Научная статья на тему 'Технология развивающего оценивания, основанная на индивидуальных стилях учебной деятельности'

Технология развивающего оценивания, основанная на индивидуальных стилях учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуназарова Наргиза Фатхуллаевна, Назирова Хилола, Бабамурадова Зарина

В данной статье рассматриваются проблемы технологии оценивания, основанной на индивидуальных стилях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуназарова Наргиза Фатхуллаевна, Назирова Хилола, Бабамурадова Зарина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология развивающего оценивания, основанная на индивидуальных стилях учебной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЯХ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

12 3

Абдуназарова Н.Ф. , Назирова Х. , Бабамурадова З.

1Абдуназарова Наргиза Фатхуллаевна - кандидат педагогических наук, .заведующая кафедрой, кафедра профессионального образования, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования;

2Назирова Хилола - магистрант;

3Бабамурадова Зарина - магистрант, факультет «Энергомаш», Ташкентский технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы технологии оценивания, основанной на индивидуальных стилях обучения.

Ключевые слова: индивидуальный подход, педагогическая деятельность, адаптация, знания, умения, контрольной работы, оценивание.

Индивидуальный стиль учебной деятельности является одним из подходов в рамках исследования развивающего обучения, когда образовательный процесс рассматривается как ансамбль различных индивидуальных стилей педагога и учащихся, что служит условием личностно-ориентированного подхода в обучении.

Дело в том, что в настоящее время успех должен быть достигнут каждым учащимся и основной задачей педагога становится помочь учащемуся наиболее эффективно усвоить информацию и научить применять ее на практике. А для этого необходим индивидуальный подход к каждому [1].

Под индивидуальным стилем учебной деятельности» понимается структура устойчивых показателей процессов восприятия, понимания, запоминания, взаимодействия и реагирования учащегося на обучающую среду и средства обучения.

Индивидуальный стиль учебной деятельности формируется под воздействием факторов, влияющих на интеллектуальные и психологические процессы. Среди множества факторов, главными являются: канал восприятия, тип личности (психотип), стиль мышления [2].

Влияние каналов восприятия на формирование индивидуальных стилей учебной деятельности изучено наиболее глубоко и реализуется в обучении через дидактические принципы наглядности и доступности. Каналы восприятия основываются на физических способах восприятия и получения новой информации.

Первым шагом в организации образовательного процесса, учитывающего стиль учебной деятельности, выступает определение индивидуального канала восприятия. Одним из способов его распознавания является наблюдение за движением глаз учащегося в процессе обработки информации.

Зрительно-воспринимающие смотрят прямо, не опуская глаз, слухо-воспринимающие смотрят в сторону, а моторные - вниз и, в зависимости от того, вспоминают ли они имеющуюся информацию или воспринимает новую, вращают глазами в разные стороны: смотрят вправо, вспоминая, влево - создавая. Однако, педагогу следует учитывать, что такой способ определения индивидуального канала восприятия учащегося недостаточно точен [3].

Поэтому, хотя наблюдения за движением глаз учащегося в процессе его работы над учебным материалом может помочь в предварительном определении

индивидуального канала восприятия, в дальнейшем его следует подтвердить другими, более точными методами, например, наблюдением за поведением учащегося в процессе обучения.

Каждый педагог также имеет свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Затруднения в учебной деятельности, возникают, когда индивидуальный стиль учащегося существенно отличается от индивидуального стиля педагога и профиля учебной группы.

Адаптация к индивидуальным стилям учащихся очень важна при изучении нового материала. При повторении изученного материала педагог имеет возможность развить у учащегося способность работать другим, не свойственным ему, стилем учебной деятельности. Демонстрируя учащимся стратегии, связанные с другими стилями учебной деятельности, и предлагая учебные задания, которые требуют применения иных стратегий, педагог может постепенно развить у учащихся более широкий набор стратегий, что сделает их более гибкими в учебной деятельности [2].

