Научная статья на тему 'Технология проведения педагогического КВН'

Технология проведения педагогического КВН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / нравственновсть / креативность / эмпатия / ответственное поведение / арт-терапия / методы массово-затейной работы / разминка капитанов / self-realization / morals / creativity / the empathy / responsible behavior / art therapy / methods in large quantities-starting works / captains' warming up

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар Татьяна Алексеевна

В статье дается попытка обобщения опыта разработки, организации и реализации педагогического КВН, посвященного году Учителя. Проводится творческая самореализация студентов, где формируется нравственность через сопереживание детям-сиротам, брошенным собственными родителями. Укрепление дружеских связей между студентами разных факультетов. Воспитание ответственного поведения будущих родителей через социально-значимую акцию, посвященную детям-сиротам Дома малютки и школы-интерната «Сердце отдаю детям» по результатам конкурса поделок «Сундучок Арт-терапия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ондар Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attempt of generalization of the experience of working out, the organization and realization of the pedagogical CFR devoted to Teacher's Year is given in this article. Creative self-realization of students is spent, where the morals are formed through empathy to the children orphans thrown by own parents. It is a strengthening of friendly relations between students of different faculties. Education of responsible behavior of the future parents through the socially-significant action devoted to children orphans of the Baby House and boarding school «I give my heart to children» by results of competition of hand-made articles «the Art therapy trunk»

Текст научной работы на тему «Технология проведения педагогического КВН»

Ондар Л.М. Педагогика, психология социально-психологические аспекты формирования толерантности в старшем школьном возрасте

коммуникативной толерантности у старшеклассников является недостаточно изученной. Необходимо целостное осмысление понимания толерантности как качества личности. Требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования толерантности у учащихся юношеского возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.

Литература

1. Солдатова Г.У. Этническая идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 656-667.

2. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. - М., «Ключ-С», 1999. - 224 с.

3. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 368 с.

4. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, - 1978. - 367 с.

5. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. - Т.4 - С.5-242.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.

7. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.:МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -208 с.

8. Стефаненко Т. Г. Социальная психология этнической идентичности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук - М., 1999. - 46 с.

9. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 656 с.

10. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

11. Кауненко И.И. К проблеме формирования этнической идентичности в юношеском возрасте (на материале Молдовы) // Журн. прикладной психологии. - 2000. - № 1.-С. 58-60.

12. Кауненко И.И. Особенности формирования этнической идентичности в подростковом и юношеском возрасте (на материале Молдовы) // Журн. прикладной психологии. - 2001. - № 2. - С. 34-39.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВН

Ондар Т.А.

Тывинский государственный университет, Кызыл

В статье дается попытка обобщения опыта разработки, организации и реализации педагогического КВН, посвященного году Учителя. Проводится творческая самореализация студентов, где формируется нравственность через сопереживание детям-сиротам, брошенным собственными родителями. Укрепление дружеских связей между студентами разных факультетов. Воспитание ответственного поведения будущих родителей через социально-значимую акцию, посвященную детям-сиротам Дома малютки и школы-интерната «Сердце отдаю детям» по результатам конкурса поделок «Сундучок Арт-терапия».

The attempt of generalization of the experience of working out, the organization and realization of the pedagogical CFR devoted to Teacher's Year is given in this article. Creative self-realization of students is spent, where the morals are formed through empathy to the children orphans thrown by own parents. It is a strengthening of friendly relations between students of different faculties. Education of responsible behavior of the future parents through the socially-significant action devoted to children orphans of the Baby House and boarding school «I give my heart to children» by results of competition of hand-made articles «the Art therapy trunk».

Ключевые слова: самореализация, нравственновсть, креативность, эмпатия, ответственное поведение, арт-терапия, методы массово-затейной работы, разминка капитанов.

Keywords: self-realization, morals, creativity, the empathy, responsible behavior, art therapy, methods in large quantities-starting works, captains" warming up.

Как можно при помощи только для творческой самореализации педагогического КВН создать условия не студентов, но и сделать попытку

формирования нравственности через сопереживание детям сиротам, брошенным собственными родителями? Глаза такого ребенка не наполнены слезами, в них тоска по родительской ласке, по материнской любви, по отцовской заботе... Для того, чтобы современный студент осознал трагедию брошенных детей, необходимо создать условия для проявления эмпатии. А это может произойти только тогда, когда он пройдет все испытания конкурса и в качестве победителя получит

возможность увидеть глаза такого ребенка. В нашем университете 22 октября 2010 года провели педагогический КВН между факультетами ТувГУ.

