УДК 37.034:047
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ
Н.Е. Скрипова
Аннотация. Особое значение повышению престижа рабочих профессий предопределяется государственными требованиями, возрастающей потребностью промышленных предприятий, бизнес-структур и организаций. В нашем исследовании описывается технология развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии, которая представлена в виде референций: целепостановочной, содержательной и организационной. Развитие ценностной ориентации школьников мы представляем в виде «лестницы» восхождения «знаю» - «умею» - «хочу» - «могу».
Ключевые слова: технология, ценностная ориентация, рабочие профессии, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, учащиеся, личностные результаты.
THE PROCESS OF EVOLUTION OF PUPIL’S SYSTEM OF VALUES
IN TERMS OF INDUSTRIAL OCCUPATIONS
N. Skripova
Abstract. А special value to increase а prestige of working professions is predetermined by the state requests, and the increasing requirement of industrial enterprises, business structures and organizations. In our research we are described the technology of development and orientation of pupils to working professions, which is presented in the form of references: purposeful references, substantial and organizational references. The development of valuable orientation of pupils is presented by an «ascension ladder»: I "know" - I "am able" - I "want" - I "can".
Keywords: technology, valuable orientation, working professions, federal state educational standards of the general education, pupils, personal results.
Современное образование призвано удовлетворить запросы всех потребителей образовательных услуг. Особое значение популяризации технического образования, повышению престижа рабочих и инженерных профессий предопределяется
государственными требованиями [3], особенностями запросов и возрастающей потребностью промышленных предприятий, бизнес-структур и организаций в высококвалифицированных работниках для замещения вакантных рабочих и инженерных мест.
Естественно, что процесс подготовки инженерных и рабочих кадров для экономики имеет пролонгированный характер и позволит обеспечить феномен «проращивания», включая все уровни общего образования.
Выработка стратегии обеспечения высококвалифицированными кадрами
промышленного комплекса как одного из инструментов усиления конкурентных преимуществ экономики нашла отражение в подготовке и утверждении Концепции образовательного проекта «ТЕМП: масштаб -город Челябинск», которая определяет методологическую базу, стратегические цели и задачи, ведущие механизмы, основные
направления и программные мероприятия по достижению конкурентного качества
технологического и естественно-
математического образования, популяризации технического образования, повышению престижа рабочих и инженерных профессий.
На наш взгляд, одной из «точек роста» в повышении престижа рабочих профессий является развитие ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии. В нашем исследовании описывается технология
развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии.
Первоначально мы считаем необходимым уточнить, что дефиниция «технология» связана с техническим прогрессом и означает «учение о мастерстве» [4; 5]. Следует
отметить, что единого понимания данной дефиниции между учеными не существует. Вместе с тем многие исследователи отмечают, что все существующие определения анализируемой дефиниции объединяет наличие нескольких положений:
осуществление целеполагания в соответствии с образом конечного результата; представление образовательной деятельности в виде четкого алгоритма действий педагога и обучающегося; проведение мониторинга с
140
целью сравнения планируемых и реальных результатов деятельности; корректировка технологии на любом этапе [6].
Опираясь на существующие разработки учёных (А.П. Панфилова [2], Н.В. Бордовская и А.А. Реан [1]), технология развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии представляется нами в виде референций: целепостановочной,
содержательной и организационной, которые основываются на достаточно
распространенной формуле: педагогическая
технология = цели + задачи + содержание + методы + формы обучения [1].
Целепостановочная референция
технологии включает в себя разработку системы целей и задач с учетом отражения всех субъектов целеполагания (государство, общество, родители (законные представители), учащиеся, образовательные организации, администрация, педагоги).
Содержательная референция технологии предусматривает описание наполнения содержания с обоснованием целесообразности включения тем, их направленности и продолжительности по времени реализации.
