вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
УДК 347.73
Зарипов Шамиль Ришатович Уфимский университет науки и технологий
Институт права Россия, Уфа zaripovshamilrishatovich@mail .ru Zaripov Shamil Ufa University of Science and Technology
Institute of Law Russia, Ufa
ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЕСТРОВ (НА ПРИМЕРЕ БЛОКЧЕЙН), КАК ФАКТОР ДИНАМИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ВХОДЯЩИХ В ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Аннотация: в данной работе рассмотрена одна из ключевых финансовых технологий цифровой экономики - технология распределенных реестров. Показано отечественное и международное финансово-правовое регулирование и правоприменение технологии распределенных реестров. Указаны основные свойства, преимущества и недостатки распределенных реестров с указанием перспектив совершенствования финансово-правового регулирования. Выявленные обстоятельства подтверждают технологию распределенных реестров как фактор динамики общественных отношений входящих в предмет финансового права в цифровой экономике.
Ключевые слова: технология распределенных реестров, блокчейн, финансовые технологии, цифровая финансово-правовая политика, финансовое право.
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
DISTRIBUTED LEDGER TECHNOLOGY (USING THE EXAMPLE OF BLOCKCHAIN) AS A FACTOR IN THE DYNAMICS OF PUBLIC RELATIONS INCLUDED IN THE SUBJECT OF FINANCIAL LAW IN THE
DIGITAL ECONOMY Annotation: in this paper, one of the key financial technologies of the digital economy is considered - the technology of distributed registries. Domestic and international financial and legal regulation and law enforcement of distributed ledger technology are shown. The main properties, advantages and disadvantages of distributed registries are indicated, indicating the prospects for improving financial and legal regulation. The revealed circumstances confirm the technology of distributed registries as a factor in the dynamics of public relations included in the subject of financial law in the digital economy.
Key words: distributed ledger technology, blockchain, financial technologies, digital financial and legal policy, financial law.
Цифровая экономика как отдельный сегмент мировой экономики примерно на 60% состоит из виртуальных услуг. Её фундаментом являются технология блокчейн и продукты, которые создаются на её основе - это, прежде всего криптовалюты, ICO (Initial Coin Offering) и майнинг [7, c. 437]. Стремительное развитие цифровых технологий привело к появлению принципиально новых форм финансовых отношений. Как отмечает Э.Л. Сидоренко: «Вслед за появлением частных цифровых валют, основанных на технологии распределенного реестра (блокчейн), начали формироваться качественно новые финансовые продукты и сервисы» [8, с. 88]. Особенностью текущего этапа развития цифровой экономики является не только внедрение уже существующих, но и осознание потенциала новых технологий (например, технологий больших данных (Big Data), нейротехнологий, технологии распределенного реестра (блокчейн), роботизации и т.д.). Как отмечает Н.В. Попов: «Одной из технологий, формирующей основу цифровой трансформации
вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
экономических отношений, является технология распределенного реестра (блокчейн)» [5, с. 65]. Таким образом, можно прогнозировать, что общественные отношения, связанные с использованием технологий распределенного реестра, получат свое дальнейшее развитие. Это, в свою очередь, рождает новые, зачастую трудноразрешимые вызовы для финансового права в рамках правового регулирования финансовых отношений нового типа и в рамках осуществления регулятивно-динамической подфункцией финансового права, а также для науки финансового права, призванной выполнять прогностическую функцию, связанную с оценкой рисков внедрения новых технологий и выработкой эффективных подходов к их правовому регулированию [9, с. 28]. А.А. Ситник отмечает: «Говоря о финансовом праве в условиях цифровизации экономики, следует отметить, что новые технологии, с одной стороны, ведут к динамике и расширению предмета правового регулирования (например, рассматриваемая отрасль стала регулировать финансовые отношения, складывающиеся в процессе обращения цифровой валюты), а с другой — являются инструментом, способствующим регулированию, администрированию, финансовому контролю и надзору» [9, с.
