Научная статья на тему 'Технология проведения отдельного исследования'

Технология проведения отдельного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ / РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ / РАБОТА С ПОНЯТИЙНЫМ АППАРАТОМ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Александр Михайлович

Автор раскрывает технологию проведения педагогического исследования, описывает методы исследования, правила проведения исследования, оформления его результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проведения отдельного исследования»

Эксперимент и инновации в школе

2009/6

Журнал для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ Зарегистрирован Комитетом Российской Федерации по печати Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ №ФС77 - 28488 от 01 июня 2007 г.

Редакционная коллегия:

Гэрдана Зиндовик главный редактор журнала “Journal ofeducation “(Nastava I vaspitanje)”;

кандидат педагогических наук; вице-президент Комитета по образованию Национальной комиссии ЮНЕСКО Жасмина Сефер доктор психологических наук, профессор Института педагогических исследований Белграда Янов О.В.

кандидат химических наук, заслуженный деятель техники и высоких технологий Яшина Г.А. директор школы №64 г. Москвы, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Редакция:

Anna Сиденко Главный редактор Гэлина Бывалина Зам. главного редактора Елена Сиденко Ответственный секретарь Ольга Осипова Руководитель информационно-рекламного отдела проректор ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Евгений Конобеев верстка

Адрес редакции: 140135, Московская обл., п. Никоновское, до востребования Сиденко A.C. Электронный адрес редакции: sidenko@in-exp.ru; сайт: http://in-exp.ru

Учредители журнала:

ООО «Инновации и эксперимент в образовании»

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Точка зрения редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы За авторство публикуемых материалов редакция ответственности не несет. Подписано в печать 25.11.09. Формат бумаги 60x84/8.

Печать офсетная. Бумага офсетная. Тираж 150 экз. Заказ № 48. Отпечатано в типографии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 107014, Москва, ул. Короленко, д. 2/23

© СиденкоА.С.,ДенисоваЛ.С. ISSN 99999729 «Эксперимент и инновации в школе»

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

Новиков А.М. Технология проведения отдельного исследования.... 2

Загвоздкин В.К. Виды стандартов образования и способы их

применения в международном контексте........................12

Воровщиков С.Г. Определение существенного...................19

Кабинет практического психолога

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.........................................26

Дункер (Duncker) Карл. Психология продуктивного (творческого) мышления......................................35

Джордан Айян. Десять стратегий творчества...................38

Инновации в школе

Новожилова Н.В. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в работе методических центров........................................43

Кевин Ферроне. Воспоминания о летней школе, или как мы открыли для себя Россию.....................................50

Бредихина Т.А. Развитие познавательной активности и речевой коммуникации обучающихся в условиях реализации программы углубленного и профильного обучения английскому языку...51

Алексеева М.П. Программа саморазвития учителя какформа повышения педагогического мастерства........................54

Эксперимент в школе

Гриценко С.М. Новые подходы каттестации педагогических работников..................................................58

Харченко Е.В. Проблемы внедрения дистанционной методической поддержки и пути их решения....................71

Мастер-класс

Пряжникова О.В. От теории к практике игры на уроках истории... 72

Истомин A.B. Инновационная педагогическая технология -«Развитие критического мышления через чтение и письмо» .....76

Колесников С.Ф. Учебная практика на участках лесной рекультивации...............................................78

Эксперимент и инновации в школе 2009/6

1

Автор раскрывает технологию проведения педагогического исследования, описывает методы исследования, правила проведения исследования, оформления его результатов.

Новиков Александр Михайлович,

действительный член Российской Академии образования академик, доктор педагогических наук, профессор

Технология проведения отдельного исследования

Как грамотно провести педагогическое исследование?

Ключевые слова: методика исследования; правила проведения отдельного научного исследования; планирование работы; работа с научной литературой; работа с понятийным аппаратом; методы исследования; частные методы эмпирического исследования

В теории это выглядит очень просто Дж. К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки»

В этой статье будут рассмотрены основные правила проведения отдельного научного исследования, выполняемого, в основном одним человеком или небольшой группой исследователей. Эти правила формально практически нигде в нормативных документах не оговорены и, таким образом, следовать им вроде бы вовсе не обязательно. Но эти правила сложились на протяжении многих десятилетий на опыте тысяч ученых и их соблюдение каждым исследователем позволяет избежать многих блужданий и ошибок, кратчайшим путем получить продуктивные результаты. В первую очередь речь пойдет о планировании исследования.

