Научная статья на тему 'Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута'

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5751
1017
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ТЬЮТОР / КОНСИЛИУМ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна, Цветков Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута»

Вникни И шшм

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Котова Светлана Аркадьевна,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка РГПУ им. А.И. Герцена Цветков Валерий Викторович,

заместитель директора по ОЭР, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 46 Приморского района Санкт-Петербурга

• индивидуальный образовательный маршрут • тьютор • консилиум

• индивидуальная образовательная программа

С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 изменился запрос общества и государства к образованию. Основной задачей является создание условий, обеспечивающих более высокую доступность и качество образования. Цель образования - формирование личности, готовой к решению сложных проблем будущего. Без учёта индивидуальных образовательных потребностей обучающихся достичь этой цели невозможно. Поэтому приоритетными становятся воспитание, социализация, индивидуализация образования с широким применением педагогических и информационных технологий.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Отличительной особенностью, сформулированной в основных документах, выступает ориентация на широкую реализацию индивидуально-личностного и субъ-ектно-деятельностного подходов.

Особенно актуальным это требование стало с введением с 1 сентября 2016 года ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [9]. Государством данный стандарт рассматривается как гарант реализации права каждого ребёнка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от места проживания, пола, характера и тяжести нарушения психологического развития, способности к освоению цензового

уровня образования и вида учебного заведения. Эта масштабная цель распадается на несколько подцелей:

- максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

- гарантировать ребёнку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;

- обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребёнка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребёнка при выборе того или иного варианта стандарта.

Основные требования ФГОС к организации образовательного процесса школы, реализующей инклюзивную практику, предполагают ориентацию на удовлетворение более сложных образовательных потребностей [3]. Перечень изменений может быть представлен следующим образом:

• введение комплексной коррекционно-развивающей работы в общеобразовательную школу (потребность во введении специальных разделов обучения);

• использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребёнка с ОВЗ (потребность в использовании специфических средств

обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении);

• более выраженную индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом состояния и особенностей развития познавательных процессов детей с ОВЗ (потребность в пролонгированности процесса обучения вплоть до выхода за рамки школьного возраста);

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды (потребность в более сложном структурировании образовательного пространства и более дробной временной организации);

• организацию работы по социализации детей с использованием методов дополнительного и специального образования, соответствующих потребностям и интересам детей, обеспечивающих личностный рост (потребность в максимальном расширении образовательного пространства);

• определение круга лиц, участвующих в образовании, и нового характера их взаимодействия (потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребёнка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов) [7].

«Очевидно, что ориентация на индивидуальные потребности личности обуславливает необходимость вариативности образования путём создания «личных пространств» для принятия обучающимися самостоятельных решений, позволяющих реализовать право образовательного выбора содержания обучения и видов деятельности», - пишет Н.Н. Войткевич [1, с. 45]. Базовым вариантом, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав таких учащихся в выборе своего пути развития, создания «личного образовательного пространства» сегодня выступает индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

«Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного» [4, с. 43].

Проектирование ИОМ - это осознанное предвосхищение индивидуальных целей образования и способов их реализации самим обучающимся с последующей осознанной регуляцией всего процесса, включая самооценку промежуточного и итогового результата.

Результатом проектирования выступает также индивидуальная образовательная программа (ИОП), рассматриваемая как целенаправленно проектируемая дифференциальная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации отобранного содержания образования.

Индивидуальный образовательный маршрут даёт возможность:

• Реализовать право учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата.

• Реализовать право учащегося и его законных представителей в выборе вида и направления деятельности.

• Интегрировать целевой, содержательный и технологический компоненты обучения.

• Ориентироваться на развитие индивидуальных особенностей учащегося через продуктивность и творчество.

• Адаптации программы к меняющимся запросам и условиям.

Индивидуальная образовательная программа осуществляется совместно с педагогом, реализующим педагогическую поддержку самоопределения и самореализации ученика, и проектируется на определённый временной период (на одну четверть, полугодие, учебный год). Она выполняет целый ряд функций (табл. 1).

