingsbuch», но аналогичный ход работы и аналогичные критерии оценивания, однако участие учителя снизилось. На этом занятии реализовался четвертый этап скаффолдинга- совместное обучение. Учащиеся уже самостоятельно сформулировали тему и план работы, но консультировались с учителем по поводу языкового наполнения высказывания. Далее учащимся было предложено оценить самих себя по разработанным критериям.

После реализации формирующего этапа был проведен заключительный контрольный этап. На контрольном этапе учащимся было предложено составить монологическое высказывание объемом 12-15 предложений на тему „Warum Literatur lesen?" самостоятельно. Критерии оценивания были представлены учащимся в начале работы. По итогам работы были получены следующие результаты: отметку «5» получили 5 (71%) человек из группы, отметку «4» (29%) получили 2 человека из 7.

На основе полученных данных можно сделать следующий вывод: на этапе входного контроля отметку «5» никто не получил из группы (0%), отметку «4» получили 42% учащихся (4 чел.) и отметку «3» получили

58% учащихся. После проработки задания совместно с учителем на формирующем этапе количество отметок «5» стало составлять 57% (4 чел.), отметок «4» - 28% (4 чел.) и отметок «3» - 15% (1 чел.). Количество положительных отметок на формирующем этапе увеличилось на 43% по сравнению с входным контролем. На контрольном этапе количество положительных отметок увеличилось на 15%. Таким образом, после реализации опытно-практической работы на высоком уровне сформированности монологической речи находились 71% учащихся, на среднем уровне - 29% учащихся.

Реализация опытно-практической работы с использованием технологии скаффолдинга и оценка результатов по итогам формирующего этапа и контролирующего этапа, позволили нам утверждать, что уровень сформированности монологического умения повысился. Учащиеся стали быстрее ориентироваться в ходе работы над монологом без посторонней помощи. Таким образом можно сделать вывод, что технология скаффолдинг может быть успешно применена на уроках немецкого языка для обучения монологической речи.

Выводы. Мы полагаем, что применение технологии скаффолдинга имеет большие перспективы в дальнейшей работе. Данная технология может стать тем педагогическим инструментом, который помогает повысить мотивацию, раскрыть самостоятельность учащихся, снизить уровень стресса в течение выполнения задания, а также совершенствовать умение монологической речи.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. -С. 264-269.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

3. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С. 3.

4. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Современные технологии в обучении иностранным языкам: "Мозговой штурм" // Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки(теория и методика профессионального образования). Калининград: Издательство БГГАРФ - С. 162-167

5. Маринина Ю.А. Кручинина Г.А., Гусева Л.В., Королева Е.В., Оладышкина А.А. // Цифровая гуманитаристика: возможности использования интеллектуальных обучающих систем в обучении иностранным языкам Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. Конспект лекций в сетях и системах. Том 129. Спрингер,2020. С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9

6. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 14

7. Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. Конспект лекций в сетях и системах. Том 129. Спрингер, 2020. С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9

8. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/index.php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М; Просвещение, 2002. - 239 с.

10. Хэкетт-Джонс Александра Валерьевна Переосмысление понятия "лингвометодическая обучающая поддержка" для полилингвального обучения // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2019. №1. - 60 с.

11. Gibbons, P., 2010 Learning Academic Registers in Context. In: Benholz, C., Kniffka, G., Winters-Ohle, E. (Hrsg.). Fachliche und sprachliche Förderung von Schülern mit Migrationsgeschichte. Münster u. a.: Waxmann. S. 25-37.

12. Hammond, J. / Gibbons, P., 2005 Putting scaffolding to work: The contribution of scaffolding in articulating ESL education. Prospect Vol. 20, No. 1 April 2005, 6-30.

Педагогика

УДК 377.5

преподаватель Королюк Ирина Эдуардовна

Автономная некоммерческая профессиональная организация

«Колледж государственной и муниципальной службы» (г. Ижевск);

доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань);

специалист отдела управления качеством образовательного процесса

и тестирования знаний Дымолазова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Виртуальная образовательная среда формирует педагогическое сообщество, пропагандирующее и активно внедряющее в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, адаптированный под современные форматы и требования; сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля. Цель статьи - дать характеристику готовности преподавателя профессиональной школы к организации виртуальной образовательной среды. Теоретическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.