Научная статья на тему 'Технология развития способности к личностно-профессиональному самоопределению у будущих учителей'

Технология развития способности к личностно-профессиональному самоопределению у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Елена Викторовна

In the article we discover the main individual professional self-determination campacity development for future teachers which is consist in the specialist in the area of education to feel confidence in the professional pedagogic activity transforming pedagogical reality around himself. Special technological formation process defined in the article assists teacher in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article we discover the main individual professional self-determination campacity development for future teachers which is consist in the specialist in the area of education to feel confidence in the professional pedagogic activity transforming pedagogical reality around himself. Special technological formation process defined in the article assists teacher in it.

Текст научной работы на тему «Технология развития способности к личностно-профессиональному самоопределению у будущих учителей»

7. Петренко Е.А. Формирование

профессионального самосознания в культурно-образовательной среде

вуза: автореф. Дис. ... канд. фил. наук по специальности 09.00.13. -«Религиоведение, философская антропология, философия культуры» -Ростов н/Д., 2007.

8. Стафеева Ю.В. Спецкурс «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» как средство становления гуманистической педагогической позиции будущих учителей //

Трансформация образовательных систем на современном этапе: Докл. Бушелевских чтениях./ Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга. - Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. В. Беринга, 2007. - С.439- 574.

9. Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников // Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматиче-

ской теории. - М.: Педагогика, 1997.

- С. 39- 46.

Технология развития способности к личностно-профессиональному

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Ковалёва Е.В.

Future teachers self-determination for personal-professional development

SKILLS TECHNOLOGY Kovaleva E.V.

УДК 37.013

Abstract

In the article we discover the main individual professional self-determination campacity development for future teachers which is consist in the specialist in the area of education to feel confidence in the professional pedagogic activity transforming pedagogical reality around himself. Special technological formation process defined in the article assists teacher in it.

В настоящее время важнейшими задачами образования становятся ориентация его содержания на обеспечение самоопределения личности (ст. 14. Закона Российской Федерации «Об образовании»), а также создание образовательного пространства для самоопределения личности и реализация «ресурса свободы в поле выбора для каждого человека» (Концепция модернизация российского образования на период до 2010 г.). Решение данных задач под силу общему образованию, отвечающему современным требованиям, которое может обеспечить учитель, творчески выполняющий профессиональные функции, строящий свои взаимоотношения с воспитанниками на субъект-субъектной

основе, имеющий высокий уровень развития способности к личностнопрофессиональному самоопределению.

Предполагая саму возможность развития названной способности у студентов педагогических специальностей университета, считаем в начале статьи необходимым раскрыть понятия «способность», «способность к личностно-профессиональному самоопределению»>.

Анализ психологических работ Б.Ф. Ломова, А.Г. Ковалёва, В.Н. Мя-сищева и др., рассматривающих понятие «способность» во взаимосвязи с понятиями «совместная деятельность», «целостная личность», «система отношений», содействовал пониманию необходимости организации совместной работы (деятель-

ности) студентов для более продуктивного развития способности к личностно-профессиональному самоопределению. Б.Ф. Ломов уточнял: «В совместной деятельности выступают такие факторы, как соперничество и сотрудничество. Есть основания полагать, что соперничество (соревнование) выполняет роль «катализатора» развития способностей...» [12, с. 245]. При этом преподавателю необходимо помнить, что воспитание и среда могут ускорить или замедлить то, что является потенцией в развитии человека. «Забывают педагоги, что способности -это не только то, чем располагает молодой человек в данное время, но и то, что свидетельствует о возможности приобретения знаний, умений и навыков в дальнейшем», - пишет М.И. Станкин [14, с. 5]. Поэтому считаем важной задачей воспитания и образования выявление способностей личности, будущего учителя в частности, среди которых важной является способность к личностно-профессиональному самоопределению.

Для данной статьи важно сформулировать рабочее определение понятия «способность к личностнопрофессиональному самоопределению у будущих учителей». Итак, это устремлённость к себе как будущему учителю, осознание себя субъектом образовательного процесса в вузе, успешность в самореализации.