Индивидуальный образовательный маршрут - это «индивидуальная траектория» ученика, выступающая реальным механизмом его самоинтеграции в современное квазиобразовательное пространство и обеспечивающая максимальную реализацию его личностного потенциала.

По классификации С.А. Котовой, ИОМ в зависимости от образовательной задачи и принципа отбора содержания может быть:

ЙМЖ.......У.......ПРА-И.ТИ-Н.А

Таблица 1

Функции индивидуальной образовательной программы (по Н.Н. Войткевичу)

Функции Содержание

Нормативная Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

Информационная Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определённого времени

Мотивационная Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

Организационная Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

Самоопределения Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

✓ расширяющий образовательный диапазон;

✓ углубляющий образовательное содержание;

✓ специализированный, включающий специфическое предметное содержание;

✓ интегрированный, сочетающий в себе компоненты расширения и компоненты углубления компетенции [4].

По характеру воздействия можно выделить ещё два таких вида ИОМ, как:

- поддерживающий, предполагает усилия по стимуляции и мотивации ученика к обучению через подключение дополнительных социальных ресурсов (например, включение в значимый социокультурный проект, конкурс);

- корректирующий, требует подключения профильной помощи специалистов-де-фектологов, логопедов и пр.

Построение индивидуального образовательного маршрута имеет несколько технологических этапов, которые имеют свою специфику [4].

Первый этап - подготовительный

Предполагает осознание педагогами и администрацией образовательного учреждения необходимости во внедрении ИОМ и ИОП. Заключается в разработке требуемой нормативно-правовой базы деятельности, создании методической базы для включения в образовательный процесс школы ИОМ, обеспечении готовности педагогов к проектированию и реализации ИОП и ИОМ. На этом этапе проводятся рабочие совещания, педсоветы, организуется координаци-

онный совет по реализации ИОМ, проводится повышение квалификации педагогического коллектива.

Второй этап - этап определении образовательных потребностей обучающихсп

На данном этапе педагогом проводится анализ образовательных потребностей обучающегося. Образовательные потребности могут быть определены как инструментально, так и через анализ психолого-педагогических характеристик, классного журнала, запроса родителей, а также на основе личной беседы с учеником. Личная беседа позволяет оперативно выявить такие важные стороны образовательной направленности, как мотивация обучающегося, его познавательная активность, интересы и представления об их удовлетворении. Для формирования внутренней мотивации к обучению по ИОП мы рекомендуем использовать следующую мотивационную беседу, которая строится по следующему алгоритму:

1-й шаг - установление доверительных, конструктивных отношений;

2-й шаг - совместное выявление потребностей, интересов, ценностей обучающегося;

3-й шаг - выявление проблемных сфер;

4-й шаг - выявление ресурсов;

5-й шаг - поиск способов и решений;

6-й шаг - определение сроков выполнения;

7-й шаг - определение критериев успешности;

8-й шаг - завершение (обобщение, похвала, настрой на продолжение взаимодействия).

Результаты мотивационной беседы протоколируются и являются основой для реализации следующего этапа.

Третий этап - уточняющая диагностика

На данном этапе экспериментально специалистом-психологом определяются возможности обучающегося и те ресурсы, которые могут быть использованы при реализации индивидуального образовательного маршрута. Ресурсы можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним ресурсам относятся сформированность мотивации, обучаемость, особенности волевой, эмоциональной и коммуникативной сфер, а также особенности познавательной сферы. К внешним ресурсам относятся мотивированность родителей и педагогов, возможности образовательного учреждения и образовательной инфраструктуры в предоставлении дополнительных образовательных услуг. На данном этапе определяются зона актуального развития и зона ближайшего развития обучающегося.

Диагностика может быть педагогическая, психологическая или комплексная, реализуемая в ограниченный временной отрезок.

