Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СЛУШАТЕЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВУЗА / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ЕГЭ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СПЕЦКУРС / ANALYTICAL SKILLS / STUDENTS OF THE PREPARATORY DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY / PREPARATORY DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY / SOCIAL STUDIES / RUSSIAN STATE EXAM / MODULAR TECHNOLOGY / SPECIAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулюкова А.Г.

Введение. В статье представлена технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза на занятиях по обществознанию. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития аналитических умений обучающихся; диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование слушателей подготовительного отделения и учителей, анализ письменных и устных ответов слушателей подготовительного отделения, тестирование, анализ результатов ЕГЭ. Результаты. Спроектирована и описана технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза, определены педагогические условия, обеспечивающие развитие аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза. Обсуждение. Считаем, что данная технология может быть использована при изучении обществознания, истории, литературы, географии учащимися старших классов и слушателей подготовительного отделения вуза. Выявлены уровни развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза. Заключение. Делается вывод о том, что разработанная технология будет способствовать развитию аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза. Основные положения: - описана технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза; - обосновано применение комплекса источников обществоведческой информации и активных методов обучения; - предложена система активных методов обучения, применяемых в обучении обществознанию; - разработан сайт для самостоятельного изучения обществоведческого материала; - выделены уровни развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мулюкова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECIVENESS OF LINGUISTIC PROJECTS IN A FUTUTRE TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Introduction. The article presents the technology for developing analytical skills of students of the preparatory Department of the University in social studies classes. The criteria and levels of development of analytical students of the preparatory Department of the University are highlighted. Materials and methods . The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the development of analytical skills of students; diagnostic methods, including observation, description, questioning of students of the preparatory Department and teachers, analysis of written and oral responses of students of the preparatory Department, testing, analysis of the Russian State Exams' results. Results. The technology of development of analytical skills of students of the preparatory Department of the University is designed and described, the pedagogical conditions that ensure the implementation of the technology are defined. Discussion. This technology can be used in the study of history, literature, and geography. Conclusion. It is concluded that the developed technology will contribute to the development of analytical skills of students of the preparatory Department of the University. Highlights: The technology for developing analytical skills of students of the preparatory Department of the University is described; The application of a complex of social science information and active teaching methods is substantiated; A system of active teaching methods used in social science education is proposed; A site has been developed for independent study of social science material; The levels of development of analytical skills of students of the preparatory Department of the University are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА»

DOI 10.25588/CSPU.2020.154.1.009

УДК 378 ББК 74.480

А. Г. Мулюкова

ORCID № 0000-0002-3221-9619 Старший преподаватель кафедры всеобщей истории, преподаватель УЦ «ЕГЭ», Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: mulyukovaag@cspu.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА

Аннотация

Введение. В статье представлена технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза на занятиях по обществознанию.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития аналитических умений обучающихся; диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование слушателей подготовительного отделения и учителей, анализ письменных и устных ответов слушателей подготовительного отделения, тестирование, анализ результатов ЕГЭ.

Результаты. Спроектирована и описана технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза, определены педагогические условия, обеспечивающие развитие аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза.

Обсуждение. Считаем, что данная технология может быть | использована при изучении обществознания, истории, литературы, § географии учащимися старших классов и слушателей подготови тельного отделения вуза. Выявлены уровни развития аналитиче-^ ских умений слушателей подготовительного отделения вуза.

Заключение. Делается вывод о том, что разработанная технология будет способствовать развитию аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза.

Ключевые слова: аналитические умения; слушатели подготовительного отделения вуза; подготовительное отделение вуза; обществознание; ЕГЭ; модульная технология; спецкурс.

Основные положения:

- описана технология развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза;

- обосновано применение комплекса источников обществоведческой информации и активных методов обучения;

- предложена система активных методов обучения, применяемых в обучении обществознанию;

- разработан сайт для самостоятельного изучения обществоведческого материала;

- выделены уровни развития аналитических умений слуша-

е

н §

о

г и

р

№ и

и

а н

л

телей подготовительного отделения вуза. и

и

ч

е о

е

личностное развитие человека, т. к. лежат в основе познавательных, ни

Л

У

1 Введение (Introduction)

Аналитические умения определяют профессиональное и

метапредметных универсальных учебных действий и универсальных компетентностей. К ним относим группы аналитических умений: анализ обществоведческой информации из различных источников (искать необходимую информацию, выделять точку зрения ° автора источника информации и аргументы, сравнивать информацию из различных источников, систематизировать информацию из различных источников (обобщать, сопоставлять информацию из Ь разных источников); анализ общественных (социальных) явлений, процессов (устанавливать причинно-следственные связи; устанав-

ел

ливать соответствия между существенными чертами и признаками ен явлений и терминами, устанавливать внутренние связи обществен- в

з

ного процесса, группировать факты общественной жизни; форму- а

лирование доказательства (формулировать тезис, формулировать аргумент, подбирать примеры из общественной жизни).