В период подготовки к КВН родилась идея о проведении акции «Сердце отдаю детям» в рамках конкурса в номинации, которая предполагала создание поделок своими руками в качестве домашнего задания. Было решено все поделки подарить детям-сиротам. Идею подхватили даже те факультеты, которые не относились к педагогическим факультетам. Это был факультет сельского хозяйства. ? Они решили купить подарки детям и принять участие в акции «Сердце отдаю детям».

Попытаемся создать пошаговый алгоритм проведения педКВНа. Итак, педагогический КВН имеет

подготовительный, методический,

художественно-постановочный и

творческий этапы.

Шаг первый — подготовительный:

> Изучение документации, темы, идеи, формы вопроса. Например, подготовить приказ ректора о проведении педагогического КВН с использованием следующей формулировкой: «Для исполнения Указа Президента РФ о проведении в РФ Года учителя № 259 от 10.03.2009 с целью развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя 22 октября 2010 года провести педагогический КВН среди факультетов ТывГУ». В нашем случае, идея проведения педагогического

КВН директора КПИ Ондар Л.Ш. была поддержана членами отдела по организации внеучебной работы со студентами университета. Общее руководство КВН-ом возложили на проректора по воспитательной работе, кандидата исторических наук Стороженко А. А. и старшего преподавателя КПИ, кандидата психологических наук Ондар Т. А. И это тоже было отражено в приказе ректора.

> Согласование с заказчиком финансовых, организационных и человеческих ресурсов.

> Подготовка заранее электрических розеток, удлинителя для аппаратуры: мультимедийного проектора, музыкального центра и т.д.,

> Подготовка задника сцены, оформления зала, реквизита для конкурсов световое оформление.

> Подготовка ведущих (желательно, чтобы текст сценария КВН писали сами).

> Подготовка музыкальной подложки в качестве фона для выступления ведущих.

> Выпуск стенгазеты с объявлением даты и времени и Положением КВН. При подготовке КВН помощь оказали студентки 4 курса ПиП Глушкова Ира и Дресвянникова Настя. Они выпустили огромную рекламную нарядную газету, которая подняла настроение всем преподавателям в День учителя. Помощь оказал отец Насти Дресвянниковой Насти, высококвалифицированный профессиональный фотограф. Задник сцены помогли оформить студентки Зк.1гр. ПиП - Болдук Шенне, Сат Шончалай, Удумбара Норжана, Сат Айлана.

Шаг второй — методический:

> Разработка Положения КВН с творческой и инновационной начинкой фактически стала каркасом идеи всего КВН. Определение целей и задач КВН можно сформулировать примерно так: формирование престижа и высокого статуса профессии «учитель» среди студенчества и молодежи в рамках реализации мероприятий, посвященных году учителя; сплочение коллектива через

творческую инициативу в культурной жизни университета; формирование имиджевой деятельности посредством рекламы ТывГУ в СМИ; выявление и развитие, а также создание условий для творческой самореализации и успешной самопрезентации студентов ТывГУ; укрепление дружеских связей между студентами разных факультетов; воспитание ответственного поведения будущих родителей через социально-

значимую акцию, посвященную детям сиротам Дома малютки и школы-интерната «Сердце отдаю детям» по результатам конкурса поделок «Сундучок Арт-терапия».

> Разработка текста пригласительного билета для членов жюри и мотивационного текста для спонсоров.

> Разработка текста сертификата участника, например:

Сертификат №

Выдан

студенту

факультета_курса ТывГУ в подтверждение.

что он(а) 22 октября 2010 года принимал (а) активное участие в педагогическом КВН, посвященном Году Учителя.

Ректор ТывГУ_Ондар С.О.

Кызыл, 22 октября 2010.

> Разработка листов оценки для членов жюри по номинациям конкурса

(например, напечатанный лист зеленого цвета):

Листок оценки конкурса по номинациям КВН члена Жюри

ФИО

1В Название команды и факультета Вшитая карточка Разминка Сундучок терапия (конкурс поделок) Конкурс капитанов «Если б я министром образования ¡¡1ШЙ1111 Конкурс «Озвучка» Конкурс « Муз ы кал ь ны й номер»

1

2 и т.д.

> Разработка листов оценки индивидуального конкурса вне конкурса на сцене: конкурс стенгазет, конкурс поделок «Сундучок Арт-терапия» (например, напечатанный лист желтого цвета):

Листок оценки (по 5 бальной системе) конкурса по индивидуальным конкурсам КВН члена Жюри_

ФИО

Название Мульти-медийная Стенгазета Конкурс Сердце отдаю

Л« команды и презентация болельщиков детям

факультета (какой

факультет

больше сдаст

подарков и

поделок детям-

сиротам)

1

Листок оценки конкурса по номинациям КВН члена Жюри

ФИО

ш Название Визитная Размин Сундучок Конкурс Конкурс Конкурс

команды и карточка й йй :АртШ:й й капитанов «Озвуч- «Музыкаль-

факультета терапия «Если б я 11ШШ11Ш ный номер»

(конкурс Й Й Й :бЫ31: й й й

поделок) министром

образования

11111111111

1

2 и т.д.