В 2018 г. произошел беспрецедентный сдвиг в сторону потенциального принятия инфраструктуры технологии распределенных реестров и сделаны первые шаги в сторону признания криптовалют как нового вида объекта гражданского права и налогообложения. Первая попытка законотворчества была совершена в 2018 году проектом Федерального закона от 25.01.2018 № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга» [4], но тогда законопроект принят не был. 23 июля 2020 года на законодательном уровне технология распределенного реестра урегулирована ч. 7, ст. 1 Федеральным законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «под распределенным реестром понимается совокупность баз данных,
30].
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма)» [10]. В 2021 году Постановлением Правительства РФ объявлено о применении информационной системы Мастерчейн, основанной на технологии распределенных реестров [6].
Все чаще регулирующие органы начинают осознавать, что блокирование-блокчейна имеет более широкое применение, чем криптовалюты, в том числе потенциал для обеспечения большей прозрачности, инновационных способов решения проблем и расширения доступа для граждан. Особое внимание в сфере регулирования уделяется разработке новых способов управления и отслеживания физических и цифровых активов, регистрации внутренних транзакций и проверки личности. Одним из наиболее значимых событий в области блокчейна в 2020 году стал быстрый рост децентрализованных финансовых услуг (DeFi) [11, c. 170]. К концу 2020 года в смарт-контрактах DeFi было зафиксировано криптовалюты на сумму более 14 миллиардов долларов, которые использовались в качестве ликвидности для различных услуг. В целом, протоколы DeFi предоставляют финансовые услуги в форме децентрализованных, открытых, программируемых и компонуемых смарт-контрактов. Они обещают полное воссоздание системы финансовых услуг на основе блокчейна и криптоактивов. Примерами являются Uniswap и Curve (децентрализованные криптовалютные биржи, использующие автоматизированные алгоритмы формирования рынка, а не книги заказов), Aave и Compound (предоставление криптовалют в кредит), Synthetix и DYDX (создание производных криптоактивов) и Nexus Mutual (децентрализованное страхование). Услуги DeFi, как правило, не связаны с хранением и основаны на смарт-контрактах, что означает, что пользователи сохраняют контроль над своими активами и совершают транзакции с помощью автоматизированных программных систем, работающих на блокчейне. Многие сервисы DeFi включают в себя механизмы стимулирования, такие как выплата процентов тем, кто размещает токены криптовалюты в пулах ликвидности или выпускает
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
токены, предоставляющие права правительства на определенные аспекты сервиса. В 2021 году Ассоциация ФинТех в партнерстве с крупнейшими участниками (НСПК, ВТБ, Газпромбанк, ПСБ, Московская биржа) учредили первый в России блокчейн оператор «Системы распределенного реестра» для платформы «Мастерчейн». В 2018 году была запущена децентрализованная депозитарная система (ДДС) для учета и хранения электронных ипотечных закладных. Вскоре после этого Райффайзенбанк, а за ним Ак Барс Банк выпустили пилотные электронные ипотечные закладные и провели сделки по их учету и хранению в ДДС на «Мастерчейне». В 2019 году Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ была принята Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «системы распределенного реестра» [3]. В конце 2019 года ДДС была запущена в промышленную эксплуатацию, к ней подключились Сбербанк и Рыночный спецдепозитарий, а также Ак Барс Банк и Финанс, Газпромбанк, ДК «Регион» и Райффайзенбанк. С 2020 года работает система для выдачи цифровых банковских гарантий на «Мастерчейне». Первой сделкой стала выдача ВТБ банковской гарантии на 392 млн. руб. в пользу МТС. Для сравнительного анализа представим опыт финансово-правового регулирования блокчейна и криптовалют в Великобритании. В марте 2018 года Казначейство Её Величества (НМТ), FCA и Банк Англии создали целевую группу (Taskforce) для оценки текущего регулирования криптоактивов в Великобритании и определения того, должны ли все криптоактивы подлежать особому надзору со стороны регулирующих органов. В октябре 2018 года Целевая группа опубликовала отчет, в котором указывалось, что в ближайшие годы криптоактивы будут подвергаться более строгому надзору со стороны регулирующих органов. В отчете отражено использование блокчейна и выявлен ряд потенциальных препятствий для его более широкого внедрения, а также подчеркивается поддержка регулирующими органами Великобритании инноваций с использованием блокчейна и приветствуется возможность
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
приобрести опыт работы с блокчейн-приложениями и изучить, как их можно использовать в ряде новых областей, включая услуги по расчетам в режиме реального времени, регулярную отчетность, а также в государственном секторе (например, с фондом GovTech Catalyst). В отчете отмечается, что служебные токены, как правило, не регулируются; биржевые токены уже могут подлежать регулированию, в то время как токены безопасности уже регулируются. В отчете далее отмечается, что периметр регулирования зависит не только от характеристик токена (например, является ли он токеном обмена, утилиты или безопасности), но и от того, для какого использования используется токен (например, является ли он средством обмена, инструментом привлечения капитала или инвестиция). FCA предоставило дополнительные рекомендации по регулированию криптоактивов в своем заявлении о политике от июля 2019 года [11, с. 106].
