Научная статья на тему 'Технология реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца'

Технология реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
616
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛОВОЙ РЕЗЕРВ / ТАКТИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ПЛАВАНИЕ / СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мосунов Дмитрий Федорович, Мосунова Мария Дмитриевна, Назаренко Юрий Алексеевич, Клешнев Игорь Владимирович, Павлюкевич Кирилл Николаевич

Показана технология реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца по признаку взаимоотношения двух деятельностей: деятельности спортсмена и деятельности тренера в системе компонент: а) циклового резерва, с учетом циклового гармонического режима изменения мгновенных величин внутрицикловой скорости тела пловца (рисунок 1); б) тактического резерва, с учетом гидродинамической закономерности гармонического изменения времени каждого из последовательных циклов перемещения пловца на дистанции во время соревнований (рисунок 2); в) стратегического резерва, с учетом коррекции изменения курса фиксированных исходных координат темпа, шага и скорости пловца (рисунок 3), в направлении эффективной перспективы выбора одного из 5-ти векторов развития физической и гидродинамической подготовленности (ноу-хау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мосунов Дмитрий Федорович, Мосунова Мария Дмитриевна, Назаренко Юрий Алексеевич, Клешнев Игорь Владимирович, Павлюкевич Кирилл Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of realization the reserve of sports and technical perfection in the training of paralympic swimmer

The technology of implementing the reserve of sports and technical perfection in the training of Paralympic swimmer has been shown. It is predicated following the relationships between two activities: the activity of the athlete and the activity of the trainer in the components system: a) the cyclic reserve, taking into account the cyclic harmonic regime of changes in the instantaneous values of the intracyclic body's velocity (Figure 1); b) tactical reserve, taking into account the hydrodynamic law of the time harmonic variation in every next cycle of the swimmer's movement at the distance during the competition (Figure 2); c) the strategic reserve, taking into account the correction of the change in course of the fixed initial coordinates of the pace, step and speed of the swimmer (Figure 3), in the direction of an effective prospect of choosing one of the 5 vectors for the development of physical and hydrodynamic condition (know-how).

Текст научной работы на тему «Технология реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца»

УДК 797.21

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗЕРВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПАРАЛИМПИЙСКОГО

ПЛОВЦА

Дмитрий Федорович Мосунов, доктор педагогических наук, профессор, Мария Дмитриевна Мосунова, кандидат педагогических наук, доцент,

Юрий Алексеевич Назаренко, заслуженный тренер России, доцент, Игорь Владимирович Клешнев, кандидат педагогических наук, доцент, Кирилл Николаевич Павлюкевич, преподаватель, Антон Сергеевич Макеев, магистр, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Показана технология реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца по признаку взаимоотношения двух деятельностей: деятельности спортсмена и деятельности тренера в системе компонент: а) циклового резерва, с учетом циклового гармонического режима изменения мгновенных величин внутрицикловой скорости тела пловца (рисунок 1); б) тактического резерва, с учетом гидродинамической закономерности гармонического изменения времени каждого из последовательных циклов перемещения пловца на дистанции во время соревнований (рисунок 2); в) стратегического резерва, с учетом коррекции изменения курса фиксированных исходных координат темпа, шага и скорости пловца (рисунок 3), в направлении эффективной перспективы выбора одного из 5-ти векторов развития физической и гидродинамической подготовленности (ноу-хау).

Ключевые слова: цикловой резерв, тактический резерв, стратегический резерв, совершенствование, подготовка, паралимпийское плавание, спортсмен.

TECHNOLOGY OF REALIZATION THE RESERVE OF SPORTS AND TECHNICAL PERFECTION IN THE TRAINING OF PARALYMPIC SWIMMER

Dmitry Fedorovich Mosunov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Maria Dmitrievna Mosunova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yury Alekseevich Nazarenko, the senior lecturer, honored coach of the Russian Federation, Igor Vladimirovich Kleshnev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirill Nikolayevich Pavlyukevich, the teacher, Anton Sergeevich Makeev, the master, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The technology of implementing the reserve of sports and technical perfection in the training of Paralympic swimmer has been shown. It is predicated following the relationships between two activities: the activity of the athlete and the activity of the trainer in the components system: a) the cyclic reserve, taking into account the cyclic harmonic regime of changes in the instantaneous values of the intracyclic body's velocity (Figure 1); b) tactical reserve, taking into account the hydrodynamic law of the time harmonic variation in every next cycle of the swimmer's movement at the distance during the competition (Figure 2); c) the strategic reserve, taking into account the correction of the change in course of the fixed initial coordinates of the pace, step and speed of the swimmer (Figure 3), in the direction of an effective prospect of choosing one of the 5 vectors for the development of physical and hydrodynamic condition (know-how).