Содержательная характеристика
технологии развития ценностной ориентации школьников представлена несколькими стадиями, которые отражают доминирующий вид деятельности школьников и главную задачу, которую они решают:
- первая стадия (учащиеся 1-4 классов) -отношенческая, на которой происходит адаптация детей к миру профессий, с помощью получений знаний о них и формирования установок на труд и отношения к людям труда;
- вторая стадия (учащиеся 5-7 классов) -технологическая, на которой формируются различные трудовые умения, происходит идентификация, что обусловлено аттитюдами (социально фиксированными установками) к труду, трудовой деятельности и людям труда;
- третья стадия (учащиеся 8-9 классов) -продуктивная, на которой происходит формирование мотивационных структур личности в процессе освоения разнообразной трудовой деятельности и появления социальных установок на отношение к производительному труду, рабочим профессиям и труду для блага общества;
- четвёртая стадия - (учащиеся 10-11 классов) - уточняющая, на которой заканчивается формирование индивидуальной системы ценностей с помощью перехода трудовой деятельности в устойчивые
регуляторы всей дальнейшей
жизнедеятельности.
Организационная характеристика отражает реализацию выделенных педагогических условий посредством подбора
соответствующих методов, приёмов, форм, средств и представлена нами комплексом организационных и педагогических условий:
- организация институционального социального одобряемого и поощряемого режима трудовой активности, который направлен на повышение мотивации школьников к общественно-полезному и значимому труду;
- создание коммуникативной среды, обеспечивающей усвоение этических принципов взаимодействия;
- пропаганда рабочих профессий по целевым группам влияния (учащиеся, родители (законные представители), педагоги);
- совместная работа школы с органами исполнительной власти, бизнесом, средствами массовой информации, учебными заведениями по повышению имиджа рабочих профессий;
- формирование позитивного трудового опыта у каждого учащегося в соответствии с его способностями, возможностями и желанием в индивидуальной и коллективной деятельности.
Далее считаем важным отметить, что предлагаемая нами технология развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии предполагает создание жизненного пространства, которое интегрирует несколько сред: образовательно-развивающую
(направлена на становление и развитие личности), практико-ориентированную
(создание условий для самопознания) и семейно-феликсологическую (влияние на формирование ценностей организации жизни и деятельности посредством деятельности детей в повседневном жизнеобеспечении).
Выделение вышеобозначенных сред жизнедеятельности учащихся обусловлено изменениями в образовании: выдвижение на передний план достижения учащимися личностных результатов освоения основных образовательных программ общего
образования, которые по существу включают становление личности, духовно-нравственное воспитание, развитие, социализацию, обретение жизненного смысла. Каждая из сред жизненного пространства учащихся обеспечивает достижение поставленных ориентиров, обозначенных федеральными
141
государственными образовательными
стандартами общего образования.
Таким образом, развитие ценностной ориентации школьников мы представляем в виде «лестницы» восхождения «знаю» -
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. - СПб. Питер, 2000. - 304 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 366-р «Об утверждении плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий» [Электронный ресурс]. - URL: www.minobr.ru [дата обращения: 06.02.2015)
4. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с.
5. Современная энциклопедия [Электронный
ресурс] - URL:
http://encdic.com/enc_modern/Tehnologija-10984.html (дата обращения: 14.08.2015)
6. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 311 с.
«умею» - «хочу» - «могу»: от уважительного отношения к любому труду, к деятельности по самообслуживанию, от неё к труду для других людей, а от неё к сознательному выбору профессии.
References:
1. Bordovskaja N.V., Rean A.A. Pedagogika: ucheb. dlja vuzov. - SPb. Piter, 2000. - 304 s.
2. Panfilova A.P. Innovacionnye
pedagogicheskie tehnologii: Aktivnoe obuchenie:
ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. -M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. - 192 s.
3. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj
Federacii ot 5 marta 2015 goda № 366-r «Ob utverzhdenii plana meroprijatij po populjarizacii rabochih i inzhenernyh professij» [Jelektronnyj resurs]. - URL: www.minobr.ru [data obrashhenija:
06.02.2015)
4. Selevko G.K. Social'no-vospitatel'nye tehnologii. - M.: NII shkol'nyh tehnologij, 2005. - 176 s.
5. Sovremennaja jenciklopedija [Jelektronnyj
resurs] - URL:
http://encdic.com/enc_modern/Tehnologija-10984.html (data obrashhenija: 14.08.2015)
6. Chernjavskaja A.P., Bajborodova L.V., Harisova I.G. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti. Chast' I. Obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2012. -311 s.
Сведения об авторе:
Скрипова Надежда Евгеньевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Skripova N. (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of primary education of SEI DPO "The Institute of Retraining and Career Development of Chelyabinsk", e-mail: [email protected]
142