Технология распределенных реестров - это самая широкая категория, которая включает в себя набор записей, идентичные копии которых хранятся на множестве компьютеров в организации или нескольких организациях. Также технологию распределенных реестров можно рассматривать как концепцию хранения, обработки и передачи данных, которая базируется на распределенной базе данных, содержащей информацию о транзакциях и других записях. Системы технологий распределенных реестров отличаются от централизованных распределенных реестров, таких как традиционные базы данных о взаимоотношениях, в которых один объект имеет полный контроль над записанной информацией. М.В. Горбунова, А.Я. Омётов, М.М. Комаров, С.В. Беззатеев раскрывают рассматриваемую категорию следующим образом: «Технология распределенных реестров - это база данных активов, которая может быть распределена по сети, в разных географических зонах или организациях» [2, с. 10].
В.В. Безпалов и А.Ю. Ремесленникова отмечают: «Технология распределенных реестров лежит в основе цифрового рубля, которая
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
обеспечивает устойчивость за счет системы, основанной на хранении и подтверждении операций среди нескольких участников сети, что позволяет минимизировать риски падения сети, так как работоспособность системы будет поддерживаться, даже если у одного из участников произойдет сбой системы» [1, а 15]. Один из сценариев заключается в том, что криптовалюта может занять место государственных валют в качестве базового номинала для финансовых операций внутри страны. Эти сценарии обычно ориентированы на страны с нестабильной денежно-кредитной политикой и гиперинфляцией. С другой стороны, центральный банк мог бы использовать технологию блокчейна для, по сути, токенизации и оцифровки своей существующей валюты. Такие системы были бы основаны на разрешенной технологии распределенного реестра, при этом правительство сохраняло бы контроль над тем, какие организации могли бы участвовать в транзакциях или подтверждать их достоверность. Это привело бы к созданию цифровой валюты Центрального банка (CBDC), которая по-прежнему подчинялась бы традиционной денежно-кредитной политике. Из 76 центральных банков, принявших участие в опросе Банка международных расчетов, опубликованном в начале 2020 года, 80 процентов изучали CBDC, 40 процентов приступили к проверке концепции, а 10 процентов разработали пилотные проекты. Осенью 2020 года Бермудские острова официально ввели в обращение свой песочный доллар. Примерно в то же время Китай начал выпускать в обращение свой DCEP.
Принцип работы распределенных реестров лучше всего понять, взглянув на их аналог - централизованный реестра. Централизованный реестр — это наиболее распространенное на сегодняшний день устройство хранения данных в финансовой сфере. В централизованном реестре данные хранятся в единой книге учета, и доверенный администратор этой книги ведет ее и регистрирует перемещения активов. В этом случае риски, как и сама книга учета, централизованы. Централизованный реестр может быть уничтожена или взломана с целью получения выкупа за исходные данные или манипулирования
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
ими и замены их новыми (неточными) данными. Централизованный реестр позволяет реализовать надежные меры кибербезопасности, но при наличии достаточной вычислительной мощности можно управлять любым сервером.
Распределенные реестры решают эту проблему, повышая барьеры для манипулирования хранимыми данными. В распределенных реестрах многие узлы связаны друг с другом и хранят все данные одновременно, образуя общую книгу учета. Распределенный реестр требует консенсуса между этими узлами, а не простого подтверждения с помощью одного иерархически структурированного устройства хранения. Технические детали того, как достичь консенсуса, различаются - технология позволяет использовать «proof of work», концепции «proof of stake» и ряд других.
