Научная статья на тему 'Технология профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре с учётом специализации'

Технология профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре с учётом специализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литош Н. Л.

Формирование учебного плана и содержание образовательных программ по всем дисциплинам, в том числе и в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, должно зависеть от предполагаемой деятельности будущего специалиста. При разработке учебного плана по специальности «Адаптивная физическая культура» были предусмотрены особенности профессиональной деятельности будущего специалиста с учетом предполагаемой специализации выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литош Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of professional training of specialists in adaptive physical culture with specialization

The curriculum formation and contents of educational programs for all subjects including state standards of the graduate educational level should depend on the future graduate activity. Developing the curriculum for the course "Adaptive physical culture" the professional activity features of a specialist were taken in consideration including prospective specialization of a graduate.

Текст научной работы на тему «Технология профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре с учётом специализации»

1. Осознание спортсменами морально-нравственных ценностей, как механизма регуляции поведения и поступков, находится на низком уровне.

2. Морально-нравственные ориентации борцов находятся на среднем уровне обобщенности от конкретных ситуативных до категориальных, что говорит о неустойчивости суждений спортсменов .

3. Анализ ценностных ориентаций выявил преобладание ценностей индивидуального развития над социальными ценностями.

Практические рекомендации. На основании анализа полученных результатов при разработке методики управления ценностным самоопределением у борцов необходимо учитывать следующие факторы:

1. Формирование ценностного самоопределения должно начинаться с ознакомления борцов с системой, структурой, формой проявления и степенью социальной значимости морально-нравственных ценностей.

2. Гармоничное сочетание социальнозначимых и личностных ценностных ориентаций способствует позитивному ценностному самоопределению.

Библиографический список

1. Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Уч.пособие,- Омск, ОГПИ, 1987,- 102с.

2. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: Монография/ М.Н. Аплетаев. -Омск: ОмГПУ, 1998. - 256с.

3. Бабушкин Б.Г., Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г,Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.

4. Бокс // Ежегодник / Сост. H.A. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1984-1986.

5. Ворожищева H.H. Технология ценностного самоопределения старшеклассников/ Н.Н.Ворожищева.-Омск: ОмГПУ, 2000,-283с.

6. Общая психология: Учебник для пед. институтов /Подред. A.B. Петровского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

7. Пилоян P.A. Мотивация спортивной деятельности/ P.A. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

СКОРОБОГАТОВ Антон Николаевич, аспирант кафедры психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.02.06 г. © Скоробогатов А.Н.

УДК 378.141:796.3

н. л. литош

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С УЧЕТОМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ_

Формирование учебного плана и содержание образовательных программ по всем дисциплинам, в том числе и в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, должно зависеть от предполагаемой деятельности будущего специалиста. При разработке учебного плана по специальности «Адаптивная физическая культура» были предусмотрены особенности профессиональной деятельности будущего специалиста с учетом предполагаемой специализации выпускника.

риев,1991; Е.А. Орлова, 1996) обусловливают острейшую потребность в подготовке физкультурных кадров, специализирующихся в области адаптивной физической культуры и спорта лиц с нарушенным интеллектом.

Целью нашего исследования является разработка технологии профессиональной подготовки студентов специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

При разработке учебного плана по данной специальности были предусмотрены особенности профессиональной деятельности будущего специалиста

Ключевой проблемой современной высшей школы является повышение качества подготовки специалистов. Подготовка специалистов любого профиля зависит от обоснования целей обучения, содержания обучения и принципов организации учебного процесса. Первоочередным из перечисленных вопросов учебного процесса является цель подготовки специалистов (Талызина Н.Ф., 1986).

Тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития и детей с легкой степенью умственной отсталости (Астафьев Н.В., Самыличев A.C., 1997).. а также дефицит физкультурных кадров для работы с ними (Л,А. Дмит-

с учетом предполагаемой специализации выпускника.