Keywords: cyclic reserve, tactical reserve, strategic reserve, perfection, training, paralympic swimming, athlete.

ВВЕДЕНИЕ

Системно-комплексный подход обобщения авторского опыта работы, эмпирических результатов организации мероприятий, средств, методов, приемов и условий сов-

местной деятельности бригады научно-методического обеспечения, деятельности тренерского состава, но, прежде всего, спортсменов в подготовке паралимпийских сборных команд России по плаванию лиц с поражением Зрения и поражением ОДА (2003-2017гг), позволяет выявить и классифицировать основные компоненты совершенствования технической подготовки паралимпийского пловца, вскрыть причинно-следственные связи взаимоотношений пловца и водной среды [2], рассмотреть объективные и субъективные факторы, сформировать технологию выявления и реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки высококвалифицированного паралимпийского пловца.

Изданная в свет монография Д.Ф. Мосунова «Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания)» [1] открывает широкие направления дальнейших педагогических исследований взаимоотношений человека и воды, не только в олимпийском спорте, но и в области паралимпийского плавания, как вершины восхождения на пик открывающихся возможностей паралимпийца, при активной интеграции в социальную сферу его жизнедеятельности.

Цель настоящей работы показать результаты новой технологии реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Анализ и обобщение эмпирического опыта работы в составе научно-методического обеспечения (НМО) подготовки паралимпийских сборных команд России по плаванию 2003-2017 годах. Подводная трехплоскостная видео регистрация техники плавания, компьютерная обработка материала, индивидуальное или групповое обсуждение полученных результатов специалиста НМО совместно со спортсменом и личным тренером.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Опыт свидетельствует - совершенно недопустимо широко используемое выражение «ошибка» в отношении допущенного случайного / не случайного отклонения от «канона», «идеала», «модели», «требований», правил соревнований и более «крутых» высказываний, особенно в адрес паралимпийских спортсменов.

Подобное обращение «ошибка» - некорректно и для начинающих. Они действительно не умеют пока выполнять необходимое двигательное действие, поскольку учатся по методике или технологии, которую, надеемся правильно, предлагает тренер.

Неудача обучающегося новичка, прежде всего неудача тренера.

Ошибка - это тупик, беда, катастрофа, горе, выхода нет и многие другие негативные последствия. Но выход есть всегда - с другой стороны, с другой попытки, с другого раза, на следующем подходе, на следующий день и тому подобное. Но подобное «отклонение» - есть резерв, который необходимо осознать, выявить и устранить.

2. «Резервы» - это путь, направление по которому следует идти! Любое отклонение от нормативов, требований, правил при выполнении какой-либо двигательной активности является резервом.

Резервы в технике исполнения движений требуют внимательного отношения спортсмена и тренера к поиску средств, технологий, методик, приемов, знаний: законов физических и социальных; свойств и качеств явлений, прикладного их использования с учетом порядка последовательности, силы, ловкости, механики, гидромеханики и других условий.

Любое вышеуказанное и проявленное двигательное действие - является скрытым резервом и подлежит выявлению, обнаружению и реализации к исправлению, поиску нового подхода, нового «правильного, соответственно законам гидродинамики» выполнения, настойчивости и долготерпения, иначе необходима тренировка. И не более.

3. Системно-комплексный подход анализа и обобщения эмпирического опыта ра-

боты в составе научно-методического обеспечения подготовки параолимпийских сборных команд России по плаванию позволяет классифицировать педагогический процесс совершенствования спортивно-технической подготовки по признаку взаимоотношения двух непосредственных и опосредованных деятельностей: деятельности спортсмена и деятельности тренера в системе технологии компонент выявления и реализации:

- циклового резерва;

- тактического резерва;

- стратегического резерва.

4. Пути реализации циклового резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца

Гипотеза: Формирование повышения спортивного результата, путем выявления и реализации резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпий-ского пловца возможно с учетом циклового гармонического режима изменения мгновенных величин внутрицикловой скорости тела пловца, обусловленного проявленной активностью его физической и гидродинамической подготовленности.

Цель: Формирование повышения спортивного результата, путем выявления и реализации циклового резерва совершенствования спортивно-технической подготовки пара-лимпийского пловца.

Задачи:

1. Выявить актуальные критерии циклового резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца для возможного повышения средней скорости пловца за цикл.

2. Анализировать и обобщить индивидуальные возможности и альтернативы циклового резерва совершенствования физической и гидродинамической подготовленности пловца (рисунок 1).