Анализ научной литературы, наблюдения за процессом обучения слушателей подготовительного отделения вуза, студентов позволяет утверждать, что аналитические умения лежат в основе профессиональной подготовки будущего специалиста, его производительности труда, мотивации и т.п.

К сожалению, при поступлении на подготовительное отделение университета слушатели демонстрируют недостаточно высокий уровень развития аналитических умений. Соответственно, можем утверждать, что основная масса слушателей подготовительного отделения характеризуется низкой мотивацией в обучении, они профессионально не определившиеся, им свойственна низкая работоспособность, что является причинами низкого качества последующего профессионального образования.

На подготовительном отделении ЮУрГГПУ г. Челябинск по направлению «Подготовка к поступлению в вуз» реализуется образовательная программа «Обществознание», преследующая цели: успешная итоговая аттестация слушателей подготовительного отделения в форме ЕГЭ; профориентационная работа со слушателями подготовительного отделения и подготовка к дальнейшему продолжению обучения в вузе; содействие оптимальной социализации слушателей подготовительного отделения вуза в условиях современного информационного общества. Данные цели достигаются через освоение ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций и компетенции личностного совершенствования. Наблюдение, анализ письменных, устных ответов слушате-§ лей, итоги экзаменов, последующее обучение в вузе позволяют 2 утверждать, что данная образовательная программа способствует

Д

^ повышению уровня развития аналитических умений слушателей : подготовительного отделения вуза.

N

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Аналитические умения являются неотъемлемым элементом общего и профессионального образования. На сегодняшний день содержание среднего общего образования и, соответственно, содержание ЕГЭ по обществознанию1 определяются образовательным стандартом 2004 г. Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по обществознанию большую часть проверяемых умений составляют группы аналитических умений: при работе с различными по характеру, содержанию и форме источниками социальной информации (извлекать, систематизировать, анализировать, обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы); по выявлению причинно-следственных связей; по оцениванию действий субъектов социальной жизни; по формулированию собственных суждений и их аргументации2. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего об- §

g

щего образования 2012 г. данные мыслительные действия лежат в к основе предметных (обществознание) и познавательных метапред

Об утверждении федерального компонента государственных образовательных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего

жением. Доступ из информационно-правового обеспечения «Гарант».

ж §

о

^

So Р

IS № 5

S 5

So

8 Л № О

метных универсальных учебных действий3. Во ФГОСе высшего § профессионального образования аналитические умения лежат в №

ж Й

У

1 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по обществознанию / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ

л Ki о

«ФИПИ». [М.], 2019.- С. 6-7. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii- Ц specifikacii-kodifikatory (Дата обращения: 25.02.2020).

о

2 4rTT2£4fwTT£4iTTTT гЬн^тт&пп rn-unm шнплирита m^jTTQnrTDPuutTV 5

§ О*

образования» : приказ М-ва образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 с прило- о

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта №

среднего общего образования : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации §

от 17 мая 2012 г. № 413 : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 07 июня 2012 г. № ®

24480. Доступ с сайта «ФГОС». а

основе универсальных компетенций4. Компетентностный подход определил актуальность развития аналитических умений, т.к. подготовительное отделение (форма довузовского образования) является элементом непрерывного образования.

Авторами диссертационных исследований (Т. П. Соломонова5, Г. А. Сикорская6 и др.) выявлены различные педагогические условия с учетом форм, средств, способов формирования аналитических умений обучающихся. Среди них - соблюдение этапности процесса формирования аналитических умений, алгоритмичности действий; создание позитивной мотивации интеллектуального саморазвития учащихся; опора на развивающее обучение через проблемное обучение; проведение лабораторных занятий; организация микроисследовательской деятельности; мониторинг уровня усвоения формируемых аналитических умений; развитие субъектной позиции учащихся в формируемой деятельности; программно-методическое оснащение педагогической деятельности учителя.

