ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Г.М. Криницкая
Технология развития дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации
В статье говорится о технологии развития дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации. Технология развития дидактической культуры учителя раскрывается через постановку целей, определение содержания, методов и средств обучения, направленных на организацию учебного процесса, а также на результат совместной деятельности участников образовательного процесса.
Ключевые слова: дидактическая культура, развитие, компоненты, повышение квалификации, технология, этапы, средства, программа, задачи, взаимодействие.
G.M. Krinitskaya
Technology of developing teacher's didactic culture in the course of improving professional skills
In the article it is said about technology of developing teacher's didactic culture in the course of improving professional skils. The technology of developing teacher's didactic culture is revealed by means of stating tasks, definition of the contents, methods and means of education directed on the educational process organization, and also on the result of the joint activity of educational process participants.
Key words: didactic culture, development, components, improvement of professional skills, technology, stages, means, a programme, problems, interaction.
Процесс развития дидактической культуры учителя рассматривается нами как рост, становление, интеграция в дидактической деятельности личностных качеств и способностей, дидактических знаний, умений и навыков.
Определение содержания и структуры дидактической культуры учителя, изучение уровней ее сформированности, выявление факторов, влияющих на развитие субъекта культуры, позволили нам разработать технологию развития дидактической культуры учителя. Основной целью в разработанной нами технологии развития дидактической культуры учителя стало создание условий для реализации повышения уровня ценностного отношения к дидактической деятельности, технологической готовности к осуществлению дидактической деятельности, построения субъект-субъектных взаимоотношений, степени творческой самореализации учителя в дидактической деятельности.
Мы рассматриваем технологию как дидактический процесс, как последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гаранти-
© Криницкая Г.М., 2010
рованных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося [3].
В своем исследовании, представляя технологию развития дидактической культуры учителя, мы остановились на целях, содержании, методах и средствах обучения, на организации учебного процесса, а также на результатах совместной деятельность участников образовательного процесса.
При разработке технологии развития дидактической культуры учителя мы руководствовались тем, что она должна характеризоваться следующими признаками:
целенаправленностью на развитие дидактической культуры;
- блочно-модульным построением содержания курсов;
- органической связью содержания курсовой подготовки с выделенными компонентами дидактической культуры;
- непрерывностью и этапностью курсовой подготовки;
- актуальностью содержания курсовой подготовки, интегративностью компонентов, открытостью для изменений;
- методическим обеспечением (вариативность программ, свобода выбора образовательного маршрута, разнообразие методических средств);
- коммуникативным обеспечением (взаимодействие и взаимопонимание всех участников образовательного процесса, акцент на диалогическое общение, учет различных преобладающих способов восприятия, участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса);
- инновационной деятельностью (активное включение личности в новую деятельность, интериоризация целей процесса развития дидактической культуры, творчество);
- рефлексивностью собственной деятельности учителем;
- активностью субъектов образовательного процесса и нацеленностью на самообразование.
Технология развития дидактической культуры учителя должна была стать целевой функцией управления процессом повышения квалификации. Развитие дидактической культуры учителя необходимо было осуществлять на основании поставленных педагогических целей, структурированного на основе выделенных компонентов дидактической культуры учителя содержания. Процесс повышения квалификации в контексте его ориентации на развитие дидактической культуры учителя обретал качественно новые сущностные характеристики и требовал соответствующего дидактического обеспечения - содержательного и процессуального обновления.
На основе выделенных закономерностей развития дидактической культуры учителя была обновлена учебно-программная документация (переработаны планы курсов, пересмотрены программы). Содержательное обновление соотносилось с постоянным информированием учителей и анализом подходов к обучению учащихся на основе выделяемых в науке закономерностей. Обновленное содержание учебного процесса реализовалось через лекции и практические занятия.
Процессуальные изменения касались методов работы преподавателей со слушателями. В сфере повышения квалификации шел постоянный поиск новых методов обучения. Учитывая выделенные закономерности при развитии дидактической культуры учителя, мы остановились на формах и методах обучения слушателей, позволяющих вовлекать их в активную познавательную деятельность.
Технология работы со слушателями курсов осуществлялась в соответствии с основными положениями теории непрерывного образования, а именно на основе принципов непрерывности, гуманизации и демократизации, индивидуализа-
ции и дифференциации, проблемности, интегра-тивности, инновационности, опережающего характера деятельности. Это способствовало постижению учителем теоретических основ дидактической культуры, активному участию слушателей в процессе обучения, побуждало их подходить к работе творчески и давало возможность моделировать учителям свою деятельность в будущем.
Согласно разработанным нами компонентам дидактической культуры учителя и поставленным педагогическим целям были разработаны образовательные программы по развитию дидактической культуры учителя в рамках курсов повышения квалификации учителей. В содержание курсов входят следующие блоки:
- «Основы дидактической культуры педагога (аксиологический аспект)» (36 ч. - 72 ч.);
- «Современные образовательные технологии» (36 ч. - 72 ч.);
- «Развитие коммуникативной культуры» (36 ч. - 72 ч.);
- «Исследовательская и проектировочная деятельность педагога в образовательном процессе» (36 ч. - 72 ч.).