Учитывая рекомендации по организации подготовки кадров для системы специального образования, а также то обстоятельство, что наибольшее количество детей с нарушениями в развитии - это дети с нарушенным интеллектом и дети с ЗПР, считаем, что обучение студентов по специальности 032102 — "Адаптивная физическая культура", в первую очередь, должно быть организовано по профилю "олигофренопедагогика" и специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта».

Отличительной особенностью Государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032102 «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» является то, что он включает не только федеральный, но и национально-региональный (вузовский) компонент, наполняемый вузами в соответствии с имеющимся научно-методическим, кадровым и материально-техническим обеспечением.

По нашему мнению, формирование учебного плана и содержание образовательных программ но всем дисциплинам, в том числе и в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, должно зависеть от предполагаемой деятельности будущего специалиста. В содержание национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по выбору студента учебного плана СибГУФК по специальности «Адаптивная физическая культура» включены дисциплины, отражающие специфические особенности будущей профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: олигофренопедагогика, вербальные и невербальные средства общения, основы логопедии, детская патопсихология, психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями в развитии, адаптивный спорт и др.

Нами разработана рабочая учебная программа по дисциплинам специализации «Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта» (Н.Л.Литош, Н.В.Астафьев, 2000). При организации процесса профессиональной подготовки студентов, специализирующихся в области адаптивной физической культуры и спорта лиц с нарушенным интеллектом, мы предусматриваем изучение семи учебных дисциплин:

1. Характеристика субъекта и объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре.

2. История и становление систем образования, физического воспитания и коррекционной помощи лицам с физическими и психическими нарушениями в развития в странах мира.

3. Физическое состояние и психологическая характеристика лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием.

4. Содержание образования и физического воспитания лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием в государственных учреждениях.

5. Методика проведения физкультурных занятий с умственно отсталыми лицами и детьми с задержанным психическим развитием в образовательных учреждениях.

6. Методика проведения физкультурно-спортив-ных занятий с умственно отсталыми учащимися

специальных (коррекционных) ооразовательных учреждений по программам дополнительного образования.

В результате освоения программного материала выпускник должен знать:

— цель, задачи адаптивной физической культуры и спорта;

— перечень и содержание, специализаций адаптивной физической культуры как учебной специальности высшего профессионального образования;

— психолого-педагогические особенности умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием;

— организацию, структуру и содержание системы образования и физического воспитания умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием (в государственных образовательных учреждениях, в учреждениях социальной защиты и здравоохранения);

— особенности содержания занятий и методики выбора средств адаптивной физической культуры для лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием;

— особенности обучения двигательным действиям и развития физических качеств, форм построения занятий лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием;

— виды планирования и контроля процесса адаптивной физической культуры и спорта лиц с нарушением интеллекта.

УМЕТЬ:

— осуществлять планирование и организацию процесса физкультурного образования умственно отсталых лиц и детей с задержанным психическим развитием;

— разрабатывать современные педагогические технологии проведения занятий адаптивной физической культурой и спортом лиц с нарушениями интеллекта и детей с задержанным психическим развитием;

— выбирать адекватные средства и методы воспитания личности лиц с нарушением интеллекта и детей с задержанным психическим развитием;

— проводить обобщение передового опыта и научные исследования в области адаптивной физической культуры и спорта;

ВЛАДЕТЬ:

— методиками проведения обязательных и дополнительных физкультурных занятий с умственно отсталыми лицами и детьми с задержанным психическим развитием.

Перед нами стоит задача организовать процесс обучения студентов таким образом, чтобы он имел практическую направленность. Для реализации этого преподавание дисциплин специализации, дисциплин «Технологии физкультурно-спортивной деятельности», «Физическая подготовка» организовано на учебно-спортивных базах специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

На основе положений проекта квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту, подготовленной лабораторией фундаментальных проблем высшего физкультурного образования РГУФК (2003 г.) и рекомендаций Н.А.Строговой (2002), нами определены и модифицированы виды и содержание профессионально-педагогических умений специалиста по адаптивной физической культуре. Кроме общепринятых профессиональных умений, необходимых в педа-

гогической деятельности, мы выделили две группы профессионально-педагогических умений, характерных для специалиста по адаптивной физической культуре: диагностические и трансформационные.