Адаптация контрольных заданий к индивидуальным стилям учащихся крайне важна при оценке достижений учащегося. Система оценивания, которая дает преимущество одному типу учащегося, несправедлива и неадекватно отражает уровень знаний других. Например, рефлективные учащиеся, выполняющие задания с ограничением во времени, редко заканчивают вовремя и реже показывают свои истинные знания; в то же время импульсивные учащиеся отлично справляются с такими заданиями. Целостнонаправленные учащиеся обычно отлично пишут сочинения, но временами не справляются с заданием, когда надо кратко ответить на вопросы или выбрать один правильный ответ. Наоборот, деталенаправленные учащиеся не справляются с письменными работами, но успешно справляются с тестовыми заданиями множественного выбора [1].

Для того, чтобы учащиеся имели равные возможности показать свои знания и умения при оценивании, необходимо создать разные варианты контрольных заданий, учитывающие разные индивидуальные стили учебной деятельности.

Сразу заметим, что технология обучения включает адаптацию, как стиля учащихся, так и стиля педагога. При этом, стиль учащихся получает предпочтение перед стилем педагога, т.е. педагог заведомо действует в пользу учащегося, точнее, большинства учебной группы, хотя следование не своему стилю тоже не безразлично для педагога.

В зависимости от индивидуального стиля обучения, учащиеся лучше или хуже справляется с разными видами контрольных заданий. Чтобы вести надежное оценивание, иногда надо предложить учащимся группы разные виды контрольной работы. При этом, когда стиль контрольного задания не совпадает с индивидуальным стилем учащегося, надо правильно интерпретировать результаты оценивания [3].

Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:

1. Учащиеся усваивают учебный материал по-разному с точки зрения стиля учебной деятельности. В связи с этим, способы учебной деятельности отличаются в зависимости от индивидуальных стилей учащихся.

2. Несмотря на то, что стили учебной деятельности многочисленны, число их ограничено. Тем не менее, комбинируя различные варианты, мы можем получить много групповых профилей обучения.

3. В каждой группе будет доминировать определенный комплект индивидуальных стилей, называемый нами «профилем учебной группы», к которому принадлежит большинство учащихся данной группы.

4. Зная профиль учебной группы и индивидуальные несовпадения с ним, педагог прогнозирует, кто из учащихся может не справится с отдельными видами учебных заданий, и будет знать, как адаптировать процесс обучения, применительно к индивидуальным стилям.

5. Не существует и, наверно, никогда не будет существовать единый метод обучения, удовлетворяющий все возможные индивидуальные стили учебной деятельности.

Только тогда, когда система оценивания будет учитывать всё многообразие различий в индивидуальных стилях учебной деятельности, оценки будут точно и надежно отражать уровни обученности учащихся. Это вовсе не значит, что не нужна система стандартизации уровней компетенции, которая формирует критерии педагогического оценивания. Проблема - в другом: как лучше, справедливее и надежнее оценить уровень компетенции каждого отдельного учащегося.

Список литературы

1. Ливер Бетти Лу. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000. 198 с.

2. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. 224 с.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Дурицкая В.С.

1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;

2Дурицкая Валентина Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Раскрыты понятия «коммуникативные способности», «сюжетно-ролевая игра». Выделены особенности влияния сюжетно-ролевой игры на развитие различных психических процессов, в том числе и их влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Отмечена двухсторонняя взаимосвязь между речью, коммуникативным взаимодействием и игрой. Показана направленность сюжетно-ролевых игр на развитие умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в различных жизненных ситуациях. Показано влияние сюжетно-ролевых игр на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного общения, умение слушать и слышать сверстника.

Ключевые слова: коммуникативные способности, общение, взаимодействие, игра, игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраста.

УДК 373.13

Формирование коммуникативных способностей относится к числу важнейших проблем дошкольного образования, так как ребенок формируется только в условиях социального взаимодействия с другими людьми, а именно коммуникация выступает самым мощным средством такого взаимодействия.

Особенно эта проблема становится важной с учетом того обстоятельства, что в дошкольном возрасте с помощью коммуникации происходит активное формирование основных структурных компонентов личности ребенка.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.