Содержание каждой программы включало два блока: теоретический и практический. Теоретический блок был направлен на ознакомление слушателей с существующими подходами в образовании в соответствии с выделенными компонентами дидактической культуры учителя. Посредством практического блока учитель включался в активную познавательную деятельность.
Все программы являлись межпредметными и могли использоваться для работы как с группой педагогов одной специальности, любого профиля, так и со смешанными группами, могли изучаться последовательно друг за другом, а могли рассматриваться отдельными независимыми блоками. Для развития дидактической культуры учителя предусматривалось комплексное изучение данных разработанных программ, причем программа «Основы дидактической культуры педагога», рассчитанная на 36 учебных часов, предлагалась как вводная для всех слушателей курсов ПК. Она предлагалась для изучения учителям-предметникам в рамках прохождения предметных курсов. Во время ее изучения предусматривалось освоение первого этапа развития дидактической культуры, на котором происходило: осознание и освоение ценностных ориента-ций ДК, формирование знаний о сущности, структуре, уровнях ДК; включение учителя в
процесс осмысления сущности дидактической деятельности путем рассмотрения структуры, содержания дидактической культуры; осознание осуществляемого взаимодействия в системе учитель-ученик; актуализация личностного потенциала учителя, переосмысление и переоценка творческих возможностей в дидактической деятельности.
Затем слушатели могли выбирать различные маршруты движения: курсы повышения квалификации в рамках предмета, спецкурсы по выделенным блокам дидактической культуры учителя, исследовательскую и проектировочную деятельность, самообразование по индивидуальной программе. На выбранных маршрутах шла дальнейшая работа по развитию дидактической культуры учителя: создавались психолого-педагогические условия среды развития дидактической культуры учителя; осуществлялось творческое преобразование и поиск средств коррекции совершенствования своей дидактической культуры учителем; отрабатывались умения по решению бинарных групп дидактических задач: аналити-ко-рефлексивных, проектировочно-прогности-ческих, организационно-деятельностных, диаг-ностико-гностических, коррекционно-регули-рующих; развивались умения исследовательской, проектировочной деятельности; совершенствовалась техника взаимодействия в системе учитель-ученик; расширялся объем и качественно изменялась дидактическая система учителя, повышалась готовность к творческому взаимодействию слушателя с коллегами и учащимися.
Слушателям курсов предлагалось поэтапное прохождение отдельных блоков программы, которые фиксировались в накопительной ведомости. Обучение проводилось в очной и очно-заочной формах. Поэтапная подготовка слушателей в системе повышения квалификации педагогических работников представляется нам как постепенное и последовательное овладение разработанными блоками курсовой подготовки развития дидактической культуры учителя. Преподаватели при проведении занятий опирались на активность слушателей, на ценностные ориентации в дидактической деятельности, на непрерывное обогащение знаниями, умениями, навыками творческой деятельности. Создание проблемных ситуаций в обучении, реализация теоретических положений на практике способствовали наличию познавательного интереса слушателей, интериоризирующему уровню активности познавательной деятельности и развитию мысли-
тельной деятельности, а также повышению творческого потенциала учителя.
При выборе слушателями самостоятельного пути развития дидактической культуры составлялся индивидуальный образовательный маршрут педагога и осуществлялось его сопровождение преподавателями Института развития образования. В результате чего вырабатывались устойчивые ценностные ориентации на систематическое саморазвитие и самосовершенствование; осуществлялась оптимизация процесса обучения путем решения инновационно-дидактических задач и оптимизация процесса обучения путем построения субъект-субъектных взаимоотношений; развивалась устойчивая инновационно-творческая деятельность учителя, личностная самореализация учителя в дидактической деятельности.
Учебный процесс на всех уровнях ориентировался на различные виды познавательной деятельности индивида: репродуктивную, продуктивную, исследовательскую. Выбор предпочтений и сочетание названных видов определялся конкретными целями и условиями их выполнения. Следовательно, необходимо создать условия, организовывать взаимодействие субъектов образовательного процесса. Каждый педагог как субъект деятельности использовал свой собственный опыт, определял стратегию решения дидактических задач и индивидуальный стиль деятельности, но все это возможно осуществлять в совместной коллективной деятельности с другими людьми. Поэтому были предусмотрены занятия по осмыслению собственной дидактической системы работы, где педагогам предлагалось раскрыть опыт своей работы по отдельному блоку занятий. После чего учителя выявляли проблемы, стоящие перед ними на сегодняшний день, и причины их появления. Затем по обозначенным общим проблемам формировались группы для их решения.
В системе ПК мы выделили следующие этапы развития дидактической культуры учителя: диагностический, организационно-деятельност-ный и оценочно-рефлексивный.
