Научная статья на тему 'Технология проектирования и организации учебной педагогической практики студентов заочной формы обучения по направлению подготовки "Педагогическое образование"'

Технология проектирования и организации учебной педагогической практики студентов заочной формы обучения по направлению подготовки "Педагогическое образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PEDAGOGICAL PRACTICE / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / CORRESPONDENCE FORM OF INSTRUCTION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / TECHNOLOGICAL MAP / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузина Ирина Валерьевна, Лёвкина Елена Викторовна, Миронычева Валентина Фёдоровна, Федосеева Наталия Викторовна

В статье речь идет о технологии проектирования и организации учебной педагогической практики студентов заочной формы обучения. Основное внимание сосредоточено на форме представления результатов формирования профессиональных компетенций Портфолио профессиональных достижений и оценивании результата их деятельности на основе технологической карты личностного роста бакалавра. Представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях организации «Конкурса-квеста цифрового дизайна АРТШКОЛА-2016».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузина Ирина Валерьевна, Лёвкина Елена Викторовна, Миронычева Валентина Фёдоровна, Федосеева Наталия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Design and Organization of Educational Pedagogical Practice for Correspondent Students Majoring in “Pedagogical Education”

The article deals with the technology of designing and organization of educational pedagogical practice of students of correspondence form of education. The main attention focused on the form of presentation of the results of the formation of professional competencies Portfolio of professional achievements and evaluation of the result of their activities on the basis of the technological map of personal growth of the bachelor. The experience of the organization of spiritual and moral education of students in the conditions of the organization of "Competition-Quest for Digital Design ART-SHKOLA-2016" is presented.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования и организации учебной педагогической практики студентов заочной формы обучения по направлению подготовки "Педагогическое образование"»

И. В. Кузина, Е. В. Лёвкина,

В. Ф. Миронычева, Н. В. Федосеева

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

рганизация собственной педагогической деятельности во время учебной педагогической практики в качестве классного руководителя вызывает у студентов-заочников серьезные затруднения: в большинстве своем у обучающихся такого опыта профессионального выстраивания взаимоотношений со школьниками еще не было. Проектирование образовательного маршрута и профессиональной карьеры студентов заочной формы обучения основывается на требованиях Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). Стандарты ориентированы на формирование нового поколения педагогических работников, способных компетентно решать профессиональные задачи, готовых к инновационной деятельности, к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, к реализации социального заказа общества [5; 6].

Разработка и апробация студентами заочной формы обучения технологических аспектов Портфолио профессиональных достижений в период учебной педагогической практики является основной целью, которая может реализовываться при условии следую-

щих задач: во-первых, оценивание результатов деятельности практикантов проходит в строгом соответствии с технологической картой личностного роста бакалавра; во-вторых, выстраивание взаимодействия взрослого и ребенка в процессе духовно-нравственного становления школьников должно опираться на современные интерактивные формы воспитания и активное включение ИКТ-техно-логий в качестве одного из основных средств воспитания [7].

В области педагогической деятельности студенты заочной формы обучения во время учебной педагогической практики должны сосредоточить внимание на: а) изучении возможностей, потребностей и достижений обучающихся; б) проектировании образовательных программ, дисциплин на основе полученных результатов и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития. Важным аспектом деятельности являются, во-первых, организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся; во-вторых, взаимодействие с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. Следует отметить, что в современном образовательном пространстве особое внимание уделяется проектной исследовательской деятельности обучающихся. Будущим педагогам необходимо овладеть компетенциями, которые позволят активно использовать разнообразные компьютерные программы, привлекать дидактические средства образовательных порталов, создавать электронное сопровождение профессиональной деятельности.

В основе организации практики студентов заочной формы обучения лежит компе-тентностный подход, который предполагает апробирование механизмов и моделей взаимодействия и партнерства в сфере образования, а также непосредственное участие обучающихся в решении задач образовательной политики на различных уровнях.

Так, в Арзамасском филиале ННГУ особое внимание уделяется разработке вопросов научно-методического сопровождения практикантов заочной формы обучения [4]. Нами

20/Á'//

разработан и реализуется проект «Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра», основной целью которого является повышение качества подготовки педагогических кадров и успешного вовлечения их в социальную практику [3].