В целом авторами описаны следующие способы развития аналитических умений: приемы работы с художественными и учебными текстами (информационные умения); приобщения к научным методам познания; в процессе внеурочной деятельности; с помощью осуществления межпредметных связей (химии, биологии), курса логики, проблемного обучения.

4 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 15 марта 2018 г. № 50362. Доступ с сайта «ФГОС».

5 Формирование аналитических умений старшеклассников в гуманитарном образовании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2010. - 22 с.

6 Формирование интеллектуальных уме-ний старшеклассников в довузовском образовании: на основе университетской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. - 22 с.

Методические разработки Л. Н. Боголюбова [2], А. Ю. Ла-зебниковой [3], Л.С. Бахмутовой [4], Е. К. Калуцкой [4], Д. В. Кузина, Н. Ю. Басик7 и др. определили приемы развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза при обучении обществознанию.

Следовательно, нами были выявлены педагогические условия развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза, среди которых — организация учебно-исследовательской деятельности слушателей подготовительного отделения; реализация спецкурса «Развитие аналитических умений слушателей подготовительного отделения: работа с понятиями и ^

но

аргументациями»; научно-методическое сопровождение процесса ло

ги

развития аналитических умений слушателей подготовительного |

р

в в

и

отделения с помощью сайта «УчисьСам».

3 Результаты (Results) и

Исходя из выявленных условий в основу образовательной н

ал

программы «Обществознание» была положена модульная техноло- и гия, применение которой обусловлено реализацией компетентност ного подхода (И. А. Зимняя, А. Г. Асмолов, А. В. Хуторской и др.). | Учитывая структуру обществоведческого курса, разработчиками (Л. Н. Боголюбовым, А. Ю. Лазебниковой и др.) было выделено 8 модулей: «Человек в обществе», «Общество как система», «Человек в глобальном мире», «Духовная культура», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Эта структура была

о

взята нами за основу образовательной программы «Обществозна- дго ние», реализуемой на подготовительном отделении ЮУрГГПУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В каждом модуле предусмотрены вводные лекции (эвристи- ^

л

ческие и аналитические), лабораторные занятия, семинары, прак- но

го

тикумы (решение познавательных задач, кейс-метод, защита соци-

еле е

н g

7 Работа с документами как условие по-вышения эффективности изучения кур-са в обществознания : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с. а

альных проектов, результатов исследовательском деятельности, диспуты), т. к. данные формы предполагают применение системы активных методов обучения, ориентированных на организацию самостоятельной работы слушателей с учебными материалами. Целью лекции является введение в тему, поэтому основной упор делается на изучение понятий. Закрепление понятий происходит через работу слушателей с интеллект-картами («Политическая система», «Глобализация», «Мировая экономика» и т. д.); кластерами («Формы государства», «Субъекты гражданских правоотношений», «Право как социальная норма» и т.д.), сложными планами; схемами; таблицами. Закрепление основных понятий любой темы осуществляется с помощью тестирования.

Основным приемом на лабораторном занятии является анализ источника социальной информации. Учитывая, что информация обществоведческого характера, представленная в различных педагогически неадаптированных источниках, является объемной и сложной по содержанию, содержащей альтернативные точки зрения, нами применялись педагогические технологии, позволяющие упростить работу ученика с текстом - ИНСЕРТ, «Fish Bone», кейс-метод. Например, при рассмотрении темы «Экономика предприятия» слушатели через анализ научной статьи «Российский бизнес: 20 лет спустя: путь от социалистического предприятия к рыночной фирме» Т.Г. Долгопятовой, И.Ивасаки, А.А. Яковлева об экономике предприятия в условиях командной экономики должны были сделать выводы о бизнесе в условиях рынка. На семинарских занятиях слушатели выступали с докладами, дискутировали. На практических занятиях слушатели работали с познавательными задачами, кейсами, обсуждали проблемные вопросы в ходе дебатов, защищали проекты.

§ Л. Н. Боголюбовым [2], А. И. Иоффе [5], Г. Я. Гревцевой [6],

g

g отмечено, что в процессе обучения обществознанию необходимо ре-

^ ализовывать социальное проектирование, т.к. оно является фактором

^ формирования активной гражданской позиции обучающегося. Речь

N

идет об особом виде проектирования, результатом которого должно стать конкретное предложение решения проблемы. Согласно определению Г. Я. Гревцевой, социальный проект — это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения, это форма участия молодого человека в жизни гражданского общества. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач [6; 85]. Защита социальных проектов осуществлялась по следующим темам «Проблемы школьного образования в РФ (на примере вашего учебного заведения)»; «Содействие профессиональной ориентации старшеклассников»; «Проблемы трудоустройства молодежи г. Челябинск и Челябинской области» и т. п.

