Научная статья на тему 'Технология ремонта деталей из медных сплавов методом термодиффузионного насыщения'

Технология ремонта деталей из медных сплавов методом термодиффузионного насыщения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ / БРОНЗОВЫЕ ВТУЛКИ / ЦИЛИНДР КАЧАЮЩЕГО УЗЛА / ТЕРМОДИФФУЗИОННОЕ НАСЫЩЕНИЕ / RESTORATION / BRONZE BUSH / CYLINDER ROCK / THERMODIFFUSION SATURATION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Швец Михаил Яковлевич, Акимов Валерий Викторович, Мишуров Александр Фёдорович

Предложена технология ремонта бронзовых цилиндрических втулок, цилиндра качающего узла гидронасоса методом термодиффузионного насыщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of repair of copper alloy components by method of thermodiffusion saturation

This article is devoted to the technology of repair of bronze cylindrical bushings, swinging unit of hydraulic pump by the method of thermodiffusion saturation.

Текст научной работы на тему «Технология ремонта деталей из медных сплавов методом термодиффузионного насыщения»

то изменение положения размерного круга определяется из выражения

- к^3

А, п 9

А. п

2(п1 + п2 ) 2(п1 + п2 )

(12)

Выводы

1. Рассмотрены факторы и погрешности, влияющие на точность формирования торцовых поверхностей поршневых колец. Определена величина под-наладочного импульса для компенсации износа шлифовальных кругов. Разработаная система управления процессом шлифования повысила точность измерения высоты колец.

2. Решение технологических задач основано на использовании измерительной системы, позволяющей с высокой точностью управлять технологическим процессом при торцешлифовании, компенсируя при этом погрешности, возникающие из-за неравномерного

износа режущих поверхностей шлифовальных кругов.

Библиографический список

1. Автоматизация и управление в машино- и приборостроении [Текст] : межвуз. науч. сб. / М-во образования Рос. Федерации, Сарат. гос. техн. ун-т ; [Редкол. : А. А. Игнатьев (отв. ред.) и др.]. — Саратов : СГТУ, 2002. — 197 с.

2. Сорочкин, Б. М. Автоматизация измерений и контроля размеров деталей / Б. М. Сорочкин. — Л. : Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 365 с.

ЦЫМБАЛЕНКО Александр Петрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Метрология и приборостроение».

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 07.12.2011 г.

©А. П. Цымбаленко

2

УДК 620.18 : 621.793.7 М. Я. ШВЕЦ

В. В. АКИМОВ Л. Ф. МИШУРОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ ИЗ МЕДНЫХ СПЛАВОВ МЕТОДОМ ТЕРМОДИФФУЗИОННОГО НАСЫЩЕНИЯ______________________________

Предложена технология ремонта бронзовых цилиндрических втулок, цилиндра качающего узла гидронасоса методом термодиффузионного насыщения. Ключевые слова: восстановление, бронзовые втулки, цилиндр качающего узла, термодиффузионное насыщение.

При эксплуатации автомобилей и дорожностроительных машин часто возникает потребность замены деталей из медных сплавов, таких как втулки коромысел распределительного механизма, компрессоров и коленчатых валов. Как правило, они изготавливаются из специальных бронз. Особенно это заметно на корпусах цилиндра качающего узла гидронасоса, где износ в 0,1 мм нарушает компрессию в цилиндрах и требует замены корпуса (рис. 1).

Обычные методы восстановления таких деталей наплавкой, напылением, наваркой весьма проблематичны и практически не применяются.

В качестве метода восстановления изношенной поверхности может быть предложено термодиффузионное насыщение, которое приводит к увеличению толщины насыщенного слоя до 0,4 — 0,5 мм, а этого вполне достаточно для восстановления размеров деталей до номинального размера.

Значительным преимуществом этого метода является простота выполнения технологических опера-

ции, доступность используемых материалов, несложность оборудования [1].

В качестве насыщающей смеси использовали следующий состав: 20 % цинка в порошке, 1 % хлористого аммония (НИ4С1), остальное — огнеупорная глина.

Смесь должна быть тщательно перемешана до получения однородной массы.

Технологию восстановления блока цилиндров качающего узла гидронасоса проводили следующим образом:

— контроль изношенных узлов (не допускаются механические повреждения);

— обезжиривают узел в моющем растворе;

— подготовить контеИнер для насыщения (зачистить или опескоструить внутреннюю его поверхность и крышку);

— засыпать в контеИнер насыщающую смесь. Для экономии можно сначала насыпать слоИ огне-упорноИ глины толщиноИ 10 мм на дно контеИнера;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012

Рис. 1. Блок цилиндров качающего узла гидронасоса: а) до восстановления; б) после восстановления

РЭ

о -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------I-

0.5 0.75 1.00 1.25 1.5 1.75 2.0

Время выдержки, час

Рис. 2. Зависимость величины наращиваемого слоя от времени диффузионного процесса при различных температурах

Таблица 1

Результаты насыщения втулок при различных температурах

Э внутр. мм Э наруж. мм Я толщина стенки, мм d внутр. мм Э наруж. мм Я толщина стенки, мм

40,15 55,85 3,0 39,8 55,90 3,90 Т = 700°С

40,10 55,85 2,9 39,9 55,90 3,10 1выд=1 час

40,05 55,9 3,0 39,75 55,85 3,20 выдержка

40,00 55,80 3,3 44,70 55,80 3,4 Т = 725 °С

40,15 55,90 3,0 49,75 55,90 3,15 Время

40,15 55,85 3,2 49,70 55,90 3,30 выдержки 1выд>1 час

— установить восстанавливаемый узел в контейнер, не допуская большого смещения его в ту или другую сторону стенок контейнера;