Определим следующее ключевое понятие нашей статьи «развитие способности к личностно-профессиональному самоопределению» как процесс целенаправленного, долговременного влияния внешних и внутренних факторов, в результате которого появляется новообразование - личностно-профессиональное самоопределение, инициирующее активный жизненный поиск, ответственность, решительность в принятии решений на основе устойчивой 44

системы ценностей, нравственных ориентаций и нахождения значимых смыслов в профессиональной деятельности.

Проблема нахождения смысла в жизни и профессии выступает важнейшей для становления личности. В период юности вопросы, связанные с личностными смыслами, являются наиболее важными и актуальными. Но «...необходимо различать и стимулировать не только активность присвоения, формирования, завоёвывания тех или иных позиций и смысловых содержаний, но и активность отдачи, активность проникновения, влияния на ценностно-смысловые уровни другого человека, других людей», - отмечает Б.С. Братусь [4, с. 129]. Позиция Б.С. Братуся особо важна для профессиональной деятельности учителя, так как от активности «проникновения» зависит качественный уровень личностных взаимоотношений между учителем и его воспитанником, преподавателем и студентами.

В своём большинстве современные студенты находятся в юношеском периоде развития. Границы юношеского периода у различных авторов имеют определённые отклонения. Не останавливаясь на возрастных схемах юношеского периода, мы только можем заключить, что они доказывают сложность, неоднозначность развития молодых людей в этот период. Именно в юношеский период развития человека, когда происходит «целеустремлённое са-мостроительство» личности (Л.Н. Куликова), происходит обогащение субъектного опыта, интенсивное формирование потребностно-моти-вационной сферы, коммуникативного ядра личности, способность концептуально мыслить [11]. Всё это свидетельствует об относительно высоком уровне личностной зрелости, которая способна к развитию

способности к личностно-профессиональному самоопределению.

Об эффективном развитии обозначенной способности возможно говорить при ориентированности образовательного процесса вуза на саморазвитие студентов, включении студентов в творческое взаимодействие с детьми, включённости будущих учителей в окружающую образовательную и творческую среду, которые являются с нашей точки зрения необходимыми факторами развития исследуемой способности.

Обозначенные факторы как «причины» или «самодвижители» (Л.Н. Куликова) процесса развития способности к личностно-профессиональному самоопределению будущих учителей создаются через педагогические условия - внешние побудители исследуемого процесса. Считаем, что педагогические условия развития способности к личностнопрофессиональному самоопределению у студентов педагогических специальностей университета -это комплекс специальных мер в учебно-образовательном процессе вуза для внутренне свободного определения студентом себя как будущего учителя посредством включения в разнообразные виды деятельности и общение, творческое взаимодействие с детьми разных возрастов.

Анализ педагогической и психологической литературы [1, с. 3, 5, 8], а приводит к выводу, что результативным педагогическим условием является направленность образовательного процесса вуза на формирование отношения к личности студента (и его самого к себе) как самоценности и активному носителю уникального субъектного опыта; актуализация творческого потенциала будущего учителя в многообразной социально-значимой деятельности; осуществление единства интеллектуального и эмоционального взаимодей-

ствия субъектов образования в учебно-образовательном процессе вуза.

Напра,вленность образовательного процесса вуза на установление отношения к студенту (и его самого к себе) как к самоценности, активному носителю уникального субъектного опыта - первое педагогическое условие, которое мы обосновываем в контексте данной статьи, что требует раскрытия этимологии понятия «самоценность», где вторая корневая часть обозначена как «ценность». «Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием её полноценного бытия», - отмечает Е.В. Бондаревская [3, с. 274].

Актуализация молодым человеком своей уникальности, самоценности как осознания «необходимости «себя» для «других» укрепляет личностное достоинство, самоуважение (ценностные характеристики человека). Благодаря этому каждый значимый момент жизнедеятельности становится «новым духовным порывом». Отрицание же в себе ценностных сущностных характеристик приводит к осознанию собственной ценности лишь как меновой (термин Б.С. Братуся), т.е. оценки себя как товара [4].