В отличие от предыдущих решений технологий распределенных реестров, биткойн «не имеет разрешений»: любой желающий может участвовать в сети без какой-либо проверки личности. Чтобы гарантировать, что враждебно настроенные участники не смогут захватить сеть, создав множество своих виртуальных копий (известная как атака Сивиллы), Биткойн использовал разработан новый согласованный алгоритм под названием «proof of work». В «proof of work» проверяющие блоки, известные как майнеры, получают стимул тратить значительное количество вычислительной мощности компьютера и электроэнергии, соревнуясь за вознаграждение в виде самого биткоина. Злоумышленник должен конкурировать с совокупной вычислительной мощностью сети, которая обходится дороже, чем потенциальные выгоды.
Преимущества распределённых реестров перед SWIFT заключается в том, что обработка международного платежа через устаревшую сеть SWIFT требует доверия к денежно-кредитной политике двух центральных банков, которые выпустили валюты, доверия к банкам-конечным точкам, доверия к банкам-посредникам-корреспондентам и доверия к операторам сети SWIFT. Отправка
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
одного и того же платежа через границу в биткоинах не требует участия какого-либо доверенного эмитента, посредника или оператора.
Преимуществом распределенных реестров также заключается в возможности записи данных и передачи ценностей без посредничества доверенных третьих сторон, что означает увеличение скорости решения таких вопросов, а затраты снижены не только за счет избежания комиссионных за транзакции, но и, например, за счет расходов на безопасность, надзор и правоприменение. Предел достоверности блокчейна - большинство данных в распределенном реестре являются достоверными и непротиворечивыми вплоть до значительного числа (обычно от 33 до 50%) участников, стремящихся взломать его.
Можно выделить 3 особенности технологии распределенных реестров:
1) Политика доступа. Большинство приложений для предоставления финансовых услуг, связанных с функциями бэк-офиса (например, платежами) или взаимоотношениями между финансовыми учреждениями (например, торговым финансированием или синдицированием займов), внедряются в разрешенных сетях. Отчасти это объясняется соображениями производительности (в частности, скоростью и масштабируемостью), а отчасти - регулированием, которое часто требует четкой идентификации сторон. Приложения, связанные с предоставлением займов или торговлей ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, как правило, основаны на блокчейнах без ограничений. Нормативные требования к идентификации могут быть предъявлены к точкам, находящимся за пределами самой блокчейн-системы, таким как кошельки, биржи или эмитенты токенов.
2) Неизменность. Неизменяемость означает, что после того, как информация записана в распределенном реестре, ее невозможно легко изменить. На техническом уровне все распределенные реестры требуют неизменяемых транзакций. Это подразумевается тем фактом, что нет доверенной стороны, обладающей полномочиями отменить предыдущую
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
транзакцию. Сила неизменности на практике зависит от политики и практических приемов ключевых участвующих организаций. Например, эмитент токенов в рамках первичного размещения монет (ICO) может иметь право изменять права, связанные с этими токенами, постфактум, и даже замораживать токены в случае взлома. Или большинство майнеров в сети «proof of work» могут согласиться перевести реестр в новое состояние, возможно, чтобы отменить мошенническую транзакцию.
3) Прозрачность. В блокчейн-сети без разрешений все транзакции являются общедоступными, поскольку они должны быть доступны всем узлам сети, а также верификаторам в процесс проверки работоспособности. Однако личности тех, кто совершает транзакции, представлены криптографическими ключами, а не индивидуальными идентификационными данными. В сетях с разрешенным доступом часто используются механизмы, которые позволяют обмениваться информацией о транзакциях только между непосредственно вовлеченными сторонами. Как и в случае с самой проверкой личности, это может быть необходимо по оперативным соображениям (компании не хотят делиться своими схемами работы с конкурентами) или по нормативным соображениям (некоторые транзакции по закону требуют конфиденциальности).