Результат проектной деятельности слушатели подготовительного отделения представляют в форме инфографики. Инфо- §

§

графика — это графический способ подачи информации, данных и к знаний, целью которого является быстрое и четкое изложение слож ной информации. Применение инфографики в качестве продукта | проектной деятельности обусловлено следующими факторами: способствует развитию аналитических умений в процессе отбора информации, позволяет представить материал в сжатой визуальной форме, развивает визуальное мышление, помогает овладению ИКТ, способствует эстетическому воспитанию.

о

В основу организации учебно-исследовательской деятельно- § сти слушателей подготовительного отделения была положена этап-

ность, разработанная В. С. Елагиной, Н. П. Пичуговой, Н. В. Веде- ^

§

ньевой [7; 56]. На первом этапе происходит знакомство с особен- §

ностями, содержанием, структурой исследовательской деятельности, развивается положительная мотивация, формируются навыки рабо-

§ § §

о

г

в в

¡о

§

№ §

ты с информацией на занятиях (семинарских, лабораторных) через | систему заданий, т. е. в ходе занятий разных форм. На втором этапе

а

выполняются микроисследования, проекты в рамках изучения каждого модуля — организация внеурочной самостоятельной учебной деятельности, на третьем этапе — организация исследовательской деятельности. Стоит отметить, что на третий этап выходят не все обучающиеся в силу сложности такой работы по содержанию и объему.

Завершением изучения каждого блока является итоговое собеседование в форме устного зачета, цель которого систематизация знаний слушателей, установление межпредметных и внутрикурсо-вых связей, выявление уровня развития аналитических умений и т. д. Завершением всего обществоведческого курса является защита результатов учебно-исследовательских работ (например, «Международный терроризм как глобальная проблема», «Человеческий ресурс как фактор производства», «Политическое сознание граждан РФ», «Индекс человеческого развития как фактор экономического роста» и т. п.). Таким образом, программа обучения выстроена в следующей последовательности: лекция, тестирование, лабораторное занятие, семинар, практикум, собеседование. Данная система базируется на постепенном расширении знаний слушателей, движения от понятия к теории, последовательного развития умений и способствует интенсификации обучения.

Основанием предложенной системы стал разработанный комплекс источников обществоведческой информации для урочной и внеурочной подготовки слушателей. Под комплексом источников обществоведческой информации понимаем совокупность учебной литературы, письменных (нормативно-правовые акты, публицистические материалы, отрывки сочинений философов, научные труды, энциклопедии, словари и т. д.), визуальных источников (фото, видео, карикатуры, плакаты), информации СМИ, информации Интер-

§ нет-ресурсов.

р

| Разработка комплексов информации обусловлена, с одной

стороны, расширением информационных потоков в современном обществе, с другой, имеющимися проблемами применения печат-

ного учебника в процессе обучения обществознанию в старшем звене основного образования: слишком теоретизированный материал, недостаточное количество визуальных источников информации, быстро устаревающий фактический материал. Следовательно, учитель находится в ситуации необходимости привлечения дополнительных источников информации (зачастую подбираемых им самостоятельно), в том числе визуальных, что является весьма энергозатратным процессом.

Поэтому для систематизации информации различных источников нами был разработан сайт «УчисьСам». Итогом изучения предложенных источников обществоведческой информации является заполнение на сайте различных по структуре аналитических карт, которые должен выбрать и заполнить слушатель самостоятельно, исходя из содержания темы (Таблица 1).