— засыпать в рабочие цилиндры приготовленную смесь так, чтобы она выступала над верхней — поверхностью на 5—10 мм;

— заполнить контейнер огнеупорной глиной ниже крышки на 10 мм и закрыть листом асбеста;

— установить крышку и обмазать разъем огнеупорной глиной для создания герметичности (можно воспользоваться шнуровым асбестом);

— разогреть печь до принятой для насыщения температуры и установить в нее контейнер;

— как только факел в трубке-крышке погаснет или будет близок к угасанию, трубку закрыть огнеупорной глиной; с этого момента ведут отсчет времени насыщения.

— после окончания процесса контейнер охлаждается с печью на воздухе.

В центре крышки приварена трубка с внутренним диаметром 2 — 3 мм, по которой следят за факелом сгорания аммиака.

Толщина наращиваемого слоя составляет 0,3 — 0,5 мм.

Для определения оптимального режима насыщения был проведен эксперимент, где менялось время насыщения и температура выдержки (рис. 2).

Как в любом химико-термическом процессе, в нашем случае можно менять температуру и время. Концентрацию не меняли, т.к. увеличение больше 20% 2п приводит к охрупчиванию слоя, что ухудшает эксплуатационные характеристики [2].

Из рис. 2 видно, что оптимальный режим насыщения составляет Т = 750° С и время выдержки 1 = = 8*104 с. При этом толщина слоя может быть равной 0,5 мм. Надо отметить, что толщина слоя зависит от оборудования и оснастки: если печь большого объема, процесс будет проходить быстрее, это надо учитывать в каждом конкретном случае.

Аналогичным способом была обработана технология восстановления втулок коромысла распределительного механизма автомобиля КамАЗ. В связи с тем, что втулок обычно требуется много, целесообразно изготовить контеИнер (400x400 мм) из стали толщи-ноИ 5 мм. Все остальное аналогично предыдущему технологическому процессу. Данные экспериментов по втулкам приведены в табл. 1.

Надо отметить, что восстановление втулок при Т=750 °С может быть сопряжено с заметным их охрупчиванием и в эксперименте не применялось.

Втулки в контеИнере размещались так, чтобы не касались друг друга ни стенками, ни торцами при многослоИном их расположении. Втулки насыщались по внутреннему диаметру и по наружному, поэтому надо прорезь на втулке прорезать вулканитом тол-щиноИ 1 — 1,5 мм. От этого внутренниИ диаметр еще уменьшается за счет сжатия втулки при запрессовке и номинальныИ диаметр практически получается всегда [3].

На практике два контеИнера втулок обеспечивают месячную потребность в них при ремонте двига-телеИ.

И в первом, и во втором случае экономическая целесообразность восстановления деталеИ из Си-сплавов очевидна и целесообразна.

Библиографический список

1. Волков, Г. М. Материаловедение / Г. М. Волков — М. : Академия, 2008. — 400 с.

2. Минкевич, Б. А. Химико-термическая обработка меди и латуни / Б. А. Минкевич, В. А. Котов. — М. : Машгиз, 1960. — 36 с.

3. Колачев, Б. А., Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов / Б.А. Колачев, В. А. Ливанов, В. И. Елагин. — М. : Металлургия, 1972. — 480 с.

ШВЕЦ Михаил Яковлевич, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Конструкционные материалы и специальные технологии». АКИМОВ Валерий Викторович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Конструкционные материалы и специальные технологии» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, специалист в области порошковой металлургии и материаловедения.

МИШУРОВ Александр Фёдорович, старший преподаватель кафедры «Конструкционные материалы и специальные технологии».

Адрес для переписки: 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Статья поступила в редакцию 12.12.2011 г.

© М. Я. Швец, В. В. Акимов, А. Ф. Мишуров

уДк 539-3 А. А. КОЖУШКО

Омский государственный технический университет

ВАРИАНТ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЙ

ИЗОТЕРМИЧЕСКОГО ВЯЗКОУПРУГОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛАСТОМЕРОВ

В работе предлагается вариант реологических соотношений, позволяющих описывать процессы изотермического вязкоупругого деформирования эластомеров. Реологические соотношения получены с использованием четырехэлементной модели механического поведения и основных положений линейной теории вязкоупругости. Представляет интерес для предприятий, занимающихся разработкой эластомерных и резинотехнических изделий.

Ключевые слова: реологические соотношения, вязкоупругость, деформирование, эластомеры.

Введение

Развитие техники и технологии приводит к все более широкому распространению и использованию эластомерных материалов. Эластомеры, или резиноподобные материалы, являются относительно новым прогрессивным классом конструкционных материалов. К ним относят каучуки, резины, герметики, термоэла-стопласты, полиуретаны, аморфные полимеры в температурной области высокоэластичного состояния.

Конструкции на основе эластомерных материалов, благодаря своим уникальным свойствам — механическим, технологическим и т. д., находят широкое применение в различных отраслях современной техники в качестве упругих шарниров и опор, амортизаторов, сейсмо- и виброзащитных устройств, компенсаторов различного вида деформаций и т. д.

По многим параметрам — простоте конструкций, надежности, габаритам, стоимости и другим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (110) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.