Планирование работы. Методика исследования

Методика исследования - это короткий документ на 5-7 страниц, где излагаются: тема исследования, ее актуальность, проблема, объект, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, предполагаемый объем и характер опытноэкспериментальной работы, критерии эффективности введения предлагаемых инноваций, ожидаемые результаты, сроки и виды их литературного оформления.

Сразу можно предвидеть возражения некоторых читателей: научная работа - это творчество,

разве можно творчество планировать, втискивать в какие-то рамки методики исследования?! Да, можно и нужно! Конечно, можно этого не делать. Но исследователь, как показывает опыт сотен и тысяч человек, теряет в этом случае много времени зря и может не получить каких-либо существенных научных результатов.

Итак, любое исследование начинается с формулирования его темы. Нередко приходится слышать от практических работников учебных заведений, включающихся в научно-экспериментальную работу - а зачем надо формулировать тему научной работы - я и так, мол, «экспериментирую». Но дело в том, что, во-первых, такое неопределенное «экспериментирование» бессмысленно и бесполезно - в большинстве случаев такой «исследователь» сам не представляет себе - чем же он занимается, и какие результаты он хочет получить. Во-вторых, только четкое обозначение темы каждого отдельного исследования может позволить спланировать и организовать проведение всего комплекса научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.

Следующий этап после формулирования темы -обоснование актуальности исследования. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных социально-экономических условиях развития общества вообще и данного конкретного района, города, края и т.п. в частности, что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось не раскрытым, что предстоит сделать.

На этой основе формируется противоречие. Противоречие-это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Как известно, противоречие (научное) - это важнейшая логическая форма развития научного познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.

Приведем примеры противоречий для педагогических исследований: - противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей основ рыночной экономики, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Понятно, что в данном исследовании речь пойдет о том, что специальная психолого-педагогическая подготовка препода-

вателей требует разработки ее педагогических, методических основ, т.е. соответствующего научного исследования;

- противоречие между необходимостью опережающего развития образования в регионе традиционного (народного) художественного промысла с учетом его специфики и степенью организационнопедагогического обеспечения этого процесса.

Следующий логический шаг исследования - формулирование проблемы. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки - оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии и не быть реализованы по разным причинам.

Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке - как синоним слова «задача», «препятствие» и т.п. В научном же смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям.

Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.

Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: «каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?»

Или же другой пример: «какой должна быть система содержания, методов и средств обучения, которая позволит сформировать у гимназистов деловые качества в условиях свободной экономической зоны?».

Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Объект в гносеологии - теории познания - это то, что противостоит познающему субъекту (исследователю в данном случае) в его познавательной деятельности. То есть это та часть практики, с которой исследователь непосредственно имеет дело.

Неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые как теоретические ошибки, так и в дальнейшем - ошибки, просчеты в массовой практике. Например, процесс формирования знаний, умений и навыков (так называемые ЗУНы) достаточно долго был объектом многих дидактических и методических исследований, что стало крупнейшим просчетом всей отечественной педагогики. А теперь мы говорим о необходимости исследования процесса разностороннего развития личности учащегося, студента, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образовательную практику.

Поэтому точному определению объекта исследования необходимо уделить пристальное внимание в самом начале научной работы.

Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса (в широком смысле слова): теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов, приемов и средств деятельности воспитателей и воспитанников, преподавателей и учащихся, студентов.

Приведем примеры некоторых объектов исследования:

-тема: «Негосударственное профессиональное образовательное учреждение как разновидность малого бизнеса»; объект исследования: деятельность негосударственного профессионального образовательного учреждения;

- тема: «Социально-педагогические условия повышения эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов на производстве»; объект: профессиональная адаптация молодых специалистов на производстве;

- тема: «Формирование учебных умений как средство повышения качества знаний студентов»; объект: процесс изучения общеобразовательных дисциплин в колледже.

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Так, объект «учебный процесс» может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами, гигиенистами и т.д. Но у них у всех будут разные предметы исследования.

Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Приведем примеры:

- тема: «Социально-педагогические условия повышения эффективности профессиональной адаптации молодых специалистов на производстве»; предмет исследования: «эффективность профессиональной адаптации молодых специалистов на производстве»;

- тема исследования: «Педагогические условия и средства управления комплексом непрерывного образования»; предмет исследования в данном случае полностью совпадает с названием темы.

