Таким образом, проводя диагностику профессиональных способностей, следует исследовать мыслительные операции, тип интеллекта, который должен соответствовать решаемым в данной области задачам. Необходимо также внимательно относится к тем диагностическим материалам, тестам, которые имеются в арсенале современной науки.
Литература и источники
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.
2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та и др., 2000.
References and Sources
1. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. M.: Akademiya, 2004.
2. Praktikum po obshchej, ehksperimental'noj i prikladnoj psihologii: Uchebnoe posobie/Pod red. A. A. Krylova, S. A. Manicheva. SPb.: Izd-vo S. Peterb. un-ta i dr., 2000.
БУРЛЯЕВА ВИКТОРИЯ АРСЕНТИЕВНА - доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. ЧЕБАНОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой электроэнергетики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. НАДЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА - доцент кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.
BURLYAEVA, VIKTORIA A. - Doctor of Sociology, Professor, pro-rector for educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute ([email protected]).
CHEBANOV, KONSTANTIN A. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Power Engineering Department, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected]).
NADEEVA, TAATYANA A. - - Associate Professor, Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected]).
УДК 372.891
ЕВСТАФЬЕВА Н.С., ГРИШАЕВА Ю. М., ТКАЧЕВА З.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, программа формирования универсальных учебных действий, проектная деятельность, учебный проект, методика проектной деятельности.
В статье анализируется содержание Федерального государственного образовательного стандарта в части требований к организации учебной проектной деятельности обучающихся. Анализируются дефиниции, относящиеся к реализации технологии проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Рассматриваются примеры проектов по географии для разных классов общеобразовательной школы.
EVSTAFIEVA, N.S., GRISHAEVA, Y.M., TKACHEVA, Z.N. TECHNOLOGY OF PROJECT ACTIVITY IN THE SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION
Keywords: Federal state educational standard of basic general education, the program of formation of universal educational activities, project activity, training project, methodology of project activity.
In the article analyzed the content of Federal state educational standard in terms of requirements to organization of educational project activities of students. Examines definitions related to the implementation of the technology project activities in the educational process. Examples of projects on geography for different classes of secondary school using of project technology in teaching geography in the modern school consistent with the purposes and tasks of modernization of education and modern geographical standards of training of graduates of the school. Project method is a way of increase of efficiency of mastering of knowledge, abilities, skills and methods activities (cognitive, informative and communicative, reflexive), the formation of the research activity, social orientation and socially responsible behavior in nature and society).
Модернизация системы общего образования сегодня вступает в свою активную фазу. Внедрение ФГОС нового поколения, концептуально отличающихся от предыдущих документов в области стандартизации образовательного процесса, приводит к необходимости для современного учителя осваивать и внедрять в учебный процесс новые
образовательные технологии. В ряде своих предыдущих работ мы неоднократно подчеркивали направления модернизации профессиональной педагогической подготовки будущего учителя [2], [3].
Технология проектной деятельности сегодня активно востребована в школьной педагогической практике, что нашло отражение в содержании ФГОС ООО, а именно (курсив наш - Ю.Г., Н.Е.): «...При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» [8].
Во ФГОС перечислены требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования, которая должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. В свою очередь, содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе программу развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области проектной деятельности [8].
Важно отметить, что система оценки достижения планируемых результатов освоения рассматриваемой основной образовательной программы, согласно ФГОС, должна включать оценку проектной деятельности обучающихся. Обращает на себя внимание также тот факт, что программа формирования общеучебных умений и навыков при получении основного общего образования должна быть направлена, в том числе на «.формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы [8]. Указанная выше программа должна обеспечивать повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.).
Требования к программе развития универсальных учебных действий согласно ФГОС включают: 1) описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; 2) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе. Рассмотренные выше требования ФГОС подтверждают большую востребованность проектной деятельности и ее результатов для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в средней школе. Следует отметить важное значение применения технологии проектной деятельности для реализации задач индивидуализации и дифференциации педагогического процесса [3].
Кратко рассмотрим содержание понятия «проектная деятельность» и смежных понятий.
Проект - (лат. рго] ес1;ш - брошенный вперед) - замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [6].
Учебный проект - метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость [7].
Метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий -проектов. Метод проектов возник во второй половине 19 века в школах США. В основе метода проектов находится концепция «обучения посредством делания Д. Дьюи. Подробное описание метод проектов получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США). В 20-х годах XX века метод проектов стал частично применяться в практике отечественных школ. Сторонники метода проектов провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом обучающихся. В 1929 - 1930-х годах были разработаны комплексные проектные программы, в которых учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий-проектов, в том числе таких как «Поможем ликвидировать неграмотность» и т.п. Универсализация метода проектов была осуждена в Постановлении ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931) и в дальнейшем в практике отечественной школы метод проектов не применялся. Возрождение интереса к данному методу произошло в середине 90-х годов с распространением авторских школ-мастерских [9].