Система практик в вузе выстроена на основе принципа преемственности от учебных к производственным практикам по стандарту и учебному плану профиля(-ей) подготовки, что обеспечивает непрерывность процесса профессионального самосовершенствования. Для решения этой задачи осуществляется школьно-университетское партнерство на основе договоров об организации и проведении практик студентов Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Базами практик филиала являются образовательные организации г. Арзамаса, Нижегородской области, Российской Федерации.

Студенты заочной формы обучения разрабатывают и представляют результаты практики в Портфолио профессиональных достижений.

Под Портфолио (как способ личностного профессионального развития) нами понимается систематизация профессионального педагогического опыта и знаний, накапливаемых путем сбора и анализа самой разнообразной информации и материалов по профилю подготовки; разработки собственных методических моделей, отражающих его деятельность в качестве классного руководителя, позволяющих четче определить направления профессионального развития; объективная оценка профессионального уровня практиканта со стороны квалифицированных специалистов и администрации.

Основная цель формирования Портфолио профессиональных достижений - накопление и сохранение документального подтверждения индивидуальных образовательных и профессиональных достижений бакалавра в процессе освоения прохождения учебной педагогической практики.

Задачи Портфолио бакалавра: развитие мотивации к образовательным и профессио-

нальным достижениям; развитие умении объективно оценивать уровень развития ключевых и профессиональных компетенций; развитие конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Необходимо помнить, что главными принципами технологии Портфолио являются: а) систематичность и регулярность с точки зрения пополнения материалов бакалавром и осуществления мониторинга со стороны всех участников образовательного процесса; б) персональная ответственность практиканта за формирование отчетной документации.

Важно, что Портфолио профессиональных достижений бакалавра может служить весьма информативным дополнением на экзамене и на собеседовании у работодателя, иллюстрируя образовательную активность и личностный потенциал будущего педагога.

В содержание Портфолио профессиональных достижений студента заочной формы обучения (учебная педагогическая практика) входят предписание, титульный лист, информация о классе (расписание уроков, список класса с указанием общественных поручений), дневник практики, кластер «Педагогическое взаимодействие», технологическая карта воспитательного мероприятия, презентация воспитательного мероприятия, буклет для родителей по актуальным проблемам воспитания и обучения школьников, педагогический очерк (включая самоанализ воспитательного мероприятия), технологическая карта личностного роста бакалавра; благодарности, полученные в ходе практики; фото и видеоматериалы.

Учебная педагогическая практика проходит на 4 курсе в 8 семестре, длится 2 недели и предполагает получение студентами заочной формы обучения первичных профессиональных умений и навыков научно-исследовательской работы (обязательный вид учебной работы бакалавра (3 зачетные единицы -108 часов) входит в раздел Б2 Практики, Б2.У Учебная практика, Б2.У.3 Учебная педагогическая практика ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование

Таблица 1

Технологическая карта личностного роста бакалавра

Задания Формируемые компетенции Оценка

Студент Классный руководитель Методист

Дневник практики ПК-3

ПК-7

Кластер «Педагогическое взаимодействие» ПК-3

ПК-6

Технологическая карта ВМ ПК-3

ПК-6

ПК-7

Презентация ВМ ПК-3

ПК-6

ПК-7

Буклет для родителей ПК-3

ПК-6

Педагогический очерк (включая самоанализ ВМ) ПК-3

ПК-6

ПК-7

Итого баллов

Итоговая оценка за учебную практику

(с двумя профилями подготовки). Учебной педагогической практике предшествуют изучение дисциплин «Педагогика», «Психология» и дисциплин по профилю подготовки. Цель учебной педагогической практики - формирование практических умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности в качестве классного руководителя в условиях реализации компетентностного подхода.

Особое внимание обращается на необходимость системы независимой профессиональной сертификации практикантов. Для этого преподавателями вуза разработан маршрутный лист, в котором представлены все виды деятельности практиканта, предусмотренные Программой практики, определены индикаторы и дескрипторы сформированно-сти компетенций.

Ценность нововведения заключается в том, что в оценивании деятельности принимают участие не только вузовские и школьные педагоги, но и сами студенты, проходя-

щие практику на базе образовательной организации. Значительная роль отводится рефлексии, так как итоговая оценка по результатам практики складывается из всех перечисленных показателей.

