Научная статья на тему 'Технология преодоления нарушений письма у учащихся специальной (коррекционной) школы III вида'

Технология преодоления нарушений письма у учащихся специальной (коррекционной) школы III вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМА У СЛЕПЫХ / ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ ПО СИСТЕМЕ БРАЙЛЯ / ЕDUCATIONAL TECHNOLOGY / TEACHING THE BLIND TO WRITE / PREREQUISITES FOR WRITING SKILLS DEVELOPMENT IN BRAILLE / S METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проглядова Галина Александровна

В статье представлена педагогическая технология по преодолению нарушений письма, вызванных смешением букв Брайля, у слепых младших школьников, включающая ряд этапов (предварительный, диагностико-аналитический, коррекционный), приведены результаты реализации данной технологии на базе специальной коррекционной школы III вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF CORRECTION OF WRITING SKILLS DEFECT OF SHOOL CHILDREN IN SPECIAL SCHOOL OF TYPE III

The paper presents the educational technology to correct the defect of writing skills caused by mixing the Braille letters in the case of blind junior school children, including a number of stages (preliminary, diagnostic and analytical, correctional), and shows the results of the implementation of this technology on the base of a special school of type III

Текст научной работы на тему «Технология преодоления нарушений письма у учащихся специальной (коррекционной) школы III вида»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ 111 ВИДА

TECHNOLOGY OF CORRECTION OF WRITING SKILLS DEFECT OF SHOOL CHILDREN IN SPECIAL SCHOOL OF TYPE !!!

Г.А. Проглядова G.A. Proglyadova

Педагогическая технология, формирование письма у слепых, предпосылки для овладения письмом по системе Брайля.

В статье представлена педагогическая технология по преодолению нарушений письма, вызванных смешением букв Брайля, у слепых младших школьников, включающая ряд этапов (предварительный, диагностико-аналитический, коррекционный), приведены результаты реализации данной технологии на базе специальной коррекционной школы III вида.

Educational technology, teaching the blind to write, prerequisites for writing skills development in Braille's methodology.

The paper presents the educational technology to correct the defect of writing skills caused by mixing the Braille letters in the case of blind junior school children, including a number of stages (preliminary, diagnostic and analytical, correctional), and shows the results of the implementation of this technology on the base of a special school of type III.

Исследования В.В. Денискиной, Н.С. Костю-чек, Л.И. Солнцевой и др. [Волкова, 1982; Солнцева, 1999] показывают, что слепые младшие школьники, не прошедшие специальной дошкольной подготовки, испытывают значительные трудности при обучении, втом числе и при овладении письмом по рельефно-точечной системе Брайля. Одними из видов таких трудностей являются зеркальное написание букв, замена букв по пространственному расположению, смешение букв, отличающихся одной точкой. Анализ литературы поданной проблеме позволил нам установить, что в настоящий момент отсутствует методически проработанная система педагогической коррекции данного вида нарушения у слепых школьников, что делает эту проблему актуальной для теории и практики коррекционной педагогики.

Нами под научным руководством Л.П. Уфим-цевой, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, разработана технология коррекции нарушений письма, вызванных смешением букв Брайля у слепых учащихся, которая включает следующие этапы: предварительный, диагностико-аналитический, коррекционно-развивающий.

Задачей предварительного этапа является вы-

явление данных об индивидуальных особенностях ученика. На данном этапе используются такие методы, как изучение медицинской и педагогической документации, беседы с родителями и педагогами. Данные, полученные на предварительном этапе, позволяют простроить стратегию обследования на диагностико-аналитическом этапе, подобрать стимульный материал

Задачей диагностико-аналитического этапа является исследование речевого развития и основополагающих умений для овладения кодом Брайля. Данный этап включает в себя следующее.

Исследование устной речи и общих неречевых процессов у учащихся 1-2 классов по методике Л.С. Волковой [Волкова, 1982, с. 6]; изучение навыков чтения и письма по системе Брайля у учащихся 2 классов посредством адаптированной нами методики И.Н. Садовниковой [Садовникова, 1997, с. 70].