Новая стратегия обучения предполагает большое внимание к методике и уровню проведения производственных практик. Нами разработаны структура и технология непрерывной практики, организация которой осуществляется методом погружения параллельно с изучением соответствующих дисциплин специализации, учебной дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» и основных дисциплин специальности и включающей содержание учебной практики студентов, педагогической практики (в массовых школах при занятиях с учащимися классов коррекционного и компенсирующего обучения), практики по специальности (в специальных (коррекционных) школах на уроках физической культуры и занятиях ЛФК) и практики по специализации (по выбору студента — в школе-интернате, ДЮЦ (ДЮКФП), отделении ДЮСШ).

Программы данных видов практики предут сматривают проведение студентами экспериментальных научных исследований по тематике дипломных работ, направленных на развитие и совершенствование форм организации и обучения в процессе адаптивной физической культуры и спорта детей и подростков с нарушением интеллектуального развития.

Разработанная программа производственной практики в настоящее время внедряется в учебный процесс подготовки студентов Сибирского государственного университета физической культуры,

обучающихся по специализации «Адаптивная физическая культура и спорт лиц с нарушением интеллекта». Предполагается, что данная структура и технология проведения практики позволит сформировать педагогические умения и навыки студентов, необходимые им в будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Астафьев Н.В., Самыличев A.C. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников/ Н.В. Астафьев, A.C.Самыличев.-Омск.СибГАФК, 1997.

2. Дмитриев A.A. Теоретические основы физического воспитания аномальных детей / Межвуз. сб. научн. тр.- Красноярск, 1991.

3. Орлова Е.А. Проблема подготовки учителей физической культуры для вспомогательных школ/ Состояние и пути развития многоуровневого физк. образования: Труды Всерос. науч,-практич. конф./Тюмень, 1996.- С.96-98.

4. Строгова H.A. Гуманистические аспекты адаптивной физической культуры в специальном образовании / Мат-лы совм. науч-пр. конф. проф.-преп.и научного состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК,- Малаховка: МГАФК, 2002.-С.215-217.

5. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению моделей специалиста / Вести, Высш. шк. - 1986. - № 3. - С. 10-14.

ЛИТОШ Нина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры.

Дата поступления статьи в редакцию: 14.02.06 г. © Литош Н.Л.

удК7"-41 Е.С. СУСОЛИНА

Т. А. КРАВЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕВУШЕК 10-11 КЛАССОВ_

В статье рассматриваются вопросы использования средств оздоровительных видов гимнастики на уроках физической культуры в 10-11 классах. В исследовании представлены разные варианты применения оздоровительных видов гимнастики, на основе которых была разработана программа. Эксперимент проводился в 2000-2002гг. в г. Омске на базе МОУ «Гимназия NS 139», результаты обоснованы, а программа внедрена в практику.

В статье рассматриваются вопросы использова- Актуальность. Старшая ступень общеобразо-ния средств оздоровительных видов гимнастики на вательной школы в процессе совершенствования уроках физической культуры в 10-11 классах, В ис- образования подвергается самым существенным следовании представлены разные варианты приме- структурным, организационным и содержательным нения оздоровительных видов гимнастики, на осно- изменениям. Социально-педагогическая суть этих ве которых была разработана программа. Экспе- изменений — обеспечение наиболее личностной римент проводился в 2000-2002гг. в г. Омске на базе направленности и вариативности образования, его МОУ «Гимназия N5 139», результаты обоснованы, а дифференциации и индивидуализации. Эти изме-программа внедрена в практику. нения являются ответом на требования современного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.