Определим собственное видение понятия «самоценности» как осознание личностью своей уникальности, неповторимости, значимости благодаря активному утверждению и реализации собственной стратегии жизнедеятельности в процессе индивидуальной эволюции для «укрепления» в структуре личности будущего учителя ценностных характеристик - самоуважения и личностного достоинства. Предполагаем, что публичная демонстрация преподавателем вуза уважительного отношения к студентам станет условием внешнего педагогического влияния на развитие обозначенной способности.

Важным направлением реализации педагогического условия (направленности образовательного процесса вуза на установление отношения к студенту (и его самого к себе) как к самоценности, активному носителю уникального субъектного опыта) является предоставление возможности пополнения опыта взаимодействия с детьми разных возрастов, которые посещают детские сады, учатся в начальной и средней школе. Это позволит обогатить представление будущих учителей об особенностях каждого возрастного периода детей, поможет осознать значимость для дальнейшего развития человека. Расширение контактов будущих учителей с основным содержанием профессионально-педагогической деятельности, накопление образовательных фактов станет необходимым для подтверждения самоценности молодых людей, обучающихся в высшей школе. В добавлении к выше сказанному стоит отметить, что для утверждения самоценности личности студентов, преподавателю необходимо содействовать раскрытию творческого «начала» молодых людей, обучающихся в вузе, в связи с чем определяем следующее педагогическое условие развития способности к личностно-профессиональному самоопределению у будущих учителей - актуализация, творческого потенциала будущего учителя в многообразной личностно и социально значимой деятельности.

Творческий потенциал - это свойство личности, её «ресурс креативности», который обеспечивает высокий уровень саморазвития и движение к свободной самореализации. В современных психолого-педагоги -ческих исследованиях понятие «творческий потенциал» используется как многозначное: как отражение активности человека, как способность реагировать на изменение

среды и способности менять себя, отказываться от усвоенных стереотипов поведения и шаблонов в принятии решений [17]. С точки зрения Л.А. Степановой, «творческий потенциал» есть «атрибутивное свойство человека, которое отражает его способность к саморазвитию через преодоление внутренних противоречий» [15, с. 28].

Обращаясь к исследованиям М.Л. Баграмянц, мы убеждаемся, что актуализация творческого потенциала связана не только с новыми продуктами деятельности в прямом смысле, но с «ценностными отношениями» [2, с. 432]. Творческий потенциал студента - будущего учителя, проявляется, прежде всего, в его отношении к профессии учителя, которое выражается в эмоциональных реакциях и состояниях, в чувствительности к трудностям, неудачам, неожиданным ситуациям и может выступать «как результат самоорганизации» [18]. Мы уверены, что качественный результат самоорганизации возможен благодаря участию будущих учителей в многообразной социально-значимой деятельности, которая преображает педагогическую действительность, а самое главное - обогащает нравственный и практический опыт студентов. Для этого важно превратить активность молодого человека «в некоторую нравственную деятельность», при этом отрешиться «от особняческого индивидуализма» [13, с. 116]. В аспекте современной образовательной практики эта деятельность называется «социально -значимой». Считаем, что презентация студентами проектов занятий со школьниками для дошкольников, шефство над классом, волонтёрская практика могут явиться примером социально-значимой деятельности, важной для всех субъектов образования.

Работа по обеспечению актуализации творческого потенциала будущих учителей в многообразной социально-значимой деятельности

предполагает активное взаимодействие преподавателя и студентов, что даёт возможность сделать предположение о необходимости третьего педагогического условия - осуществления единства интеллектуального и эмоционального взаимодействия субъектов образования в учебно-образовательном процессе