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент исследовательской работы: ее цель. Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.

Как правило, цели педагогических исследований сводятся к не очень большому числу формулировок, которые можно передать в одном абзаце.

Итак цели: разработка педагогических или научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических и т.п.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо; или - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок и условий) формирования (воспитания, развития)...; или - обоснование содержания, форм, методов и средств...; или - разработка методики (методической системы) формирования чего-либо или, допустим, методики применения системы средств наглядности в чем-либо; или - определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)...; разработка теоретической модели чего-либо; или -разработка требований, критериев; или - педагогическое обоснование чего-либо, например, игровой познавательной деятельности.

Следующий важнейший момент - построение гипотезы. Гипотеза вообще - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей экспериментальной, а подчас и теоретической ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.

Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется.

Приведем несколько формулировок гипотез. При этом еще раз обратим внимание на то, что гипотеза -

это предположение, истинность которого не очевидна:

- Тема: «Моделирование профессионально-

го становления личности учащегося технического лицея в самостоятельной учебной деятельности». Гипотеза: «самостоятельная работа влияет на эффективное профессиональное становление учащегося в том случае, если она обеспечивает в своих средствах развитие всех компонентов процессуальной и видовой структур деятельности учащегося как личности. Это может быть достигнуто на основе построения самостоятельной работы как педагогической модели будущей профессиональной деятельности в процессе выполнения учащимися специально разработанного комплекса проблемнопроизводственных задач в теоретическом и заданий в производственном обучении».

- Тема: «Педагогические традиции в коллективе учебного заведения». Гипотеза: «предполагается, что формирование общих для всего коллектива педагогических традиций становится действенным при реализации следующего комплекса педагогических условий:

определены основные ценности как система организованных отношений между различными категориями работников и учащихся;

разработана система традиционных дел коллектива учебного заведения как динамической формы педагогической традиции;

проведена психолого-педагогическая коррекция традиционных отношений в коллективе с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся и педагогических работников; будет достигнут переход у педагогических работников учебного заведения от стихийно-эмпирического знания о традициях к научно-педагогическому»;

- Тема: «Самоменеджмент как средство адаптации студентов к обучению в экономическом колледже». Гипотеза: «адаптация студентов к обучению в экономическом колледже будет успешной, если:

- в качестве ее эффективного средства рассматривать самоменеджмент как динамичный, управляемый процесс, состоящий из самовоспитания, самоорганизации, самообразования и самоконтроля;

- динамика самоменеджмента в обучении претерпевает ряд этапов (прогностический, диагностический, адаптивный, интегративный), имеющих замкнутый цикл;

- для каждого этапа определен комплекс условий, обеспечивающих их развитие».

По поводу гипотезы исследования необходимо еще отметить следующие обстоятельства. Во-первых, если такие разделы «методики исследования» как актуальность темы, противоречие, проблема, объект, предмет, цель могут быть, в основном,

сформулированы в начале исследования (хотя, конечно, они неоднократно будут уточняться), то гипотеза в начале работы на стадии подготовки методики исследования может быть сформулирована лишь в самых общих чертах, и в дальнейшем требует детальной проработки после теоретического изучения проблемы и анализа литературных источников.

Во-вторых, гипотеза, о которой здесь идет речь -это общая гипотеза исследования. В ходе работы над исследованием в русле этой общей гипотезы, естественно, начинает выстраиваться целый ряд частных предположений (гипотез), они начинают ветвиться и, таким образом, возникает целая система, древо гипотез. Но эти частные, рабочие гипотезы излагаются уже в завершающем исследование тексте научного отчета, доклада, статьи и т.д.

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Приведем примеры:

1. Тема исследования: «Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике». Задачи исследования:

«- выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;

- выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью учащегося в процессе коррекции знаний по математике;

- разработать педагогические программные средства и методику их использования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте».

2. Тема исследования: «Взаимосвязь общего и профессионального образования при подготовке и проведении лекционно-семинарских занятий в профтехучилищах». Задачи исследования:

«- провести научный анализ состояния теории и практики взаимосвязи общего и профессионального образования в профтехучилищах;

- разработать педагогическую технологию реализации взаимосвязи общего и профессионального образования в процессе подготовки и проведения лекционно-семинарских занятий в профтехучилищах;

- экспериментально проверить эффективность предложенной педагогической технологии реализации взаимосвязи общего и профессионального образования».