На данном этапе выявляется степень усвоения школьной программы, сформирован-ность компетенций и умений по предмету, т.е. актуальный уровень сформированно-сти знаний и предметных умений. Определяется содержательный объём ИОМ по предмету (ресурсные темы (разделы) или пропущенные, недостаточно усвоенные по требованию ФГОС темы (разделы) программы, а также объём дефицитарных или необходимых для овладения содержания темы (раздела) операций или умений. Выявляется индивидуальный стиль обучения, где учитываются:

• темп обучения на уроке;

• оптимальный способ обучения: по уровню развития мышления - наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический; по модальности восприятия - аудиальный, визуальный, кинестетический; по способу закрепления - письменный, устный, схематический, эмоциональный; по форме обучения - индивидуальный, групповой, в мини-группе;

• свойства памяти;

• особенности активности и работоспособности;

• аффективные особенности - реакция на неудачу и успех.

По завершении диагностического этапа, выделяются ведущие и второстепенные проблемы учащегося, определяются его сильные и слабые стороны, которые должны учитываться при проектировании и реализации ИОМ.

Четвёртый этап - этап предварительного планирования

На данном этапе подаётся заявка на ИОМ. В этот период администрацией школы разрабатывается и утверждается приказом специальное Положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника.

Он также относится к предварительному, поскольку в нём формируется лишь идеальная модель ИОМ для конкретного ученика. Тем не менее проработанность этапов и учёт всех факторов позволяют в большей степени минимизировать случайные переменные.

В этот период проектируется индивидуальный способ обучения, выбираются приёмы и методы обучения, дидактический материал, устанавливаются сроки, периодичность занятий и степень учебной нагрузки при работе по ИОМ, соотношение совместной и самостоятельной работы.

На предварительном этапе планирования ИОМ каждый участник обозначает свою зону ответственности в рамках своей профессиональной компетенции. Педагог или специалист определяет объём, методы, продолжительность работы, периодичность встреч, а также не только образовательное содержание, включаемое в ИОП, но и формы активности, долю ответственности обучающегося, участие других взрослых (например, родителей).

Существенную роль в успешной реализации ИОМ играют учебно-дидактическое обеспечение и формы контроля, которые необходимо обсуждать с обучающимся для мотивирования его и осознания «цены» усилий в работе по ИОМ. Устанавливаются «точки контроля» - временные интервалы, когда будет произведена оценка знаний. Они планируются с учётом сроков программы сопровождения и годового плана

ЙМЖ.......У.......nPfl-H.TU-H.fl

обучения. Заранее определяются формы контроля и способы оценивания, а также то, какие оценки по ИОМ будут учитываться при аттестации за четверть или полугодие. Формы контроля должны согласовываться с официальной системой оценивания учебных достижений и фиксироваться в классном журнале.

Пятый этап - проектировочный

Он отличается от предыдущего тем, что здесь происходит, по сути, сведение разных образовательных направлений в единый маршрут. Его можно сравнить с мелкими тропками, которые сливаются в большую дорогу. Если ИОМ представляет собой комплекс индивидуальных образовательных подмаршрутов (например, в рамках предметных областей русского языка, математики, иностранного языка и пр.), то для объединения необходима совместная работа целого ряда специалистов и орган, позволяющий интегрировать весь комплекс образовательных предложений в единый образовательный маршрут и обладающий административными полномочиями. Таким органом может быть междисциплинарный педагогический консилиум. Консилиум как интегративный управленческий орган по своим функциям и возможностям наиболее соответствует задаче утверждения индивидуальных образовательных маршрутов.

При сведении нескольких подмаршрутов в единый ИОМ, распределяется время и форма занятий, составляется циклограмма, в которой равномерно учитывается учебная нагрузка по ИОМ. Целостный единый ИОМ представляет собой документ, который согласовывается комиссией во главе с председателем (заместителем директора по УВР), утверждается директором образовательного учреждения, закрепляется приказом. В рамках консилиума может быть принят целый комплекс документов, регламентирующих характеристики личностного образовательного пространства обучающегося (приложение). Помимо ИОМ, это и ИОП, и индивидуальная программа сопровождения ученика с ОВЗ.