вуза. Для осуществления единства интеллектуального и эмоционального взаимодействия между преподавателем вуза и студентом большое значение имеет не только демонстрация знаний со стороны преподавателя, но и его образа мышления, видение действительности под углом зрения современной культуры [11]. В обоснованности такого предположения нас убеждает позиция С.Н. Батраковой, которая подчёркивает, что «через личностные позиции педагога происходит как бы очеловечевание знаний» [1, с. 60]. Взаимному обогащению эмоциональных потенциалов преподавателя и студентов, участвующих в процессе эмоционального взаимодействия, способствует так называемая «эмоциональная подпитка» [16], возникающая у обеих сторон на основе обмена эмоциями и чувствами. Говоря об эмоциональном взаимодействии, нельзя не заметить необхо-

димость состояния доверительности студента в отношении к преподавателю, что возможно при условии, если будущий специалист станет активным соучастником в оценке и переосмыслении своих взглядов, способа восприятия действительности. Для этого необходимо, чтобы стало более объёмным неформальное научно-образовательное и личностное общение преподавателя вуза и будущего учителя [11].

Итак, определим интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие субъектов образования, в учебно-образовательном процессе

вуза как гуманистически ориентированный, двусторонний, целенаправленный процесс интеллектуального и эмоционального взаимовлияния и взаимообогащения преподавателя и студентов, которое направлено на установление межличностных отношений на основе обмена информации, эмоций и чувств и ведущих к обогащению рефлексивных способностей студентов.

Для эффективной реализации всех педагогических условий целесообразно была разработана технология по развитию исследуемой способности, которая представлена в таблице. Этапы технологии по эффективной реализации одного условия, предполагают одновременность прохождения с другими этапами по реализации другого педагогического условия.

Таблица

Описание технологии по развитию способности к личностно-профессиональному самоопределению у студентов педагогических специальностей университета

I этап: погружение в педагогическую реальность II этап: погружение в образ -«Я - педагог» III этап: идентификация эталонного образа педагога с личностным IV этап: самореализация в педагогической реальности

1 2 3 4

Первое педагогическое условие

Знакомство с образами педагогов посредством демонстрации к/ф. Работа над педагогическими сочинениями, эссе. Ретроспективный анализ опыта взаимодействия со школьными учителями, родителями. Знакомство с художественной педагогической литературой. (Происходит переход от ценностной установки «НАДО» к установке «МОГУ») Включение в педагогическую деятельность - (походы, организация экскурсий в музеи, на выставки, игры на свежем воздухе с детьми разных возрастов, беседы с детьми на интересующие их проблемы, письменные ответы на вопросы конкретного ребёнка). (Формируется и развивается ценностная установка «НАДО» и «ХОЧУ») Обогащение опыта рефлексивной культуры у студентов благодаря переживанию увиденных реалий педагогической действительности. Появление устойчивого стремления к собственной интерпретации опыта педагогического общения с детьми. (Развивается ценностная установка «МОГУ») Организация творческого взаимодействия студентов со школьниками с целью их подготовки к творческому взаимодействию с дошкольниками. Студенты несколько раз меняют свои позиции (от наблюдателя, участника, организатора, консультанта до генератора идей). (Формируется ценностная установка «ХОЧУ» - «хочу взаимодействовать с детьми»)

Второе педагогическое условие

Разработка проекта мероприятия (воспитательного занятия). Выбор малой творческой инициативной групппы студентов, которая координирует подготовку к мероприятию Реализация разработанного проекта (фрагмента проекта) в конкретной педагогической реальности (школе или детском саду) Анализ реализованного проекта мероприятия с целью выявления недоработанных моментов и привлечения внимания к удачным, интересным находкам студентов Составление «стратегии саморазвития как будущего педагога» (план развития конкретных личностных и профессиональных качеств, свойств, способностей)

Третье педагогическое условие

Совместное со студентами определение и «наполнение» содержания предстоящего лекционного занятия по предметам педагогического цикла «Повторение» студентами лекционного текста с преподавателем, в результате чего будущие учителя «реализуют» себя как лекторы перед предполагаемой аудиторией. В организованном преподавателем совместном диалоге студенты учатся аргументированному доказательству своей точки зрения Реализация студентом «себя» как лектора в малой группе Совместное проведение диадной лекции, где лекторами выступают две стороны - преподаватель и студенты (1-2 человека). После окончания диадной лекции проводится её рефлексивный анализ

Разрабатывая технологию по развитию исследуемой способности, мы исходили из положения о том, что в процессе профессионально-педагогического образования будущих учителей в вузе необходимо сделать акцент на их обязательную подготовку к творческому взаимодействию с детьми разных возрастов, в котором бы проявлялась активность студентов.