Работа с научной литературой

Постоянная работа с научной литературой - обязательный компонент любой научной деятельности. А сама научная литература является важнейшим средством поддержания существования и развития науки. Во-первых, - средством распространения и хранения достигнутого научного знания, во-вторых - средством коммуникации, научного общения ученых между собой.

Начиная работать с литературой по выбранной теме исследования, необходимо одновременно приступить к составлению библиографии. Для этого лучше всего использовать библиотечные карточки, которые есть в любой библиотеке, в том числе библиотеке учебного заведения. На одной (лицевой) стороне пишется: источник, фамилия и инициалы автора, название работы, в каком журнале, сборнике и т.п. издана статья, тезисы и т.п., место (город) издания, издательство, год издания, количество страниц в книге или с какой по какую станицу расположена статья, тезисы в журнале, сборнике и т.д. Причем, есть определенный библиографический стандарт - как надо оформлять данные о литературных источниках - это можно посмотреть, в частности, в списках литературы в любых научных книгах.

На оборотной стороне карточки фиксируются утверждения, которые что представляют интерес для данного исследования. Если места для этого не хватает, на карточке делается пометка о том, на какой странице специально заведенной тетради конспектов следует искать конспект данной работы. Если выписывается цитата дословно - она охватывается кавычками, чтобы в дальнейшем отличить ее от конспективной записи. Но в этом случае необходимо пометить - с какой страницы (страниц) источника взята цитата.

Библиографию необходимо вести самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к первоисточникам при написании отчетных материалов, завершающих исследование.

Как искать необходимые литературные источники? В первую очередь в библиотечных каталогах (книги) и в последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных в текущем году. Хорошим подспорьем могут быть списки литературы, которые приводятся в конце монографий, и списки цитированной литературы в кандидатских и докторских диссертациях, близких к направлению данной работы (если у исследователя есть доступ к ним). Библиография, содержащаяся в нескольких диссертациях, близких к направлению исследования, по сути, даст почти все публикации, имевшиеся на момент защиты этих работ.

Список цитированной литературы располагается в конце научного отчета, статьи и т.п. в алфавитном

порядке, а в основном тексте научной работы ссылки на тот или иной литературный источник обозначаются указанием его номера в списке литературы, заключенном в квадратные скобки (например, [27]).

Работа с понятийным аппаратом

Как уже говорилось, важнейшее требование к любой научной работе - это строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Поэтому в процессе исследования и особенно на этапе написания отчетных материалов необходимо постоянно следить за тем смыслом, который вкладывается исследователем в тот или иной используемый термин. Включая даже такие казалось бы расхожие и «непедагогические» слова, как: аппарат, аналогия, динамика, комплекс, концепция, метод (способ), модель, развитие, операция, основы, подход, прием, курс, принцип, положение, понятие, предмет, условие, связь, смысл, содержание, стадия, теория, фактор, функция, формализм, цель, цикл, этап и т.д., не говоря уже о сугубо педагогических, психологических, а также философских понятиях (категориях).

Каждый раз, когда появляется необходимость использовать какой-либо термин, начинается работа с ним с общих словарей, энциклопедических словарей и энциклопедий. В первую очередь это словари русского языка В. Даля и С.И. Ожегова, Словарь иностранных слов, Советский энциклопедический словарь. Эти источники дадут однозначное толкование общеупотребительных терминов в общенациональном масштабе. Причем, хотя терминология в них трактуется практически одинаково, каждый из них все же вносит свои нюансы в объяснениях значений слов, позволяет лучше ориентироваться при использовании того или иного термина.

Следующий этап, если речь идет уже о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях - работа с соответствующими специальными словарями и энциклопедиями. По педагогике - это, в основном, четырехтомная Педагогическая энциклопедия, изданная в 60х годах, а также двухтомный Педагогический словарь, изданный в то же время. Недавно вышла Российская педагогическая энциклопедия (I том).

Из психологической литературы такого рода наиболее удачен словарь К.К. Платонова (Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш. школа, - 1981. - 176 стр.). Он написан в очень доступной форме. Из философских словарей можно рекомендовать Философский энциклопедический словарь, выпущенный издательством «Советская энциклопедия» в 1983 г.

