УДК 93/94
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ
МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
1Шарифзянова К.Ш., канд. пед. наук, заведующий кафедрой «Общая и коррекционная (специальная психология и педагогика», [email protected]
2Забиров Р.В., аспирант
1Институт развития образования Республики Татарстан,
г. Казань, Россия 2Институт педагогики, психологии и социальной работы, г. Казань, Россия
Данная статья посвящается вопросу развития проектно-творческой деятельности и формирования проектировочных компетенций педагогов, описываются содержание и структура понятия культуры проектно-творческой деятельности педагогов и ее значение для профессиональной деятельности учителя. В статье также дается характеристика проектирования как метода обучения, обуславливающего возможность выстраивать индивидуальную траекторию углубленного изучения отдельных тем или комплекса дисциплин, использовать в практической деятельности теоретические знания, полученные на занятиях. Ключевые слова: Технология проектирования индивидуальной образовательной траектории, проектно-творческая деятельность, проектировочные компетенции, культура проектно -творческой деятельности, условия модульной системы повышения квалификации.
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации, посвященном решению проблем реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, рассмотрен проект современной модели образования, ориентированный на решение задач инновационного развития экономики. В проекте значительное внимание отведено обновлению системы повышения квалификации педагогических кадров. Введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии предполагают необходимость построения индивидуальной траектории повышения квалификации каждого учителя, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных форм повышения квалификации. В ней проявляется индивидуальный тип самообразования учителя, он может соотнести свой выбор с многообразием способов образовательной и самообразовательной деятельности.
Комбинированные курсы повышения квалификации на модульно -компетентностной основе, реализуемые содержат 5 модулей, одним из которых является модуль «Проектная работа». Проектной работе отводится важное место в системе самостоятельной работы слушателей, которая обеспечивает развитие проектных компетенций слушателей курсов повышения квалификации, их готовности осуществлять проектную деятельность, ориентированную на достижение качества образования. В то же время проектная работа лежит в основе формирования портфолио учителя, необходимого ему для успешного прохождения квалификационной аттестации [1].
Требования к учителю как автору проекта мы рассматриваем с точки зрения его профессиональной компетентности в области проектировочной деятельности, которая обуславливается:
- объективными характеристиками педагогической деятельности с ее задачами, функциями и результатами;
- собственно проектировочной деятельностью с ее моделями, технологиями и алгоритмами, а также организацией проектирования во взаимодействии с другими;
- субъективными характеристиками (знания, умения, навыки, психологические особенности, профессиональные позиции, подготовленность к принятию педагогических решений);
- внешними условиями и факторами (внешкольная среда, социально -экономическая обстановка, общий уклад школьной жизнедеятельности) [2].
Базовые знания и умения в области проектирования, необходимые педагогическим работникам при выполнении проектов:
- теоретические основы проектирования в образовании;
- технология проектирования: анализ проблемы, постановка цели, определение задач, оценка ресурсов, разработка системы критериев эффективности проекта и т.д.;
- алгоритм и механизмы проектирования;
- критерии оценки проекта;
- структура оформления проектной работы;
- процедура защиты проекта.
Анализ результатов деятельности слушателей курсов в рамках работы над проектами позволил выявить следующие организационно -педагогические условия эффективного проектирования:
1. Наличие актуальной проблемы для проектирования. Тема проекта должна быть сформулирована слушателями на основе анализа актуальных проблем педагогической практики, только тогда работа над проектом приобретает личностный смысл для слушателя, формируется положительная мотивация к проектировочной деятельности, снижается количество плагиата в работах. Руководитель группы, безусловно, может предложить слушателям рекомендуемый перечень тем для проектирования, но ни в коем случае нельзя ограничивать поисково-творческую активность слушателей рамками заданной тематики.
2. Профессиональная компетентность педагога в рамках проблемы проектирования. Все участники проектной группы должны обладать высоким уровнем предметной компетентности в рамках заявленной темы проектирования, иметь определенный опыт в решении задач, аналогичных задачам, поставленным при разработке проекта. При наличии в группе слушателей с разным уровнем профессиональной компетентности лучше создавать смешанные проектные команды, что позволяет интенсифицировать процесс взаимообучения слушателей и избежать неоднородности качества полученных проектов.
3. Методические рекомендации для слушателей в области проектирования. Содержательный и небольшой по объему методический материал по технологии проектирования для слушателей (презентация, памятка, рабочая тетрадь и др.) может быть предоставлен слушателям в начале курсов или предварительно разослан по электронной почте. Такой
материал поможет систематизировать теоретические знания и практические навыки проектирования, снять тревожность и неуверенность в своих знаниях, связанную с недостаточной подготовленностью слушателя к проектной деятельности, кроме того, методический материал в форме рабочей тетради помогает добиться единообразия оформления проектов, что значительно упрощает процедуру их оценивания, систематизации, дальнейшего методического сопровождения.