Методика проектной деятельности подразумевает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой обучающиеся сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проектов [4].
Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Согласно исследованиям Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгиной, О.В. Чураковой (2006) [1] задачи учебной проектной деятельности включают в себя:
- обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);
- формирование умения составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат (2000) выделяет пять групп проектов на основе доминирующей деятельности обучающихся:
- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
- ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания [5].
Н.Ф. Яковлева (2014) классифицирует учебные проекты также по критерию комплексности, а именно:
- монопроекты, которые проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности;
- межпредметные проекты, которые выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания [13].
По продолжительности учебные проекты могут укладываться в один урок или менее (мини-проекты); 4-6 уроков требуют краткосрочные проекты; недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели; годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Важной характеристикой проектной деятельности является ее результат (продукт). В качестве результатов учебной проектной деятельности в школьном географическом образовании могут быть выделены, например web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; атрибуты несуществующего государства; выставка; газета; журнал; игра; карта; коллекция; макет; модель и т.п.
При выборе тем проекта для выполнения обучающимися в ходе изучения курса географии учитель руководствуется следующими критериями:
- значимость данной информации для обучающихся;
- социальная значимость проекта;
- наличие в проекте воспитательного потенциала;
- связь с изучаемыми темами школьного курса географии;
- возможность постановки проблемы;
- время, отводимое на изучение данного раздела и темы;
- возможность реализации межпредметных связей.
Приведем примеры тематики учебных проектов, которые возможно реализовать на уроках географии.Для 5-6-х классов - познавательные, игровые, творческие проекты по следующим темам: «Путешествие по материкам», «Великие географические открытия», «Планеты», «Уникальная планета Земля», «Рельеф». При изучении географии в 7 классе (курс «Материки и океаны»), обучающимся предлагается выполнить творческие проекты по темам «Материки» и «Страны». Например, проект на тему «Страны материка Евразии». Проект выполняется индивидуально или в группе. Обучающиеся собирают интересную информацию о стране на материке Евразия, которую они хотели бы посетить и о которой хотели бы рассказать своим одноклассникам. Собранная информация обрабатывается и оформляется в виде доклада, выполняется стенгазета или рисунок страны. На уроке ученики представляют стенгазету и делают сообщение о стране, информацию подбирают так, чтобы слушатели захотели поехать в эту страну. В 8-9-х классах при изучении родного края могут быть выполнены проекты по краеведению: по истории своего края, по исследованию промышленных предприятий региона, по изучению особо охраняемых территорий Московской области.
В курсе географии 10-11-го класса школьники выполняют проекты по теме «Рекреационные ресурсы и туризм зарубежных стран». Результатом учебного проекта может выступить доклад, презентация туристических буклетов.
В заключение следует подчеркнуть, что применение проектной технологии в обучении географии в современной школе соответствует целям и задачам модернизации образования и современным стандартам географической подготовки выпускников школы. Метод проектов является способом повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирования исследовательской активности, социальной ориентации и социально-ответственного поведения в природе и социуме. [14, 15]. Учебный проект является инструментом развития личностных качеств, мотивационных установок, способом поддержания устойчивой мотивации обучающихся к изучению географии, а также средством присвоения учениками культурных ценностей и приобщения к культуре научного познания. Всё вышеперечисленное даёт возможность рассматривать проектную технологию в обучении географии как образовательную технологию, ориентированную на задачи личностного развития обучающихся. Вследствие этого, комплексное проектирование в обучении географии может успешно применяться наряду с традиционными подходами как особая образовательная ситуация. В таком случае, географическое проектирование становится средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности обучающегося.
Литература и источники
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов, руководителей проектов обучающихся основной школы. Самара: Учебная литература, 2006.
2. Гришаева Ю. М. Инновационные стратегии развития образовательного процесса // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 10. С. 56-60.
3. Гришаева Ю.М. Индивидуальный подход в формировании экологической культуры старшеклассников (в условиях сельской школы). Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2005. 207 с.
4. Педагогический глоссарий [Электронный ресурс]:URL: http://didacts.ru/termin/metodika-proektnoi-dejatelnosti.html (Дата обращения: 21.12.2016).
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]/ Е.С. Полат. М.: 2000.
6. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс]:URL:http://didacts.ru/termin/proekt.html (Дата обращения: 21.12.2016).
7. Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке [Электронный ресурс]:URL:http://didacts.ru/termin/uchebnyi-proekt.html (Дата обращения: 21.12.2016).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]:URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения: 21.12.2016).
9. Хрестоматия. Педагогический словарь библиотекаря [Электронный ресурс]:URL: http://didacts.ru/termin/metod-proektov.html (Дата обращения: 21.12.2016).
10. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]/ Н.Ф. Яковлева/Учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014.
References and Sources
1. Golub G.B., Perelygina E.A., Churakova O.V. Metod proektov - tehnologija kompetentnostno - orientirovannogo obrazovanija [Tekst]/ G.B. Golub, E.A.Perelygina, O.V. Churakova Metodicheskoe posobie dlja pedagogov, rukovoditelej proektov obuchajushhihsja osnovnoj shkoly. - Samara: Izd. «Uchebnaja literatura». - Izdatel'skij dom «Fedorov», 2006.