Для проведения итогового контроля сфор-мированности компетенций используются дифференцированный зачет с оценкой, который осуществляется по итогам проверки Портфолио практиканта на основании технологической карты личностного роста бакалавра (см. Таблицу 1)

Каждая компетенция оценивается в баллах от 3 до 5. Оценки «удовлетворительно» бакалавру ставится при количестве 189 баллов; «хорошо» - от 180 до 204; «отлично» -от 205 до 225.

С целью исследования эффективности использования современными педагогами ИКТ-технологий в процессе духовно-нравственного становления школьников студентам заочной формы обучения в период прохождения учебной педагогической практики бы-

Таблица 2

Программа «Конкурса-квеста цифрового дизайна АРТШКОЛА-2016»

Этапы Баллы Номинация

1 этап Кроссворд 7 б. 7 б. 7 б. 7 б. 1. Семь чудес моей малой родины 2. Семь известных людей моей малой родины 3. Семь моих учителей 4. Семь моих друзей

2 этап Ребус 8 б. 8 б. 8 б. 8 б. 1. Улицы моей малой родины 2. Памятники моей малой родины 3. Писатели моей малой родины 4. Храмы моей малой родины

3 этап Фотография 9 б. 9 б. 9 б. 9 б. 9 б. 1. Мелодия неуловимых изменений (образ природы) 2. Лики и лица (образ семьи) 3. Братья наши меньшие (образы домашних животных) 4. Родная сторонушка (образ моей малой родины) 5. Школьные годы чудесные (образы одноклассников, учителей, сотрудников, школьных событий)

4 этап Фотоколлаж 10 б. 10 б. 10 б. 10 б. 1. Семья - это семь Я (Я - часть семьи) 2. Если с другом вышел в путь (Я - друг и товарищ) 3. Город (село), в котором я живу (Я - житель города (села)) 4. Край родной, навек любимый (Я - житель Нижегородской области)

5 этап Открытка 11 б. 11 б. 11 б. 11 б. 1. Уголок России - отчий дом (достопримечательности города, виды деревни, сада) 2. Память сердца (история семьи) 3. Друг в беде не бросит... 4. Школьное время - мечта

6 этап Интеллект- карта 12 б. 12 б. 12 б. 12 б. 1. Я - патриот России 2. Люблю Отчизну 3. Герои России 4. Время выбрало нас

7 этап Инфограмма 30 б. Я - воспитанный гражданин России.

8 этап Буктрейлер 50 б. Моя любимая книга.

9 этап Видеоролик 50 б. Мы - здоровое поколение!

10 этап Мультфильм 100 б. Про меня.. .(школьная история)

ИТОГО макс. 467 баллов

ло предложено организовать и провести в 5-6 классах на базах практик «Кошурс-квест цифрового дизайна АРТШКОЛА-2016». Деятельность практикантов в условиях конкурса позволяет подготовиться к взаимодействию с участниками образовательного процесса и организовать сотрудничество обучающихся, поддержать активность, инициативность и

самостоятельность школьников. Конкурс направлен на развитие детской одаренности в области цифрового дизайна и выстраивание вокруг ключевых мероприятий воспитательной работы в классном коллективе.

Цели и задачи конкурса заключаются в привлечении внимания педагогов, родителей, широкой общественности и государственных

организаций к успехам учащихся, эффективно использующих интерактивные устройства и информационные технологии в инновационном учебном процессе и творческой деятельности, а также оценить умение эффективно применять IT-средства для решения задач духовно-нравственного воспитания и личностного развития учащихся 5-6 классов.

Итак, на первом этапе студентами и преподавателями вуза во время освоения дисциплин педагогического цикла была разработана программа конкурса, содержательной базой которого стал краеведческий материал, позволяющий каждому школьнику осознать себя гражданином России (см. Таблицу 2).

На втором этапе студентами были составлены требования к выполнению конкурсных работ, которые предполагалось выполнять с помощью графических редакторов, например, Photoshop, PhotoScape, Мастер Коллажей, PhotoFiltre Studio X, Ashampoo Photo Commander и др. (на выбор участника) [1].

На третьем этапе определены следующие критерии оценивания: содержательность и соответствие заданной теме; позитивное настроение и эмоциональный заряд; оригинальность идей; философский взгляд; интересная техника; творческий замысел; художественный уровень работ; соответствие творческого уровня возрасту автора (помощь родителей приветствуется, но не должна быть основной).

Четвертый этап включал в себя разработку карты достижений участника. На каждом этапе определялись три победителя. Награждение финалистов состоялось в рамках итоговой конференции по учебной педагогической практике на базе Арзамасского филиала ННГУ.