Комплект документов, который готовит педагог, включает характеристику ученика и его образовательных потребностей, па-

спорт ИОМ, маршрутную карту ИОМ, характеристику работы обучающегося по ИОМ, протокол текущего контроля за ходом реализации ИОМ, оценочные критерии результативности ИОП. Разработанный ИОМ по предмету или предметам предоставляется методической комиссии, а затем утверждается приказом директора. В случае положительного решения, издаётся приказ о включении участников в ИОМ. Утверждением этих документов и завершается данный этап и вся подготовительная работа в целом.

Шестой этап - мотивационный

Здесь реализуется принцип субъектности, на котором происходит обсуждение с ребёнком положения дел по предмету, производится анализ причин учебной неуспешности, описывается перспектива занятий по ИОМ и его смысл. При выборе ИОМ повышенного уровня, соответственно, акцент делается не на пробелах в знаниях, а на потенциале по предмету. При получении согласия, с учеником подробно обсуждается форма обучения, условия проведения занятий и выполнения самостоятельной, домашней работы, подробно рассматривается важность системности работы. Актуально объяснить ученику, что ИОМ - это не дополнительные занятия и репетиторство, а способ достижения больших знаний и улучшения успеваемости по предмету через ликвидацию пробелов и овладение новыми приёмами и способами обучения. Неясность для ученика данной позиции приводит к тому, что дети теряют активность на уроке, полагая, что всё это они смогут пройти индивидуально в рамках занятий по ИОМ.

Седьмой этап - этап реализации

Он начинается с объявления участникам начала реализации ИОМ, информирования родителей или лиц, их заменяющих, о форме, продолжительности ИОМ, его конечной цели и предполагаемом образовательном результате. Важным моментом является мотивация семьи, которая может взять на себя функции поддержки, контроля, сотвор-ческого взаимодействия в образовательном процессе. Активность семьи может выражаться в расширении и углублении обра-

зовательного маршрута ребёнка за счёт внутренних ресурсов и реализовываться в посещении внешних по отношению к школе образовательных или культурных учреждений, активном участии в разнообразных проектах, в том числе и независимо от предложений школы и т.п.

Начало вступления ученика в ИОМ желательно организовать как важное значимое событие. Например, это может быть специальное мероприятие (праздник, по аналогии с 1 сентября), на котором педагогами объявляется список участников ИОМ, торжественно вручается маршрутный лист ИОМ, папка с учебными принадлежностями.

Как мы уже убедились, внедрение индивидуального образовательного маршрута в практику школ достаточно сложная задача, требующая организации дополнительных педагогических усилий по сопровождению ученика, особенно ученика с ОВЗ, в ходе его реализации. Поэтому большую роль в реализации ИОМ и ИОП играет и педагог-тьютор. Его задача состоит в том, чтобы ребёнок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты. Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская и др. подчёркивают, что тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределённости выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создаёт условия для их осуществления и осмысления [5, 6, 8]. Тьютор - консультант учащегося: он может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и отдельным его элементам. С другой стороны, он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить данную учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека [2]. Взаимодействие ребёнка и тьютора должно развиваться как поступательное движение от активного взаимодействия с тьютором к максимальной самостоятельности ребёнка в школьной жизни.

Мы предлагаем рассматривать тьютора как взрослого наставника, который

обеспечивает создание условий для принятия субъектом (учеником) оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора. Это педагог, который имеет дополнительную широкую компетентность в особенностях предоставляемого образовательного выбора, в возможных рисках принятия того или иного решения, владеющий способностями к мотивации и стимуляции ребёнка к достижению поставленных целей и имеющий ресурсы для обеспечения широкой социальной поддержки достигаемого результата. Основным в работе учителя-тьютора является разработка индивидуальной образовательной программы, сопровождение индивидуального образовательного пути ученика.

