Научная статья на тему 'Технология разработки веб-квестов при изучении студентами иностранного языка'

Технология разработки веб-квестов при изучении студентами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2472
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ / КОНТРОЛЬ НАВЫКОВ / МУЛЬТИМЕДИА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ / WEBQUEST / INTERNET PROJECT / KNOWLEDGE CONTROL / SKILLS CONTROL / QUALIFICATION CONTROL / MULTIMEDIA / ANALYTICAL ACTIVITY / GROUP WORK / INDIVIDUAL TASK / CONTROL CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багузина Елена Ильинична

Принципиально новая технология обучения и оценки знаний веб-квест-методика, использующая передовые интернет-технологии, представляется одной из оптимальных форм обучения и контроля в вузе. Автор статьи подробно описывает этапы разработки веб-квестов и останавливается на ряде преимуществ их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A conceptually new technology of education and knowledge evaluation WebQuest-method that uses the advanced Internet-technologies is presented as one of the optimal modes of education and control in an institute of higher education. The author describes the stages of WebQuest development in detail and decides upon a number of advantages of their application.

Текст научной работы на тему «Технология разработки веб-квестов при изучении студентами иностранного языка»

Технология разработки веб-квестов при изучении студентами иностранного языка

Е. И. Багузина (Государственный университет управления)*

Принципиально новая технология обучения и оценки знаний — веб-квест-методика, использующая передовые интернет-технологии, представляется одной из оптимальных форм обучения и контроля в вузе. Автор статьи подробно описывает этапы разработки веб-квестов и останавливается на ряде преимуществ их использования.

Ключевые слова: веб-квест, интернет-проект, контроль знаний, контроль умений, контроль навыков, мультимедиа, аналитическая деятельность, групповая работа, индивидуальное задание, критерии контроля.

Technology of WebQuest Development in Students’ Studies of a Foreign Language

E. I. Baguzina (The State University of Management)

A conceptually new technology of education and knowledge evaluation — WebQuest-method that uses the advanced Internet-technologies — is presented as one of the optimal modes of education and control in an institute of higher education. The author describes the stages of WebQuest development in detail and decides upon a number of advantages of their application.

Keywords: WebQuest, Internet project, knowledge control, skills control, qualification control, multimedia, analytical activity, group work, individual task, control criteria.

Веб-квест (WebQuest) — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Этот метод обучения и контроля знаний, умений и навыков, отвечающий современным требованиям и особенностям образовательной среды, был разработан в 1995 г. профессорами государственного университета Сан Диего Берни Доджем и Томом Марчем. Новый метод быстро завоевал популярность как среди американских, так и среди европейских педагогов, а с конца 90-х годов прошлого столетия стал распространяться и в России.

В основе создания веб-квестов находится проектный метод, который возник в США в конце XIX в. и получил психолого-педа-гогическое обоснование профессором Колумбийского университета У. Килпатриком

(W. Kilpatrick). Под проектом У. Килпатрик понимал всякий целевой проект, где «господствующее намерение рассматривалось как внутреннее побуждение и предполагало установку цели действия; руководство этим процессом; обоснование его направления и внутреннюю мотивировку» (Fried-Booth, 1988: 53).

Проектный метод нацелен на практический результат и представляется одной из оптимальных форм обучения и контроля не только знаний и умений, но и коммуникативных навыков.

У. Килпатрик придерживался теоретической установки американского философа-прагматиста Дж. Дьюи (J. Dewey), согласно которому в основе эффективной познавательной деятельности ребенка лежит тождественность интереса и действия.

* Багузина Елена Ильинична — старший преподаватель кафедры английского языка № 1 Государственного университета управления; аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-74-59. Эл. адрес: Ы8^@ yandex.ru

Поскольку настоящий интерес получается при отождествлении личности через действия с предметом или идеей, то познавательная деятельность учащихся считается наиболее эффективной в том случае, если ее источником является «внутренний» интерес как «объединение деятельных сил». Продолжение действий для достижения какой-либо цели связано с усилием, преодолевающим возникающие затруднения. Усилие же согласно Дж. Дьюи имеет значение не само по себе, а лишь в связи с «доведением» какой-либо деятельности до ее завершения, т. е. все зависит от конечной ее цели. Ощущение усилия ведет не к пересмотру цели, а к объединению новых способов действия, т. е. к новым приобретениям и открытиям.