Превращения проявляющейся активности в социально-значимую деятельность, направленную на творческое взаимодействие со школьниками и дошкольниками, становятся ак-туализаторами смыслов предстоящей профессиональной деятельности, важнейшие среди которых - духовное и творческое единение с детьми; максимальное развёртывание потенциальных возможностей воспитанников, направленное не только на их интенсивный личностный рост, но и на формирование внимательного, заботливого отношения к другим людям (например, к детям меньшего возраста). Нахождение и обогащение смыслов предстоящей профессиональной деятельности в период обучения в вузе содействует интенсивному развитию способности к личностно-профессиональному самоопределению у будущих учителей. Это объясняется важной особенностью личностно-профессионального самоопределения, которое имеет ценностно-смысловой характер. Встреча с реальной педагогической действительностью, её преображение на начальном этапе обучения в вузе невозможна без педагогической помощи преподавателя высшей школы.

Чем раньше будущие учителя будут встречаться с педагогическими «фактами», реальной педагогической действительностью, целенаправленно преображая её, тем активнее будет проявление развития способности к личностно-профессиональному самоопределению в профессиональ-

ной подготовке будущего учителя. Благодаря активной социально значимой деятельности, направленной на творческое взаимодействие с детьми, через формирование ценностного отношения к профессии учителя, нахождение и обогащение смыслов профессиональной деятельности инициируется развитие способности к личностно-профессиональному самоопределению у будущих учителей. Встреча с педагогической действительностью на первых этапах обучения в вузе помогает адаптации студента к будущей педагогической деятельности, утверждает студента в «правильности» или «ошибочности» выбора профессии учителя.

Считаем необходимым отметить, что могут существовать и иные технологические варианты развития способности к личностно-профессиональному самоопределению у будущих учителей. Поэтому эта статья не претендует на исчерпывающее решение данного вопроса и имеет свое продолжение.

Библиография

1. Батракова С.Н. Основы про-

фессионально-педагогического общения: Учеб. пособ. / С.Н. Бат-

ракова. - Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1986. - 80 с.

2. Баграмянц М.Л., Багра-мянц Н.Л. О практике подготовки творчески одаренных студентов -будущих педагогов в вузах США // Технология развития пед. творчества. - Пятигорск, 1999. - С. 70-74.

3. Бондаревская Е.В., Кульне-вич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. -Ростов н/Д.: «Учитель», 1999. - 560 с.

4.Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.

5. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Л.Н. Литвин, Н.Г. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

6. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности: В 2 т. Т. 1. - М., 1912. - 453 с.

7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. -1998. - № 2. - С. 19-27.

8. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя.

- М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

9. Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема: Дис. ... канд. пед. наук.- Хабаровск, 1995.

- 250 с.

10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

11. Куликова Л.Н. Гуманизация

образования и саморазвитие личности. - Хабаровск: Изд-во

ХГПУ, 2001. - 333 с.

12. Ломов Б.Ф. Методология и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1999. - 350 с.

13. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост.

А.Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991. -240 с.

14. Станкин М.И. Профессиональн

ые способности педагога : акмеология воспитания и обучения. - М.:

Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 368 с.

15. Степанова Л.А. Психологопедагогические условия развития креативности личности студента Медицинской академии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук по специальности 13.00.01 - «Общая педагогика». - Кемерово, 2000. - 17 с.

16. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. -Хабаровск, 1998. - 412 с.

17. Эльконин Б.Д. Введение в

психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола,

1994. - 168 с.

18. Яковенко И.М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога в условиях вуза: Автореф. дис.

. канд. пед. наук по специальности 13.00.08. - М., 2006. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.