3. Разработать методические рекомендации.

4. Своевременно корректировать по прямой и обратной связи реализацию резерва совершенствования физической и гидродинамической подготовки пловца.

6. Пути реализации тактического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца

Гипотеза: Формирование повышения спортивного результата, путем выявления и реализации тактического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца возможно с учетом гидродинамической закономерности гармонического изменения времени каждого из последовательных циклов перемещения пловца на дистанции от старта до финиша во время соревнований, обусловленного проявленной активностью его физической и гидродинамической подготовленности.

Цель: Формирование повышения спортивного результата, путем выявления и реализации тактического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца.

Задачи:

1. Выявить актуальные критерии тактического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца для возможного повышения спортивного результата (рисунок 2).

2. Анализировать и обобщить индивидуальные возможности и альтернативы тактического резерва совершенствования физической и гидродинамической подготовленности пловца.

3. Разработать методические рекомендации.

4. Своевременно корректировать по прямой и обратной связи реализацию резерва совершенствования физической и гидродинамической подготовки пловца.

Результаты компьютерного видеоанализа спортивно-технического мастерства | Спортсмен Г-Д. ЗМС

Тест 1-ая дистанция 50м дорожи а 3 камера 1

Стипь плаеания дельфин Дата 12.06.2012

Основные характеристики оценни водных лохомоций спортсмена в контроп&ном теста;

№ Характеристика рез-т оценки № Характеристика рез-т оценки

1 Темп плавания: 53,57 ц/мин 4 Ср.скорость в цикле: 1,569 м/с

2 "Шаг": 1,81 м 5 Ст.от.скор, в цикле: 0,539 м/с

3 Время цикла: 1,12 с 6 Макс.скор.в цикле: 2,438 м/с

7 Мин.скор.в цикле; 0,881 м/с

Временной анализ структуры цикля 8 Диапазон скор.8 ц.: 1,557 м/с

N9 фазы движения рук: время,с № фазы движения ног: в р.,с

1 вход в воду 0,08 1 УДар 0,08

2 начало гребка 0,32 2 конец гребка ОД б

3 середина гребка 0,48 3 замах 0,48

4 выходиз воды 0,80 4 УДар 0,56

5 вход в воду 1Д2 5 конец гребка 0,72

6 замах 0,8

300 2 SO 200 ISO 100 50 О

Скорость, сг А/С

Л У /

0.2

0,1

0.6

1.2

1500 1000 500 0

-500

К Г N

•w

|' V * Л

V ч

с корост зш ь.си'с

250 200 150 100 50 0

3' Скорость

.см/с d _ _ -

200

150

100

50

О

50

100

150

СМ

оценка качества цикла, коаф.гармсничн.: 0,8317 тип установившийся

Основные индивидуальные резервы совершенствован и н спортивной техники плавания:

1.Обеспечить уэелечение силы тяги е начале фазы "захват" гребка руками. 2.Ликвидировать утрату опоры в середине гребка, 3.Исключить ранний подъем головы для вдоха.

Рисунок 1 - Технология выявления циклового резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца. Форма выдается на руки спортсмену и тренеру

6. Пути реализации стратегического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца

Гипотеза: Формирование повышения спортивного результата, путем выявления и реализации стратегического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца возможно с учетом коррекции изменения курса фиксированных исходных координат темпа, шага и скорости пловца (рисунок 3), в направлении эффективной перспективы выбора одного из 5-ти вектор-направлений развития физической и гидродинамической подготовленности (ноу-хау).

Цель: Формирование стабильности повышения спортивного результата, путем выявления и реализации стратегического резерва совершенствования спортивно-

технической подготовки паралимпийского пловца.

Задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Выявить актуальные критерии стратегического резерва совершенствования технико-тактической подготовки паралимпийского пловца для возможно стабильного повышения спортивного результата.

2. Анализировать и обобщить индивидуальные возможности и альтернативы стратегического резерва совершенствования физической и гидродинамической подготовленности пловца.

3. Разработать методические рекомендации.

3. Своевременно корректировать изменения вектор - направлений стратегического резерва совершенствования физической и гидродинамической подготовки пловца (рисунок 3).