Диагностика сформированности специфических неречевых функций, являющихся базовыми для овладения письмом по Брайлю посредством предложенной нами методики [Уфимцева, 2009, с. 35]. Данная диагностика проводится только с теми учащимися, у которых, во-первых, была выявлена недостаточная сформированность общих неречевых процессов, а во-вторых, выявляются на-

рушения письма по Брайлю в виде «зеркальности», замены букв по пространственному расположению, смешения букв, отличающихся одной точкой.

По результатам проведенной диагностики составляется характеристика речевого развития ребёнка, выявляются дефицитные специфические функции. Учителю 1 класса даются рекомендации по определению дальнейшего пути обучения детей рельефно-точечному шрифту.

Задачами коррекционного этапа являются определение стратегии логопедической работы, осуществление взаимосвязи с другими коррекци онными дисциплинами и общеобразовательными предметами.

Стратегия педагогической работы включает два направления: профилактическое (с учащимися 1 класса} и коррекционное (с учащимися 2 классов).

В профилактическом направлении выделяются следующие подэтапы: подготовительный (развитие пространственных представлений, тактильно-осязательных и двигательных навыков); формирующий (формирование образа букв шрифта Брайля по методике Л.И. Солнцевой [Солнцева,1999]).

Коррекционное направление включает этапы: пропедевтический (совершенствование пространственных представлений, тактильно-осязательных и двигательных навыков); коррекционно-развивающий (уточнение и закрепление образа букв шрифта Брайля; дифференциация смешиваемых букв; практическое применение полученных навыков).

Если учитывать принцип последовательности, то заключительная диагностика на каждом предшествующем этапе является вводной для последующего этапа. Количество занятий по развитию пространственных представлений и навыков осязания будет зависеть от качества выполнения диагностических заданий, т. е. от уровня сформированности этих навыков. Остановимся подробнее на основных этапах работы коррекционного направления.

I этап - пропедевтический. Данный этап включает два подэтапа.

На подэтапе 1.1 совершенствуются такие навыки ориентировки в пространстве, как: определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку; определение про-

странственных соотношении предметов, находящихся сбоку; определение пространственных соотношений между 2-3 предметами, а затем между их рельефными изображениями; определение правого-левого, верхнего-нижнего направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, последовательности предметного ряда.

На подэтапе 1.2 совершенствуются основные двигательные и тактильно-осязательные навыки: координированная работа обеих рук, использование указательного и других пальцев для нащупывания точек, навыки лёгкого и равномерного нажатия на точки шрифта Брайля, навыки непрерывного движения руки по шеститочиям шрифта слева направо и т. д.

Таким образом, на пропедевтическом этапе осуществляется тесная взаимосвязь с коррекцион-ными курсами «Развитие осязания и мелкой моторики» и «Ориентировка в пространстве».

II этап - коррекционно-развивающий. Данный этап включает три подэтапа.

На подэтапе 2.1 происходят уточнение и закрепление глобального образа - представления изучаемой брайлевской буквы по методике Л.И. Солнцевой [Солнцева, 1999]. Работа над каждой буквой проходит ступенчато:

- совершенствование сенсорной базы для успешного овладения шрифтом Брайля (создание зрительного и тактильного образа буквы с использованием наглядных пособий разного масштаба);

- анализ структуры глобального образа (установление места точек в составе каждой из букв, усвоение их нумерации при письме и чтении; сравнение различных знаков кода Брайля по их общему образу, форме, структурному составу, пространственному положению);

- формирование точного образа букв кода Брайля (по количеству точек, входящих в букву; по правильному расположению точек, образующих специфическую форму каждой буквы; ориентированию в шеститочии).

На подэтапе 2.2 происходят дифференциация смешиваемых букв азбуки Брайля и их закрепление при написании букв, слогов, коротких слов. На этом этапе проводятся работа по совершенствованию осязания для чтения брайлевского шрифта, закрепление точного образа букв. Здесь

важна связь с программным материалом по русскому языку.

На подэтапе 2.3. осуществляется практическое применение полученных навыков. На данном этапе совершенствуются умения воспринимать и представлять каждую изученную букву в двух положениях: при чтении и письме. Реализуется тесная связь данной коррекционной программы с программным содержанием уроков русского языка того класса, в котором обучается ученик. Различение смешиваемых букв проводится в такой последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте, что не противоречит современным требованиям логопедии.