Анализ проведенной работы показал, что в конкурсе приняли участие студенты-практиканты 4 курсов заочной формы обучения, обучающиеся по профилям подготовки Биология, Математика, Русский язык и литература и Иностранный язык. 62 будущих педагога (100 %) привлекли к участию 628 учащихся, из них 422 - из сельских школ и 206 - из городских школ районов Ниже-

городской области. Следует отметить, что задания были выстроены с учетом усложнения видов деятельности. С первым, вторым и третьим (кроссворд, ребус, фотография) справились все 628 школьников, причем 89 % от общего количества конкурсантов при разработке и создании кроссвордов и ребусов использовали онлайн-инструменты. Все 100 % школьников фотографии делали посредством своих гаджетов (смартфоны, планшеты). 4-7 задания в квесте (фотоколлаж, открытка, интеллект-карта, инфограмма) выявили сложности, связанные с умением, во-первых, выбрать графический редактор, во-вторых, композиционно правильно выразить идею. Выполняя их, 32 % учащихся сельских школ и 67 % из городских образовательных организаций обращались за помощью к студентам-практикантам, которые, в свою очередь, старались выстраивать взаимодействие таким образом, чтобы в процессе диалога акцентировать внимание на умении преодолевать трудности и достигать результата. Задания 8 (буктрейлер), 9 (видеоролик), 10 (мультфильм) самостоятельно смогли выполнить только 27 % сельских школьников и 44 % учащихся городских школ. Конкретная деятельность по созданию творческого продукта, направленная на умения работать в компьютерных программах, которые требуют определенных волевых усилий, подтолкнула учащихся к активному взаимодействию со студентами-практикантами. Консультации, разработка концепции продукта (буктрейлера, видеоролика, мультфильма), составление плана, написание сценария, создание макета позволили дойти до финала 82 % школьников.

Воспитательный потенциал работы с содержательным блоком очевиден, обучающиеся активизировали процесс формирования предметных, метапредметных и личностных результатов. Так, например, работая над мини-проектом «Семь чудес моей малой родины», ученики идентифицировали себя как гражданина России через осознание значимости малой родины в судьбе Отечества. Чувство патриотизма воспитывалось в процессе поиска биографий людей, прославив-

20/6'//-

ших место, где живут дети. Мини-проект «Семь известных людей моей малой родины» был наполнен историями подвигов земляков в годы гражданской, Великой Отечественной войн, первых пятилеток. С чувством глубокого уважения и признания заслуг перед отечеством были представлены биографии бывших выпускников школы, которые выполняли интернациональный долг в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Мысль о том, что герои жили рядом с ними, позволила понять меру ответственности и долга перед родиной. На этом фоне содержание проектов «Семь моих учителей», «Семь моих друзей» было наполнено уважением к учителям и друзьям. Работы продемонстрировали готовность конкурсантов к осознанному и доброжелательному отношению к людям, которые находятся рядом каждый день, позволили понять их важность и ценность в собственной судьбе, осмыслить их прогрессивную роль в своей жизни.

Деятельность учеников по созданию фотоколлажа и открытки продемонстрировала уровень развития их морального сознания. Школьники определили важную роль семьи в своем личностном росте, сосредоточили внимание на доминанте семейного формирования нравственных чувств и нравственного поведения. Осознание необходимости ответственного отношения к собственным поступкам (Я - часть семьи) определило нравственную парадигму самосовершенствования: это Я формирую имидж моей семьи; от того, какие поступки Я совершаю, складывается мнение о моей семье. Под руководством студентов-практикантов обучающиеся искали ответы на вопросы, чем гордится их семья, какие нравственные ценности, нормы морали, духовные идеалы составляют основу семьи и бережно сохраняются всеми ее членами, какие культурные традиции передаются из поколения в поколение («Память сердца» (история семьи), «Лики и лица» (образ семьи). Таким образом, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей

семьи отражено в творческих работах конкурсантов. Кроме этого, школьники показали уважительное отношение к профессии родителей, гордость ими независимо от социального статуса, понимание необходимости опыта участия в социально значимом труде, где каждый член семьи выполняет конкретные обязанности.