> Разработка текста для грамот и дипломов по всем номинациям.

Разработка печатного текста для медалей по всем номинациям. Медаль круглой формы из красивого картона прикрепляется на атласную или капроновую ленту. Текст печатный на цветной бумаге. Например,

ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ

команды-победителя КВН в

номинации «Сундучок Арт-терапия» Оргкомитет педагогического КВН, посвященного Году Учителя. 22.10.10

> Разработка печатного текста Ордена «Гордость России» за активное участие в акции «Сердце отдаю детям» в форме большого сердца из гофрированного, голографического, металлизированного, цветного картона прикрепляется на атласную или капроновую ленту.

ОРДЕН «ГОРДОСТЬ РОССИИ»

вручается ЧЕЛОВЕКУ с большим сердцем за активное участие в акции «Сердце отдаю детям» (помощь детям сиротам) Оргкомитет педагогического КВН, посвященного Году Учителя. 22.10.10

Шаг третий — художественно-постановочный :

> Готов сценарный план. Начинается режиссерско-постановочная работа. Подробная литературная разработка сценария.

> Организация совещания зам. деканов по ВР для уточнения правильного

восприятия творческих заданий по номинациям. Одновременно выясняется подготовка команд и их проблемы, связанные с этим.

> Генеральная репетиция выхода команд на сцену.

> Обсуждение степени готовности к участию всех команд.

> Уточнение деталей домашнего задания: Каждой команде необходимо подготовить свою «визитную карточку» на 3 минуты. Хронометраж начинается с 1-го слова участника или с 1-ых кадров видеофильма. Можно использовать мультимедиа, плакатное искусство, музыкальное представление, рекламу и т.д. В «визитной карточке» необходимо было озвучить название команды, рекламу факультета и профессии учитель. Требование ко всем - единая форма.

■ Каждая команда должна обеспечить выпуск оригинальной, нестандартной стенгазеты, посвященной профессии учителя с использованием цветного картона, бумаги, ткани, стекла, дерева, кожи, другого сподручного материала и афоризмов на тему «учитель» и «знание».

■ Подготовить капитанам оригинальный монолог на тему «Если б я был министром образования РТ». Время - 3 мин.

■ Каждая команда демонстрирует свои практические навыки работы в качестве творческого педагога-мастера на все руки с бумагой и другим бросовым материалом (бутылки, банки, пластик, цветной картон, стекло, металл, кожа, бисер и др.). Заранее команда готовит эскиз своего подарка-сюрприза, который завершает на конкурсе «Сундучок Арт-терапия» у зрителей на глазах (например,

соединяет все детали). Можно принести стимульный материал на конкурс «Сундучок Арт-терапия» и сделать там свой подарок-сюрприз, если не готов эскиз: Стимульный материал: степлер, ножницы, скобы, маркеры, карандаши, фломастеры, красивые пуговицы, бусинки, цветной картон,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

голографический картон, бархатная бумага, скотч двусторонний, ленты упаковочные голографические (ширина 1-1,5 см.). Время на завершение сюрприза на сцене - 7 мин.

■ Конкурс «Разминка» предполагает вопросы по педагогике. Время - 3 мин.

■ Конкурс «Озвучка» в фокусе педагогической темы. Команда готовит заранее кусок из фильма, демонстрирует на экране и продумывает свою версию озвучки. Фильм может быть известный художественный фильм, а может быть и свой видеоклип. Озвучка делается на педагогическую тему. Время - 3 мин.

■ Подготовить музыкальный номер на педагогическую тему на 4 мин. Время -4 мин.

■ Конкурс «Лучшие болельщики».

Шаг четвертый — творческий:

> Проведение самого мероприятия.

> Домашние заготовки: стенгазеты и поделки заранее анализируются членами жюри до начала выступления команд на сцене.

> Конкурсы последовательно проводятся в соответствии с Положением о КВН.

> Члены команды должны обладать определенными качествами характера. Коммуникабельность. Общительность, взаимовыручка, взаимопонимание чрезвычайно важны для игроков команды. Чувство юмора и находчивость. Эти качества заявлены уже в названии КВН и комментариев не требуют. Важно при этом отбирать людей не только веселых и понимающих юмор, но и способных к самостоятельному творчеству, могущих увидеть и смоделировать комическую ситуацию. Природное сценическое обаяние и актерские способности (можно приобретенные). При этом очень

важно, чтобы у игроков была хорошая пластика. Вспомните: чтобы подчеркнуть невиданную красоту Елены, Гомер описал только ее походку. Мы зовем Елену "прекрасной", хотя не знаем ни ее глаз, ни лица, ни фигуры. Одну только походку. Всеми вышеперечисленными качествами и достоинствами, естественно, в высшей степени должен обладать капитан. Но он еще должен быть непременно лидером.