Рисунок 2 - Определение тактического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца. Темп последовательных циклов движений ЗМС Д.Г. Дзержинск 03.10.11 Кубок России - на дистанции 50 м способом баттерфляй с результатом 27,24 с. Цикл - 55,6 ц/мин, наиболее повторяющийся на дистанции, выбирается для углубленного изучения циклового резерва совершенствования спортивно-технической подготовки, в соответствие технологии рисунка 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рисунок 3 - Номограмма «темпа - шага - скорости» позволяет выбрать ведущий вектор - направление реализации стратегического резерва совершенствования спортивно-технической подготовки паралимпийского пловца: темп, ц иклов/минуту - усилить физическую подготовку;

Технология реализации резерва совершенствования спортивно-

технической подготовки паралимпийского пловца по признаку взаимоотношения двух деятельностей: деятельности спортсмена и деятельности тренера в системе компонент:

а) циклового резерва, с учетом циклового гармонического режима изменения мгновенных величин внутри-цикловой скорости тела пловца;

б) тактического резерва, с учетом гидродинамической закономерности гармонического изменения времени каждого из последовательных циклов перемещения пловца на дистанции во время соревнований;

в) стратегического резерва, с уче-

шаг, м - усилить гидродинамическую подготовку

том коррекции изменения курса фиксированных исходных координат темпа, шага и ско рости пловца, в направлении эффективной перспективы выбора одного из 5-ти вектор направлений развития физической и гидродинамической подготовленности (ноу-хау).

Технология резерва совершенствования показала высокую эффективность приме нения в подготовке сборной команды России по паралимпийскому плаванию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) / Д.Ф. Мосунов. - СПб. : Плавин, 1996. - 176 с.

2. Мосунова, М.Д. Формирование пространства воды вокруг спортсмена-пловца // М.Д. Мосунова, Д.Ф. Мосунов, Ю.А. Назаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 57-61.

REFERENCES

1. Mosunov, D. F. (1996), Didactic bases of improvement of physical actions of the athlete (on the example of swimming), Plavin, St. Petersburg.

2. Mosunova, M.D., Mosunov D. F. and Nazarenko Yu.A. (2010), "Formation of space of water around the athlete-swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 57-61.

Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.08.2017

УДК 796.093.643.2

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ТРИАТЛОНЕ У УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА

IRONMAN

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Алексей Фёдорович Гришин, кандидат педагогических наук, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова), Новороссийск; Марина Вадимовна Певнева, кандидат педагогических наук, Ада Владимировна Дукальская, кандидат педагогических наук, доцент, Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростов-на-Дону; Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось сравнение результатов и взаимосвязей между результатами в триатлоне и в плавании (3,86 км), велогонке (180,25 км) и беге (42,195 км), а также между результатами в этих видах у триатлетов разной квалификации на Чемпионатах мира Ironman 2002 и 2016 года. Учитывались результаты отдельно группы элитных (первые 50 результатов) и субэлитных (результаты с 51-го по 200-й) триатлетов-мужчин. Достоверность различий выборочных средних определялась при помощи двухвыборочного t-теста. Теснота изучаемых взаимосвязей оценивалась при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Было установлено, что в группах элиты и субэлиты результаты в триатлоне, плавании и велогонке в 2016 году достоверно выше (p = 0,000), чем в 2002 году. Результаты в беге в группах элиты (3 ч 02 мин 26 с ± 7 мин 56 с и 3 ч 03 мин 27 с ± 11 мин 36 с, p = 0,608) и субэлиты (3 ч 17 мин 33 с ± 08 мин 19 с и 3 ч 17 мин 40 с ± 9 мин 07, p = 0,909) различались в 2002 и 2016 году недостоверно. Взаимосвязи между результатом в триатлоне и результатами в видах, входящих в него, в группах элиты и субэлиты имели ярко выраженные отличия и не имели достоверных различий в 2002 и 2016 году. В группах элиты обнаружены средние и сильные взаимосвязи между результатами триатлоне и плавании (r = 0,64 и 0,62), велогонке (r = 0,83 и 0,72) и беге (r = 0,56 и 0,68) у участников Чемпионатов мира 2002 и 2016 года. У субэлитных триатлетов взаимосвязи результата в триатлоне и в видах, входящих в него лишь слабые (r от 0,09 до 0,46). У элитных спортсменов в 2002 и 2016 году достоверно более тесные взаимосвязи зафиксированы между результатами в плавании и велогонке (r = 0,44 и 0,52), чем в плавании и беге (r = 0,06 и 0,14) (p = 0,036 и 0,037, соответственно). В 2016 году взаимосвязь результатов в плавании и велогонке у элитных триатлетов оказалась также достоверно сильнее, чем в велогонке и беге (r = 0,03, p = 0,005). У не элитных триатлетов все взаимосвязи между результатами в плавании, велогонке и беге отрицательные, наиболее сильные из них - между результатами в велогонке и беге (r = - 0,50 в 2002 и 2016 году).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.