Готовность к решению моральных проблем на основе личностного выбора продемонстрировали работы на тему «Если с другом вышел в путь (Я - друг и товарищ)», «Друг в беде не бросит.», «Школьное время -мечта». Обучающиеся показали осознанное понимание значения дружбы, сформирован-ность ответственного отношения к выбору друга (это на фоне массового перехода школьников на общение в сети Интернет). Воспитательное событие позволило опосредованно обратиться к актуальной проблеме освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Серьезный разговор об этикете в сети способствовал нравственной коррекции необдуманных поступков и определил вектор участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах школьного сообщества. Осознание того, что жизнь интересна, прежде всего, в школьной организации, дало возможность внимательно присмотреться к одноклассникам, открыть новые возможности выстраивания взаимоотношений, найти себя в коллективно-творческих делах. Студенты-практиканты сосредоточили внимание на формировании готовности воспитуемых к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и формируют сами учащиеся. Для этого потребовалась деятельность, направленная на включение школьников в непосредственное участие как гражданина страны, в которой они живут.

Работа над интеллект-картой («Я - патриот России»; «Люблю Отчизну»; «Герои России», «Время выбрало нас») оказалась по силам 135 учащимся сельских школ и 138 -городских. Очевидно, что конкурсанты готовы активно включаться в жизнедеятельность подросткового общественного объединения,

продуктивно взаимодействовать с социальной средой и социальными институтами (в интеллект-карте прописаны социальные партнеры, которые, по мнению школьников, могут помочь в реализации их идей). Кроме этого, учащиеся осознают себя в качестве субъекта социальных преобразований, верят в собственные силы и готовы проявить себя в конкретной деятельности. Многие школьники критично относятся к бездумному участию в несанкционированных митингах, готовы противостоять информационной манипуляции. Интерес к освоению компетентностей в сфере организаторской деятельности достаточно высок. Современный ученик демонстрирует созидательное отношение к окружающей действительности, является приверженцем ценностей социального творчества на основе ценности продуктивной организации совместной деятельности. Ему интересно самореализовываться в группе сверстников и работать со взрослыми; выходить на уровень общения с незнакомыми людьми, объединенными интересами, воспринимать ценности другого как равноправного партнера. В интеллект-картах нашлось место для обсуждения необходимости осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Во всех работах речь идет о том, что в настоящее время каждый школьник должен уметь вести диалог с другими людьми, со всеми участниками образовательного процесса и достигать взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения; готовность к конструированию образа партнера по диалогу, образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвен-ционирования интересов, процедур; готовность и способность к ведению переговоров). Для этого студенты предложили школьникам задания, выполнение которых требует вышеперечисленных умений: подготовить буктрей-лер и создать видеоролик «Мы - здоровое поколение». Результат работы подтвердил сформированность навыков работать в команде, осваивать способы организации взаимо-

выгодного сотрудничества и реализации собственного лидерского потенциала. На этот уровень вышло 114 сельских школьников и 91 ученик из городских образовательных организаций, владеющих компетенциями анализа, проектирования, организации деятельности и ее рефлексии. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию проявилась в том, что во время подготовки проектов и после их презентации возникло желание услышать отзывы о качестве творческой работы. Школьникам важно, что проект вызывает интерес и может быть одним из этапов построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.

Последнее задание - создание мультфильма «Про меня... (школьная история)» предполагало через творческую деятельность эстетического характера выявить степень развитости эстетического сознания как особого способа познания жизни и средства организации общения. В основе большинства работ продемонстрировано эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира. Школьники способны к продуктивному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Уважением к истории своей образовательной организации, ее культурным традициям и обычаям наполнена школьная история как центр смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Таким образом, организованный и проведенный студентами заочной формы обучения во время педагогической практики «Кон-курс-квест цифрового дизайна АРТШКОЛА-2016» показал эффективность использования современными педагогами ИКТ-технологий в процессе духовно-нравственного становления школьников. Важно отметить, что учащиеся как городских, так и сельских школ активно интересуются ИКТ-технологиями и на основе их создают продукты проектной деятельности на краеведческом материале. Слож-

20/Â'//

ности, возникающие в процессе достижения результата, решают проблему активного взаимодействия детей и взрослых, в процессе которого решается главная образовательная задача - воспитание высокодуховного и нравственно устойчивого гражданина своей страны [2; 8].