Потенциальные выгоды применения технологии распределённых реестров заключается в послании мирового экономического форума, который перечисляет шесть «ключевых факторов повышения ценности» этой технологии для индустрии финансовых услуг: упрощение операционной деятельности, повышение эффективности регулирования, снижение рисков со стороны сторон, сокращение времени клиринга и расчетов, повышение ликвидности и капитала, а также минимизация мошенничества. По некоторым оценкам, крупные банки могли бы сэкономить около 10 миллиардов долларов США в год за счет использования блокчейна в этой области. Однако проверка расчетов по транзакциям в системе, основанной на блокчейне, может занять
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
больше времени, чем в центральном учреждении. Ежедневно системы клиринга и расчетов обрабатывают огромное количество транзакций. Например, Депозитарная трастовая и клиринговая корпорация ^ТСС) обрабатывает в среднем 100 миллионов сделок в день. DTCC в сотрудничестве с 15 глобальными банками и MarkitSERV, находится в процессе «ре-платформинга» своего хранилища торговой информации, переноса своих данных на блокчейн и облачные технологии [11, с. 153].
Многие признали потенциал распределенных реестров, среди прочего, для повышения прозрачности и снижения транзакционных издержек за счет улучшения управления данными и оптимизации процессов, совершенствования цепочек поставок, обеспечения отслеживания интеллектуальной собственности и управления ею, повышения надежности и прослеживаемости записей, снижения скорости и стоимости расчетов, содействия защите авторских прав и патентов, и повысить эффективность с помощью автоматизированной отчетности и смарт-контрактов. Потенциал блокчейна для отрасли заключается в его способности повысить эффективность существующих процессов в краткосрочной перспективе (отказавшись от посредников и трудоемких административных процессов), а также трансформировать существующие бизнес-модели в долгосрочной перспективе. Около 90% крупных североамериканских, европейских и австралийских банков уже изучают его потенциал [11, с. 141]. Ежегодно отрасль тратит около 1,7 млрд долларов США на эксперименты с блокчейном. Кроме того, около половины выявленных случаев использования распределенных реестров приходится на сферу финансовых услуг, а финансовые учреждения в настоящее время являются крупнейшими клиентами поставщиков блокчейн-технологий. Технология распределенных реестров, весьма вероятно, окажет значительное влияние на финансовые отношения и финансово-правовое регулирование соответственно. Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что технология
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
распределенных реестров является фактором динамики общественных отношений входящих в предмет финансового права в цифровой экономике.
Список литературы:
1. Безпалов В.В., Ремесленников А.Ю. Предпосылки и условия введения цифрового рубля на основе системы блокчейна как инструмента повышения экономической безопасности в финансовой сфере // Современные технологии управления. № 1 (94). 2021. С. 7-17.
2. Горбунова М.В., Омётов А.Я., Комаров М.М., Беззатеев С.В. Обзор проблем внедрения технологии распределенного реестра // Информационно -управляющие системы. № 2 (105). 2020. С. 10-19.
3. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределенного реестра» // [Электронный ресурс] Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ: официальный сайт. URL.: https://digital.gov.ru/ru/documents/6670/ (дата обращения: 01.10.2024).
4. Законопроект от 25.01.2018 № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга» // СПС «Консультант плюс». Документ не был опубликован.
5. Попов Н.В. Технология распределенного реестра (блокчейн): исторический аспект // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 2. С. 6572.
6. Постановление Правительства РФ от 02.09.2021 № 1471 (ред. от 10.10.2022) О проведении эксперимента по апробации способа взаимодействия между депозитарием, осуществляющим хранение электронной закладной, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с применением информационной системы Мастерчейн, основанной на технологии распределенных реестров // Официальный интернет-портал
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.10.2024).
7. Севрюкова С.В. Инновационные технологии цифровой экономики в системе финансовых отношений // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. 2018. С. 436-440.
8. Сидоренко Э.Л. Правовой статус децентрализованных финансов: к постановке проблемы // Lex Russica. № 76-3 (196). 2023. С. 87-99.
9. Ситник А.А. Финансовые технологии: понятие и виды // Актуальные проблемы российского права. № 6 (103). 2019. С. 27-31.
10. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.10.2024).
11. Madir J. Fintech. Law and regulation. // Edward Elgar Publishing Limited. Cheltenham, UK. 2021. 520 p.