В качестве примера, поясняющего структуру проекта, приведем цитату Дж. Дьюи (Дьюи, 1925: 30): «Ребенок, который хотел бы поднять камень и не в силах этого сделать, может не продолжать бесплодных усилий ради цели, явно недостижимой, и вместе с тем не отказываться от своего намерения; он может додуматься до какого-либо иного способа сдвинуть с места камень; он может, например, попытаться покатать его шестом». Вот на такой основе и строилась структура проекта.

Среди отечественных ученых проектным методом занимались Е. С. Полат, М. М. Рубинштейн, М. М. Пистрак, М. Е. Брейгина и др. Е. С. Полат предлагает следующую типологию проектов: по виду деятельности (исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориен-тировочные), по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные проекты), по характеру координации (проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой координацией), по характеру контактов (внутренние, региональные, международные), по количеству участников (личностные, парные, групповые), по продолжительности проведения (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные) (Полат, 2000: 3-9).

Согласно теории М. М. Рубинштейна структура проекта содержала четыре эле-

мента. Они были следующими: чувство реальной, жизненной потребности, способной отлиться в вопрос, который должен возникнуть у самого ученика; возрастающий интерес и энтузиазм, в результате которого появляется активность; поиск соответствующих средств и материалов; организация для выполнения образовавшегося проекта. Достоинства проекта определялись степенью заинтересованности студентов при достижении поставленной перед собой цели (Рубинштейн, 1950: 74).

Изучая данную проблему, отечественный ученый М. М. Пистрак высказывался по этому поводу следующим образом: «Предполагалось, что учащиеся, зарядившись кучей вопросов и мучительной потребностью в их разрешении, придут с этой зарядкой на занятие и будут интенсивно работать, сознавая, что получаемые ими знания нужны для успешного выполнения проекта. По окончании выполнения проекта каждая бригада — участница проекта должна подытожить и оформить свою работу и показать ее... путем выставок, выступлений и т. д. Идеалом было, если в результате работы ученики могли показать конкретный общественно-полезный эффект своей работы («написано столько-то повесток избирателям», «перетащено столько-то бревен», «протравлено столько-то семян» и т. д.)» (Конышева, 2007: 158).

М. Е. Брейгина предлагает следующую типологию: проект бывает монопроектом и коллективным проектом, а также устноречевым, письменным, видовым и интернет-проектом (Брейгина, 2004: 28-32).

Технология разработки веб-квестов — процесс длительный и непростой. Во-первых, работая над изучением какой-либо темы, преподаватель задействует обширную информацию интернет-ресурсов по определенной тематике. Во-вторых, работая над выполнением веб-квеста, студент может выбрать для себя наиболее удобный для него темп выполнения задания, вне зависимости от того, работает студент над веб-квестом индивидуально или в команде. В-третьих, веб-квест предоставляет возможность поис-

ка дополнительной информации по теме, однако в определенных, заданных преподавателем рамках. Предварительный отбор преподавателем сайтов позволяет исключить вероятность использования студентами сайтов с неподтвержденной, ложной или необъективной информацией. Представленная в мультимедийном виде информация имеет иные свойства, чем информация, данная в учебниках. Она не ориентирована на усвоение знаний и понимание, а направлена лишь на формирование образа, не имеющего структуры. Кроме того, в Интернете различные формы информации переплетены между собой и воздействуют на психику человека с помощью эффектов: сочетания цвета, звуков и символов. Еще одна проблема заключается в том, что находящаяся в Интернете информация представлена в различных жанрах, стилях, имеет различную адресную направленность, по-разному интерпретируются одни и те же факты. «Только специалист-предметник может оценить информацию на тематическом сайте и решить, можно ли ее использовать в учебном процессе» (Сысоев, Евстигнеев, 2009: 10). Преподаватель также отбирает интернет-ресурсы, ориентируясь на разные уровни языковой подготовки студентов.