В философских словарях любому исследователю полезно познакомится с содержанием по крайней мере таких понятий (категорий) как: абстракция, зна-

ние, значение, качество, количество, норма, объяснение, обобщение, образ, объект, опыт, отношение, практика, развитие, рефлексия, система, системный анализ, свойства, сравнение, сходство, теория, форма, формализм, эксперимент и т.д.

Кроме того, в этих же целях будет полезен логический словарь-справочник Н.И. Кондакова (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 720 с.): абстрагирование, абстракция, аксиома (аксиоматический метод), алгоритм, аналогия, взаимосвязь, гипотеза, гносеология, дедукция, закон, знак, идея, индукция, информация, исследование, классификация, композиция, компонент, концепция, мера, непосредственное знание, непротиворечивость, обобщение понятия, обратного отношения закон, общее понятие, объем понятия, определение понятия, особенное, отношение, оценка, параметр, понятие, правила, признак, принцип, проблема, противоречие, процедура, синтез, сравнение, структура, термин, тип, условие и др..

И, наконец, третий этап, когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для данной работы. Необходимо проанализировать их толкование в педагогической и психологической литературе - монографиях, статьях и т.д. Причем, в первую очередь берутся фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции кладутся в основу данного исследования. По эти публикациям целесообразно составить тезаурус - словарь используемых данными авторами терминов с раскрытием их толкований и соотношений между собой. В дальнейшем, при написании отчетных материалов целесообразно пользоваться терминологией преимущественно из этого тезауруса, а остальные термины применять только в случае необходимости, когда уже нельзя обойтись без них.

Одновременно можно порекомендовать завести словарь собственной используемой терминологии -по типу алфавитной записной книжки - с указанием значений каждого термина и источника, откуда взято его толкование. Такой словарь будет полезен и при написании отчета, доклада, статьи и т.п. для самоконтроля, и на стадии доработки рукописи, подготовки ее к публикации.

Методы исследования

Существенную, подчас определяющую роль в построении любой научной работы играют применяемые методы исследования.

Методы исследования разделяются на эмпирические (эмпирический - дословно - воспринимаемый посредством органами чувств) и теоретические. Учитывая специфическую направленность данного издания, т.к. опытно-экспериментальная работа составляет значительную часть большинства педагогических исследований, проводимых в учебных заведениях си-

лами их педагогических коллективов, ниже мы подробнее рассмотрим эмпирические методы исследования. Теоретические же только назовем, представляя читателю при необходимости подробно с ними ознакомиться в методологической литературе, приведенной в конце книги (в частности, по книге В.И. Загвя-зинского).

Теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.

Эмпирические методы исследования. Эмпирические методы исследования можно подразделить, следуя классификации В.И. Загвязинского, на две группы:

1. Рабочие, частные методы. К ним относят: изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок; тестирование.

2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная педагогическая работа; эксперимент.

Здесь необходимо сделать оговорку. До недавнего времени всеми авторами эмпирические методы исследования не разделялись на две указанные выше группы, а перечислялись подряд, через запятую. Впервые такое разграничение методов на две разнородные группы - частные и общие, совершенно обоснованно ввел В.И. Загвязинский. Однако название этих групп методов, наверное, не совсем удачно, поскольку затруднительно ответить на вопрос: «частные» - по отношению к чему? Так же и «общие» - по отношению к чему? Разграничение скорее идет по другому «водоразделу»: первая группа методов - это собственно методы как совокупности приемов и операций познавательной деятельности исследователя; вторая группа - это скорее способы организации или формы организации этой деятельности. Однако, поскольку эта проблема в методологии педагогики еще недостаточно разработана, в дальнейшем мы будем пользоваться устоявшейся классификацией: частные и общие эмпирические методы исследования.

Рассмотрим основные характеристики эмпирических методов исследования.

Частные методы эмпирического исследования

Изучение литературы, документов и результатов деятельности. Вопросы работы с научной литературой уже были рассмотрены выше отдельно, поскольку это не только метод исследования, но и обязательный компонент любой научной работы.

Источником фактического материала служит также разнообразная документация учебных заведений: протоколы педагогических советов и методических

комиссий, тексты контрольных работ, изделия учащихся и т.п., а также данные о продолжении образования или трудоустройстве выпускников, документы региональной службы занятости и т.д.