Ниже приведены результаты реализации кор-рекционного направления логопедической работы. В нашем исследовании принимали участие 8 учащихся 2 классов. Все школьники имели остроту зрения от 0 до 0,04 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, определяющую их статус «слепой ребенок». Основанием для отбора этих учащихся для коррекционной работы служили результаты проведённой диагностики основополагающих умений для письма по системе Брайля (у учеников был недостаточный и низкий их уровень). Выполнение учащимися каждого диагностического задания, соответствующего этапу коррекционной работы, оценивалось нами по 4-балльной шкале - от 0 (минимальный балл) до 3 баллов (максимальный балл). Суммарное количество баллов, набранных по итогам выполнения заданий каждой серии, позволило распределить детей по уровням сформированное™ исследованных функций (успешный, достаточный, недостаточный, низкий).

Результаты работы, проведенной на подэтапе 1.1, представлены на рис. 1.

НЕЕ

О О О И 0 00

—, ш- —^

| исходные показатели

показатели

Л*

4

Рис. 1. Уровневые показатели выполнения заданий на сформированность навыков ориентировки на плоскости (в % от общего количества учащихся)

Из результатов, представленных на рис. 1, видно, что на начало пропедевтического этапа коррекционной работы у всех учащихся, имевших вышеуказанные проблемы при обучении письму по Брайлю, был диагностирован недостаточный уровень сформированности навыков ориентировки на плоскости. Так, 37,5 % учащихся испытывали значительные затруднения при выполнении заданий на нахождение сторон «справа посередине», «слева посередине», а 62,5 % учащихся ещё и смешивали понятия и направления «право-лево». После реализации данного подэтапа работы у всех учащихся показатели стали соответствовать успешному уровню, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет способствовать более успешному овладению письмом по Брайлю.

На рис. 2 представлены результаты выполнения заданий на сформированность двигательных и тактильно-осязательных навыков.

I исходные показатели

итоговые показатели

Рис. 2. Уровневые показатели выполнения заданий на сформированность двигательных и тактильно-осязательных навыков (в % от общего количества учащихся)

Из результатов, представленных на рис. 2, следует, что в начале реализации подэтапа 1.2 у 75 % учащихся был выявлен низкий уровень сформированности навыков осязания, сопряжённого движения рук на плоскости, лёгкого касания рельефного шрифта руками. У 25 % учащихся обнаружен недостаточный уровень развития изучаемых показателей, что проявилось в ряде трудностей: распознавании рельефных точек, линий, выполненных на бумаге рельефно-точечным шрифтом; нахождения определённой буквы (искали ее одной рукой, использовали только указательные пальцы для ощупывания точек), обеспечения непрерывного движения руки по брайлевской строке, перехода с одной строки на другую (часто соскальзывали со строки, затруднялись найти следующую).

Как следует из рис. 2, к концу подэтапа 1.2 изучаемые показатели у учащихся заметно улучшились. Так, у 37,5 % был отмечен успешный уровень. Но вто же время большее количество учащихся (62,5%) были нами отнесены к «достаточному» уровню, что не позволяет говорить о полной сформированное™ исследуемых навыков, хотя их будет достаточно для обучения письму по Брайлю.

Таким образом, полученные результаты свидетельствует о том, что к концу пропедевтического этапа работы учащиеся имели «успешный» и «достаточный» уровни сформированности навыков осязания и сопряжённого движения рук на плоскости, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет способствовать более успешному овладению письмом по Брайлю.

Результаты реализации подэтапов 2.1, 2.2 кор-рекционного этапа представлены на рис. 3, где отражены итоги работы по уточнению и закреплению образа брайлевской буквы, которые оценивались при помощи следующих заданий: найти определённую букву среди сходных; показать правильно изображённую букву; исправить букву, написанную неправильно.

I исходные показатели

н итоговые показатели

Рис. 3. Уровневые показатели выполнения заданий на уточнение и закрепление образа брайлев-ских букв (в % от общего количества учащихся)

Как следует из рис. 3, большинство учащихся (87,5%) вначале показали низкий уровень. Наибольшие трудности отмечались при выполнении заданий, направленных на показ правильно изображённой буквы, на исправление неправильно написанных букв.

В конце подэтапа 2.2 коррекционной работы у 37,5 % учащихся отмечен успешный уровень выполнения заданий, что свидетельствует о сформированности у них образов-представлений брай-левских букв.