Технологию разработки веб-квеста можно представить в виде следующих основных этапов:

1. Формулировка краткого введения, где четко описаны главные роли участников (например: «Ты — детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия» и пр.), или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

2. Составление задания, необходимого для выполнения в виде таблицы, которую впоследствии нужно будет заполнить. Таблица состоит из задания, оценочной шкалы, вопросов и вариантов возможных ответов, подсказок. Таблица задания может быть адресована отдельно каждому студенту или всей группе.

3. Предоставление банка информационных ресурсов (в электронном виде — на ком-

пакт-дисках, видео- и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимися задания. Этот список должен быть аннотированным.

4. Пошаговое описание этапов выполнения задания, которое предполагает:

а) самостоятельное изучение студентами предложенного преподавателем материала;

б) консультация преподавателя по вопросам, связанным непосредственно с содержанием веб-квеста либо с его презентацией;

в) заполнение студентами задания-таблицы;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы каждого члена команды среди студентов, выполняющих веб-квест по теме. Отбор всеми членами команды наиболее значимого материала для итоговой презентации (веб-страницы и т. п.);

д) рекомендации преподавателя по использованию электронных источников;

е) рекомендации преподавателя по оформлению итоговой презентации (руководства, веб-страницы и т. п.), включая картинки, звуковое и цветовое оформление, разработку структуры итоговой презентации.

5. Руководство по организации и систематизации материала. Оно содержит рекомендации по времени выполнения веб-квеста и пошаговое распределение сайтов. Если в процессе создания самостоятельных страниц у студентов возникают технические трудности, то им предоставляются «заготовки», конкретизирующие модель создания веб-квеста.

6. Заключение, в котором суммируется опыт, полученный студентами при выполнении веб-квеста, в виде итоговой презентации, публикации работ студентов в виде вебстраниц и веб-сайтов, организация круглых столов и т. п.

Оценка результатов веб-квеста имеет ряд критериев, позволяющих включить оценку не только языковых знаний, но и коммуникативных навыков, что является центральной задачей в обучении иностранному языку (умение ясно излагать свои мысли, вести дискуссию, работать в команде и т. д.). Бе-

зусловно, ключевым преимуществом внедрения веб-квестов в учебный процесс является стимулирование студентов к самостоятельному аналитическому и креативному мышлению, вовлечение их в объективное оценивание своих собственных результатов и результатов своих коллег. Веб-квесты — это не только инновационный метод обучения и контроля полученных знаний преподавателем, но и новый метод получения (или, точнее сказать, «добывания») знаний студентами, т. е. отказ от насильственного навязывания готовых ответов. Здесь преподаватель выступает в роли помощника, который скорее направляет самостоятельный творческий процесс поиска ответов на поставленные вопросы в веб-квесте. Вопросы веб-квеста являются своеобразным «скелетом» его выполнения. Безусловно, составление хорошего веб-квеста требует времени и высокого профессионализма. Разработав серию веб-квес-тов к определенному курсу, преподаватель сможет использовать ее в последующие годы, не только экономя время, но и сделав процесс обучения и контроля увлекательным и современным. Веб-квесты способствуют

также развитию у студентов навыков, необходимых для человека XXI в.: умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, самостоятельно и творчески мыслить, объективно оценивать свои достижения, умение работать в команде, идти в ногу со временем и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дьюи, Дж. (1925) Дальтонский лабораторный план. 3-е. изд. М. : Новая Москва.

Конышева, А. В. (2007) Английский язык. Современные методы обучения. Минск : Тет-раСистемс.

Полат, Е. С. (2000) Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. № 3. С. 3-9.

Рубинштейн, М. М. (1950) Воспитание читательских интересов у школьников. М.

Сысоев, П. В., Евстигнеев, М. Н. (2009) Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. № 2. С. 8-16.

Fried-Booth, D. L. (1988) Project Work : Resource Books for Teachers. Ed. by Alan Maley. Oxford : Oxford University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.