Наблюдение. Наблюдение - в принципе наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя - как непосредственному, так и с помощью различных приборов. Научное наблюдение от обычной фиксации явлений отличается целенаправленностью и систематичностью, комплексным и аналитическим характером.

Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих требований.

1. Наблюдение проводится с заранее четко поставленной целью. Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить «наблюдение вообще» или наблюдение «на всякий случай», а потом решать, как и где употребить полученные данные, бесполезно.

2. Наблюдение проводится по заранее продуманному и написанному плану. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы.

Если, например, наблюдатель изучает деятельность учителя, преподавателя на занятии, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе учебного занятия.

3. Количество исследуемых признаков должны быть минимальным, и они должны быть точно определены. При этом необходимо исходить из известного факта, что оперативная память большинства людей способна оперировать не более, чем с десятью объектами одновременно. А наблюдатель в ходе изучения педагогических явлений и процессов находится как правило в условиях острейшего дефицита времени (кроме наблюдений в лабораторных условиях). Чем точнее и детальнее зафиксированы вопросы об исследуемых признаках и чем яснее сформулированы критерии оценки этих признаков, тем большую научную ценность будут иметь получаемые данные. Если вопросы нечетки и исследуемые признаки невозможно измерять достаточно точно, то анализировать и интерпретировать результаты наблюдения намного труднее, а то и просто невозможно.

4. Наблюдатель должен тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их. Ошибки зависят, прежде всего, от личности наблюдателя. Исследователь, изучающий педагогический процесс, должен быть чрезвычайно наблюдательным, обладать хорошей памятью и иметь определенный

опыт проведения наблюдений, что достигается, в частности, специальными предварительными тренировками наблюдателя. При наблюдении несомненное влияние оказывает личное отношение наблюдателя к изучаемым явлениям. Например; исследователь посещает занятия. На одном занятии используются методы, рекомендуемые им самим, на другом же - методы, рекомендуемые кем-либо другим, или просто занятие проводится, что называется, «по традиционной методике». Нередко в первом случае исследователь не замечает даже серьезных ошибок и тщательно фиксирует все удачные моменты, на другом же занятии отмечает мельчайшие промахи и не придает значения положительным сторонам занятия. Чтобы избежать подобного положения, наблюдатель должен быть нейтральным лицом, не имеющим предупреждений по отношению к тому или иному используемому методу.

Наблюдения, применяемые в педагогических исследованиях, можно классифицировать по различным признакам:

1. Наблюдения можно разделить по частоте на постоянные, периодические и однократные. Постоянным наблюдением охватывают, например, занятия по какому- либо предмету непрерывно в течение длительного времени - учебного года и т.п.; периодическим - через определенные промежутки времени (например, один раз в неделю), при однократном же наблюдении регистрируется виденное лишь на одном занятии.

2. По объему охвата объекта различают сплошные и выборочные наблюдения. В первом случае наблюдаются все исследуемые объекты, во втором -часть из них. Выборочным наблюдением охватывается лишь сравнительно малая, но репрезентативная (представительная) часть объекта. Из общего массива, контингента учащихся и т.п. выделяется так называемая «выборка», объем послед- ней. Необходимый для получения достоверных результатов, характеризующих весь объект, определяется с помощью правил математической статистики, которые можно найти в любом пособии по теории вероятностей и математической статистики.

3. По способу получения информации наблюдения можно подразделить на непосредственные и инструментальные. При непосредственном, или прямом наблюдении, исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. К разновидностям наблюдения следует отнести использование таких технических средств и приемов как хронометраж, кино и телесъемка, магнитофонная запись и т.д. В профессиональном образовании нередко наблюдение сопровождается такими инструментальными методиками как регистрация с помощью

специальных датчиков движений обучаемых, биотоков их мышц, изменений вегетативных функций организма в процессе работы (частота сердечных сокращений, объем дыхания, электрическое сопротивление кожи и т.п.).

4. В зависимости от того, проводит ли наблюдение сторонний наблюдатель или сам педагог, участвующий в учебном процессе, мы имеем дело со сторонним наблюдением, или самостоятельным наблюдением. Тот и другой вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны. В первом случае сторонний наблюдатель более объективно оценивает происходящее на занятии, у него есть время, чтобы фиксировать результаты наблюдения, и внимание его сосредоточенно лишь на одном - двух объектах одновременно. Главным же недостатком стороннего наблюдения является то, что присутствие постороннего человека в какой-то мере мешает нормальному ходу занятия. Но если такие занятия проводятся часто, учащиеся, студенты вскоре привыкают к стороннему наблюдателю, и учебный процесс протекает нормально.