Таблица 1 — Пример аналитической карты Table 1 — An analytical map example

Тема: Роль государства в экономике

Определение понятия Государство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти. Рынок — взаимодействие свободных продавцов и покупателей

Понятие, связанное с темой Инфляция, безработица, экономический рост, налоги, монополизация рынка, социальное неравенство, бедные слои населения, социальная политика государства, общественные блага, ВВП, МРОТ, пособие по безработице, бизнес, учетная ставка, эмиссия денег, бюджет государства, государственные расходы, закон

л

ж §

о

г

So

Ъ

IS № К

5

So

a

ж

§

К

S

К ^

л о

л

л

ж К

Й §

у

§

л Й ж о д г о S о

№ К

S

ь

о-ж

о

г о

л

л ж

I

Is

a

Продолжение таблицы 1 СопИппаИоп о/ 1аЫв 1

Тема: Роль государства в экономике

Причины явления (процесса) Причины вмешательства государства в экономические отношения: инфляционные процессы, социальное неравенство, монополизация рынка, безработица, незаинтересованность рынка производить общественные блага

Способы, механизмы, формы Механизм государственного вмешательства в рыночные отношения бюджетно-налоговый (регулирование налоговой ставки, государственных расходов); денежно-кредитный (регулирование ключевой ставки, эмиссия денег); правовой (административный)

Последствие явления (процесса) Увеличение доли теневой экономики; уклонение от уплаты налогов; рост коррупции, взяточничества; ослабление функции государства по защите экономических свобод; нарушение рыночного ценообразования

Пример изучаемого процесса или явления «Шведский социализм», экономическая политика европейских государств, экономическая и социальная политика РФ

Описанная программа дополняется спецкурсом «Развитие аналитических умений слушателей подготовительного отделения: работа с понятиями и аргументациями». В основу разработанного спецкурса положены основы науки о познании — формальной логики. Обращение к логике как науке, способствующей развитию правильного мышления, продиктовано следующими обстоятельствами: во-первых, аналитические умения носят общеучебный,

| межпредметный, интегрированный характер, т. е. они необходимы

ко

^ при изучении любой дисциплины. Во-вторых, практика работы со

: слушателями подготовительного отделения продиктовала потреб-

^ ность в таком курсе, так как большая часть поступающих на подго-

товительное отделение испытывают затруднения при формулировке тезисов и аргументации, суждений, умозаключений, определения понятий при написании сочинений, участии в дебатах.

Содержательным ядром разработанного спецкурса является курс «Обществознание», призванный сформировать целостную картину мира. Обращение к обществознанию обусловлено несколькими факторами: содержание, структура обществознания и аналитические умения являются интегральными; аналитические умения относятся к перечню требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на ЕГЭ по общество-знанию, популярностью ЕГЭ по данному предмету.

4 Обсуждение (Discussion)

Считаем, что данную технологию можно также применять при обучении слушателей подготовительного отделения вуза, учащихся старших классов обществознанию, литературе, истории,

географии. Это обусловлено, во-первых, интегративностью содер- §

g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жания данных учебных дисциплин (один объект изучения, наличие g общих источников информации); во-вторых, интегративностью аналитических умений.

Реализация данной технологии потребовало определение уровней развития аналитических умений слушателей подготовительного отделения вуза. Опираясь на критерии: самостоятельность, сознательность, завершенность действий, мы выявили критический, продуктивный, творческий уровни.

5 Заключение (Conclusion) |

Применение данной методики способствовало тому, что в ходе эксперимента количество слушателей, которые находились на ^

g

критическом уровне — 14 (48,28 %), сократилось на 13 человек | (44,84 %); количество слушателей с продуктивным уровнем увеличилось с 12 до 14 человек, и в итоге составило 48,28 %; с творче-

§ g § g |

г g

So

Ъ

№ g

S g

So

cv §

л §

ским уровнем увеличилось с 3 до 14 человек и составило 48,28 %. | Большинство слушателей стали понимать необходимость развития

аналитических умений как личностно-социально-значимых, благодаря осознанию важности осваиваемых знаний, умений, ценностных ориентаций для будущего профессионального развития. Постепенно у них произошло изменение отношения к профессиональным перспективам, требования к качеству подготовки современного студента высшего учебного заведения, специалиста, его социальной ответственности.

Библиографический список

1. Лискова Т. Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 г. по обще-ствознанию // Педагогические измерения. 2019. № 4. С. 3-29.

2. Боголюбов Л. Н. Многообразие форм и методов учебной работы // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 7. С. 18-26.

3. Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М. : Школа-Пресс. 2000. - 128 с.

4. Бахмутова Л. С., Калуцкая Е. К. Методика преподавания общество-знания. М. : Издательство «Юрайт». 2016. - 274 с.

5. Иоффе А. Н. Социальное проектирование: общий подход и ценностные основания педагогической деятельности // Преподавание истории в школе. 2019. № 6. С. 4-10.