> Конкурс болельщиков. Тот, кто не обращает внимания на болельщиков, может провалить конкурс в самом начале. Надо учесть, что "разгул свободы", существующий сегодня, а также азарт, присущий соревнованию, зачастую толкают болельщиков на агрессивность. Задача организаторов и режиссеров - направить эмоции и энергию болельщиков в творческое русло. Для этого надо активнее использовать методы массово-затейной работы, то есть те самые, которые блестяще используют лучшие шоумены и артисты эстрады, Ян Арлазоров, например. Есть и чисто КВНные приемы. Можно устроить конкурсы болельщиков на лучший плакат поддержки, лучший лозунг, на самое громкое и дружное скандирование, на лучшую речевку и т.д. В. Панфилов, например, проводит конкурсы

болельщиков на лучшее приветствие соперникам. При разумной работе с болельщиками можно избежать нежелательных пауз в КВН-шоу. Работу с болельщиками надо начинать задолго до проведения конкурса.

Шаг пятый — итоговый:

Подведение итогов. Слово членам жюри. Награждение и вручение медалей, грамот и призов. Закрытие КВН и объявление об акции «Сердце отдаю детям».

Шаг шестой — завершающий этап номинации «Сундучок Арт-терапия»:

Проводится запланированная акция «Сердце отдаю детям». Собранные поделки в номинации «Сундучок Арт-терапия» и подарки, купленные факультетами, команда-победитель

развозит в Дом малютки и в школу-интернат. К каждому подарку можно

приготовить валентинку-сердце разных размеров. Такие сюрпризы наши студенты сделали заранее из цветного гофрированного, металлизированного, голографического картона разных размеров. Можно пригласить

тележурналистов с целью освещения этой акции. В нашем случае была телекомпания «Новый век». Сама журналистка плакала, когда увидела детей в Доме малютки. Было радостно видеть школьников, которые выражали искреннюю благодарность после получения подарков. А для студентов -это был главный урок нравственности. Они столкнулись глазами с теми, кто потерял родителей. У кого-то живы родители, у кого-то их нет вовсе. Самое главное - это боль в сердце, которую они почувчтвовали, глядя на детей-сирот.

Шаг седьмой — заключительный:

Желательно организовать обратную связь. Можно в форме газетной статьи, в форме анкеты, в форме живого общения. Очень важно выслушать ребят в группах, где они учатся. И главное дать им высказаться о своих чувствах и эмоциях, которые они испытали. Послушать их выводы о семейной жизни, о предательстве родителей, об

ответственном поведении каждого. О том, что надо отвечать за тех, кто рядом с нами, за наших детей. Последний этап сопровождается фото и видеосъемками.

Литература

1. Материалы краткосрочных курсов обучения по теме «Технология организации и проведения студенческих предметных олимпиад» в ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк.

2. Ондар Т. А. Уроки Олимпиады //Тувинский университет. - № 9, декабрь. -2010.-С. 6.

К ПРОБЛЕМАМ ТУВИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Шаалы А. С.

Тывинский государственный университет, Кызыл

В статье затрагиваются проблемы использования тувинского языка как языка обучения и предмета изучения в связи с внедрением новых стандартов. Родной (материнский) язык рассматривается как фактор развития и воспитания личности.

In article problems of use of the tuvan language as language of train and study subject in connection with introduction of new standards are mentioned. Native (parent) language is considered as the factor of development and education of the person.

Ключевые слова: языковые права, удовлетворение этнокультурных потребностей обучающихся, преподавание родного языка и литературы как социокультурная проблема, воспитание ребенка под влиянием матери, через родной язык.

Keywords: linguistic laws, scholar's satisfaction of ethnocultural requirements, teaching native language and literature as a sociocultural problem, child's upbringing under the mother's influence using a native language.

Право пользоваться родным языком, создавать системы образования на родном языке, вести преподавание и получать образование на родном языке -закреплено в резолюции Евр опар лам ента, Декларации Международного симпозиума по правам человека и культурным правам, Европейской хартией о региональных языках и языках меньшинств, в Конституции и Законах о языках

Российской Федерации, Республики Тыва. Стратегия образования провозглашает обеспечение языковых прав и удовлетворение этнокультурных потребностей обучающихся.

Актуальность проблемы преподавания тувинского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях

Республики Тыва напрямую связана со сменой парадигмы образования и выходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.