Положительной стороны самостоятельного наблюдения является то, что занятие проходит в нормальных условиях без присутствия постороннего лица, к тому же учитель часто способен лучше, чем сторонний наблюдатель, анализировать свою деятельность. Недостаток такого наблюдения состоит в том, что субъективное отношение наблюдателя к тому или другому явлению может оказать влияние на результаты наблюдения. Кроме того, поскольку наблюдатель-учитель одновременно с наблюдением ведет урок, то он не в состоянии все время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями и тем более их фиксировать.

Разновидностью самостоятельного наблюдения является самонаблюдение - наблюдение самого себя, собственных действий.

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведение педагогического наблюдения:

1) выбор объекта, определение цели наблюдения;

2) составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе - бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования наблюдения (аппаратура);

3) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

4) обработка и оформление результатов наблюдения;

5) анализ результатов и выводы наблюдения.

Не останавливаясь подробно на всех этапах, обратим внимание на то, что представляется особенно важным.

Прежде, чем приступать к наблюдению, следует наметить точный план наблюдения. В этом плане детализируются возможности качественных и количественных характеристик наблюдаемых явлений, процессов.

Важный этап - выбор объектов наблюдения и его выборки. Например, наблюдать ли за всеми учащимися класса, группы или лишь за определенной их частью, сколько наблюдений (замеров) провести над каждым учащимися в течение занятия и т.д.

Для того, чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и легче было бы делать заключения и выводы, результаты наблюдений следует строго фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитной записи или видеозаписи, дополнениях к конспектам уроков, либо каким-нибудь другим образом. Форма протокола наблюдения свободная, но в нем обязательно должны быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты (учебное заведение, учебная группа, учащийся, преподаватель, тема занятия и задания, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. В протоколе отмечаются ход занятия вместе с дозировкой времени, действия преподавателя, действия учащихся, замечания и комментарии.

Устный опрос (беседа, интервью). Суть метода понятна из его названия. Во время подобного опроса у спрашивающего налицо личный контакт с отвечающим, т.е. он имеет возможность видеть, как отвечающий реагирует на тот или другой вопрос. Наблюдатель может в случае надобности задавать различные дополнительные вопросы и таким образом получить дополнительные данные по некоторым неосвещенным вопросам.

Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя. Однако на вопросы «щекотливого» характера опрашиваемые отвечают письменно гораздо откровеннее и ответы при этом дают более подробные и основательные.

На устный ответ отвечающий затрачивает меньше времени и энергии, чем на письменный. Однако такой метод имеет и свои отрицательные стороны. Все отвечающие находятся в неодинаковых условиях, некоторые из них могут получить через наводящие вопросы исследователя добавочную информацию; выражение лица или какой-либо жест исследователя оказывает некоторое воздействие на отвечающего.

Вопросы, используемые для интервью, следует заблаговременно спланировать и составить вопросник, где должно быть оставлено место и для записи (про-

токолирования) ответа. При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

1) опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные -позднее;

2) вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

3) вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.

При опросе следует придерживаться следующих правил:

1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних слушателей;

2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно, в неизменном виде;

3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;

4) интервью должно быть кратковременным (с учащимися как правило не более 15-20 минут, со взрослыми не более 30 минут);

5) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

6) интервьюирующий может в случае надобности, если данный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы. (Например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»).

7) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять отвечающему вопрос и содержащиеся в нем понятия; если вопрос остается не понятным и после повторного чтения, против него следует написать: «Вопрос непонятен!»;

8) ответы записываются в вопросник только во время опроса.

При использовании метода опроса следует строго различать характер ответов: они могут быть фактическими (оценки учащихся, их пол, возраст и пр.) или содержать лишь мнение (мнения об учебных предметах, литературных произведениях и т.д.). Ответы анализируются и интерпретируются соответственно их характеру.

Письменный опрос - анкетирование. В его

основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов (опрашиваемых) на все позиции вопросника, составляют искомую эмпирическую информацию. Анкетирование - одна из наиболее сложных разновидностей психологического об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.