Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2292
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / PROBLEM TEACHING TECHNOLOGY / PROBLEM SITUATION / PROBLEM METHODS / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL METHODOLOGICAL METHODS FOR CREATING PROBLEM SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохорт А.В.

В научной статье раскрываются истоки распространения технологии проблемного обучения, основные теоретические исследования по истории развития технологии проблемного обучения, методических приемов создания проблемных ситуаций в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мохорт А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING AND METHODOLOGICAL METHODS FOR CREATING PROBLEM SITUATIONS IN THE PROCESS TRAINING

The scientific article reveals the origins of the distribution of technology for problem-based learning, the main theoretical studies on the history of the development of technology for problem-based learning, methodological techniques for creating problem situations in the learning process.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378

Мохорт А.В., заслуженный артист России

преподаватель военно-дирижёрская кафедра Военный университет МО РФ Российская Федерация, г. Москва

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В научной статье раскрываются истоки распространения технологии проблемного обучения, основные теоретические исследования по истории развития технологии проблемного обучения, методических приемов создания проблемных ситуаций в процессе обучения.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, проблемная ситуация, проблемные методы, педагогические и психологические методические приемы создания проблемных ситуаций.

Mokhort A.V., honored Artist of Russia

senior lecturer Military-Conducting department Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Russian Federation, Moscow

TECHNOLOGY OF PROBLEM TRAINING AND METHODOLOGICAL

METHODS FOR CREATING PROBLEM SITUATIONS IN THE

PROCESS TRAINING

Annotation: The scientific article reveals the origins of the distribution of technology for problem-based learning, the main theoretical studies on the history of the development of technology for problem-based learning, methodological techniques for creating problem situations in the learning process.

Key words: problem teaching technology, problem situation, problem methods, pedagogical and psychological methodological methods for creating problem situations.

Введение:

Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по

мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: - социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Многие ученые говорили об истоках проблемного обучения, и лишь только в 70-х гг. двадцатого века были проведены основные теоретические исследования по истории развития проблемного обучения. Изложение основного материала статьи.

Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики, организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация может быть различной.

По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся:

-неизвестная цель;

-неизвестен объект деятельности;

-неизвестен способ деятельности;

-неизвестны условия выполнения деятельности.

По виду рассогласования информации:

-неожиданности;

-конфликта;

-предложения;

-опровержения;

-несоответствия;

-неопределенности.

По методическим особенностям:

-непреднамеренные;

-целевые;

-проблемное изложение; -эвристическая беседа;

-проблемные демонстрации;

-игровые проблемные ситуации;

-проблемные задания.

Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев и другие.

Технологизация образования и учебно-воспитательного процесса, в частности - это объективная тенденция, которая все более проявляет себя в педагогической практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как преподавателями, так и обучаемыми, управленцами и методистами.

Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закон.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, особую важность, эстетическую красоту и многие другие отличительные качества познаваемого объекта.

Психологическая проблемная ситуация чисто индивидуальная, может быть не слишком трудная задача, проблемные ситуации могут создаваться на разных этапах обучения как в объяснении, так и в текущем контроле.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у обучающихся формируются новые знания, умения, и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

В педагогике высшей школы накоплено большое число перспективных концепций и теорий, которые направлены непосредственно на интенсификацию учебного процесса и усиление заинтересованности в непрерывном самосовершенствовании субъектов обучения. Теория и методика проблемного обучения разработана на основе концепции развивающего обучения (Л.Выгодский, В. Давыдов, Л. Занков и др.), которая исходит из того, чтобы вести обучение на высоком уровне трудностей, быстро, при ведущей роли теории, осознании обучающимися необходимости

активного обучения и учете их особенностей, систематическая работа над постоянным саморазвитием.

Проблемное обучение - такое обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя активную деятельность обучающихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. В результате такого обучения происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, усиливается мотивация обучения, познавательный интерес, а также активизируются мыслительные способности, формируются потребность в дальнейшем развитии, укрепляется уверенность в своих возможностях и способностях.

Проблема - (от греч.) задача-сложный вопрос, задача, требующая решения (С.И.Ожегов); сложный теоретической или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.

Проблема - теоретический или практический вопрос, выражающий противоречие между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями для объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Проблемная задача - понимание необходимости осуществления некоторых познавательных действий с целью получения новых знаний для решения возникшей проблемы.

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется такой же индивидуальный подход.

Эффективность проблемного обучения достигается посредством правильно выстроенной методики создания проблемных ситуаций.

М. Махмутов определяет проблемную ситуацию как интеллектуальное затруднение обучаемого, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить вновь появившееся явление, факт, процесс, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его искать новый способ объяснения или способ действия. По Л. Выготскому, проблемная ситуация может разрешить ее только в пределах своих возможностей, при максимальном задействовании своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

Методические приемы создания проблемных ситуаций: преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения:

-сталкивает противоречия практической деятельности; -излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; -предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций; -побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из

ситуации, сопоставлять факты;

-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-определяет проблемные теоретические практические задания; -ставит проблемные задачи (например с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками и.т.д.).

Для реализации проблемной технологии необходимы: -отбор самых актуальных, сущностных задач;

-определение особенностей проблемного обучения, создание учебной работы;

-построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

-личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность обучающихся. Главные цели проблемного обучения:

1. Развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

Выводы:

Авторы считают, что технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев.

Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности обучающихся в учебном процессе. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества обучающихся. Между ними, возможно, выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий - от трансляции готового знания до проблемного обучения.

В процессе применения технологий целевого назначения очень важно помнить, что цель - важнейший показатель в оценке результатов деятельности.

Использованные источники:

1. Артёмова Т.Н. «Технология проблемного обучения», -М., 2012

2. Махмутов М.И. «Проблемное обучение» Основные вопросы теории, -М., (Педагогика 1975)

3. Омарова А.А. «Современная технология проблемного обучения» М. 2011

4. ТПОО под редакцией И.А.Алёхина, -М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.