Деятельность тьютора в рамках сопровождения предполагает:

- анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности тью-торанта, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

- определение психологических критериев эффективного обучения и развития личности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработку и внедрение определённых мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного развития личности тьюто-ранта;

- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Педагог-тьютор совместно с воспитанником, его родителями и психологом составляет ресурсную карту обучающегося по ИОМ, прикладывает педагогические усилия для поддержки продвижения обучающегося по ИОМ, систематического посещения индивидуальных консультаций, удержанию календарного графика работы по ИОМ, регулярному рефлексивному оцениванию достижений. Для создания ресурсной карты обучающегося используются все имеющиеся возможности окружающей социальной и культурной среды как школы, так и района, города. Тьютором должна быть создана обстановка с учётом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, в которой процесс взаимодействия будет про-

ЙМЖ.......У.......nPfl-H.TU-H.fl

дуктивным и направленным на развитие познавательного интереса тьюторанта;

- доверительные отношения (сопровождаемый должен доверять тьютору, это позволит наиболее продуктивно взаимодействовать и быстрее раскрывать потенциал обучающегося);

- возможность выбора (тьютор должен создать избыточную среду, помогать ученику в ней ориентироваться и помочь самостоятельно определить содержание образования);

- создание среды, благоприятной для развития познавательного интереса учащегося (познавательный интерес обучающегося выступает мотивом к учебной деятельности, формируется он в социальных условиях, при взаимодействии с окружающей средой, при этом задача тьютора обеспечить понимание процессов окружающего мира и взаимодействия с ним);

- создание среды для формирования самостоятельности и раскрытия внутреннего потенциала (взаимодействие тьютора и тьюторанта должно носить творческий характер и способствовать развитию самостоятельности).

Описанный функционал не предполагает введение новых должностей в штатное расписание образовательного учреждения, а предусматривает делегирование тьютор-ских функций уже существующим субъектам образовательной системы школы. Подготовка педагога для реализации тьютор-ских функций может осуществляться как через внутришкольное обучение, так и на курсах повышения квалификации районного и городского уровня.

Восьмой этап -

этап промежуточной оценки

Промежуточная оценка проводится в установленное разработчиками ИОМ время. Здесь оценивается уровень знаний и умений ученика, сформированных за прошедший этап, кратко обобщаются достижения и трудности, описываются такие аспекты, как посещаемость, активность, самостоятельность, результативность. Достигнутые промежуточные результаты соотносятся с поставленными задачами и при необходи-

мости вносятся коррективы в план ИОМ. Вносимые изменения могут иметь разный диапазон - от минимальных корректировок до кардинального изменения маршрута. Важно, чтобы они были педагогически обоснованы и согласованы со всеми субъектами образовательного процесса.

Поскольку в реализации программы ИОМ задействовано значительное число субъектов образовательного процесса, то возникает необходимость координации их деятельности в целях повышения результативности. Эту важную задачу реализует администрация образовательного учреждения - школы. Опираясь на работу Т.М. Ковалёвой, мы смогли выделить компоненты тьюторской деятельности, которые, на наш взгляд, должны курироваться администрацией ОУ:

• диагностика;

• многообразие предложений;

• выбор предложений;

• построение индивидуальной образовательной программы;

• выбор маршрута реализации индивидуальной образовательной программы;

• сопровождение индивидуальной образовательной программы;

• рефлексия [2].

Важно подчеркнуть, что от того, насколько эффективно и слаженно будет оказана обучающемуся ребёнку помощь взрослых, настолько активно и эффективно он сможет осуществить все задачи, поставленные в ИОМ.

Необходимо понимать, что у ученика может быть одновременно несколько учителей-тьюторов по предметной подготовке, в зависимости от его образовательных потребностей на данный период времени. Как правило, это один или два педагога-тьютора, в редких случаях бывает три, так как при этом значительно перегружается программа ИОМ. На разных временных отрезках в программе ИОМ можно делать ударение на разной предметной подготовке, но смена предметной подготовки не может быть частой и постоянной. Как показала наша практика, эффективная тьюторская педагогическая поддержка должна длиться не менее полугода. Наиболее оптимальные варианты - от года до двух по отдельному предмету.

Девятый этап - завершающий

На данном этапе подводятся итоги деятельности по ИОМ и определяется результативность. Условно эту результативность можно разделить на объективную (подтверждается объективными достижениями) и субъективную. Объективная оценка реализуется по тем показателям, которые были заложены ещё при проектировании ИОМ. Субъективная результативность, в свою очередь, делится на оценку достижений обучающимся и всеми остальными. Форма субъективной оценки может быть любая -от написания эссе до формализованного отчёта по заранее заданным критериям.