6. Гревцева Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников : дис. ... доктора пед. наук по специальности 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образоания / Гульсина Якуповна Гревцева ; Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск, 2006. - 384 с.

7. Елагина В. С, Пичугова Н. П., Веденьева Н. В. Организация исследовательской деятельности студентов как фактор формирования профессионально -педагогической компетентности : монография. Челябинск : Инновационный центр «РОСТ», 2013. - 128 с.

A. G. Mulyukova

^RCID No. 0000-0002-3221-9619 Senior Lecturer at the Department of General History,

Teacher of the Training Center "Unified State Examination", South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: mulyukovaag@cspu.ru

| THE EFFECIVENESS OF LINGUISTIC

J PROJECTS IN A FUTUTRE TEACHER'S

Mul PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

ü

^ Abstract

Introduction. The article presents the technology for developing analytical skills of students of the preparatory Department of the University in social studies classes. The criteria and levels of development of analytical students of the preparatory Department of the University are highlighted.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the development of analytical skills of students; diagnostic methods, including observation, description, questioning of students of the preparatory De- c

ft

partment and teachers, analysis of written and oral responses of ^

cc

students of the preparatory Department, testing, analysis of the ^ Russian State Exams' results. ^

Results. The technology of development of analytical skills of students of the preparatory Department of the University is designed and described, the pedagogical conditions that ensure the implementation of the technology are defined.

Discussion. This technology can be used in the study of history, literature, and geography.

Conclusion. It is concluded that the developed technology will contribute to the development of analytical skills of students

Keywords: Analytical skills; Students of the preparatory Department of the University; Preparatory Department of the University; Social studies; Russian State Exam; Modular technology; Special course. Highlights:

of the preparatory Department of the University is described;

The application of a complex of social science information and active teaching methods is substantiated;

A system of active teaching methods used in social science education is proposed;

ft

b »

£

-

£ n

g

A n a t i c' a

£

ft

of the preparatory Department of the University. ^

ft

№ ?

kiS a

¡2 &

<3 b

The technology for developing analytical skills of students a

to s

ft

ft £

1' £

A site has been developed for independent study of social science material;

The levels of development of analytical skills of students of the preparatory Department of the University are highlighted.

References

1. Liskova T.Ye. (2019), Metodicheskiye rekomendatsii dlya uchite-ley, podgotovlennyye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov YEGE 2019 g. po obshchestvoznaniyu. [Methodological recommendations for teachers prepared on the basis of the analysis of typical mistakes of participants of the unified state exam 2019 in social science]. Pedagogicheskiye izmereniya, 4, 3-29. (In Russian).

2. Bogolyubov L.N. (2013), Mnogoobraziye form i metodov uchebnoy raboty [Variety of forms and methods of educational work]. Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole, 7, 18-26. (In Russian).

3. Lazebnikova A.Yu. (2000), Sovremennoye shkol'noye ob-shchestvoznaniye. Voprosy teorii i metodiki [Modern school social science. Questions of theory and methodology]. Shkola-Press, Moscow, 128 p. (In Russian).

4. Bakhmutova L.S. & Kalutskaya E.K. (2016), Metodika prepo-davaniya obshchestvoznaniya [Methods of teaching social science]. Yurayt, Moscow, 274 p. (In Russian)

5. Ioffe A.N. (2019), Sotsial'noye proyektirovaniye: obshchiy pod-khod i tsennostnyye osnovaniya pedagogicheskoy deyatel'nosti [Social design: a general approach and the value basis of pedagogical activity]. Prepodavaniye istorii v shkole, 6, 4-10. (In Russian)

6. Grevtseva G.Ya. (2006), Grazhdanskoye vospitaniye kak faktor sotsializatsii shkol'nikov (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk po spetsial'nosti 13.00.01 — obshchaya ped-agogika, istoriya pedagogiki i obrazoaniya) [Civic education as a factor in the socialization of schoolchildren (Dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences, specialty 13.00.01 — General Pedagogy, History of Pedagogy and Education)]. Chelyabinskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, Chelyabinsk, 384 p. (In Russian).

7. Elagina V.S., Pichugova N.P. & Vedeneva N.V. (2013), Organi-zatsiya issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov kak faktor formirovaniya professional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti [Organization of research

a activities of students as a factor in the formation of professional and pedaS gogical competence]. Monografiya, Innovatsionnyy tsentr "ROST", Chelya-

O

binsk, 1 28 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.