4. Формирование положительной мотивации к выполнению проектной работы. Очень важно с самого начала описать перспективы развития и продвижения методического продукта, который разрабатывается слушателями в рамках курсов. Сегодня в образовании очень многие конкурсные мероприятия проходят в форме защиты проектов, гранты на получение финансовых средств также часто сопряжены с разработкой и реализацией проектов. Понимание того, что проект, разработанный в рамках курсов, может лечь в основу конкурсного продукта, помогает существенно повысить мотивацию слушателей. Но, безусловно, следует предупредить разработчиков, что за две-три недели практически невозможно создать проект высокого качества, то есть разработанный на курсах проект является учебным и нуждается в серьезной последующей доработке под научным руководством специалистов [3; 4].
Технология проектирования, разработанная и апробированная в ГАОУ ДПО ИРО РТ, позволяет представить проектировочную деятельность слушателей в виде системы пошаговых действий [6; 8]:
Первый шаг. Выявление противоречий в практике современного образования, определение проблемы и темы проекта. Этот шаг предполагает изучение слушателями государственных, региональных, муниципальных стандартов и требований, а также научно -методической литературы по проблеме проектирования.
Второй шаг. Определение цели и задач проекта, моделирование его ожидаемых результатов и критериев эффективности, оценка возможных рисков, связанных с реализацией проекта.
Третий шаг Анализ системы ресурсов и условий для реализации проекта. Выделение стратегических линий проектирования.
Четвертый шаг. Разработка этапов проектирования и программы мероприятий в рамках проекта.
Пятый шаг. Разработка комплекса диагностических материалов для оценки эффективности проекта.
Шестой шаг. Подготовка презентации и доклада для защиты проекта.
Седьмой шаг. Экспертная оценка и защита проекта на курсах повышения квалификации.
Восьмой шаг. Посткурсовое научно-методическое сопровождение реализации проекта.
Исследования позволили установить, что трудности педагогических работников при проектировании аккумулируются на нескольких аспектах [5] :
- определение и формулировка темы проекта (зачастую темы проектов лишены проблемности, содержательности, адресности);
- выстраивание логики проектной деятельности (существует проблема с построением общей логики проектирования: поставленная цель частот не соответствует заявленной теме, задачи не соотносятся с ожидаемыми
результатами, программа мероприятий не соотносится с решением поставленных задач и т.п.);
- структурирование проекта (выделение структурных элементов содержания проекта в условные модули (блоки, части, компоненты));
- решение организационных вопросов, связанных с взаимодействием целей, содержания, структуры и организации.
Для устранения данных затруднений необходимо включение в содержание дистанционного модуля курсов программы по теории и технологии проектирования, предоставление слушателям методических материалов для самостоятельной работы над проектом, а также систематическая методическая поддержка руководителя курсов на всём протяжении работы проектной группы в рамках дистанционного обучения [7].
Следовательно, для успешного самостоятельного выполнения слушателями проектной работы в рамках дистанционных курсов повышения квалификации (организации начальной стадии проектирования при прохождении дистанционного модуля курсов), необходимо включать в дистанционный модуль раздел, посвященный методике проектирования.
Знание процедуры разработки проектной работы в сочетании с освоением технологии дистанционного обучения будет способствовать тому, что проектный метод и дистанционные формы обучения будут активно использоваться педагогами современных школ в соответствии с требованиями реализации ФГОС ОО.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). http://base.garant.ru/194365/
2. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для ВУЗов. Под ред. И.А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия». 2005. 288 с.
3. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1995. 152 с.
4. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: НТГСПА. 2011. 144 с.
5. Масюкова Н.А. Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности. Педагогика. Волгоград. 2008. № 1. С. 48-57.
6. Проектирование в системе дистанционного обучения: методические рекомендации. Авт. -сост.: Шарифзянова К.Ш., Сибгатуллина Т.В. Казань: ПМЦ ПК и ППРО КФУ. 2013. 51 с.
7. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом: дис. ... д-ра пед. наук. Казань. 1997. 324 с.
8. Штретер Ю.Н., Шарифзянова К.Ш. Проектная деятельность - как эффективное средство развития профессиональных компетенций педагогов в условиях модульной системы повышения квалификации. Научно-методический журнал Хабаршы. Филиал Акционерного общества "Национальный центр повышения квалификации "Орлеу". Повышение квалификации педагогических работников по Кызылординской области Республики Казахстан, 2014, № 4 (42). С. 14-17.
TECHNOLOGY OF DESIGNING OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY OF TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE MODULAR SYSTEM OF TRAINING OF
QUALIFICATION
'Kadria Sh. Sharifzyanova., Cand. Sci. (Pedagogy), Head of the Department «General and Correctional (Special) Psychology and Pedagogy», Ph.D., [email protected]
2R.V. Zabirov
'Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia 2Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work, Kazan, Russia
This article is devoted to the development of design and creative activity and the formation of the design competencies of teachers, describes the content and structure of the concept of culture of design and creative activity of teachers and its importance for the professional activities of teachers. The article also gives a description of design as a teaching method, which makes it possible to build an individual trajectory of in-depth study of individual subjects or a set of disciplines, to use theoretical knowledge obtained in the classroom in practical activities. Keywords: the technology of designing an individual educational trajectory, design and creative activity, design competences, the culture of design and creative activity, the conditions of a modular system of professional development.
Дата поступления статьи в редакцию 12.10.2017.