2. Grishaeva Ju. M. Innovacionnye strategii razvitija obrazovatel'nogo processa [Tekst]/Ju. M. Grishaeva // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - M., 2012. - № 10. - S. 56-60.
3. Grishaeva Ju. M. Individual'nyj podhod v formirovanii jekologicheskoj kul'tury starsheklassnikov (v uslovijah sel'skoj shkoly) [Tekst]/ Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk po special'nosti. M. MGOU. 2005. 207 s.
4. Pedagogicheskij glossarij [Jelektronnyj resurs]:URL: http://didacts.ru/termin/metodika-proektnoi-dejatelnosti.html (Data obrashhenija: 21.12.2016).
5. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [Tekst]/ E.S. Polat. M.: 2000.
6. Professional'noe obrazovanie. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika [Jelektronnyj resurs]:URL:http://didacts.ru/termin/proekt.html (Data obrashhenija: 21.12.2016).
7. Slovar' rabochih terminov po predprofil'noj podgotovke [Jelektronnyj resurs]:URL:http://didacts.ru/termin/uchebnyi-proekt.html (Data obrashhenija: 21.12.2016).
8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija, utverzhdennyj Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897 [Jelektronnyj resurs]:URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/543 (Data obrashhenija: 21.12.2016).
9. Hrestomatija. Pedagogicheskij slovar' bibliotekarja [Jelektronnyj resurs]:URL: http://didacts.ru/termin/metod-proektov.html (Data obrashhenija: 21.12.2016).
10. Jakovleva N.F. Proektnaja dejatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst]/ N.F. Jakovleva/Uchebnoe posobie. 2-e izd., ster. M.: FLINTA, 2014.
ЕВСТАФЬЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - аспирант кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии, Московский государственный областной университет (МГОУ). ГРИШАЕВА ЮЛИЯ МИХАЙЛОВНА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии, Московский государственный областной университет (МГОУ).
ТКАЧЕВА ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент, декан географо-экологического факультета, Московский государственный областной университет (МГОУ). EVSTAFIEVA, NATALYA S. - Ph.D. student, Department of Physical Geography, Nature Management and Methods of Geography Training, Moscow State Regional University (MGOU) ([email protected]). GRISHAEVA, JULIA M. - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Department of Physical Geography, Nature Management and Methods of Geography Training, Moscow State Regional University (MGOU),([email protected]). TKACHEVA, ZINAIDA N. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the Faculty of Geography and Ecology, Moscow State Regional University (MGOU), ([email protected]).
УДК 37.014.6(470.67)
ГУСЕЙНОВА И.А., ГУСЕЙНОВА Х.И., ПАШАЕВА Э.Р. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ПРАВАМ
РЕБЕНКА
Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, защита прав и интересов детей, дети, оставшиеся без попечения родителей, социализация детей, оставшихся без попечения родителей, оптимальное жизнеустройство детей-сирот, замещающие семьи.
В статье рассматривается проблема становления и развития института уполномоченного по правам ребенка в Республике Дагестан, который занял прочное место в системе защиты прав и интересов несовершеннолетних, сложившейся в Дагестане. Показано, что актуальным для Дагестана остается решение таких вопросов, как продолжение формирования системы государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, ресурсное обеспечение новых социальных технологий по социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, возвращенных из Сирии и других стран, поддержка республиканских проектов по защите прав и интересов детей, правовое сопровождение и установление правового статуса для некоторых категорий опекунских семей. Становление и развитие Института Уполномоченного позволит активизировать решение этих и других вопросов.
HUSEYNOVA, I.A., HUSEYNOVA, H.I., PASHAYEVA, E.R. THE ACTIVITY OF THE INSTITUTION OF OMBUDSMAN BY THE HEAD OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN FOR PROTECTION OF FAMILY, MOTHERHOOD AND THE RIGHTS OF THE
CHILD
Keywords: Ombudsman for children's rights, protection of rights and interests of children, children left without parental care, socialization of children left without parental care, optimal living arrangements of orphans, foster families.
In the article examines the problem of the establishment and development of the institution of the Ombudsman for the Rights of the Child in the Republic of Dagestan, which has taken a firm place in the system of protecting the rights and interests of minors in Dagestan. It is shown that the solution of such issues as the continuation of the system of state support for children left without parental care, the provision of new social technologies for the socialization of children left without parental care, and the children returned from Syria and other countries remains relevant for Dagestan, the support of the republican projects to protect the rights and interests of children, legal support and the establishment of legal status for some categories of guardian families. The establishment and development of the Ombudsman Institute will make it possible to intensify the solution of these and other issues.
Республика Дагестан является одним из пяти первых субъектов Российской Федерации, где введен Институт Уполномоченного по правам ребенка, который в 2013 году