Этот этап позволяет и ученику, и учителю оценить проделанную работу и её финишные результаты, осознать достигнутый образовательный уровень и усилия, затраченные на его достижение, наметить пути дальнейшего образовательного роста. Важным моментом здесь является отчёт педагога и ответственного за ИОМ на консилиуме.

В том случае, если начало работы по ИОМ проводится в торжественной форме, его завершение также должно закончиться специальным мероприятием, на котором обобщается результативность работы, особенности прохождения ИОМ, личный вклад обучающегося. Сам ученик или учителя могут рассказать о своих впечатлениях работы по ИОМ, выразить свои пожелания или замечания. Завершается праздничное мероприятие вручением свидетельства об успешном прохождении ИОМ.

Разработав и внедрив в образовательный процесс технологию работы по ИОМ, мы добились целого комплекса результатов.

Положительные результаты для контингента детей с ОВЗ:

• возможность перенять новые адекватные образцы для подражания;

• возможность развивать и упражнять базовые учебные и коммуникативные навыки, расширить метапредметную компетентность;

• развивать общественные отношения со сверстниками для расширения социального опыта и формирования социальной успешности;

• получение возможности доступа к расширенной программе обучения;

• доступ к многообразию способов преподавания;

• рост социальной сознательности;

• становление собственных принципов;

• уменьшение боязни различий между людьми и одновременно большее спокойствие и понимание социальной действительности;

• расширение возможностей для принятия заботы и поддержки окружающих.

Положительные результаты для педагогического коллектива ОУ:

• разработка механизмов эффективного партнёрства с целью оказания помощи в обучении детям с ОВЗ и создания для них ситуации успеха;

• посредничество между различными социальными партнёрами (в том числе и с благотворительными организациями);

• расширение профессиональной компетентности через освоение инновационных форм работы и поддержки воспитанников. □

Литература

1. Войткевич Н.Н. Индивидуальная образовательная программа как средство обеспечения вариативности содержания образования в условиях введения ФГОС // Педагогические науки. - 2012. - № 4. -С. 44-47.

2. Ковалёва Т.М., Кобыща Е.И., Попова С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». - М., Тверь: «СФК-офис». - 246 с.

3. Котова С.А., Дунаевская Э.Б., Калягина Е.А., Фёдорова Т.А., Добря М.Я., Маль-ческая М.Л. Психолого-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС НОО: уч.-метод. пос. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2013. - 148 с.

4. Котова С.А., Цветков В.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей-сирот: метод. пос. / под ред. С.А. Котовой. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2016. - 138 с.

5. Суханова Е.А. Тьюторское сопровождение формирования образовательного заказа // Открытое образование и реги-

Шшш.......у.......жжм

ональное развитие: способы построения образовательного пространства: сб. науч. тр. - Томск: Томский ЦНТИ, 2004. - 154 с.

6. Техники деятельности тьютора: уч.-ме-тод. пос. / науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

7. ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех / ред. М. Перфильева. - М.,

ПАС

Участники ИОМ:_

Владимир: Транзит-ИКС, 2007.

8. Чернявская А.Г. Методические основы деятельности тьютора. URL: http:/edu. of.ru/attach/17/18185.pdf.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] - Режим доступа: 1пКр://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 20.12.2015).

РТ ИОМ

№ ФИО учителя, специалиста Предмет Предполагаемое кол-во часов (встреч) Отработано кол-во часов (встреч) Периодичность занятий

ИТОГО: -

МАРШРУТНАЯ КАРТА ИОМ

Фамилия, имя учащегося_ГБОУ СОШ №_класс

дата «_»_201_г.

Предмет_учитель_

№ Задача, тема, раздел Срок выполнения Ожидаемый результат Результативность, характеристика выполнения1 Форма контроля Ответственное лицо

1 Заполняется по завершении работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.