Но в то же время большое количество учащихся (62,5 %) были отнесены к «достаточному» уров-

ню, что не позволяет говорить о полной сформированности исследуемого навыка. Так как свои ошибки ученики сами замечают и исправляют, то закрепить данный навык можно на следующем подэтапе коррекционно-развивающей работы.

Результаты реализации подэтапа 2.3 представлены на рис. 4, где отражены итоги работы по обучению учащихся практическому применению полученных навыков.

-62:5-

#

_в исходные

— показатели

Р'и итоговые показатели

Рис. 4. Уровневые показатели выполнения задания на дифференциацию смешиваемых брайлев-ских букв (в % от общего количества учащихся)

Из результатов, представленных на рис. 4, видно, что большинство учащихся (62,5 %) на начало данного подэтапа коррекционной работы были отнесены к недостаточному уровню, они допускали ошибки на смешение букв рельефно-точечной системы Брайля; не замечали их самостоятельно, но при указании на них исправляли. 37,5 % учащихся были отнесены к низкому уровню, так как допускали ошибки на смешение букв рельефно-точечной системы Брайля; не замечали их самостоятельно, при указании на них не исправляли.

К концу подэтапа 2.3 были получены следующие данные. Из результатов, представленных на рис. 4, видно, что 75 % учащихся были отнесены к успешному уровню, так как не допускали специфических ошибок. «Достаточный» уровень был выявлен у 25 % учащихся; у них в диктанте изредка встречались специфические ошибки, вызванные смешением букв рельефно-точечной системы Брайля, но данные ошибки ученики самостоятельно находили и исправляли.

В заключение представим результаты сравнительного количественного анализа специфических ошибок, допущенных учащимися 2-х классов при письме по Брайлю на начало и конец реализации педагогической технологии, которые отражены в таблице.

Таблица

Количество ошибок, допущенных в письменных работах учащимися 2 классов школы III вида на начало и конец эксперимента

Виды Начальный (ис- Итоговый уро-

ошибок ходный) уровень вень (кол-во

при письме (кол-во ошибок/ ошибок/ кол-во

кол-во чел.) чел.)

Буквы, сходные

по написанию 28/6 чел. 3/3 чел.

право-лево

Буквы, сходные

по написанию 21/ 6 чел. 0

верх-низ

Буквы, отлича-

ющиеся одной 7/4 чел. 0

точкой

Анализируя ошибки, допущенные в работах учащихся 2 классов на начало эксперимента, можно выделить следующие часто встречавшиеся замены букв стойкого характера: Е -И, О - Э - у 75 % учащихся, Н-Я, У - X, М-У-у 62,5 % учащихся, Ч-Ъ, Н - Ы - у 50 % учащихся, Т-Ю, В-Р, М-Ф-у 37,5 % учащихся, Д - Ф, Ж - X, 3 - Ы, С - Ш, Ъ - Ь -у 12,5% учащихся. Наименьшее количество ошибок было допущено учащимися при письме букв, отличающихся одной точкой (7 ошибок), в основном это следующие пары букв: К-Л, М-П, М-Н.

После опытного обучения письменные работы у данных учащихся стали успешнее. Они не допустили ошибок при написании букв, отличающихся одной точкой; букв, сходных по написанию верх-низ; но остались трудности при написании

букв е - и, что наблюдалось в 3-х работах. На наш взгляд, это связано как с большим сходством расположения точек этих букв в брайлевской клетке, так и с трудностями анализа слов с этими буквами, т. е. в выборе написания безударного гласного.

Таким образом, реализация разработанной нами технологии педагогической коррекции нарушений письма, вызванных смешением букв системы Брайля, у слепых младших школьников показала ее достаточную эффективность.

Библиографический список

1. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982. 70 с.

2. Проглядова Г.А., Уфимцева Л.П. Изучение сформированности основных предпосылок к овладению письмом по системе Брайля у незрячих младших школьников // Специальное образование. 2010. № 3. С. 50-59.

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: ВЛАДОС, 1997. 256 с.

4. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. М.: Экспресс - Полиграф - Сервис, 1999. 30 с.

5. Уфимцева Л.П., Проглядова Г.А. Преодоление нарушений письма, вызванных смешением букв рельефно-точечной системы Брайля, у незрячих младших школьников // Коррекци-онная педагогика. 2009. № 5. С. 35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.