АННОТАЦИЯ

В статье речь идет о технологии проектирования и организации учебной педагогической практики студентов заочной формы обучения. Основное внимание сосредоточено на форме представления результатов формирования профессиональных компетенций -Портфолио профессиональных достижений и оценивании результата их деятельности на основе технологической карты личностного роста бакалавра. Представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях организации «Кон-курса-квеста цифрового дизайна АРТШКО-ЛА-2016».

Ключевые слова: учебная педагогическая практика, заочная форма обучения, духовно-нравственное воспитание, личностный рост, технологическая карта, информационно-коммуникационные технологии, компетент-ностный подход.

SUMMARY

The article deals with the technology of designing and organization of educational pedagogical practice of students of correspondence form of education. The main attention focused on the form of presentation of the results of the formation of professional competencies -Portfolio of professional achievements and evaluation of the result of their activities on the basis of the technological map of personal growth of the bachelor. The experience of the organization of spiritual and moral education of students in the conditions of the organization of "Competition-Quest for Digital Design ART-SHKOLA-2016" is presented.

Key words: educational pedagogical practice, correspondence form of instruction, spiritual and moral education, personal growth, technological map, information and communication technologies, competence approach.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диденко Л. А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учеб. пособие / изд. 2, доп. и перераб. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. - 174 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тиш-ков. - М.: Просвещение, 2011 - 24 с.

3. Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Мироны-чева В. Ф., Федосеева Н. В. Профессиональное самообразование и личностный рост будущего педагога в условиях инновационного образовательного пространства // Успехи современной науки и образования. - 2016. -Т. 1. - № 7. - С. 114-120.

4. Лёвкина Е. В., Кузина И. В., Мироны-чева В. Ф. Научно-методический контент практики бакалавров в условиях модернизации педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 163.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата: приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426 [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucj iibhv9a.xn--p1 ai/%D0%B4%D0%BE% D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1%82%D1%8B/7995/%D1%84%D0%B0 %D0%B9%D0%BB/7225/Prikaz_%C2%A6_14 26_ot_04.12.2015.pdf.

6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91 [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83% D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8 B/8073/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%B

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B/7375/Prikaz_%E2%84%96_91_ot_09.02.201 6.pdf

7. Федотова Г. А., Игнатьева Е. Ю. Профессионально ориентированные технологии обучения в высшей школе: учеб. пособие / авт.-сост. Г. А. Федотова, Е. Ю. Игнатьева. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - 104 с.

8. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/21341.

I

О. Н. Гончарова, М. Ю. Халилова

УДК 374.31:004.7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

овсеместное использование сети Интернет способствовало изменению привычных методов и сфер коммуникаций, в частности, привело к появлению социальных сетей, которые стали незаменимыми коммуникационными инструментами. Современные тенденции в развитии информационных и коммуникационных технологий меняют многие аспекты процесса образования: от роли участников до форм и методов доставки знаний. Появились перспективы использования социальных сетей в учебных целях. Однако данная практика обладает преимуществами и недостатками, что стало причиной обсуждения в последние годы.

Цель статьи - проанализировать педагогические возможности и функции социальных сетей; рассмотреть преимущества и недостатки применения современных социальных платформ; предложить идеи для решения имеющихся проблем и назвать основные положения, нуждающиеся в детальном исследовании.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена высокими показателями популярности социальных сетей в повседневной жизни, новым уровнем взаимодействия педагога с учеником. Исследования в этой области проводились многими зарубежными и отечественными учеными: Е. Н. Павличевой [7], А. С. Дуж-никовой [3], А. В. Проскуряковым [8], А. В. Фе-щенко [15], М. С. Чвановой [9] и др.

Социальная сеть (от англ. Social networking service) - платформа, онлайн-сер-вис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете [11].

А. С. Дужникова в своей работе выделяет следующий обязательный функционал, имея который, сайт может называться социальной сетью [3]:

- возможность создания индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе;

- возможность многофункционального взаимодействия пользователей: отслеживание присутствия собеседника(-ов) в сети, информирование о просмотре сообщений;

- возможность достижения совместной цели путем кооперации;

- возможность обмена материалами;

- возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов.

Кроме того, портал, позиционирующий себя как социальную сеть, должен быть автоматизированным и предоставлять пользователям удобный функционал для реализации всех названных возможностей.

Согласно статистическим данным, самой популярной сетью в мире остается Facebook. Вторая и третья позиции принадлежат You Tube и Instagram [20]. На территории Российской Федерации большинство пользова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.