Данные этапы представляли алгоритм развития дидактической культуры в системе ПК и указывали на дополнительные связи в модели дидактической культуры учителя.
Диагностический этап был призван выявить исходный уровень сформированности дидактической культуры учителя и включал в себя диагностику исходного уровня сформированности ценностных установок, построения субъект-
о(су)бъектных взаимоотношений, степени творческой самореализации учителя в дидактической деятельности.
Основная цель определения уровня развития дидактической культуры учителя - стимулирование педагога к осознанию и решению своих профессиональных проблем на пути к развитию и дидактическому творчеству.
Средствами реализации данного этапа служат специально разработанные тестовые задания по дидактической деятельности, анкеты, опросники, направленные на выявление исходного уровня дидактической культуры учителя.
Организационно-деятельностный этап был призван обеспечить по необходимости коррекцию педагогических ценностей, высокий уровень дидактических знаний, умений и соответствующую степень их творческой самореализации, ориентацию на построение субъект-субъектных взаимоотношений.
Средствами, способствующими реализации целей данного этапа, являются консультирование, диалоги с учителями, проектировочная деятельность, тренинги, педагогические мастерские, игры, лекции, конференции, «круглые столы», индивидуальные задания компенсирующего типа, творческие работы, обмен опытом, деловые игры, групповые дискуссии и др. В процессе проведения занятий акцент ставился на осмысленное усвоение ценностных установок, теоретических знаний, дидактических технологий через вовлечение учителей в активную деятельность, ее рефлексию и корректировку.
Завершающим этапом развития дидактической культуры учителя в процессе ПК на курсах являлся оценочно-рефлексивный этап. На данном этапе развития дидактической культуры учителя происходило осознание личностных изменений слушателей курсов ПК, по окончанию курсовой подготовки определялся уровень развития всех компонентов дидактической культуры учителя, определялись индивидуальные траектории его дальнейшего развития.
Решению поставленных задач способствовало применение соответствующих педагогических средств: заключительное тестирование и анкетирование, собеседование, зачетные работы, подведение итогов педагогического проектирования, аттестация, консультирование, рефлексия.
Для системы повышения квалификации учителей важными задачами являются подбор методов работы, соединение коллективных, групповых и индивидуальных форм повышения квали-
фикации, учет потребностей каждого учителя и другое.
Оптимизации организации повышения квалификации способствовала вариативная взаимосвязь обучения на курсах и самообразование педагогов на основе учета их профессиональных потребностей и уровня подготовленности специалистов. Для этого необходимо было обеспечить:
- высокий уровень мотивации учебно-познавательной деятельности педагогов на курсах повышения квалификации;
- преемственность повышения квалификации учителей;
- дифференцированный подход к педагогу в руководстве его учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью;
- усиление связи повышения квалификации учителей с их практической деятельностью. Обучение велось согласно выделенным уровням развития дидактической культуры учителя: интуитивно-практическому (воспроизводящему), частично-моделирующему (интерпретирующему), системно-моделирующему (творческому). На всех уровнях развития дидактической культуры учителя обучение учителей велось согласно выделенному содержанию, методам и формам, а также согласно выделенному уровню развития дидактической культуры учителя в соответствии с имеющимися знаниями и умениями, наличию опыта; ставились акценты на развитие недостающих умений слушателей.
Находящемуся на интуитивно-практическом уровне развития учителю давались методические разработки уроков, уделялось внимание выделению закономерностей и связей в учебном материале, пониманию и осознанию комплекса выполняемых обучаемых действий, причин возможных затруднений.
Учителям частично-моделирующего уровня предлагались задания на сопоставление основных концепций обучения, самостоятельному выделению закономерностей в процессе обучения, обоснованному выбору приемлемых концепций обучения, исходя из контингента учащихся, целей обучения, собственных особенностей.
Учителя системно-моделирующего уровня решали задачи творческого характера, разрабатывали идеи обучения на основе современных подходов, освоения чужого опыта. В итоге работы в процессе повышения квалификации выходили на обоснование и построение собственной дидактической системы обучения.
56
Г.М. Криницкая
Анализ развития дидактической культуры учителя мы проводили, исходя из следующих выделенных критериев: ценностное отношение к дидактической деятельности, технологическая готовность к осуществлению дидактической деятельности, построение субъект-субъектного взаимодействия, творческая самореализации учителя в дидактической деятельности. Последний критерий является высшим проявлением учителя как субъекта культуры.
Таким образом, разработанная и апробированная нами структурно-содержательная модель дидактической культуры учителя отражает и конкретизирует сущностные характеристики культуры, дидактической деятельности и источники развития субъекта деятельности. Данная модель определяет содержательные уровни
сформированности дидактической культуры по аксиологическому, деятельностному, коммуникативному, субъектно-результативному компонентам, этапы ее развития.
Библиографический список
1. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст]. - М.Белгород, 1993. - 219 с.
2. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]. - М.: Академия», 2004. - 320 с.
3. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.